Иподиаконы – это помощники, помогающие епископу в некоторых моментах богослужения. Иподиаконы не имеют священного сана, но относятся к притчу церковнослужителей. По своему статусу иподиаконы бывают временные и рукоположенные. Для временного иподиаконского служения достаточно архиерейского благословения. В случаи рукоположения, иподиакон имеет право касаться престола. То есть именно он уже приравнивается к церковнослужителям.

В Православии существуют три степени священства:

Такая священническая иерархия существовала с древних апостольских времен. Именно по такой вертикали идет подчинении в духовном священническом служении. Возникает вопрос: «На какой ступени находиться иподиакон?». Иподиакон стоит по званию ниже дьякона. Перед тем как принять первую ступень священства каждый кандидат должен пройти иподиаконское рукоположение и служение. Хотя до 13 века иподиаконы относились до низшей ступени диаконата. Птриарх Мануил внес изменения в церковную традицию относительно иподиаконсокго служения. Дело в том, что большинство иподиаконов в то время тянулись делать то, что предназначено дьякону. Чтобы более четко разграничить функции служения патриарх лишил иподиаконов дьяконского сана. В древние времена рукоположение иподьякона мало чем отличалось от дьяконского. Теперь иподиаконов рукополагают по средине храма, а дьяконов в алтаре.

Какие обязанности иподиакона?

В первую очередь иподиакон приставлен для служения епископу. Главная задача помогать епископу совршать церковные богослужения. Например, в определенные богослужебные моменты иподиаконы держат в руках дикирий и трикирий (специальные подсвечники). Во время совершения Евхаристии в алтаре они должны репидами накрывать сверху Святые Дары. Кстати именно с этого момента началось древнее служение иподиаконов. В первые века христианства христианам приходилось совершать богослужение в различных местах. В том числе под открытым небом. Для того чтобы насекомые не садились на Дары было принято приставлять помощников, которые бы защищали Хлеб и Вино специальными ветвями.

Для удобного чтения молитв иподиаконы держат перед архиереем Чиновник.

Также перед богослужением помогают епископу облачаться в церковные одежды.

Облачение иподиакона

Одежда иподиакона и облачение священника отличаются.

О церковном облачении

Чтобы приступить к церковному служению, каждый иподиакон одевает стихарь. За высокие заслуги и послушание епископ может благословить ношение ораря. Орарь символизирует собой ангельские крылья и одевается через плечи крестообразно.

К оглавлению Библиотеки / Полнотекстовый поиск

К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"

Облачения духовенства и монашествующих

Многочисл. свидетельства письменных памятников и материальной культуры позволяют считать, что в первые века христианства одеяния клириков не отличались от светской одежды. Обособление О.д. и м. произошло между IV и IX вв. Одной из гл. причин было изменение в тот период гражданской одежды: в миру мужчины постепенно переставали носить длинные туники и мантии, которые продолжали использоваться духовенством и монашествующими. Дальнейшее развитие О.д. и м. наглядно демонстрирует, что основные их разновидности восходят именно к тунике и мантии, а мн. виды головных уборов происходят от обычного капюшона (который в ряде традиций сохраняется и в чистом виде).

Первое документально засвидетельствованное требование, чтобы духовенство носило «одежду до пят» (vestis talaris), было выдвинуто Брагским собором (572). Папа Иоанн VIII (ок. 875) привел в пример обычай рим. духовенства носить длинные туники. На Востоке О.Д. и м. обособлялись от светских медленнее ввиду меньшего влияние стиля герм, народов, от которых пошла мода на короткие мужские одежды. Однако Трулльский собор (692) под угрозой церк. наказания предписал клирикам носить одежду, соответствующую их дух. Статусу.

На Западе с VIII в. начали появляться запреты на ношение духовенством дорогих, ярких и вычурных одежд. IV Латеранский собор (1215) потребовал, чтобы одежда клириков не была открытой спереди и вычурно короткой; запрещались яркие цвета и украшающие элементы. Несколько позже в дополнение к клерикальной рясе (habitus clericalis) предписывается закрытая капа (саpа clausa) — наплечная накидка; первая в дальнейшем закрепилась в традиции в форме сутаны, вторая сохранилась в виде разного рода накидок поверх сутаны епископов и почетных прелатов — длинной великой капы, а также пелерин (модзетта, мантеллет а). Важным элементом одеяний клириков стал широкий пояс. В позднем Средневековье возросло многообразие головных уборов духовенства: широкополая шляпа, биретга (4-угольная шапка у священников и епископов, кроме Папы Римского), дзуккетто (круглая шапочка с хохолком у прелатов и епископов) и др. Цвета одеяний и их отд. элементов варьировались в зависимости от иерархического положения.

Дополнительными элементами облачения епископов и некоторых прелатов являются наперсный крест и перстень.

Постановление Папы Сикста V от 1589 предписывало всем клирикам (включая малые чины) носить одея ние до пят; эдикт Папы Урбана VIII (от 1624) доба* вил требование, чтобы сутана была подвязана поясом и чтобы носимая поверх нее одежда была долгополой а под ней — темной и скромной. Однако уже в χιχ в' в некоторых странах появились изменения: клирикам разрешалось добавлять к светской одежде римский воротник (колоратку), по виду сходный с воротником сутаны. Ко 2-й пол. XX в. такой тип повседневной одежды стал у духовенства Католической Церкви преобладающим. По ККЦ 1983, «клирикам следует носить подобающее церковное одеяние согласно нормам, изданным Конференцией епископов» (кан. 284).

Все монаш. ордена, возникшие в Средние века, имеют собственные разновидности монаш. облачения, которое обычно включает рясу типа туники (хабит), пояс, скапулярий, капюшон у мужчин и покров у женщин. Мн. монаш. ин-ты, возникавшие в последующие века, не включали в принятое в них облачение скапулярий и капюшон, а некоторые принимали облачение епарх. клира (напр., мариане, облаты). В каждом из институтов посвященной Богу жизни облачения отличаются по форме, покрою, цвету и др. особенностям. Есть также ин-ты, не имеющие специальных монаш. облачений, члены которых носят гражданскую одежду.

II Ватиканский собор указал, что «монашеское одеяние, будучи знаком посвящения, должно быть простым и скромным. Кроме того, оно должно отвечать требованиям гигиены и условиям времени и места, а также быть приспособленным к потребностям апостольства. Одеяние, не соответствующее этим нормам — как мужское, так и женское, — следует изменить» (РС 17). Согласно ККЦ 1983, «монашествующим следует носить одеяние института, изготовленное по нормам собственного права, в знак своего посвящения и во свидетельство бедности» (кан. 669 § 1); «монашествующим клирикам того института, который не имеет собственного одеяния, следует носить одежды клириков по норме канона 284» (кан. 669 § 2).

На Востоке О.д. и м. в каждой из традиций имеют собственные особенности. В визант. традиции облачением всех клириков является подрясник, у всех степеней священства к нему добавляется ряса; в некоторых поместных Церквях священник носит вне богослужения наперсный крест, а архиерей также панагию.

Богослужебные облачения

Облачением рясофорных монахов и монахинь являются ряса и камилавка; в малой схиме к этому добавляются хитон, парамант, пояс, мантия и клобук; в великой схиме — аналав, а клобук сменяется куколем. Мантия и клобук архиереев отличаются по виду. Все клирики и монахи могут носить черную скуфью.

Специальные О.д. и м., используемые во время богослужений, рассматриваются в ст. Облачения литургические.

П. Сахаров

Источник: Католическая Энциклопедия. М., 2007. Т 3. С. 967-969.

  • К оглавлению раздела "Католическая энциклопедия"
  • Все права принадлежат авторам и составителям статей, издателю, а также др. законным правообладателям. Оцифровка материалов © , 2008—2014. При копировании ссылка на сайт обязательна.

    Мы не читаем в Евангелии, чтобы у Апостолов была какая-то специальная одежда. Но первый век — это период становления церкви. А потом несколько веков было гонений на христиан, поэтому никаких облачений для священников не требовалось. Ведь уже по нему можно было понять, кто является служителем церкви. Значит, его надо в первую очередь арестовывать. И только когда христианство стало государственной религией в Римской империи, пришлось подумать про облачения. Ведь надо же было выделить священников от прихожан.

    Облачения диакона

    Кто такой диакон? Он является помощником священника. В его обязанности входило прислуживать ему при совершении Евхаристии. В настоящее время Диаконское облачение состоит из нескольких видов одежды. В первую очередь речь идет про стихарь. Это наиболее древняя одежда диаконов. Стихарь впервые появился в IV столетии. Стихарь — это длинное одеяние с рукавами. По сути это тот же подрясник, который носил священник. Но со временем появилась необходимость в отличии их друг от друга, поэтому они начали шиться из разных материалов.

    Диакон должен отличаться святой жизнью. Символом святости является белый цвет, поэтому стихарь обязательно должен быть белым. Но так как в дальнейшем начали появляться разные церковные праздники, появилась необходимости в диаконских облачениях другого цвета. Второй частью облачений диакона является орарь. Это своего рода лента, которая крепится к левому плечу. Также в комплект входят поручи. Их можно назвать нарукавниками, которые шьются из плотной ткани. На них обязательно должен присутствовать такой символ как крест.

    Облачения священника

    Раньше диаконов было мало, поэтому чаще всего в продаже можно было встретить подрясник для священника, а также другие облачения для этих служителей церкви. Но теперь имеется большая необходимость в диаконах.

    ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНЫХ ОБЛАЧЕНИЙ -ответы

    По этой причине в церковных магазинах есть разные облачения, и в том числе диаконские. Но во что должен одеваться священник во время проведения богослужения?

    Надо учитывать, что имеется как повседневная, так и богослужебная одежда священника. Если речь идет про подрясник (называется и подризник), то он одевается как в первом, так и во втором случае. В повседневной жизни это самостоятельный вид одежды. А вот при отправлении службы в храме подрясник является нижним облачением. Следует заметить, что подризник должен одеваться под ризу, поэтому он так и называется. От диаконского стихаря он отличается более узкими рукавами. Во время богослужения используется и митра священника, являющаяся специальным головным убором. Ее носят не только священники, но и архиереи. При выборе иерейского облачения надо учитывать, что оно бывает как русского, так и греческого кроя.

    Дата публикации: 23/03/2017

    Вернуться к списку

     

     

    Можно зайти в магазин и долго – долго, напрягая продавцов выбрать себе подходящую кисть, но попробовав однажды (лет 10 тому назад) смастерить её самому стал возвращаться к этому ремеслу регулярно. Опыта прежде не было и за основу я взял «Наставление в живописном искусстве» составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом 1701 – 1703 год. Привожу её здесь:

    О приготовлении кистей
    Когда хочешь сделать кисти для живописи; то возьми куньи хвосты, и осмотри на нихъ те волоски, что съ боку у концовъ, и когда увидишь, что они не кривы, а прямы, и ровны и годны на кисти, употребляемыя для обрисовки и для писания лицъ; тогда выстриги ихъ маленькими ножницами, и разложи по доске раздельными рядками, потомъ тщательно соедини ихъ въ пучечки, намочи водою, и кончики ихъ придави ногтемъ лъвой руки твоей, а правою рукою тяни ихъ за верхушки и вытаскивай мало по малу, тщательно подравняй передки ихъ, и наконецъ свяжи ихъ шелковою навощенною ниткою, но такъ, чтобы концы кистей не были слишкомъ длинны.

    А перо, въ которое хочешь вставить кисть, напередъ положи въ воду, чтобы оно размокло, и потомъ вставь ее, но смотри, чтобы она не слишкомъ много выдавалась изъ пера: иначе неудобно рисовать ею. Самые же концы хвостовъ убереги, чтобы сдълать изъ нихъ большия кисти для прокладки.

    Здесь все написано подробно, но от себя добавлю, что волос перед употреблением нужно прокалить минут 10-15 при температуре 170-250 °С, Это можно сделать в микроволновке.
    Предварительно завернув его в белую бумажку, она выступает в роли буфера (чтобы не спалить волос) и служит своеобразным индикатором – если бумажка слегка пожелтела -обжиг прошел правильно, так же для обжига я с успехом пользовался обыкновенным утюгом. Это все нужно для того, чтобы волос в дальнейшем приобрел большую пружинистость. Если на этом этапе перестараться, то волос станет ломким.
    Думаю (грешным делом), что не все мастерские это проделывают.
    Затем все делаю как сказано выше , берем гусиное перо по диаметру будущей кисти (перья тоже бывают разные – толще и тоньше), отрезаем от него все лишнее, берем связанный пучок волос и хорошенько намочив гильзу (пера) и сам пучок вставляем его с широкой стороны гильзы, несколько раз встряхиваем, вытаскиваем кончик на нужную длину и кисть готова.
    Достоинства таких кистей:
    1. В процессе работы можно менять длину кисти путем выдвигания волоса из перьевой гильзы.
    2. Легко промыть её по окончании работ совсем вытащив её из гильзы.
    3.

    Для чего нужны иподиаконы?

    Благодаря тому, что гильза не металлическая волоски не ломаются у основания и кисть служит гораздо дольше , к примеру за последние 10 лет не выкинул ни одной самодельной кисти, тогда как промышленные выбрасываются горстями и бездумно.
    4. И вообще получаешь качественную кисть , которой работать — одна приятность

    Материал и фото подготовил Алексей Савельев    http://fresco.land.ru

     

    ◄назад►

    ◄задать вопрос►

    Войти на сайт

    12 Мая 2016

    Ограничения женской одежды по религиозному признаку в современном мире

    Исследования американской организации Pew Research Center показали, что стран, в которых существует ограничения для женщин на ношение религиозной одежды, гораздо больше чем тех, в которых ношение такой одежды установлено как обязательное.

    Во многих странах по всему миру выбор женщинами их одежды и внешнего вида ограничены в некоторой степени государственными законами, политикой или какими-то правилами. В последние годы большинство из этих стран приняли законы или проводят политику, которые запрещают женщинам носить религиозную одежду в общественных местах или ограничивают их способность делать это в некоторых обстоятельствах. Для сравнения, гораздо меньшее количество стран требуют от женщин носить определенные виды одежды (например, головные платки или длинные платья) по религиозным причинам.

    В рамках своего ежегодного исследования об ограничениях в отношении религии и социальных явлений, связанных с религией, Американская исследовательская организация Pew Research Center отслеживает страны, где государство на каком-то уровне — национальном, областном или местном — регламентирует "ношение религиозных символов, таких как головные уборы для женщины и усов и бороды для мужчин ". Оценивая только те законы, политику или правила, которые применяются в отношении женщин, Центр считает, что в 50 из 198 стран и территорий, включенных в исследование, в 2012 и 2013 (два последних года, за которые имеются данные) существовал,  по крайней мере,  один закон или проводилась политика регулирования религиозной одежды женщин. В 78% этих стран (39 из 50) государство оставляло за собой право или проводило политику по ограничению права женщин носить религиозную одежду, в то время как в 24%  стран (12 из 50) существовал, по крайней мере, один закон, требующий от женщин носить особую одежду. Некоторые из этих законов или правил применяются в общенациональном масштабе, в то время как другие были наложены на региональном или местном уровне. В одной стране — Россия – была отмечена как политика, запрещающая женщинам носить религиозную одежду (на территории Ставропольского края, где мусульманские головные платки или хиджабы были запрещены в государственных школах), так и политика, требующая от женщин носить религиозную одежду (в Чечне, где женщины были обязаны носить хиджабы во всех общественных зданиях).

    Законы или политика, ограничивающие право женщин носить религиозную одежду, были особенно распространены в Европе, где 18 из 45 стран региона (40%) имели, по крайней мере, одно такое ограничение в 2012-2013 гг.В ряде европейских стран были запрещены определенные виды религиозной одежды в общественных местах. Во Франции, например, власти продолжали применять закон, принятый в 2010 году, который запрещает людям закрывать лицо в общественных местах, в том числе в правительственных зданиях, общественном транспорте и таких местах, как рестораны и кинотеатры. Те, кто не выполняет просьбу сотрудника полиции открыть свое лицо, могут быть оштрафованы. Подобная политика существовала и в Бельгии, где полиция продолжала применять принятый в 2011 году федеральный закон, запрещающий людям носить одежду, закрывающую лицо или большую его часть в общественных местах. Нарушители могут быть оштрафованы и / или задержаны на срок до семи дней. В декабре 2012 года Конституционный суд Бельгии оставил в силе запрет, постановив, что он необходим для защиты общественной безопасности, обеспечения равенства между мужчинами и женщинами и сохранения «определенной концепции», позволяющей «жить вместе» в обществе.

    На Ближнем Востоке и в Северной Африке четыре страны — Ирак, Ливия, Саудовская Аравия и Судан — имели законы, требующие от женщин носить религиозную одежду. Власти Саудовской Аравии, например, по-прежнему требуют от женщин носить абаю (свободный черный плащ) в общественных местах. В четырех странах Ближнего и Среднего Востока (20%) — Алжире, Египте, Израиле и Омане — проводилась политика, ограничивающая возможности женщин носить религиозную одежду, по крайней мере, в некоторых ситуациях. В Египте, например, государство запретило женщинам-служащим национальной авиакомпании носить хиджаб на работе до 2012 г. Силы безопасности в Израиле не позволяли некоторым палестинским женщинам-заключенным надевать хиджаб во время допроса. В Алжире, женщинам, работающим в государственных структурах, было разрешено носить головные платки и закрывающими лицо исламские вуали (никаб), но власти ограничили возможность для некоторых сотрудников делать это, если это будет "усложнить выполнение их служебных обязанностей». В Омане разрешено фотографироваться женщинам на документы в платках, но запрещено носить никабы.

    В Азиатско-Тихоокеанском регионе законы или политику, требующие от женщин носить религиозную одежду были обнаружены в шести из 50 стран (12%). В Индонезии, например, в 2013 году существовало 79 местных подзаконных актов, требующих от женщин носить хиджаб.

    В 2012-2013 гг. законы, ограничивающие право женщин носить религиозную одежду имелись в 11 из 50 стран (т.е. в 22%)  в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В Индии в некоторых школах и колледжах в отдельных районах было запрещено мусульманкам студенткам и преподавателям носить головные платки, ссылаясь на единый дресс-код. В Сингапуре, тем временем, запрещено некоторым работникам государственного сектора, в том числе медсестрам, военнослужащим и сотрудникам некоторых школ, ношение хиджаба на рабочем месте.

    В странах Африки к югу от Сахары, законы или политика, предписывающие женщинам носить религиозную одежду, присутствовали только в одной стране — Сомали — где исламская экстремистская группировка Аль-Шабаб требует от женщин, живущих в районах, находящихся под ее контролем, соблюдать хиджаб. В то же время в декабре 2012 года законы или политика ограничения ношения религиозной одежды в общественных местах имелись в пяти странах Африки к югу от Сахары. Женщинам в Мозамбике не было разрешено фотографироваться в платке на документы, удостоверяющие личность, а девочкам было запрещено носить никаб или бурку в государственных школах. В Кении в некоторых государственных школах было запрещено девочкам посещать занятия, если они носят головные платки или другую религиозную одежду. Эта политика затрагивает не только мусульман, но и членов Церкви Акорино (Akorino), которая сочетает в себе христианские и традиционные африканские стили поклонения.

    Степени священства

    Последователи этой церкви, как мужчины, так и женщины, как правило, покрывают свои головы.

    Источники, использованные для этого исследования, не выявили каких-либо стран в Северной и Южной Америке, которые в 2012-2013 годах требовали бы от женщин носить религиозную одежду, но одна страна — Канада — ограничивала религиозную одежду женщин. Кандидаты на получение канадского гражданства должны были удалить любые закрывающие лицо покровы при принятии присяги гражданства таким образом, чтобы власти могли убедиться в том, что это они читали присягу. В апреле 2013 года судья в канадской провинции Онтарио постановил, что мусульманка должна была снять закрывающую ее лицо завесу для дачи показаний в деле о сексуальном насилии. Верховный суд Канады вынес решение в 2012 году, что председательствующие судьи должны принимать такие решения на основе конкретных обстоятельств.

    Регулирование религиозной одежды является одним из 20 пунктов, которые составляют ежегодный индекс Американской исследовательской организации Pew Research Center измерения степени государственных ограничений религии во всем мире.

    Источник:http://www.pewforum.org

    Перевод Гульсарии Ахметзяновой специально для «Исламского портала»

    Возврат к списку

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *