Поделиться

Пророк Авраам родился в шумерском городе Ур – в Священном писании он именуется Уром Халдейским. Когда библейский праведник был уже взрослым, женатым человеком, его отец – Фарра, неожиданно принимает решение оставить родину и отправляется в нелегкое путешествие в Ханаан, взяв с собой сыновей, невесток и внука. В пути Фарра умирает, Авраам остается старшим в семье. Пророк не пытается вернуться назад – туда, где прошли его детство и юность. Он слышит призыв Бога продолжать странствие, а также обет Творца произвести от него, на тот момент еще не имевшего потомства, великий народ.

Книга Бытия, в которой изложена эта история, обходит молчанием причины, заставившие Фарру пуститься в путь. Чем же оказался неугоден отцу Авраама халдейский Ур? До двадцатого века никто не представлял, что это был за город. Однако, после научной экспедиции, предпринятой британским археологом Чарльзом Вулли, стало ясно, что в двадцатом веке до Рождества Христова это был мегаполис, который без преувеличения можно было бы назвать столицей мира.

Комментарий эксперта:

Раскопки, проведенные на месте древнего поселения, неподалеку от современного иракского города Телль-Эль-Мукайяр, показали, что жители Ура жили в основном в больших двухэтажных каменных коттеджах, в которых было по тринадцать-четырнадцать комнат. Дворцы и храмы отличались необычайным великолепием. На территории раскопок были в изобилии обнаружены оружие, утварь и украшения, изготовленные из драгоценных материалов. Среди находок Чарльза Вулли, прогремевших на весь мир – так называемый штандарт войны и мира – две декоративные металлические панели, инкрустированные лазуритом и перламутром, с изображением батальных сцен и мирной жизни шумеров. Здесь же были найдены урские арфы – древнейшие музыкальные инструменты, известные в истории человечества.

Изучив большой клинописный архив, обретенный во время изысканий, ученые узнали, Ур был столицей империи, жившей по четко сформулированным законам. В государстве существовало разделение труда и рынок обмена его результатами. Одни занимались разведением мелкого и крупного скота, другие обрабатывали шерсть, сучили пряжу и ткали полотно, а третьи шили из полотна одежду. Были развиты такие ремесла, как плотничество, кожевенное производство, ювелирное искусство, распространено строительство небольших тростниковых лодок, на которых перевозили товары по рекам и каналам, проложенным по всей стране. Среди клинописных записей сохранились математические таблицы, где фигурировали вычисления от простого сложения сумм до формул извлечения квадратного и кубического корня.
Однако, у великолепия жизни в халдейском городе Уре была и обратная сторона…

Комментарий эксперта:

На раскопках халдейского Ура в окрестностях Телль-Эль-Мукайяра ученые откопали великий зиккурат – самый обширный языческий храмовый комплекс Древнего Междуречья. И убедились, что он представлял собой не только выдающийся архитектурный ансамбль, но и место совершения человеческих жертвоприношений!
Вне всякого сомнения, что такая религиозная практика была отвратительна Аврааму и его близким, поклонявшимся Единому Богу, Творцу Вселенной. Вероятнее всего, именно варварское многобожие жителей Ура и стало непреодолимым препятствием для жизни в этом городе семьи библейского праведника.

Археологические открытия, совершенные английскими учеными на территории халдейского Ура, неожиданно показали всю глубину веры Авраама. Пророк отказался от роскоши и комфорта ради того, чтобы его потомки не были отравлены дурманом языческих культов, а росли в любви к Истинному Богу, создавшему этот мир.

Не путать с Халдией . Об астероиде см. 313 Халдея . Для религиозной группы см халдейских католиков . Для использования в других целях, см Халдейский . Страны вокруг Халдеи Халдея и соседние страны

Халдея ( / к æ л д я ə / , также пишутся Халдеи (сирийский ܟܠܕܝܐ)) была страной , которая существовала в период с концом 10 — го или в начале 9 — го и до середины шестого века до нашей эры, после чего абсорбируются и усвоенная страна и ее народ в Вавилонию . Говоря на семитском языке, он находился в болотистой местности в дальнем юго-восточном углу Месопотамии и на короткое время правил Вавилоном . Еврейская Библия использует термин כשדים ( Kaśdim ) , и это переводится как халдеи в греческом Ветхом Завете , хотя есть некоторый спор относительно того , Kasdim на самом деле средства халдейской или относится к югу Месопотамская Kaldu .

В период ослабления Восточно-семитоязычного царства Вавилонии новые племена западносемитоязычных мигрантов прибыли в регион из Леванта между 11 и 9 веками до нашей эры. Самые ранние волны состояли из сутейцев и арамейцев , за которыми столетие спустя последовали калду, группа, которая позже стала известна как халдеи или халдеи. Эти миграции не затронули могущественное царство Ассирии в северной половине Месопотамии, которое отразило эти вторжения.

Недолговечная 11-я династия Вавилонских царей (6 век до н.э.) традиционно известна историкам как Халдейская династия , хотя последние правители, Набонид и его сын Валтасар , были из Ассирии. (Этого нет в «Жорже Ру — Древний Ирак». Ру утверждает, что Набонид «был сыном некоего Набу-Балацу-Икби, который принадлежал к вавилонской знати, но не был королевской крови и не был правительницей … город Харран «)

Эти кочевые халдеи поселились в далекой юго-восточной части Вавилонии, в основном на левом берегу Евфрата . Хотя в течение короткого промежутка времени имя обычно называют весь южной Месопотамии в древнееврейской литературе, это географический и исторический неправильно , как Халдея собственно, на самом деле только на равнине в крайнем юго — востоке образован отложениями Евфрата и Тигра , протяженностью около четырехсот миль по течению этих рек и в среднем около ста миль в ширину.

название

Название Халдеи является латинизация от греческого Khaldaía ( Χαλδαία ), в эллинизации из аккадского MAT Kaldu или Kašdu . Имя отображается на иврите в Библии как Kaśdim ( כשדים ) и в арамейском как Калдо ( ܟܠܕܘ ).

Еврейское слово, возможно, встречается в Библии (Бытие 22:22) в имени «Кесед» (כשד), единственном числе от «Касдим» (כַּשְׂדִּים), что означает халдеи. Кесед идентифицирован как сын Нахора, брата Авраама (и брата Кемуэля, отца Арама), проживающего в Арам-Нахараиме . Еврейский историк Флавий Иосиф также связывает Арфаксад и Халдею в своих «Иудейских древностях» , заявляя: «Арфаксад назвал арфаксадитов, которых теперь называют халдеями».

Земля

В ранний период, между началом 9-го века и концом 7-го века до нашей эры, мат Калди был названием небольшой спорадически независимой территории, основанной мигрантами под властью Неоассирийской империи (911-605 гг. До н.э.) в юго-восточной Вавилонии, простирающейся к западным берегам Персидского залива .

Мат выражения Бит Якин также используется, очевидно, как синоним. Бит Якин было именем самого большого и могущественного из пяти племен халдеев или, что эквивалентно, их территории. Первоначальное продолжение Бит Якин точно не известно, но оно простиралось от нижнего Тигра до Аравии. Саргон II упоминает, что он простирается до Дильмуна или «морской суши» (прибрежная Восточная Аравия). «Халдея» или мат Калди обычно относились к низменным, болотистым, аллювиальным землям вокруг устьев рек Тигр и Евфрат, которые в то время сбрасывали свои воды через отдельные устья в море.

Столица племени Дур Якин была первоначальной резиденцией Мардука-Баладана .

Царя Халдеи также называли царем Бит Якина, так же как царей Вавилонии и Ассирии часто называли просто царем Вавилона или Ассура , столицы в каждом случае. Точно так же то, что сейчас известно как Персидский залив, иногда называли «Море Бит Якин», а иногда — «Море Земли Халдеи».

«Халдея» стало использоваться в более широком смысле Месопотамии в целом после господства халдеев в 608–557 гг. До н. Э. Это особенно верно в отношении еврейской Библии , которая в значительной степени была составлена ​​в этот период (примерно соответствующий периоду вавилонского плена ). Книга Иеремии делает частые ссылки на Халдеев (KJV халдеев следующих LXX Χαλδαίοι , в библейском иврите Kasdîy (MAH) כַּשְׂדִּימָה » Касситы «). Аввакум 1: 6 называет их «этим ожесточенным и поспешным народом» ( הַגֹּוי ר וְהַנִּמְהָר ). Исаия 23:13 DRB говорит: «Вот земля Халдейская, не было такого народа, Ассирийский основал ее: сильных увели в плен, разрушили дома ее, привели ее в плен. разорение «.

Халдейские племена

В отличие от восточно-семитских аккадцев, говорящих по- аккадски , ассирийцев и вавилонян , чьи предки были установлены в Месопотамии, по крайней мере, с 30-го века до нашей эры, халдеи не были коренным месопотамским народом, а были в конце 10-го или начале 9-го века до н.э. западносемитскими левантийскими мигрантами. в юго-восточный угол региона, который не играл никакой роли в предыдущие 3000 лет или около того в шумеро-аккадской и ассиро-вавилонской месопотамской цивилизации и истории.

Древние халдеи, похоже, мигрировали в Месопотамию где-то между c. 940-860 BCE, столетие или около того после других новых семитских заездов , в Сирийцы и Suteans , появился в Вавилонии, с. 1100 г. до н.э. Впервые они появляются в письменных источниках в анналах ассирийского царя Салманасара III в 850-х годах до нашей эры. Это был период слабости Вавилонии, и ее неэффективные короли по рождению были не в состоянии предотвратить вторжение новых волн полукочевых иноземных народов и их заселение на этой земле.

Хотя они принадлежат к одной и той же западно-семитоязычной этнической группе и мигрируют из тех же регионов Леванта, что и ранее прибывшие арамеи, их следует различать; ассирийский царь Сеннахирим , например, тщательно различает их в своих надписях.

Халдеи смогли сохранить свою идентичность, несмотря на доминирующую ассиро-вавилонскую культуру, хотя некоторые из них не смогли этого сделать, как это было в случае с более ранними амореями , касситами и сутейцами до их падения ко времени падения Вавилона в 539 г. до н. Э.

Первоначально халдеи говорили на западно-семитском языке, похожем на арамейский, но отличном от него. Во времена Ассирийской империи ассирийский царь Тиглат-Пилесар III ввел восточно-арамейский диалект в качестве лингва-франка своей империи в середине 8-го века до нашей эры. В результате этого нововведения в поздние периоды и вавилонский, и ассирийский диалекты аккадского языка стали маргинализированными, и месопотамский арамейский язык занял свое место в Месопотамии, в том числе среди халдеев. Этот язык в форме восточно-арамейских неоарамейских диалектов до сих пор остается родным для христианского ассирийского народа северного Ирака, северо-востока Сирии, юго-востока Турции и северо-западного Ирана.

Одна из форм этого когда-то широко распространенного языка используется у Даниила и Ездры, но использование имени «Халдей» для его описания, впервые введенного Иеронимом , является лингвистически правильным и точным в том смысле, что халдеи использовали этот язык.

В еврейской Библии говорится , что пророк Авраам происходил из » Ура Халдейского » ( Ур Кашдим ).

История

Дополнительная информация: Нововавилонская империя

Регион, который халдеи в конечном итоге сделали своей родиной, находился в относительно бедной юго-восточной Месопотамии, во главе Персидского залива. Похоже, они мигрировали в южную Вавилонию из Леванта в какой-то неизвестный момент между концом правления Нинурта-кудурри-узура II (современника Тиглатпилесара II ) около 940 г. до н.э. и началом правления Мардука закир-сюми I в 855 г. до н. э., хотя нет никаких исторических доказательств их существования до конца 850-х гг. до н. э.

Примерно через столетие после поселения в этом районе эти полукочевые мигрирующие халдейские племена не оказали никакого влияния на страницы истории, по-видимому, оставаясь порабощенными коренными аккадско-говорящими королями Вавилона или, возможно, влиятельными в регионе арамейскими племенами. Основными игроками в южной Месопотамии в этот период были Вавилония и Ассирия, а также Элам на востоке и арамеи, которые уже поселились в этом регионе примерно за столетие до прихода халдеев.

Самое первое письменное историческое свидетельство существования халдеев относится к 852 г. до н. Э. В анналах ассирийского царя Салманасара III , который упоминает вторжение в юго-восточные районы Вавилонии и покорение некоего мушаллима-Мардука , вождя племени амукани и общего лидера. племен калду, вместе с захватом города Бакани и сбором дани с Адини , вождя Бет-Даккури , другого халдейского племени.

Салманасар III вторгся в Вавилонию по просьбе своего царя Мардука-закир-шуми I. Вавилонский царь, которому угрожали его собственные мятежные родственники, вместе с могущественными арамейскими племенами умолял более могущественного ассирийского царя о помощи. Покорение халдейских племен ассирийским царем, по-видимому, было минусом, поскольку в то время они не были могущественной силой или угрозой для коренного вавилонского царя.

Важными регионами калду на юго-востоке Вавилонии были Бит-Якин (первоначальная территория, в которой халдеи поселились в Персидском заливе), Бет-Дакури , Бет-Адини , Бет-Амуккани и Бет-Шилани .

К этому времени халдейские лидеры уже приняли ассиро-вавилонские имена, религию, язык и обычаи, что указывает на то, что они в значительной степени стали аккадианскими.

Халдеи оставались тихими под властью коренных вавилонян (которые, в свою очередь, были порабощены своими ассирийскими родственниками) в течение следующих семидесяти двух лет, впервые получив историческую известность в Вавилонии только в 780 г. до н.э., когда ранее неизвестный халдей по имени Мардук -апла-узур узурпировал престол у коренного вавилонского царя Мардука-бел-зери (790–780 гг. до н. э.). Последний был вассалом ассирийского царя Салманасара IV (783–773 до н.э.), который в то время был занят подавлением гражданской войны в Ассирии.

Это должно было создать прецедент для всех будущих притязаний халдеев на Вавилон во времена Новой Ассирийской Империи ; всегда слишком слабые, чтобы противостоять сильной Ассирии в одиночку и напрямую, халдеи ждали периодов, когда ассирийские цари отвлекались в другом месте своей обширной империи или участвовали во внутренних конфликтах, а затем в союзе с другими силами, более сильными, чем они сами (обычно с Эламом ), ставка на контроль над Вавилонией.

Салманасар IV напал и победил Мардука-апла-пользователя, отвоевав северную Вавилонию и навязывая ему договор о границе в пользу Ассирии. Ассирийцы позволили ему остаться на престоле, хотя и подчинялись Ассирии. Эриба-Мардук , другой халдей, наследовал ему в 769 г. до н.э., а его сын, Набу-шума-ишкун — в 761 г. до н.э., и оба находились под властью нового ассирийского царя Ашур-Дана III (772–755 до н. Э.). Вавилония, похоже, в это время находилась в состоянии хаоса: север был занят Ассирией, ее трон — иностранными халдеями, а по всей стране продолжались гражданские волнения.

Халдейское правление оказалось недолгим. Коренной вавилонский царь по имени Набонассар (748–734 гг. До н. Э.) Победил и сверг халдейских узурпаторов в 748 г. до н. Э., Восстановил местное правление и успешно стабилизировал Вавилонию. Халдеи снова растворились в безвестности на следующие три десятилетия. В это время и вавилоняне, и халдейские и арамейские переселенцы, поселившиеся в этой стране, снова полностью попали под иго могущественного ассирийского царя Тиглат-Пилесара III (745–727 гг. До н.э.), правителя, который ввел имперский арамейский язык как lingua franca своей империи. Ассирийский царь сначала сделал Набонассара и его преемников коренными вавилонскими царями Набу-надин-зери , Набу-сума-укин II и Набу-мукин-зери своими подданными, но решил править Вавилонией непосредственно с 729 г. до н. Э. За ним последовал Салманасар V (727–722 до н. Э.), Который также лично правил Вавилоном.

Когда Саргон II (722–705 г. до н. Э.) Взошел на трон Ассирийской империи в 722 г. до н. Э. После смерти Салманасара V, он был вынужден начать крупную кампанию в подчиненных ему государствах Персии , Манеи и Мидии в Древнем Иране, чтобы защитить свои владения. территории есть. Он победил и изгнал скифов и киммерийцев , которые напали на вассальные колонии Ассирии Персии и Медину в этом регионе. В то же время Египет начал поощрять и поддерживать восстание против Ассирии в Израиле и Ханаане , вынуждая ассирийцев послать войска для борьбы с египтянами.

Эти события позволили халдеям еще раз попытаться самоутвердиться. В то время как ассирийский царь был занят, защищая свои иранские колонии от скифов и киммерийцев и изгоняя египтян из Ханаана, Мардук-апла-иддина II (библейский Меродах-Баладан ) из Бит-Якина объединился с могущественным эламским царством и коренные вавилоняне, ненадолго захватившие контроль над Вавилоном между 721 и 710 гг. до н. э. После того, как скифы и киммерийцы были побеждены, мидяне и персы клялись в верности, а египтяне были побеждены и изгнаны из южного Ханаана, Саргон II наконец получил свободу, чтобы расправиться с халдеями, вавилонянами и эламитами. Он напал и сверг Мардука-апла-Адда II в 710 г. до н.э., также победив в процессе своих эламских союзников. После поражения от ассирийцев Меродах-Баладан бежал к своим защитникам в Элам.

В 703 году Меродах-Баладан ненадолго вернул себе трон от аккадско-вавилонского правителя Мардука-закир-шуми II , который был марионеткой нового ассирийского царя Сеннахирима (705–681 гг. До н. Э.). Он еще раз потерпел сокрушительное поражение при Кише и снова бежал в Элам, где умер в изгнании после последней неудачной попытки поднять восстание против Ассирии в 700 г. до н.э., на этот раз не в Вавилоне, а на земле халдейских племен Бит- Якин. Коренной вавилонский царь по имени Бел-Ибни (703–701 гг. До н. Э.) Был возведен на трон как марионетка Ассирии.

Следующий вызов ассирийскому господству был брошен эламитами в 694 г. до н. Э., Когда Нергал-ушезиб низложил и убил Ашур-надин-шуми (700–694 г. до н. Э.), Ассирийского принца, который был царем Вавилона и сыном Сеннахирима. В этом стремлении халдеи и вавилоняне снова объединились со своими более могущественными соседями-эламитами. Это побудило разъяренного ассирийского царя Сеннахирима вторгнуться и поработить Элам и Халдею и разграбить Вавилон, опустошив и в значительной степени разрушив город. Все жители Месопотамии, в том числе ассирийцы, считали Вавилон священным городом, и этот акт в конечном итоге привел к тому, что Сеннахирим был убит его собственными сыновьями, когда он молился богу Нисроху в Ниневии .

Асархаддон (681–669 до н. Э.) Стал преемником Сеннахирима на посту правителя Ассирийской империи. Он полностью восстановил Вавилон и принес мир в этот регион. Он завоевал Египет, Нубию и Ливию и укрепил свое господство над персами, мидянами, парфянами, скифами, киммерийцами, арамеями, израильтянами, финикийцами, хананеями, урартами, понтийскими греками, киликийцами, фригийцами, лидийцами, маннеянами и арабами. В течение следующих 60 лет Вавилон и Халдея мирно оставались под прямым контролем Ассирии. Халдеи оставались покоренными и спокойными в течение этого периода, и следующее крупное восстание в Вавилоне против Ассирийской империи было вызвано не халдейцами, вавилонянами или эламитами, а Шамаш-шум-укином , ассирийским царем Вавилона и старейшиной. брат Ашурбанипала (668-627 до н.э.), нового правителя Неоассирийской империи.

Шамаш-шум-укин (668–648 гг. До н.э.) проникся вавилонским национализмом после шестнадцати лет мирного подчинения своему брату и, несмотря на то, что сам был ассирийцем, заявил, что город Вавилон, а не Ниневия или Ашур должен быть резиденцией империи. .

В 652 г. до н. Э. Он создал мощную коалицию народов, недовольных своим подчинением Ассирии, против своего брата Ашшурбанипала . В альянс вошли вавилоняне, персы , халдеи, мидяне , эламиты , султаны, арамеи, израильтяне , арабы и хананеи , а также некоторые недовольные элементы среди самих ассирийцев. После упорной борьбы продолжительностью пять лет, ассирийский царь одержал победу над его мятежного брата в 648 году до н.э., Элам был полностью разрушен, и вавилоняне, персы, Мидии, халдеи, арабы, и другие были зверски наказаны. Затем ассирийский правитель по имени Кандалану был помещен на трон Вавилона, чтобы править от имени Ашшурбанипала. Следующие 22 года были мирными, и ни вавилоняне, ни халдеи не представляли угрозы господству Ашшурбанипала.

Однако после смерти могущественного Ашшурбанипала (и Кандалану) в 627 г. до н.э. Неоассирийская империя погрузилась в серию ожесточенных внутренних династических гражданских войн, которые должны были стать причиной ее падения.

Ашур-этил-илани (626–623 г. до н. Э.) Взошел на трон империи в 626 г. до н. Э., Но сразу же был охвачен потоком жестоких восстаний, спровоцированных соперничающими претендентами. Он был свергнут в 623 г. до н.э. ассирийским полководцем ( туртану ) по имени Син-шуму-лишир (623–622 гг. До н.э.), который также был объявлен царем Вавилона. Син-шар-ишкун (622–612 г. до н.э.), брат Ашур-этил-илани, вернул трон империи у Син-шуму-лишира в 622 г. до н.э., но затем сам столкнулся с непрекращающимся восстанием против своего правления со стороны его собственный народ. Непрерывный конфликт между ассирийцами привел к тому, что множество подчиненных народов, от Кипра до Персии и от Кавказа до Египта, тихо подтвердили свою независимость и перестали платить дань Ассирии.

Набополассар , ранее малоизвестный и неизвестный халдейский вождь, последовал оппортунистической тактике, установленной предыдущими халдейскими лидерами, чтобы воспользоваться хаосом и анархией, охватившими Ассирию и Вавилонию, и захватил город Вавилон в 620 г. до н.э. с помощью его коренных вавилонских жителей.

Син-шар-ишкун собрал мощную армию и вошел в Вавилон, чтобы восстановить контроль над регионом. Набополассар был спасен от вероятного разрушения, потому что в самой Ассирии, включая столицу Ниневии, вспыхнуло еще одно массовое ассирийское восстание, которое вынудило ассирийского царя повернуть назад, чтобы подавить восстание. Набополассар воспользовался этой ситуацией, захватив древний город Ниппур в 619 г. до н. Э., Оплот проассирийского движения в Вавилонии и, следовательно, Вавилонии в целом.

Однако его положение все еще было далеко не безопасным, и ожесточенные бои продолжались в центральных районах Вавилона с 620 по 615 г. до н.э., когда ассирийские войска расположились лагерем в Вавилонии в попытке изгнать Набополассара. Набополассар предпринял попытку контратаки, двинул свою армию на территорию Ассирии в 616 г. до н.э. и попытался осадить Ассур и Аррафу (современный Киркук ), но был побежден Син-шар-ишкуном и изгнан в Вавилонию после изгнания из Идиклата (современный Тикрит ) в самом южном конце Ассирии. Возникла патовая ситуация, когда Набополассар не смог вторгнуться в Ассирию, несмотря на ее сильно ослабленное государство, а Син-шар-ишкун не смог изгнать Набопалассара из Вавилонии из-за постоянных восстаний и гражданской войны среди своего народа.

Положение Набополассара и судьба Ассирийской империи были решены, когда он вступил в союз с другим из бывших вассалов Ассирии, мидянами, ныне доминирующим народом того, что должно было стать Персией. Срединная Увахшатра также недавно воспользовалась анархией в Ассирийской империи, в то время как официально еще вассал Ассирия, он воспользовался возможностью , чтобы объединиться с иранскими народами ; в Мидии , Персы , Sagartians и парфян , в большой и мощной Медиана-доминируют силы. Мидяне, персы, парфяне, халдеи и вавилоняне образовали союз, в который также вошли скифы и киммерийцы на севере.

В то время как Син-шар-ишкун сражался и с повстанцами в Ассирии, и с халдеями и вавилонянами в южной Месопотамии, Киаксар (ранее являвшийся вассалом Ассирии) в союзе со скифами и киммерийцами внезапно напал на охваченную гражданской войной Ассирию в 615 г. до н.э., разграбление Калху (библейский Калах / Нимруд ) и взятие Аррапхи (современный Киркук ). Набополассар, все еще находящийся в южной части Месопотамии, не участвовал в этом крупном прорыве против Ассирии. Однако с этого момента союз мидян, персов, халдеев, вавилонян, сагартиан, скифов и киммерийцев в унисон сражался против Ассирии.

Несмотря на сильно истощенное состояние Ассирии, последовали ожесточенные бои. На протяжении 614 г. до н. Э. Союз держав продолжал вторгаться в саму Ассирию, хотя в 613 г. до н. Э. Ассирийцы каким-то образом сплотились, чтобы одержать ряд контратакующих побед над мидянами-персами, вавилонянами-халдеями и скифами-киммерийцами. Это привело к тому, что коалиция противостоящих ему сил объединилась и начала массированную совместную атаку в 612 г. до н.э., окончательно осадив и разграбив Ниневию в конце 612 г. до н.э., убив Син-шар-ишкуна в процессе.

Новый ассирийский царь Ашур-убаллит II (612–605 до н. Э.) Взял корону в ходе борьбы домов в Ниневии и отказался подчиниться правителям альянса. Ему удалось пробиться из Ниневии и добраться до северного ассирийского города Харрана , где он основал новую столицу. Ассирия сопротивлялась еще семь лет до 605 г. до н.э., когда остатки ассирийской армии и армии египтян (чья династия также была установлена ​​в качестве марионеток ассирийцев) были разбиты в Карчемише . Набополассар и его мидийские, скифские и киммерийские союзники теперь владели большей частью огромной Неоассирийской империи . Египтяне с опозданием пришли на помощь Ассирии, опасаясь, что без ассирийской защиты они будут следующими, кто уступит новым силам, уже подвергшимся набегам скифов.

Халдейский царь Вавилона теперь правил всей южной Месопотамией (Ассирия на севере управлялась мидянами) и бывшими ассирийскими владениями Арама ( Сирия ), Финикии , Израиля, Кипра , Эдома , Филистии и некоторых частей Аравии , в то время как мидяне взяли под свой контроль бывшие ассирийские колонии в Древнем Иране , Малой Азии и на Кавказе .

Набополассар не смог долго наслаждаться своим успехом и умер в 604 г. до н. Э., Всего через год после победы при Карчемише. Ему наследовал его сын, который взял имя Навуходоносор II , в честь не связанного с ним аккадско-вавилонского царя 12 века до н.э. Навуходоносора I , что указывает на степень, в которой мигрирующие халдеи прониклись местной месопотамской культурой.

Навуходоносор II и его союзники, возможно, были вынуждены иметь дело с остатками ассирийского сопротивления, базировавшимся в Дур-Катлимму и его окрестностях , так как ассирийские имперские записи продолжают датироваться в этом регионе между 604 и 599 годами до нашей эры. Кроме того, египтяне остались в регионе, возможно, в попытке помочь своим бывшим ассирийским хозяевам и создать собственную империю.

Навуходоносор II должен был доказать, что он величайший из халдейских правителей, соперничая с другим инородным правителем, аморейским царем XVIII века до н.э. Хаммурапи , как величайший царь Вавилона. Он был покровителем городов и выдающимся строителем, перестраивая все крупные города Вавилонии в больших масштабах. Его строительная деятельность в Вавилоне, расширяющая более раннюю и впечатляющую реконструкцию ассирийского царя Асархаддона , помогла превратить его в огромный и красивый город легенд. Вавилон занимал более трех квадратных миль, окруженный рвами и окруженный двойным кольцом стен. Евфрат протекал через центр города, переброшенный красивым каменным мостом. В центре города возвышался гигантский зиккурат под названием Этеменанки , «Дом на границе между небом и землей», который находился рядом с храмом Мардука . Многие историки также считают, что он построил Висячие сады Вавилона (хотя другие полагают, что эти сады были построены намного раньше ассирийским царем в Ниневии) для своей жены, мидийской принцессы из зеленых гор, чтобы она чувствовала себя комфортно. домой.

Способный лидер, Навуходоносор II провел успешные военные кампании; такие города, как Тир , Сидон и Дамаск, были покорены. Он также провел многочисленные походы в Малую Азию против скифов , киммерийцев и лидийцев . Как и их ассирийские родственники, вавилонянам приходилось ежегодно проводить кампании, чтобы контролировать свои колонии.

В 601 г. до н. Э. Навуходоносор II был вовлечен в крупную, но безрезультатную битву против египтян . В 599 г. до н.э. он вторгся в Аравию и разбил арабов в Кедре . В 597 г. до н. Э. Он вторгся в Иудею , захватил Иерусалим и свергнул его царя Иехонию . Египетская и вавилонская армии боролись друг с другом за контроль над Ближним Востоком на протяжении большей части правления Навуходоносора, и это побудило царя Иудеи Седекии к восстанию. После восемнадцатимесячной осады Иерусалим был захвачен в 587 г. до н. Э., Тысячи евреев были депортированы в Вавилон, а Храм Соломона был стерт с лица земли.

Навуходоносор успешно сражался с фараонами Псамметихом II и Априем на протяжении всего своего правления, а во время правления фараона Амасиса в 568 г. до н.э. ходят слухи, что он мог ненадолго вторгнуться в сам Египет.

К 572 году Навуходоносор полностью контролировал Вавилонию, Халдею, Арамею ( Сирия ), Фонцию , Израиль, Иудею , Филистию , Самарру , Иорданию , северную Аравию и некоторые части Малой Азии . Навуходоносор умер от болезни в 562 г. до н. Э. После одного года совместного правления со своим сыном Амел-Мардуком , который был свергнут в 560 г. до н. Э. После двухлетнего правления.

Конец халдейской династии

Нериглиссар стал преемником Амель-Мардука. Неясно, был ли он на самом деле этническим халдеем или коренным вавилонским дворянином, поскольку он не был связан кровью с потомками Набополассара, женившись на правящей семье. Он провел успешные военные кампании против греческих жителей Киликии , которые угрожали интересам Вавилона. Нериглиссар правил всего четыре года, и его преемником стал молодой Лабаши-Мардук в 556 году до нашей эры. Опять же, неясно, был ли он халдейцем или коренным вавилонянином.

Лабаши-Мардук правил всего несколько месяцев, будучи свергнутым Набонидом в конце 556 г. до н. Э. Набонид был определенно не халдейцем, а ассирийцем из Харрана , последней столицы Ассирии, и оказался последним коренным месопотамским царем Вавилона. Он и его сын, регент Валтасар , были свергнуты персами при Кире II в 539 г. до н. Э.

Когда Вавилонская империя была поглощена персидской империей Ахеменидов , название «халдейское» потеряло свое значение по отношению к определенной этнической принадлежности или стране, но какое-то время оставалось термином, используемым исключительно и явно для описания социального класса астрологов и астрономов. в южной Месопотамии. Первоначальное халдейское племя давно стало аккадским, приняв аккадскую культуру, религию, язык и обычаи, смешавшись с большинством коренного населения и в конечном итоге полностью исчезнув как отдельная раса людей, как это было в случае с другими предшествующими мигрантскими народами, такими как как амореи, касситы, сутиты и арамеи Вавилонии.

Персы считали этот халдейский социальный класс мастерами чтения и письма и особенно сведущими во всех формах заклинания, колдовства, колдовства и магических искусств. Они называли астрологов и астрономов халдеями , и это слово используется в этом особом значении в Книге Даниила (Дан. I. 4, II, 2 и след.) И классическими авторами, такими как Страбон .

Об исчезновении халдеев как этноса и Халдеи как земли свидетельствует тот факт, что персидские правители Ахеменидской империи (539–330 гг. До н.э.) не сохранили провинции под названием «Халдея», и при этом они не называли «халдеев» как раса людей в их письменных анналах. Это контрастирует с Ассирией, а также какое-то время с Вавилонией, где персы сохранили названия Ассирия и Вавилония в качестве обозначений отдельных геополитических образований внутри империи Ахеменидов. В случае с ассирийцами, в частности, записи Ахеменидов показывают, что ассирийцы занимали важные должности в империи, особенно в отношении военного и гражданского управления.

Термины «халдей» и «халдей» отныне встречаются в древнееврейских и библейских источниках, датируемых 6–5 веками до нашей эры и относящимися конкретно к периоду халдейской династии Вавилона.

Отсутствие халдеев в исторических записях продолжается по всей Македонской империи , империи Селевкидов , Парфянской империи , Римской империи , империи Сасанидов , Византийской империи, а также после арабского исламского завоевания и Монгольской империи .

Слава халдеев была еще прочной во времена Цицерона (106–43 гг. До н. Э.), Который в одной из своих речей упоминает «халдейских астрологов» и не раз упоминает о них в своей книге «De divinatione» . Другие классические латинские писатели, которые говорят о них как о выдающихся знаниях астрономии и астрологии, — это Плиний, Валерий Максим, Авл Геллий, Катон, Лукреций, Ювенал. Гораций в своей Carpe diem ode говорит о «вавилонских расчетах» ( Babylonii numeri ), гороскопах астрологов, с которыми консультировались относительно будущего.

Язык, который сегодня обычно называют арамейским, Иероним назвал халдейским. Это употребление продолжалось на протяжении веков: это была обычная терминология в девятнадцатом веке. Соответственно, в самых ранних западных упоминаниях христиан о том, что сейчас является Ираком и соседними странами, этот термин используется в отношении их языка. В 1220/1 Жак де Витри писал, что «они отрицали, что Мария была Богородицей, и утверждали, что Христос существовал в двух лицах. Они освятили квасный хлеб и использовали» халдейский «(сирийский) язык». В пятнадцатом веке термин «халдеи» впервые был применен конкретно к восточно-сирийцам, живущим на Кипре, которые вступили в недолгий союз с Римом, а не только в связи с их языком.

Ссылки

дальнейшее чтение

1Ур

Ур — один из древнейших шумерских городов-государств древнего южного Междуречья (Месопотамии), существовал с IV тысячелетия до IV века до н. э. Ур был расположен в южной Вавилонии, на юге современного Телль-Эль-Мукайяр в Ираке, близ Насирии, на западном берегу реки Евфрат. Одним из первых европейцев курган над городом посетил в 1625 году итальянец Пьетро делла Валле, обнаруживший здесь кирпичи с клинописью.

Первые раскопки Ура были произведены в 1854 году служащим британского консульства в Басре Д. Тэйлором для Британского музея. Были обнаружены развалины храма местного бога Сина, а также интересные некрополи, с погребениями или в круглых гробах, или под кирпичными сводами, или в глиняных сосудах. В 1918 году в Уре вел раскопки Р. Кэмпбелл-Томпсон, а в 1919−22 гг. — Г. Р. Холл.

Самые масштабные раскопки города начались в 1922 году под руководством сэра Леонарда Вулли. 42-летний Вулли возглавил совместную американо-английскую экспедицию Британского музея и Пенсильванского университета, получившую изрядные средства на раскопки Ура. Вулли копал там тринадцать лет, нанимая до 400 рабочих. Но город оказался столь большим, а культурный слой столь глубоким, что экспедиция смогла за это время раскопать лишь незначительную часть холма, а к нижним слоям добрались на крохотном участке. Место раскопок представляло собой очень глубокий сужающийся книзу котлован. Среди находок Вулли, прогремевших на весь мир, — гробница царицы Шубад, штандарт войны и мира с древнейшими изображениями боевых колесниц и первые известные ученым струнные музыкальные инструменты. Большинство экспонатов поступило в Британский музей. Также под руководством Вулли был освобожден от тысячелетних заносов величественный зиккурат в Уре.

Наиболее многочисленные и интересные памятники, вскрытые раскопками, датируются временем правления I и III династий Ура. Ко времени правления I династии (XXV в. до н. э.) относятся 16 царских гробниц, в которых были найдены многочисленные образцы роскошной утвари из золота, серебра, алебастра, ляпис-лазури, обсидиана и др. материалов, иногда с применением мозаичной техники.

2Лагаш

В 1877 году в иракский город Басру приехал вице-консул Франции Эрнест де Сарзек. Как и многие другие дипломаты той поры, работавшие на Ближнем Востоке, он страстно интересовался древностями и все свободное время посвящал обследованию ближних и дальних окрестностей Басры. От местного населения он услышал рассказы о кирпичах со странными знаками, которые часто попадаются в урочище Телло, расположенном к северу от Басры.
Прибыв на место, Сарзек приступил к раскопкам. Они продолжались несколько лет и увенчались успехом. Под целым комплексом оплывших глинистых холмов Сарзек обнаружил руины Лагаша, а самое главное — огромный, хорошо систематизированный архив, состоявший более чем из 20 тыс. клинописных табличек, пролежавших в земле почти четыре тысячелетия.
Как оказалось, Лагаш был во многом нетипичен для городов Шумера: он представлял собой скопление поселений, окружавших сложившееся ранее основное ядро города. В Лагаше была обнаружена целая галерея скульптур правителей города, в том числе ныне знаменитая группа скульптурных портретов правителя Гудеа. Из высеченных на них надписей и из текстов глиняных табличек ученые узнали имена десятков царей и других выдающихся людей того времени, живших в III тысячелетии до н. э.
В 1903 году французский археолог Гастон Крое продолжил раскопки Лагаша. В 1929—1931 годах здесь работал Анри де Женильяк, а затем еще два года — Андре Парро.

3Ниппур

Ниппур — один из древнейших городов Шумера, расположенный на Евфрате, к югу от отделения притока Итурунгаль. Ниппур был священным городом для древних шумеров, там находился храм главного бога шумеров — Энлиля.
В 1889 году в предполагаемом месте расположения Ниппура приступила к работе американская экспедиция во главе с Дж. Петерсом и Г. Гильпрехтом. Кроме них, в экспедицию входили X. Хейнес — фотограф, хозяйственник — и еще три археолога. В районе раскопок города Ниппура было несколько холмов. Археологи пронумеровали их и начали с холма № 1. В нем они нашли руины царского дворца, в холме № 5 обнаружили целую библиотеку «глиняных книг». Но в это время неожиданно вспыхнула межплеменная борьба арабов. И археологи вынуждены были покинуть место раскопок.

Лишь через год решились вернуться в Двуречье двое из бывшей группы — Дж. Петерс и X. Хейнес. В этот раз археологи открыли и тщательно обследовали зиккурат, а в холме № 10 нашли храм и 2 тысячи «глиняных книг».
В 1948 году после долгого перерыва американские археологи вновь вернулись в Ниппур. В этот раз они нашли древние религиозные статуэтки, судебные протоколы, таблички с хозяйственной отчетностью. Позже, в 1961 году, американская экспедиция нашла в одном месте, названном «кладом», более 50 фигурок, по которым можно было определить религиозные традиции местного населения.

4Эриду

Эриду — один из древнейших городов Шумера. По шумерской мифологии это самый первый город на Земле. Первые археологические работы в Эриде провёл в 1855 году Джон Тейлор. Он очертил обширную пятиугольную платформу, окруженную кирпичной стеной и снабженную лестницей, посередине которой имеются остатки многоэтажной башни.
Следующие серии раскопок последовали в 1918—1920 и в 1946—1949 годах, их организовал Иракский департамент античности. В экспедициях принимали участие Р. Кемпбелл Томпсон, Фуад Сафар и Сетон Ллойд. Археологов привлекла легенда о том, что Эриду существовал ещё до потопа. Выяснилось, что самый ранний из открытых храмов был построен на рубеже V тыс. до н. э.

За время раскопок был обнаружен зиккурат, открыты сырцовые дома и общественные здания, а также руины фундаментов многократно возводившихся храмов, возведенные на месте ранних святилищ на платформах в форме прямоугольных помещений (они были построены из сырцового кирпича), в том числе — храм (размером с комнату) первых поселенцев и храм Эа с остатками жертвоприношений — костями рыб. Обнаружены также остатки царского дворца. В обнаруженном некрополе Эриду убейдского времени насчитывалось около 1000 могил из сырца с заупокойным инвентарем, пищей, посудой. Найдены также культовые предметы, керамика, орудия и др.
Храмы на месте поклонения святыне воссоздавались и перестраивались в течение столетий. Археологи очертили 18 горизонтов и выделили 12 храмов, регулярно перестраивавшихся и восстанавливавшихся на одном и том же месте.

5Борсиппа

Борсиппа — шумерский город, расположенный в 20 км юго-западнее Вавилона. Борсиппа знаменит остатками большого зиккурата, высота которого даже в наше время составляет около 50 метров, который долгое время ошибочно принимали за знаменитую Вавилонскую башню.

Первые раскопки зиккурата Борсиппы начал в середине XIX века Генри Равлинзон. В 1901—1902 годах там вел раскопки Роберт Колдевей. В 1980 году в Борсиппе начались австрийские раскопки, которые сконцентрировались на исследовании храма Эзиды и зиккурата. Работы прерывались во время иракских войн, но возобновлялись снова и снова. При раскопках было найдено множество табличек юридического содержания и некоторое количество литературных и астрономических текстов. Они относятся в основном к поздним периодам, начиная с халдейской династии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *