ОТПУСТИТЬ — не значит «перестать заботиться», но не делать что-либо …вместо кого-либо. ОТПУСТИТЬ — не значит отделиться от близкого стеной, но значит — признать право другого человека на самостоятельное решение. ОТПУСТИТЬ — значит не участвовать в потакании плохим привычкам. Значит позволить другому увидеть и почувствовать результаты своих неверных решений. ОТПУСТИТЬ — значит признать «Я не всесилен». ОТПУСТИТЬ — значит прекратить попытки изменить другого, перестать порицать его. Всю энергию направить на усовершенствование своих привычек и ответных реакций. ОТПУСТИТЬ — значит заботиться о ком-то не для того, чтобы… а просто заботиться. ОТПУСТИТЬ — значит прекратить формировать, учить, вынуждать… но начать поддерживать. ОТПУСТИТЬ — значит не быть судьей, а позволить другому быть таким, какой он есть. ОТПУСТИТЬ — значит не стремиться быть в центре всех событий близкого человека, оставлять ему место для работы над собственной жизнью. ОТПУСТИТЬ — значит не защищать близкого от реалий жизни, чтобы он не разучился смотреть в лицо трудностям. ОТПУСТИТЬ — не значит отвергать, но быть открытым. ОТПУСТИТЬ — значит прекратить спорить, придираться, доминировать, но начать изучать свои недостатки и достоинства. ОТПУСТИТЬ — значит не стремиться, чтобы все соответствовало твоим желаниям, а принимать день жизни таким, какой он есть, проявляя истинную заботу о своей личности. ОТПУСТИТЬ — значит не быть в плену прошлых событий и воспоминаний, но прикладывать сегодня усилия, чтобы улучшить завтрашний день. ОТПУСТИТЬ — значит меньше бояться, но больше доверять своим истинным принципам и любить… ©️Автора не знаю See More

Перед продчтением этой статьи предлагаю изучить статью «Суть уверенности в себе», где рассматриваются две кардинально разные основы построения уверенности живого существа.

Итак, продолжая тему гордости, самое важное, что стоит осознать в первую очередь — гордый — значит ослеплённый своим умом, именно поэтому он обычно не видит своего греха.

«Чем ниже человек душой, тем выше задирает нос.
Он носом тянется туда, куда душою не дорос.»
Омар Хайям

И очень ярко об этом рассказывает одна притча. Некий разумный старец увещал на душу одного брата, чтобы тот не гордился: а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!».

Очень хорошо к этим словам подойдёт одна детская иллюстрация
«Гордость убивает человека, лишая его разума (головы)».

Признаки гордости — это когда:

  • человеку трудно просить прощение;
  • он обидчив и мнителен;
  • помнит зло;
  • осуждает других.

Источники зарождения гордости

Гордость, как злокачественная опухоль, часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места. Как правило, гордость часто начинается:

  1. или от внезапного потрясения души (например, большим горем):
  2. или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто — это так называемый «темпераментный» человек, «увлекающийся», «страстный», талантливый. Это своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощён, упоён собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

«… всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога.»
Леств.

В обратных случаях, в переживаниях горя, — результат тот же: человек «поглощён» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чём не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем несчастье; он живёт им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни. Ведь есть люди, «которые в самом чувстве собственного унижения посягнули отыскать наслаждение» — Достоевский, «Записки из подполья».

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает как компенсацию эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы») в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, даже поддерживанием и раздуванием дурных слухов о себе, наконец, даже в виде прямых психозов, например, навязчивых идей, мании преследования или мании величия (Поприщин у Гоголя).

Итак, сосредоточенность на себе уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

В этом кратком определении раскрыта сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, «впал в самовожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Самолюбие =»: самовозношение, своекорыстие, чувственность

Продолжение в статье «Развитие гордости»

Пo книге «Записи»,
священник Александр Ельчанинов,
Москва, «Русский путь», 1992

Продолжение. Начало № 3(38) 2010

ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗАВИСТЬ?

Согласно основному принципу саногенного мышления, эмоции представляют собой результат умственных операций. Зависть и гордость возникают, когда мы сравниваем себя с другими людьми. Если я оказываюсь лучше — я горжусь, если хуже — завидую.

И завидовать, и гордиться мы обучаемся с детства. Традиционное школьное обучение в значительной степени построено на сравнении детей друг с другом: «Посмотри, Петя, как аккуратно пишет Маша! А что у тебя за каракули?!» «Марина написала самое лучшее сочинение в классе, а Вася — самое плохое!» Эти вердикты не просто констатация фактов, а средство управления поведением — через эмоции, которые испытывают школьники.

Ребенок легко обучается сравнению: то, что другие люди делали с ним, он делает с другими. Сравнивать и быть объектом сравнения становится привычно.

На определенном этапе становления личности зависть и гордость (как и обида, вина и стыд) нужны и полезны для социализации человека. Но «когда дом построен — леса не нужны»: зрелый человек не должен быть управляем программами поведения, которые задаются эмоциями. Однако отказаться от сравнения очень трудно.

Параметрами для сравнения может стать что угодно, как шутил автор саногенного мышления Юрий Орлов, «будет цениться оволосение груди — буду завидовать любому шерстистому», в наше время завидуют понятно чему: богатству, внешности, регалиям, власти.

ЛОВУШКИ СРАВНЕНИЯ

Зависть или гордость возникают только тогда, когда я сравниваю себя с человеком, которого считаю подобным себе, таким же, как я сам. «Коллега в Америке тоже профессор, как и я, а у него зарплата в 100 раз больше, чем у меня», «мы с этим парнем сидели за одной партой, а теперь он олигарх, а я — простой менеджер». Сравнивать себя с арабским шейхом я не стану, а с соседом по подъезду – легко.

Зависть — эмоция неприятная, да и к тому же не совсем приличная — не принято признаваться «я тебе завидую», разве что какой-то непонятной «белой завистью». Почему же тогда мы снова и снова попадаемся в ловушку зависти? СГМ дает простой ответ на этот вопрос. Чувствовать гордость — это приятно. Но рано или поздно результат сравнения неминуемо окажется не в мою пользу, и я почувствую зависть, ведь всех превзойти невозможно, всегда кто-то превзойдет меня.

«ЖИВУЩИЙ НЕ СРАВНИМ!»

Направление главного удара, как несложно догадаться (особенно тем, кто читал наши предыдущие материалы про СГМ), умственная операция сравнения. Первое, что стоит поставить под вопрос — это уподобление, которое, напомню, будет составной частью как зависти, так и гордости. Поразмышляем над смыслом слов: «Он такой же, как я, он подобен мне». Разве это правильно? Забегая вперед, отметим, что и одним из слагаемых ревности может быть сравнение любимой женщины с другой.

Сравнение неуместно: люди не одинаковы, подобных нет, каждый уникален. На своих лекциях Юрий Михайлович советовал отстраняться от акта сравнения, наблюдать его, отделяя от себя результаты: я наблюдаю, как «меня завидует» моя привычка к сравнению.

Если жизнь другого человека по какому-то параметру или признаку лучше, чем у меня, то, вероятно, для этого есть основания, и вовсе необязательно плохие: может быть, он много работает, более удачлив, больше способностей (а я их не замечал)?

Итак, СГМ предлагает отказаться от сравнения или не принимать всерьез его результаты.

ГОРДОСТЬ — ЗАВИСТЬ НАИЗНАНКУ

Атаку на зависть можно повести с другой стороны — размышляя о своей гордости. Почему я горжусь? Допустим, я успешнее — вот я и горжусь. А стоит ли? Ну, я умею хорошо делать свое дело — и все. Я не лучше других людей. Просто свою работу я делаю хорошо. А другие люди что-то другое делают лучше. Я могу погордиться, но знаю цену этой своей гордости, а значит, постепенно освобождаюсь от нее.

Если говорить о гордости как мотивации к действию, то ее лучше поменять на удовольствие от хорошо выполненного дела. Как подчеркивал Орлов, должен нравиться сам процесс — например, бег, а не только достигнутый результат.

Итак, когда я горжусь, я напоминаю себе, что гордость чревата завистью, потому что обе эмоции основаны на сравнении себя с другими. Я учусь относиться к этому чувству снисходительно: инфантильное удовольствие, реминисценция детства, усиленная делами взрослых. Я могу даже «проиграть» эмоцию — не всерьез, тем самым гася ее.

Таким образом, через саногенное размышление о зависти и гордости, как и через размышление об обиде, вине и стыде, я учусь принимать себя и других людей такими, какие они есть, отказываюсь сравнивать себя с другими. Как сказал однажды Юрий Михайлович Орлов, отвечая на вопрос из зала: «В конце концов, какая разница, умный я или глупый, если меня любят такого, какой я есть!»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *