Интервью с историком Виктором Тростников­ым.

9 сентября 2013 год.

Записано накануне его

85-летнего юбилея

Игумения Евстолия: Виктор Николаевич, как Вы видите взаимосвязь событий: явление Креста на Сахотском болоте 29 мая /11 июня 1423 года, который находится в с. Годеново с историей Российской и Вселенской.

В. Тростников: Я считаю, что Годеновское чудо – явление Креста в 1423 году — это поворотный момент, который разделяет историю Руси на «до» и «после». Очень большая история «до», и очень большая история «после». Я выскажу несколько соображений на этот счет.

Годеновский Крест — эта святыня, которая сохранилась с древних времен, одна из немногих дошедших до нас. Как он перенесен через огромные расстояния — рационально объяснить невозможно. Немаленькое, двух с половиной метровое Распятие! Для верующего человека самое простое и убедительное объяснение это то, которое дано в историческом повествовании о явлении с неба Креста Господня. Также как Тихвинская икона Божией Матери, Курская-Коренная и еще ряд святынь — они явлены были именно чудесным образом, и это убеждает. Как делает это Господь – Ему Одному ведомо. Значит Ему это нужно. А нужно это было для чего? На мой взгляд, совершенно очевидно. Сама дата дает нам ключ к разгадке, потому что речь идет про 1423 год. Византия пала в 1453 году, то есть ровно тридцать лет. Очевидна передача эстафеты от Византийского царства к Российской империи. Причем приходит на память то, как передают эстафету: там — деревянная палочка и здесь Распятие тоже на дереве! Тот человек, который принимает эстафету, должен сравняться по скорости с тем, кто передает. И в истории то же. Россия должна была немножко «разбежаться», чтобы быть способной в динамике, находу, принять эту эстафету. И приняв эту эстафету, она продолжала двигаться. А России был отведен срок 500 лет: в X веке она получила Крещение, а Третьим Римом она стала в середине XV века. За эти 500 лет Россия стала вровень с Византией: по духу, по восприятию православных ценностей и их ассимиляции в народном сознании, по церковному строительству, по богословскому уровню. А Византия к этому моменту все это в значительной степени утратила. И именно в это тридцатилетие окончательно обозначились тенденции духовного и политического созревания России с одной стороны, и с другой – стремительное движение к краху Византии: экономическое, политическое, духовное. Именно в XV веке Россией были исполнены 2 условия, необходимые для принятия жезла Православия. Во-первых, Россия должна была стать централизованным государством, т. е. прекратить существование усобиц, преодолеть феодальное раздробление на удельные княжества и стать Империей, по существу стать Монархией. Почему? Чтобы стать преемницей Второго Рима, она должна была стать Третьим Римом. Второе условие – автокефалия. Русская церковь была епархией Константинопольской, хоть, может быть, и самой большой, но все-таки епархией. И русские митрополиты православной церкви утверждались в Царьграде. Какой же это Третий Рим, когда его Церковь несамостоятельная и подчиняется иноземному Патриарху?

Как раз в этот промежуток времени в 1431 году умирает митрополит Фотий – последний русский митрополит, поставленный в Царьграде. Русские люди склоняются к избранию митрополитом святителя Ионы. Однако Византия принимает другое решение, и по выбору Царьградского Патриарха митрополитом назначается Исидор, который, представляя Русскою Церковь на Флорентийском соборе, подписывается в папской унии. Приехав в Москву, он начинает склонять Василия II к принятию унии, что приводит русский народ в замешательство. В результате он изгоняется из Москвы и Москва поставляет своего первого митрополита. Все это совершается в 1448 году. Т.е. за 5 лет до падения Византии Россия превращается в централизованное государство, объединенное Василием II (Темным) – фактическим первым русским царем – и в тот же год приобретает автокефалию.

Как раз накануне этих событий с неба является чудотворное Распятие, как знак, подтверждающий Божие благословение. Обращает на себя внимание определенная алгебра чисел. 1423 год – 30 лет до падения Византии, жизнь одного поколения. Через 25 лет 1448 год – Василий II становится единовластным правителем, и Русь приобретает автокефалию. Еще через 5 лет, в 1458 году, царьградский Патриарх Геннадий Схоларий передает через паломников Царьгадскую икону Божией Матери Спасо-Елезаровскому монастырю, как фактическое подтверждение Божьего благословения. Нельзя не отметить, что именно в этом монастыре через некоторый отрезок времени будет жить инок Филофей, которому принадлежат слова: «Были два Рима, пали. Третий Рим – Москва и четвертому не бывать».

Подводя итоги, я несомненно связываю Годеновское чудо, как знамение всем нам, свидетельсво о нашей исторической судьбе. И что удивительно – Крест является ни царю, ни в Москве – царственном граде, ни митрополиту, а ЗЕМЛЕ, то есть освящалась­ САМА ЗЕМЛЯ. Причем той ЗЕМЛЕ, на которой решалась судьба России, это Ростово-Суздальска­я древнейшая­ русская земля, коренная русская земля. Здесь совершилось прекращение междоусобиц. Именно здесь, около Семибратово, недалеко от Годеново, состоялось последнее сражение Василия II с Шемякой, в результате чего Василий II объединил под собой все княжества, кроме Новгорода. Новгород присоединил его сын Иван III, в царствование которого после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог греб Визании – двухглавый орел — становиться гербом России. Одна голова орла олицетворяет абсолютную монархическую власть, вторая – централизованную духовную власть.

Далее, в XVII веке вопросы государств­а Российског­о решались опять на этой земле. Самый пик, самая жесткая, самая беспощадна­я точка в польско-литовской интервенци­и была опять же в Ростовской­ земле. Здесь, а не в самой Москве была одержана и эта победа.

В свете всех этих потрясающи­х событий, я считаю XV век — это развязка всех узлов, завязанных в предыдущие­ эпохи и открытие путей в будущее. И в самом центре этого клубка вот эта Святыня — Иисусов Крест, Распятие! Обратите внимание, именно Крест, тяжелейший Крест, который прообразовал тот духовный Крест, врученный Господом Руси, как хранительнице Православия.

Так и апостол Андрей, поднявшись по Днепру со своими учениками, водрузил на Киевском холме тоже Крест — символ Распятия. И прорек, что на этом месте будет великий город и множество церквей. И опять-таки освятил ЗЕМЛЮ. Не племена, не людей, не было еще государства. Была освящена сама ЗЕМЛЯ и земля эта была освящена заранее – это был первый шаг к Третьему Риму. Через десять веков на этом месте князь Владимир крестил Русь, и еще через пять веков она становиться Третьим Римом, приняв на себя всю степень ответственности за Православие на Земле.

Касаясь теории Третьего Рима, я сталкивался в аудиториях с таким утверждением, что это какая-то надуманная, чуть ли не шовенистическая теория, что мы – Третий Рим. На мой взгляд, это утверждение совершенно безграмотное, т.к. Третий Рим – это понятие не политическое, а чисто церковное. Третий Рим – это российское православное царство, православная империя. И, конечно же, в форме монархии. Почему монархии? Потому, что жизнеустроение православного царства на земле копирует Царство на Небе. А там — монархия. Господь Вседержитель, девять чинов ангельских — Архангелов, Херувимов, Серафимов и т.д. Т.е. как православный человек, живущий на земле, должен обоживаться, уподобляется Христу, так и в целом православный народ должен уподобляться устроению небесному. А там, повторяю, монархия.

Теория Третьего Рима утверждает­, что главная кафедра православн­ой веры где находится?­ В Москве! И она до сих пор у нас, в Москве! Никто не может сравниться­ с нами по богословск­ому корпусу: у нас столько работ, столько мыслей, столько лекций замечательных богословов­! Ни в одной стране мира БЛИЗКО ничего подобного нет! Сейчас все в России сосредоточ­ено! И самый основной корпус верующих православн­ых, тоже в России! Нас миллионы! Нигде нет такого! Поэтому вот смотрите — до пятнадцато­го века была подготовка­. В пятнадцато­м веке Москва как кафедра стала Третьим Римом, Патриархия­. Москва стала центром святой соборной апостольской кафолическ­ой православн­ой церкви! Никакой гордыни, никакой заносчивос­ти здесь нет! Так история сложилась,­ что Москва стала объединяющ­им центром. «До»- это подготовка­, «после» — это уже защита.

Игумения Евстолия: Как Вы связываете,­ Виктор Николаевич, что сейчас, именно в наше время так воссиял Крест в Годеново и Он понадобилс­я тысячам, если не сказать миллионам наших соотечеств­енников?

В.Н. Тростников: Да, и подтвержда­ет реальными чудесами своей святости. Надо конечно летопись вести этих необыкнове­нных свидетельс­тв.

Игумения Евстолия: Да, мы это делаем. И хочется связать значение этого знамения для сегодняшне­го дня.

В.Н.Тростников: Я вообще-то оптимист. Мой оптимизм основывает­ся на словах Спасителя: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее!» Это Сам Христос сказал. Церковь не одолеют! А Церковь привязана к империи, к царству какому-то, христианск­ая империя должна быть царством. К этому мы движемся. Усиливаетс­я сейчас наше государств­о, несмотря ни на что. Недоброжелатели видят негативные стороны жизни и их немало. Я же наблюдаю стремление к стабильности. Не будет потрясений – все наладится. И большую роль в этом, конечно же, играет наш Президент Владимир Владимирович, который чрезвычайно мудро ведет корабль нашего государства.

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.А.Ш.

Находится на Портовой набережной (бывш. Которосльная набережная), 2 за Которослью. Два здания пятиглавых храмов, Святые ворота и колокольня образуют единый архитектурный ансамбль, один из лучших в русской архитектуре XVII в.

11 фотоСмотреть фотогалерею 11 фото Ансамбль церквей в Коровниках: слева — церковь Иоанна Златоуста, справа — колокольня и церковь Во имя Владимирской иконы Божией Матери,
на втором плане — Святые ворота. Фото С.М.Прокудина-Горского. Начало ХХ в. из

Холодная церковь Иоанна Златоуста построена в 1649—1654 на средства ярославских посадских людей Ивана и Федора Федоровых Неждановских. Храм пятиглавый, окруженный с трех сторон просторными галереями. С запада, юга и севера устроены нарядные крыльца. Южный придел был освящен во имя Великой княгини Ольги, северный — во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Оба придела увенчаны шатрами.

Теплая церковь двухэтажная, с пятью глухими главами, построенная в 1669, посвящена иконе Владимирской Богоматери. С южной стороны алтаря был устроен придел во имя Николая Чудотворца. На линии, соединяющей холодную и теплую церкви, находятся Святые ворота.

Шатровая восьмигранная колокольня высотой 37 м сооружена в 70-е XVII в. на средства семейства Неждановских. Колокола для нее отливались на сибирских заводах Демидовых. Самый большой из них имел вес 200 пудов. Колокольня Златоустовского храма за стройность и изящество форм получила название «Ярославская свеча».

Объемы отдельных частей летнего Златоустовского храма собраны в единую симметричную компактную группу. С востока к основному кубу храма примыкают приделы, имеющие глухое шатровое завершение. С трех сторон храм опоясывает невысокая галерея, входы в которую оформлены в виде крылец с высокими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными фигурными висячими гирьками. Окно центральной алтарной апсиды обрамлено единственным в своем роде изразцовым цветным наличником размером 5×8 м, непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля. Первоначальное позакомарное перекрытие храма позже было заменено плоской четырехскатной крышей. Особую выразительность силуэту не имеющего подклета храма придает то, что высота центрального барабана с главой превосходит высоту стен основного объема. Впервые примененный при строительстве Златоустовской церкви, этот прием затем нашел повторение во многих храмах Ярославля.

Пологие арки галереи поддерживаются мощными кубышками, имеющими форму огромных ваз на кубических основаниях. Впоследствии арочные проемы были заложены, в новых стенах сделаны 9 окон. Формы их наличников отличаются пышностью и изяществом и не повторяются, хотя выложены они из ограниченного количества одних и тех же деталей. В конце XVII в. храм получил новые элементы декора, в частности, изразцовый фриз крылец, украшенные разноцветной керамикой тонкие колонки на углах западного фасада и изразцовые вставки в ширинках галерей.

По структуре восточный фасад церкви Владимирской Богоматери напоминает фасад храма Иоанна Златоуста, но Владимирская церковь практически лишена декоративного убранства.

Святые ворота увенчаны двумя ярусами восьмигранников с главкой. Их фасады украшены резным кирпичом и изразцами.

Согласно храмовой летописи, фрагментарно сохранившейся в алтаре, роспись церкви была произведена в 1732—1733 артелью ярославских мастеров во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым. В 1840 и 1863 фрески были поновлены в клеевой технике. В конце 1960-х живопись реставрирована бригадой В. И. Васина.

Златоустовская стенопись, выполненная в период расцвета в России стиля барокко, не избежала некоторого влияния этого стиля, однако исполнена в иконной традиции. Иконографическая схема росписи превосходно согласована с архитектоникой церкви. Стенопись отличается исключительным богатством сюжетной тематики, включая более 500 иконографических композиций.

В куполе церкви впервые в Ярославле вместо традиционных «Вседержителя» и «Саваофа» написано «Коронование Богоматери». В простенках между окнами барабана в овальных медальонах праотцы в два ряда, в нижней части барабана пророки. На парусах евангелисты, на восточной лобовой части паруса «Спас на убрусе», на остальных ангелы с мечами и зерцалами, вписанные в овалы. На западной подпружной арке купола написано «Сошествие Святого Духа на апостолов», а на восточной — первый (из 12) член «Символа веры». Остальные 11 иллюстрированы в люнетах стен. Расположение праздников на сводах не вполне традиционно. На северо-востоке помещены «Благовещение» и «Вознесение», на юго-востоке «Рождество Христово» и «Воскресение», на северо-западе «Покров» и «Рождество Богородицы» с апокрифическими сценами молитвы Иоакима и Анны и трапезы в честь Рождества, на юго-западе «Воздвижение Креста» и «Сретение», на западном своде «София созда себе дом».

Подпружные арки и столпы, разбитые на 5 ярусов, заполнены 58 сценами деяний апостолов. В нижнем ярусе столпов на сторонах, обращенных к алтарю, помещены тронные изображения Христа и Богоматери.

Стены церкви, включая люнеты, разбиты на 8 ярусов. Шесть из них, а на западной стене семь — сюжетные. Их ширина около 1,2 м. Седьмой ярус на северной и южной стенах представляет из себя орнаментальный фриз (0,9 м), восьмой (1,1 м) — подзор из полотенец. Второй и третий ярусы иллюстрируют Новый Завет, включая притчи и Страсти Христовы. Четвертый ярус посвящен богородичной теме. Сюжетика его навеяна двумя литературными источниками: «Сказанием о Богоматери Владимирской» и «Чудесами Богородицы» из книги И. Галятовского «Небо новое». В первом из названных циклов авторы росписи обратились к сюжетам русской истории, которые приобрели популярность в ярославской фреске в XVII в. Иконографические образцы этого цикла заимствованы с клейм иконы Богоматери Владимирской в деянии (1654), написанной для иконостаса Златоустовской церкви еще при строителях купцах Неждановских. Изображением элементов русского быта отмечены такие сцены, как «Перенесение иконы из Владимира в Москву», «Остановка коней на реке Клязьме», «Разрушение Золотых ворот во Владимире», «Битва Андрея Боголюбского с булгарами», «Избавление Руси от Темир-Аксака», «Видение князю Всеволоду иконы Богоматери» и др. На откосах окон в этом ярусе иллюстрированы западноевропейские новеллы, посвященные чудесам Богоматери: «Изгнание семи бесов из Марии Магдалины», «О человеке лихом Якове во Италии», «Об излечении руки Иоанна Дамаскина», «О девице Ефимии», «О видении отроку Валентину Богородицы и младенца с яблоком» и др.

Пятый и шестой ярусы посвящены храмовой теме — житию Иоанна Златоуста. При создании этого цикла перед руководителем артели стояла композиционно очень сложная задача — размещение на сравнительно небольшом участке трех стен восьмидесяти сюжетных клейм. Знаменщик постарался не упустить ни одной подробности богатой событиями жизни святого. Свой подробный рассказ он построил на фоне сильно вытянутых по вертикали, изящных и хрупких архитектурных кулис, где через каждые 40−45 см изображается новый сюжет из жизни патрона храма, появляется новый город, новые люди. Через повествование проходит целая вереница исторических персонажей: крестивший Иоанна Мелетий, патриарх Александрийский; император Аркадий, с которым Иоанн вел полемику об арианской ереси; любительница зрелищ императрица Евдоксия, которую Златоуст хлестко назвал второй Иезавелью, уподобив тем самым известной своими неблагочестивыми поступками ветхозаветной царице; патриарх Епифаний Кипрский, отлучивший будущего святого от церкви и т. д. В нескольких сценах изображен суд над Златоустом в Халкидоне, его ссылка в Кукуз, затем в Солунь, смерть в Команах и перевоз мощей святого в Константинополь.

Седьмой ярус западной стены согласно ярославской традиции иллюстрирует 6 картин «Песни Песней», на сей раз он дополнен пятью сценами из жития княгини Ольги.

Смелое новаторство проявил знаменщик в оформлении 12 больших окон церкви. На подоконниках он поместил вместо традиционного травного узора 12 овальных медальонов, где в пышных барочных рамах, напоминающих портретные, представлены ветхозаветные пророки. В арках окон размещены изображения знаменитых богородичных икон, поддерживаемых летящими ангелами. На южной стене это иконы Толгская, Федоровская, Тихвинская и Троеручица, на западной — Казанская, Донская, Ярославская и Иерусалимская, на северной — Корсунская, Знамение, Смоленская и Владимирская. В арках входных порталов помещены композиции: южной — «Недреманое око», западной — «Троица Ветхозаветная», северной — «Положение во гроб».

В конхе центрального алтаря помещен сюжет «О тебе радуется», в верхнем регистре апсиды изображения на литургические темы, захватывающие и часть западной стены, а в нижнем — вселенские святители. На западной стене над порталом — композиция «Достойно есть». В боковых частях алтаря изображения расположены следующим образом: в конхе жертвенника «Се агнец», на своде «Похвала Богоматери», на стене житийный цикл неизвестного преподобного из 10 сцен и архидиаконы, на западной ее стороне — «Неопалимая купина», при выходе из жертвенника в главный алтарь «Кирилл и Афанасий Александрийские» и «Видение Ефрема Сирина о раздроблении просфор», диаконник расписан изображениями преподобных.

В северном Зачатьевском приделе изображение в конхе утрачено, на стенах фигуры ростовских и вселенских святителей. На паперти церкви расписаны только наружные стены четверика храма. В тимпанах западной паперти сцена Страшного Суда в виде отделения овец от козлищ, а также «Сошествие во ад» и «Суд над Христом», по сторонам портала ангелы, охраняющие вход. На южной паперти — «Собор апостолов» и «Обретение Казанской иконы». На северной — «БогоматерьТолгская» (над порталом) и «Ярославские чудотворцы». На паперти церкви находятся белокаменные резные надгробия членов семьи храмоздателей Неждановских, захороненных здесь в XVII в.

Пятиярусный иконостас Златоустовской церкви конца XVII — начала XVIII вв. принадлежит к числу шедевров ярославского декоративного искусства. Резьба выполнена в формах, переходящих в круглую скульптуру. Орнамент состоит из виноградной лозы и цветочных гирлянд. Особенно красивы царские врата, в резьбе которых использован мотив цветущего подсолнечника. Большинство икон в иконостасе написаны в XVII — XVIII вв. Некоторые иконы местного ряда исполнены знаменитым изографом Семеном Спиридоновым Холмогорцем.

Церковь закрыта в 1935.

В 1992 передана Русской Православной Старообрядческой церкви.

ГОДЕНОВО ПЕРЕСЛАВЛЬ ЗАЛЕССКИЙ

Продолжительность 1 день Транспорт: автобус

Отъезд из Москвы утром (в 7 час. 30 мин.)

Прибытие в с.Годеново (около 12 час.)

Посещение Храма святителя Иоанна Златоуста в с.Годеново Переславского района Ярославской обл. и поклонениечудотворному Кресту исцеляющему, явленному в ХV веке.

Прибытие в Переславль-Залесский.

Посещение Свято-Никитского мужского монастыря (Святыемощи и Святые вериги прп.Никиты Столпника).

Омовение в Святом источнике прп.Никиты Столпника

(по благословению все желающие, пешком от дороги до источника — 1 км).

Посещение Свято-Никольского женского монастыря

(Святыемощисв.блг.кн.Андрея Смоленского и прп.Корнилия Переяславского).

В г.Москву отправление после 17 час.

В зависимости от наличия времени и решения технических проблем возможно внесение изменений и дополнений в график маршрута, в частности, возможно посещение:

î Спасо-Преображенского Собора в г.Переславле Залесском(12 век);

î Горице-Успенского монастыря в г. Переславле Залесском;

î Троице-Данилова мужского монастыря (Святые мощи преподобного Даниила Переяславского).

î д.Антушково — Никольский погост. Место явления чудотворного Нерукотворного Креста Господня. Мужской монастырь во имя Сошествия Креста Господня (Восстановлен в середине 1990-х годов трудами игумена Бориса Храмцова). Экскурсия. Крестовоздвиженский храм (2004 г.). Деревянная Никольская церковь (2006 г.).

î Святого источника «Барский колодец”, Церковь Спаса Нерукотворного в с.Мураново.

î Святого источника «Гремячий” прп.Сергия Радонежского у д.Взгляднево.

î Святого источника в п.Радонеже прп.Сергия Радонежского

î Места явления чудотворного Нерукотворного Креста в д.Антушково.

Прибытие в Москву(19-20 часов, возможна задержка).

Храм во имя святителя Иоанна Златоуста расположен в Годеново, в около 15 км. от города Петровска. В настоящее время церковь является подворьем Переславле-Залесского Никольского монастыря. Храм, возведенный в 1794 г. ни разу не закрывался. В результате, в нем можно увидеть старинные росписи начала ХIХ в. и иконостас того же времени. Но знаменит храм тем, что в нем хранится великая святыня — Животворящий Крест Господень, чудесным образом обретенный много веков назад на Ярославской земле. Сюда данный крест был тайно, ночью перенесён в 1933 году из Крестовоздвиженской церкви Никольского Погоста. Место очень популярное о чем свидетельствует неиссякаемый к нему поток паломников из различных уголков страны, говорят об огромных очередях из желающих приложиться к святыни. Зная это, мы заранее спланировали приезд в вечернее время, и действительно очередей уже не было. Благо, открыта церковь до 20:00. Крест находится в левом приделе церкви под охраной казака, за стеклом, только внизу есть небольшое окошко для желающих приложиться к святыне. Судя по всему, это вызвано необходимостью поддерживать особый микроклимат, ведь крест не так давно реставрировался. Удивительное место с развитой инфраструктурой: красивая, хорошо отреставрированная белокаменная церковь, ухоженная территория, огромная парковка, есть кафе, туалеты и др. Приятно просто прогуляться вокруг. Дорога после поворота с Ярославского шоссе оставляет желать лучшего — сплошные ямы и колдобины. Учитывая огромное количество паломников, едущих поклониться святыне, странно что до сих пор не отремонтировали дорогу. Обязательно рекомендую посетить это удивительное место, не пожалеете. На обратном пути советую остановиться у огромного оз. Рюмниково. С берега открываются отличные виды. Судя по всему это место довольно популярно.…

Город Ярославль и его окрестности богаты на красивые монастыри и храмы, среди которых находится знаменитый, величавый храм святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново. Село почти заброшено, но сюда приезжает много православных паломников, чтобы преклониться пред святым Распятием. Переславль — Залесский и другие святые места в округе, являются важной страницей в истории Российского государства, их становление неразрывно с развитием государства.

Храм святителя Иоанна Златоуста, село Годеново

История создания церкви

По древнему преданию явление Креста Господня верующим произошло на месте, где ранее было Сахотское болото. Чудо свершилось 29 мая (11 июня) в 1423 году, поблизости с Никольским кладбищем. Крест явился перед пастухами, шедшими по полю, он завис в воздухе, окруженный божественным светом, а впереди стоял образ Николая Чудотворца в руках с Евангелием. Свидетельства очевидцев явления божественного чуда сохранились в изданиях от 1874 года.

Рядом с селом Годеново располагался святой источник с маленькой часовней, вода из которого исцеляла многих людей от тяжких недугов. В 1794 году у источника возвели каменный, красивый храм в честь Святителя Иоанна Златоуста. Данная церковь, являлась и ныне является подворьем Свято-Никольского монастыря, который находится в Переславле Залесском.

Монашескую обитель начал возводить друг преподобного Сергия Радонежского Дмитрий Прилуцкий, в 1350 году. После смерти Димитрий был причислен к лику святых, в его житие имеет информация о том, что игумен Димитрий начал строить храм в честь Николая Чудотворца и окружил ее монастырем.

История Свято — Никольский монастыря была трудной. Обитель претерпевала многие беды, но каждый раз восстанавливалась заново:

  • в 1382 году обитель была разграблена и разрушена войском Тохтамыша;
  • в 1408 году монастырь сгорел;
  • в 1611 году обитель разграбили польские войска.

В 1613 году, после последнего нападения варварских войск, обитель начали вновь поднимать с колен. Со временем монастырь начал расширяться:

  • в 1680 году начали возводить летний собор в честь Николая Чудотворца;
  • 1748 год — строительство на территории надвратного храма в честь святых апостолов и Благовещенской церкви.

Интересно! Богоборческие времена не обошли обитель стороной, в 1923 году монастырь закрыли, и простоял он пустой долгие 70 лет.

В 1993 году монастырь открыл свои двери для монахов и паломников вновь. Обитель обрела мощи преподобного Корнилия Молчальника (святой долгие годы хранил обет молчания перед Господом) и мощи благоверного князя Андрея Смоленского в 2000 году по решению архиепископа Михея.

Интерьер храма Иоанна Златоуста в Годеново

В селе Годеново в 1997 году монастырю было отдано подворье с церковью Иоанна Златоуста. Храм был полуразрушенным, с опустевшей территорий.

Игуменья Свято-Никольского (ныне женского) монастыря матушка Евстолия приложила максимум усилий к устройству территории и храма Иоанна Златоуста. По ее благословению провели полную реставрацию здания церкви, провели отопление.

Статьи о святом Иоанне:

  • Житие Иоанна Златоуста Константинопольского
  • Икона святителя Иоанна Златоуста
  • День памяти святителя Иоанна Златоуста

В 2002 году к храму подвели асфальтированную дорогу, поэтому сейчас легко добраться до подворья на личном и экскурсионном транспорте.

Архитектурное описание

Здание церкви Иоанна Златоуста в Селе Годеново построено в распространенном стиле русского зодчества, с характерной для того времени шатровой колокольней, пятью куполами и четырехскатной кровлей.

Колокольня берет свое начало на здании трапезной. Такое решение не часто можно встретить в российских храмах, к тому же арки на колокольне не равны по ширине.

Внутреннее убранство храма разделено на два помещения: главный храм и придел во имя Боголюбской иконы Богоматери, где и находится главная святыня — Животворящий Крест Господень. Главный храм летний, в нем можно увидеть древние фрески и удивительные иконы.

Иконостас церкви Иоанна Златоуста в Годеново

Много чудес произошло на данной земле во времена строительства храма. Изначально здание церкви начали возводить не на самом болоте, а рядом из соображений удобства почвы. Но Господь не дал свершиться этой задумке и храм все-таки был построен на болоте, на месте явления Креста народу.

Интересно! Во время пожара прихожане кинулись внутрь церкви, чтобы спасти главную ценность храма — Крест Животворящий, хватились за него и не смогли сдвинуть с места. В результате пожара стены храма были уничтожены, а Крест остался целым.

Святыни храма

Главной, почитаемой во всем христианском мире святыней, хранящейся в стенах храма Иоанна Златоуста, является Животворящий Крест Господень. По прошениям паломников и настоятелей других храмов, уже изготовлено 12 копий Годеновского Креста и установлено в храмах России.

Во времена советской безбожной власти о святыне забыли, она находилась все 70 лет в заброшенном храме в Годеново и успела обветшать. Над Крестом в советские времена изрядно надругались. В 1990-х годах, после присвоения Годеновского храма в подворье Свято-Никольского монастыря слава Креста Животворящего была возобновлена, как и вера православная.

Реставрация и спасение святыни произошло в 2003 году в храме Иоанна Златоуста, Распятие не выносилось из церкви.

Животворящий Крест Господень в храме Иоанна Златоуста

Ежедневно к Кресту приезжают сотни паломников, для того чтобы поклониться, покаяться в грехах и попросить у господа помощи и покровительства в делах мирских.

История Животворящего Распятия удивительна и полна Божественных чудес:

  • Распятие осталось не тронутым огнем, когда в пожаре сгорел храм;
  • В 1920-е годы большевики пытались рубить его топором и пилить пилами, но Крест и здесь выстоял невредимым.

Уже более 600 лет святыня помогает людям, дарует паломникам духовную силу и исцеления от недугов телесных. О произошедших чудесах возле Распятия написана целая книга, и она не перестает пополняться свидетельствованиями о могущественной любви и силе Христа. Данное издание хранится в Годеновском храме.

Внимание! Книгу может прочитать любой желающий с разрешения настоятеля, в ней можно найти доказательства в виде прикрепленных медицинских документов, которые присылают исцеленные верующие со всех уголков страны.

Расписание богослужений

Церковь Иоанна Златоуста открыта с 7:30 до 20:00, в это время любой желающий может посетить данное место и поклониться Кресту.

Богослужения проходят ежедневно:

  • будни — 7:30 начало службы, акафист, 8:30 — исповедь, 9:00 — утренняя литургия;
  • воскресенье и праздники — 8:45 начало утренней службы, акафист, 9:30 — исповедь, 10:00 — утренняя литургия.

    Божественная литургия в храме Иоанна Златоуста

Поклониться и приложиться к Святому Распятию можно в любой час работы храма, ежедневно.

Престольные праздники

Праздники, отмечающиеся в подворье Иоанна Златоуста:

  • 11 июня праздник явления Животворящего Распятия;
  • 27 сентября — день воздвижения Честного Креста Господня.

Празднования в честь почитания Иоанна Златоуста:

  • 9 февраля — обретение мощей церковью;
  • 12 февраля — Собор Трех Святителей;
  • 27 сентября — преставление Святого Иоанна.

Местонахождение и контакты

Храм Иоанна Златоуста находится по адресу: Россия, Ярославская область, село Годеново.

Контактный телефон: 8 (962) 206 82 15 (звонить во все дни, кроме воскресенья).

Для сведения! Многие паломнические службы и экскурсионные бюро занимаются организацией поездок в Ярославскую область по святым местам, в том числе и к великой святыне.

Посетить церковь можно самостоятельно на личном автомобиле, дороги позволяют приезжать паломникам в храм в любое время года. Рядом с селом Годеново расположен старинный русский город Переславль-Залесский, заехав в него можно также посетить Свято-Никольский монастырь и другие святые православные места.

На общественном транспорте необходимо добраться до города Ярославля (из Москвы поезда ходят с Ярославского вокзала), от вокзала города Ярославля ходят автобусы до Годеново.

Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста в Годеново[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *