Текст Ст. 14 Конституции РФ в действующей редакции на 2018 год:

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к Ст. 14 Конституции Российской Федерации

1. Все государства мира с точки зрения взаимоотношений между государственной властью и церковью делятся на три неравные группы:

теократические (от гр. theos — бог, kratos — власть) — форма правления, при которой политическая власть принадлежит главе церкви, духовенству (например, Ватикан);

клерикальные (от лат. clericalis — церковный) — форма правления, при которой государство с церковью не слито, но последняя через законодательные институты, в том числе конституционные нормы, активно влияет на государственную политику, а школьное образование в обязательном порядке включает изучение церковных догматов (Италия, Великобритания);

светские — государства, где церковь отделена от государства, а школа от церкви (Франция, Россия, Турция).

Большинство демократических государств мира относится к числу клерикальных, где доминирующую роль играет традиционно сложившаяся вера, к которой принадлежит большинство граждан данного государства, но конституционно закреплена свобода совести и вероисповедания, свободно действуют иные конфессии, чье учение не противоречит законам данного государства. Что касается светских государств, то их формирование предопределено субъективно-историческими процессами, происходившими в конкретных государствах.

Как известно, православие (христианство кафолическое, восточного исповедания), заимствованное князем Владимиром в Восточной Византии, было направлено на создание Русского централизованного государства, объединение народа вокруг великокняжеской власти. В силу названных причин, православие превратилось в доминирующую религию преимущественно славянского и иного населения России, атрибутивно связанную с правящей властью. На определенном этапе (17 марта 1730 г.) Русская православная церковь был подчинена Святейшему Правительствующему Синоду, превратившему церковь в политический институт, подчиненный власти государства. Такое положение действовало до победы октябрьской социалистической революции. Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 20 января 1918 г.

Статья 14 Конституции России

«Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Россия провозглашалась светским государством, Синод упразднялся, все имущество церкви объявлялось национальным достоянием, а церковь и ее учреждения лишались статуса юридического лица. В обществе провозглашалась свобода совести, а религия становилась частным делом граждан России*(54).

На столь резкий шаг по отношению к церкви большевиков подвигнуло небезосновательное опасение возможности реставрации самодержавия в России изнутри при поддержке Русской православной церкви, поэтому цель, которую преследовал Декрет, — максимально ослабить экономические и духовные позиции церкви в пока еще политически слабом Советском государстве.

Впоследствии все конституции, принятые в советское время, подтвердили светский характер российского государства. Действующая Конституция также не стала исключением. Комментируемая статья провозгласила Российскую Федерацию светским государством. Термин «светский» (введен в оборот Мартином Лютером в трактате «О светской власти», 1523 г.), означающий «мирской, гражданский, не религиозный», не слишком удачен с точки зрения юридической точности, но применяется для определения рассматриваемого предмета с незапамятных времен и означает противоположность всему духовному, религиозному.

Светский характер государства раскрывается через указание на запрет установления какой-либо религии в качестве государственной или обязательной. При этом термин «религия» универсальный, означающий совокупность духовных ценностей, вероучений, основанных на их божественном происхождении. Однако Россия — государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены почти все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений. Возвышение даже наиболее востребованного населением учения о Боге — православия, означает оскорбление религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм, иудаизм и другие вероучения. Таким образом, действующая Конституция пошла дальше провозглашения страны светским государством, а Россия, как демократическое государство, встало на позиции веротерпимости и толерантности по отношению к религиозной жизни населения, чего нельзя сказать о ряде представителей официальных духовных властей. В последнее время Русская православная церковь, при определенном попустительстве власти светской, занимает резко наступательную позицию в вопросах распространения веры, возвращения церковных ценностей и собственности, вмешивается в политическую, законодательную, образовательную сферы жизни общества. Такую деятельность нельзя назвать соответствующей Конституции и закону. Более того, это порождает религиозные, а вместе с ними национальные конфликты, способствует росту шовинистических и расистских настроений в обществе.

2. Вторая часть комментируемой статьи развивает характеристику России как светского государства, устанавливает равенство религиозных объединений и принцип их отделения от государства. Здесь надо иметь в виду различия между церковью как организационной формой отправления культов и религиозных церемоний и религией как совокупностью духовных ценностей, основанных на божественном происхождении. Согласно ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозное объединение — это добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповеданием, совершением богослужений и других религиозных обрядов и церемоний, обучением религии и религиозным воспитанием своих последователей*(55).

Отделение от государства означает, что государство не вправе вмешиваться в дела церкви, если ее организации не нарушают законы Российской Федерации, а церковь не вправе вмешиваться в осуществление политической власти и иную деятельность государства. Хотя положения ст. 14 явно демонстрируют юридическую преемственность названному выше Декрету СНК РСФСР, в ней, к сожалению, отсутствует указание на отделение школы от церкви. Это досадное, на наш взгляд, упущение позволяет отдельным священнослужителям пытаться навязывать государственным и муниципальным школам, в нарушение Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», необходимость преподавания учебного курса закона Божьего. Еще раз подчеркнем: религия, в том числе религиозное обучение и воспитание, — частное дело ребенка и его законных представителей. Само религиозное обучение может осуществляться в организованной форме, но в специализированных учебных заведениях, учрежденных исключительно для выполнения этой цели, на добровольных началах (см. комментарий к ст. 28).

КАЛИНИГРАДСКИЙ ПОГРАНИЧНЫЙ ИНСТИТУТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО РОССИИ

ТЕМА: ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ.

Выполнил:

Студент 67/1 учебной группы

Иванова Вера Викторовна

Научный руководитель:

Дата сдачи:

Оценка:

Калининград 2008

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Роль церкви в обществе…………………………………………………………6

1.1 ВИДЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЦЕРКВИ……………………………………………7

1.2 ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ ОТ ГОСУДАРСТВА…………………….9

ГЛАВА 2. Свобода вероисповедания……………………………………………………..15

1.1.ГАРАНТИИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ……………………………………16

2.1 ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………………………………………………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………….23

ВВЕДЕНИЕ.

В истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: соперничества и открытого противоборства, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.

Соотношение светской и церковной властей красной нитью проходит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации общественных представлений о социальных функциях религиозной идеологии.В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.

По опросам ФОМ, проводимым с 1997 г., доля православных в России колеблется в рамках 53-60%, мусульман — 4-8%. Не считают себя верующими — 24-37%; однако, никогда не молится половина россиян, т.е. и часть тех, кто назвал себя православным. По последнему опросу, проведённому в марте 2005 г., православных — 59%, мусульман — 5%, неверующих — 30%. При этом 63% поддерживают введение изучения "истории религий" в школе, а 14% — против этого. Однако считают, что это должен быть обязательный предмет только 21%, большинство полагает, что он должен быть факультативным.

Согласно проведённому в апреле 2001 г. опросу, 29% полагают, что православие должно стать государственной религией России, а 53% поддерживают отделение Церкви от государства. Даже среди православных сторонников светского государства больше (46% против 37%).

Патриарх Московский и всея Руси Алексий II надеется, что при новом президенте России сохранятся партнерские отношения между Русской православной церковью и государством.

"Мы надеемся, что партнерские отношения будут и дальше осуществляться, при смене руководства"1, — сказал патриарх.

По словам Алексия II, "Церковь отделена от государства, но Церковь не может быть отделена от общества, потому что народ и составляет Церковь".2

Предстоятель отметил, что многие вопросы Церкви и государству сегодня приходится решать совместно — и в социальной области, и в сохранении памятников, и в сохранении межнационального мира и согласия между разными слоями нашего общества.

Неоязычество и терроризм — одни из главных губительных явлений современности. Знак равенства между этими двумя понятиями поставил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В соответствии с этим заявлением определено стратегическое направление работы РПЦ. "Голос Церкви со словом о Христовой любви должен зазвучать с особой силой, особенно в военной среде, чтобы дать человеку, носящему погоны, дополнительную опору в его служении, пока к нему не придет осознание, что это опора главная и вечная"3, — считает выступивший вслед за патриархом руководитель синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.

За девять лет своего существования ведомство отца Димитрия развивало свою деятельность по пяти направлениям, условно обозначаемым, как "Армия", "Милиция", "Тюрьма", "Издательско-миссионерское направление" и "Остальные структуры". Кстати, в последний разряд попали такие закрытые госучреждения, как ФСБ, Служба внешней разведки, Погранслужба, спецсвязь и фельдъегерская служба, а также прокуратура, таможня и МЧС. И по всем этим направлениям РПЦ "плодотворно развивает отношения". Однако наибольший успех достигнут в работе с бойцами и командирами Внутренних и Воздушно-десантных войск. В ВДВ при поддержке Военного совета даже создана внештатная группа епархиального духовенства, с помощью которой осуществляется "апробация будущей структуры института военного духовенства ВДВ", аналогичный эксперимент проходит в подмосковных частях внутренних войск МВД.

Епархии на местах активно добиваются заключения двусторонних соглашений с расположенными по соседству военными частями, некоторые даже совместно утверждают годовые планы сотрудничества. Но, признает протоиерей Димитрий Смирнов, формирование взаимоотношений Церкви и силовых структур почти целиком зависит от личных контактов священнослужителей с командирами. "Поэтому любая смена руководителей или изменение позиции органов военного управления по отношению к Церкви или отдельному пастырю может привести к радикальному изменению положения Церкви в том или ином военном округе, военном гарнизоне"4, — предостерегает руководство РПЦ отец Димитрий. И предлагает инициировать создание правовой базы для оформления взаимоотношений РФ (государства) и РПЦ (церкви), хотя по Конституции они и отделены друг от друга, путем подписания договора президентом или премьер-министром страны и патриархом. Прецедент уже создан — в Белоруссии.

И еще один важный штрих в процессе сближения Церкви с государством.

Статья 14. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не…

На Архиерейском соборе было предложено создать во всех семи федеральных округах Межепархиальные советы архипастырей — для улучшения отношений РПЦ с органами государственного и военного управления. На деле же это станет существенной поддержкой нового федеративного устройства по версии президента Владимира Путина.

Опираясь на международный опыт (на этот раз — не Белоруссии, а США, Канады, Англии, Германии и т.п.), протоиерей Димитрий доказал следующее. Из-за бездействия органов военной прокуратуры "…Вооруженные силы лишились государственно-правового и общественного рычага влияния на нравственное состояние войск…Изменить ситуацию не в силах даже постоянно растущее число военных психологов, которых в войсках уже насчитывается более 2,2 тысячи человек5". По его данным, в армиях "продвинутых" стран количество военнослужащих с атеистическим мировоззрением, приходящихся на одного психолога, равно числу бойцов с религиозным мировоззрением, "окормляемых" священником.

И констатировал: попытки дальнейшего увеличения числа психологов в Российской армии не оправданы и бесполезны. После чего значительно подвинул светских врачевателей души: "За счет избыточного количества военных психологов можно было бы ввести порядка 320-400 штатных должностей для православного духовенства и 27 — 32 должностей для мусульманского духовенства6". Вместо красных креста и полумесяца — то же самое только цвета хаки.

АКТУАЛЬНОСТЬ данной работы определяется значимостью понятий церковь и государство в Российской правовой системе. Заявленная в контрольной работе проблема потребовала краткого обобщения имеющегося материала о взаимоотношениях церкви и государства в Российской Федерации.

Таким образом, ЦЕЛЬ данной работы — обозначить роль церкви в современном обществе.

Указанная цель обуславливает постановку и решение следующих ЗАДАЧ:

-выяснить, в чем особенности отделения церкви от государства;

-выделить основные виды правового статуса церкви ;

-рассмотреть проблемы взаимоотношения религии и государства;

ГЛАВА 1. Роль церкви в обществе.

Рассматривая положение церкви в государственно-организованном обществе, надо отметить, что уже в раннеклассовых государствах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления, административного и идеологического лидерства — городская община, дворец и храм. Храмы выступали как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы.

Во все последующие времена церковь играла важную роль в обществе. Она являлась энергичной проводницей и опорой феодальных порядков, утверждения феодальной собственности, идеологического обоснования верховенства власти в государстве. Церковь оказывала большое влияние на экономическую и политическую жизнь, на быт населения, на межгосударственные отношения. Поборник христианской церкви Августин Аврелий (354-430 гг.) полагал, что вне церкви нет правового порядка; государство, чуждое церкви, есть не что иное, как разбойничья шайка, ибо без церкви нет справедливости. Становление буржуазных общественных отношений сопровождалось, как правило, требованием отделения церкви от государства, созданием светской юрисдикции, отстранением церкви от вмешательства в государственную жизнь, в том числе в правовое регулирование. Отношение к церкви, к религии провозглашалось частным делом каждого гражданина.

Выдающийся русский юрист и философ И.А. Ильин (1883-1954 гг.) следующим образом определял соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, но духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему назначению… Церковь не должна брать меча — ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны… В этом смысле церковь "аполитична", задача политики не есть ее задача, средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг»7.

Непосредственным результатом "разведения" государства и церкви в сфере социальных отношений в рассматриваемый период стал режим отделения церкви от государства — важнейший принцип, получивший признание во многих странах и закрепление в их конституциях.

1.1 Виды правового статуса церкви.

Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1) государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями;

2) режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви,

В Великобритании официальной государственной церковью является англиканская (протестантско-епископальная) церковь, главой которой выступает монарх.

В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Похожие страницы:

  1. Основы религиоведения (1)

    Книга >> Религия и мифология

    … жизни? 3. Как развиваются отношения между государством и церковью в РоссийскойФедерации? Темы рефератов 1. Место и роль … социогуманитарного знания, тесно взаимодействующая с культурологией, формировалась в первую очередь на основе философии, социологии …

  2. Государство и религия светское и теократическое государство

    Курсовая работа >> Государство и право

    государством и церковью, с другой — их тесное взаимодействиеРоссийскойФедерации, устанавливающая, что РоссийскаяФедерация — светское государство, закрепляет один из принципов построения и функционирования современного государства в РоссийскойФедерации

  3. Государство и церковь Светские и теократические государства

    Реферат >> Государство и право

    … А.А. Государство и церковь – особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 1995. 14. Основы религиоведения … исключительному ведению Правительства РоссийскойФедерации. Исполнительная власть взаимодействует с конфессиональными объединениями …

  4. Государство и церковь Правовое регулирование их отношений

    Курсовая работа >> Государство и право

    государством. Государство, которое существует для устроения мирской жизни, также соприкасается и взаимодействует с Церковью … созданным на основе различных политических … РоссийскойФедерации — это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства

  5. Государство — гарант прав и свобод личности

    Реферат >> Государство и право

    … модели общества. Взаимодействие в нем основных субъектов инновационной деятельности — государства, частного бизнеса … О.Е. Государственное право РоссийскойФедерации. М.: Изд. Юридическая литература, 2006. 37. Андреева И.А. и др. Основыгосударства и права …

Хочу больше похожих работ…

2 февраля исполняется 98 лет со дня принятия Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».

20 сентября 1918 года завершилась работа Поместного собора, ознаменовавшего окончание Синодального периода истории Русской Православной Церкви, который восстановил институт Патриаршества. Отношение Церкви к политике в то время выразил в докладе на заседании Поместного собора в ноябре 1917 года известный русский философ и богослов С.Н. Булгаков: «Церковь не предначертывает путей для достижения политических задач… Можно сказать, что если Церковь жива и действенна, то и культура и государственность будут вдохновляться её жизнью. Такова и есть задача Церкви, её традиция, способ её действия в истории. В смысле внутреннем и религиозном нельзя допустить отделения Церкви от государства: Церковь не может отказаться быть светом миру, не изменив веры. И задача её определяется не бойкотом неугодной власти, а великой ответственностью перед Богом за народ». К сожалению, вскоре надежды Православных людей на соработничество с новой властью исчезли, ввиду действия власти по отношению к Церкви.

Отделение церкви от государства

Новое отношение было выражено в издании нормативных актов, ограничивающих права Церкви как института власти в тех формах, в которых Церковь принимала участие до переворота октября 1917 года. После октября 1917 Церковь уже не могла влиять на брак и метрические записи, запрещался институт армейских священнослужителей, прекращалась финансовая поддержка Церкви и субсидии духовенству. Следующим шагом, официально закрепляющим статус светского государства на территории России, было издание Декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 июля 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», который в свою очередь объединил все инициативы большевистской власти по закреплению абсолютного характера светской богоборческой власти в государстве, и который дал фундамент для последующего притеснения Церкви со стороны государства. Декрет провозгласил свободу совести, свободу веры и неверия с её формой борьбы с религией.

Нормативный акт провозглашал религию частным выбором гражданина, указывал на невозможность проведения религиозных обрядов и церемоний в государственных и публичных мероприятиях. В данном акте находились положения, толкование которых даёт повод задуматься о действиях, носящих заведомо вредительский характер. Любая правовая норма, согласно юридической технике, не должна носить двусмысленный характер, но те нормы, которые в себе содержал Декрет, говорили об обратном. Согласно пункту 5 Декрета: «Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности». Из приведённых норм мы видим их диспозитивный характер, рекомендацию – местные власти допускают религиозный обряд, если не нарушается закон, но в самом Декрете так и не были отражены нормы, которые защищали бы верующих. Могли ли об этом не знать юрист Владимир Ильич Ульянов (Ленин), либо профессор Михаил Андреевич Рейснер — участник разработки Конституции РСФСР, и другие юристы, работавшие над Декретом?

Декрет отделял Церковь от государства, признавая государственной собственностью всё имущество Церкви, нормы Декрета гласили о невозможности создания юридических лиц религиозными обществами, к которым теперь относилась Церковь. Не допускалось преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы.
Декрет был звеном в череде мер, которые исключали Церковь из жизни общества, Церковь была отделена и фактически изолирована от государства с принятием основного закона — Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года.

Что же такое отделение от государства? Данным нормативным актом – Декретом, и последующими положениями, Церковь отделялась от государства, то есть Церковь не могла влиять на принятие государственных решений, быть частью государственной власти, её структурным подразделением, как это было в Синодальный период, не могла быть ведомством и входить в систему исполнительной власти. С этого момента и до сегодняшнего дня Церковь является полноправным субъектом, с которым государство ведёт диалог. Церковь свободна в своём праве на внутреннее управление и созидание и государство не имеет право вмешиваться в жизнь Церкви, если на то нет установленных законом причин, равно как и Церковь не принимает участие в политической жизни страны, так как это не соответствует её правовой природе.

«Государство и Церковь сохраняют некую внутреннюю автономию друг от друга, что на языке юридическом именуется отделением Церкви от государства. Но при этом народ наш и Церковь не отделены друг от друга», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем выступлении в пятую годовщину интронизации.

Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 23 января 1918 «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» утратил силу в связи с принятием Постановления Верховного Совета РСФСР от 25.10.1990 № 268-1

Автор — Максим Ноятов

Юридический статус Церкви

§3.В соответствии с законодательством Российской Федерации Евангелическо-лютеранская Церковь Ингрии на территории России зарегистрирована 14.09.1992 года как централизованная религиозная организация, объединяющая приходы.

Церковь является юридическим лицом с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

Церковь осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; другим действующим законодательством РФ и субъектов РФ, с Уставом Церкви, а также в соответствии с внутренними установлениями Церкви, выраженными в Положении о Церкви, в решениях коллегиальных органов управления Церковью и руководителей Церкви (локальные нормативные акты).

Являясь юридическим лицом, Церковь имеет в собственности обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять предусмотренные законом права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном и третейском суде.

Церковь имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в российской и иностранной валюте в учреждениях банков на территории Российской Федерации и за рубежом.

Учредители (участники) Церкви Ингрии не сохраняют имущественных прав на имущество Церкви.

Церковь может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренными в ее учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Статья 14 конституции рф в чем смысл этой статьи

Церковь может быть ограничена в правах лишь в случае и в порядке, предусмотренных законом, а не иным актом.

Правоспособность Церкви как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации и прекращается в момент завершения его ликвидации, а именно после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Церковь имеет печать, в том числе с зарегистрированным товарным знаком, штампы со своим наименованием, бланки, эмблему, иную собственную символику, другие реквизиты, утверждаемые Канцелярской коллегией Церкви и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Церковь осуществляет административные, управленческие функции в отношении структурных подразделений Церкви в пределах своей компетенции, определенной настоящим Положением о Церкви, другими внутренними установлениями Церкви, Уставом Церкви, действующим законодательством РФ вне зависимости от того, обладают ли эти структурные подразделения правами юридического лица, или нет. Синодальный совет принимает решение о приеме в Церковь новых приходов и исключении выбывающих.

Церковь в соответствии со своими каноническими установлениями имеет иерархическую структуру, и образование структурных подразделений Церкви происходит по благословению Церкви. Юридически это выражается в направлении в регистрирующий орган по месту регистрации структурного подразделения подтверждения о конфессиональной принадлежности данного структурного подразделения к Церкви Ингрии. Лишение такого благословения юридически выражается в отзыве из регистрирующего органа по месту регистрации структурного подразделения подтверждения о конфессиональной принадлежности данного структурного подразделения к Церкви Ингрии, что влечет прекращение деятельности данной организации в качестве структурного подразделения Церкви и лишает ее права использовать в своем наименовании реквизиты Церкви.

Date: 2015-11-13; view: 538; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Конституция РФ, Статья 14

Статья 14
       1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
       2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Комм. Пяткина С.А.

       Статья посвящена одному из наиболее рано сформировавшихся признаков современного правового государства. Статья действует в единстве со ст.28 Конституции и Законом РСФСР «О свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990г. Светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере отношений государства с религиозными организациями. Основой этих отношений является свобода совести, поскольку, согласно ч.1 ст.14, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
       Светский характер Российского государства означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности. Это отделение проявляется, в частности, в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку, согласно ст.6 указанного Закона, граждане России равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается.
       В соответствии с принципом отделения религиозных объединений от государства ст.8 Закона «О свободе вероисповеданий» определяет, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь, религиозные объединения не должны вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной частью государственных органов и учреждений, в том числе таких, как государственные школы, университеты, больницы, дошкольные учреждения.
       Статья 9 Закона конкретизирует такое свойство светского государства, как светский характер государственной системы образования и воспитания. Поскольку образование и воспитание формируют духовный мир личности, постольку государство уважает право личности в сфере духовного самоопределения. Кроме того, государственные учреждения образования и воспитания содержатся на средства налогоплательщиков различных вероисповеданий, что исключает привилегии для какой-либо определенной религии.
       Согласно ст.5 Закона в указанных учреждениях по желанию граждан (родителей, детей) преподавание вероучения может осуществляться факультативно, т.е. носить добровольный характер и не рассматриваться как обязательный предмет для остальных учащихся. Принуждение к посещению таких занятий недопустимо.
       В Законе также четко проводится разграничение между преподаванием вероучения с соблюдением религиозных обрядов и получением знаний о религии в историко-культурном, информационном смысле. Дисциплины религиоведческого и религиозно-философского характера, не сопровождающиеся совершением религиозных обрядов, могут включаться в программу государственных учебных и воспитательных учреждений.
       Второй принцип, сформулированный в ч.2 ст.14, состоит в провозглашении равноправия религиозных объединений, создаваемых гражданами. Более широко этот принцип развит в ст.10 Закона «О свободе вероисповеданий», указывающей на равноправие религий и религиозных объединений, которые не пользуются никакими преимуществами и не могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, т.е. не становится на сторону какой-либо религии или мировоззрения. Светский характер государства не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями. Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы вероисповеданий, и устанавливает ответственность за ее нарушение, оскорбление религиозных чувств граждан (см. комментарий к ст.28). Поскольку деятельность религиозных объединений должна быть законной, они должны иметь устав и быть зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Порядок образования и регистрации религиозных объединений, их права в благотворительной, информационной, культурно-просветительной, имущественной, финансовой деятельности, при международных связях и контактах регулируются ст.17—28 Закона.
       Особой проблемой, нуждающейся в правовом урегулировании, является положение религиозных объединений, создаваемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. Согласно ст.4 Закона «О свободе вероисповеданий» такое право признается, однако правовая регламентация создания, регистрации, деятельности и прекращения деятельности охватила лишь религиозные объединения, создаваемые гражданами Российской Федерации (ст.15—32 Закона).

Между тем законодательство должно в соответствии со ст.14 Конституции урегулировать указанную проблему, определить границы деятельности религиозных объединений иностранных граждан в области образования, здравоохранения, культуры, на телерадиовещании. Кроме того, поскольку в нашей стране в течение ряда десятилетий нарушалась свобода совести, в том числе подрывались материальные основы традиционных массовых религий, необходима их защита от религиозной зарубежной экспансии. В этой области не должно быть места для рыночной конкуренции.
       Государство реагирует на возникновение псевдорелигиозных организаций, которые формируют военизированные группы, манипулируют психикой личности, насильственно удерживают в объединении своих членов. Таковы называемые тоталитарными сектами «Аум синрике», «Белое братство» и др. Относительно подобных организаций государство, в том числе и Российская Федерация, осуществляет запрет их деятельности правовыми средствами и в случае необходимости принимает меры государственного принуждения.
       Государство в своей деятельности учитывает интересы религиозных объединений. В соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995г. разработано Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, утвержденное последним 2 августа 1995г..
       В соответствии со ст.1 Положения Совет носит консультативный характер, и его участники осуществляют свою деятельность на общественных началах. Положение регулирует взаимодействие Президента Российской Федерации с членами Совета, представляющими различные религиозные объединения. Члены Совета принимают участие в разработке современной концепции взаимоотношений государства с этими объединениями, в подготовке законодательных актов. Состав Совета, включивший представителей девяти конфессий, способен обеспечить поставленную в ст.4 Положения задачу поддержания межконфессионального диалога, достижения взаимной терпимости и уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий (см. также комментарий к ст.28).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *