Поделиться

Надвратный храм во имя
иконы Иверской Божьей Матери

Фото: Сіверян

Глинская пустынь – небольшой монастырь в Сумской области Украины. Стоит она возле соснового бора, тянущегося несколько километров до границы с Россией. В шестнадцатом веке на одной из сосен местным пчеловодам явилась икона Рождества Богородицы. С той поры здесь поселились иноки. Своё название обитель получила по фамилии князей Глинских, которые владели этой местностью.

Находясь на пограничье двух православных народов, в разные годы монастырь принадлежал то к Киевской митрополии, то к Курской епархии. В числе его благотворителей и гетман Иван Мазепа, и князь Александр Меньшиков, и цари династии Романовых. Но вошел он историю не благодаря именитым почитателям или уникальному архитектурному ансамблю.

Практически все храмы и здания монастыря были уничтожены в советские годы, и сейчас только отчасти воссозданы заново. Тем не менее, наследие Глинской пустыни живёт. Оно хорошо известно по всему православному миру и востребовано. А всё потому, что имеет не материальный характер. В девятнадцатом и двадцатом веках Глинская пустынь была одним из центров православного старчества.

Старчество – традиция духовного руководства, когда опытные монахи, просвещённые Божественной благодатью, занимаются наставлением неопытных. Руководство касается всех аспектов жизни, но прежде всего внутреннего состояния человека. Послушник открывает старцу все свои помыслы и движения души. Старец же, проверяя свои суждения молитвой и евангельскими заповедями, лечит греховные наклонности послушника, даёт советы и помогает избежать ошибок на пути ко спасению.

Глинская пустынь стала первой обителью на Руси, где старчество было официально утверждено монастырским уставом. Устав этот составил по образцу монастырей Святой горы Афон преподобный архимандрит Филарет в 1821 году. Все монахи, поступающие в пустынь, находились в послушании у старцев. Значительную часть суток братия проводила за богослужением. При этом каждый исполнял еще и келейное молитвенное правило. Высота жизни в обители уже скоро стала известна по всей Российской Империи. Церковное начальство специально выбирало глинских монахов на настоятельские должности в другие монастыри. Общественное мнение ставило Глинскую пустынь на один уровень с Валаамом и Оптиной.

Образ жизни глинских подвижников воскрешает в памяти древние сказания о святых отцах Египта, Палестины, Киево-Печерской лавры. Преподобный Феодот провёл в обители семьдесят лет и всё это время постелью ему служила куча угля на кухне, где он выполнял тяжёлую физическую работу. Преподобный Мартирий, работавший на мельнице по многу дней обходился без еды и ночи напролёт клал поклоны. Только чтобы скрыть свои суровые подвиги он, на правах мельника, иногда созывал братию на блины.

Отмечено множество случаев, когда глинские старцы могли провидеть будущее, знали сокровенное, а по их молитвам совершались исцеления. Преподобный Филарет, с которого начался расцвет обители, духовными очами видел, как возносится на небо душа святого Серафима Саровского. День в день он рассказал об этом братии.

В годы коммунистических гонений на веру Глинской пустыни было суждено стать островом, где сохранялись древние монашеские установления, посреди моря безбожия. В двадцатые годы обитель была совершенно разорена, но вновь открылась во время войны в сорок втором году. Почти сразу же сюда вернулись изгнанные монахи, и возродилось старчество. Многие из них уже были исповедниками, пройдя за свою веру лагеря, пытки и ссылки. Тысячи верующих потянулись в монастырь за духовным советом и утешением.

Увы, с наступлением хрущёвских гонений, Глинская пустынь была закрыта во второй раз. Часть подвижников ушла Грузию вслед за старцем Зиновием Мажугой. Преподобный Зиновий стал митрополитом Грузинской Православной Церкви и наставником будущего патриарха Илии. Часть братии ушла в другие обители России, Украины и Беларуси.

Старая Глинская пустынь словно растворилась. Но благодаря этому, лучшее, что было в глинской традиции, стало доступно для всех. Верой и правдой служат Церкви духовные чада глинских старцев. Жития и поучения глинских подвижников, собранные архимандритом Иоанном Масловым, стали настольной книгой современного монашества. Монахи возрождённой Глинской пустыни стараются жизнью соответствовать святости своих великих предшественников.

ГЛИНСКАЯ ПУСТЫНЬ. ГЛУХОВ.

Выезд со Свято-Никольского монастыря, г. Запорожья, Космический мкрн. пятница, 4 августа, 23:00. сбор группы в 22:30.

1-й день. Суббота. 5 августа.

ЭКСКУРСИЯ ПО ГЛУХОВУ:

Трех-Анастасиевский собор. Старинный храм святых трех Анастасий в Глухове основан в XVIII в. гетманом И. Скоропадским как домовая церковь на территории гетманской усадьбы. Назван в честь его жены Анастасии. Возрожден в 1884-93 гг. на средства семьи сахарозаводчиков Терещенко, став их родовой усыпальницей. Напоминает формами Владимирский собор в Киеве, который также строился при участи семьи Терещенко.

Свято-Никольский собор. Является самым древним зданием Глухова, одним из ярчайших архитектурных произведений в стиле украинского возрождения конца ХVІІ ст. К тому же, это единственный из многочисленных храмов, построенных выдающимся зодчим Матвеем Єфимовим, который сохранился до наших дней. Построена на месте одноименной деревянной церкви 8 февраля 1695 г. . Заказчиком был Василий Федорович Ялоцкий − тогдашний глуховский сотник. На протяжении всего ХVІІІ ст. Николаевская церковь была главным храмом города.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Чернечі джерела. Недалеко от бывшего Петропавловского монастыря его настоятелем свт. Димитрием Ростовским была выкопана криница, сохранившаяся до наших дней — ее так и называют Димитровской. С этим источником связаны многие случаи исцеления. У паломников будет возможность окунуться в святом источнике. Переезд в Глинскую пустынь.

ГЛИНСКАЯ ПУСТЫНЬ. Мужской монастырь Святого Рождества Богородицы Глинская пустынь.

По преданию, Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI века на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Глинская пустынь свое название получила потому, что располагалась на землях князей Глинских – одной из жен царя Иоанна Грозного.

СВЯТЫНИ: В 1999 г. в дар монастырю передана старинная точная копия чудотворной Глинской иконы Божией Матери (1846), в 2006 г. в обитель возвращена другая ее чтимая святыня — старинный образ Нерукотворного Спаса (с 1961 г. монашествующие берегли его за пределами пустыни). В 1990-х гг. в монастыре обретены мощи прп. Серафима (Амелина). В 2006 г. обретены мощи прп. Филарета (Данилевского) и прп. Феодота (Левченко); в 2007 г. обретены мощи прп. Архиппа (Шестакова); к моменту прославления Собора свв. Глинских (2008) обретены также мощи прп. Макария (Шарова); в 2009 г. на Михайловском кладбище Сухуми обретены и перенесены в Глинскую пустынь мощи прп. Серафима (Романцова). В 2005–2007 гг. обнаружены также могилы прп. Илиодора (Голованицкого), прп. Иннокентия (Степанова), прп. Иоанникия (Гомолко).

Поселение в монастырской гостинице. Вечерняя служба. Ужин. Ночлег.

2-й день. Воскресенье. 5 августа.

Божественная литургия. Обед. Переезд в г. Путивль.

Свято — Молчанский женский монастырь. В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной. Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив ее в монастырь.

СВЯТЫНЯ: «Молчанская» икона Божией Матери. Явилась 18 сентября 1405 года на болоте Молче недалеко от Путивля. Первоначально находилась в Молченской Софрониевой пустыни, а в 1605 году, вероятно 24 апреля, была перенесена в Путивльский Молченский монастырь.

Софрониево — Молченская Печерская пустынь Рождества Пресвятой Богородицы. С.Новая Слобода. Существует предание об основании пустыни монахами Киево-Печерской Лавры, покинувшими Киев после разорения его монголо-татарами в 1240 году. По другим источникам, первыми монахами, ступившими на эту землю в ХІ ст., были «черноризцы» из Греции. На восточных склонах Чудной горы были вырыты пещеры, подобные знаменитым пещерам Киево-Печерской Лавры. Самые древние из них датируются ХІІІ-ХІV вв.

Возвращение в Запорожье в 22:00. Со стороны Правого берега.

Пожертвование 600 грн.

В стоимость входит: проезд+проживание+трапеза в монастыре.

Расположена Пустынь на правом берегу реки Обесты, недалеко от впадения ее в реку Клевень, на красивой равнине. Возникновение обители связано с явлением на этом месте чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы. Обретение иконы относится к началу первой половине ХVI столетия. В тот период эта местность входила в состав Крупецкой волости и была покрыта дремучим лесом, где пчеловоды ставили на деревьях ульи. Лес, в котором явилась икона, назывался «бортным ухожьем».

Обретение Чудотворного образа Богоматери происходило в дремучем лесу на одной из сосен пчеловодами, которую увидели сияющую чудесным светом. Из-под корня сосны, на которой было обретена икона Божией Матери, истекал источник целебной воды. К месту явления иконы стали стекаться множество людей. Один пустынножитель, имя которого осталось неизвестным, поселился около новоявленной иконы Божией Матери и построил часовню, в строении которой активно принимали участие иноки близлежащей Молченской Печерской пустыни, от чего чудотворная икона получила название «Пустынно-Глинская”. По окончании строительства часовни новоявленную икону Божией Матери сняли с вековой сосны и торжественно поставили в храме. На следующий день утром богомольцы увидели, что образ Богоматери не оказался в часовне. С великим страхом и трепетом иноки увидели икону снова находящуюся на том же месте, на сосне. Вторично настоятель приказал снять икону с сосны и поместить в храме. На следующее утро святыня снова промыслительно появилась на сосне. Тогда настоятель в третий раз не только приказал снять с дерева икону Богоматери и поставить ее в часовню, но и дерево повелел срубить. В конце ХVI столетия благочестивый житель Крупецкой волости Фома Милонов с товарищами построил здесь деревянную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Относительно названия пустыни «Глинская» существуют два различных мнения. Одни исследователи считали, что в этой местности горшечники добывали глину, другие, что происходит от фамилии князей Глинских. Наиболее достоверным является предположение, что название обители дано по фамилии известных князей Глинских, имевших поместья вблизи Пустыни, владевших этой местностью, потомков татарского хана Мамая.

Глинская Пустынь тесно связана с Путивльским Молченским Рождества Пресвятой Богородицы Печерским монастырем, основанным иноками Молченской Рождество-Богородицкой Печерской Пустыни, от которой получил свое название. В конце ХVI века, когда Молченская Пустынь пострадала от набегов татар, началось активное строительство Путивльского Молченского монастыря. В 1605 году, после разорения Молченской пустыни поляками, монахи этой обители оставили ее и переселились в Путивльский Молченский монастырь. С начала ХVI века и до 1648 года Глинская Пустынь накопила немалый духовный опыт пустынножительства, богатые духовные традиции. Путивльские иноки владели угодьями Глинской Пустыни с 1643 года, но более 40 лет не совершали в этой обители Богослужений. В начале ХVIII века в Глинской обители укрепилось материальное благосостояние. Пустынь владела многими землями, имела богатое монастырское хозяйство, в котором подвизались множество иноков. Духовная жизнь в Глинской Пустыни возрастала и привлекала множество богомольцев. Видя подъем духа братии этой обители, они стремились помочь ей в строительстве нового каменного храма. В мае 1781 года двухэтажная каменная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Николая была освящена.

В храме Глинской Пустыни и его приделах иконостасы были деревянные, резные, позолоченные, иконы украшены серебряными ризами и венцами, половина церковных сосудов также были серебряными. Посреди храма Рождества Пресвятой Богородицы и Николаевского придела помещались паникадила. В конце ХVIII и начале XIX вв. соборный храм с приделами и колокольня были покрыты черным сибирским железом. Во владении Глинской Пустыни рос лес строевой и дровяной. К строевому лесу относились дуб, береза, клен, сосна, который был пригоден «для строевого и корабельного поделия». Вдоль сенных покосов — лес ореховый, ольховый, лозовый и ракитовый. В лесах водились медведи, волки, лисы, горностаи, лоси, дикие козы, зайцы, белки. На пахотных землях сеяли рожь, овес, гречиху. Землями Глинской Пустыни пользовались иноки и черкасы — вольные крестьяне, жившие в принадлежавшей обители слободке Шутовке. Крестьяне занимались хлебопашеством, женщины, кроме полевой работы, пряли лен, шерсть, поскань, ткали холсты и сукно для своего обихода и на продажу. Рядом с Пустынью иноками был устроен пруд, в котором поставили мучную мельницу. Обитель по-прежнему владела рыбным хозяйством: в реке и заливах иноки и крестьяне ловили судаков, лещей, головлей, а в озере — щук, окуней, плотву, ершей. Близ пустыни была устроена пасека. Кроме меда здесь собирали воск для изготовления свечей. Более того, за период 1764-1785 гг. иноки во главе с настоятелем благоустроили обитель: возвели первый каменный храм и обнесли пустынь с северной и восточной стороны каменной оградой, на углу которой была построена каменная башня, а в нем кладовая для хранения церковных денежных сборов. Кроме того, построили еще 4 новых здания.

В начале XIX века Глинскую Пустынь Святейший Синод использовал как духовную лечебницу, в которую направлялись для исправления виновных духовного сана и нередко посылались таковые, которые неисправимыми были в других монастырях. Одним из выдающихся подвижников XIX века Глинской Пустыни был игумен Филарет (Данилевский), настоятельствовавший обителью почти четверть века с 1817 по 1841 гг. Воспитанник Киево-Печерской Лавры и Софрониевой Пустыни, он духовно возрастал под руководством настоятеля Дальних Киево-Печерских пещер старца Трифиллия и настоятеля Софрониевой пустыни старца Феодосия (Маслова). За годы своего настоятельства Филарет преобразил Глинскую Пустынь духовно и внешне. Он постепенно ввел в обитель строгий общежительный устав по чину Святой Горы Афон, куда включались чин Богослужения, поминовений, порядок в трапезе, обязанности братии на послушаниях, келиях, обязанности настоятеля и старшей должностной братии; духовника, благочинного, ризничего, уставщика, казначея и других. Кроме молитвенного подвига и уставных особенностей Богослужения, Глинская Пустынь вносила свой вклад в духовное просвещение народа посредством строительства храмов. На средства благотворителя построил одноэтажный корпус, где помещалась просфорня и 6 келий, каменный корпус для столярной мастерской, маслобойню, два больших корпуса на гостинице, верхнюю часть монастырской ограды, въездные дальние ворота, а также перестроил деревянный иеромонашеский корпус на 16 келий.

В 1860 году каменная часовня Ближнего скита была обращена в теплый храм во имя святых праведных Иоакима и Анны. При храме была построена колокольня с шестью колоколами. В 1864 году была полностью завершена перестройка соборного храма, которую начал еще игумен Евстратий в 1852 году. Собор расширили за счет пристройки двух приделов. В нем были сохранены соразмерно высота храма, три престола: средний — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, южный — во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского и северный — во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси и мученицы царицы Александры. В 1874 году на средства благотворителя, киевского купца К.К. Ховалкина, началось строительство больничного корпуса в Глинской Пустыни для больных богомольцев и пристарелых монахов. В течение лета двухэтажный корпус больницы был возведен и покрыт листовым железом. Заведовал больницей назначаемый из числа братии инок-фельшер, который оказывал помощь больным под руководством врача, приглашаемого Пустынью из Путивля или Глухова. В годы русско-турецкой войны (1877-1878) в монастырской больнице был устроен лазарет для больных и раненных воинов. Щедро выделяла средства Глинская пустынь на нужды народного образования. Ежегодно с 1869 года обитель вносила на содержание духовных учебных заведений Курской епархии по 300 рублей серебром. К концу XIX столетия Глинская Пустынь ежегодно принимала до 45 тысяч богомольцев, а в начале XX — свыше 60 тысяч. Они размещались в монастырской странноприимнице, бесплатно пользовались жильем, монастырской трапезой, лекарствами, одеждой, обувью, а иногда получали и денежную помощь. В период неурожая в 1891-1892 гг. Глинская Пустынь щедро оказывала помощь крестьянам хлебом и деньгами. С 1891 года Глинская Пустынь издавала духовно-нравственную литературу: «Глинские Богородицкие книжки», «Солнце», «Покайтеся», «Приготовьтесь ко сретению Жениха», «Поучительные примеры из жития святого Нифонта», «Как спасся блаженный Досифей» и много других назидательных книг и проповедей. В 1908 году обитель стала инициатором миссионерской деятельности в Курской епархии. В целях укрепления устоев православной духовной и нравственной жизни в стенах обители открылся миссионерский кружок во имя святого апостола Иоанна Богослова. Все члены кружка освобождались от монастырских послушаний. Они занимались исключительно изучением Священного Писания в целях борьбы с сектантскими лжеучениями. Самое деятельное участие обитель принимала в оказании помощи армии и народу во время войны с Германией в 1914-1918 гг. На защиту Отечества из Глинской Пустыни было отправлено 75 послушников. Также в Пустыни был устроен лазарет для больных и раненных воинов на 20 человек.

С приходом советской власти все изменилось в обители. В начале власть отобрала часть монастырской земли, потом мельницу, которая перешла в ведение государства, а в мае 1922 года в соответствии с декретом ВЦИК от 16 февраля 1922 года было проведено изъятие монастырских ценностей. В сентябре 1922 года Глинская Пустынь была закрыта. После закрытия обители был образован детский городок имени В.И. Ленина, куда поместили детей голодающего Поволжья. Имущество монастыря было частью разграблено местными властями, частью вывезено в государственный фонд, а остальное пропало безвести. После закрытия Глинской Пустыни большое количество иноков перешли в другие монастыри, остальные служили на приходах. Почти все монашествующие Глинской Пустыни побывали в 1930-40-е гг. в ссылке и лагерях. До 1928 года на территории Глинской Пустыни находился детский городок. Затем организована сельскохозяйственная артель, которую в 1934 году реорганизовали в колхоз «Красный Октябрь”. В 1935 году колхоз перестроили в МТС, а в 1936 году — в промкомбинат по изготовлению сельскохозяйственного инвентаря, просуществовавший до Великой Отечественной войны. Летом 1941 года Сумская область, к которой с 1938 года относилась территория обители, была захватчена фашистами, а в 1942 году Глинская пустынь была вновь открыта. К 1942 году сохранилось лишь шесть полуразрушенных строений: больница с домовой церковью в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, двухэтажный архиерейский корпус и четыре братских корпуса. Колокольня была взорвана сразу же после закрытия обители, храмы — несколько позже. В феврале 1923 года все храмы обители, в том числе и в скитах, перечислены в описи имущества детского городка, но по данным аналогичной описи за апрель 1927 года, на территории пустыни их уже не было. Весной 1947 года по решению Шалыгинского райсовета Глинской Пустыни был отведен земельный участок размером 10 га. С этого времени начали сеять зерновые: овес, просо, ячмень, кукурузу и фасоль. В огороде выращивали самые необходимые овощи: картофель, капусту, огурцы и т.д. Кроме скота в обители завели пасеку. В середине 50-х годов XX века монастырь построил новый жилой дом с подвалом для овощей, кузницу, вырыл колодец, купил старый грузовой автомобиль, построил новое здание для пекарни, кухни и трапезную.

13 июля 1961 года архиепископ Черниговский и Нежинский Андрей (Сухенко) подписал распоряжение о закрытии Глинской Пустыни. Была создана комиссия во главе с благочинным Глуховского района протоиереем Константином Лысенко, которая должна была принять все меры, чтобы закрытие монастыря прошло без эксцессов и неприятностей. 14 июля 1961 года монастырь со всех сторон был окружен работниками милиции и советско-партийного аппарата. К обители часто и быстро подъезжали грузовые машины, куда силой заталкивали иноков и быстро отвозили на ближайшую железнодорожную станцию. Монахам запретили брать с собой деньги, личные вещи и продукты питания. Все церковное имущество, монастырскую библиотеку по описи передали на хранение в Свято-Анастасиевскую церковь г. Глухова. Здание и все остальное монастырское имущество по акту были переданы Сосновскому дому инвалидов, позже преобразованному в дом-интернат для психохроников, который был расположен на территории Глинской Пустыни.

В 1994 году монастырь возродился. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 12 сентября 1996 года Глинской Пустыни ввиду ее особого исторического значения дана Ставропигия.

Глинская пустынь

Монастырь

Глинская пустынь


Надвратный храм в честь Иверской иконы Божией Матери

Страна

Украина

Местоположение

село Сосновка, Глуховский район, Сумская область

Епархия

ставропигиальный монастырь Украинской православной церкви Московского Патриархата

Тип

мужской

Реликвии и святыни

Икона Спаса Нерукотворнаго, список Глинской иконы Божией матери и мощи преподобных старцев глинских.

Настоятель

Антоний (Крипак), епископ Путивльский, викарий Киевской митрополии

Сайт

Медиафайлы на Викискладе

Рождества Пресвятой Богородицы Глинская пустынь (укр. Різдва Богородиці Глинська Пустинь) — ставропигиальный мужской монастырь Украинской православной церкви Московского патриархата, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы.

История

По преданию, Глинская пустынь основана на месте явления в начале XVI века местным пчеловодам на сосне чудотворной Глинской иконы Рождества Пресвятой Богородицы.

В конце 1689 года по просьбе монахов Молченского Печерского Путивльского монастыря патриарх Иоаким приписал Глинскую пустынь к их обители, что было ещё раз подтверждено соответствующим указом царей Петра Алексеевича и Иоанна Алексеевича от 1693 года.

Пустынь до Октябрьской социалистической революции

В 1703 году Пётр I пожаловал Крупецкую волость (к ней относилась и Глинская пустынь) гетману Мазепе, который в том же году передал волость в ведение Киевской епархии; не будучи формально отделённой от Молченского Печерского Путивльского монастыря, Глинская пустынь на деле вновь обретает самостоятельность. В 1708 году, после измены гетмана Мазепы, Крупецкая волость была пожалована Петром I А. Д. Меншикову, который становится щедрым благотворителем Глинской пустыни. В 1715 году по просьбе иноков обители и с разрешения Меншикова пустынь снова переходит в ведение Киевской епархии.

После опалы А. Д. Меншикова (1727) Глинская пустынь снова официально передаётся в ведение Молченского Печерского Путивльского монастыря (указ царицы Анны Иоанновны от 1731 года). Окончательное отделение от Путивльского монастыря последовало в 1764 году, когда Глинская пустынь была объявлена самостоятельным заштатным монастырём.

XIX век — период расцвета Глинской пустыни, которая славится своими старцами.

Монастырь закрыт в 1922 году. Чудотворная Глинская икона вывезена в село Шалыгино, после чего бесследно исчезла (ныне известны лишь списки). На территории бывшего монастыря находились поочерёдно детский городок, сельскохозяйственная артель, колхоз, промкомбинат.

Во время Великой Отечественной войны пустынь, находившаяся на захваченной немцами территории, была вновь открыта в 1942 году.

Коммунистическая власть вновь закрыла монастырь, 12 июля 1961 года монахи были выселены из монастыря, здания и всё имущество бывшей обители переданы Сосновскому дому инвалидов.

В августе 1994 года Глинская пустынь была вновь открыта.

Монастырь сегодня

Сегодня монастырь поднимается из руин и укрепляет свою духовную жизнь. Перестраивается надвратный храм, расширяется построенная после открытия монастыря Никольская церковь, строятся новые здания. Монахи живут по чиноположению Афонской горы (как это и было до закрытия обители). Ранний подъём, длинные богослужения и послушания. На территории монастыря также работают заводы — молочный, свечной — и работает иконописная мастерская.

Настоятели

  • преподобный игумен Филарет (Данилевский) († 1841)
  • схиархимандрит Иоанникий (Гомолко) (1888 — 12 марта 1912)
  • наместник монастыря Лука (Коваленко), архимандрит, затем епископ
  • наместник монастыря Антоний (Крипак), с 23 декабря 2010 года архимандрит, с 13 мая 2012 года епископ.

XX век, прославление Глинских святых

Основная статья: Собор Глинских святых

После распада СССР и обретением Украиной независимости, в августе 1994 года Глинская пустынь была вновь открыта, а её преподобные старцы, а также схимитрополит Серафим (Мажуга), который начинал свой иноческий путь в этой обители, были причислены к лику святых.

8 мая 2008 года Священный Синод Украинской православной церкви Московского патриархата принял решение о канонизации 13-ти подвижников Глинской пустыни. 25 марта 2009 года Священный Синод УПЦ благословил включить в Собор Глинских Святых еще три имени.

Галерея

Ближний скит в честь Богоотец
Иоакима и Анны (1997—1998)
Надвратный храм во имя
иконы Иверской Божьей Матери
Монахи Глинской пустыни
(фото 1958 года)

Примечания

  1. Глинская-Рождество-Богородицкая пустынь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. «Благодать молитвы, которую несли Глинские старцы передавалась окружающим». Беседа с протоиереем Александром Чесноковым
  3. Собор Глинских святых
  4. Собор преподобных отцев Глинских // Энциклопедии «Древо».

Ссылки

  • Монастырь Глинская пустынь (недоступная ссылка) на сайте Глуховской районной государственной администрации
  • Глинская пустынь, Официальный сайт Ставропогиального мужского монастыря Глинская Пустынь.
  • Глинская в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужская пустынь // Православная энциклопедия
  • Глинская пустынь. Очерк соврем. состояния Обители. С видом монастыря и портр. замечат. глин. подвижников. В 2-х ч. — Курск : Епарх. тип., 1912.

Литература

В социальных сетях Словари и энциклопедии

>СВЯТЫНИ Глинской пустыни (Украина, Сумская область)

Рождества Богородицы Глинская пустынь, мужской монастырь (ставропигиальный)

Глинская пустынь возникла в глухом месте, среди дремучих лесов Крупецкой волости, в 160-ти верстах от Курска, 36-та верстах от Путивля. Ныне это село Сосновка Глуховского района Сумской области. Именно там, в XVI веке, крестьяне, ставившие на деревьях ульи, на высокой сосне увидели икону Рождества Пресвятой Богородицы, от которой исходил свет. Когда прошел страх, стали молиться Матери Божией, собираясь у сосны с родственниками и односельчанами. Вскоре у корней этой сосны появился источник. Приходящие получали помощь Царицы Небесной, исцеление душевных и телесных недугов. Некий пустынник построил там часовню и подвизался в посте и молитве. Народное почитание свитого места не прекращалось, а слух о чудесах от явленной иконы привлек иноков ближайшего монастыря — Путивльского Молченского, находившегося в 40 верстах от места явления иконы. Монахи поставили новую часовню и в ней исполняли свое правило. Их можно назвать первыми иноками новой обители, названной Глинской скорее всего потому, что ее земли принадлежали Глинским, из рода которых была жена Ивана Грозного — Елена. Есть и другая версия: будто был здесь удобный участок, с хорошей глиной, которую брали местные крестьяне для изготовления глиняной посуды. Сейчас трудно об этом судить. Почва там песчаная, совсем не подходящая для гончаров.

Архивные материалы свидетельствуют о внешнем благолепии и процветании обители в конце XIX века. Пустынь, обнесенная каменной оградой, имела пять отдельных и четыре домовых храма. Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, каменный, с колокольней, трехпрестольный, построен в 1770-1781 годах тщанием Преосвященного Кирилла, епископа Севского и Брянского. Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, каменный, трехпрестольный, возведен в 1843-1849 годах на пожертвования благотворителей. Храм в честь Иверской иконы Божией Матери, каменный, однопрестольный, сооружен над святыми вратами в 1726-1731 годах также на средства благотворителей. Храм во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, каменный, с колокольней, однопрестольный, построен в 1848 году в скиту, на месте Сретения чудотворной иконы Рождества Пресвятой Богородицы, на средства ахтырского помещика Константина Дмитриевича Хрущева. Пятый храм — в честь Нерукотворного Спаса, деревянный, однопрестольный — поставлен в 1892 году на месте подвигов старца схиархимандрита Илиодора, в трех верстах от обители, на средства схимонахини Севского женского монастыря Рафаилы и монахини Анны — графини Гейден. При этой церкви был учрежден скит. В 1906 году здесь выстроили каменную колокольню с двумя келлиями. Домовые храмы были построены в основном в конце ХIХ века: во имя Архистратига Михаила — в 1893 году в деревянном доме Сеймских монастырских мельниц при городе Путивле, храм в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня выстроен в 1896 году на средства благотворителей при новой монастырской больнице, храм во имя Крестителя Господня Иоанна устроен в 1899 году в Спасо-Илиодоровском скиту также на пожертвования. Четвертый домовый храм — в честь Вознесения Господня — освящен в 1907 году в деревянном доме при хуторе Негровском.

СВЯТЫНИ Глинской Пустыни

Икона Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская»

Глинский Нерукотворный Образ Спасителя

Мощи прославленных Глинских старцев находятся в Глинской пустыни. Празднование совершается 9/22 сентября.

Икона «Собор преподобных старцев Глинских».

На иконе изображены 13 преподобных Глинских старцев, в разное время подвизавшихся в этой святой обители (причтены к лику святых в 2008 году). В 2008 и 2010 гг. состоялись прославления 16 Глинских подвижников в лике святых. Их мощи теперь хранятся в Свято-Никольском храме.

Преподобный Филарет (Данилевский);

Преподобный Илиодор (Голованицкий);

Преподобный Иоанникий (Гомолко);

Преподобный Серафим (Амелин);

Преподобный Иннокентий (Степанов);

Преподобный Василий (Кишкин);

Преподобный Макарий (Шаров);

Преподобный Лука (Швец);

Преподобный Архипп (Шестаков);

Преподобный Евфимий (Любимченко);

Преподобный Феодот (Левченко);

Преподобный Мартирий (Кириченко);

Преподобный Досифей (Колченков).

В конце прошлого века в Глинской обители подвизалось до 700 насельников, включая послушников, которых было большинство. Содержание от казны пустынь не получала, довольствовалась собственными средствами, трудами братии, помощью усердствующих к обители благотворителей.

Ежегодно 19 июля совершался крестный ход из Глинской пустыни в город Глухов с чудотворной иконой Рождества Пресвятой Богородицы. Это происходило в память об избавлении жителей города от холерной эпидемии в 1848 году и для отвращения бед на будущее. Святую икону устанавливали на площади города, в особо устроенной каменной часовне, где и совершалось всенощное бдение, после которого чудотворную икону переносили в городской собор. На другой день, после литургии, бывал крестный ход от собора к часовне, в которой служили акафист. Затем святыню принимали в храмах и домах. 2 августа святая икона возвращалась в обитель, а на следующий день, после литургии, совершался крестный ход в ближний скит, где тоже служили акафист. Такой же крестный ход с чудотворной иконой Богородицы бывал 9 сентября по случаю престольного праздника в скитской церкви во имя святых Богоотец Иоакима и Анны. По просьбе верующих, святую икону иногда приносили на источник, находившийся на лугу с юго-западной стороны пустыни.

В 50-е годы к остаткам ограды прилепились маленькие каморки, где выполнялись разные послушания, работали, например, сапожник, кузнец, столяр. Желающие попасть в обитель ехали до Глухова, а дальше или шли пешком, или добирались на попутной машине. Письма и посылки приходили на ближайшую станцию Локоть, за ними ездил на лошади монах Афанасий. Каждому паломнику старались найти место на ночь и за трапезой. Для этого не надо было ни рекомендации, ни знакомства, ни вклада. Кто оставался больше трех дней, благословлялся выполнять общие послушания (на огороде, к примеру, или на кухне).

В последующие годы в святой обители был по-прежнему строгий устав. Утреннее богослужение начиналось в четыре часа, и богомольцы стекались в полутемный храм, где горела одна свеча — в руках монаха, читающего утренние молитвы (электричества тогда в обители не было, пользовались керосиновой лампой или свечами). После утренних молитв шла полунощница, по окончании которой и начиналась утреня, по шестой песни канона с амвона читался Пролог. После утрени служили молебен перед чтимой иконой Рождества Пресвятой Богородицы — списка с чудотворной иконы, явленной в XVI веке. Примерно в шесть часов утра все расходились на послушания. А те, кто работал на поварне, уходили после шестопсалмия. Служащий иеромонах брал огонь от лампады перед Чудотворным образом Богоматери и давал повару, который разжигал печь благословенным огнем.

Литургия была одна. Начиналась она в будние дни около девяти часов, затем в храме читались заказные акафисты. Часа в два был обед. Сначала в трапезную шли монахи, после них — богомольцы, В монастыре готовили не только для братии, но и для паломников, которые обеда получали бесплатно хлеб. Бесплатной была монастырская гостиница.

Вечерня начиналась в пять часов, после которой был перерыв на ужин.

Затем совершалось повечерие, читали каноны Спасителю, Божией Матери, Ангелу-Хранителю и молитвы на сон грядущим. По окончании службы монахи исполняли келейное правило. Встречи и всевозможные разговоры с паломниками в это время не допускались. Если совершалась всенощная, то богослужение кончалось совсем поздно. Первый час читали в час ночи, а во втором все расходились по своим местам. Праздничные службы начинались в шесть утра. В 1961 году монастырь снова был закрыт, а насельники — разогнаны. В пустыни разместили психоневрологический интернат.

Мы приглашаем запорожцев и гостей города преклониться перед иконой Рождества Пресвятой Богородицы «Пустынно-Глинская» в Свято-Покровском соборе г. Запорожье — до 5 сентября.

Пресс-служба Запорожской епархии Украинской Православной Церкви

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)

Украина Сумская область село Сосновка

Идёт загрузка карты…Глинская пустынь. Храм святителя Николая

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь) — ставропигиальный мужской монастырь УПЦ МП, расположенный в селе Сосновка Глуховского района Сумской области в нескольких километрах от российско-украинской границы (ныне относится к Киевской митрополии Московского Патриархата). При обители имеется гостиница.

История

В 1-й пол. XVI в. в этих местах находился дремучий лес, на деревьях которого пчеловоды ставили борти (ульи); однажды днем бортники увидели на сосне сияющую икону Божией Матери. Сотворив молитву и возвратившись домой, они рассказали о чуде родным и соседям. С той поры многие из мирян и иноков приходили сюда для молитв, пили воду из источника, вытекавшего из-под корня заветной сосны. На некоторое время здесь поселился инок-пустынножитель, который воздвиг часовню. Когда часовня была готова, в ней поместили икону, снятую с дерева по указанию настоятеля одного из соседних монастырей. Утром следующего дня чудотворный образ вновь стоял на сосне. Настоятель велел совершить вторичное перенесение иконы, однако и в 3-й день святыня явилась на прежнем месте. Не подумав о том, что новые чудеса указывают на преждевременность перенесения иконы, настоятель распорядился срубить сосну и еще раз поставить образ в часовне. В тот же день настоятеля посетила болезнь, от которой он вскоре преставился. После этих событий прежний источник иссяк, а в 2 км на запад открылся новый. По мере распространения известий об исцелениях, явленных через икону Божией Матери в «бортном угодье», сюда пришли новые иноки, привлекаемые благодатью святыни и уединенным расположением леса. В кон. XVI в. мирянин Фома Милонов с товарищами поставил здесь деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Строительство монастыря старинные акты пустыни приписывают братии Путивльской Молченской обители.

1-е документальное упоминание о Глинской пустыни — как «бортном угодье Пресвятой Богородицы Глинской» — относится к 1648 г. (в тот год угодье было приписано к Путивльскому Молченскому монастырю, которому пустынь формально подчинялась — с перерывами — до 1764 г.). Название «Глинская» историографы обители связывали с добычей в окрестностях глины или временной принадлежностью этих земель князьям Глинским (обе причины гипотетичны).

К числу многих чудес, прославивших Глинский образ Божией Матери, относится избавление в 1848 г. города Глухова от эпидемии холеры: в память этого события с 1857 г. совершался ежегодный крестный ход из пустыни в Глухов (с перенесением самой чудотворной святыни). В наши дни традиция восстановлена: крестный ход совершается 1 сент.

На протяжении веков Глинская пустынь являла миру образец истинного монашества: ее братия жила по строгому уставу, поддерживала традицию духовного руководства новоначальных иноков опытными старцами, простирала на внешний страждущий мир обильную милостыню, самоотверженную пастырскую опеку, просветительскую деятельность. Высокие подвиги и духовные дарования глинских иноков сделали обитель широко известной. Ее подвижников называли «украшением монашества». Прп. Макарий (Глухарев), подвизавшийся в Глинской пустыни накануне своего миссионерского служения на Алтае (1825–1829), писал о ней: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую дабы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». «Благодарение Господу: иночество живо еще на православной Руси», — вторит о. Макарию отзыв о Глинской пустыни свт. Феофана Затворника.

Глинская пустынь в 1910 году

Устав пустыни полностью или частично заимствовали не менее 14 русских монастырей. Своей жизнью глинские старцы оказывали огромное влияние на всё общество. К ним устремлялись многочисленные паломники со всех концов Российской империи (а позже СССР). Многие воспитанники пустыни за высоту своей духовной жизни избирались на начальственные должности в другие монастыри — для утверждения там истинно монашеского жития. Из среды глинских иноков вышли также известные миссионеры.

Старцы святой жизни, имевшие дары Святого Духа, жили в обители уже в кон. XVIII в. Начало особого подъема и расцвета духовной жизни в пустыни связано с настоятельством игумена Филарета († 1841), который ввел здесь строгий общежительный устав по чиноположению Афона. Как великого подвижника о. Филарета знала вся Российская империя, чтили иерархи. Под его руководство в Глинскую пустынь многие старцы (в т. ч. прп. Серафим Саровский) направляли желающих иночества. Переходили в пустынь и опытные подвижники. Велико было духовное единение Глинской пустыни с Оптиной. Старцы обеих обителей вступали в духовно-молитвенное общение, посещали друг друга, вели переписку, имели общих духовных чад.

Преобразования о. Филарета положили начало систематической благотворительности монастыря, которая стала здесь непреложным законом. Обитель содержала несколько странноприимниц и больницу, Дом трудолюбия для обучения ремеслам и грамоте крестьянских детей-сирот, щедро жертвовала на нужды народного образования. С 1891 г. монастырь издавал духовно-нравственную литературу, в 1908 г. открыл миссионерский кружок св. ап. Иоанна Богослова для противодействия сектантству.

В 1922 г. пустынь была закрыта, в 1942 г. — возродилась. Ее духовные традиции были восстановлены: «ядро» братии составляли иноки, жившие здесь до 1922 г.; посредством старческого окормления они воспитали новое поколение подвижников. Невзирая на крайние лишения военного и послевоенного времени, братия пустыни оказывала материальную помощь богомольцам, семьям погибших воинов и детям-сиротам. В 1961 г. последовало 2-е закрытие монастыря, о котором его старцы сказали: «В обитель не все люди могли приехать по немощи, из-за далекого расстояния, недостатка денег. Богу угодно было, чтобы мы разъехались по всей стране, чтобы глинские иноки были для всех маяками духовной жизни». В 1994 г. пустынь вновь возродилась. 12 сент. 1996 г. Свящ. Синод УПЦ одобрил присвоение обители ставропигии Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины.

Ввиду особого значения Глинской пустыни в истории православного монашества ей посвящена огромная литература. Выдающееся место в историографии монастыря принадлежит фундаментальному труду глинского старца схиархимандрита Иоанна (Маслова) († 1991) «Глинская пустынь» (печать — 1994), где систематизированы данные из тысяч различных источников (в частности, документов восстановленного о. Иоанном архива обители). Все направления жизнедеятельности Глинской пустыни описаны и проиллюстрированы автором с академической полнотой. Избранный о. Иоанном литературный стиль вдохновляет читателя на подвиг борьбы с грехом и убеждает в подлинности опыта, о котором свидетельствует книга.

Описание

На момент закрытия в 1922 г. обитель имела ок. 30-ти построек, включая следующие храмы: Рождества Пресвятой Богородицы с колокольней (кон. XVIII в. с поздними перестройками), Иверской иконы Божией Матери над Св. вратами (1826–1831), теплый Успенский (1843–1848), больничный Крестовоздвиженский (1896 г. в корпусе 1874–1877 гг.). К 1927 г. все храмы, кроме Крестовоздвиженского, были уничтожены; к 1942 г. от прежней застройки осталось 6 строений, из них после Великой Отечественной войны до 1961 г. возрожденному монастырю принадлежали только здание больницы и архиерейский корпус. К 1994 г. осталось несколько корпусов, перестроенных для нужд расположенного на территории обители интерната.

К 1997 г. в одном из корпусов был оборудован временный храм. В 1997–1999 гг. на месте явления Глинской иконы Божией Матери сооружена каменная часовня свв. правв. Иоакима и Анны. В 1997–2001 гг. на месте снесенной Успенской церкви построен каменный Свято-Николаевский храм, в 1999 г. взамен утраченной церкви Иверской иконы Божией Матери воздвигнут новый одноименный (оба сооружения отличаются от предшествующих). В 2002 г. обустроен Преображенский колодец с каменным 4-столпным навесом-часовней над ним, расчищен и восстановлен колодец Рождества Пресвятой Богородицы (по инициативе мирянина Сергея Петровича Самоброда, который, находясь в реанимации после ДТП, имел видение о том, что после исцеления должен будет позаботиться об этом колодце). С 2006 г. сооружается настоятельский корпус с Крестовоздвиженским храмом.

Святыни

  • В 1999 г. в дар монастырю передана старинная точная копия чудотворной Глинской иконы Божией Матери (1846)
  • В 2006 г. в обитель возвращена другая ее чтимая святыня — старинный образ Нерукотворного Спаса (с 1961 г. монашествующие берегли его за пределами пустыни).
  • В 1990-х гг. в монастыре обретены мощи прп. Серафима (Амелина).
  • В 2006 г. обретены мощи прп. Филарета (Данилевского) и прп. Феодота (Левченко)
  • В 2007 г. обретены мощи прп. Архиппа (Шестакова); к моменту прославления Собора свв. Глинских (2008) обретены также мощи прп. Макария (Шарова)
  • В 2009 г. на Михайловском кладбище Сухуми обретены и перенесены в Глинскую пустынь мощи прп. Серафима (Романцова).
  • В 2005–2007 гг. обнаружены также могилы прп. Илиодора (Голованицкого), прп. Иннокентия (Степанова), прп. Иоанникия (Гомолко).

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Икона Пресвятой Богородицы «Иверская» — 26 октября, 25 февраля, 6 мая

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель — 22 мая, 19 декабря

Память свв. Глинских — 9 (22) сентября

Местонахождение

Адрес: 41442, Украина, Сумская область, Глуховский район, с. Сосновка

Телефон: (05444) 6–74–37

Проезд:

В распоряжении монастыря есть междугородний автобус «Богдан» (Isuzu), рассчитанный на 27 пассажиров, который может обслуживать организованные группы паломников. Например, есть возможность встречать группы паломников на железнодорожных станциях Конотоп, Кролевец, Воронежская, Шостка или Путивль, а также доставлять в соседние монастыри Сумской и Черниговской областей.

Где остановиться

На территории обители действует дом для паломников, рассчитанный на 40 мест. Желающим бесплатно предоставляются отдельные кровати с матрацами, одеялами, подушками и чистым постельным бельем. Также в доме есть санузел и душ с горячей водой.

Паломники имеют возможность бесплатно питаться при братской трапезной качественной едой, которой питается вся без исключения братия монастыря.

Фото

  • Глинская икона Рождества Пресвятой Богородицы

  • Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)

  • Глинский образ Спаса Нерутворного

  • Храм Иверской иконы Богородицы, Глинская пустынь

  • Икона Собор Глинских Старцев

Видео

Ссылки

Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинская пустынь

Cхиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский патерик

Н.В. Маслов. Благодатные чудотворцы-целители Глинской Рождество-Богородицкой пустыни

Рождества Богородицы мужской монастырь (Глинская пустынь)

Монахиня Варвара (Пыльнева) «Глинская мозаика». Воспоминания паломников о Глинской пустыни

Икона Богородицы «Рождество Пресвятой Богородицы» Глинская (Пустынно-Глинская)

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *