Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – великий русский писатель, автор знаменитых романов «Обломов” и «Обрыв”, литературный критик и публицист, а также обладатель гражданского чина «Действительный статский советник”.

Ранние годы. Образование и карьера

Родился 6 (18 – по новому стилю) июня 1812 года в Симбирске, в купеческой семье. В возрасте семи лет Иван потерял отца. Воспитывать детей матери-одиночке помогал крестный, моряк в отставке, Николай Николаевич Трегубов. Он фактически заменил Гончарову родного отца и дал ему первое образование. Далее будущий писатель обучался в частном пансионе недалеко от дома. Затем в возрасте десяти лет по настоянию матери уехал учиться в Москву в коммерческое училище, где провел восемь лет. Учеба давалась ему сложно и была неинтересна. В 1831 году Гончаров поступил в Московский университет на факультет словесности, который спустя три года успешно закончил.

После возвращения в родные края, Гончаров служил секретарем губернатора. Служба была скучной и малоинтересной, поэтому продлилась всего год. Гончаров отправился в Петербург, где устроился в министерство финансов переводчиком и работал до 1852 года.

Творческий путь

Важный факт биографии Гончарова – он увлекался чтением с раннего возраста. Уже в 15 лет он прочел многие произведения Карамзина, Пушкина, Державина, Хераскова, Озёрова и многих других. С самого детства у него проявился талант к сочинительству и интерес к гуманитарным наукам.

Свои первые произведения – «Лихая болесть»(1838) и «Счастливая ошибка»(1839) Гончаров опубликовал, взяв себе псевдоним, в журналах «Подснежник» и «Лунные ночи».

Расцвет его творческого пути совпал с важным этапом в развитии русской литературы. В 1846-ом году писатель знакомится с кружком Белинского, и уже в 1847 году в журнале «Современник» публикуется «Обыкновенная история», а в 1848 – рассказ «Иван Савич Поджабрин», написанный им шесть лет назад.

В течении двух с половиной лет Гончаров был в кругосветном путешествии(1852-1855), где написал цикл путевых очерков «Фрегат Паллада». По возвращении в Петербург, опубликовал сначала первые очерки о путешествии, а в 1858 году вышла полноценная книга, которая стала значительным литературным событием 19 века.

Его самое главное произведение, знаменитый роман «Обломов», выходит в свет в 1859 году. Этот роман принес автору славу и популярность. Гончаров приступает к написанию нового произведения – роману «Обрыв”.

Сменив несколько мест работы, в 1867 году он выходит на пенсию.

Иван Александрович возобновляет работу над романом «Обрыв», над которым трудился долгих 20 лет. Автору порой казалось, что не хватит сил его закончить. Однако в 1869 году Гончаров завершил третью часть романа-трилогии, в которую вошли также «Обыкновенная история» и «Обломов».

Произведение отражало периоды развития России – эпохи крепостного права, которая постепенно угасала.

Последние годы жизни

После романа «Обрыв” писатель часто впадал в депрессию, писал немного, в основном этюды в области критики. Гончаров был одинок, часто болел. Однажды простудившись, он заболел воспалением легких, из-за чего умер 15 (27) сентября 1891 года, в возрасте 79 лет.

Тест по биографии

Небольшой тест по краткой биографии Гончарова:

  1. Вопрос 1 из 12

    В каком из вариантов указаны годы жизни Ивана Александровича Гончарова?

    • 1809 – 1886;
    • 1810 – 1888;
    • 1811 – 1890;
    • 1812 – 1891.

Начать тест(новая вкладка)

Оценка по биографии

Цель статьи – анализ творческого наследия видного екатеринбургского философа, доктора философских наук, профессора, многие годы заведующего кафедрой философии, культурологии и искусствоведения Российского государственного профессионально-педагогического университета Сергея Захарович Гончарова (даты жизни: 25.01.1946 – 12.02.2016). Метод изложенного в публикации аналитического исследования – герменевтический.
Результаты и научная новизна. Представлен обзор основополагающих идей С. З. Гончарова и предпринята первая попытка оценить вклад ученого в современную отечественную философию. Выделены некоторые наиболее значимые биографические и личностные факторы, сказавшиеся на творческом пути и эволюции мировоззрения С. З. Гончарова. Предложена квалификация его философской концепции как современной версии платонизма, вобравшей в себя две чрезвычайно важные для России традиционные линии развития философской мысли: во-первых, от
Платона через Гегеля к Марксу и Э. Ильенкову, а во-вторых, от Платона через Гегеля к И. Ильину и православному святоотеческому наследию. Приводятся важнейшие для понимания позиции С. З. Гончарова положения из его научных публикаций. Подчеркивается нередуцируемость мировоззрения С. З. Гончарова к его артикулированной составляющей. Отмечается открытость, устремленность к общению с самобытными, ищущими собеседниками, бережное отношение к инаковости оппонентов, презумпция субъектности всякого человека как экзистенциальной доминанте в мироощущении С. З. Гончарова. Отмечается плодотворность актуализации работ С. З. Гончарова, получивших широкое признание уже не только в России и странах, входивших в СССР, но и в Китае, Японии и др.Практическая значимость. Автор надеется на дальнейшее коллегиальное сотрудничество широкого круга исследователей для более глубокого осмысления философского творчества С. З. Гончарова, его современников и их предшественников – для установления корреляции личностей и эпох, что сам С. З. Гончаров называл «совместным деланием» и считал наиболее органичным человеку – истинно креативным – состоянием.

Старший брат Натальи.Дмитрий Николаевич Гончаров.
Чтобы завершить серию статей о семье Натальи Гончаровой,решила посмотреть,как же сложилась судьба её родных братьев: Дмитрия,Ивана и Сергея.
СЕМЬЯ ГОНЧАРОВЫХ
Гончаровы — русские дворянские рода, которых в Российского империи насчитывалась двенадцать. Наиболее известен среди них род владельцев Полотняного Завода, к которому принадлежали жена А. С. Пушкина
Владельцы Полотняного Завода происходят от калужского купца Афанасия Абрамовича Гончарова (1704—1784). Его отец и дед держали гончарную лавку в Калуге. Посадский человек Афанасий Гончаров и Г. И. Щепочкин были приказчиками на бумажной мануфактуре Т. Ф. Карамышева, а после его смерти (1735 г.) поделили производство между собой.
Гончаровы стали развивать производство недалеко от Калуги на реке Суходрев в селе Сгомонь, которое стало именоваться Полотняный Завод. Елизавета Петровна за заведение и размножение парусных и полотняных фабрик в 1744 году пожаловала Гончарову чин коллежского асессора, дававший право на потомственное дворянство.
Отец Натальи, Николай Афанасьевич Гончаров (1787—1861), происходил из семьи купцов и промышленников, получившей дворянство во времена императрицы Елизаветы Петровны. В 1789 году специальным указом, выданным отцу Николая Афанасьевича — Афанасию Николаевичу, Екатерина II подтвердила за Гончаровыми право на потомственное дворянство Николай Афанасьевич был единственным сыном в семье. Он получил прекрасное образование: в совершенстве знал немецкий, английский и французский языки.
Мать Натальи Николаевны — Наталья Ивановна (1785—1848), урождённая Загряжская, — была прапраправнучкой украинского гетмана Петра Дорошенко от его последнего брака с Агафьей Еропкиной. По семейному преданию, Наталья Ивановна — незаконнорожденная дочь Эуфрозины Ульрики, баронессы Поссе (урождённой Липхарт) от Ивана Александровича Загряжского.
В семье родилось семеро детей из них младшая Софья умерла после рождения.Непростые отношения сложились в семье.Уже в конце 1814 года, стали проявляться признаки болезни Николая Афанасьевича.
По мнению биографов Натальи Николаевны Пушкиной, И. Ободовской и М. Дементьева, изучавших архив Гончаровых, он страдал алкоголизмом, и, вероятно, причиной тому было сознание, что его отец разоряет семью. В одном из писем свёкру Наталья Ивановна сообщает, что муж «признался, что выпивал до семи стаканов простого вина» и что во время запоев он груб с ней.
В 29 лет Наталья Ивановна стала главой большой семьи и взяла на себя заботу о больном муже. Свёкор ежегодно выделял ей из средств, получаемых в качестве платы за аренду одной из его фабрик, сначала 35—40 тысяч рублей, со временем сумма содержания уменьшилась.
Как спустя годы вспоминала её младшая дочь, и на 40 тысяч в год Наталья Ивановна «не сводила концы с концами». Однако на обучение детей Гончарова денег не жалела, дав им по возможности хорошее домашнее образование. Сын Иван завершил обучение в частном лицее; старший, Дмитрий, закончил Московский университет.
Семейные неурядицы ожесточили Наталью Ивановну, из-за тяжёлого нрава её боялись дети. О суровости, несдержанности Гончаровой свидетельствуют все, кто знал её; подтверждает это и семейная переписка Гончаровых. Утешения Наталья Ивановна искала в религии.Возможно поэтому сёстры Александра и Екатерина поселились в семье Пушкина.
О судьбе сестёр мы уже говорили,а сегодня посмотрим,как сложилась жизнь братьев Гончаровых.
БРАТЬЯ ГОНЧАРОВЫ
Дмитрий Николаевич Гончаров (1808-1860)
— старший брат Н. Н. Пушкиной, воспитанник Московского университета, камер-юнкер, чиновник Министерства иностранных дел. Из путешествия в составе русской миссии в Персию (где он разбирал вещи погибшего А. С. Грибоедова) Гончаров возвратился 12 февраля 1831 в Москву и пробыл здесь до 2 марта, задержавшись в связи со свадьбой сестры. В письмах Пушкина нередки упоминания о Д. Н. Гончарове.
Судя по тону, отношения их не были близкими. Однако Пушкин иногда обращался к Гончарову с просьбами материального и делового характера. После смерти Пушкина Гончаров благосклонно относился к Дантесу.
После смерти деда Афанасия Николаевича Гончарова 8 сентября 1832 года стал из-за нездоровья своего отца фактическим владельцем поместья и фабрик в Полотняном Заводе. В 1833 А. С. Пушкин писал ему: «Вы глава семейства, в которое я имел счастье войти, и являетесь для нас настоящим добрым братом». В это время за Гончаровыми значилось 3222 крепостных крестьян в Московской, Калужской, Нижегородской, Рязанской, Новгородской губерниях.
Однако Полотняный Завод, перешедший к старшему сыну Николая Афанасьевича Гончарова, был разорен «от глупости и беспечности» его деда, поэтому дела Гончаровых шли плохо. Д. Н. Гончаров принимал у себя летом 1834 сестру Наталью Николаевну с детьми и поэта, сопровождал в сентябре того же года сестер Екатерину и Александру, переезжавших, по решению семьи, в Петербург, где они должны были стать фрейлинами при царском дворе, получая от брата денежные средства.
Пушкин пишет ему о своих денежных затруднениях, просит помочь, просит занять для него денег у князя Голицын а, просит поговорить с тещей — деньги, деньги, деньги… «Если я умру, то жена моя окажется на улице, а дети в нищете», — написал Пушкин своему родственнику в 1833 — и оказался не слишком неправ: несладко пришлось Наталье Николаевне у рачительного Тельца после смерти мужа; впрочем, и при жизни поэта Гончаров, выдавая сестрам и братьям деньги на расходы, Наталье Николаевне давал меньше всего… Пушкин относился с родственнику иронически и не упускал случая посмеяться над ним, благо пищу для анекдотов его жизнь и страсть к прекрасному полу давала богатую
По специальному заказу А. С. Пушкина, приступившего к изданию журнала «Современник», Д. Н. Гончаров поставлял поэту бумагу. Он присутствовал 10 января 1837 года на обряде венчания сестры Елены Николаевны и Ж. Дантеса-Гаккерна в Петербурге.Вообще же из всех своих сестер Дмитрий Николаевич больше всего благоволил к Екатерине, которая родилась с ним под одним знаком.
В конце 1836 он специально приехал в Петербург, чтобы привезти «родительское согласие» на ее брак с Дантесом; и, пожалуй, был единственным, кто думал о судьбе той, которая во всей этой кровавой игре не интересовала решительно никого: «ничто не интересует меня так, как твоя дальнейшая судьба; по правде сказать, изо всей семьи ты сейчас интересуешь меня всех более» — писал он несчастной сестре, навеки уезжавшей за границу с осуждаемым всем прогрессивным человечеством мужем.
После гибели поэта сопровождал Наталью Николаевну с детьми из Петербурга в Полотняный Завод, где она провела два года в трауре. С 1839 года Гончаров был почетным смотрителем гимназий Калужской губернии, с 1848 по 1857 гг. почетным смотрителем Медыньских училищ.
В 1853 и 1856 гг. дважды избирался медыньским уездным предводителем дворянства. Награжден орденами Св. Владимира IV ст., Св. Анны II ст., персидским шахом ему пожалован орден Льва и Солнца. Был женат на княжне Елизавете Егоровне Назаровой. От этого брака имел детей: Дмитрия (род. 10.07.1838), Евгения (род. 24.04.1840) и Екатерину (род. 30.06.1841).
ГОНЧАРОВ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ (1810-1881- юнкер лейб-гвардейского Уланского полка, поручик лейб-гвардейского Гусарского полка, впоследствии генерал-майор, сослуживец М. Ю. Лермонтова.
В ноябре 1836 принимал участие в улаживании первого столкновения Пушкина с Дантесом, а в январе 1837 присутствовал на бракосочетании Дантеса с Е. Г. Гончаровой. В отношениях Пушкина и И. Н. Гончарова родственной близости не было.
Иван Гончаров в молодости гусар, красавец, очень похожий на свою сестру. Первый раз он был женат на Марии Ивановне Мещерской, красивой и умной девушке. Но семейная жизнь их как-то не сложилась. После смерти жены, после года вдовства, он сделал предложение Екатерине Николаевне Васильчиковой, родственнице П. П. Ланского (второго мужа Натальи Николаевны Гончаровой).
В мае 1860 года невесте своего брата и пишет Наталья Николаевна: «Дорогая Катрин, я очень смущена вашими извинениями, скорее мне надо взывать о прощении, потому что я предоставила мужу заверить вас в том, как мы были счастливы, получив известие о вашей предстоящей свадьбе…
Я не могла бы желать моему брату более превосходной жены; я была счастлива, когда вы были моей племянницей, и буду гордиться, имея вас своей сестрой. Да благословит вас бог за счастье, что вы ему даруете. Он так нуждается в любви женщины, которая бы его понимала. Я так признательна вашей дорогой матушке и нашей славной Наталье Петровне (сестра П. П. Ланского — А.П.), всем вашим сестрам за любовь и заботы, которыми они окружают Ваню.
Судя по метрическим справкам, обнаруженным в архиве, И.Н. Гончаров и Е.Н. Васильчикова вступили в брак, и свадьба состоялась в Лопасне в церкви Зачатья святой Анны. Судя по приведенному письму, Наталья Николаевна Пушкина-Ланская, несомненно, не могла пропустить столь торжественного события — бракосочетания своего любимого брата. В дальнейшем жизнь Пушкиных и Гончаровых надолго была связана с усадьбой Васильчиковых в Лопасне-Зачатьевское.
Впоследствии часто наезжали в Лопасню дети и внуки А. С. Пушкина, подолгу жили : и особенно полюбили здешние места. Правнук великого поэта Григорий Григорьевич Пушкин был привезен своей матерью младенцем в Лопасню в 1913 году. Он вырос в усадьбе, окончил здесь школу которая была открыта в 1919 году — в главном усадебном доме Васильчиковых — Гончаровых.
Сюда же в 1921 вернулся с гражданской войны его отец — красный командир, внук поэта Г.А. Пушкин и поселился здесь своей семьей
Рядом с церковью сохранились надгробия потомков А. С. Пушкина, в том числе его сына Александра. Дети и внуки поэта часто гостили в Лопасне у своих родственников — Гончаровых и Васильчиковых. В 1917 г. в имении был найден ящик с деловыми бумагами поэта и рукописью незавершённой «Истории Петра».
ГОНЧАРОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ(1815-1865) — унтер-офицер Киевского гренадерского полка в Петербурге, корнет Ингерманландского полка, отставной поручик. Был чиновником особых поручений в Московском Гос.коммерческом банке, затем заседателем Московского совестного суда. Отношения с Пушкиным были очень доброжелательные. Со слов С. Н. Гончарова записаны воспоминания о Пушкине.
Был женат на Анне Николаевне Смирновой (Гончаровой) у них родилось 8 детей.
Один из сыновей Сергей Сергеевич Гончаров.Окончил юридический факультет Московского университета. С 1862 года работал в канцелярии московского генерал-губернатора. В 1863 году перешел в Министерство государственных имуществ, а в 1866 году — в судебное ведомство.
Сенатор (1891). Член Государственного совета (1900—1911). С 1906 года — один из лидеров правых в Государственном совете. В 1911 году вышел в отставку в знак протеста против позиции П. А. Столыпина по вопросу о введении земства в западных губерниях.
Занимался предпринимательской деятельностью. Расстрелян большевиками в 1918г.
Текст с иллюстрациями усадеб и портретами братьев.

1. Детство
2. Образование
3. Жизнь после университета
4. Начало творчества
5. Путешествие на фрегате «Паллада»
6. Служба в качестве цензора
7. Расцвет творчества
8. Последние годы жизни И. А. Гончарова

Детство.

Отец и мать Гончарова, Александр Иванович (1754—1819) и Авдотья Матвеевна (в девичестве Шахторина; 1785—1851), принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре города, с обширным двором, садом, многочисленными постройками, проходило детство будущего писателя. Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, И.А.Гончаров описал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что И.А.Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного, барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его «Обыкновенной истории», «Обломове» и «Обрыве».

Когда Ивану Гончарову было всего семь лет, умер его отец. В последующей судьбе мальчика, в его духовном развитии важную роль сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Это был отставной моряк. Он отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни. «Добрый моряк» — так благодарно называл И.А.Гончаров своего воспитателя, фактически заменившего ему родного отца.

Образование.

Первоначальное образование И.А.Гончаров получил дома, под началом Н.Н.Трегубова, затем в частном пансионе. В десять лет был отправлен в Москву для обучения в коммерческом училище. Выбор учебного заведения был сделан по настоянию матери.

Восемь лет провёл И.А.Гончаров в училище. Эти годы были для него трудны и малоинтересны. Духовное и нравственное развитие И.А.Гончарова шло, однако, своим чередом. Он много читал. Его истинным наставником явилась отечественная литература. И.А.Гончаров вспоминал: «Первым прямым учителем в развитии гуманитета, вообще в нравственной сфере был Карамзин, а в деле поэзии мне и моим сверстникам, 15-16-летним юношам, приходилось питаться Державиным, Дмитриевым, Озеровым, даже Херасковым, которого в школе выдавали за поэта».

Великим откровением для И.А.Гончарова и его товарищей явился А.С.Пушкин с его «Евгением Онегиным», выходившим в свет отдельными главами. Он рассказывает: «Боже мой! Какой свет, какая волшебная даль открылись вдруг, и какие правды, и поэзии, и вообще жизни, притом современной, понятной, — хлынули из этого источника, и с каким блеском, в каких звуках!». Это почти молитвенное благоговение перед именем А.С.Пушкина Иван Гончаров сохранил на всю жизнь.

Тем временем заниматься в училище стало совсем невмоготу. И.А.Гончарову удалось убедить в этом мать, и та написала прошение об исключении его из списка пансионеров. И.А.Гончарову уже минуло восемнадцать. Наступила пора задуматься о своём будущем. Ещё в детстве возникшая страсть к сочинительству, интерес к гуманитарным наукам, особенно к художественной словесности, — всё это укрепило в нём мысль завершить своё образование на словесном факультете Московского университета. Через год, в августе 1831 года, после успешной сдачи экзаменов он был туда зачислен.

Три года, проведённые в Московском университете, явились важной вехой в биографии И.А.Гончарова. Это была пора напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе. Одновременно с И.А.Гончаровым в университете обучались Барышев, Белинский, Герцен, Огарёв, Станкевич, Лермонтов, Тургенев, Аксаков и многие другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие след в истории русской литературы.

Жизнь после университета.

Закончив летом 1834 года университет, И.А.Гончаров почувствовал себя, по собственному признанию, «свободным гражданином», перед которым открыты все пути в жизни. Первым делом решил он навестить свои родные края, где его дожидались мать, сестры, Н.Н.Трегубов. Симбирск, в котором всё было с детства так знакомо, поразил повзрослевшего и возмужавшего Ивана Гончарова прежде всего тем, что ничего не изменилось. Всё напоминало здесь громадную сонную деревню. Именно таким знавал И.А.Гончаров свой родной город в детстве, а затем и в юношеские годы.

Ещё до окончания университета Иван Александрович решил не возвращаться на постоянное житьё в Симбирск. Его влекла к себе перспектива напряжённой духовной жизни в столицах (Москва, Санкт-Петербург), общение там с интересными людьми. Но была ещё одна, тайная мечта, связанная с его давним увлечением -сочинительством. Он решил обязательно уехать из дремотного, скучного Симбирска. И не уехал. Симбирский губернатор настойчиво просил И.А.Гончарова занять должность его секретаря. После раздумий и колебаний, Иван Гончаров принимает это предложение, а дело оказалось скучным и неблагодарным. Однако эти живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. После одиннадцати месяцев пребывания в Симбирске он уезжает в Петербург. И.А.Гончаров решил собственными руками, без чьей-либо помощи строить своё будущее. По приезде в столицу он подался в департамент внешней торговли министерства финансов, где ему предложили должность переводчика иностранной переписки. Служба оказалась не очень обременительной. Она в какой-то мере материально обеспечивала И.А.Гончарова и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения.

В Петербурге он сблизился с семьёй Майковых. В эту семью Иван Гончаров был введён в качестве учителя двух старших сыновей главы семьи Николая Аполлоновича Майкова — Аполлона и Валериана, которым преподавал латинский язык и русскую словесность. Этот дом был интересным культурным очагом Петербурга. Почти ежедневно здесь собирались известные писатели, музыканты, живописцы.

Начало творчества.

Постепенно начинается серьёзное творчество писателя. Оно формировалось под влиянием тех настроений, которые побуждали молодого автора всё более иронически относиться к царившему в доме Майковых романтическому культу искусства. 40-е годы — начало расцвета творчества И.А.Гончарова. Это была важная пора как в развитии русской литературы, так и в жизни русского общества в целом. Иван Александрович знакомится с В.Г.Белинским, часто бывает у него на Невском проспекте, в доме Литераторов. Здесь в 1846 году И.А.Гончаров читает критику к своему роману «Обыкновенная история». Общение с великим критиком имело важное значение для духовного становления молодого писателя. И.А.Гончаров и сам засвидетельствовал в одном из писем, какую роль для него сыграл В.Г.Белинский: «Только когда В.Г.Белинский регулировал весь вчерашний хаос вкусов, эстетических и других понятий и проч., тогда и взгляд на этих героев пера (М.Ю.Лермонтова и Н.В.Гоголя) стал определённее и строже. Явилась сознательная критика…».

В своих «Заметках о личности Белинского» И.А.Гончаров с симпатией и благодарностью рассказал о своих встречах с критиком и о его роли как «публициста, эстетического критика и трибуна, провозвестника новых грядущих начал общественной жизни». Весной 1847 года на страницах «Современника» публикуется «Обыкновенная история». В романе конфликт между «реализмом» и «романтизмом» предстаёт как существенная коллизия русской жизни. И.А.Гончаров назвал свой роман «Обыкновенная история», тем самым он подчеркнул типичность процессов, которые отразились в этом произведении.

Путешествие на фрегате «Паллада».

В середине XIX века начинается соперничество за влияние в Азиатско-Тихоокеанском регионе Российской империи и Соединённых Штатов Америки (которые в ту пору принято было называть в России Северо-Американскими Соединёнными Штатами, сокращённо — САСШ). Главным объектом русско-американского соперничества стала Япония, которая с 1639 года была закрыта для иностранцев. Прибытие иностранца на японскую землю каралось смертной казнью, и лишь для китайских и голландских кораблей с 1641 года было сделано небольшое исключение — им разрешалось заходить для торговли в порт Нагасаки. И России, и Америке очень хотелось заполучить Японию в качестве рынка сбыта для своих товаров, и они почти одновременно направили в Японию свои военно-морские эскадры, чтобы заставить японцев открыть страну для захода соответственно российских и американских торговых кораблей. Русской эскадрой командовал вице-адмирал Евфимий Васильевич Путятин, американской — коммодор Мэтью Перри. Русская экспедиция была снаряжена не только для установления политических и торговых отношений с Японией, но и для инспекции русских владений в Северной Америке — на Аляске.

Обе экспедиции увенчались успехом — японцы подписали и с Соединёнными Штатами (1854 год), и с Россией (1855 год) торговые договоры, но достигнуто это было разными средствами. Коммодор Перри, прибывший в Японию в 1853 году со своей эскадрой для демонстрации военной мощи Америки, просто-напросто запугал японцев, угрожая расстрелять из пушек их столицу — город Эдо (сейчас называется Токио). Адмирал Е.В.Путятин 10 августа 1853 года прибыл в порт Нагасаки для проведения мирных переговоров, никаких прямых угроз не высказывал и добился положительных результатов для России, а в 1855 году, через 2 года, закрепил налаженные отношения в договоре.

В октябре 1852 года Иван Гончаров, служивший переводчиком в департаменте внешней торговли министерства финансов, был назначен секретарём адмирала Е.В.Путятина. С первых же дней путешествия Гончаров начал вести подробный путевой журнал (материалы которого легли в основу будущей книги «Фрегат «Паллада»»). Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. И.А.Гончаров побывал в Англии, Южной Африке, Индонезии, Японии, Китае, на Филиппинах и на множестве небольших островов и архипелагов Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Высадившись на берегу Охотского моря, в Аяне, И.А.Гончаров проехал сухим путём через всю Россию и вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года.

Уже в апрельской книжке «Отечественных записок» за 1855 год появился первый очерк о путешествии. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат Паллада» (1855—1857) — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной.

Служба в качестве цензора.

После путешествия И.А.Гончаров вернулся в департамент министерства финансов, но оставался здесь недолго. Вскоре ему удалось получить место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она, по крайней мере, была непосредственно связана с литературой. Представление о цензоре как о тупом и жестоком гонителе вольной мысли присутствовало в очень недалёких слоях общества, но прогрессивные люди прекрасно понимали положительное действие цензуры того времени.

Вскоре Иван Александрович в 1867 году вышел в отставку, ибо трудная и хлопотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя. И.А.Гончаров уже опубликовал роман «Обломов» в 1859 году.

Расцвет творчества.

В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа И.А.Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». И.А.Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.

Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей принесли И.А.Гончарову славу одного из самых выдающихся русских писателей. Он начал работу над новым произведением — романом «Обрыв». Однако надо было ещё и как-то зарабатывать деньги: покинув пост цензора, И.А.Гончаров жил «на вольных хлебах». В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. И.А.Гончаров работал здесь около года, а затем был назначен на должность члена совета по делам печати. Снова началась его цензорская деятельность, причём в новых политических условиях она приобрела явно консервативный характер. И.А.Гончаров причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма», то есть активно защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени И.А.Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. В 1868 году И.А.Гончаров писал И.С.Тургеневу: «Вы спрашиваете, пишу ли я: да нет; может быть, попробовал бы, если б не задался давно известной Вам, неудобоисполнимой задачей, которая, как жернов, висит у меня на шее и мешает поворотиться. Да и какое писанье теперь в мои лета».

В другом месте И.А.Гончаров заметил, что, закончив третью часть «Обрыва», «хотел оставить вовсе роман, не дописывая». Однако же дописал. И.А.Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов И.А.Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго — Обломов, для третьего — Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

Последние годы жизни И. А. Гончарова.

«Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Ивана Александровича. Но после окончания работы над произведением жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, И.А.Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман, «если старость не помешает», как писал он П. В. Анненкову. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни: они должны основательно отстояться во времени, и в его сознании. Все три романа И.А.Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение.

И.А.Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить ещё ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *