Возглашение «Господи, спаси благочестивыя» появилось в Византии и пелось изначально во время входа царя и патриарха в храм. Текст его выглядел так: «Господи, спаси царей и услыши ны», и являлся просто цитатой из 19-го псалма («Господи, спаси царя и услыши ны»). Описания константинопольской патриаршей литургии ранее XIII в. указывают возглашать это прежде пения последнего кондака (ныне на патриарших, а по дореволюционной практике вообще на всех архиерейских литургиях , в этом месте возглашается Великая похвала).

С XIV в. возглас перемещается и звучит уже после последнего кондака, непосредственно предваряя приглашение диакона к пению Трисвятого («наведение» диаконом орарем «ко вне стоящим» при возглашении «и во веки веков», на которое прихожане по обычаю приклоняют главы, изначально было ничем иным, как сигналом хору или народу к началу пения «Святый Боже»). С XV в. возглас начинает проникать и в чинопоследование обычной, непатриаршей литургии. В том же столетии, после падения Константинополя в 1453 г., греки лишаются императора, поэтому возглас переделывают: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны».

В такой форме, в конце концов, возглас проник и в русское богослужение. На Руси царь был, но текст, однако, обратно переделывать не стали (потому что не знали, как он выглядел изначально – до XV в., по крайней мере, на Руси этот возглас не использовался). Хотя по мысли некоторых поздних толкователей возглас этот относится просто к благочестивым прихожанам, «среди нас стоящим и всем, которые будут во веки веков» (К.Никольский, «Пособие к изучению Устава богослужения»), всем было ясно, о каких благочестивых идёт речь – после революции 1917 года возглас был упразднен.

Однако в 1997 году Синодальная богослужебная комиссия Московской Патриархии все же восстановила этот возглас в следующей редакции:

ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О порядке возглашения «Господи, спаси благочестивыя…» на Божественной литургии при патриаршем, архиерейском и иерейском служении.

Богослужебная комиссия предлагает следующий порядок:

1. При малом входе на Божественной литургии: Патриарх, приим кадильницу, кадит святую трапезу округ и предложение (жертвенник) и весь олтарь, держа в левой руце жезл. Таже исходит пред святыя двери и кадит Владыки Христа образ и Пресвятыя Богородицы, и народ, и сущыя во олтари кадит стоя пред святою трапезою. Таже вне певцы поют обычныя тропари и кондаки, по чину и по дню. Оставляют же последний кондак, и не поют. И стоит Патриарх пред святою трапезою. Архидиакон же изшед из олтаря, станет ко святым дверем ко стране, держа же и орарий треми персты, мало воздвигнет глаголя: Господи, спаси благочестивыя. И поют в олтаре, а затем певцы тожде. И архидиакон глаголет: И услыши ны. И паки в олтаре, а затем и лик поет тожде.

Таже архидиакон глаголет великую похвалу.

Патриарх, стоя пред святою трапезою, поет вкупе с предстоящими сослужители, последний кондак по чину.

При сем глаголет архидиакон: Благослови, владыко, время трисвятаго.

И стоя пред дверьми глаголет: Господу помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Патриарх: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.

Архидиакон близ дверей держа орарий треми персты, и показуя к народом глаголет: И во веки веков.

И первый лик приглаголет: Аминь.

Таже поет: Святый Боже: со сладкопением.

2. Утвердить на литургии возглашение «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны» при архиерейском и иерейском служении (т.к. похвала не исполняется) в следующей редакции:

Егда же певцы пропоют последний тропарь, глаголет протодиакон ко архиерею, и орарь в руце держа треми персты: Благослови, владыко, время трисвятаго.

Архиерей же знаменует его. Скончавшуся же тропарю, приходит протодиакон близ святых дверий, и стоя пред дверьми, глаголет: Господу, помолимся.

Лик: Господи, помилуй.

Архиерей глаголет возглас: Яко свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно.

Протодиакон станет близ святых дверей и, показуя орарем, первее убо ко иконе Христове, глаголет: Господи, спаси благочестивыя.

И поют певцы по ликом тожде.

Протодиакон: И услыши ны.

И паки поют певцы по ликом тожде.

Таже протодиакон наводит, глаголя ко вне стоящим велегласно: И во веки веков.

Лик: Аминь. Таже Святый Боже: со сладкопением.

3. Священник, когда нет служащего диакона, должен произносить сам: «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», так как оно не из таких возглашений, которые принадлежат диакону только (Церковные ведомости, 1900, 23) в следующей редакции:

Священник глаголет возглас: Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Лик: Аминь.

Священник глаголет: Господи, спаси благочестивыя.

Лик поет тожде.

Священник глаголет: и услыши ны.

Лик поет тожде и таже Святый Боже.

ПОСТАНОВИЛИ: Предложенный порядок возглашения «Господи, спаси благочестивыя…» утвердить и произносить за Божественной литургией.

17 июля 1997 г.

При архиерейском служении, после «Господи, спаси благочестивыя и услыши ны», возглашается «многая лета» Св. Синоду, Императору и царствующему дому и разным чиноначальникам, а воззвание «И во веки веков» следует после возгласа «Яко свят еси», именно: Архиерей, по окаждении стоящих в алтаре, стоит пред святою трапезою (престолом), смотря к народу. И протодиакон, выйдя из алтаря, становится к святым дверям «к стране», а не прямо против них, держит орарий тремя перстами, мало воздвигает его и говорит: «Господи, спаси благочестивыя», и певцы поют: «Господи, спаси благочестивыя». Засим Диакон говорит: «И услыши ны», и певцы поют: «И услыши ны». Тогда поставляется кафедра уготовленна пред святою трапезою, и садится Архиерей лицом к народу (Чиновн.). После сего Диакон возглашает Похвалу (Чинов.), т.е. исчисляет всех тех, кого он разумеет благочестивыми, произнося свою молитву. Так он возглашает: «Святейший Правительствующий Синод на многя лета». Провозглашенное Диаконом «Святейший Правительствующий Синод на многя лета» повторяют служащие Архимандриты и Иереи. Потом же поют певцы сначала правого, а потом левого клироса. И когда поют конец: «На многая лета», Архиерей благословляет поющих обеими руками, сидя. Засим Диакон «возглашает Великую похвалу», т.е. воспоминает Императора и весь царствующий дом, прибавляя «на многая лета». Архиерей встает. Потом воспоминает служащего Архиерея; засим говорит: «Преосвященныя Митрополиты, Архиепископы, Епископы на многая лета». Наконец, возглашает: «Благоверный Правительствующий Синклит, военоначальники, градоначальники и христолюбивое воинство и вся православныя христианы на многая лета». Эти похвалы поют в алтаре сослужащие Архиерею и потом певцы обоих клиросов. Во время провозглашения сих похвал Архиерей благословляет народ обеими руками крестовидно, сидя; засим отъемлют кафедру. По окончании всех похвал, Архиерей, оборотясь к востоку, поет пред святою трапезою, вместе с предстоящими сослужителями, последний кондак по чину (по Уставу), который не был пропет сряду по входе, как видели выше. И засим уже Диакон говорит: «Благослови, Владыко, время Трисвятаго». Получив благословение, он отходит к святым дверям и, стоя пред ними, глаголет: «Господу помолимся». Архиерей же возглашает: «Яко свят еси, Боже наш» и т.д. И Протодиакон близ дверей, держа орарий тремя перстами и показуя к народу, говорит: «И во веки веков». Засим певцы поют «Аминь» и Трисвятое. (К.Никольский, «Пособие к изучению Устава богослужения»)

В Задонском Богородицком монастыре на каждой литургии по входе с Евангелием поется «Со святыми упокой». После возгласа «Господи, спаси благочестивыя», диакон читает Синодик и поется «Вечная память». (Историческо-статистическое описание первоклассного Задонского Богородицкого монастыря, состав. иером. Геронтий, М. 1871 г.)

Протоиерей Николай Балашов замечает по этому поводу: «Трудно понять, на каком основании возглашение «Господи, спаси благочестивыя…», происходящее из церемониала византийской службы с участием императора и относящееся именно к императорскиму дому, в недавнее время после длительного отсутствия было вновь возвращено в наш богослужебный обиход. («На пути к литургическому возрождению», М. 2001, с.345)

На этом же заседании было принято ещё решение (служебники с этой редакцией появились лишь спустя несколько лет) «Считать целесообразным следующий порядок поминовения российских святителей в молитвах «Спаси, Боже …” и «Владыко, Многомилостиве …” – «… иже во святых отец наших, Святителя Михаила, первого Митрополита Киевского; Первосвятителей Московских и всея Руси: Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена и Тихона; митрополитов Московских Филарета и Иннокентия; святителей…” (далее епархиальные)».

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению: Православный словарь.
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    Вход (малый, великий)

    Вход (малый, великий) — богослужебное действие, состоящее в том, что священник выходит из алтаря северными дверями на амвон и проходит через царские врата в алтарь к престолу.

    На великой вечерне совершается «вход с кадилом» с каждением местных икон и престола.

    Также на вечерне и литургии совершается «малый вход» (или «вход с Евангелием») и только на литургии – «великий вход» (или «вход с Дарами», приносимыми для евхаристии или преждеосвященными).

    Во время великого входа Св. Дары переносятся с жертвенника на престол, когда поется херувимская песнь (в Великий Четверг, Великую Субботу и в литургии Преждеосвященных Даров поются особые песнопения).

    В древней Церкви Евангелие и дары хранились в особых помещениях, ризнице и жертвеннике, и перенесение их в алтарь совершалось с особой торжественностью.

    Впоследствии ризница и жертвенник были устроены при алтаре, но вход сохранился как составная часть богослужения. Символически малый вход обозначает выход Христа на проповедь, а великий – Его шествие на добровольные страдания и смерть.

    В
    Вайя Васнецов Виктор Михайлович Введение во храм Пресвятой Богородицы Ведель Артемий Лукьянович Ведомство учреждений императрицы Марии Веельзевул Вежливость Великая Пятница Великая седмица Великая Суббота Великая схима Великие праздники Великий канон Великий пост Великий Четверг Великомученик Величание Венцы брачные Венчальные свечи Венчание Венчик Вера Вербное воскресенье Вервие Вериги Вероисповедание Ветхий Завет Вечерня Византия Викарий Вифлеем Вифлиемское избиение младенцев Владыка Власяница Внешний человек Водосвятие или водоосвящение Водосвятная чаша Водружальный крест Возглас Воздвижение Креста Господня Воздух Вознесение Господне Волхв Волшебники Воровство Воскресение Христово Воскресение мертвых Воскресенье Восприемник Восточная Церковь Воцерковление Вселенская Церковь Вселенские Соборы Вселенские субботы Вселенские учители Вселенский Патриарх Всенощное бдение или Всенощная Второе пришествие Христово Вульгата Вход (малый, великий) Вход Господень в Иерусалим Выкупные Платежи Высокомерие
    Православный словарь

    Принц Чарльз частенько дает повод прессе поупражняться в остроумии, да и самому монарху юмора не занимать. На днях, во время визита в северные земли Австралии, наследник британского престола примерил традиционные атрибуты аборигенов, получил титул почетного вождя и попробовал «королевскую каву».

    Семидневный визит Чарльза в Австралию окрашен не только в яркие эмоции, но и краски: монарх знакомится с культурой и бытом северных австралийских племен, местной кухней и обычаями.

    Так, например, посетив художественный центр, расположенный в Нуланбее, что на полуострове Гоув, принц не без удовольствия примерил местный наряд вождя — головной убор из белых перьев экзотических птиц и плетеную корзину, также украшенную перьями и называющуюся «бати». И хотя в сочетании с элегантным костюмом британского наследника престола аксессуары аборигенов смотрелись несколько комично, Чарльз, как истинный джентльмен, с достоинством принимал оказанную ему честь.

    Принц не только изучил работы местных художников и других артистов, но и получил особое благословение при помощи диджериду — одного из старейших духовых инструментов в мире, тесно вплетенного в мифологию австралийских племен. 30-секундная церемония заключалась в том, что шаман прижал к груди монарха полутораметровый инструмент и исполнил особую мелодию, призванную ввести человека в состояние, близкое к трансу. После окончания церемонии Чарльз отметил, что «уже чувствует себя значительно лучше», и продолжил свои культурные изыскания. Принц ничуть не смутился, когда у одной из женщин, которой он собирался пожать руку, зазвонил телефон. «Полагаю, мы должны узнать, кто вам звонит?» — с улыбкой предложил Чарльз и, как ни в чем не бывало, продолжил знакомство.

    А незадолго до этого монарх побывал в тихоокеанской Республике Вануату, где его также наградили титулом почетного вождя и напоили «королевской кавой» — уникальным безалкогольным расслабляющим напитком на основе трав и корней, который готовили в последний раз в 1974 году для герцога Эдинбургского Филиппа. Распив с вождем зелье из разломленных половинок кокоса, принц также принял участие в традиционном обряде, для которого снова перевоплотился, на этот раз примерив пояс-«фартук» с бахромой и плетеное ожерелье в виде цветов.

    Аминь.
    Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.
    Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу.
    Приидите, поклонимся и припадем самому Христу Цареви и Богу нашему.
    Приидите, поклонимся и припадем Ему.

    (Аминь.)
    Благослови, душе моя, Господа.
    Благословен еси, Господи.
    Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
    Благословен еси, Господи.
    Во исповедание и в велелепоту облеклся еси.
    Благословен еси, Господи.
    На горах станут воды.
    Дивна дела Твоя, Господи.
    Посреде гор пройдут воды.
    Дивна дела Твоя, Господи.
    Вся премудростию сотворил еси, сотворил еси.
    Слава Ти, Господи, сотворившему, сотворившему вся.

    Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых.
    Аллилуйиа.
    Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
    Аллилуйиа.
    Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом.
    Аллилуйиа.
    Блажени вси надеющиися Нань.
    Аллилуйиа.
    Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой.
    Аллилуйиа.
    Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое.
    Аллилуйиа.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
    и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
    Аллилуйиа. Слава Тебе, Боже.

    Свете тихий, святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго,
    Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе!
    Пришедше на запад солнца,
    видевше свет вечерний.
    Свете тихий, святыя славы достоин еси пет быти гласы преподобными,
    Свете тихий, святыя славы достоин еси во вся времена,
    Сыне Божий, живот даяй:
    темже мир Тя славит.
    Поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога.

    Ныне отпущаеши раба Твоего,
    Владыко, по глаголу Твоему, с миром;
    яко видеста очи мои спасение Твое,
    еже еси уготовал,
    пред лицем всех людей,
    свет во откровение языков
    и славу людей Твоих Израиля.

    Богородице Дево, радуйся,
    благодатная Марие, Господь с тобою.
    Благословена ты в женах,
    и благословен плод чрева твоего,
    яко Спаса родила еси душ наших.

    Слава в вышних Богу, и на земли мир,
    в человецех благоволение.
    Господи, устне мои отверзеши,
    и уста моя возвестят хвалу Твою.

    Хвалите имя Господне. Аллилуйиа.
    Хвалите, раби, Господа.
    Благословен Господь от Сиона,
    живый во Иерусалиме.
    Исповедайтеся Господеви, яко Благ.
    Яко в век милость Ево.
    Аллилуйиа Исповедайтеся Богу Небесному.
    Аллилуйиа, aллилуйиа

    Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
    Ангельский собор удиви ся, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша и от ана вся свобождша.
    Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
    Почто мира с милостивными слезами, о ученицы растворяете? Блистаяйся во гробе, Ангел ше: видите вы гроб и уразумейте: Спас бо воскре от гроба.
    Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
    Эело рано мироносицы течаху ко предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не платнте воскресение же апостолом рцыте.
    Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
    Мироносицы жены, с мнры пришедшия ко гробу Твоему Спасе, рыдаху.
    Ангел жек ним пече, граголя: что с мертвыми живаго помышля ете?
    Яко Бог бо воскресе от гроба.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Поклонимся Отцу и Его Сынови, и Святому Духу, Святй Твоице во елином существе, с серафими зовуще: свят, свят, свят еси, Господи. И нине и присно и во веки веков. Аминь.
    Жизнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси. Радость же Еве в печали место подала еси; падшия же от жизни к сей направи, из Тебе воплотивыйся Бог и человек.
    Аллилуйиа, слава Тебе, Боже.

    Воскресение Христово видевше,
    поклонимся Святому Господу Иису,
    Единому безгрешному.
    Кресту Твоему покланяемся, Христе,
    и святое воскресение Твое поем и славим:
    Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем,
    Имя Твое именуем.
    Приидуте, вси вернии,
    Поклонимся Святому Христову воскресению:
    се бо прирде крестом падость всему миру, радость;
    всегда благословяще Господа.
    поем воскресение Его: распятие бо претернев,
    смертию смерть pазpуши.

    Bеличит Душа Моя Господа,
    и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.
    Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим,
    без истления Бога Слова рождшую,
    сущую Богородицу, Тя величаем.
    Яко призре на смирение рабы Своея,
    Се бо от ныне ублажат Мя вси роди.
    Яко сотвори Мне величие Сильный,
    и святоящи мся Его.
    Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.
    Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя
    алчущия исполни благ и богатящияся отпусти тщи.
    Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости,
    Якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его, даже до века.

    Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.
    Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя,
    благодарим Тя, великия ради славы Твоея.
    Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю,
    Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе.
    Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас;
    вземляй грехи мира, прийми молитву нашу, Седяй одесную Отца, помилуй нас.
    Яко Ты еси един Свят, Ты еси един,
    Иисус Христос, в славу Бога Отца. Аминь.
    На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки и в век века.
    Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам.
    Слодоби, Господи, в день сей сохранитися нам.
    Благословен еси, Господи, Боже Отец нашихи
    хвально и прославлено имя Твое во веки, Аминь.
    Буди, Господи, милость, Твоя на нас,
    якоже уповахом на Тя. Помилуй мя. Исцели душу мою.
    Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
    К Тебе прибегох. Господи, прибежище был еси нам в род и род.
    Азрех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
    Господи, помилуй мя творити волю Твою,
    яко Ты еси Бог мой: яко у Тебе источник живота,
    во свете Твоем узрим свет.
    Пробави милость Твою ведущим Тя.
    Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
    и ныне и присно и во веки веков, Аминь.

    Днесь спасение миру бысть,
    поем Воскресшему из гроба Начальнику жизни нашея:
    разрушив бо смертую смерть,
    победу даде нам и велию милость.

    Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада,
    разрушил еси осуждение смерти, Господи,
    вся от сетей врага избавивый;
    явивый же Себе апостолом Твоим,
    послал еси я на проповедь,
    и теми мир Твой подал еси вселенней,
    едине Многомилостиве.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *