Международная группа исследователей из США и Швейцарии пришла к выводу, что древнеегипетская цивилизация эллинистического периода погибла из-за глобального изменения климата, вызванного извержением вулкана. В результате нарушился водный режим Нила, что, в свою очередь, привело к неурожаю, голоду, эпидемиям и междоусобицам. «Лента.ру» рассказывает о новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Communications.

Древний Египет существовал только благодаря Нилу, растянувшемуся на шесть тысяч километров по северо-востоку Африки. Все древнеегипетские города были построены в долине этой реки. От ежегодных разливов Нила зависела жизнь древних египтян, их экономика, культура и религия. Илистыми водами, богатыми минералами и органическими веществами, орошали (и орошают по сей день) сельскохозяйственные земли. Река затапливала обширные пойменные территории, повышая плодородность почвы. После схода воды жители долины приступали к севу хлебных злаков, например ячменя. По берегам рос и тростник, из которого изготавливали главный писчий материал древности.

В четвертом веке до нашей эры Древний Египет эллинизировался: долина Нила вошла в состав Македонской империи. После смерти Александра Великого его империя распалась, а в Египте пришла к власти династия Птолемеев. Однако еще при своей жизни царь и полководец успел задать направление развития страны. В дельте реки была построена новая столица — Александрия, которая стала одним из центров распространения греческой культуры, науки и искусства. Здесь находились Александрийская библиотека и одно из семи чудес света — 120-метровый маяк, тут учились и работали Евклид и Архимед.

Естественно, уровень воды в Ниле во время паводков год от года варьировался. Наводнение было то сильным, то слабым. Птолемеевский Египет научился снижать риски с помощью дополнительных мер и приспособлений. Земли, которые не получали достаточно влаги, орошали с помощью таких механизмов, как чигирь — колесо с ковшами, подававшее воду из реки в систему водоканалов. В худшем случае положение спасала торговля с соседними государствами.

Бог подаст

Нил питается множеством притоков. Особую роль в паводках играют наиболее полноводные Голубой Нил и Атбара, берущие начало с Эфиопского нагорья. В июне здесь начинается период муссонных ливней, и уровень воды в реке повышается. До XX века, пока в долине не построили гидрокомплексы, наводнение продолжалось до конца октября, достигая пика в августе-сентябре. После того как вода отступала, обнажая покрытую илом почву, приходил вегетационный период, продолжавшийся до февраля, когда египтяне пахали и высаживали семена на орошаемых полях.

Древние египтяне понимали, что их жизнь сильно зависит от разливов Нила. Это природное явление олицетворял отдельный бог — Хапи. Жрецы проводили ритуалы, которые, согласно верованиям, обеспечивали ежегодные наводнения. Жрецы также следили за уровнем воды в реке, используя для этого специальные сооружения — ниломеры. Это позволяло предсказывать, насколько сильным будет очередное наводнение. Если уровень воды был слишком низок, в ход шли обряды. Но Хапи не всегда мог помочь египтянам.

Мощные извержения вулканов за десятки тысяч километров от Египта сильно влияли на водный режим Нила. Сернистые газы, выбрасываемые в атмосферу, охлаждают тропосферу, сказываются на распределении влаги и количестве осадков, выпадающих по всему земному шару. В частности, сдвигаются ячейки Хэдли — циклы, характеризующиеся восходящими потоками воздуха у экватора и нисходящими в субтропиках. В результате муссонные ливни перемещаются на другие территории, что вызывает засуху.

Лавочка закрылась

Исследователи проанализировали данные наблюдений за уровнем воды в Ниле, которые велись с 622 года нашей эры на Исламском ниломере на острове Рода (Каир) вплоть до возведения Асуанской плотины, изменившей водный режим реки. Показатели сопоставлялись с периодами вулканической активности, о которых известно по результатам исследования ледяных кернов. Выяснилось, что во время крупных извержений паводки были слабее.

Ученые также сравнили даты политических конфликтов в птолемеевском Египте, в частности, восстаний против правящей династии, и активности вулканов. Оказалось, что природные катастрофы в 247 и 244 годах до нашей эры, в период Третьей сирийской войны, вызывали неурожай в Египте, что повлияло на решение Птолемея III заключить мир с государством Селевкидов (современная Сирия). Римский историк Марк Юстин отмечает, что египетский царь мог захватить всю территорию противника, однако ему пришлось заняться внутренними волнениями и потратить много ресурсов на поддержание стабильности и борьбу с голодом посредством ввоза зерна с территорий, не пострадавших от засухи.

Исторические документы подтверждают, что на фоне извержений в Египте увеличивалось число актов продаж земель другим семьям. В благоприятные годы собственность обычно передавалась по наследству. Неурожай вынуждал государство продавать облагаемые налогом земли, оказавшиеся бесплодными, через аукцион, что приводило к кровопролитным крестьянским восстаниям и усиливало нестабильность в стране.

Извержения в 168, 164, 161 годах до нашей эры, по мнению ученых, связаны с фактическим поражением эллинистического Египта в Шестой сирийской войне. Царь Селевкидов Антиох IV подчинил почти всю территорию Египта, что вынудило вмешаться в конфликт Рим. Это лишило страну независимости. Гибель Клеопатры, последней из правящих Птолемеев, и окончательный переход Египта к Древнему Риму последовали за периодом неурожая, голода, продажи земель, эпидемии чумы и депопуляции сельских районов. Эти бедствия были, вероятно, связаны с крупным вулканическим извержением в 44 году до нашей эры, третьим по силе за последние 2500 лет.

На рубеже XVIII – XVII веков до нашей эры Египет, вновь впавший в состояние раздробленности, оказался легкой добычей гиксосов, вторгшихся из Азии, их владычество длилось 100 – 150 лет, и предание о нем как о страшном времени жило на протяжении всей древней истории Египта. Гиксосы – это союз азиатских кочевых племен, сложившийся на территории Синая и Южной Палестины в конце XVIII века до нашей эры. Около 1675 года до нашей эры гиксосы во главе с царем Салитисом обрушились на ослабевший Египет и покорили его; при этом северо-восток Египта с новой гиксосской столицей в Хат-Уаре (Аварисе) был включен в их державу, прочие египетские области признали верховное владычество гиксосских царей, принявших официальную титулатуру фараонов и стремившихся проводить политику религиозного синкретизма: как часто бывает, кочевники-завоеватели подпали под влияние превосходившей их по уровню развития и численности населения египетской цивилизации.


Фараон Тутанхамон

Первоначально эта политика имела успех и первые шесть фараонов-гиксосов остались в официальном царском списке Египта в качестве законной династии «царей чужеземных стран» (древнеегип. «хеку-хасут»); позднее, в перечислении египетский историка и верховного жреца в Гелиополе Манефона (вторая половина IV – начало III века до нашей эры) они стали известны и античной традиции.

Гиксосы не были сплочены и не смогли образовать единую державу, правители Фив, оставаясь относительно независимыми, возглавили борьбу против завоевателей, Яхмос I, родоначальник XVIII династии, овладел крепостью гиксосов Аварисом и довел борьбу с завоевателями до победного конца. Так началась эпоха нового царства (1580 – 1085 годы до нашей эры), время правления XVII – XX династий, при которых Египет занял ведущее положение в Восточном Средиземноморье. При фараоне Тутмосе I (вторая половина XVI столетия до нашей эры) Египет превратился в мощную державу, южная граница которой продвинулась за третий порог Нила. Тутмос I совершил поход к Евфрату и разгромил в Северной Месопотамии государство Митанни. На первую половину XIV века до нашей эры приходится царствование Аменхотепа IV (Эхнатона), с именем которого связана важнейшая религиозная реформа, которая не была продолжена после его смерти, его наследники меняли культ за культом, вследствие чего полностью лишились государственной поддержки.

При Рамсесе I (XIX династия) начались длительные войны с хеттами за господство над Сирией, знаменитая битва под сирийским городом Кадеш, в которой участвовало до двадцати тысяч воинов с каждой воюющей стороны. Египтяне не сумели в первом же бое взять Кадеш, и война растянулась на два десятка лет, после чего был подписан мирный договор. При наследнике Рамсеса II, его тринадцатом сыне Мернептахе, и Рамсесе III, сыне основателя XX династии Сетнахта, на Египет обрушились волны завоевателей – народов моря и ливийских племен. С трудом отразив натиск врага, страна оказалась на пороге серьезных потрясений, которые появились от частой смены правителей, от усиления власти номовой знати, частых мятежей и заговоров, а также постепенном падении военного престижа Египта и утрате им своих иноземных владений.

Эпоха Нового царства была для Египта периодом не только новых завоеваний, но и бурного экономического роста, стимулированного притоком в страну огромного количества сырья, скота, золота и рабочей силы в виде пленных. Во времена Нового царства отмечалось широкое применение труда рабов, но основным производителем материальных благ по-прежнему оставалось трудовое население Египта, опутанное всевозможными видами повинностей. К началу XI века до нашей эры в Египте образовались два царства: Нижнеегипетское с центром в Танисе и Верхнеегипетское в Фивах. К тому времени Сирия, Финикия и Палестина уже вышли из-под влияния Египта, северная половина которого была наводнена ливийскими военными переселенцами во главе с вождями, находившимися в союзе с египетскими властями.

Один из ливийских военачальников Шешонк I (945 – 924 годы до нашей эры) основал XXII династию, но его власть, как и власть его преемников, не была прочной, и при ливийских фараонах (IX – VIII столетия до нашей эры) Нижний Египет распался на ряд отдельных областей. В конце VIII века до нашей эры нубийский царь Пианхи захватил значительную часть Верхнего Египта и Фивы, местное жречество оказало поддержку завоевателям, надеясь с их помощью вернуть себе господствующее положение, но правитель Нижнего Египта Тефнахт с помощью ливийцев выступил против нубийцев, был вскоре разгромлен и вынужден был сдаться на милость победителей. После этого некоторое время Египтом правил нубийский царь Шабака, затем нубийский фараон Тахарка, который был убит ассирийским царем Асархаддоном.

Освобождение и объединение Египта осуществил основатель XXVI династии Псамметих I. При его преемниках Египет некоторое время снова властвовал над Сирией и Палестиной, тщетно пытался захватить Иерусалим, эллинское государство Кирену, персидские земли, однако в 525 году до нашей эры персы во главе с царем Камбизом II захватили Египет и надолго установили в Египте свое господство. Египет же несколько раз добивался кратковременной независимости от персидских властей (XXVIII – XXX династии), пока не был завоеван Александром Македонским в 332 году до нашей эры, в котором египтяне первоначально видели освободителя от гнета персов. Время фараонов закончилось, начиналась следующая эпоха.
Далее ► Египетская культура

Public domain

Археологи нашли еще одно подтверждение того, что гиксосы, которые правили древним Египтом в 1650-1540 годах до нашей эры, не завоевывали страну, а мигрировали с востока. По-видимому, женщины гиксосов выходили замуж за знатных египтян, а их потомки постепенно вытеснили местную элиту. Исследователи пришли к такому выводу, проанализировав соотношение изотопов стронция в останках жителей Авариса, столицы гиксосов. Результаты исследования ученые представили на 88 ежегодной конференции Американского общества физической антропологии, которая прошла в Кливленде. Кратко о работе рассказывается на сайте Science News.

Гиксосами называют племена (возможно, семитского происхождения), которые появились на севере Египта в эпоху правления фараонов XIII династии, до 1650 года до нашей эры. О них известно мало, в основном из трудов историков, которые были написаны более чем через тысячу лет после их исчезновения, либо из редких сохранившихся источников эпохи борьбы египтян с гиксосами. Древние историки изображают гиксосов ордами, вторгшимися и захватившими часть страны. Они познакомили египтян с военными колесницами, принесли с собой новые виды мечей и кинжалов, металлические шлемы и новый тип щитов. Однако некоторые современные историки и археологи считают, что военного вторжения не было, а была мирная, или практически мирная миграция. Доказательств войны или сражений, которые происходили бы на территории Египта в тот период, очень мало. Приверженцы этой теории считают, что фараоны XIII династии были слабыми правителями и не смогли воспрепятствовать появлению большого количества переселенцев.

Гиксосы основали XV династию, которая правила в северной и центральной части страны. В это же время юг Египта оставался под управлением фараонов XVI-XVII династий. Последние фараоны XVII династии начали войну против гиксосов и около 1540 года выгнали последнего царя гиксосов из страны. После этого править страной стал Яхмос I, основавший XVIII династию.

Столицей государства гиксосов был город Аварис, находившийся в дельте Нила. Его населяли примерно с 1780-х до 1550-х годов, до момента, когда Яхмос I изгнал гиксосов из страны и разрушил их столицу. Сейчас на этом месте находится место Тель эль-Даба, где ведутся археологические работы. В Аварисе были найдены гробницы местной элиты, созданные в ханаанском стиле, в которых сохранились погребальные дары.

Археологи Кристина Стантис (Christina Stantis) и Холгер Щутковски (Holger Schutkowski) из Борнмутского университета предположили, что сначала в Египте с востока появились женщины, которые выходили замуж за знатных египтян, а их потомки постепенно вытеснили представителей местной элиты. Ученые проанализировали соотношение изотопов стронция и кислорода в останках 71 человека, похороненного в Аварисе. Примерно половина из них умерла до появления гиксосов в Египте, половина — во время их правления. По соотношению изотопов кислорода и стронция в зубах можно понять, из какой местности произошел человек. В качестве референтных данных ученые проанализировали соотношения изотопов в костях найденных в Тель эль-Даба животных, а также в раковинах и образцах местных пород.

Оказалось, что из 27 женщин, живших в Аварисе незадолго до появления гиксосов, 21 по происхождению была не из долины Нила, а из других мест. В то же время, практически все знатные мужчины, умершие примерно в это время, были местными уроженцами. Ученые считают, что их результаты подтверждают сценарий, по которому незадолго до начала миграции женщины гиксосов выходили замуж за представителей местной элиты.

Исследователи фиксировали «матримониальные» миграции женщин не только в Средиземноморье. Женщины, жившие в Европе в медном и бронзовом веках, тоже выходили замуж «за рубеж» и, возможно, способствовали распространению технологий и культуры.

Екатерина Русакова

Ополчение нома — военное формирование, существовавшее в каждом номе, административной единице Древнего Египта.

Эта статья рассказывает о древнеегипетских армиях Раннего, Древнего и Среднего царств. Начиная с Нового царства можно говорить уже о полноценной регулярной армии.

История

По господствовавшей в египтологии до 1970-х годов теории, номы — это первые примитивные государства в Древнем Египте, ставшие позже административными единицами объединённой страны. Сегодня некоторые исследователи связывают возникновение номов с административными преобразованиями раннединастического времени.

Каждый ном имел свои установленные границы, политический и религиозный центр, войско, богов-покровителей и символ-герб.

У каждого нома было свое ополчение, которое набирали из крепких мужчин и снаряжали за счет местного князя. В дополнение небольшой отряд выставлял храм, а финансовое ведомство содержало солдат, чтобы защищать отряды рабочих, которых посылали в каменоломни или рудники. Существовала также и полиция, однако ее в основном (если не целиком) набирали из представителей определенных нубийских племен. В случае, если Египет сталкивался с угрозой войны, все эти разные отряды вооружали из царского арсенала и объединяли под командованием человека, избранного, чтобы встретить опасность. Отряды классифицировали по их оружию на копьеносцев и лучников. Первые были вооружены длинными копьями с медными или бронзовыми наконечниками и большими щитами, покрытыми кожей. Лучников же снабжали луками и стрелами. Помимо этого оружия воины носили с собой топоры, пращи и короткие кинжалы.

Как и у шумеров, в Египте непрерывно шли междоусобные войны. Кроме того, египтянам постоянно приходилось противостоять разрозненным племенам ливийцев, нубийцев, сирийцев и кочевников-бедуинов, совершавшим частые набеги на территорию страны. Уже во времена Раннего царства фараоны предпринимали ответные походы в земли противников. Например, фараон Мен успешно воевал с ливийцами и нубийцами.

Египетская армия XI-ой династии (XXII — XX века до н. э.).

Дене-Семти (судя по таблице из слоновой кости, найденной в Абидосе) разрушил ряд крепостей народа Унутов (скорее всего, одно из сирийских племен, названное египтянами по наименованию крепости Унут.

Семерхет совершил несколько походов против бедуинов. На рельефе, найденном в Вади-Магхара, изображен фараон, повергающий врага к своим ногам ударом булавы.

Снофру вел войны с азиатами (возможно, тоже сирийцами). На том же рельефе высечена символическая сцена, подобная предыдущей.

Наскальные рельефы в Вади-Магхара восхваляют и победы фараона Сахура над ливийцами (техену).

Начало Среднего Царства ознаменовалось распадом уже было собранного в единое целое фараонами VI династии государства на номы. Началась гражданская война между группировками номархов, центрами которых были Гераклеополь и Фивы. Эта война длилась более тридцати лет. Победу в ней одержал правитель Фив Ментухотеп II.

В этот период противниками Египта вновь оказались племена ливийцев, нубийцев, а также сирийские или семитские племена азиатов (иунтиу, ментиу, хериуша).

С ними успешно воевал основатель XII династии Аменемхет I и его последователи.

Фигурки воинов, датируемых Средним царством, 11 — 12 династиями.

В конце Среднего Царства, на рубеже XVIII – XVII вв. до н. э. Египет снова приходит в упадок и в очередной раз дробится на номы. Небольшие отряды номархов, воющие каждый сам по себе, не смогли остановить решительного вторжения объединенных племен под общим названием «гиксосы». Они мощной волной нахлынули в страну через Суэцкий перешеек. В союз гиксосов входили племена хериуша, меннтиу-сатет, аму; возможно, египтяне называли так племена протохеттов, хурритов, митанийцев, эламитов, кутиев, каситов.

Для египтян оказалась совершенно незнакомой военная тактика гиксосов, широко использовавших боевые колесницы. Разумеется, в египетской армии были повозки, запряженные лошадьми. Возможно, колесницы даже использовались в бою, но очень ограниченно, они не были боевыми в полном смысле. На них ездили лишь военачальники и фараоны. Конечно, число этих повозок было «каплей в море» по сравнению с целыми армиями боевых колесниц гиксосов.

Видимо, незнакомая тактика очень смутила египтян, так как их отряды разбегались, в большинстве своем даже не приняв боя. Доказательством может служить тот факт, что гиксосы захватили Нижний Египет очень быстро и без больших потерь. Лишь позднее египтяне поняли, что, наряду с достоинствами, колесницы имели и серьезные недостатки.

Одним из первых гиксосских царей в Египте был НубтиСэт, а столицей нового царства стал Аварис.

Гиксосы не обладали профессиональным войском, сплоченным дисциплиной, вследствие чего покорить Верхний Египет не смогли. Установилось «военное равновесие», когда ни одна из сторон (ни Аварис, ни Фивы) не могла разгромить другую. Видимо, египтяне, оправившись от первого шока, разглядели все же слабые стороны новой тактики и смогли, наконец, ей противостоять. Но чтобы вести активные действия против захватчиков сил пока было недостаточно, нужна была сильная власть, способная реорганизовать армию и объединить страну. Такой власти не было, пришлось выплачивать дань гиксосам в ожидании момента, когда обстоятельства сложатся более удачно.

Этот момент не наступал на протяжении ста лет, пока Камос — последний правитель 17-й династии не начал освободительную борьбу против гиксосов. Этот фараон правил всего три года — с 1555 по 1552 год до н. э., но именно он положил начало войне. Ее продолжил Яхмос I, основатель 18-й династии.

Изгнание гиксосов сопровождалось неожиданным изменением в военной организации империи. Нерегулярное и плохо организованное ополчение уступило место большой регулярной армии, приобретшей в сражениях против войск государств Западной Азии строгую дисциплину и закалку. Освободительная война пробудила в традиционно миролюбивых египтянах жажду военной доблести, а Сирия представляла широкое новое поле для ее применения. Ядро армии составляли египтяне, с течением времени его усилили за счет отрядов наемников из всех окружающих стран. Пехота в тот период была вооружена почти так же, как прежде, а их одежда практически не изменилась. Однако и копьеносцы, и лучники в дополнение к своему обычному вооружению получали небольшие булавы или боевые топоры, а также, немного позднее, короткие мечи или кинжалы.

Тактика и оружие

Ранее и Древнее царство

До нас дошло слишком мало достоверных источников, отражающих структуру боя и тактику Древнего и Раннего царства, но вполне правдоподобно предположение, что их способы ведения войны были схожи со способами ведения войны у шумеров. Такое предположение обусловлено тем, что социальное и экономическое устройство этих двух регионов были очень похожи. В Египте, как и в Шумере, отсутствовало политическое единство; страна состояла из областей — номов, каждым из которых правил номарх. Соответственно, для поддержания собственной власти номархи вынуждены были содержать военные отряды. Жреческая каста также нуждалась в мощной поддержке военных соединений для защиты и охраны храмов.

Для того, чтобы совершать успешные походы, необходимы войска, имеющие серьезную боевую подготовку; судя по приведенным данным, египетская армия была подготовлена достаточно хорошо.

Древнеегипетское ополчение освоило строй — фалангу, а впоследствии и развило её.

Египтяне, в отличие от шумеров, уже в древности придавали первостепенное значение стрелковому оружию. Разновидности древнеегипетских луков хорошо представлены в книге М. В. Горелика «Оружие Древнего Востока».

В подразделениях стрелков воевали как наемники из соседних племен, так и собственно египетские воины.

Колесниц, по-видимому, египтяне в то время не знали. Во всяком случае, до нас не дошло никаких изображений этого рода войск.

Уже изначально египтяне отказались от тяжелого шумерского щита, который приходилось держать двумя руками. Для первой шеренги они предпочли более легкий, рамочный щит, состоящий из деревянного каркаса и натянутых на него нескольких слоев кожи гиппопотама или быка. В высоту он достигал роста человека, но, в отличие от шумерского, в верхней части был закруглен, что позволяло воину, укрывшись за ним, наблюдать за противником; срезанные углы увеличивали поле его зрения. Уменьшение веса щита привело к тому, что, помимо него, воины первой шеренги могли пользоваться еще и оружием ближнего боя: секирой, булавой или топором; облегченным щитом можно было манипулировать одной рукой.

Интересно, что не сохранилось изображений бойцов с такими щитами, использующих копье — но лишь ручное оружие. Возможно, египтянами техника копейного боя при наличии таких крупных щитов освоена не была. Зато удар секиры в ближнем бою оказывался очень сильным, так как наносить его можно было при полном размахе либо от левого плеча, либо от правого. Причем сам удар был направлен вдоль кромки и щита не задевал его, поскольку слегка зауженная и закругленная (или заостренная) верхняя часть была специально приспособлена, чтобы не мешать бойцу. Воину, рубящему секирой или топором не было необходимости открывать себя для ведения боя; рука, не защищенная доспехом почти полностью находилась под прикрытием щита, в момент удара выступало лишь лезвие и древко оружия.

Щитоносцы окаймляли строй египтян со всех сторон: по фронту, с флангов и сзади (при этом воинам, стоящим в крайнем ряду правого крыла приходилось держать щит правой рукой, а удары наносить левой). Таким построением достигалась двойная польза: во-первых, когда не было уверенности в стойкости набранных ополченцев, их, подобным образом, лишали возможности во время боя броситься бежать; а во вторых, если была опасность нападения с тыла, то две-три последних шеренги просто поворачивались и, встав лицом к неприятелю, встречали его атаку. Такой строй представлял собой своеобразную передвижную крепость.

Воины, находящиеся внутри фаланги, в качестве основного оружия использовали копье. Возможно, что вначале они, как и шумеры, не были вооружены щитами, но через какое-то время поняли, что щит все же необходим для прикрытия от стрел, пущенных по крутой дуге. Естественно, не было необходимости делать его очень большим; он прикрывал торс от шеи до линии бедер. Конструкция малого щита была примерно такой же, как и конструкция большого. Могли также использоваться различные варианты плетеных щитов.

Воины второй шеренги, вооруженные щитами и копьями, наносили в ближнем бою удар от бедра в промежутки между щитами первой шеренги (египтяне никогда не имели копий большой длины, максимум — чуть больше 2-х метров).

Бойцам третьей шеренги из-за ограниченности обзора приходилось бить от головы, по линии лица и плеч противника.

Четвертая и последующие шеренги, состоявшие из ополченцев, держали копья наконечниками вверх и создавали давление на передние ряды.

Вообще, как для Древнего Востока, так и для стран античности характерны удары копьем только от бедра (или от пояса) и от головы. Никаких изображений, где воины держат копье под мышкой, сохранившихся с тех времен, нет. Этот способ появился лишь в средние века.

Египтяне не уделяли достаточного внимания защитному снаряжению, использовали его минимально. Головы их защищали войлочные шапки, напоминавшие парики; торс — мягкие доспехи, сделанные по шумерскому образцу. Руки и ноги почти никогда не защищали. Сохранилось чуть ли не единственное изображение поножей на рельефе эпохи Аменхотепа III (18 династия). Что касается наручей, то изредка они встречаются на запястьях; часть предплечья, плечо и кисть остаются открытыми.

Есть сведения, что египтяне использовали в бою бумеранги. Но, если даже это действительно так, их применение не стало массовым. Отдельного рода войск, вооруженного бумерангами, не существовало. Скорее всего, их использовали в качестве дополнительного метательного оружия гимнеты и копьеносцы.

Как и всякий народ, отводящий военному делу одну из главнейших ролей в жизни страны, египтяне специально обучали своих воинов искусству боя. При этом огромное внимание уделялось умению фехтовать.

В качестве учебного оружия использовались палки, иногда с дугообразном гардой, закрывающей кисть руки. В храме Медина Абу, построенном Рамсесом lit (правда, это произошло уже по времена Нового Царства, но традиции фехтования существовали и в древности), сохранились изображения учебных поединков. Вот как описывают их авторы книги «История боевых искусств»:

« Палочный бой в Египте достиг высокого уровня. Он был очень разнообразен: дубинки имитировали меч или боевую булаву, иногда они имели специальные крюки для захвата оружия противника или великолепно оформленную гарду (такую, которая на клинковом оружии возникла лишь в XVII веке). Помимо одноручной фехтовальной палки, сочетавшейся с наручьем, которое закрывало невооруженную руку от кисти до локтя, была разработана техника боя двумя деревянными «мечами». Это, по-видимому, первая попытка осуществить обоеручный мечевой бой — и попытка весьма успешная…

В некоторых вопросах с авторами этого издания можно было бы поспорить, но здесь они правы. Из изображений видно, насколько важным египтяне считали умение владеть оружием обеими руками — сразу двумя или каждой из них.

Судя по всему, в Египте проводили границу между чисто спортивными соревнованиями и боевым искусством. Если хочешь обучить настоящего воина — не обойтись фехтованием на палках. В реальном бою важно было, затратив как можно меньше энергии, нанести по возможности больший ущерб противнику; лучше всего — одним-двумя ударами. В ход шли любые ухищрения: удары головой, локтем, щитом или ногами по любым уязвимым точкам.

Интересно изображение штурма крепости, найденное в гробнице Инги, номарха Гераклеополя в Дешаще, выше Фаюма.

Египтяне штурмуют крепость Недиа, расположенную к северу от реки Иордан, принадлежавшую какому-то из азиатских племен. Хорошо различимы фигуры двух пар воинов. Египетский воин наносит удар секирой одной рукой и одновременно бьет ногой по колену своего противника. В другой паре азиат защищается, пытаясь, стоя на одном колене, оттолкнуть египтянина движением ноги, а египетский воин рубит секирой, держа ее обеими руками. Щитов ни у тех, ни у других нет; возможно, утеряны или сломаны в процессе боя.

В конце Древнего Царства египтяне много воевали с бедуинами, так как стали вести обширную торговлю с областью (или городом) на побережье Красного моря, которую они называли Вади-Хаммамат и путь куда лежал через земли бедуинских племен.

Бедуины, успешно используя для военных целей верблюдов, постоянно тревожили египетских купцов неожиданными нападениями. Строя они не знали и вели, как почти все кочевые народы, только локальную войну, в которой им помогало знание местности, дорог и источников.

Постоянные войны Египта требовали все больше и больше людей. Каждый ном обязан был поставлять рекрутов, которые проходили в военных лагерях обучение — себаит. Начальником обучения был «мер себаит», он нанимал инструкторов для преподавания различных видов боя. Разумеется, особо ценились воины-инструкторы, обладавшие большим опытом и владевшие сразу несколькими типами оружия.

Среднее царство

Едва ли не первое в письменной истории описание поединка найдено именно в Египте. Это так называемый «Рассказ Синухета» периода Среднего Царства:

« Пришел сильный муж страны Ретену. Он вызвал меня из моего шатра. Это был выдающийся борец — не было такого другого — он одолел всю страну. Он вызвался бороться со мной и был уверен, что ограбит меня — его намерением было угнать мой скот, следуя совету своего племени…

Ночью я натянул лук, выпустил (несколько) стрел, извлек кинжал, вычистил свое оружие.

Когда рассвело, вся страна Ретену явилась и стала побуждать свои племена; она собрала соседние с нею области, ибо она затеяла эту битву. Когда тот прибыл ко мне, когда я стал, я стал против него… Его щит, боевой топор и пучок дротиков (или стрел) упал подле него, как я выманил его оружие и дал его стрелам миновать меня. Когда их больше не стало, и один пошел на другого, он кинулся на меня; я пронзил его — мой дротик засел в его шее. Он упал на нос, я поверг его собственным топором. Я испустил победный крик на его спине. Все азиаты воскликнули. Я воздал благодарение Монту, а домочадцы его оплакивали его.

Из рассказа можно сделать вывод, что профессиональный воин достигал такого уровня подготовки, что без особого труда мог уворачиваться от стрел и дротиков.

В период Среднего Царства тактика египетских войск мало чем изменилась. Основное отличие заключалось в более или менее усовершенствованном оружии.

Любопытная находка попала в руки археологов при раскопках гробницы номарха Месехти — две модели отрядов воинов. Оба отряда выстроены в 10 шеренг, по 4 человека в ряд. Половина из них — египтяне, вооруженные небольшими щитами и копьями, другие — наемные нубийские лучники, держащие пучки стрел в правой руке, а луки — в левой.

Судя по всему, скульптор изобразил какую-то парадную процессию. Воины вооружены не для похода и не для боя, так как дополнительного ручного оружия ни у кого из них нет. Стрелы лучники держат в руках, в то время, как обычно в военной обстановке для хранения стрел служили колчаны.

Копьеносцы, скорее всего, являются аконтистами (пехотинцами, вооруженными метательным оружием), поскольку длина копий явно недостаточна для боя встрою, они скорее напоминают дротики для метания.

Униформа

Форма у египетского ополчения была чрезвычайно простой. Она состояла из простой льняной юбки, спереди к которой добавлялся узкий кусок кожи в форме сердца для лучшей защиты нижней части тела. Шлемы и доспехи в ранний период, похоже, практически не были известны, а в руках солдат никогда не находили мечи.

Первые следы появления земледелия на территории Египта относятся к эпохе неолита (7 тысяч лет до н.э.), однако характерные для цивилизации черты появляются лишь к VI тысячелетию до н. э.

Человек начал переходить в этих местах к оседлости, активно развивалось скотоводство и земледелие, начали изготавливаться предметы погребального культа из терракоты, появилось гончарное ремесло.

Чтобы обуздать Нил, сделать его управляемым, люди начали возводить береговые дамбы, сооружать водоотводные каналы, насыпать поперечные плотины (3300 г. до н. э.).

В первой половине IV тысячелетия окончательно складывается система орошения, которая господствовала до середины XX столетия.

Во второй половине IV тысячелетия до н. э. «номы» — отдельные догосударственные общества, сложившиеся вокруг ирригационных систем, объединились в Верхне-Египетское и Нижне-Египетское царства. Центром Южного (Верхнего) Египта стал город Иераконполь, а Северного — Буто.

Древнеегипетское письмо не передавало гласных звуков, поэтому все названия и имена традиционно даются в древнегреческой транскрипции, которая значительно видоизменяла подлинное звучание.

Выделяют также 3050–2715 гг. до н. э., время правления I и II династий, в так называемый Ранний период, который предшествовал Древнему царству.

Основателем первой египетской династии и объединителем Египта считается полулегендарный царь Менее (Мина) (2950 г. до н. э.).

Еще Менесу приписывается основание «Белых стен» (Мемфиса) — города на левом берегу Нила, главной опорной крепости, контролирующей Дельту.

Многолетние войны на севере завершились окончательной победой при царе II династии Хасехемуи (2660 г. до н. э.), который, уничтожив до 50 тысяч северян, жестоко подавил восстание в Нижнем Египте.

С прекращением династической борьбы и с победой юга фактически начинается эпоха Древнего царства (2715–2192 гг. до н. э.), эпоха пирамид, когда столицей Египта становится Мемфис.

Одно из названий этого города (Хет-ка-Птах—Усадьба двойника Птаха) в греческом произношении звучало как Айгюптос, что дало современное название страны — Египет.

Во главе сложившегося единого египетского государства стоял царь, которого в литературе чаще всего называют фараоном (этот термин пришел из греческого языка). В период правления III–VI династий начинается строительство пирамид.

Первой считается пирамида фараона Джосера в Саккаре (около 2620 г. до н. э.), построенная архитектором Имхотепом. Внедрение папируса в качестве письменного материала помогло египтянам сохранять разнообразные научные сведения.

Установились прочные торговые связи с Ливаном и Сирией.

С VI династии (2290 г. до н. э.) начинается постепенный закат государства, закончившийся периодом бедствий и внутренних конфликтов. Чиновники, управлявшие областями (номархи) стали бесконтрольно править провинциями и по примеру фараонов принялись возводить величественные гробницы.

С другой стороны, при царе Меренре (2255–2246 гг. до н. э.) впервые не было возведено пирамиды фараона. После самого длительного в истории правления — фараона Пепи II (2246–2152 гг. до н. э.), во время правления VII–VIII династий, происходит распад государства, который сопровождался гражданскими войнами.

В последующую эпоху (IX—Х династий) Египтом правят две параллельные династии. Номархи (правители) Фив, объединив под своей властью другие номы Нижнего Египта, отказываются подчиняться фараонам, столица которых находилась в южном Египте (время правления IX династии) и впоследствии также провозглашают себя царями.

Таким образом, Верхним Египтом с центром в Фивах управляет впоследствии победившая XI династия, а Нижним Египтом со столицей в Гераклеополисе — IX—Х династии. Этот период называют Первым междувластием.

Обстановка в Египте изменилась в период Среднего царства (2040–1650 гг. до н. э., XI–XIV династии).

Фараоны Антеф III, Ментухотеп I и Ментухотеп II вновь объединяют Верхний и Нижний Египет, наместники лишаются какого-либо влияния. Фивы становятся культурно-политическим центром страны под покровительством верховного бога Амона.

Захвативший престол Аменемхет I основывает новую столицу, Иттауи, к югу от Мемфиса (1991 г. до н. э., XII династия).

В период своего правления, будучи опытным администратором, он собственноручно определил границы номов, ограничил власть номархов и строго регламентировал сферу их полномочий. Сын Аменемхета I, Сесострис I, покоряет «золотую» страну Нубию вплоть до третьих порогов Нила, затем при его наследниках были завоеваны Сирия, Куш, Палестина и ряд других территорий.

Были продолжены работы по обустройству страны, например, усовершенствована ирригационная система Фаюмского оазиса, а жрецом Ахмесом были предложены способы определения площадей и исчисления дробей.

В 1783 г. до н. э. начинается период Второго междувластия, продолжавшийся до 1580 г. до н. э. (XIII–XVII династии). Многочисленные претенденты на царский трон (за 200 лет сменилось почти 175 фараонов) настолько ослабили страну, что гиксосы — кочевники, пришедшие из Азии, завоевывают Египет.

Их вождь, Салитис, был провозглашен фараоном, а город Аварис, на востоке дельты Нила, стал новой столицей страны. Формально подчиняясь новым царям, правители Верхнего Египта сохранили свою самостоятельность и при помощи фиванских жрецов смогли изгнать гиксосов из страны.

Ахмосис (Яхмос), основатель XVIII династии, победоносно занимает Аварис и изгоняет гиксосов на территорию Палестины. Появление в Египте боевых колесниц, заимствованных у гиксосов (лошади не были ранее известны египтянам), сделало армию фараонов сильнейшей в регионе.

Начался подъем в науке и искусстве. Например, папирусы сообщают о первых хирургических операциях.

С воцарением Яхмоса (1580–1558 гг. до н. э.) начинается самый блестящий период египетской истории (до 1085 г. до н. э.), который называется историками Новым царством (XVIII–XX династии).

Это время правления великих фараонов Аменофисов (Аменхотепов), Тутмосов, царицы Хатшепсут, Эхнатона, Тутанхамона и Рамсесидов.

Расцвет страны приходится на правления Аменофиса III и Тутмоса III (он провел 17 успешных военных кампаний), когда границы страны на севере дошли до северной Сирии и Евфрата, а на юге до четвертого порога Нила. Обложение покоренных народов тяжелыми податями обогащало сам Египет, способствовало грандиозным строительным работам.

К периоду Нового царства относится строительство храмов в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Абу-Симбеле и пирамид в Долине фараонов в Фивах.

Пришедший к власти Аменофис IV (1372–1354 гг. до н. э.) переносит столицу в Ахетатон (современную Эль-Амарну), вводит новый культ бога Атона вместо прежнего Амона, а сам принимает имя Эхнатон.

Серьезные изменения в государственной жизни временно ослабили Египет, но уже преемники Эхнатона восстановили культ Амона и возвратили столицу в Фивы.

Под руководством военачальника Хоремхеба Египет возвращает себе утраченные при Эхнатоне территории. Еще одним испытанием для Египта стало нашествие хеттов, которое было приостановлено лишь свирепой эпидемией. Неожиданная отсрочка позволила фараону Сети I (1312–1298 гг. до н. э.) даже отвоевать сирийский город Кадеш.

Сын Сети I Рамсес II, правивший 66 лет, еще продолжал грандиозное строительство в Египте, хотя и терпел поражения в сражениях с хеттами.

В восточной части Дельты он заложил новую столицу — Пер-Рамсес (около современного Кантира), чем снискал себе славу фараона-строителя. Однако последующие Рамсесиды все чаще стали сталкиваться с серьезными проблемами.

В стране господствовала коррупция, жрецы приобретали все большую власть, народу не хватало даже хлеба, с севера наступали «народы моря», появившиеся в результате распада хеттского государства, с запада —ливийские племена.

После кончины Рамсеса XI, в 1085 г. до н. э., в стране разразилась гражданская война, которая в 1070 г. до н. э. положила конец династии Рамсесидов. Власть фактически перешла от фараонов к жрецам бога Амона, а царский титул перестал восприниматься как божественный.

Время правления XXI–XXX династий называют Поздним периодом (иногда историки разделяют время правления XXI–XXV и XXVI— XXX династий на периоды Третьего междувластия и Поздний период).

Уже при последних Рамсесидах Египет потерял свое прежнее влияние в Передней Азии. Жрец храма Амона в Карнаке Херихор стал фактическим правителем Верхнего Египта, а наследственный правитель одного из городов в Дельте (Таниса) Смендес властвовал на севере страны. Несубанебджед, могущественный правитель Таниса (Пер-Рамсеса), стал основателем новой, XXI династии, цари которой около ста лет правили Дельтой, поддерживая дружественные отношения с правителями и верховными жрецами Амона-Ра в Фивах.

Через столетие на политическую арену выступили ливийцы, уже с давних пор проникавшие с запада и оседавшие в дельте.

Еще со второй половины Нового царства пленные ливийцы использовались фараонами в качестве воинов-наемников.

Впоследствии ливийцы селились в дельте целыми семьями. Шешонк, один из вождей-военачальников при последнем царе XXI династии, Псусеннесе II, в 950 г. до н. э. провозгласил себя царем и стал основателем новой, XXII ливийской династии.

Со времени переноса столицы из Таниса в Бубастис начинается новый период в истории страны. Шешонк I укрепил свою власть в дельте и объявил своего сына верховным жрецом Амона-Ра в Фивах. Казалось, страна вновь объединяется.

Вскоре войска Шешонка вторглись в Палестину, в 945 г. до н. э. ими был взят и разграблен Иерусалим.

Затем север Верхнего Египта контролировался могущественным номархом Гераклеополя, на юге власть находилась у жречества Амона-Ра. Страна переживала время тяжелого кризиса, упадка ирригационной системы.

За новое объединение страны выступило фиванское жречество, которое смогло в этой борьбе опереться на военную мощь уже отделившейся от Египта Нильской Эфиопии (Куша). Консолидация местных эфиопских племен кушитов привела в VIII в. до н. э. к возникновению на южных границах Египта государства со столицей Напата у четвертого нильского порога.

В середине VIII в. до н. э. эфиопский царь Пианхи вступил в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север.

Нижний Египет оказал упорное сопротивление. Возглавил борьбу против эфиопов правитель Саиса Тефнахт, которого поддерживали жрецы Мемфиса.

Однако Мемфис был взят, и Пианхи вступил в дельту, пленив последнего царя XXIII ливийской династии — Осоркона.

Тефнахт был вынужден признать власть Пианхи над Нижним Египтом. Кушиты считали себя не завоевателями, а реставраторами древнеегипетской традиции, им частично удалось вернуть прежний блеск Египту.

Например, в Судане, в некрополе Мероэ, они начали возводить остроконечные пирамиды, правда менее пропорциональные, чем египетские. XXIV династия правила уже не всем Египтом. Один из ее царей, Бокхорис, попытался положить конец ростовщичеству и долговому рабству в дельте.

По преданию, он был взят в плен эфиопским царем Шабакой и сожжен.

В XXV династии (эфиопской) кроме Шабаки, окончательно объединившего страну, следует упомянуть имя Тахарки. Эти цари пытались играть политическую роль и в Передней Азии, но не могли даже контролировать Египет.

Формально Египет в это время был единым государством с Нубией, которым управляла суданско-нубийская династия. Но уже царь Танумтамон жил практически не в Египте, а в Судане.

Страна распалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 647–665 гг. до н. э. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию. В борьбе против захватчиков, правителям Саиса в дельте, Псамметиху I (663–610 гг. до н. э.) и его сыну Нехо II (609–594 гг. до н. э.), ливийцам по происхождению (XXVI династия), удалось объединить страну, откупившись золотом от ассирийцев. Нехо II принял участие в бурных событиях, сопровождавших гибель Ассирии в конце VII в. до н. э.

Он на короткое время завоевал Палестину и Сирию, однако был наголову разбит вавилонскими войсками Навуходоносора II.

Нехо пришлось отойти на собственную территорию. Однако честолюбивый правитель взялся еще за одно великое дело, он решил соединить Средиземное море с Красным.

Это стоило жизни 120 тысячам рабов, но работы завершились лишь через 150 лет, при персидском царе Дарий. В 550 г. до н. э. греки основывают свою первую колонию на территории Египта — Навкратис, стремясь при помощи торгово-политического союза противостоять персам. В 527–525 гг. до н. э. Египет, после поражения Псамметиха III от Камбиса II, был завоеван персами и стал шестой сатрапией огромной империи.

Персидские цари (Камбис II, Дарий I, Ксеркс I) провозглашали себя фараонами, но не переносили центр своей империи в Египет. Господство персов продолжалось почти два века. Восстания, зачастую инспирированные греками, однако, не приводили к независимости страны.

Лишь Амиртею в 404 г. до н. э. (во время правления Ахеменидов в Персидской державе) удалось снова добиться независимости (XXVIII–XXX династии).

Особенно прославился Нектанеб I (378–360 гг. до н. э.), который даже пытался завоевать некоторые области Передней Азии. В 343 г. до н. э. Артаксеркс III вновь сумел восстановить контроль над Египтом. Вторжение войск Александра Македонского в 332 г. до н. э. было воспринято египтянами как избавление от персидского владычества.

Он основал город Александрию. После смерти Александра Македонского в Вавилоне в 323 г. до н. э. его империя распадается. После правления в стране Филиппа Архидея и Александра IV (323— 304 гг. до н. э.), Египет попадает под власть одного из полководцев Александра Македонского Птолемея Лага (Сотера). Он основывает династию Птолемеев, начинается эллинистический период в жизни страны (IV–I вв. до н. э.).

Первоначально преемники Птолемея I проводили мудрую и гибкую политику. Они восстанавливали разрушенные персами храмы, строили новые святилища, например Филе, Карнак, КомОмбо, Дендеру. К этому времени относится строительство Александрийского маяка, ставшего одним из чудес света.

Однако Птолемеи начинают затяжные военные кампании против империи Селевкидов, запрещают использование папируса в качестве писчего материала (его сменяет пергамент).

В это время Александрия становится признанной столицей Египта, центром не только торговли, но и культуры. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели, художники. Здесь впервые на греческий язык переводится Библия. Здесь основывается знаменитая библиотека, делаются многие технические открытия.

Кризис наступает с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221–205 гг. до н. э.), который для нрихода к власти убивает свою мать, сестру и брата. Бесконечные дворцовые интриги, убийства, войны с государством Селевкидов становятся нормой египетской жизни. В середине I в. до н. э. власть перешла к 10-летнему Птолемею XIII, который был женат на своей 17-летней сестре Клеопатре VII. Интриги вышей знати вынудили ее искать покровительства римлян. Клеопатра обратилась за помощью к Помпею, который в это время начал войну с Юлием Цезарем. Однако в битве при Фарсале (48 г. до н. э.)

Помпеи потерпел поражение и бежал в Александрию, где затем был убит. Именно в это время, в 47 г. до н. э., сгорела знаменитая Александрийская библиотека. Цезарь, покорив страну, не смог устоять перед чарами образованной и красивой царицы, которую он утвердил на египетском троне.

Вместе с Цезарем Клеопатра торжественно въезжает в Рим, где, согласно египетским обрядам, совершается их бракосочетание. От их брака родился сын и наследник — Цезарион.

После гибели Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Клеопатра возвратилась в Александрию, куда вскоре прибыл Марк Антоний, правитель восточной части римского государства, ставший новым возлюбленным Клеопатры. В 31 г. до н. э.

Марк Антоний в битве при Акциуме потерпел поражение от своего соперника Октавиана Августа. В 30 г. до н. э. Антоний кончает жизнь самоубийством, а через несколько недель за ним последовала и Клеопатра, предпочтя смерть плену.

Октавиан приказал умертвить Цезариона, последнего из Птолемеев, что положило конец XXXIII династии. Египет стал провинцией Римской империи.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *