Вы можете скачать и распечатать этот материал в формате А3.

Алтарь (лат. «высокий») — священное место для принесения жертвы Богу. В храмовом пространстве алтарь символизирует Рай. Главное в алтаре —Святой престол, на нем совершается главное Таинство Церкви — Евхаристия.

Горнее место

— самая дальняя, восточная часть алтаря. На седалище, устроенной на Горнем месте, восседает архиерей в определенные моменты архиерейского богослужения, а сослужащее ему духовенство располагается по сторонам. В обычных приходских храмах на Горнем месте символически располагается трон Архиерея или стоит лампада или высокая свеча, а по сторонам — скамьи для священников.

Горнее место символизирует видение Иоанна Богослова: Сидящего на престоле Господа, а возле него восседавших царей и священников (Откр 4:4).

Святой престол

— стол, стоящий в центре алтаря напротив Царских врат. На престоле совершается Таинство Евхаристии, а также располагаются священные предметы: антиминс (четырехугольный плат с изображением положения Христа во Гроб и вшитой в него частицей мощей) с подписью правящего архиерея, Евангелие, напрестольные кресты и дарохранительница. В дарохранительнице хранятся запасные Святые Дары. Таким образом в храме постоянно объективным образом присутствует Сам Господь.

Семисвечник

— особый светильник с семью лампадами. Семисвечник стоит на престоле напротив Царских врат, либо отдельно, сразу за престолом. Изначально семисвечник был в Скинии Собрания, а затем в Иерусалимском храме. Семисвечник символизирует семь духов Божиих из видения апостола Иоанна Богослова (Откр 4:5), полноту даров Святого Духа и семь Таинств Церкви.

Запрестольный крест

— большой переносной крест с изображением Распятия. Во время крестного хода запрестольный крест выносится из алтаря. Симметрично с запрестольным крестом расположена выносная икона Богородицы. Запрестольный крест располагается за престолом напротив Царских врат у Горнего места ­— у правого угла престола, икона Богородицы — у левого.

Жертвенник

— стол у северной стены алтаря, слева от престола. На жертвеннике совершается проскомидия, т. е. готовятся хлеб и вино для Евхаристии. На жертвеннике или рядом с ним хранятся священные сосуды для совершения Евхаристии.

Иконостас – стена из нескольких рядов икон во всю ширину храма, отделяющая алтарь. Для прохода в алтарь в иконостасе имеются три двери – Царские врата, северные и южные дьяконские врата.

Царские врата — символизируют двери Рая.

Завеса — занавес за иконостасом, разделяющий Царские врата и престол. Во время богослужений она то открывается, то закрывается. Завеса может быть разного цвета в зависимости от праздника. В ветхозаветном храме завеса отделяла Святое Святых от храма. Во время крестной смерти Спасителя завеса Иерусалимского храма разорвалась надвое в знак того, что рай теперь открыт для всех, кто последует за Христом.

Амвон (древнегреч. «возвышение») — полукруглое возвышение перед иконостасом напротив Царских врат.
На амвоне читается Евангелие, произносятся ектении и проповеди.

Солея (греч. «ровное место») — возвышение перед иконостасом во всю ширину храма.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Вход для авторов О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Во времена святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого «топонимика» православного храма сильно отличалась от современной. Зрительные доминанты пересекали храм не поперек, а вдоль. Взор человека, вошедшего в храм, привлекала величественная сень над престолом, которая практически не была скрыта алтарной преградой ввиду малой высоты последней. За престолом, у самой восточной стены алтаря, было хорошо видно богато украшенное сопрестолие или горнее место.

Со времен первых христиан

Формирование сопрестолия началось еще в катакомбный период Христианства. Мы находим его уже в подземной церкви святой мученицы Агнии (Агнессы) в Риме. В этой древней церкви, высеченной в известковой породе, сидение для архиерея представляет собой кресло со спинкой и ручками, углубленное в стене храма за престолом.

Евсевий Кесарийский в своем знаменитом описании храма, построенного в г. Тир епископом Павлином, упоминает о располагавшихся в его алтаре «многочисленных престолах и скамьях», предназначенных для архиереев и пресвитеров.

Руины кафедрального собора г. Иераполя (VI в.). Видны граница алтаря и древнее Горнее место. Оно представляет собой полукруглые ряды ступенек. Сразу за престолом, на центральном троне, сидел епископ, по обе стороны от него, на разной высоте, – священники.

Исследователи предполагают, что именование «горнее место» ввел в обращение святитель Иоанн Златоуст, назвавший его в своем чине Божественной Литургии «горним (то есть возвышенным) престолом». Этот факт ясно указывает на богословское значение сопрестолия: как архиерей или возглавляющий Литургию священник становится образом Христа, так и горнее место знаменует собой духовное Небо, а стоящий на нем трон является указанием на трон Небесного Царя.

План сопрестолия на протяжении столетий практически не изменился. В центре его находится архиерейский трон, от которого полукругом расходятся скамьи или иные сиденья, предназначенные для священников. Однако в древности горнее место могло иметь несколько рядов, при этом архиерейский трон располагался таким образом, что сидящий на нем оказывался выше всех, и его было хорошо видно всем в храме. Это символически напоминает об описании из Апокалипсиса: «И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий… И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4, 2–4).

Интересно, что во времена святого Иоанна Златоуста архиерей произносил проповедь прямо со своей кафедры на горнем месте. Святитель приблизил проповедника к народу, начав произносить проповеди с амвона, что вначале вызвало непонимание многих: в те времена амвон был предназначен для чтеца.

Памятники Византии

Синтрон храма святой Ирины, Константинополь

В Византии начиная с VI столетия сидения для архиерея и его сослужителей объединялись в цельную конструкцию, именуемую синтроном. Павел Силенциарий сообщает, что синтрон храма Софии Константинопольской был обложен серебром. К сожалению, до наших дней это величественное произведение церковного искусства не дошло. Зато сохранилось сопрестолие церкви святой Ирины, расположенной в непосредственной близости от Софийского собора. Этот храм имел немалое значение в богослужебном обиходе столицы ромеев, выступая своего рода «дублером» Святой Софии. В определенные дни года, зафиксированные строгим протоколом соборных богослужений империи, здесь служил патриарх. В частности, в этом храме молился и проповедовал святитель Иоанн Златоуст, здесь же некоторое время пребывали его святые мощи, привезенные с места ссылки, где он скончался. Синтрон храма святой Ирины представляет собой каменный амфитеатр, состоящий из пяти ступеней, по ширине перекрывающий всю дугу алтарной апсиды. Таким же образом горнее место было устроено во многих других храмах. Источники упоминают, что архиерейский трон располагался на верхней ступени амфитеатра, места же сослужителей находились ниже и могли быть расположены в несколько рядов. Восхождение архиерея на высоту горнего места понималось толкователями, в частности, блаженным Симеоном Солунским, как напоминание о Вознесении Господнем, а также о духовном восшествии от земного к небесному, к которому призван каждый христианин.

Ввиду богословской значимости архиерейского трона, расположенного в центре сопрестолия, его устраивают даже в храмах, крайне редко посещаемых священноначалием. Как известно, священник совершает богослужение властью, делегированной ему архиереем, что видно и из богослужебных текстов. Напоминанием об этом, знаком иерархичности и единства Церкви является архиерейское место в алтаре.

Архиерейский трон

Трон архиепископа Максимиана, VI в, Равенна

С древнейших времен архиерейский трон богато украшали, причем украшения эти имели символическое значение. Так, вырезанный в III столетии по Р.Х. мраморный трон-кафедра священномученика Ипполита декорирован изображениями голов неких фантастических существ. Нередко архиерейские троны украшали скульптурными изображениями львиных и даже собачьих голов – очевидно, в знак мужества, верности и духовного бодрствования. Можно было увидеть на них и фигурку голубя, а также диковинных грифонов – зооморфных крылатых существ. В архиепископском музее Равенны сохранился изготовленный в середине VI столетия трон архиепископа Максимиана, ранее украшавший храм святителя Виталия. Он со всех сторон обложен пластинами слоновой кости, покрытыми резными изображениями тончайшей работы. Отметим, что традиция изготавливать троны именно из этого материала восходит еще к престолу царя Соломона, упоминаемому в Библии: «И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников…» (Книга III Царств, 10, 18-20). Искусство резчика запечатлело образы Спасителя, четырех Евангелистов, святого Иоанна Предтечи. Апостолы облечены в длинные античные одеяния и напоминают римских и греческих мудрецов. Исполнена нежной грации фигура Пресвятой Богородицы в сцене Рождества Христова. Исполнены внутренней динамики и эмоциональности сюжеты из жития Иосифа Прекрасного и из земной жизни Спасителя. Среди последних есть композиции на апокрифические темы, в частности, «Испытание Богоматери водой». Дополняют впечатление великолепные орнаменты. Роскошные виноградные лозы спускаются сверху вниз и идут по горизонтальным фризам, создавая членение композиции. Среди детальнейшим образом проработанных побегов, гроздьев и листьев скрываются величавые павлины и трепетные лани. Припадают к сосуду с водой львы с насупленными мордами, трогательно придерживает лапками кисть винограда длинноухий заяц… Художник не всегда соблюдает пропорции, так что среди виноградных лоз скрываются изображенные примерно одинаковыми по размеру утицы, козы, быки, олени, какие-то пичужки, напоминающие ласточку… Вероятно, все это образы человеческих душ, питающихся благодатью Таинств Церкви. Обращает на себя внимание смелость решения трона: получается, что иконные изображения находились за спиной и даже за ногами сидящего на нем.

Стационарные сопрестолия, выложенные из камня, были и в некоторых древнерусских храмах. Так, в Великом Новгороде в церкви Преображения Господня на Ильине улице, построенной в 1374 году, сохранились каменный архиерейский трон с расходящейся от него дугообразной скамьей, пристроенной к полукруглой восточной стене алтаря. В более позднее время троны и скамьи на горнем месте стали делать преимущественно переносными, вырезая их из дерева.

В наши дни

1. Трон на Горнем месте собора Курской Коренной пустыни

В наши дни при благоукрашении храма горнее место стараются зрительно выделить, подчеркивая этим его духовно-символическое значение. По сложившейся в Православной Церкви традиции эта часть алтаря обычно бывает видна мирянам только через открытые Царские врата. Зрительной доминантой становится находящаяся на горнем месте икона и расположенный под ней трон. В кафедральных соборах его нередко помещают под торжественно украшенной сенью.

Такая сень на горнем месте, созданная мастерами Свято-Троицкого братства г. Щигры, находится в Благовещенском соборе г. Воронеж. Она несет те же художественные решения, что и иконостас: резное дерево красноватого тона, ажурная позолоченная резьба колонн и вставки из натурального цветного камня перекликаются с алтарной преградой, создавая гармоничное единство.

2. Горнее место Богоявленского храма, г. Москва

Решение горнего места в алтаре Курской Коренной пустыни воплотило в себе богословскую символику и смысловую преемственность с работами мастеров древности. Архиерейский трон великолепен. Его подлокотники опираются на головы львов – мотив, пришедший от трона царя Соломона и употреблявшийся в разные эпохи в убранстве престолов духовных и светских владык. В орнаментах сочетаются мотивы виноградной лозы и райских растений. Яркая позолота трона сочетается с таким же золочением, украшающим иконостас и убранство алтаря. Над троном возвышается киот с ростовым образом Пресвятой Богородицы в позолоченной раме. Рама эта состоит из резных колонн и нескольких рядов объемных узорчатых карнизов. Венчает сооружение крест, под которым расположен образ шестикрылого серафима. Таким образом киот становится одновременно и своеобразной сенью на горнем месте. По сторонам от него расположены полукруглые скамьи для священников. Стилистическим продолжением архиерейского трона можно назвать сиденье для архиерея, устанавливаемое на кафедре в центральной части собора в определенные моменты богослужения. Не имеющее спинки и более скромное по декору, оно украшено скульптурными резными головами и лапами львов.

В Богоявленском храме на Никольской улице г. Москвы пространство Горнего места выделено резной сенью из светлого дерева и такими же киотами. Украшающие ее орнаменты перекликаются с облачением престола и жертвенником. Сдержанное алтарное убранство выглядит детально проработанным и завершенным.

Алина Сергейчук

На фотографиях 1–5 работы мастеров Свято-Троицкого братства г. Щигры +7 (495) 778-37-36, www.shigri.ru

Горнее место собора Курской Коренной пустыни

Немного символики: Горнее место православного храма с архиерейским троном несет нам важнейшие символические смыслы, говоря о единстве Церкви. В наши дни эта мысль особенно актуальна. Единство это, как и многое в христианстве, имеет несколько уровней. Самый простой – иерархическая связь всех православных, от Патриарха до простого богомольца. Невозможно стать священником без рукоположения от архиерея. Нельзя освятить храм без данного Священноначалием антиминса. Не может быть Таинств Церкви без священства. Другой смысл – историческая преемственность, единство всех поколений земной Церкви. Каждый православный священник через длинную цепь поколений имеет преемственность от апостолов, а соответственно – от Самого Спасителя, пославшего на проповедь Своих учеников. А значит, не может быть благодати на последователях раскольников и еретиков, отпавших от церковного единства, лишившихся благодати и в этом печальном состоянии незаконно совершавших рукоположения. Наконец, единство церковное – это общность земной и Небесной Церкви: каждого из нас – и святых, пребывающих у Престола Вседержителя.

Преврежда́ти, предвреди́ти црк. повреждать, вредить.

Превыша́ть, превы́сить что, быть выше; || что, кого, превосходить, превзойти. Колокольня Иванъ Великій превышаетъ, или превышаетъ собою, все московскіе колокольни. Этотъ корабль величиною превышаетъ все корабли, или величина его превышаетъ размеры иныхъ судов. Суворовъ превысилъ искусствомъ другихъ полководцевъ. || Становые иногда превышаютъ власть свою; чиновникъ превысилъ власть, онъ вышелъ изъ законныхъ предѣловъ, распорядился самовольно. Превышаться, превыситься, быть превышаему. Превыше́ніе, сост. или дѣйст. по знч. гл. Онъ преданъ суду за превышеніе власти. Превы́шѣ нар. весьма высоко, выспрь; въ видѣ предлога превышѣ чего, выше, гораздо выше. Это превышѣ нашихъ понятій, превышаетъ умъ, разумъ, или недосягаемо уму. Превы́спренній, весьма высокій; высочайшій, самый высокій, хотя говор. и превыспреннейшій. || Сущ. Высшее существо, Бог. Превы́спренняя, превыспреннія мн. горняя, небеса, поднебесные пространства. Витаетъ духъ въ превыспренних. Превыспренность ж. то же, или сост. превыспреннего. Превы́спрь нар. горе́, верху́, выспрь, въ выси.

Превѣ́сни ж. мн. црк. вѣсы́. Мѣра праведна и превѣсни праведны да есть вамъ, Іезек. Превѣ́са ж. и превѣ́съ м. црк. разновѣсъ, вѣсовыя гири. И возми превѣсъ вѣсовъ, Іезек.

Превѣ́чный, вѣчный, всевѣчный, бесконечный; безъ начала и безъ конца. —ность, свойство, состоянье по прлгт.

Превѣща́ти кого, црк. подговаривать, наущать.

Преглаго́лать кого, црк. переговорить, переспорить.

Преглу́бый сѣв. преглубокій, глубокій; (приглу́бый, крутой).

Прегражда́ть, прегради́ть что, перегораживать, стать или ставить поперекъ пути; || препятствовать, мешать. Преградить воду, отрѣзать или отвести. Преграждать путь. Туча саранчи преградила солнцѣ, зазастила. Русичи великіе поля червлеными щиты прегородиша, Слово о полку Игоревѣ. Нераскаяніе пути ко спасенію преграждает. Преграждаться, преградиться, страдат. Прегражде́ніе ср. дѣйст. по знч. гл. Прегражденіе корчемства и конокрадства. || Црк. преграда, ограда, перегородка. Прегра́да ж. поперѣчный заборъ, ровъ, валъ, стѣна, укрѣпленіе, или всякая помеха, препятствіе, не́пропускъ; *помеха или остановка невещественная, мѣра, распоряженіе для сего. Плотина, преграда отъ наводненій. Своеволью нѣтъ преграды. Воображеніе преградъ не знает. Преградъ м. раст. Aconitum lycoctonum, лютикъ, прострѣлъ, кукало? другіе пишутъ пригридъ, третіи прикрытъ?

Прегрѣша́ть, прегрѣши́ть црк. согрѣшать, грѣшить, впадать въ вину, въ грѣх. Прегрѣше́ніе ср. дѣйств. по знач. гл. Прости, Господи, вольные и невольные, прегрѣшенія наши! Прегрѣшный человѣкъ, весьма грѣшный.

Прегу́дникъ м. црк. гудо́чникъ, игрокъ на гудкѣ.

Пред, прдл. слитный, передъ, впереди, напередъ; см. ниже: предъ.

Предава́ть, преда́ть что, кому, передать, бол. въ знач. завещать, передать потомству обычаемъ или законом. Живемъ, какъ предали намъ отцы и деды. Заповеди преданы намъ чрезъ Моисѣя. Передавать что, изъ рукъ въ руки; а предавать, на произволъ. || Вручать или отдавать съ покорностью, со смиреньем. Предаю животъ свой въ руки Твои! Вся своя и себя Господу предадим. Самъ Господь предалъ себя на жертву за нас. Предавая себя на судъ и волю вашу, покоряюсь вашему решенью. Предаю участь свою на судъ и правду твою. || Предать что, кого чему, предоставить, подвергнуть. Предать городъ огню и мечу, разграбить, избить, сожечь. Предать трупъ землѣ. Книга предана тисненію. Предать дѣло забвенью. Предать кого казни, смерти. Предать виновныхъ суду. Предать проклятію. Предать Богу духъ или душу, умереть. || Предавать, предать кого, изменить кому, обмануть лукаво, либо покинуть въ бѣдѣ, отступиться, или изменнически выдать непріятелю, продать, быть предателем. С нимъ не дружись: предастъ! Вожакъ завелъ отрядъ и предалъ непріятелю. Онъ предалъ меня, предалъ тайну мою врагу. Предаваться, предаться, страдат. и возвр. Виновные предадутся суду, будутъ преданы. || Предаюсь вамъ безотвѣтно, отдаюсь и покоряюсь сполна́. Она предалась ему любовью, отдалась, доверилась. Не предавайся наущателямъ. || Предаваться разгулу, предаться картежной игрѣ, впада́ть, вдаваться, пристраститься. Предава́ніе дл. преда́ніе окнч. дѣйст. по знч. гл. || Преданіе, разсказъ, повествованіе, память о событіи, перешедшая устно отъ предковъ къ потомкамъ; поученія, наставленія, правила житейскіе, переданные однимъ поколѣньемъ другому; повѣріе, заповедь, завѣт. Свѣжо́ преданіе, а верится съ трудомъ! Грибоедов. Голосъ древности, преданія старины́. Живемъ по преданіямъ отцовъ, дедов. Почто ученицы твои преступаютъ преданіе, старецъ? Матф. Пре́данный, кого пре́дали; || кто предался всей душою, исто, вѣрно и усердно. Іосифъ, преданный братьями. Онъ преданъ наукѣ. Это преданный другъ, слуга. Преданность ж. приверженность и уваженіе, вѣрность, щирая, искренняя любовь, правдивая, прямая покорность. При нынешнихъ обычаяхъ, пре́данность старыхъ слугъ осталась только въ преданіях. Преда́тель м. предательница ж. изменникъ, вероломецъ, крамольникъ, лукавый и облыжный человѣкъ, душепродавец. Предателевъ, предательницынъ, все, что лично их. Преда́тельскій поступокъ, лукавый, вероломный, крамольный, изменническій. Преда́тельство ср. предательное (предательское) дѣло. Всякая крамола первую неудачу свою сама готова приписать предательству. Предательствовать, промышлять предательствомъ, лукавымъ обманомъ, снискивая доверенность лѣстью и изменой.

Преда́вній, предавни́шній обычай, весьма старый. Давно́, предавно́ жилъ-былъ царь съ царицей ипр. сказч.

Преда́ніе, предать ипр. см. предавать.

Предбу́дущій, будущій, слѣдующій или первый за симъ, впредь будущій; нерѣ дко однако берется за будущій послѣ перваго, черезъ один. Приходи на предбудущую субботу, черезъ одну субботу, на слѣдующую. Предбы́ть кому, прибыть прежде, напередъ, передовым. О приѣздѣ губернатора мы узна́ѣмъ: ему предбудетъ загонщикъ.

Предваря́ть, предвари́ть кого чѣмъ, упреждать, предупредить, сдѣлать что прежде, ранѣе другаго, успѣть наперед. Предварить кого приходомъ своимъ, работой, смертью. || Предварять, предварить кого о чѣмъ, сказать или написать загодя, уведомить во́время, заранѣ. Я былъ предваренъ о приѣздѣ его. || Предварять, предварить что чѣмъ, предотвратить, или принять мѣры напередъ, устранить что-либо заблаговременными мерами, распоряженьем. Предварить подмочку хлѣба строгимъ присмотром. Предваряться, предвариться, быть предварену. Предваре́ніе, дѣйст. по знч. гл. Предвари́тельный, предваряющій, къ сему относящ., упредительный, благовременный, прежде чего исполненный; приготовительный, вступительный. Предварительные условія, на какихъ должны быть основаны переговоры, для соглашенія. Одинъ начальникъ требовалъ отъ полиціи предварительнаго извещенія о пожарах. Предварительно грозы́ бываетъ жара́, духота́. Предвари́тель, предварительница, предварившій что, кого. Предва́ршій стар. предшедшій чему, по времени.

Тот же текст в современной орфографии

Преврежда́ти, предвреди́ти црк. повреждать, вредить.

Превыша́ть, превы́сить что, быть выше; || что, кого, превосходить, превзойти. Колокольня Иван Великий превышает, или превышает собою, все московские колокольни. Этот корабль величиною превышает все корабли, или величина его превышает размеры иных судов. Суворов превысил искусством других полководцев. || Становые иногда превышают власть свою; чиновник превысил власть, он вышел из законных пределов, распорядился самовольно. Превышаться, превыситься, быть превышаему. Превыше́нье, сост. или дейст. по знч. гл. Он предан суду за превышенье власти. Превы́ше нар. весьма высоко, выспрь; в виде предлога превыше чего, выше, гораздо выше. Это превыше наших понятий, превышает ум, разум, или недосягаемо уму. Превы́спренний, весьма высокий; высочайший, самый высокий, хотя говор. и превыспреннейший. || Сущ. Высшее существо, Бог. Превы́спренняя, превыспренния мн. горняя, небеса, поднебесные пространства. Витает дух в превыспренних. Превыспренность ж. то же, или сост. превыспреннего. Превы́спрь нар. горе́, верху́, выспрь, в выси.

Преве́чный, вечный, всевечный, бесконечный; без начала и без конца. —ность, свойство, состоянье по прлгт.

Превеща́ти кого, црк. подговаривать, наущать.

Преглаго́лать кого, црк. переговорить, переспорить.

Преглу́бый сев. преглубокий, глубокий; (приглу́бый, крутой).

Прегражда́ть, прегради́ть что, перегораживать, стать или ставить поперек пути; || препятствовать, мешать. Преградить воду, отрезать или отвести. Преграждать путь. Туча саранчи преградила солнце, зазастила. Русичи великие поля червлеными щиты прегородиша, Слово о полку Игореве. Нераскаяние пути ко спасению преграждает. Преграждаться, преградиться, страдат. Прегражде́нье ср. дейст. по знч. гл. Прегражденье корчемства и конокрадства. || Црк. преграда, ограда, перегородка. Прегра́да ж. поперечный забор, ров, вал, стена, укрепленье, или всякая помеха, препятствие, не́пропуск; *помеха или остановка невещественная, мера, распоряженье для сего. Плотина, преграда от наводнений. Своеволью нет преграды. Воображенье преград не знает. Преград м. раст. Aconitum lycoctonum, лютик, прострел, кукало? другие пишут пригрид, третьи прикрыт?

Прегреша́ть, прегреши́ть црк. согрешать, грешить, впадать в вину, в грех. Прегреше́нье ср. действ. по знач. гл. Прости, Господи, вольные и невольные, прегрешения наши! Прегрешный человек, весьма грешный.

Прегу́дник м. црк. гудо́чник, игрок на гудке.

Пред-, прдл. слитный, перед, впереди, наперед; см. ниже: пред.

Предава́ть, преда́ть что, кому, передать, бол. в знач. завещать, передать потомству обычаем или законом. Живем, как предали нам отцы и деды. Заповеди преданы нам чрез Моисея. Передавать что, из рук в руки; а предавать, на произвол. || Вручать или отдавать с покорностью, со смиреньем. Предаю живот свой в руки Твои! Вся своя и себя Господу предадим. Сам Господь предал себя на жертву за нас. Предавая себя на суд и волю вашу, покоряюсь вашему решенью. Предаю участь свою на суд и правду твою. || Предать что, кого чему, предоставить, подвергнуть. Предать город огню и мечу, разграбить, избить, сожечь. Предать труп земле. Книга предана тиснению. Предать дело забвенью. Предать кого казни, смерти. Предать виновных суду. Предать проклятию. Предать Богу дух или душу, умереть. || Предавать, предать кого, изменить кому, обмануть лукаво, либо покинуть в беде, отступиться, или изменнически выдать неприятелю, продать, быть предателем. С ним не дружись: предаст! Вожак завел отряд и предал неприятелю. Он предал меня, предал тайну мою врагу. Предаваться, предаться, страдат. и возвр. Виновные предадутся суду, будут преданы. || Предаюсь вам безответно, отдаюсь и покоряюсь сполна́. Она предалась ему любовью, отдалась, доверилась. Не предавайся наущателям. || Предаваться разгулу, предаться картежной игре, впада́ть, вдаваться, пристраститься. Предава́нье дл. преда́нье окнч. дейст. по знч. гл. || Преданье, рассказ, повествованье, память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам; поученья, наставления, правила житейские, переданные одним поколеньем другому; поверье, заповедь, завет. Свежо́ преданье, а верится с трудом! Грибоедов. Голос древности, преданья старины́. Живем по преданиям отцов, дедов. Почто ученицы твои преступают преданье, старец? Матф. Пре́данный, кого пре́дали; || кто предался всей душою, исто, верно и усердно. Иосиф, преданный братьями. Он предан науке. Это преданный друг, слуга. Преданность ж. приверженность и уваженье, верность, щирая, искренняя любовь, правдивая, прямая покорность. При нынешних обычаях, пре́данность старых слуг осталась только в преданиях. Преда́тель м. предательница ж. изменник, вероломец, крамольник, лукавый и облыжный человек, душепродавец. Предателев, предательницын, все, что лично их. Преда́тельский поступок, лукавый, вероломный, крамольный, изменнический. Преда́тельство ср. предательное (предательское) дело. Всякая крамола первую неудачу свою сама готова приписать предательству. Предательствовать, промышлять предательством, лукавым обманом, снискивая доверенность лестью и изменой.

Преда́вний, предавни́шний обычай, весьма старый. Давно́, предавно́ жил-был царь с царицей и пр. сказч.

Преда́ние, предать ипр. см. предавать.

Предбу́дущий, будущий, следующий или первый за сим, впредь будущий; нередко однако берется за будущий после первого, через один. Приходи на предбудущую субботу, через одну субботу, на следующую. Предбы́ть кому, прибыть прежде, наперед, передовым. О приезде губернатора мы узна́ем: ему предбудет загонщик.

Предваря́ть, предвари́ть кого чем, упреждать, предупредить, сделать что прежде, ранее другого, успеть наперед. Предварить кого приходом своим, работой, смертью. || Предварять, предварить кого о чем, сказать или написать загодя, уведомить во́время, заране. Я был предварен о приезде его. || Предварять, предварить что чем, предотвратить, или принять меры наперед, устранить что-либо заблаговременными мерами, распоряженьем. Предварить подмочку хлеба строгим присмотром. Предваряться, предвариться, быть предварену. Предваре́нье, дейст. по знч. гл. Предвари́тельный, предваряющий, к сему относящ., упредительный, благовременный, прежде чего исполненный; приготовительный, вступительный. Предварительные условия, на каких должны быть основаны переговоры, для соглашенья. Один начальник требовал от полиции предварительного извещенья о пожарах. Предварительно грозы́ бывает жара́, духота́. Предвари́тель, предварительница, предваривший что, кого. Предва́рший стар. предшедший чему, по времени.

Статьи страницы

  1. Превращать / Превращать
  2. Превреждати / Превреждати
  3. Превышать / Превышать
  4. Превѣсни / Превесни
  5. Превѣчный / Превечный
  6. Превѣщати / Превещати
  7. Преглаголать / Преглаголать
  8. Преглубый / Преглубый
  9. Преграждать / Преграждать
  10. Прегрѣшать / Прегрешать
  11. Прегудникъ / Прегудник
  12. Пред / Пред-
  13. Предавать / Предавать
  14. Предавній / Предавний
  15. Преданіе / Предание
  16. Предбудущій / Предбудущий
  17. Предварять / Предварять

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *