RUTOR.ORG скоро будет заблокирован в России, читайте информация по блокировкам


Год выхода: 2008
Жанр:Документальный
Режиссер: Ольга Савостьянова
Автор сценария, ведущий: Архимандрит Тихон (Шевкунов)

О фильме: Византия была, без преувеличения, одной из самых грандиозных цивилизаций в истории человечества.

Гибель Империи. Византийский урок (2008) смотреть фильм онлайн

Ни одна другая империя не прожила столь долго. Византия просуществовала 1120 лет. Баснословные богатства, красота и изысканность столицы империи — Константинополя — буквально потрясали европейские народы, находившиеся в период расцвета Византии в состоянии глубокого варварства.
Византия была единственной в мире страной, простиравшейся на огромном пространстве между Европой и Азией, — уже эта география во многом определяла ее уникальность. Очень важно, что Византия по природе своей была многонациональной имперской державой, в которой народ ощущал государство как одно из своих высших личных ценностей.
Так почему же стало возможным, что это великое и необычайно жизнеспособное государство с какого-то момента стремительно стало утрачивать жизненные силы? В фильме мы будем говорить именно о том внутреннем враге, который появился в духовных недрах византийского общества и сокрушил дух великого народа, сделав его беззащитной жертвой тех вызовов истории, на которые Византия уже не смогла ответить.

Фильм включает в себя дополнения в виде комментариев учёных: д.и.н., член-корреспондента РАН, декана Исторического факультета МГУ Сергея Карпова и д.и.н., зав. кафедрой Древних языков МГУ Игоря Чичурова: “Послесловие. Византинисты о Византийском уроке”, “Византия и Россия”, “О Византийском наследии”, “Об олигархах”, “О византологии в СССР”, а также эпизоды, не вошедшие в фильм.

Все факты, изложенные в фильме, основаны на подлинных исторических событиях.

Дополнительная информация

Выпущено: Россия
Продолжительность: 01:11:03 + 00:13:20 + 00:01:49
Язык: Русский

Кодек: XviD
Качество: DVDRip
Видео: 720×400 (1.80:1), 25 fps, XviD build 50 ~1927 kbps avg, 0.27 bit/pixel
Аудио: 48 kHz, AC3 Dolby Digital, 2/0 (L,R) ch, ~192.00 kbps avg

Релиз от

lepestoc 9.1 из 10 (10 голосов, самая низкая оценка — 1, самая высокая — 10) Телевизор 0 0 17-09-2018 15:19:07 (4 часа назад) 16-01-2012 17:53:00 (81 месяц назад) 1.20 GB (1289351168 Bytes) закладки
Название Размер Происходит загрузка списка файлов…

Написать комментарий

Yasnickoff 23-01-2017 15:05:40 (20 месяцев назад) Оценил на: 10
Уму и сердцу. Врагам Отечества он конечно не по вкусу))
 
3ak78 22-09-2012 3:11:10 (73 месяца назад) Оценил на: 10
Полезный фильм
 
nata-ha 26-04-2012 16:21:23 (78 месяцев назад) Оценил на: 10
Спасибо за все православные раздачи!
 
sheffi 20-03-2012 0:50:50 (79 месяцев назад) Оценил на: 10
Спасибо за раздачу! Очень не хватает таких фильмов.
 
Dmitrij83 25-01-2012 2:36:01 (81 месяц назад) Оценил на: 10
Та нет, дружище, чушь несешь как раз ты. Не стоит врать, все переврал и преподнес на изнанку. А если ты смотрел, то хочется спросить, в катом ты состоянии был если так утверждаешь?

Фильм четкий, автору 5 с плюсом.

 
Blessing 21-01-2012 21:51:02 (81 месяц назад) Оценил на: 1
околонаучная чушь… ведущий несет околесицу, противоречит сам себе… То Европа была дикой, где орды варваров промышляли разбоем, бо ничего больше не умели, то оказывается Византия передала европейским дельцам все сферы бизнеса. А когда балбес-константинопольский царь разорвал "золотой договор" и конфисковал все у европейских дельцов, те и пошли крестовым походом на константинополь, возвращать свое… Так что сами себе яму выкопали, борзеть не надо было… Беспредел был наказан… Вот вам и наследие ,которое "Святая" Русь переняла… до сих пор неуклонно следует…
 
Евгений_Д 18-01-2012 12:46:47 (81 месяц назад) Оценил на: 10
Сказал выдающийся кошерный историк)))

Извени но другие историки и ученые в виде:
д.и.н., член-корреспондента РАН, декана Исторического факультета МГУ Сергея Карпова и д.и.н., зав. кафедрой Древних языков МГУ Игоря Чичурова: “Послесловие. Византинисты о Византийском уроке”, “Византия и Россия”, “О Византийском наследии”, “Об олигархах”, “О византологии в СССР”
не рыдают.

 
Slonix 17-01-2012 15:49:48 (81 месяц назад)
Историки рыдаютъ над интерпретацией. Но реконструкции Константинополя кошерные.
 
lmm2002 17-01-2012 11:44:42 (81 месяц назад) Оценил на: 10
спасибо! интересно. а то все Рим, да Рим. словно кроме Рима больше ничего и не было!
 
-=Aleksandr=- 17-01-2012 4:19:48 (81 месяц назад) Оценил на: 10
фильм супер.
 
tanyuwik 16-01-2012 18:02:11 (81 месяц назад) Оценил на: 10
посмотрю с радостью.
Фильм классный, 5+ смотрела половину когдато по телику. Интересно посмотреть дополнения.
Всем Советую.
 

Файлы для обмена предоставлены пользователями сайта. Администрация не несёт ответственности за их содержание. На сервере хранятся только торрент-файлы. Это значит, что мы не храним никаких нелегальных материалов. Реклама. Информация правообладателям

Русское название Гибель империи. Византийский урок.
Жанр публицистический
Страна Россия
Язык русский
Год 2008
Сценарист архимандрит Тихон (Шевкунов)
Актёры архимандрит Тихон (Шевкунов) (ведущий)
Режиссёр Ольга Савостьянова
Оператор Виталий Токарев, Платон Конухов, Виталий Пересыпкин
Директор Роман Аксенов
Консультант проекта Павел Кузенков
Композитор Эдуард Артемьев, Илья Снегов, Фёдор Степанов,
византийские песнопения в исполнении Хора Сретенского Ставропигиального мужского монастыря
Время 71 мин.
Компания РТР, Продюсерский центр «Мастерская»

__NOTOC__

Русское название Гибель империи. Византийский урок.
Жанр публицистический
Страна Россия
Язык русский
Год 2008
Сценарист архимандрит Тихон (Шевкунов)
Актёры архимандрит Тихон (Шевкунов) (ведущий)
Режиссёр Ольга Савостьянова
Оператор Виталий Токарев, Платон Конухов, Виталий Пересыпкин
Директор Роман Аксенов
Консультант проекта Павел Кузенков
Композитор Эдуард Артемьев, Илья Снегов, Фёдор Степанов,
византийские песнопения в исполнении Хора Сретенского Ставропигиального мужского монастыря
Время 71 мин.
Компания РТР, Продюсерский центр «Мастерская»

«Гибель империи. Византийский урок» — публицистический фильм наместника московского Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова).

Премьера состоялась на телеканале «Россия» 30 января 2008 года. Фильм вызвал широкую общественную дискуссию (см. ниже).

Фильм был пущен на телевидение в 2008 году. Его создатель Архимандрид Тихон, ставил себе очень простую задачу. Объяснить людям в чем заключается смысл Веры. …

Все видео

Содержание фильма

Основная концепция картины восходит к московскому митрополиту Зосиме, который в 1492 году в своём труде «Изложение Пасхалии» впервые выдвинул тезис − «Москва − Третий Рим».

Ведущий — архимандрит Тихон (Шевкунов) — от первого лица даёт свою версию краха Византийской империи. Съёмки производились в современных Константинополе (Стамбуле), Венеции и Москве.

Центральной линией фильма является пропаганда сильного государства. На примере гибели такой великой империи, какой была Византия, проводится мысль о том, что государство с большой территорией и большим числом народов, входящих в него, обязано быть сильным, иначе оно распадётся как в силу центробежных сил, объективно существующих в любом многонациональном государстве, так и в силу желания окружающих это государство соседей поживиться за чужой счёт. В качестве таких соседей, по фильму, выступают народы тогдашней Западной Европы (именующиеся в фильме просто «Запад»), бывшие в те времена, о которых идёт речь в фильме, очень далёкими от цивилизованности, и именовавшиеся как в Римской, так и в Византийской империях варварами (германцы, англосаксы, французы и т. д.). По фильму, данные «варвары» разграбили Константинополь и грамотно используя его несметные богатства дали основной толчок началу своей цивилизации, ныне именуемой «Западная цивилизация».

В фильме проводятся аналогии с российской историей.

Гибель империи. Византийский урок (фильм)

Автор рассказывает об истории Византии, сравнивая ее с историей современной России, Российской империи и Советского Союза. Проводится прямая аналогия с событиями новейшей истории, как например борьба государственной бюрократии с олигархами, оранжевая революция на Украине и отделение Сербии и Болгарии от Византии, укрепление вертикали власти и т. п.

Однозначную позицию авторы заняли по национальному вопросу, особенно актуальному в государствах имперского типа. Внимание уделяется равенству всех народов империи между собой. Одновременно в качестве положительного момента указывается на смешанное происхождение православных императоров Византии и приводится краткая родословная некоторых из них. Критикуется имевший место греческий национализм, религиозный фактор (что созвучно подходу иерея Даниила Сысоева) ставится выше национального.

Комментарии

Гибель империи. Византийский урок (2008)

После захвата Константинополя крестоносцами (1204) Византийская империя распалась: на Балканах возникло Эпирское царство, в Причерноморье — Трапезундская империя, на северо-западе Малой Азии — Никейская империя, а крестоносцы создали Латинскую империю, в которую вошли часть Фракии, Средняя Греция и Пелопоннес (на юге Греции). Завоеватели-крестоносцы подвергали гонениям православную церковь, вынуждая местное население признать главенство папы римского. Но это привело лишь к внутренним смутам, которые дополнялись раздорами в среде самих крестоносцев. В итоге в 1261 г. Латинская империя, просуществовав чуть более полувека, пала под ударами сильной Никейской империи.
Никейский император Михаил VIII Палеолог, блестящий политик и полководец, занял не только Константинополь, но и византийский трон. Однако возродить былую мощь Византийской империи было уже невозможно.

Фильм «Гибель империи. Византийский урок» смотреть онлайн

Многие ее города, включая столицу, были разорены, некогда изобильные поля запустели, территория резко сократилась. В итоге Византия оказалась в сильной экономической зависимости от крупнейших итальянских городов-республик, Венеции и Генуи. В первой половине XIV в. итальянские купцы монополизировали не только внешнюю, но и внутреннюю торговлю Византии. Империю сотрясали многочисленные конфликты, усилились социальные движения против крупной феодальной аристократии.
Между тем с востока на империю надвигались мощные армии турок-османов. Правда, в 1402 г. турок разгромил знаменитый среднеазиатский полководец Тимур (Тамерлан), но это лишь отсрочило гибель Византии. В 1453 г. Константинополь пал, не выдержав длительной осады. Турки сделали его столицей Османской империи и назвали Истанбулом (Стамбулом).
Историки до сих пор спорят о причинах падения некогда могущественной византийской цивилизации. Одни считают, что Византия, оказавшись между -Востоком и Западом, не выдержала давления с двух сторон. По мнению других, Византии погубила ее отъединенность от Запада, особенно усилившаяся после раскола церквей. Это мнение подкрепляется весомым аргументом: католическая церковь не раз предлагала Византии военную помощь в обмен на признание верховенства папы римского. И византийские императоры, попав в безвыходное положение, были готовы принять это условие, но большинство населения не поддержало их. Многие византийцы предпочитали подпасть под власть османов, нежели уступить давним и непримиримым врагам — католикам.
Но, скорее всего, гибель Византии стала результатом сочетания ряда факторов. И главными из них были внутренние противоречия. Централизованная власть неуклонно слабела, в провинциях крепла феодальная знать, что объективно вело к раздробленности. Торгово-ремесленное население, разоряемое итальянскими дельцами и своими феодалами, утрачивало доверие к власти, не защищавшей его интересы. Рос и протест крестьянства, испытывавшего двойной гнет: и со стороны государства, и со стороны местных феодалов.
Мощная государственность, которая долгое время была основой благополучия Византии, застыв в своем развитии, стала тормозом прогресса и — в конечном счете — одной из главных причин гибели империи.

Константин Ковалев-Случевский

С позиций Третьего Рима
византийские уроки из Москвы XXI века

О фильме архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» (телеканал "Россия", 30.01.2008)

Только ленивый уже не высказался по поводу фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок», который был показан на прошлой неделе по телеканалу «Россия». И только ленивый не посмотрел его до конца, не успел нажать на кнопку «запись» для домашнего архива, не попытался вникнуть в разнообразие пластов информации, заложенных в этом, казалось бы, нарочито пропагандистском произведении.

Экзамен на историческую зрелость

Жанр «урока» в современном мире – не прост и не очень «удобен». Учиться никто не любит, современная телезрительская аудитория, подзабыв такие понятия, как «образовательное вещание», вообще реагирует на тех, кто «учит» с большим недоверием, развито бытовое самомнение: «не учите ученых». Включать в название фильма слово «урок» может тот, кто уже по известной старой российской традиции испытывает состояние – «не могу молчать».
Архимандрит Тихон относится к когорте тех мыслящих россиян, которые могут себе позволить некоторое время молчать в текущем публицистическом телеэфире (мы помним достаточно частые его участия в различных дискуссиях в 1990-е). Но если затем он и высказывается, то так, что вызывает серьезную бурю эмоций и широкий общественный резонанс. Тема объединения Церквей, которой он посвятил недавние годы жизни, вновь привела наместника Сретенского монастыря на телеэкран. Но мы в большинстве видели его в качестве церковного иерарха, выражающего свое мнение по текущим событиям. Давненько не приходилось нам видеть отца Тихона в образе автора-ведущего, хоть и облаченного в одежду православного монаха.
Мы знакомы давно, а потому писать мне еще труднее. Слишком многое происходило за десятилетия. Выпускник ВГИКА, автор некоторых интересных работ в кино, включая фильм о Псково-Печерской лавре, автор и издатель, архимандрит Тихон последовательно и талантливо выражает свой взгляд на современный мир с помощью образов, в данном случае – исторических.
И вот теперь – только ленивый же не отметил в его новом фильме странное «совмещение» древней Византии и современной России, некий «удар» традиционалистов по западническому миросозерцанию и послание Церкви – государству, стремление предложить власти «направление движения», исторические ориентиры на будущее, и наконец, будто бы желание даже на эту самую власть повлиять с православных позиций. Я как историк, занимающийся нынче последними десятилетиями отношений Руси и Византии, могу спорить и спорить с создателями фильма по мелочам. Но не буду этого делать сейчас, что объясню былью времен 1970-х годов. Тогда мы – студенты истфака – как археологи копали в Крыму крепость города Судак, и находили ценные предметы византийской эпохи. Однажды приехал «начальник из Киева», чтобы забрать находки (Крым ведь и тогда был на Украине). В документах он написал: «найдены древнеукраинские артефакты»! Но это же Византия, Украины тогда еще не было, – возмутился я! Да кто же будет слушать студента…
Таковы уроки истории и современности. В данном случае дело не в Византии. А в России. Однако в отличие от Украины – Москва имеет реальное отношение к Третьему Риму, ну хотя бы потому, что племянница последнего византийского императора – София Палеолог – стала женой великого князя Московского Ивана III, прах ее покоится ныне в нижней части Архангельского собора Кремля. А мы имеем теперь двухглавого орла на гербе и остатки нашей большой империи. Реальные наследники Византии погибли, мы же успели породниться с ней не только Православием, но и династически. Мы стали ее единственными историческими преемниками. Отец Тихон в фильме напоминает – преемниками духовными. Это – элементарный урок истории, пусть даже и общеизвестный. И вот мы нынче также стоим на пороге изменений – или к лучшему, или возможных потрясений. Именно об этом и для этого создан фильм «Гибель империи». Витязь на распутье – Россия – должна будет выбирать. Варианты известны. Уроки пройдены.
Решение – за нами.

Автор в византийских одеждах

Правомочно ли употреблять для византийских времен такие современные слова и выражения, как «алчный Запад», «стабилизационный фонд», «банковская система», «иностранные предприниматели», «интеллигенция» и пр.? С точки зрения привычно-исторической – вряд ли, но для современного телефильма публицистической направленности – почему нет! Автор ведет разговор с современным человеком, даже с теми, кто с трудом припомнит – где и когда существовало такое государство – Византия. Работу о. Тихона можно назвать «слишком умной» или напротив – «чересчур упрощенной». Отмечу главное: автор – проповедник в церкви – здесь выступает как рассказчик, понятный даже тем, кто смотрит на телеэкране лишь юмористические ток-шоу или криминальные сериалы.
В европейской истории уже давно было два мира: Запад и Восток.

Гибель Империи. Византийский урок (Ольга Савостьянова)

И об этом, собственно, фильм. Он есть ответ на вопрос – почему именно два мира, чем они различны, и надо ли из них сделать мир один. А если и один, то какой: западный или восточный.
Все равно задачку эту придется решать. Запад не уступает и не уступит. Восток же оказался не менее крепким орешком. Нынче имя этому «орешку» – Россия.
В какой степени удалось автору осуществить задачу? Выскажу несколько субъективных замечаний по фильму, возникших в процессе просмотра.
1. Немного затянуто: стоило посвятить теме Византии либо несколько фильмов, либо этот – сделать немного «мобильнее», острее, еще более публицистичным.
2. В фильме заложена реальная и очень мощная драматургия, она существует в самой теме, в византийской истории – в великих взлетах, и великих падениях. Заложена она и с современной истории России. Потому можно было бы сделать в нем больше кульминаций и эмоциональных встрясок, которые есть, но могли бы выглядеть сильнее.
3. Потрясает видеоряд и работа оператора. Съемки среди натуры – подкрепляют ощущение бренности и «временности» нашего бытия. Все словно бы рядом, как развалины византийских храмов или кремлевские соборы Москвы. Время не только течет, но и повторяется, а значит – как будто стоит.

Так что же такое фильм архимандрита Тихона? Вот как я решил ответить на этот вопрос сам себе.
Фильм – не история, нечто «над ней», на грани псевдоистории, мифологема, в жанре публицистической реконструкции путей, пройденных нашей цивилизацией.
Фильм – не проповедь, а рассуждение, а потому прямолинейно связывать духовный сан автора и жанр фильма не вполне справедливо. Здесь мы встречаем и слышим глас гражданина Вселенной, который, естественно, раздается из глубины российского миросозерцания, христианского духа и православной веры.
Фильм – нечто вроде «напоминания об утопии» с историческими реминисценциями. А утопия или антиутопия – это и киноматографические, и литературные жанры, еще совсем не изжившие себя, скорее – напротив.
Фильм – пространная аллегория, правда, высказанная достаточно прозрачно и прямолинейно. Аллегория же говорит об отвлеченном, но конкретными образами, а потому имеет свойство напоминать о главном.
Фильм – некое «историческое нравоучение». Мы имеем яркие образцы данного жанра в древнерусской литературе. Помните – «Поучение Владимира Мономаха» эпохи средневековья? Там писано: «иной кто, слушая эту грамотку, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться». Это точно – о работе о. Тихона.
Фильм, наконец, – довольно недвусмысленное предостережение, вариант прозорливого напоминания об ошибках прошлого. Предупреждение можно было высказать просто, что называется «в лоб». Но можно и так – в виде исторических образов, в виде «византийского опыта», да еще и автором-ведущим, одетым в византийские же одежды, которые не изменились в Русской православной церкви с тех времен!
По словам автора фильма, «главным сокровищем Византии был Бог». И это правда. Дикие времена и нравы возвращаются быстро, лучшее же – строится трудом и веками. В этом, видимо, суть этого фильма, который надо смотреть как минимум дважды. Как урок: первый раз в классе, а потом – в виде домашнего задания, подробнее. Ведь экзамены реальной жизни уже не за горами.

Опубликовано в "Литературной газете". Написано 31.01, вышло 6.02.2008.
Страница сайта Литгазеты:
http://portal.lgz.ru/article/id=3084&top=26&ui=1202226042564&r=128
Расширенный и подробный вариант статьи будет опубликован позднее.

 

*    *    *

Ответ Константина Ковалева ведущим радио "Эхо Москвы" Ирине Петровской и Ксении Лариной в "Литгазете", в связи с обсуждением фильма о. Тихона (Шевкунова) "Гибель империи. Византийский урок"

Константин Ковалев-Случевский

Не углубляясь в историю

"Литературная газета", №6 (6158), 13.02.2008, в рубрике: "Радиорубка"

В недавнем выпуске передачи «Человек из телевизора» на «Эхе Москвы» с участием Ирины Петровской упоминались фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) о Византии и моя публикация о нём в предыдущем номере «ЛГ». Телекритик Петровская полагает, что выступление «Литературной газеты» об этом фильме, оказывается, было единственным в СМИ «вполне себе восторженным и положительным», а другие-де углубились в историю. Отвечаю на эту неправду (или незнание): во-первых, к тому времени публикаций были уже десятки, в том числе много тех, что именно хвалили «Гибель империи». Во-вторых, мой критический разбор фильма уж никак нельзя назвать «восторженным». Нужно было его прочитать хотя бы. В разборе также не было идеологических призывов, коими полна пресса по данной теме, как и не было оскорблений в адрес о. Тихона. Именно ведь этого, судя по разговору, не хватало г-же Петровской, чтобы наше выступление счесть за «правильное»! И, в-третьих, что касается моих коллег-историков, то как раз они-то почти не стали вступать в «углублённую» полемику. Почему? Да просто умные люди прекрасно поняли притчевую основу фильма-мифологемы. Кстати, как историк, могу рассказать о десятках исторических ошибок, допущенных А. Тарковским в фильме «Андрей Рублёв», я имею в виду те, о которых вообще не писали! Однако мы же понимаем, что и этот фильм не диссертация…
Думаю, что именно по причине некомпетентности некоторые журналисты впопыхах бросились изрекать личные оскорбления в адрес архимандрита Тихона, как всегда, перепутав фильм и автора, идею и творческого человека. Наверное, уважающий себя либерал такого делать не стал бы. Александр Архангельский, кстати, выступив в РИА «Новости» и чуть перегнув палку в личных выпадах по отношению к автору «Гибели империи», затем публично, в блоге принёс извинения за свою горячность. Уважаю!

Константин КОВАЛЁВ  


 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *