Опубликовано 01 Апрель 2020 в 13:18

Блог Дети в городе > Здоровье и спорт > Утренняя зарядка для детей: упражнения для разного возраста

Ни для кого не является удивительным, если ребенок целый день бегает, прыгает, совершает какие-то другие активные действия – словом, постоянно находится в движении.

Как этот поток движений направить в нужное русло? Ведь движение приносит детям большую радость, а без него они становятся раздражительными или, наоборот, неестественно взрослыми.

Если детская зарядка начинает день ребенка, а родители все делают для того, чтобы такое начало дня для малыша стало привычным, то со временем эта привычка превратится в необходимость, а в дальнейшем станет естественной потребностью человека.

Есть ли смысл в утренней зарядке для ребенка?

Есть ли польза от утренней зарядки, если на протяжении дня ребенок и так все время находится в движении? Конечно, есть, ведь, вне зависимости от возраста, люди, просыпаясь, еще некоторое время находятся в вялом состоянии, постепенно переходя от сна к бодрствованию. Физические упражнения утром позволят и маленькому ребенку, и взрослому человеку быстрее выйти из состояния сна и активировать в себе еще спящие жизненные силы.

Вот только несколько преимуществ, которые дает детская зарядка нашим драгоценным чадам:

  • помогает быстрее выйти из сонного состояния;
  • поднимает настроение;
  • улучшает самочувствие;
  • активизирует работоспособность;
  • заряжает энергией на весь день;
  • укрепляет здоровье, улучшает подвижность суставов и усиливает кровоток.

Как сделать детскую зарядку интересной

Чтобы ребенок полюбил делать зарядку по утрам, он должен делать ее вместе со своим кумиром или авторитетом, например с мамой или папой. Это в первую очередь! Вторым условием и фактором заинтересованности является художественное оформление зарядки.

Что имеется в виду? Придумайте какие-нибудь стихи для каждого движения или комплекса упражнений. Пусть детская зарядка сопровождается скороговорками, песенками, короткими четверостишиями. Одновременно с зарядкой можно даже учить алфавит или счет.

Игровая форма отлично помогает приучать ребенка к зарядке и делает ее желанным началом дня.

Время проведения

Длительность утренней зарядки зависит от возраста ребенка:

  • для новорожденного и младенца зарядка заключается в массаже и упражнениях и продолжается около 15 минут.
  • дети от года, умеющие ходить, могут выполнять гимнастический комплекс самостоятельно;
  • для малышей 1-2 лет длительность одного занятия должна быть около 5 минут;
  • для 3-4 лет – 5-8 минут;
  • 5-6 лет – 8-10 минут;
  • 7-10 лет – 10-15 минут.

Комплекс упражнений для самых маленьких (1-3 года)

Комплекс упражнений для детей 3-6 лет

Комплекс упражнений для детей 7-10 лет

Если в первое время у ребенка что-то не получается, не стоит раздражаться и тем более его критиковать. Ведь на овладение двигательными навыками нужно время.

Маме и папе следует создать дружелюбную атмосферу, мягко вовлечь ребенка в процесс, чтобы ему было и весело, и интересно, и достаточно легко.

Делайте вместе зарядку и будьте здоровы!

Комплекс упражнений, которые выполняются на тренировках по гимнастике детьми 3−4 лет.

  1. Стойка на одной ноге
    Равновесие стоя на одной ноге (правой, левой) — развитие координации.

Стойка на одной ноге

  1. Ходьба
    *Разновидности ходьбы (на носках, на пятках, на внешней стороне стопы) — Профилактика плоскостопия!
  2. Прыжки
    *Разновидности прыжков (на двух ногах, на правой, левой, выпрыгивания их приседа) — Развивает силу мышц ног.

Прыжки

  1. Перекаты по полу
    *Перекаты в группировке по полу — развитие координации.

Перекарты по полу

  1. Упражнение «Лодочка»
    *»Лодочка» на спине — развитие силы мыщц живота.
    *»Лодочка» на животе — развитие силы мышц спины.

Лодочка на спинеЛодочка на животе

  1. Удержание в упоре лежа
    *Удержание в упоре лежа — укрепление верхнего плечевого пояса.

Указанный комплекс упражнений является базовым — именно с него начинаются занятия по гимнастике в возрасте 3−4 лет. Стоит отметить, что данный комплекс упражнений впоследствии выполняется на занятиях детьми всех возрастных групп — от 3 до 10 лет с добавлением дополнительных элементов.

*Упражнения, отмеченные звездочкой* применяются для всех возрастов от 3 до 10 лет.

Гимнастика для малышей – подробно об особенностях проведения.

Есть ли польза в проведении лечебной и профилактической гимнастики? Противопоказания для новорожденных и грудничков. Популярные упражнения для занятий.

9109 22.05.2019 17:13

Счастливое и долгожданное материнство – что может быть лучше времени, когда малыш родился и спит рядом? Иногда это счастье омрачается незначительными нарушениями в физическом развитии ребенка. И помочь могут только две составляющие – родительская любовь и лечебная гимнастика для новорожденных. Индивидуальный подход к малышу и корректный курс физических упражнений могут сотворить настоящие чудеса даже с, казалось бы, безнадежными детками.

Польза гимнастики: решение детских проблем

С первых дней жизни малышу важно чувствовать заботу и любовь родителей. А при их отсутствии возникают проблемы. Нехватка любви и контакта с родителями – это одна из главных причин заболеваний у новорожденных. Другая важная причина – это врожденные или приобретенные в процессе родов патологии. Правильная лечебная гимнастика (например, комплекс Юлии Анкудимовой «Прима») помогает корректировать эти состояния, делая кроху здоровым и крепким.

Польза для детского организма от упражнений просто колоссальная.

  • Активизируется вся кровеносная система. После физических упражнений кислород активно поступает во все клеточки организма, насыщая их и побуждая в полной мере выполнять свою работу. Особенно важно это для деток с двигательными нарушениями.
  • Происходит закаливание детского тела. Так как во время занятий малыш остается раздетым, параллельно с лечением он принимает воздушные ванны – они укрепляют здоровье крохи.
  • Если гимнастика проводится с родителями, то тактильный контакт близких людей успокаивает новорожденного.
  • В процессе занятий укрепляется вестибулярный аппарат, улучшается координация всех движений.
  • Улучшается пищеварение, так как гимнастика и массаж приводят к улучшению обменных процессов. Малыша реже беспокоят срыгивание, колики, вздутие или диарея.

С какого времени можно делать гимнастику?

Педиатры разрешают проводить детскую гимнастику в период новорожденности. Для этого должны быть соблюдены несколько условий:

1. новорожденный достиг двухнедельного возраста;

2. малыш чувствует себя хорошо физически, он не болен инфекционными заболеваниями;

3. упражнения проводит квалифицированный специалист, врач по лечебной гимнастике или массажист с соответствующими дипломами;

4. у ребенка нет строгих противопоказаний к проведению физических занятий.

В противном случае такая гимнастика принесет новорожденному больше вреда, чем пользы. Врачи учитывают все эти факторы при назначении ребенку комплекса физических упражнений. Если родители сомневаются в компетентности участкового педиатра, то можно обратиться к другим специалистам за дополнительной консультацией.

В более позднем возрасте рекомендуем не бросать и делать утреннюю гимнастику для детей 3 — 6 лет.

Противопоказания к проведению физических занятий

Динамическая гимнастика противопоказана малышам в следующих случаях:

  • врожденные пороки сердца;
  • инфекционные или воспалительные процессы;
  • повышенная температура тела;
  • рахит (в период разгара);
  • ущемленные грыжи;
  • заболевания кожи (воспалительные, гнойничковые);
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовые травмы (переломы или ущемления шейных позвонков).

Обычная физическая активность при этих состояниях опасна. Но это не значит, что в период заболевания новорожденный не будет двигаться. Малышам с этими диагнозами требуется особая гимнастика, подходящая под их потребности. Занятия с такими детками родители согласовывают с квалифицированными педиатрами и узкопрофильными специалистами.

Важно!

Родителям ни в коем случае не разрешается экспериментировать с гимнастическими упражнениями. Все занятия с малышом должны быть согласованы с участковым педиатром. Если мама решит самостоятельно заниматься со своим крохой, то это замечательно. Но лучше всего, если первые занятия проведет специалист. Он научит все делать правильно и покажет необходимый порядок действий.

Рекомендации по проведению гимнастики

Гимнастика для малышей должна проводиться в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения и квалифицированных врачей и массажистов. Они разработаны таким образом, чтобы не травмировать ребенка и принести максимальную пользу его здоровью.

1. Зарядку проводят в теплом, предварительно проветренном помещении.

2. Новорожденному открывают только те части тела, на которых будет проводиться массаж. Если малышу уже исполнилось 2 месяца, то на время занятий его раздевают догола.

3. Руки перед занятиями необходимо вымыть с мылом и согреть.

4. Снимаются все украшения (кольца и браслеты), чтобы не повредить нежную кожу грудничка.

5. Недопустимы ссадины, раны и другие механические повреждения на руках у того, кто будет проводить занятия с младенцем.

6. Для зарядки желательно брать детскую присыпку, а не крем или масло. Педиатры не рекомендуют применение жирных основ, так как они могут забить поры на коже у младенца, что приведет к затрудненному воздухообмену.

7. Проводится весь сеанс на столе, застеленном индивидуальной клеенкой и пеленкой.

8. Гимнастика и массаж не проводятся сразу после еды. Необходимо подождать 40-60 минут.

9. Все упражнения вводятся постепенно, в течение одной-двух недель.

  1. Не стоит усердствовать во время гимнастики, чтобы не вызвать у новорожденного отрицательных эмоций. Грубые и болезненные упражнения могут вызывать плач и крики.

Не стоит молчать, если специалист по лечебной физкультуре не соблюдает эти рекомендации. Можно деликатно намекнуть, как правильно подготовиться к гимнастике. Ответственный и грамотный человек будет реагировать адекватно. Если же в ответ прозвучит недовольство или оскорбление, лучше избегать помощи такого специалиста в дальнейшем.

Как настроить малица на гимнастику?

Довольно трудно настраивать младенцев на предстоящие физические занятия. Они не понимают важность таких действий и логику родительских доводов. Настаивать малышей необходимо любовью, лаской и заботой.

Как поднять настроение ребенка перед гимнастикой?

1. Малыш должен быть сытый, в чистом и сухом подгузнике.

2. В помещении должно быть чисто, тихо, тепло и свежо.

3. Родители должны присутствовать рядом, ласково говорить с младенцем, петь песни, греметь погремушками.

4. Специалист по лечебной физкультуре должен проявлять по отношению к ребенку дружелюбие.

При создании благоприятной и дружелюбной атмосферы кроха обязательно повеселеет и даст с собой позаниматься. Для месячного ребенка хватит 10-15 минут гимнастики в первый раз. В последующем время занятий увеличивают до 40 минут. Но и затягивать их не стоит, так как грудничок сильно устанет, и тогда следующее занятие не вызовет у него положительных эмоций.

Упражнения для детской гимнастики

Упражнения для физической активности грудничков различаются в зависимости от возраста. При составлении индивидуального плана занятий с ребенком определенного возраста специалист учитывает уровень развития малыша и особенности строения его организма на данном этапе. Поэтому детская гимнастика различается в разные месяцы жизни.

Возраст От 1 до 2 месяцев От 3 до 4 месяцев От 5 до 6 месяцев Упражнения, которые можно проводить. · Выкладывание на живот. · Разгибание позвоночника (тренировка рефлекса Галанта – изменения положения тела в ответ на щекотку в области поясницы) и обучение ползанию (рефлекс ползания Бауэра). · Приведение малыша в полусидячее положение на несколько секунд. · Разведение бедер. · Разведение рук и ног. · «Велосипед». · Обучение ползанию. · Гимнастика на фитболе. · Обучение ползанию. · Обучение сидению. · Гимнастика на фитболе. · Упражнения, направленные на укрепление ног грудничка и подготовку к ходьбе. На что направленна гимнастика? · На снижение гипертонуса. · На укрепление рефлексов. · На повышение координации. · На укрепление мышечного каркаса. · На повышение координации. · На снижение длительного гипертонуса мышц. · На укрепление мышц спины. · На стимуляцию сидения и переворотов в обе стороны. · На укрепление вестибулярного аппарата. Чего не стоит делать во время занятий? · Тормошить новорожденного. · Резко и грубо его хватать. · Воздействовать руками непосредственно на шею и позвоночник (разминать, тереть, давить). · Сажать кроху во время занятий. · Продолжать зарядку, если младенец плачет и кричит. · Грубо обращаться с ребенком. · Насильно усаживать, ставить или заставлять ползать. · Оставлять малыша одного на столе (может перевернуться, упасть на пол). Рекомендации массажистов Занимайтесь с грудничком дома минимальным комплексом упражнений. Это значительно укрепит его мышцы. Сочетайте простую гимнастику с упражнениями на фитболе. Это позволит малышу быстрее познать возможности тела. Зарядка в этом возрасте активно подготавливает грудничка к вставанию у опоры и дальнейшему хождению.

Важно!

Все врачи указывают на необходимость совмещения гимнастики и массажа. Они в комплексе укрепляют мышечную, сердечную, дыхательную и другие системы младенца, стимулируют развитие новорожденного в гармоничном русле. Начиная и заканчивая физические упражнения массажем, можно добиться гораздо лучших результатов, чем при проведении одной гимнастики.

Гимнастика от колик

Особое внимание стоит уделить упражнениям, направленным на облегчение состояния грудничка при коликах. В сочетании с теплом и материнской заботой такие упражнения избавляют кроху от боли.

Для того чтобы помочь ребенку, достаточно знать несколько упражнений.

1. «Самолет». Малыш лежит животом на руке родителя, вторая рука держит его за спину. Необходимо катать кроху по комнате до облегчения состояния.

2. Покачивание на фитболе. Положить малыша животиком на фитбол, рукой придерживать его за спину. Медленно и ритмично покачивать кроху вперед-назад.

3. Аккуратно и плавно прижимать ножки крохи к животику по очереди (левая – правая).

Такие упражнения простимулируют работу кишечника и облегчат состояние ребенка.

Родителям важно помнить, что гимнастика – это способ решения многих детских проблем. При этом необязательно нанимать частного массажиста или записываться в поликлинику на очередь. Достаточно маме выучить самые популярные упражнения – некоторые из них можно делать даже до того, как малышу исполнится 1 месяц. Здоровья и успехов вашему малышу!

Коррекционные виды гимнастики, используемых в ДОУ для детей с нарушением зрения.

Гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, которые положительно воздействуют в целом на организм занимающихся и оказывают локальное воздействие на отдельные группы мышц, а также регулируют физиологическую нагрузку.

Исходя из этого определяется оздоровительная, лечебная и корригирующая направленность гимнастики как одной из форм организации физического воспитания детей с нарушениями зрения.

Специфика видов гимнастики, используемых в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями зрения, зависит от характера первичного дефекта и вторичных отклонений.

Характер движений, упражнений в гимнастике, их ориентация на лечебно-восстановительный процесс, взаимосвязь с коррекционно-педагогической работой позволяют классифицировать следующие виды гимнастики:

  • основная гимнастика;

  • гимнастика для глаз;

  • ритмическая гимнастика;

  • дыхательная гимнастика;

  • пальчиковая гимнастика;

  • корригирующая гимнастика;

Коррекционное значение разных видов гимнастики заключается в исправлении или ослаблении недостатков психофизического развития детей с патологией зрения, формировании жизненно необходимых движений, применении двигательного опыта в практической деятельности.

Место различных видов гимнастики в режиме дня дошкольников определяется целями и задачами коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Основная гимнастика (утренняя гимнастика)

Направлена на укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни, совершенствование основных двигательных качеств. Коррекционная направленность этого вида гимнастики обеспечивается целенаправленным педагогическим воздействием на ребенка, испытывающего трудности в движениях. Создание комфортности (расстановка детей, подбор упражнений, предметов для ориентации и др.) является обязательным условием реализации коррекционных задач.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, в соответствии с методикой проведения в общеобразовательных дошкольных учреждениях. При этом учитываются зрительные возможности детей и вторичные отклонения, на основе которых допускается изменение методических правил в организации и содержании упражнений. В содержание гимнастики включаются такие построения и перестроения, которые не противопоказаны детям с нарушениями зрения и не противоречат восстановительному лечению. Темп выполнения упражнений определяется также зрительно-двигательными возможностями детей.

Гимнастика для глаз

Физические упражнения в сочетании со специальными упражнениями мышц глаза являются эффективными для профилактики нарушений зрения, а также для развития подвижности глаз и восстановления бинокулярного зрения.

Так как в период окклюзионного лечения ребенок «работает» только амблиопичным глазом, которому свойственно более быстрое утомление по сравнению со здоровым, то и утомление у этих детей наступает раньше, чем у нормально видящих сверстников. В связи с этим они хуже усваивают материал на занятиях. Восприятие ребенка становится неполным, его интерес к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, а работоспособность падает, поэтому через каждые 7—10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Для этого требуется 2—3-минутный перерыв, который должен быть заполнен рационально, например, гимнастикой для глаз и другими видами упражнений.

Специальные упражнения для глаз могут быть внесены в разные формы занятий по физической культуре, и прежде всего в структуру физкультминуток. Выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с движениями глаз оказывает общеукрепляющее влияние на организм ослабленного ребенка, осуществляет профилактическую, тренирующую и восстановительную функции для глаз.

Упражнения для глаз, разработанные специалистами, эффективно используются в работе с детьми при монокулярном характере зрения, кроме упражнений, связанных с надавливанием пальцами на глаза, массажированием их руками.

Из известной системы упражнений для глаз могут быть отобраны упражнения, которые можно применять с детьми при косоглазии и амблиопии. Трудные упражнения для понимания и выполнения следует исключить, некоторые переработать применительно к детям дошкольного возраста. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок, которые содержат основную цель упражнения — сосредоточение взгляда на предмете, перевод его с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действий рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве.

Вот некоторые из таких подсказок:

Глаза вправо отведу,

На соседа посмотрю.

Повернусь теперь я

прямо

И закрою их руками.

Если взгляд отведу — Шарик слева я найду.

Теперь вправо посмотрю — Глазами шарик поищу.

Подниму глаза я кверху,

Отыщу цветную ленту,

Потом снова опущу

И на метку посмотрю.

Колпачки на пальчики

Надевают мальчики.

Колпачки играют — Глаза их догоняют

Имитационные действия глазами, головой в сопровождении стихов положительно сказываются на эмоциях детей, деятельности глаз, активности ребенка в целом.

При проведении упражнений для глаз широко используются различные ориентиры (цветные шарики, колпачки, матрешки, колокольчики и др.), которые дети могут надеть на палец руки. Их использование позволяет упражнять ребят в сосредоточении взгляда на неподвижном и движущемся предмете. Кроме того, дети с монокулярным зрением более осознанно выполняют глазодвигательные действия за конкретным предметом, чем просто за пальцем, при этом не напрягая зрения.

В упражнениях для глаз, которые используются в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, даются описание исходного положения, выполнения и дозировка упражнений.

В работе используются разные способы применения упражнений для глаз. Наиболее часто упражнения включаются в общую структуру физкультминуток и состоят из одного-двух заданий для глаз. Как правило, они проводятся первыми, а затем уже выполняются упражнения для снятия мышечного напряжения.

Гимнастика для глаз может быть использована и как самостоятельная форма организации детей. Весь курс гимнастики состоит из 4—5 комплексов, каждый комплекс включает 4—5 упражнений. Первыми планируются упражнения, подготавливающие детей к прослеживанию взглядом, сосредоточению на определенных объектах (повороты головы, шеи в разных направлениях).

В комплексы входят упражнения непосредственно для глаз: на развитие прослеживающих и глазодвигательных функций. Гимнастика для глаз или отдельные упражнения из комплекса физкультминутки проводятся на занятиях, связанных со зрительным напряжением, на 10—11-й мин в течение 2—3 мин; на 14-17-й мин занятия — физкультминутка для снятия мышечного напряжения в течение 3 мин. Когда первая половина занятия не связана со зрительной работой, например, в занятиях по позновательного характера (чтение, рассказывание), то на 11 — 13-й мин проводится физкультминутка для мышечного расслабления, а на 17—18-й мин занятия — упражнения для глаз.

Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения при косоглазии и амблиопии.

Ритмическая гимнастика

Ритмическая гимнастика — это универсальные физические упражнения, которые способствуют развитию практически всех физических качеств: силы, выносливости, ловкости, гибкости, а также выработке у дошкольников с нарушениями зрениячувства ритма, культуры движений, красоты походки, правильной осанки.

Ритмическая гимнастика доступна детям с патологией зрения, так как ее содержание базируется на знакомых упражнениях, но вместе с тем упражнения красивы по форме и необычны по сочетанию движений. В них современные линии, свобода, раскрепощенность движений, гармония.

Упражнения просты по двигательной структуре. Это общеразвивающие упражнения (бег, прыжки, элементы танца, художественной гимнастики), но выполнение более интересно, с добавлением стилевых деталей из современных танцев. Такие особенности ритмической гимнастики повышают интерес детей к занятиям физическими упражнениями. В практике работы дошкольных учреждений этот вид гимнастики получил название «ритмопластика», в которую входят специальные физические упражнения, базирующиеся на сочетании пластических движений с ритмическим рисунком.

Для этого вида гимнастики характерны следующие особенности:

  • танцевальная направленность и модернизация стиля исполнения обычных гимнастических упражнений;

  • многократное повторение упражнений;

  • показ упражнений ведущим, что сводит к минимуму словесное объяснение и повышает эффективность занятий;

  • поточный метод проведения занятий.

В ритмической гимнастике составление комплексов, система проведения и структура занятий с детьми подчиняются специфическим требованиям методики физического воспитания дошкольников с нарушенным зрением. Продолжительность занятий может быть различной — 10—15 мин в зависимости от возраста детей и степени подготовленности. Первые занятия не превышают 10 мин и состоят из 5-6 упражнений, которые предварительно разучиваются в медленном темпе.

В структуре ритмической гимнастики выделяют вводную, основную, заключительную части. В процентном отношении они составляют соответственно 10, 70 и 20%. При общей продолжительности занятия 15 мин на вводную часть отводится 3 мин, основную — 9 мин, заключительную — 3 мин. Каждая часть занятия имеет определенные задачи, и следовательно, упражнения, входящие в состав каждой части комплекса, должны соответствовать поставленным целям.

Вводная часть, или разминка. Задача этой части — подготовить организм к нагрузке, обеспечить разогревание мышц. Упражнения обычно включают в работу сразу несколько звеньев тела, но выполняются с небольшой амплитудой, чтобы не травмировать еще холодные, не разогретые мышцы и связки. Специалисты считают, что целесообразно в эту часть комплекса включать упражнения для осанки, подготовительные упражнения для овладения движениями основной части комплекса; изолированные и несложные комплексные упражнения, выполняемые стоя. Они направлены на развитие физических качеств; повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем; улучшение эмоционального состояния; достижение оптимального уровня частоты сердечных сокращений, коррекцию и компенсацию нарушенных движений. Наиболее эффективными средствами решения этих задач являются упражнения для всех частей тела и мышечных групп, выполняемые из различных исходных положений; бег, прыжки, танцевальные упражнения; упражнения в различном темпе и ритме. В этой части комплекс; последовательно «прорабатываются» мышцы шеи (1—2 упражнения) затем рук и плечевого пояса (2—3 упражнения), туловища (2—3 упражнения), ног (2—3 упражнения). Упражнения подбираются с такт расчетом, чтобы равномерно «нагрузить» все части тела. Успешность занятий обеспечивается при условии, если в середине комплекса выполняются бег и серия прыжков, за исключением тех, которые противопоказаны детям с нарушениями зрения по диагнозу зрительно) патологии. Затем предусматриваются 1—2 дыхательных упражнения позволяющих немного отдохнуть и восстановить силы.

Основная часть комплекса целиком посвящена упражнениям исходных положениях сидя и лежа. Эти положения очень удобны для комбинированной проработки мышц живота, ног, туловища, рук. При этом снижаются требования к сохранению равновесия тела, уменьшается вертикальная (опорная) нагрузка на позвоночник, ноги. В то же время общая физическая нагрузка в этих упражнениях достаточно высока и позволяет мышцам работать в другом режиме.

В заключительной части предполагаются снижение нагрузки и восстановление после нее. В этой части ритмической гимнастики обязательными средствами являются упражнения на расслабление, гибкость, дыхательные упражнения, простейшие танцевальные композиции в медленном темпе, упражнения для глаз, пальцев, а также аутогенная и психорегулирующая тренировка. Доказано, что гимнастика благоприятно воздействует на развитие физических качеств. Специальные упражнения способствуют развитию гибкости, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны и подвижны. Чередуясь с упражнениями на расслабление, они способствуют быстрому восстановлению организма и подготовке его к дальнейшей деятельности. Эффективность воздействия занятий ритмической гимнастикой на организм определяется правильностью выполнения упражнений, что зависит от овладения техникой. Каждое упражнение выполняется из определенного исходного положения, которое обусловливает его грамотное выполнение, поэтому необходимо особое внимание обратить на правильность исходного положения.

Наиболее распространенное исходное положение в ритмической гимнастике — ноги врозь, руки опущены. В таком положении очень важно следить за сохранением правильной осанки у детей. Правильное выполнение упражнений требует умения напрягать и расслаблять мышцы. Это необходимо для того, чтобы вовремя «включать» одни мышцы и «выключать» другие, почувствовать, где мышцы излишне напрягаются, и уметь их расслабить. В процессе занятий дошкольники должны овладеть умением напрягать и расслаблять мышечное напряжение.

Дыхательная гимнастика

В основе действия физических упражнений на организм лежит постоянная дозированная тренировка, осуществляемая при использовании произвольной регуляции дыхания через вторую сигнальную систему.

Физическая основа упражнений — правильно поставленное дыхание порождает вторичные отклонения (снижение темпа и ритма движений, техники выполнения действий, нарушение осанки и др.); физиологическое дыхание (во время выполнения упражнений, а также при статическом положении) состоит из ритмически чередующихся вдоха и выдоха.

В зависимости от того, какими преимущественно мышцами осуществляется дыхание, оно делится на несколько типов: верхнее (ключичное), грудное, брюшное, нижнереберное, диафрагмальное. Последний тип дыхания наиболее пригоден для выполнения физических упражнений. Часто у детей с нарушениями зрения, в силу общей ослабленности организма, диафрагма действует вяло, и тогда следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений, которые в последние годы получили название дыхательной гимнастики.

Интересна дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, корни которой уходят в хатха-йогу. Йога — система физической, умственной и духовной тренировки, возникшая в Индии много тысяч лет назад. Это метод самопознания, который начинается с совершенствования тела и заканчивается формированием духа. Йоги веками проводили опыты с различными способами расслабления, сосредоточения и размышления, искали типы дыхания. Слово «йога» означает прилагать усилия, стараться, упражняться («хатха-йога» — сильная йога).

Известно, что поверхностное дыхание является прямой или косвенной причиной многих физических заболеваний и душевных расстройств. Плохая память, мозговое переутомление — все это результат плохого дыхания. Для правильной работы мозга требуется втрое больше кислорода, чем остальным органам. Если мозгу не хватает питания, он «забирает» его у других органов. Глубокое дыхание не только питает организм, но и очищает его.

Йоги выработали подробнейшую систему дыхания, лучшую из всех когда-либо существовавших. Они считают, что глубокое ритмичное дыхание включает человека в общий «ритм вселенной». В этой восточной фразеологии заключен глубокий смысл. Все живое и движущееся имеет ритм — планеты, земля, любое насекомое, зверь и человек. Жить и функционировать гармонично можно до тех пор, пока мы сохраним свой индивидуальный ритм. Выйдя из него, человек теряет равновесие, легко подвергается раздражению, напряжению и неврозу, что может привести к нервному срыву.

С помощью ритмического дыхания йоги научились управлять собственным ритмом и противостоять влияниям, которые могут его нарушать.

А.Н.Стрельникова разработала систему «одностороннего дыхания» и комплекс упражнений, лечебный эффект которых заключается в том, что организм не перегружается даже при интенсивных упражнениях. Комплекс упражнений повышает объем вдоха и выдоха в 5-6 раз.

Дыхательная гимнастика, применяемая в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, имеет свою специфику в подборе упражнении, их комплектовании и методике проведения. Сначала с детьми разучиваются отдельные упражнения игрового характера, которые относятся к «классической» дыхательной гимнастике.

Упражнение «Упрямая свеча»

Упражнение «Погасить 3, 4, 5, 6…10 свечей»

Упражнение «Насос»

Упражнение «Цветочный магазин»

Упражнение «В море»

После того как дети усвоят образные дыхательные упражнения, следует разучить подготовительные упражнения, которые обеспечивают плавную подготовку органов дыхания к выполнению физических упражнений и способствуют переходу от поверхностного дыхания к глубокому.

Подготовительные упражнения

Лежа на спине, положить одну руку под поясницу, другую — на живот. Спокойно вдохнуть через нос, а затем на максимальном выдохе медленно произнести ооохх или ааахх. После двухсекундной паузы сделать глубокий вдох через нос. Во время вдоха живот выпячивается, на выдохе медленно втягивается. Вдох на счет 2, выдох на счет 1, 2, 3, 4, 5; постепенно удлинять выдох до счета 7-8.

Встать прямо, лучше перед зеркалом, плечи назад и слегка опущены, подтянуть живот, держаться без напряжения. Правую руку для контроля положить на живот. Вдох через нос (живот выпячивается), а затем медленно и плавно выдохнуть через рот, как бы произнося звук а. Почувствуйте ладонью левой руки тепло выдыхаемого воздуха. Выдох, втягивая живот, на счет 5—7; постепенно удлинить выдох до счета 9—11. Вдох через левую ноздрю, правая — закрыта пальцем. Выдыхать через нос, порывисто, за счет интенсивного постукивания пальцами по крыльям носа. Выдох на счете 8—10. То же через другую ноздрю.

Ступенчатый вдох, т.е. полный вдох в три приема. На счет — короткий вдох через нос, руки в стороны; 2 — продолжить вдох, руки вперед; 3 — продолжить вдох, руки вверх; 4 — плавный выдох через рот, одновременно опустить руки, расслабиться.

На счет 1 — короткий вдох через нос, голову повернуть к левому плечу, на счет 2, 3, 4, медленно выдыхая через рот, повернуть голову вправо. То же в другую сторону.

Руки за голову, на счет 1 — вдох через нос, прогнуться назад. Выдох через рот в три приема, при этом наклониться вперед.

Короткий вдох через нос, голову с напряжением поднять вверх. На выдохе уронить голову вниз.

Круговые движения головой, оборот на четыре счета — вдох, такое же по длительности вращение в другую сторону — выдох. Выполнять упражнение 7, 8 раз, стараться расслабить мышцы шеи.

Вдох, на выдохе медленно и плавно произнести звук с. Губы растянуты в улыбке, между зубами щель в 1—1,5 мм.

Следить, чтобы воздушная струя на выходе выходила по желобку. Если упражнение выполняется правильно, ребенок почувствует движение выдыхаемого воздуха тыльной стороной поднесенной ко рту ладони. Во время выдоха медленно считать до 7. Затем постепенно удлиняйте выдох до 12. Аналогично выполнять упражнение, произнося звуки «ш» и «ф».

Когда дети научатся выполнять эти упражнения, можно переходить к более динамичным комплексным упражнениям, помогающим стабилизации правильного дыхания. Это приведет к расслаблению мышц, отчего в значительной степени возрастают выносливость и работоспособность организма.

Кроме релаксации, необходимо делать ряд упражнений на расслабление мышц различных органов тела: рук, ног, головы, лица, лба, языка и т.д. Так как мышечный тонус и эмоциональное состояние человека тесно взаимосвязаны, то чем сильнее напряжены мышцы, тем интенсивнее нервные импульсы, которые посылаются в головной мозг. Уменьшение тонуса мышц будет снижать излишнее возбуждение.

Первые 8—10 дней дыхательную гимнастику проводят не дольше 1—1,5 мин, затем по 3-4 мин, постепенно удлиняя до 10 мин.

Обязательным условием для проведения дыхательной гимнастики является хорошо проветренное помещение.

Дыхательная гимнастика может проводиться как самостоятельный вид коррекционной гимнастики.

Отдельные упражнения используются в других видах гимнастики как с группой детей, так и индивидуально.

Пальчиковая гимнастика

Необходимость развития тонких движений пальцев рук давно признана педагогами. Практически в любом детском саду есть уголок для развития мелкой моторики. Занятия такого профиля все чаще включаются в тематический план, особенно в ДОУ, где есть специализированные группы. Однако, как отмечают практики, эффективность тренировки тонкой моторики недостаточно велика.

При выполнении этих видов деятельности детьми используются в основном движения первых трех пальцев, которые постоянно активны и в быту, и в общении. Они составляют «социальную зону руки». Два последних пальца — безымянный и мизинец — находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны.

В занятиях по развитию тонкой моторики в основном используются движения сжатия, лишь изредка — растяжения и почти никогда — расслабления. Это может привести к излишнему повышению тонуса пальцев ребенка.

Для разностороннего, гармоничного развития двигательной функции кисти руки необходима тренировка всех трех типов составляющих: сжатия, растяжения и расслабления, по медицинской терминологии — сочетание попеременного сокращения и расслабления мышц-сгибателей и мышц-разгибателей.

Для получения максимального результата упражнения должны быть построены таким образом, чтобы в них сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти, использовались изолированные движения каждого пальца.

В специальной литературе нет единого понятия, определяющего деятельность пальцев руки. В эволюции этого термина прослеживаются: гимнастика для рук, пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый игротренинг, пальчиковая гимнастика. Последняя наиболее значима для организации коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.

У детей с нарушениями зрения особенно затруднительны дифференцированные движения рук и пальцев, они часто не соизмеряют усилий при действиях с предметами (сильно сжимают, роняют), темп выполнения упражнений замедлен, пальцы малоподвижны, движения неточны.

Основной формой организации занятий с детьми по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика — система специальных упражнений и игр, объединенных в комплексы.

К использованию специальных игр и упражнений существуют разные подходы.

Согласно международной классификации, игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый — собственно пальчиковые игры сидячие, второй — игры, которые, помимо тонких моторных действий, включают движения всего тела, прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна. Фольклорные игры имеют множество различных версий. Текстам могут сопутствовать разные движения и наоборот.

Особое значение имеют игры, использующие одновременные и однотипные движения рук, направленные на развитие согласованности и координации действий. Разнотипные движения требуют более высокого уровня регуляции и могут быть использованы при усвоении первых.

Коррекционная направленность пальчиковых игр и упражнений состоит в том, что они решают комплексную задачу развития движений, психических процессов и личности в целом, а также оказывают общеукрепляющее влияние на организм ребенка и повышают работоспособность мышц, сокращают сроки адаптации к выполнению физических нагрузок, способствуют усвоению детьми различного ритма, автоматизируют согласованную деятельность рук у детей.

Специальные упражнения по развитию тонких движений пальцев рук улучшают подвижность мышц, способствуют объединенной работе кистей рук, совершенствуя их координацию, что приводит к укреплению общего состояния здоровья детей. Кроме того, занятия по коррекции тонких движений пальцев рук позволяют детям успешно овладеть основами координационных механизмов, в сложных моторных актах перенести координационные отношения, которыми они овладели в процессе индивидуальных занятий, во фронтальные формы работы и широко применять их в метании, лазанье, ходьбе.

Для детей дошкольного возраста характерна подражательность, поэтому обучение двигательному действию начинается с его показа и подробного объяснения. При показе дается правильный образец выполнения упражнения (в целом и последовательно каждого элемента). Одновременные действия рук педагога и ребенка стимулируют качественное выполнение заданий.

Следует отметить основные принципы работы по развитию физических и физиологических свойств тонких движений пальцев рук: никакого насилия, импровизация, заинтересованность, видение и воображение; ассоциации, речевые приказы (словесные раздражители), речевой слух; произвольное внимание, память, конкретность задач и целей; неожиданность и новизна приемов. Игровые приемы и упражнения не могут надоедать, поэтому они всегда интересны и желанны для детей. В работе с детьми следует учитывать цель такой работы — это не механическая тренировка каких-то движений и двигательных действий, а планомерное и систематическое обучение новым двигательным действиям.

Народные пальчиковые игры составляют основу коррекции нарушений тонкой моторики, что очень важно в использовании изолированных движений каждого пальца.

Игры и упражнения с пальчиками под музыку, как один из приемов арттерапии, широко применяются в гимнастике. Такой вид самовыражения позволяет эксцентрировать внутреннюю напряженность тонких движений пальцев рук, усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление. Специально подобранная музыка может изменять характер движения пальчиков и придавать им уверенность. Для качественного выполнения движений используется иллюстративный материал

Характер рисунков (пальчиками, ладошкой) под музыку представляет собой сложное переплетение цветовых пятен, заполняющих пространство, отдельные абстрактные элементы рисунка руками взаимосвязаны друг с другом, плавно переходят один в другой, как будто подчиняясь какому-то закону.

Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно по 5 мин. Воспитатель, тифлопедагог, инструктор по физической культуре проводят гимнастику с детьми индивидуально или по подгруппам с учетом уровня развития мелкой моторики и состояния зрительного восприятия.

Если ребенок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнение включается в индивидуальные занятия, где он вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцами совершаются самостоятельно, и дети выполняют их активно.

Для формирования тонких движений пальцев рук успешно используются игры с пальчиками сопровождаемые чтением народных стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивающий хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, улавливать ритм речи. При первом знакомстве с игрой вначале читается текст стихотворения, дети слушают и выполняют соответствующие движения пальцами. Если в тексте встречаются непонятные слова и выражения, то они разъясняются в доступной ребенку форме. При повторном проведении игры ребенок вместе с педагогом произносит стихи, выполняя движения. Далее ребенок произносит текст частично, заканчивает фразу, начатую педагогом, выполняя движения пальцами. На последнем этапе заучивания ребенок произносит текст наизусть, целиком, соотнося слова с движениями пальцев.

Комплексы пальчиковой гимнастики составляются из 3—5 упражнений, из них одно упражнение — игры с текстом.

Утренняя гимнастика в детском саду для детей младшего

дошкольного возраста.

Комплекс №1

1. Подготовительная часть

Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ. Показываем, как шли большие ноги, бежали маленькие ножки. А как бегут большие ноги? (Дети изображают бег, сопровождая движения звукоподражанием).

2. Основная часть

-Вы слышали, как ударяют о землю капли дождя? Сначала редко: кап… кап… А потом все быстрее: кап, кап, кап. Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить. Зонтик поскорей раскроем, От дождя себя укроем. Воспитатель раскрывает зонт, дети прячутся под ним. – Подул сильный ветер: фу-у-у! Покажите, как дует ветер. Прогнал тучи. Кончился дождик! Поднимите ручки вверх, потянитесь, помашите ручками, поздоровайтесь с солнышком! Обрадовалось солнышко, засияло, пустило свои лучики к деткам. А деток нет. Спрятались. (Дети приседают, прячут лицо в ладошках). –Где же наши детки? (Дети выпрямляются.) Вот они! Снова набежали тучки. Закапал теплый дождик. Дети обрадовались, запрыгали. Дождик, дождик, веселей, Капай, капай не жалей. Только ног не замочи, Зря в окошко не стучи! (произвольные прыжки)

3. Заключительная часть

Солнца лучик прилетал, с нами весело играл. Мы в деревья превратились, дружно солнцу поклонились. (дети низко наклоняются, выпрямляются.) Спокойная ходьба в колонне.

Комплекс №2

» В лесу»

1. Подготовительная часть а) Дует ветер нам в лицо (И.п.: стоя, руки вверх) Закачалось деревцо (наклоны вправо – влево) Ветерок еще подул, Вправо-влево их нагнул. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. (выпрямились, потянулись вверх)

б) «Соберем цветы» И. п.: основная стойка. Наклониться, достать руками до пола, выпрямиться. в) «Поищем цветы» И. п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Приседания. г) К детям зайчик прибежал, возле деток прыгать стал. Прыг, скок, прыг, скок – догоняй меня дружок! (прыжки, переходящие в бег. Дыхательные упражнения)

3. Заключительная часть Дети ложатся на спину, расслабляются. На полянке потеплело, солнышко нас всех согрело. Мы лежим, спокойно дышим, щебетанье птичек слышим. Ручки теплые у нас – отдыхают! Ножки теплые у нас – отдыхают! Отряхнули мы песок, на носочки встали, облако достали. Потянулись, улыбнулись, окончательно проснулись.

Комплекс №3

«Игрушки»

1. Подготовительная часть Ходьба стайкой за воспитателем. Зашагали ножки – топ, топ, топ! Прямо по дорожке – топ, топ, топ! Ну-ка, веселее – топ, топ, топ, это наши ножки – топ, топ, топ! (Бег по кругу) Быстро ножки топочите, детки весело бегите. Вот так быстро мы бежали и немножечко устали. Встали детки дружно в ряд, на зарядку все подряд!

2. Основная часть а) «Самолет» Руки в стороны – в полет отправляем самолет. (И.п: стоя, ноги врозь, руки в стороны. Наклоны вправо – влево. (3-4р.) б) «Жук» Жук упал и встать не может, ждет он, кто ему поможет. Я на помощь прибегу, встать жуку я помогу. (И.п.: лежа на спине, махи согнутыми руками и ногами). в) «Барабан» И.п.: сидя, согнув ноги, стопы параллельно, ритмично постукивать по полу носком правой и левой ноги поочередно. Бум, бум, барабан, что за шум и тарарам? Бум, бум, барабан, просыпайтесь по утрам! г) «Мяч» Подскоки на двух ногах. Мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой! (разбегаются по залу).

3.Заключительная часть

Вот как детки убегают, а мне надо их догнать. Вот как детки убегают, а мне надо их поймать. А я деток не пугаю, а я деткам говорю: Подойдите, поглядите, как я вас люблю! (дети подбегают к воспитателю, он обнимает их).

Комплекс №4

«Ребятки на зарядке»

I. Подготовительная часть

(Ходьба друг за другом)

Посмотрите-ка на нас, зайчики и белочки,

Как шагают хорошо мальчики и девочки.

Раз и два, и раз и два весело и дружно,

Раз и два, и раз и два нам побегать нужно.

II.Основная часть

ОРУ:

1.Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

Потягуни — потягушечки от носочков до макушечки.

Мы потянемся – потянемся, маленькими не останемся.

(Дети поднимают руки вверх, встают на носочки и потягиваются.)

2. А теперь ребятки поиграем в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять. Я иду ребят искать.

Где мои ребятки? ( Дети: «Вот они!»)

( Присесть, руки положить на колени, голову опустить. На слова: «Вот они!» — выпрямиться, встать.

3. Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

(подскоки на месте).

III. Заключительная часть.

1. Дыхательное упражнение.

Будем вместе, не спеша, надувать воздушный шар.

( Вдох через нос, руки поднести ко рту, сильный выдох через рот, вытягивая губы.)

2. Ходьба босиком по массажным дорожкам.

Оборудование: массажные коврики.

Комплекс №5

«Мой веселый звонкий мяч»

I. Подготовительная часть.

( Построение в колонну по одному)

Начинаем мы зарядку. Встали ровно, по порядку.

Улыбаемся друг другу и шагаем мы по кругу.

(Обычная ходьба вокруг мячей, расположенных по кругу).

А теперь бегом, бегом вокруг мячиков кругом.

Вокруг мячиков кругом все бегом, бегом, бегом.

(бег по кругу)

Вокруг мячиков бежали, наши ноженьки устали, (замедляют темп)

Постоим мы отдохнем, дружно мячики возьмем, упражнения начнем.

II.Основная часть

ОРУ:

1. «Поднимаем мяч высоко»

И.п.: ноги вместе, мяч в руках впереди. 1-2- поднять мяч высоко над головой, 3-4-и.п. (3-4 раза)

2. «Вот он!»

И.п.: ноги врозь, мяч перед грудью; 1- наклон вперед прогнувшись, мяч вперед, сказать: «Вот он!». 2- и.п. (3-4 раза)

3. «Тук-тук»

И.п.: ноги врозь, мяч в руках впереди. 1- присесть, постучать мячом о пол, сказать : «Тук-тук!». 2- и.п. (3-4 раза)

4. «Девочки и мальчики прыгают, как мячики»

И.п.: о.с. 1-6- подскоки на месте, 7-10- ходьба в разных направлениях.

III.Заключительная часть

Перестроение в колонну по одному, обычная ходьба по кругу. Дети идут мимо корзины и кладут в нее мячи.

Оборудование: мячи.

Комплекс №6

«Лошадки»

I. Подготовительная часть

Эй, ребята, что вы спите? На зарядку становитесь!

Справа — друг, и слева — друг! Вместе все в веселый круг!

(ходьба по кругу, взявшись за руки).

II. Основная часть

ОРУ:

1. Эй, лошадки, все за мной, поспешим на водопой!

Вот широкая река, в ней холодная вода. Пейте, пейте! (плавное разведение рук в стороны и наклоны: лошадка пьет воду)

2. Хорошая водица, постучим копытцем. ( Поочередное притопывание правой -левой ногой: лошадка стучит копытцем)

3. Полуприседания с выпрямлением рук вперед.

Едем, едем на лошадке, цок, цок цок, цок.

По дорожке гладкой, гладкой, цок, цок, цок, цок!

4. Едем на лошадке

(прыжки – подскоки произвольно)

III. Заключительная часть

Спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.

Гоп, лошадки, не лениться! Выше ножки поднимайте!

Гоп, гоп, гоп мои лошадки, веселей шагайте!

Комплекс №7

«Зимние забавы»

I. Подготовительная часть

Дети под музыку входят в зал.

Бим – бом, бим – бом, в детский садик мы идем.

Будем весело шуметь, бегать, прыгать, песни петь.

(Бегут по кругу, затем идут шагом, восстанавливая движение)

Мы шагаем по дорожке, укрепляем наши ножки.

II.Основная часть

ОРУ:

Выпал беленький снежок, собираемся в кружок.

Как холодно, мы замерзли. Давайте сделаем зарядку, чтобы согреться.

1.Что-то мои рученьки и ноженьки замерзли. А ваши? Есть у меня волшебные снежки, которые помогут согреть наши ручки и ножки. ( Берут коррекционные мячи и выполняют коррекционные упражнения: катание мяча между ладонями вверх и вниз и по кругу; сидя на скамеечке катают мяч по полу стопами от носка к пятке и обратно).

2.Наклоны вправо – влево

Вправо – влево наклоняйся, согревайся, согревайся.

3. Ко мне скорее подходите и снежки с собой возьмите.

Будем бегать и играть, снежками друг в друга попадать.

4. Прыжки вокруг «снежка», положенного на пол.

(произвольно)

III. Заключительная часть

Согрелись, малыши, молодцы!

Здоровье в порядке, спасибо зарядке!

(Ходьба по кругу).

Оборудование: Снежки из ваты.

Комплекс №8

I. Подготовительная часть

Раз, два, три, четыре, пять! Дети встали дружно в ряд!

Раз, два, три, четыре, пять! На зарядку все подряд!

(обычная, затем ускоренная ходьба)

Дети весело шагают, ножки выше поднимают.

(бег в медленном темпе)

Дети весело бегут и ничуть не устают.

(ходьба с замедлением темпа)

Дети весело шагают и зарядку продолжают.

( перестроение в круг)

II. Основная часть

ОРУ:

1. Дети мышцы укрепляют, руки в локотках сгибают.

И.п.: стоя, ноги врозь, руки в стороны, ладонями вверх. 1 — руки к плечам, кисти в кулак. 2 — и.п. (3-4 раза).

2. Наши дети очень смело повернулись вправо – влево.

(повороты туловища вправо – влево. 3-4 — раза)

3. А теперь вы наклонитесь и коленочек коснитесь.

(наклоны вперед с касанием коленей руками. 3-4 раза)

4. Прыг – скок, прыг – скок, прыгать весело дружок!

( прыжки на двух ногах с поворотом вокруг)

III.Заключительная часть

Построение в колонну по одному, спокойная ходьба по кругу.

У зарядки есть начало, у зарядки есть конец.

Кто зарядку с нами делал, тот, конечно, молодец!

Комплекс №9

«Погремушки»

I. Подготовительная часть

Мы привыкли к распорядку. Чтобы бодрым быть весь день,

По утрам на физзарядку становиться нам не лень!

( Ходьба по кругу, бег врассыпную, перестроение в произвольном порядке)

II. Основная часть

ОРУ:

1. «Покажи и спрячь»

2. «Присядь и постучи»

3. «Дотянись»

И.п.: сидя, погремушка в правой руке. 1- наклониться вперед, дотянуться погремушкой носков ног. 2- и.п. После двух повторений переложить погремушку в левую руку.

4. Прыжки.

Подскоки на месте, встряхивая погремушкой. Дыхательное упражнение «вдох – выдох».

III. Заключительная часть

Зашагали наши ножки – топ, топ, топ!

Прямо по дорожке – топ, топ, топ!

Топают сапожки – топ, топ, топ!

Это наши ножки – топ, топ, топ!

(ходьба)

Оборудование: погремушки

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *