Храмовый Комплекс Церквей Вознесения и Николая Чудотворца расположен в центре города на левом берегу реки, на южной стороне бывшей торговой площади, за сквером, на густо поросшем деревьями участке. В кон. 18 в. здесь была сооружена православная деревянная часовня Вознесения. Вместо нее во 2-й пол. 19 в. возведены каменные церкви: Вознесения — в 1870 г., как теплый единоверческий храм, а Николая — в кон. 19 в., как холодный; тогда же сооружена и ограда с воротами. Характерный для эпохи эклектики комплекс двух храмов — летнего и зимнего, обнесенных оградой (остались только ворота), — нарядная архитектура которого отличается стилистическим разнообразием.

Прямоугольный в плане участок вытянут вдоль улицы. Монументальная и внушительная церковь Вознесения поставлена в глубине его, в северо-западном углу. Церковь Николая Чудотворца с колокольней, доминирующей в композиции, выдвинута ближе к улице и занимает противоположный по диагонали угол. К западу от этого храма расположены ориентированные прямо на фасад церкви Вознесения ворота ограды.

Фото с сайта «Города Брянской области. Злынка»

Церковь Вознесения. Характерный ‘для 2-й пол. 19 в. памятник культового зодчества, эклектически сочетающий позднеклассицистические формы со стилизованным под «нарышкинское» барокко декором. Четырехстолпное купольное здание, кирпичное и оштукатуренное. Его массивный четверик с небольшой полукруглой апсидой и узким, вытянутым в длину притвором увенчан в центре поставленным на четырехгранное основание цилиндрическим барабаном с пологим куполом.

Главную роль во внешнем убранстве играют подражающие архитектурному декору рубежа 17-18 вв. наличники окон и порталы четверика и притвора, состоящие из пилястр и треугольных полуфронтонов. Средние части боковых фасадов с порталами и ложными восьмигранными окнами над ними выделены крупными пилястрами и пологим щипцовым фронтоном. Барабан купола оформлен в позднеклассицистическом духе, с тягой на уровне подоконников арочных окон, архивольтом в их завершении и упрощенным антаблементом с профилированным карнизом.

В интерьере четыре мощных, широко расставленных крещатых столба при помощи подпружных арок и парусов несут барабан с куполом. Угловые ячейки храма перекрыты крестовыми сводами, рукава креста — коробовыми, восточная часть притвора — лотковыми. Столбы увенчаны профилированными карнизами, пяты боковых арок опираются на консоли на стенах. Из прежнего внутреннего убранства частично сохранились росписи сводов.

Фото с сайта «Города Брянской области. Злынка»

Церковь Николая Чудотворца. Свообразный пример стилизаторской архитектуры кон. 19 в., подражающей формам украинского барокко. Здание построено из кирпича и оштукатурено. Его основной кубический объем с пятигранным алтарем и короткой пониженной трапезной увенчан оригинальной большой главой луковичной формы, не имеющей барабана и поставленной прямо на кровлю. Доминирует в объемной композиции высокая ярусная колокольня — два четверика и крупный восьмерик звона, завершенный также на украинский манер большой грушевидной главой. Нарядный декор фасадов храма со стоит из членящих стены пилястр, широких карнизов с поясами городков внизу и рамочных наличников окон с лучковыми перемычками, украшенных замковыми камнями и треугольными сандриками. В более пышном убранстве колокольни преобладают типично украинские ниши различной формы, пилястры на углах и кокошники у основания главы.

Внутри основное помещение храма перекрыто куполом. Узкими проемами оно соединено с алтарем, имеющим коробовый свод с граненой конхой, и с трапезной, перекрытой плоским потолком. Такие же перекрытия у ярусов колокольни.

Из внутреннего убранства сохранились лишь фрагменты настенных росписей в куполе храма и на потолке трапезной, где в гризайльной технике изображены фигуры святых.

Ворота. Оригинальная по архитектуре трехпролетная кирпичная и побеленная арка с острым и выразительным силуэтом. Объемная композиция ворот традиционна: центральный проездной проем с пологой лучковой перемычкой фланкирован двумя меньшими арками для прохода. Однако их трактовка в духе романтизма необычна. Устои ворот на фасаде обогащены гранеными полуколоннами с базами и капителями, украшенными различными нишками и «капельками». Архивольты арочных проемов — с замковыми камнями и поясом зубчиков в центральном пролете. Последний подчеркнут изгибом карниза по линии проема. Оригинальность завершению с волнистым аттиком придают три восьмигранных башенки с вогнутыми гранеными шатриками и тонкими шпилями.

  • Силаев В. Дорога к храму//Брян. известия. — 2000. — 4 июля.

Каменная церковь во имя святителя Николая Чудотворца (Горно-Никольская) была выстроена в 1751 году на средства брянских купцов Кольцовых на месте деревянной церкви, упоминаемой в документах с 1310 года. В её названии, как нетрудно догадаться, отражено месторасположение — на Покровской горе. По свидетельству летописцев, в этом храме в 1310 году молился святитель Пётр, митрополит Московский, когда жил в Брянске, желая примирить Брянских князей Святослава и Василия. К сожалению, время не сохранило сведений, касающихся ранней истории храма. В первой половине ХIХ века возведена нынешняя колокольня, заменившая первоначальную. В 1860 году во внутренней части здания произвели капитальный ремонт, обошедшийся в четыре с лишним тысячи рублей. Главный доход храму приносила сдача в аренду церковной земли, которой у «Верхнего Николы» было 3020 десятин. В начале ХХ века приход Горне-Никольской церкви насчитывал 1200 прихожан — это были в основном работники «Брянского арсенала» и других близлежащих фабрик. В приходе имелась церковно-приходская школа.

После Октябрьской революции храм какое-то время продолжал действовать. В 1929 году церковь всё-таки закрыли представители новой власти. Здание использовалось для нужд архива. В 1964 году разобраны завершения здания, сделан ряд пристроек и заложены проёмы колокольни. С 1971 по 1982 годы храм был на реставрации, но одновременно приспособлен под Брянский областной планетарий (архитекторы — Э.М. Кодисова и Л.П. Бестужева). Планетарий располагался в помещении храма до 1999 года. В 1993 году был воссоздан православный приход, однако здание храма приходу передали только 3 декабря 1999 года. Определением Священного Синода №76 от 7 октября 2002 года приход Свято-Горне-Никольского храма был преобразован в Горно-Никольский мужской епархиальный монастырь. Были проведены ремонтно-реставрационные работы: полностью отреставрированы фасад храма и колокольни, заменена кровля, позолочены крест и глава, проведена реставрация интерьера всего храма, установлен новый иконостас, полностью обновлена утварь. 18 декабря 2010 года был совершён чин освящения Престола. Указом правящего Архирея храму был определён статус соборного храма Горно-Никольского монастыря.

Церковь сохранилась почти без изменений внешнего вида, а вот старинная внутренняя отделка и интерьер, к сожалению, до нас не дошли. Церковь окружена оградой, но войти в неё можно через колокольню прямо с улицы. Это один из лучших архитектурных памятников Брянска, выполненный в стиле барокко, с более поздней классицистической колокольней. Здание построено из кирпича и оштукатурено. Объёмная композиция выполнена «кораблём»: двухъярусная колокольня соединена низкой и короткой трапезной с четвериком церкви. Двусветный четверик несёт крупный восьмерик, купол которого увенчан стройным световым восьмериком с маленькой главкой. Объём трапезной продолжен алтарным приделом с тремя закруглёнными апсидами, что восходит к традициям ХVII века. Декор фасадов тяготеет к формам «нарышкинского» барокко. Наличники окон выполнены либо в виде прямоугольной рамки, либо с полуколоннами и пилястрами по сторонам и разорванным фронтоном; над полукруглыми архивольтами боковых порталов небольшие ниши киотов. Своеобразны сильно вытянутые угловые пилястры с выпуском углов и метопнотриглифные фризы в антаблементах. У колокольни нижний четверик имеет рустовку на углах и фронтоны в завершении граней, верхний четверик колокольни — пилястры с филёнками на устоях и балюстрады под арочными проёмами. В интерьере доминирует основное, развитое в высоту помещение с восьмериком на трёхступенчатых тромпах, завершён объём восьмигранным сомкнутым сводом. Трапезная и алтарь перекрыты коробовыми сводами с конхами над апсидами. Внутреннее убранство сохранилось фрагментарно и восстанавливалось уже в новейшее время. Характерная и редкая черта интерьера — в местном чине иконостаса иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы выполнены в круге святых: иконография, которая почти не встречается в иконостасных образах.

Престолы: Николая Чудотворца
Год постройки: не позже 1843.
Адрес: Брянская область, Брянский район, село Елисеевичи.
В XIII веке Благоверный князь Роман Брянский в знак благодарности за чудесное исцеление от слепоты, полученное им от Свенской иконы Божией Матери, подарил земли, на которых в настоящее время находятся села Елисеевичи, Меркульево, Титовка и Староселье, основанному им Свенскому Успенскому монастырю. На средства монастыря здесь был построен большой деревянный храм во имя Святых мучеников Флора и Лавра, для совершений Богослужений был прислан иеромонах Елисей, от имени которого село и получило свое название. В года правления Екатерины II приход села Елисеевичи стал самостоятельным. Впрочем, по мнению современных исследователей, церковь, существовавшая до построения каменного храма, была не во имя Флора и Лавра, а во имя Николая Чудотворца и не раз перестраивалась. Так, в 1715 году «по челобитию села Елисеевич Никольских попов Стефана с товарищи велено им… в селе Елисеевичах новопостроенную церковь во имя Николая Чудотворца освятить Новопечерского Свенского монастыря наместнику иеромонаху Модесту».
Сведения об иеромонахе Елисее, в честь которого, предположительно, называется село — также вызывают сомнения. Во-первых, иеромонах, являвшийся одновременно приходским священником и управителем монастырской вотчины — сочетание практически невозможное. Во-вторых, название Елисеевичи указывает на связь селения с потомками какого-то Елисея, а таковых у иеромонаха просто не могло быть. Название, происходящее непосредственно от имени Елисея, звучало бы как Елисеево. Наконец, все содержащиеся в «Историческом описании церквей и монастырей Орловской Епархии» 1905 года сведения основаны на показаниях старожилов, что само по себе не является гарантией достоверности. Тем не менее, возможно, что Елисеевичи и некоторые другие соседние селения могли быть пожалованы Свенскому монастырю еще князем Романом Михайловичем. Не исключено, что и название Елисеевичи могло быть связано с именем первого сельского священника и его потомков, если они продолжали служить в той же церкви и оставили о себе добрую память.

Из области гипотез перейдем к документально подтвержденным фактам. Первые достоверные сведения о селе Елисеевичи содержатся в писцовых книгах о вотчинах Свенского монастыря 1595 года. В это время в селе было пять дворов церковнослужителей, две келлии (в них жили четыре «старицы, черноризицы»), четыре келлии, в которых жили нищие, один двор монастырский…
Когда к началу 1840-х годов прежняя деревянная церковь обветшала, и стал вопрос о ее закрытии, крестьянами села решено было построить новый, каменный храм. Инициатором этого выступил елисеевский крестьянин Василий Агапеев, который и стал строителем нового храма, открывшегося в 1843 году. При храме было построено здание церковно-приходской школы, которая открылась в 1899 году, в 1905 году в ней обучалось 42 ученика. Точных сведений о времени закрытия храма нет. Известно лишь, что в 1930 году был арестован и приговорен к трем годам ссылки священник храма Ипполит Алексеевич Осипов. В настоящее время готовятся документы на возвращение здания храма Брянской Епархии.

***

Расположена на краю села над рекой Рудка, выделяется силуэтом в окружающем пейзаже. Построена в 1843 году по заказу богатого крестьянина В.И. Агапеева на месте прежней, деревянной, принадлежавшей Свенскому монастырю. Сооружена из кирпича и снаружи побелена; завершение колокольни и часть кровли не сохранились. Сравнительно небольшой купольный храм в стиле зрелого классицизма, характерный для провинциальной архитектуры этого периода. Трехчастная композиция церкви очень компактна. Основной четверик, слегка возвышающийся благодаря аттику над закругленным алтарем и короткой, прямоугольной в плане трапезной, увенчан своеобразным цилиндрическим барабаном. Низкий и массивный, он прорезан круглыми окнами и завершен сферическим куполом с маленькой главкой на тонкой шейке. Примыкающая к трапезной ярусная колокольня состоит из двух поставленных друг на друга четвериков (нижнего с арочным проходом по оси, верхнего с арками звона) с полуярусом между ними.

Скромный классицистический декор здания включает горизонтальную рустовку стен (алтарь и низ колокольни), упрощенные антаблементы в завершении объемов, замкбвые камни (алтарь) и сандрики на кронштейнах (трапезная) над прямоугольными окнами. Наряднее выглядит четверик с плоскими четырехпилястровыми портиками и крупными фронтонами на боковых сторонах, двойными рядами сухариков в карнизах, а также проемами, завершенными треугольными фронтончиками. В интерьере главную роль играет более высокое основное помещение с барабаном на тромпах и сферическим куполом; апсида перекрыта конхой, нижний ярус колокольни с лестницей к звону в южной стене — крестовым сводом; у трапезной (в которой располагался придел Богоматери Всех Скорбящих) перекрытие плоское.
«Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область», 1998 год.

***

Церквь Николая Чудотворца.
Стан подгородной.
Церковь Великаго чудотворца Николы в вотчине Свинскаго монастыря в селе Елисеевичах дани 18 алтын с деньгою, десятильничих и заезда гривна.
140 года марта в день по челобитью строителя Иова дана на тое церковь государева грамота велено тое церкви дань платить вдвое, взято сполна.
Данныя деньги и венечныя пошлины платили: того ж монастыря служка 147 года, попы Родион да Арсений 156-161 годов.
149 года за рукою попа Ивана венечных пошлин 148 и 149 годов 14 алтын 6 денег платил старец Ефрем.
162 года — 3 рубля 17 алтын 1 деньга.
1746 года — писалось с церквами Свинскаго монастыря.
183 года июлия 17 подана к подписке села Елисеевич грамота попа Петра Григорьева.
1715 года июля в 14 день запечатан указ о освящении церкви по челобитью села Елисеевичах Никольских попов Стефана с товарищи велено им в Брянском уезде в подгородном стану в селе Елисеевичах новопостроенную церковь во имя Николая чудотворца освятить новопечерскаго Свинскаго монастыря наместнику иеромонаху Модесту и антиминс в тое церковь выдан, за одно полотно деньги взяты.
«Брянской десятины жилые данные церкви 7136 (1628) – 1746 годы». Сборник Орловского Церковно-Археологического Комитета. 1905 год.

***

В селе Елисеевичах, Брянского уезда, в 1798 году, разрешено было покрыть и окажушить местную деревянную Николаевскую церковь.
Сведения эти заимствованы при разборе Архива Орловской Духовной Консистории из подлинных актов.

«Орловские епархиальные ведомости», № 3, 1873 год.

***

Объявлено Архипастырское благословение, по донесению местного благочинного, брянского уезда священнику села Елисеевич Льву Соколову за весьма хорошее поведение, усердное и исправное служение церкви, и успешное обучение грамоте крестьянских детей. Предоставлено место в селе Никольском, Ильинское тож, малоархангельского уезда, дьячковское место за дочерью вдовы попадьи, села Елисеевичи брянского уезда, Благовещенской, девицею Александрою.

«Орловские епархиальные ведомости», № 20, 1865 год.

***

Прихожанам села Елисеевичи, брянского уезда, и попечителю приходской церкви онаго села, крестьянину Андрею Рудакову, за исправление всех повреждений и ветхостей в Николаевской их церкви, преподано архипастырское благословение Его Преосвященства.

«Орловские епархиальные ведомости», № 14, 1866 год.

***

Умер священник Брянского уезда села Елисеевич Лев Соколов.

«Орловские епархиальные ведомости», № 3, 1874 год.

***

Священно-церковно-служителям села Елисеевич, Брянского уезда, за оказанное ими вспомоществование сиротствующему семейству, оставшемуся после смерти священника Соколова, объявлена Архипастырская признательность.

«Орловские епархиальные ведомости», № 11, 1874 год.

***

Умер причетник села Елисеевич Брянского уезда Лаврентий Троицкий.

«Орловские епархиальные ведомости», № 19, 1876 год.

***

Умер заштатный причетник Брянского уезда села Елисеевич Евфимий Сошин.

«Орловские епархиальные ведомости», № 24, 1878 год.

***

Согласно определению епархиального Начальства, состоявшемуся 15 марта 1879 года, награждены набедренниками священник Брянского уезда села Елисеевич Иоанн Сильвестров.

«Орловские епархиальные ведомости», № 8, 1879 год.

***

Сверхштатный причетник села Елисеевич Брянского уезда Николай Ключарев определен исполняющим дела штатного псаломщика при церкви того села.

«Орловские епархиальные ведомости», № 1, 1881 год.

***

Сверхштатный причетник Брянского уезда села Елисеевич Иван Троицкий определен исполняющим дела штатного псаломщика к брянской Преображенской кладбищенской церкви.

«Орловские епархиальные ведомости», № 11, 1882 год.

***

По определению Святейшего Синода, от 18 марта 1886 года, согласно представлению Епархиального Начальства, удостоен награждения Святейшим Синодом ко дню Св. Пасхи в 1886 году знаком отличия, скуфьею, от Святейшего Синода выдаваемой, брянского уезда церкви села Елисеевич, священник Иоанн Сильвестров.

«Орловские епархиальные ведомости», № 10, 1886 год.

***

По представленным отцами Благочинными Брянского и Малоархангельского уездов приговорам прихожан церквей сел вверенных им участков, Архипастырской резолюцией Его Преосвященства, Преосвященнейшего Мисаила, Епископа Орловского и Севского, в должности церковного старосты на трехлетие с 1890 года утвержден, по 2-му благочинническому участку Брянского уезда, к Николаевской церкви села Елисеевич крестьянин Гавриил Власьев Гореликов.

«Орловские епархиальные ведомости», № 10, 1890 год.

***

Церковь Святителя и Чудотворца Николая в селе Елисеевичи.
На холме при речке Рудке, что в Брянском районе, возвышаясь над селом, сохранился интересный памятник архитектуры 1843 года — церковь Николая Чудотворца, угодника Божьего, весьма чтимого на Руси. Село Елисеевичи совместно с четырьмя соседними селениями составляло вотчину Брянского Свенского Успенского монастыря, которую подарил монастырю удельный князь Роман Михайлович «за благодатное исцеление, полученное им от Свенской иконы Божьей Матери». Насредства монастыря был построен обширный, деревянный храм во имя Флора и Лавра, в котором первым вел службу иеромонах Елисей. От его имени село и получило название Елисеевичи. Со временем храм обветшал, служба в нем прекращена, а прихожане приписаны кдругим приходам. Жители села добились разрешения на строительство нового храма. Строителем стал наиболее активный из них — Василий Иванович Агапеев. Церковь была трехпрестольной: главный престол — во имя Николая Чудотворца, придельный — во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» и третий, в трапезной церкви — во имя иконы Скорбящей Богоматери. Объемно-планировочное построение храма выполнено по традиционной схеме — «кораблем». Все помещения расположены по продольной оси: паперть (нижний ярус колокольни) — трапезная — церковь — алтарь. Внешняя архитектура, несмотря на самобытные отступления от твердо установленных в эпоху классицизма канонов, все же сохранила характер этого стиля. Облик храма впечатляет торжественной мощью и монументальностью. Храм стал градостроительным стержнем не только села, но и всего окружающего ландшафта. До наших дней сохранился каменный остов храма. Он, безусловно, должен быть отреставрирован с достройкой колокольни и возвращен в число действующих храмов Брянской земли.
«Очерки архитектуры Брянского края», В.Н. Городков, 2006 год.




[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *