Как справиться с гневом

Многие люди, сталкиваясь с неприятностями и несправедливостью окружающих, вспыхивают, как факел. Они не знают, как контролировать свой гнев, чтобы не жалеть о выплеснутых негативных эмоциях. Как сдержать себя, когда родные и близкие становятся жертвами таких вспышек. Ответ на эти вопросы прост: не нужно сдерживать себя, гнев – естественное чувство. Просто надо научиться управлять им.

Для того чтобы научиться бороться с приступами гнева, необходимо понять сущность, причины и способы проявления этого чувства.

Гнев – это негативная реакция человека, направленная на несправедливость, обиду или неоправданные ожидания. Психологи считают его нормальным и адекватным проявлением личности.

Как справиться с гневом, как сдержать гнев и как бороться с гневом

Но естественным это чувство может быть только до тех пор, пока не причиняет вреда самому человеку и окружающим его людям. Если вспышки ярости случаются слишком часто, родные расходятся в страхе по разным комнатам, соседи стараются обойти стороной – надо бить тревогу, пора задуматься, как научиться контролировать свой гнев.

Причины гнева

Что может вывести человека из себя? Да что угодно. Это могут быть личные оскорбления, несправедливость, обман и другие моральные причины. Часто человек не может совладать с собой, когда что-то встает на пути к его заветной цели. Такая реакция может проявиться как у взрослых, так и у детей. Как часто маленькие дети проявляли свой гнев, когда родители запрещали им что-то.

Кроме того гнев может проявиться в результате цепочек негативного поведения, когда два человека, пытаясь доказать свою правоту, начинают оскорблять друг друга. Конфликт сопровождается угрозами, обвинениями и даже рукоприкладством. Часто конфликтующие стороны и не помнят, из-за чего произошел конфликт.

Психолог Паттерсон привел список вербальных моделей, способных привести к гневным вспышкам:

  • резкая критика;
  • настойчивые советы;
  • унизительные упреки;
  • резкое установление границ разговора («все хватит» или «не хочу больше тебя слышать»)
  • угрозы;
  • навешивание ярлыков (например, все женщины такие, а мужчины другие)
  • ненормативная реплика;
  • сарказм;
  • проклятия:
  • обвинения и др.

Кроме вербальных способов провоцирования гнева, люди могут воспользоваться мимикой, жестами или другими действиями.

Виды гнева

Выделяются два основных вида гнева: внешний и внутренний. Первый вид заключается в проявлении внешней агрессии, второй – во внутренних переживаниях человека, никак не проявляющихся физически.

Проявления гнева

Гнев человека проявляется в виде раздражительности. При этом в кровь выбрасывается адреналин, повышается давление и частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды. Этот процесс может сопровождаться покраснением лица, напряжением мышечного тонуса, выступанием вен. Если человек говорит во время вспышки гнева, его речь может быть сбивчивой и бессвязной. С возрастом большинство людей знает, как контролировать свой гнев или хотя бы скрыть его проявления.

Роль гнева

Как уже было сказано ранее, гнев – естественное чувство, иногда даже полезное в жизни человека. Он способен мобилизовать все силы человека, вывести его из зоны комфорта и спровоцировать на какую-либо деятельность. Главное знать, как выпустить гнев. В процессе эволюции гнев служил средством мобилизации и самозащиты. Сейчас, с развитием цивилизации роль гневных проявлений ослабла. Проявления среднего и повышенного уровня гнева и вовсе считается дурным тоном и дикарством. Хотя некоторые психологи до сих пор рассматривают его, как защитный инструмент. В физиологическом смысле, гнев вызывает прилив энергии и сил. Это происходит благодаря выбросу адреналина в кровь.

Как избавиться от гнева

В принципе, если ваш гнев носит умеренный характер, то избавляться от него не надо. Есть много способов безопасного проявления негативных эмоций. Каждый человек должен подобрать для себя такой индивидуальный способ.

Совет: для борьбы с гневом некоторым прекрасно помогает боксерская груша, крик в безлюдном месте, или плач в подушку.

Если же гнев доставляет много хлопот, можно обратиться за помощью к специалисту, чтобы он объяснил, как научиться управлять гневом.

Если чувство агрессии вышло из под контроля, оно стало причиной конфликтов на работе, в обществе и дома, тогда необходимо воспользоваться следующими советами и узнать, как сдержать гнев.

  1. Возьмите паузу. Если вы чувствуете, что волна гнева вот – вот накроет вас, проанализируйте, что вызвало это чувство. Сосчитайте до десяти и подумайте, как преодолеть гнев, накрывший вас. Ни в коем случае не стоит подавлять это чувство, ведь подавление в этом случае значит игнорирование проблемы. Заглушенное чувство ярости сейчас, может проявиться позже с удвоенной силой. Вы же не хотите этого?
  2. Признайте, что вы находитесь в гневе. Не пытайтесь убедить себя и окружающих, что все хорошо. Не скрывайте свои чувства, но и не проявляйте их слишком бурно. Исследования психологов показали, что слишком сдержанные люди не реже слишком агрессивных, подвержены риску развития сердечно – сосудистых заболеваний. Только тот, кто точно знает, как бороться с гневом, способен выйти из сложившейся ситуации достойно.
  3. Анализируйте свои эмоции. Задумайтесь, что вызвало ваш гнев. Может, при подробном анализе ситуации, вы обнаружите, что зря вспылили. Возможно собеседник, ставший причиной вашего гнев, вовсе не хотел вас обидеть. Подумайте о других людях и попытайтесь найти им оправдание. Поставьте себя на место обидчика. Представьте себе, что человек, подрезавший вас на дороге, спешит к своему больному ребенку, или везет рожающую жену в роддом. Возможно, вы бы сами так поступили, ведь первостепенно для нас благополучие нашей семьи. А может, проблема вовсе не в мужчине, который некорректно повел себя на дороге, а в вас? Может, это вы слишком медленно едите, вызывая гнев других автомобилистов?
  4. Выговоритесь. Не молчите в гневе. Постарайтесь спокойно объяснить объекту вашего гнева, что вас не устраивает. Не жалейте времени на объяснения. Говорите спокойно, но уверенно, тщательно подбирая нужные слова. Если причиной вашего гнева сал один из ваших домочадцев, постарайтесь откровенно донести до него, что определенные поступки, совершаемые им, приводят вас в гнев. Если же это посторонний человек, вежливо отреагируйте на его раздражающие действия, но не делайте обвиняющих замечаний. Это может лишь заставить оппонента занять оборонительную позицию и тем самым усугубить положение.
  5. Поговорите сами с собой. Это вполне действенный способ для подавления гнева. Бывают случаи, когда вы не можете высказать человеку, что вы злы на него. Вы же не скажите начальнику, что он вызвал ваш гнев, или, вернемся снова к подрезавшему вас водителю, которого и след простыл, максимум, что вы можете сделать – это крикнуть ему в вдогонку обидную фразу. В этих случаях, просто поговорите с собой, выговорите проблемную ситуацию и, возможно, со стороны она не покажется столь проблемной.
  6. Сделайте разминку. Многие люди на вопрос: «как вы справляетесь с плохим настроением» отвечают, что они идут в тренажерный зал и выпускают там пар. Попробуйте, может и вам эта методика поможет справиться с чувством гнева.

Тренинг «Как научиться сдерживать свой гнев»

Если вы все еще не знаете, как усмирить гнев, воспользуйтесь следующей методикой:

  • отвлекитесь от источника гнева;
  • умойтесь холодной водой;
  • смените обстановку;
  • запишите свой гнев на бумаге;
  • найдите смешное в сложившейся ситуации;
  • научитесь находить компромисс;
  • обратитесь за помощью к своим близким, так как сами вы не в силах подавить гнев.

Кроме всех вышеприведенных советов о том, как побороть и выплеснуть свой гнев, существуют общие рекомендации от врачей, относительно того, как подавить гнев.

Некоторые медики считают, что большинство проблем со здоровьем возникает из-за неправильного питания. Заметили, что голодного человека легче вывести из себя. Голод отключает способность сдерживать свои эмоции. Этот факт объясняется отсутствием хорошего серотонина в голодном организме, а за выработку этого вещества отвечают аминокислоты, поступающие в организм с пищей. Кроме того, доктора считают, что алкоголь является самым большим провокатором негативной эмоциональной возбудимости.

Расслабьтесь, сделайте себе приятное, примите ванну, побалуйте себя чем-то вкусным и вопрос, как снять гнев будет решен.

Больше информации по теме: http://chuvstvuju.ru

СТРАСТЬ ГНЕВА И СОСТОЯНИЕ АГРЕССИИ

Шеховцова Л.Ф.

    Обычно люди понимают гнев как некую эмоциональную напряженность, в результате которой человек начинает повышать голос, ругаться, оскорблять других, а иногда дело доходит и до драки. Выход из положения видится , как правило, такой: мол, терпи, сохраняй хладнокровие во всех жизненных ситуациях, улыбайся и не злись.

Как этого достичь? Как понимается страсть и гнев в православной аскетике и как его преодолеть?

    Святоотеческое понимание гнева

В православной аскетике отношение к состоянию гнева более серьезное. Гнев всеми аскетами относится к числу особенно губительных пороков, поскольку он оказывает крайне гибельное влияние на духовную жизнь человека. Кто опишет,- восклицал ,- св. Григорий Нисский,- как должно, страстные движения гнева? Какое слово изобразит неприличие такой болезни? Смотри, как в одержимых раздражением появляются те же припадки, что и в бесноватых… какая между ними разность? Налитые кровью и извращенные глаза бесноватых, язык, выговаривающий неясно, произношение грубое, голос пронзительный и прерывистый — вот общие действия и раздражения и беса; потрясение головы, исступленные движения рук, содрогание всего тела, не стоящие на месте ноги, — в подобных сим чертах одно описание двух болезней.

    Гневливый человек, мучаясь сам, отравляет жизнь окружающих. Злоба или другая страсть какая, поселяясь в сердце, стремится – по непременному закону зла – излиться наружу. Оттого обыкновенно говорят о злом или разгневанном человеке, что он выместил свою злобу на том-то или выместил гнев свой на том-то. В том и беда от зла, что оно не остается только в сердце, а силится распространиться вовне. Из этого уже видно, что виновник зла сам велик и имеет обширную область, в которой он царствует.

    Мир весь во зле лежит (1Ин.5,19). Как пары или газы, во множестве скопившись в запертом месте, усиливаются извергнуться вон, так страсти, как дыхание духа злобы, наполнивши сердце человеческое, также стремятся из одного человека разлиться на других и заразить своим смрадом души других. Подтверждение этих слов преп. Иоанна Кронштадтского можно без труда найти в современном мире.

    Таким образом, никакой легкости и поверхности в преодолении и борьбе со страстью гнева быть не может.

    Гнев в православной аскетике относится к 8 смертным грехам и является страстью. Преподобный Никита Стифат поясняет разницу между страстью и грехом следующим образом: страсть в душе движется, а делание греховное телом видимо совершается. Т.е. страстью называется какой-либо грех, если он повторяется часто и таится в душе долгое время. Слово “страсть”, как легко видеть, происходит от глагола “страдать” и обозначает внутреннюю болезнь…

    Причины гнева.

Всем известно, что когда человек охвачен гневом, он не в состоянии дать себе адекватную оценку. Но когда он успокоится, тогда может рассудить о том, что явилось причиной его гневной реакции. Но зачастую бывает так, что человек и успокаивается, и понимает, что гневался, но не может разобраться, какова же была истинная причина.

    Психологической основой гнева, по мнению св. Феофана Затворника является самолюбие, или возношение , по пр. Иоанну Лествичнику , Гнев вызывается различными внешними препятствиями, которые встречаются человеку на пути осуществления его личных целей, когда его воля приходит в столкновение с другой, не подчиняющейся ей, волей, когда человек встречает, мнимо или действительно, несправедливое к себе отношение других людей.

    Внешних причин гнева может быть достаточно много и гнев проявляется часто в обычных малозначимых ситуациях. Отметим, что первой ошибкой в решении этого вопроса является то, что практически все люди считают, что причиною их гнева являются не они сами, а другие люди или обстоятельства. На чем строится такое убеждение? Дело в том, что гнев или любая другая эмоциональная реакция возникает, как правило, на чьи-либо действия.

    Вот, например, иной сидит у себя в комнате за делом, чувствуя себя в тихом, спокойном расположении духа. Приходит к нему посетитель: начинает разговор, возникнут спор, противоречия, и он приходит в яростный гнев. Что же, уже ли посетитель так и принес к нему страсть гнева? Нет, посетитель своим приходом только изобличил в нем тайную страсть. Иногда , сдержав свой гнев в одной ситуации, мы выплескиваем его в другой- замещаем, в другой ситуации человек разряжает таким образом свое внутреннее напряжение , накопленный или сдержанный гнев.

     Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете .В качестве основной, существенной черты аффекта гнева в аскетической письменности выдвигается стремление отомстить обидчику, желание зла огорчившему.

    Гневливость, по мнению св.Григория Богослова, это желание мщения- если оно устремлено наружу, то это – гнев, а если остается внутри, то- злопамятство.

    В учении Самого Христа Спасителя изображены разные степени развития гнева, причем осуждению подлежит не только крайняя ненависть, но даже бранные слова в адрес другого человека, т.е. стремление унизить его (Мф.5, 21-22).

    Св. Иоанн Дамаскин различал три вида гнева: вспыльчивость, злобу и мстительность; другие отцы различали гнев, ярость, досаду.

Как бороться с гневом и управлять им

Внешне гнев обнаруживается в словах, действиях и поступках, движимых ненавистью, и по своим тенденциям и последствиям оказывается явлением разрушительным. Его внутреннее свойство соответствует внешнему проявлению, являясь, по выражению свт. Василия Великого, "внутреннею бурей смятенного духа", или, по определению Евагрия, "кратковременным бешенством". Страсть гнева, как описывает ее св. Василий Великий, как скоро отринет внушения рассудка и овладеет душою, делает человека зверем. В религиозно-нравственном отношении господство в человеке гнева свидетельствует вообще о недостатке в нем любви к Богу и ближнему, и в частности исключает возможность присутствия в его душе терпения, кротости, смиренномудрия, милосердия, и не позволяет человеку совершать молитвенный подвиг.

    Похоть и гнев – принадлежности не естества, а следствия испорченности его. Побеждающий их не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин, говорил свт Феофан Затворник.

В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И ПРАКТИКЕ чаще говорят не о гневе, об агрессии.

В психологии выделяется агрессивность как личностное свойство, обуславливающее деструктивный, разрушительный тип поведения и агрессия – как состояние возбужденности нервной системы, связанное в том числе и с особенностями темперамента и проявляющееся в эмоциях гнева, нетерпения, раздражительности, злости. Корни гнева и агрессии могут находиться в различных психологических проблемах человека, в частности – в неуверенности.

    При работе с агрессивными личностями следует, прежде всего, выявить причину такого поведения.

Отличие ГНЕВА ОТ АГРЕССИИ

    Мы попытались выяснить, есть ли что-то общее в представлениях о гневе у святых отцов и представлениях об агрессии у психологов Общее и в святоотеческой литературе состояние гнева и в психологической литературе агрессия как насильственные действия с нравственной позиции оцениваются негативно. Встречается и нейтральная (вне этики) оценка этого состояния. В святоотеческой литературе- это страстная сила рвения (усердия)-тимос, а в психологии это представления об уровне активации нервной системы, что часто называют «нормальной агрессией» — биологически целесообразной возбужденностью нервной системы. То, что святые отцы говорят о «неразумной страсти гнева», проявляющейся в поведения человека, вероятно, соответствует такому уровню агрессии- характеристикам насилия и нападения в поведении человека.

    Недостаток любви к Богу и ближнему, выражающийся в отсутствии терпимости, кротости, милосердия, соответствует уровню личностной агрессивности- предпочтению использования насильственных средств для достижения своих целей.

    Есть ли РАЗЛИЧИЯ понятий «гнева» и «агрессии»? Все –таки наиболее традиционно термин «агрессия» означает некоторый вид поведения, физического либо символического, которое мотивировано намерением причинить вред кому-то другому т.е. есть цель: причинить ущерб другому лицу. Напротив, гнев вовсе не обязательно имеет какую-то конкретную цель, но означает определенное эмоциональное состояние. Это состояние в значительной степени сопровождается внутренними физиологическими реакциями и непроизвольной эмоциональной экспрессией в неблагоприятных ситуациях : моторными реакциями ( сжатые зубы и губы, кулаки), выражениями лица (расширенные ноздри и нахмуренные брови) и так далее.

Определенную роль, вероятно, играют также возникающие при этом мысли и воспоминания. Все эти сенсорные потоки комбинируются в сознании личности в переживание гнева. Но из каких бы составляющих ни складывалось это эмоциональное состояние, оно не направленно на достижение цели и не служит реализацией конкретного намерения в той или иной конкретной ситуации.

    Важно отметить то, что гнев как эмоциональное состояние не «запускает» непосредственно и обязательно агрессию, но обычно только сопровождает или побуждает к нападению на жертву. Однако эмоциональное переживание и агрессивное поведение не всегда выступают вместе. Иногда люди стремятся причинить ущерб другим людям более или менее импульсивно, не отдавая себе сознательного отчета в собственном состоянии гнева.

    Традиционные правила этики не допускают открытого проявления агрессии и гнева. Подавление агрессии начинается с воспитания -родительского требования говорить тише, не возражать, не спорить, не кричать или не мешать.

     Когда агрессия блокируется или подавляется , люди вступают в искаженную реальность, нечестные отношения друг к другу. Агрессивные чувства, для сознательного выражения которых в ходе обычных взаимоотношений устанавливается запрет, внезапно проявляются иным образом в активной и неконтролируемой форме. Когда же аккумулированные и запрятанные внутрь чувства обиды и враждебности прорываются наружу, предполагавшаяся «гармония» отношений внезапно нарушается.

Используемая литература:

Ирофей Влахос, митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2004г., стр.248
Св. Феофан Затворник Советы православному христианину. М. 1994
Феофан Затворник, свт. Страсти и борьба с ними. М., 2003г., стр.102 
Св. Феофан Затворник Путь ко спасению М. 1908
Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб-М; 2001г. стр.401
Иоанн Лествичник, преп. Лествица. М.; 1999г., стр.192

Ибо гнев человека не творит правды Божией.

Правда есть свойство души, воздающее каждому должное, а. гнев губит и разумных (Притч. 15, 1). Как же гнев, силою своей помрачая ум, составит добродетель, которая рассудительно воздает каждому должное?

Как бороться с гневом и управлять им

<…>

Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

Сказав нечистоту, апостол прибавляет остаток злобы, желая внушить, что если бы кто&#8209;нибудь и часто впадал в нечистоту, скорее отставал бы от нее, дабы, оставаясь в ней, не дать злу усилиться через привычку, ибо совершаемое нами часто и в обилии становится обыкновенно как бы природой, получая свойство природы. В кротости, сказал апостол, имея в виду учительное слово, которое не принимается среди шума и возмущения; а насаждаемое называет он то слово, по которому мы явились на свет разумными и способными различать добро и зло.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале. Он посмотрел на себя, отошел – и тотчас забыл, каков он.

Под рассматриванием природных черт апостол имеет в виду познание человеком самого себя через слово – закон. Ибо через закон мы узнаем, какими явились мы на свет, и уразумеваем, в какое состояние перерождает нас духовный закон в святом крещении. Потом, не пребывая в таком созерцании, через деятельность мы забываем о полученном даре духовном. Ибо кто предается злым делам, тот не помнит, чем его облагодетельствовал Бог. Ибо если бы помнил, что он рожден свыше, оправдан и причислен к сынам Божиим, то не предавался бы делам, отвергающим дарованную благодать.

От обыкновенного зеркала апостол переводит речь к зеркалу мысленному, ничего не выведя из представленного в кратких словах примера. Ему надлежало бы сказать так: «Кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему лицо свое в зеркале. Как этот посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он, так и тот, усмотрев из закона Моисеева, для чего он сотворен, а именно: для славы Божией и для жизни по образу создавшего его Бога, – ничего из виденного не исполнил, но поступил точно так же, как и смотревшийся в зеркало: ему следовало воспользоваться виденным, а он, как и тот, не воспользовался». И не без цели апостол умалчивает нечто: он сосредоточивает слушателя и напрягает его слушать это не между делом. Ибо блаженны не такие слушатели, но соединяющие со слушанием дело. И фарисеи были слушателями, но поскольку они не были исполнителями, то и не блаженны они.

Обманывающие самих себя – значит ни во что ставящие собственное свое спасение.

Он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. К слышанию прибавил апостол забвение, потому что для душевного спасения недостаточно одного слышания слова, но слышание должно быть еще подтверждено исполнением.

Святые отцы о гневе

 

Преподобный авва Исаия:

Горе людям, которые наносят ближнему оскорбления и бесчестия, ибо они не знают блаженства любви.

Святитель Димитрий Ростовский:

Бог предусмотрительно создал пчелиную матку не имеющей жала: если бы имела она его, всех бы умерщвляла. Это пример начальствующим: ибо начальствующему совсем не следует предаваться слепому, беспамятному гневу и ярости, чтобы не умерщвлял он всех, повинующихся ему, своим яростным нападением. Итак, побеждай благим злое, а не злым злое, ибо как огня не погасишь огнем, но только водой, так и ярости ты не сможешь победить яростью, но преодолеешь ее кротостью и долготерпением.

Кто, в злопамятстве и беспамятстве гневаясь, совершил что либо благое? Кто, не имея кротости и долготерпения, показал какую-либо совершенную добродетель или победу? Никто! Ибо и апостолы, если бы неразумно раздражались и гневались на согрешающих, никого не наставили бы на путь спасения, никого не привлекли бы ко Христу. Хотя иногда они и ожесточались на согрешающих, однако не с яростью и не гневаясь без памяти, но благоразумно и с долготерпением, молясь Богу о согрешающих, их исправляли и наставляли.

 

Преп. Ефрем Сирин:

Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога.

Гневающийся… убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве…

Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен.

 Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть.

Святитель Василий Великий:

Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого.

Святитель Григорий Богослов:

Гнев — опасный советник, что предпринято в гневе, никогда не бывает благоразумно.

Святитель Иоанн Златоуст:

«Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать.

Гнев — сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека неприятным на вид и постыдным.

Если ты скажешь оскорбительное слово, если оскорбишь брата, то огорчишь не его, а Духа Святого.

Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому».

 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин:

Как нет ничего выше любви, так, напротив, нет ничего хуже ярости и гнева. Лучше пренебречь полезным и необходимым, чтобы избежать гнева. Так же как лучше принимать и переносить все неприятное, чтобы сохранить спокойствие любви и мира, потому что нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви.

Как бороться с гневом и раздражительностью — православие

(Авва Иосиф).

 

Святитель Тихон Задонский:

Как гнев, так и злоба рождаются от безмерного самолюбия. Ибо самолюбец во всем ищет своей корысти, славы и чести. А если видит препятствие в чем-нибудь своему намерению и желанию, тем смущается, огорчается и гневается на того, кто творит препятствие. И потому старается помочь делу гневом, то есть отомстить, что свойственно злобе».

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов):

Будучи землей, я вместе с тем и лишен владения этой землей: похищают ее у меня различные страсти, в особенности… лютый гнев, я лишен всей власти кротости над собой. Кротость возвращает мне эту власть.

 

Святитель Тихон Задонский:

Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелит Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. "Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу" (Еф. 4, 26-27), говорит апостол. Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся.

 

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Если попустишь сердцу твоему ожесточиться злопамятством и оправдаешь твой гнев гордостью, то отвратится от тебя Господь Бог твой и будешь предан на попрание сатане.

 

Авва Исаия:

 Имеется естественный гнев, без которого невозможно приобрести чистоту: невозможно приобрести ее, если не будем гневаться на все, всеваемое в нас врагом. Этот гнев грех заменил в нас гневом на ближних по самым ничтожным, ничего не значащим поводам.

 

Святитель Иоанн Златоуст:

Потому ты и оскорбляешь, что сам ты ничто: человеку не свойственно наносить оскорбления.

В том и благородство, в том и свобода, чтобы никому не говорить ничего унизительного, хотя бы иной и был достоин этого.

Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов — вот польза гнева, для этого Бог и вложил его в нас.

Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу.

 

Святитель Василий Великий:

Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами Всевидящего Бога.

 

Преподобный Ефрем Сирин:

Если увидишь лежащую змею — бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце.

 

Святитель Иоанн Златоуст:

Чтобы с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса.

Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость.

 

Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь кротким и смиренным… извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но и для врага, наставляя его (примером) быть добрым.

Всегда сохраняя себя от гнева, мы уподобимся Богу.

 

Преподобный Нил Синайский:

Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться.

 

Святитель Тихон Задонский:

«Не нужно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешься, человек, на зеркало, которое отражает недостатки лица твоего. За что же гневаться на проповедника, указывающего на твои грехи?

Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются».

 

Преподобный Ефрем Сирин:

Гневающийся на ближнего да примирится с ним, чтобы примирился с ним прогневанный праведный Судия.

 

Святитель Иоанн Златоуст:

В этом-то (примирении) и состоит исцеление душ и ран наших, в этом — самый лучший путь угождения Богу, в этом — самое верное отличие боголюбивой души, когда мы все исполняем ради закона Господня и не поддаемся неблагородным мыслям, но становимся выше страстей, представляя себе благодеяния, ежедневно оказываемые нам Богом.

 

Преподобный Исидор Пелусиот:

Примирение нас друг с другом всего вожделеннее для Бога Слова. Ибо Тот, Кто примирил небесное с земным, прекращает и наши вражды, не позволяя возникнуть им, а возникшее исторгая с корнем.

 

Святитель Иоанн Златоуст:

Если ты примиришься здесь, то избавишься от суда там…

 

 

 

 

 

 

     

Назад к списку

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *