Иверская икона Божией Матери, XVII век, Новодевичий Монастырь Об отношении к иконописанию на Афоне говорит грамота Иверского монастыря, сопровождавшая в Москву копию Иверской чудотворной иконы Божией Матери: «Как есми приехал в наш монастырь (настоятель Пахомий), собрав всю свою братию 365 братов и сотворили есьмя великое молебное пение с вечера и до света и святили есмя воду со св. мощами и святою водою обливали святую чудотворную икону Пресвятыя Богородицы старую Портаитскую и в великую лохань ту святую воду собрали и собрав паки обливали новую деку, что сделали всю от кипариснаго древа, и опять собрали ту святую воду в лохань и потом служили божественную и святую литургию с великим дерзновением и после святой литургии дали ту святую воду и святыя мощи преподобному иконосвященнику и духовному отцу господину Ямвлиху Романову, чтобы ему, смешав святую воду и святыя мощи с красками, написати святую и священную икону». Далее в грамоте описывается, что иконописец употреблял пищу только в субботу и воскресенье, а «братия по-дважды в неделю совершали всенощныя моления и по вся дни литургии».
Св. Димитрий, XIV век, монастырь Ватопед, автор Мануил Панселинос На Святой Горе Афон находится богатейшее собрание византийской и поствизантийской иконописи. По этим работам можно проследить историю рукописных икон на Афоне и в Греции. Наиболее древние работы датируются XI веком, это иконы пяти мучеников Севастийских и св. Пантелеимона в монастыре Великая Лавра, мозаики «Благовещение» и «Деисус» в Храме Ватопедского монастыря. С XII века сохранились мозаичные иконы Св. Георгия и Св. Димитрия в монастыре Ксенофон, Богоматерь Одигитрия в Хиландаре, икона св. Николая в Ставрониките.
В XIII-XIV в.в. распространение получили иконы македонской школы с центром в Салонниках. Они отличаются реализмом в написании образов и стремлением отобразить их переживания и внутренний мир. Больше внимания стало уделяться композиции заднего плана, появились пейзажи в качестве фона икон. Ведущим иконописцем македонской школы был Мануил Панселинос, кисти которого приписываются фрески в соборе Протата, монастырях Ватопед, Пантократор, Великая Лавра. Множество фресок и икон македонской школы находится в Хиландаре и других монастырях Афона.
Спас Вседержитель, XIII век, монастырь Хиландар После падения Константинополя икона стала предметом самоидентификации православных греков в Османской империи и одним из средств их укрепления в вере. Иконопись стала запрещенным искусством, немало греков приняли мученическую смерть с иконами в руках. Но Святая гора Афон и при османах осталась монашеской республикой, живущей по Византийским уставам. Еще до падения Константинополя афонские монахи получили охранную грамоту Мурада II. В условиях запрета православия в Османской империи афонские монахи сохраняли традиции иконописи и продолжали росписи афонских монастырей. Отдельные заказы на рукописные иконы поступали из Москвы, провозгласившей себя к тому времени третьим Римом. Так в 1647 г. на Афоне по заказу тогдашнего архимандрита Новоспасского монастыря Никона, будущего патриарха, была написана копия Иверской иконы Божией Матери. Эта икона находится сейчас в Новодевичьем монастыре в Москве.

Центром иконописания в XV-XVII веках стал Крит, куда в 1453 году под защиту венецианцев бежали многие художники. В ранний период критская школа характеризовалась аскетичным и строгим стилем иконографии, благородством ликов. Ведущим иконописцем этого направления был Феофан Стрилитсас из Ираклиона, который расписывал Храм Великой Лавры, а также монастырь Ставроникита в 30-е годы XVI века. Другие известные иконописцы критской школы Михаил Дамаскин, Ефросинос, Теофанис расписывали монастыри Ставроникита, Дионисиат, Великую Лавру. Впоследствии на художников Критской школы оказала большое влияние культура Ренессанса. В многочисленных иконописных мастерских Крита писалось до тысячи икон в год по заказам не только православных монастырей и греческой диаспоры в Средиземноморье, но и католических монастырей и общин Италии. При этом стиль икон для православных и католиков очень отличался. Критские иконописцы стали по примеру художников Ренессанса подписывать свои иконы. Искусствоведы насчитывают более 80 художников критской школы, среди них Доменикос Теотокопулос, ставший известным в Испании под именем Эль Греко — «Грек».

В XVIII веке в греческом иконописании появились две тенденции — возврат к традициям Византии и появление школы мастеров из Эпира (Янина и Кастория). Византийские традиции на Афоне возрождал монах Дионисий из Фурна, живший в одной из келий в Кареасе. Он написал множество фресок и икон, которые можно сейчас найти в монастырях Каракалла, Ватопед и музеях Греции. Дионисий оставил после себя много учеников и последователей.
Работы художников из Эпира отличало сильное влияние народных мотивов и включение элементов барокко в свои работы. Но уже к концу XVIII века их вытеснила более традиционная школа мастеров-иконописцев из Галатиста в Халкидики.
В XIX веке Греция при помощи братской России освободилась от османского ига. На Афоне возродился Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, появились многочисленные русские скиты. Тысячи русских монахов связали свою жизнь с Афоном. Среди них были десятки талантливых художников-иконописцев. Иконописные мастерские Свято-Пантелеимонова монастыря, Андреевского скита и скита Белозерка писали иконы в узнаваемом стиле академического письма. Даже сейчас практически в каждом российском храме можно найти высоко чтимые афонские иконы. После революции монастыри и скиты потеряли связь с родиной и постепенно пришли в запустение. Традиции иконописи сохранились только в скиту Белозерка. Сейчас он Называется Буразери, там обитают греческие монахи и принадлежит он монастырю Хиландар. С уходом из жизни русских мастеров и пополнением братии за счет греков скит стал одним из центров греческого иконописания.
В XIX-XX веках появилось направление народной иконы, где сильно влияние фольклорных балканских мотивов. Они пишутся народными мастерами и до сих пор популярны в сельских районах Тракии и Македонии.
Множество икон, находящихся на Афоне, прославились своими чудесами. Наиболее известные из них «Достойно Есть» в храме Протата в столице Афона Кареас, икона «Вратарница» в часовне Иверского монастыря, икона «Троеручица» в монастыре Хиландар, икона «Скоропослушница» в монастыре Дохиар, икона «Геронтисса» в монастыре Пантократор, икона «Ктиторисса» и «Отрада и утешение» в монастыре Ватопед, икона «Кукузелисса» в Великой Лавре, иконы «Гликофилусса» в монастыре Филофей и «Одигитрия» в монастыре Костамониту.
Современные греческие иконы очень разнообразны. Гости Греции чаще всего видят писаные скорописью иконы в магазинах сувениров. Но традиции византийской иконописи сохранились в Афонских и многих других монастырях Греции, где, как и много веков назад пишут иконы с молитвой и благоговением. Как и в старину, многие российские храмы заказывают на Афоне копии известных чудотворных икон. Греческие мастера-иконописцы славятся также своим искусством шелкографии. Это дает им возможность делать более доступные работы красками по золоченному левкасу, максимально приближаясь к многовековым канонам иконописания.
Икона Божией Матери «Одигитрия», XVI век, Иверский монастырь, автор Теофанис Критский
Икона «Благовещение», XVI век, монастырь Ставроникита, автор Теофанис Критский
Икона Божией Матери «Параклисис», XVIII век, монастырь Пантократор, автор Михаил Салоникийский

Святыни Афона недоступны очень многим в России, а женщинам въезд на Святую Гору запрещен. Поэтому, в рамках Года Греции в России, планируется выставка «Сокровища Афона. Шедевры и святыни из монастырей святой горы Афон».

Критская живопись – это художественные изображения, оставленные художниками острова Крит на стенах зданий (фрески), в росписи сосудов (вазопись).

Критяне рисовали по сырой штукатурке, используя полихромию. Полихромия – многоцветие, смешение красок. В основном использовался белый и красный цвета. Но фасады зданий могли быть покрыты чёрной, охристой и голубой штукатуркой. Внутри зданий стены расписывались красной, белой, чёрной, жёлтой, синей, зелёной красками.

В живописных произведениях критских мастеров не было установленных канонов. Их работы отличались глубоким сочетанием условностей и реальных изображений жизни человека и природы. Критяне – живописцы создавали «полотна», где находили отражение парадная, праздничная красота и техническое совершенство в прорисовке деталей.

Критские фрески

Сохранившиеся настенные изображения критских мастеров рассказывают об излюбленных образах и тематиках фресковой живописи.

В центре внимания всегда была женщина. Женщина (жрица или богиня) – главное действующее лицо всех праздничных или священных действ. Она изображалась в образе матроны, матери. Женская фигура была наделена большим тяжёлым бюстом, который обнажался в зависимости от производимых священных ритуалов. Женщина была выше ростом, сильнее нарисованного рядом мужчины (паредра).

Вместе с женской фигурой просматривались изображения юношей, подростков и божественных младенцев, её сыновей. Как правило, нарисованный мужчина был ведомый женщиной, пассивный персонаж.

Главный вход Кносского дворца, Коридор Процессий, украшала роспись, изображающая праздничное мероприятие по случаю встречи нового года. На ней нарисованы мужские фигуры, подносящие богине дары и одежды. В качестве даров юноши несли драгоценные сосуды, специальным подарком была критская юбка-брюки. Богиня – жрица стоя принимала подношения, в руках у неё были атрибуты власти – лабрисы (двойные секиры).

Изображение природы на фресках

Изображённые на фреске гора и дерево могли олицетворять критскую богиню. Это были универсальные символы, каждый из которых нёс определённую смысловую нагрузку. Цветы лилии – образ старой, готовящейся к смерти богини. Деревья, травы, цветы играли в критской росписи огромную роль, являясь выражением чего-то тайного, непостижимого, божественного, неприкосновенного.

Природа изображалась в 2-х формах: естественная, охраняемая богами и культурная, созданная человеком в условиях среды его проживания.

На знаменитой кносской фреске «Собиратель крокусов» нарисованы цветы, которые растут на настоящих холмах и горных склонах. Те же изображения можно увидеть на других росписях: «Синяя птица», «Обезьяна и птица».

Для критских художников природа божественна и священна, потому наполнена особой красотой и величием.

Слово «икона» означает по-гречески «образ», «изображение». Она должна была напоминать о том образе, который возникает у молящегося человека. Это «мост» между человеком и божественным миром. Икона – это искусство, зародившееся в Византии в IV в. и распространившееся на весь православный мир. Икона изначально возникла от фаюмских портретов. Фаюмский портрет — часть погребального восточного культа. Такие портреты выполнялись в технике энкаустики восковыми красками, вжигаемыми в фон, что придавало портрету телесную теплоту. Именно от фаюмских портретов иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. Золотой цвет воспринимался как божественный не только глазом, но и разумом. Верующие называют его «фаворским», ибо, согласно библейской легенде, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал в ослепляющем золотом сиянии.
Для передачи духовности, божественности земных образов в христианском искусстве сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета называемый иконографическим каноном. Существует христианская символика цвета, основы которой разработал византийский писатель Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, начало и конец спектра» означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой — цвет неба, чистоты. Красный — божественный огонь, цвет крови Христа, в Византии это — цвет царственности. Зеленый — цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому двету. Белый — обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный — это сокровенные тайны Бога.
Христос неизменно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще — гиматии, а Богоматерь — в темно-синем хитоне и вишневом покрывале — мафории. К канонам изображения относится и обратная перспектива. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется, как бы «разворачивается» на зрителя. Изображение «движется» к человеку, а не от него.
Пропорции фигур.
Известные с античных времен пропорции человеческого тела сознательно нарушаются. Фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше, плечи сужаются, пальцы рук и ногти удлиняются. Все тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды.
Тип лица и выражение
Овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот — мелкими (нос — с горбинкой), глаза — большими, миндалевидными. Взгляд — строгий и отрешенный, святые смотрят мимо зрителя или сквозь него.
Внешность и поза
Внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, позы, которые они могут принимать, строго определены. Так, апостола Иоанна Златоуста следует изображать русым и с короткой бородой, а Святого Василия — темноволосым с длинной заостренной бородой. См. также Иконография Богоматери, Иконография Христа.
Иконография основных образов, как и приемы и методы иконописи сложились уже к концу иконоборческих времён. В византийскую эпоху выделяют несколько периодов, отличающихся стилем изображений: «Македонский ренессанс» X, первой половины XI века, иконопись Комниновского периода 1059—1204 годов, «Палеологовский ренессанс» раннего XIV века.
XIII век
Расцвет иконописи был прерван крестовыми походами, которые разграбили Константинополь. Несмотря на это иконопись продолжала развиваться. XIII век ознаменован несколькими важными стилистическими явлениями.
Условно это явление называют «искусство около 1200 года». На смену линейной стилизации и экспрессии в иконопись приходит спокойствие и монументализм. Изображения становятся крупными, статичными, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. К началу XIII века относится ряд икон из монастыря св. Екатерины на Синае: «Христос Пантократор», мозаичная «Богоматерь Одигитрия», «Архангел Михаил» из деисуса, «свв. Феодор Стратилат и Димитрий Солунский». Во всех них проявляются черты нового направления, делающие их отличными от образов комниновского стиля.
В то же время возник новый тип икон — житийные. Если раньше сцены жития того или иного святого могли изображаться – например, на створках складней-триптихов,- то теперь сцены жития стали размещать по периметру средника иконы, в котором изображён сам святой. В собрании на Синае сохранились житийные иконы святой Екатерины (ростовая) и святителя Николая (поясная).
Во второй половине XIII века в иконописи преобладают классические идеалы. В иконах Христа и Богоматери из монастыря Хиландар на Афоне (1260-е гг.) присутствует правильная, классическая форма, живопись сложная и гармоничная. В образах нет никакого напряжения. Напротив, живой и конкретный взгляд Христа спокоен и приветлив. В этих иконах византийское искусство подошло к максимально возможной для себя степени близости Божественного к человеческому. В 1280-90 гг. искусство продолжало следовать классической ориентации, но вместе с тем, в нём появилась особенная монументальность, мощь. В образах проявился героический пафос. Однако, из-за чрезмерной интенсивности несколько убавилась гармония. Яркий пример иконописи конца XIII века — «Евангелист Матфей» из галереи икон в Охриде.
Мастерские крестоносцев
Особое явление в иконописи представляют собой мастерские, созданные на востоке крестоносцами. Они соединяли в себе черты европейского (романского) и византийского искусства. Здесь западные художники перенимали приёмы византийского письма, а византийцы исполняли иконы по заказу крестоносцев. В результате получался интересный сплав двух разных традиций, разнообразно переплетавшихся в каждом отдельном произведении. Мастерские крестоносцев существовали в Иерусалиме, Акре, на Кипре и Синае.
Палеологовский период.
Основатель последней династии Византийской Империи — Михаил VIII Палеолог — в 1261 году вернул Константинополь в руки греков. Его преемником на престоле стал Андроник II (годы правления 1282—1328). При дворе Андроника II пышно расцвело изысканное искусство, соответствующее камерной придворной культуре, для которой была характерна прекрасная образованность, повышенный интерес к античной литературе и искусству.
Палеологовский ренессанс — так принято называть явление в искусстве Византии первой четверти XIV века.
Иконопись приобретает другие формы под влиянием античности. Именно тогда создаются миниатюрные мозаичные иконы, предназначенные либо для небольших, камерных капелл, либо для знатных заказчиков. Изображения на таких иконах необыкновенно красивы и поражают миниатюрностью работы. Образы либо спокойные, без психологической или духовной углубленности, либо наоборот остро характерные, как будто портретные.
Сохранилось также много икон, написанных в обычной, темперной технике.
Все они разные, образы никогда не повторяются, отражая различные качества и состояния. Шедевром этой эпохи является икона «Двенадцать апостолов» из собрания Музея изобразительных искусств им. Пушкина. В ней образы апостолов наделены такой яркой индивидуальностью, что, кажется, перед нами портрет учёных, философов, историков, поэтов, филологов, гуманитариев, живших в те годы при императорском дворе.
Для всех перечисленных икон характерны безупречные пропорции, гибкие движения, импозантная постановка фигур, устойчивые позы и легко читающиеся, выверенные композиции. Присутствует момент зрелищности, конкретности ситуации и пребывания персонажей в пространстве, их общения.
Появилось множество новых сюжетов, программы стали насыщены сложной символикой, связанной с толкованием Священного Писания и литургическими текстами. Начали использоваться сложные символы и даже аллегории. В Константинополе сохранилось два ансамбля мозаик и фресок первых десятилетий XIV века — в монастыре Поммакаристос (Фитие-джами) и монастыре Хора (Кахрие-джами). В изображении различных сцен из жизни Богоматери и из Евангелия появились неизвестные раньше сценичность, повествовательные подробности, литературность.
Период споров о Фаворском свете.
В 30-40 гг. XIV века ситуация в духовной жизни Византии изменилась, что сразу же отразилось на характере иконописи.
Для икон времени споров характерна напряжённость в образе, а в плане художественном — отсутствие гармонии, лишь недавно так популярной в изысканном придворном искусстве. Примером иконы этого периода является поясной деисусный образ Иоанна Предтечи из собрания Эрмитажа
Вторая половина XIV века
В 50-х гг. XIV века византийская иконопись переживает новый подъем. Из икон уходят напряженность и сумрачность, проступавшие в произведениях 30-40 гг. Однако теперь красота и совершенство формы сочетаются с идеей преображения мира Божественным светом. Тема света в живописи Византии всегда так или иначе имела место. Свет понимался символически как проявление Божественной силы, пронизывающей мир. И во второй половине XIV века такое понимание света в иконе стало тем более важным.
Прекрасным произведением эпохи является икона «Христос Пантократор».
Изображение удивляет как внешней красотой живописи, совершенством в передаче формы лика и рук, так и очень индивидуальным образом Христа, близким и открытым для человека. Краски иконы как будто пронизаны внутренним свечением. Помимо этого свет изображен в виде ярких белильных штрихов, ложащихся на лик и руку. Так наглядно изобразительный приём передаёт учение о Божественных энергиях, пронизывающих весь мир. Прием этот делается особенно распространённым.
После 1368 года написана икона самого святителя Григория Паламы (ГМИИ им. Пушкина), прославленного в лике святых.
Его образ также отличается просветлённостью, индивидуальностью и содержит подобный же приём белильных «движков» или «светов».
Близок к образу Христа икона архангела Михаила из Византийского музея в Афинах, икона Богоматери Перивлепты, хранящаяся в Сергиевом Посаде и многие другие.
Живопись некоторых богата сочными оттенками цветов, других же несколько более строга.
Слабость Византийской империи и опасность турецкого завоевания способствовали большой эмиграции художников. В этот период византийские мастера выполняют заказы в самых разных частях православного мира, в том числе на Руси. Благодаря этому, в отечественных собраниях хранится много первоклассных византийских икон этого времени.
В 80-90 гг XIV века создаётся большой деисусный чин, состоящий из 7 поясных икон и заказанный в Константинополе для Высоцкого монастыря в Серпухове. В настоящее время 6 из этих икон хранятся в Третьяковской Галерее. («Иоанн Предтеча»).
Несомненно греческой работой, приписываемой Феофану Греку, являются иконы из ростового деисусного чина конца XIV века, стоящие сейчас в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля. Они ещё крупнее и величественнее, чем иконы из Высоцкого монастыря. Образ Богородицы из этого чина очень похож на Донскую икону Богоматери, также приписываемую Феофану.
Донская икона отличается большей мягкостью исполнения и камерностью образов.
Камерное направление существовало параллельно с большими монументальными образами. Хрупкость форм и деликатность цвета смягчают классическую форму. В иконе необычно много теплого душевного чувства, сменившего принятую сосредоточенность образов.
Искусство начала XV века.
В последние десятилетия перед взятием Константинополя турками в 1453 году художественная жизнь в Византии не сбавляла своей интенсивности. В ней продолжали существовать разные по характеру течения.
Характерными чертами первой половины XV века является мелкость форм, хрупкость пропорций, тонкие и гибкие линии пробелов. Все это создает особую выразительность, даже пронзительность образов, характерную для XV века.
Напротив, пример красоты и гармонии даёт небольшая икона «Троица».
Идеально построенная композиция с плавными, перетекающими друг в друга линиями, и звучный яркий цвет создают в этой иконе ощущение неземной красоты.
Лучшие качества византийского искусства начала XV столетия воплотились в творчестве великого русского иконописца — преподобного Андрея Рублева.
Иконопись Византийской империи была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. Византийская художественная культура не только стала родоначальницей некоторых национальных культур (например, Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования оказывала влияние на иконопись других православных стран: Сербии, Болгарии, Македонии, Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта. Также под влиянием Византии находилась культура Италии, в особенности Венеции. Важнейшее значение для этих стран имели византийские иконографии и возникавшие в Византии новые стилистические течения.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *