Изучение строительной истории Черниговского скита после 1851 г. осложняется отсутствием с этого года в лаврском фонде РГАДА отчетности по скиту. Важнейшим источником служит «Дело о доставлении Владыке сведений об отношении Гефсиманского скита к Лавре и о скитских постройках, и о составлении правил управления скитом…» (1879). В названном деле содержится «Опись в хронологическом порядке» зданий Черниговского скита с 1850 г. и иллюстрирующий ее схематический «План Скитских пещер с находящимися в них строениями». План 1879 г. представляет Черниговский скит как вытянутый по оси запад-восток прямоугольный двор, ограниченный деревянной на каменных столбах оградой. По периметру двора расположены кельи, а в центре — верхняя надпещерная деревянная церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преп. Антония и Феодосия Печерских, и св. Василия Парийского, построенная в 1856-1857 гг. Иконографические источники 50-60-х годов XIX в. свидетельствуют об эклектичности ее архитектуры, характерной для своего времени. При строительстве верхней церкви была, по всей видимости, расширена находившаяся под ней нижняя пещерная церковь Архангела Михаила; при этом собственно сама пещерная церковь, т.е. бывшая средняя пещера Филиппушки, превратилась в алтарь, к которому с запада приращена обширная подземная же трапезная со сводчатым перекрытием. В последнем для освещения было устроено круглое отверстие, выходившее в трапезную верхней церкви.

Из зафиксированных на плане и в описи 1879 г. строений Черниговского скита до настоящего времени сохранился лишь каменный двухэтажный келейный корпус, составляющий почти всю южную сторону обители. На литографии 1865 г. этот корпус изображен одноэтажным с воротами в средней части, завершенными одноярусной колокольней с шатровым покрытием. Принимая во внимание то, что каменный корпус с колокольней не мог быть построен раньше надпещерной церкви, что в известных архивных документах нет сведений о строительстве в «пещерах» каменного корпуса в 1856-1860 гг., можно утверждать, что первый этаж существующего южного келейного корпуса, изображенный на вышеупомянутой литографии, был построен между 1861-1865 гг. Второй же этаж над ним был надстроен в 1870 г. Увеличение высоты южного корпуса в 1870 г. заставило увеличить и высоту колокольни над Святыми воротами в его средней части, что и осуществилось в 1874 г.: «В 1874 г. тщанием известного благотворителя обителей П.Г. Цурикова построена при пещерах новая высокая каменная колокольня, им же пожертвован для сей колокольни колокол в 260 пудов».

Постройка новой более высокой колокольни завершила второй этап в строительной истории Черниговского скита — 1857-1874 гг. В указанные годы четвероугольное расположение пустынек, сложившееся вокруг пещерной церкви 1851 г., было закреплено сооружением над ней верхней надпещерной деревянной церкви и южного келейного корпуса со Святыми воротами и колокольней. Низкие, вытянутые объемы верхней церкви и южного корпуса, оживленные часто поставленными арочными оконными и дверными проемами, шатровые завершения церкви, южного церковного крыльца и колокольни создавали определенное стилевое единство этих эклектичных по архитектуре сооружений.

Это стилевое единство позволяет говорить о сложении в 1857-1874 гг. целостного архитектурного ансамбля Черниговского скита. Композиционным центром сложившегося ансамбля служил объем верхней церкви; композиционную ось его, ориентированную по линии юг — север, определяли: вертикаль колокольни над южным келейным корпусом, шатровое завершение южного церковного крыльца и, наконец, глава самой верхней церкви.

Черниговский скит во второй период своей строительной истории имел вид правильного прямоугольника, вытянутого с востока на запад. К невысокой деревянной надпещерной церкви, располагавшейся в центре скитского двора, с севера примыкало братское кладбище, а с остальных трех сторон ее обступали братские келии. В 1857-1874 гг. окончательно определилась парадная сторона Черниговского скита — южная, обращенная в сторону Гефсиманского скита. Парадный характер этой стороне Черниговского скита придал, составлявший почти всю сторону, южный келейный корпус с колокольней и Святыми воротами. С южной стороны Черниговский скит изображен на всех известных лито- и фотографиях, с южной стороны подходили к скиту богомольцы из Троице-Сергиевой лавры.

В 1886 г. Учрежденный собор лавры принял решение о строительстве в Черниговском скиту нового каменного верхнего надпещерного храма взамен старого деревянного, который «по ветхости, тесноте и неудобству требует необходимой перестройки…» Основным источником сведений о строительстве нового храма служит «Дело о построении в пещерах Гефсиманского скита новаго каменнаго храма в честь чудотворной иконы Черниговския Божия Матери».

По представлению Собора лавры автором проекта и руководителем строительства был утвержден архитектор Н.В. Султанов. Этот выбор не случаен: с одной стороны, на рубеже XIX-XX вв. Н.В. Султанов являлся идеологом и одним из ведущих представителей «русского стиля» в отечественной архитектуре; с другой стороны, он был профессиональным инженером, что также учитывалось властями лавры. Как сторонник русского стиля Н.В. Султанов должен был придать эклектичной архитектуре ансамбля Черниговского скита соответствующую духу времени национальную окраску. Как талантливый инженер при строительстве Черниговского храма призван был решить две сложные технические задачи: во-первых, при заложении фундамента нового храма не повредить пещерную церковь, во-вторых, возводя новый храм, как можно дольше не разбирать старую надпещерную церковь. Сложность технических задач на два года удлинила процесс строительства: вместо предполагавшегося 1887 г. Черниговский храм был построен вчерне в 1889 г. Отделка же храма продолжалась с 1890 по 1897 гг., хотя освящение главного престола состоялось в 1893 г.

Представление о построенном в 1886-1897 гг. пятиглавом двухсветном храме во имя иконы Черниговской Богоматери дают иконографические источники и описание храма. Последнее приводится в уже упоминавшемся издании 1899 г., посвященном Гефсиманскому скиту и пещерам при нем. «По наружному своему виду храм во имя Черниговской иконы Божьей Матери очень красив. Он устроен в древнерусском стиле XVI века. В длину новый храм имеет от паперти до горнего места 18 сажен, в ширину с приделами 15 сажен, а в вышину с крестом около 20 сажен… Верх храма увенчан куполами в древневизантийском стиле; на среднем из них глава и крест вызолочены чрез огонь, а остальные увенчаны вызолоченными крестами и украшены такими же подзорами. На фронтоне храма находятся писанные по вызолоченному фону изображения святых». Приведенное описание построенного в конце XIX в. Черниговского храма свидетельствует о том, что задача, поставленная перед Н.В. Султановым как архитектором, при проектировании и строительстве храма была успешно выполнена: «русский стиль» архитектуры новопостроенного храма придал ансамблю зданий Черниговского скита более выразительный архитектурный облик. Эту особенность Черниговского храма отметил позднее член Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры Ю.А. Олсуфьев, назвавший Черниговский храм чрезвычайно типичным и целостным выявлением понимания русского стиля в самом конце XIX столетия.

С инженерной точки зрения Черниговский храм уникален тем, что при его строительстве не только не пострадала, но и была расширена находившаяся под ним пещерная церковь, были сохранены окружающие эту церковь пещеры. Подробное описание пещерной церкви и пещер, находящихся под Черниговским храмом, также приводится автором упоминавшегося выше издания 1899 г. Значительный по размерам новый надпещерный храм дал толчок к расширению территории Черниговского скита и перестройке его зданий. Расширение территории и перестройка зданий скита начались сразу же после окончания постройки нового надпещерного храма вчерне. В 1889 г. вдоль западной ограды скита строится двухэтажный кирпичный трапезный корпус. В 1894 г. старая деревянная на каменных столбах ограда скита заменяется кирпичной с двадцатью башнями; при этом территория скита расширяется почти в два раза. В 1895 г. напротив восточного фасада храма, на линии новой ограды закладывается новая пятиярусная колокольня, почти не уступающая по высоте лаврской. В 1903 г. разбирается, как излишняя, старая колокольня над воротами южного корпуса 1874 г., материалы от которой используются при строительстве нового каменного келейного корпуса, заложенного в 1904 г. вдоль восточной ограды скита, напротив трапезного корпуса. За исключением трапезного корпуса 1889 г., автор которого неизвестен, все остальные вышеперечисленные здания были построены по проектам архитектора А.А. Латкова в «русском стиле». При этом архитектура оргады и колокольни оказалась настолько близка архитектуре надпещерного храма, что долгое время считалось, что и эти сооружения построены Н.В. Султановым. Благодаря стилевому единству здания конца XIX — начала XX вв. составили основу нового архитектурного ансамбля Черниговского скита, композиционным центром которого стал пятиглавый надпещерный храм, а высотной доминантой — величественная колокольня, поставленная по продольной оси храма.

Новый архитектурный ансамбль Черниговского скита, сложившийся на рубеже XIX-XX вв. и в два раза превышающий по площади старый ансамбль эклектичных зданий скита, в основном сохранился до настоящего времени. Строгая симметричность в расположении зданий, краснокирпичные фасады собора и колокольни, обилие зелени, тишина и малолюдность, все создает сильный контраст красочной и шумной Троице-Сергиевой лавре. В 1990 г. южная часть территории Черниговского скита, включая кладбище, колокольню, южный келейный корпус и келию о. Варнавы, была возвращена Троице-Сергиевой лавре. Таким образом, после почти 70-летнего перерыва в Черниговском скиту снова началось монашеское жительство.

Елецкий монастырь Чернигова (Украина) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Елецкий монастырь Чернигова

Юго-западные склоны Болдиных гор в Чернигове украшают белоснежные стены и зеленые купола Елецкого Успенского монастыря. Поэтичное предание о его основании рассказывает, что однажды в сумерках путники заметили необычный свет из глубины еловой чащи у дороги в Чернигов. Как выяснилось, сияние исходило от стоящей на ветке иконы Пресвятой Богородицы. Тогдашний владетель князь Святослав Ярославич почел это добрым предзнаменованием и приказал на месте находки построить церковь, впоследствии ставшую престольным храмом новой обители.

Монастырь во многом повторил судьбу других черниговских святынь. Сначала его дотла сожгли монголы, в 15 веке восстановили. Через 200 лет Чернигов стал польским, собор — униатским, но спустя всего четверть века город вернулся к Москве, а обитель — в православие. Благоденствие продолжалось до 1921 г., когда Советская власть храм закрыла. Во время Великой Отечественной войны в Елецких пещерах скрывался подпольный обком. Служение возобновилось только в 1992 г. женской религиозной общиной.

Что посмотреть

В самом центре монастырской усадьбы высится Успенский собор — великолепный памятник древнерусской архитектуры. Несмотря на более поздние переделки, он сохранил ее основные черты — величественность, гармоничность всех элементов и высочайшее качество строительства. После восстановления в 17 веке здание исключительно удачно сочетает русский, романский и барочный стили. Внутреннее пространство разделено колоннами на три нефа с алтарными нишами. Опорные столбы плавно переходят в поддерживающие центральный купол арки.

Фасад Успенского собора украшают солнечные часы.

От первоначального убранства храма сбереглось немногое. В крещальне над апсидой обнаружена фреска «Три отрока в пещи Вавилонской», повторяющая сюжет в Софии Киевской. Элементы росписи сохранились в барабане центрального купола. На юго-западной стене часовни проступает фреска 12 века, изображающая Богоматерь-Оранту с воздетыми к небу руками. На ее лице видна отметина от копья, оставленная неведомым богохульником.

Загадочна судьба чудотворного образа Елецкой иконы Божией Матери. Ради спасения от поляков он был вывезен в Россию, где сделано множество копий. Характерная их особенность — фоном для изображения служит раскидистая ель. Один из образов в конце 17 века был привезен в Чернигов и подарен Елецкому монастырю. Впоследствии он также прославился многочисленными исцелениями. Нынешнее нахождение подлинника достоверно не установлено.

Невдалеке от собора высится восьмиугольная надвратная 36-метровая колокольня, а рядом с ней — старейший на Левобережной Украине деревянный жилой дом, где некогда жил святой игумен Феодосий Углицкий. Ежегодно Елецкий монастырь посещают тысячи паломников и туристов, привлеченных чудодейственными реликвиями и общей умиротворяющей атмосферой обители.

Практическая информация

Адрес: Чернигов, улица Князя Черного, 1.

Как добраться: с ж/д вокзала до Елецкого Успенского монастыря можно доехать на троллейбусе № 11.

Продаётся готовый бизнес. Налетай. Покупай.
За Вас уже все придумали, сделали. Приходишь и сразу начинаешь зарабатывать.
Соляная пещера- бизнес, приносящий пользу людям.
Полностью рабочая пещера с базой постоянных клиентов. Пещера работает каждый день, можно позвонить и записаться на сеанс хоть сейчас))
Общая площадь 48 кв.м. Сама пещера примерно 20 кв.м.
СОЛЯНАЯ ПЕЩЕРА:
1. Галогенератор ВИТАСОЛЬ — работает как часы, чистим и продуваем каждый день. Есть функция дозирования концентрации соли.
2. Илецкая соль крупного помола 1,5 тонны на стенах и 2 тонны на полу — россыпью.
3. Игрушки для детей — машинки, трактора, лопатки, грабли и т.д.
4. ЖК панель с жестким диском — мультики, релакс видео-музыка, йога, фильмы, дыхательная гимнастика.
5. Посадочных мест для взрослых 5 (есть еще одно новое кресло).
6. Зеркало, 2 шкафа, диван, вешалки напольная и настенная, коврики,бахилы, чайник, стаканчики, камера, номер телефона да и сам телефон — все в комплекте к пещере.
7. Детский столик для рисования.
Не надо ничего докупать — купили пещеру и сразу начинаешь работать и принимаешь посетителей.
Точки роста:
Есть возможности для расширения услуг: развивающие занятия для детей, йога, массаж.
Есть и другие возможности:
Кислородные коктельи.
Можно запустить активную торговлю (сбоку пристроена витрина, раньше был ломбард).
Соц.сети – активные. Большая клиентская база.
Инстаграм с продвижением.
— Удачное место расположения пещеры.
— Расскажу, какие каналы рекламы эффективнее, а куда вкладываться не стоит.
— Социально положительный бизнес, много хороших знакомых.
— Большинство клиентов становятся постоянными, так как сами чувствуют положительный эффект.
— Минимальный налог — патент, можно работать по закону о самозанятых, соблюдая некоторые условия. Для впервые открывшихся ИП – 0 ставка 2 года.
— Хорошие условия по аренде и продуманный вариант помещения.
Дам все консультации по орг. вопросам и работе.

В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.

В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.

В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.

Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».

С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.

Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».

В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».

Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».

Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).

С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.

По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.

Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.

Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.

Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.

К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.

Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.

Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.

20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами.

Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.

18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.

В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок».

К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстанов­лены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Анто­ния и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.

Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.

В скиту проводятся Таинства Крещения и соборования, а также отпевания. Во все дни, кроме воскресных и праздничных, в 11.00 читается молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери, а в 12.000 начинается соборование.

Ежедневно в скиту проходят богослужения: в понедельник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца, во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье – в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская».

Добраться до Гефсиманского Черниговского скита можно автобусами № 7, 30, 36, 37 (остановка «Проходная» или «Ферма» и затем 10 мин. пешком); 38 (остановка «ул. Каляевская») или на маршрутных такси.

Скит – это небольшая обитель, которую строили вдали от крупного и многолюдного монастыря для уединения отшельников. Нередко скиты со временем вырастали до размеров настоящих монастырей, и от них потом «отпочковывались» новые скиты. Подобная судьба сложилась у Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде. В статье вы узнаете, почему основатели скита дали ему библейское имя, кем был юродивый Филиппушка, и в чем особенность местного святого источника.

Урочище Корбуха

Идея строительства скита Троице-Сергиевой обители, куда монахи могли бы удаляться из многолюдной от нескончаемого потока паломников лавры, появилась в 1840-е годы. Задумка принадлежала известному церковному деятелю митрополиту Филарету Дроздову и тогдашнему настоятелю лавры Антонию Медведеву. Изначально они не предполагали создание пещер, ставших сегодня отличительной чертой скита. Архимандрит Антоний хотел построить скит в трех километрах от основного монастыря в урочище Корбуха у старого оврага, заполненного водой. На Корбухе в XVIII веке находился увеселительный дом, в котором проводили время императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина Вторая во время своих визитов в Сергиев монастырь. Со временем надобность в этой царской резиденции отпала, дом пришел в ветхость, а сады заросли диким кустарником.

В книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем», изданной монахами Троице-Сергиевой лавры в 1899 году, приведен отрывок из письма митрополита Филарета, в котором он сомневается насчет выбора места для скита. «Корбуха не довольно безмолвна, если шум тростника, как заметил некто из отцов, не благоприятствует безмолвию, не больше ли многое слышимое из Посада и от близлежащей дороги?» – задавался вопросом Филарет Дроздов. Сомнения развеял визит другого иерарха с тем же именем – Филарета Амфитеатрова из Киева. Однажды он гостил в Троицкой лавре, а напоследок попросил архимандрита Антония показать место, где тот задумал строить скит. Приехав в урочище Корбуха, киевский гость, наоборот, похвалил выбор места и вспомнил, что в годы преподавания в духовной академии, он уединялся в этих рощах и готовился к лекциям. Филарет Дроздов считал своего киевского тезку человеком высокой духовной жизни, поэтому решил довериться выбору гостя.

Примерно в восьми километрах от урочища находилось село Подсосеньи, где стояла старая деревянная церковь Успения Богородицы. В церкви, которую построили вскоре после снятия знаменитой осады Троице-Сергиева монастыря в Смутное время, давно не шли службы. Местный священник даже просил у церковного начальства разрешения распилить лишнюю церковь на дрова, чтобы отапливать ими зимой новый каменный храм. Антоний и Филарет решили поступить по-другому. Они повелели взять Успенскую церковь из этого села и перенести на Корбуху.

Подмосковная Гефсимания

Перенос Успенской церкви из села Подсосеньи на Корбуху считается началом истории скита, который получил имя Гефсиманского. Таким названием митрополит Филарет Дроздов хотел символически связать подмосковную обитель со святыми местами Палестины. Эта идея была не нова. В конце XVIII века предшественник Филарета митрополит Платон Левшин уже строил недалеко от Троице-Сергиевой лавры свою палестинскую модель – Вифанию. В этом селении согласно Библии жил Лазарь, которого Иисус воскресил из мертвых незадолго до распятия в Иерусалиме. В подмосковной Вифании был построен и свой Фавор – прямо в церкви было сделано подобие холма, на котором расположился алтарь. Это должно было символизировать библейскую гору, упоминаемую в Евангелии. Наиболее известная попытка перенести географию «Святой земли» в окрестности Москвы была предпринята еще в XVII веке патриархом Никоном при строительстве знаменитого Нового Иерусалима на реке Истре.

Гефсимания – это место, где Иуда предал Христа, приведя с собой ночью стражников и солдат. Здесь же жила и скончалась мать Иисуса. Согласно древнему христианскому преданию, на третий день после своего успения Богородица была воскрешена Богом и взята на небо. Когда опоздавший на похороны апостол Фома, прибыл спустя три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб Марии, чтобы последний раз взглянуть на нее, тела в могильной пещере не оказалось. В этой связи главный праздник в подмосковном Гефсиманском скиту праздновался не на Успение 28 августа, а через три дня после него в день «взятия на небо» Богородицы. В обители совершалась редкая восточная служба, которую долгое время пели православные христиане только в Иерусалиме. Текст богослужения был специально привезен Филарету из Палестины, и митрополит лично участвовал в его переводе на церковно-славянский язык.

Юродивый Филиппушка с голубком

Появление пещер на другой стороне пруда Гефсиманского скита связано с деятельностью другой неординарной церковной фигуры того времени – юродивого Филиппа Хорева. Он происходил из крестьян Владимирской губернии и прославился подвигом юродства: ходил и зимой и летом босым, спал на голой земле и делал несуразные вещи. Однажды, увидев, как сосед мазал колеса своей телеги дегтем, юродивый вымазал также и свои босые ноги. Когда односельчане стали смеяться и спрашивать про ноги, Филипп отвечал: «Так они быстрее бегать будут». Скитаясь по заброшенным каменоломням и дорогам, он, в конце концов, окончательно ушел странствовать и стал известен во многих городах как «юродивый Филиппушка с голубком». Юродивый всегда брал с собой тяжелый железный посох с медной фигуркой голубя на рукоятке. Много раз Филиппа арестовывали за бродяжничество без документов. В таких случаях он доставал из кармана две игральные карты трефовой масти, которые пытался предъявлять полицейским вместо паспорта.

После 10 лет скитаний и юродства Филипп взял благословение у митрополита Филарета Дроздова стать монахом. Митрополит определил его в свой строящийся Гефсиманский скит. Однако Филипп вскоре попросил церковное начальство разрешения перебраться из скита через овраг в необитаемую лесную сторожку. Там он стал рыть «погребок», который превратился со временем в систему подземных коридоров и помещений. В пещеры к Филиппу постепенно стекались монахи из-за оврага из Гефсиманского скита. Видя это, митрополит Филарет стал даже беспокоиться, что все монахи из его Гефсиманского скита переберутся к Филиппу за овраг на новое место. Опасения иерарха оказались пророческими. Совсем рядом с Гефсиманским скитом параллельно рос и отстраивался, по сути, полноценный второй монастырь – Черниговский скит, возникший на месте пещер, вырытых Филиппом. В советские годы первоначальный Гефсиманский скит был почти полностью разрушен, а пещерный Черниговский, напротив, особо не пострадал. Сегодня, приехав в скит, можно увидеть пятиглавый собор и высокую колокольню именно второго Черниговского скита, а от первого Гефсиманского скита осталась только часть стены.

Устройство пещер

Пещеры, вырытые юродивым Филиппом, хорошо сохранились до наших дней в подклете массивного кирпичного Черниговского храма. Эта церковь была построена намного позже, но первоначальные пещеры оказались как бы внутри собора. Попасть в подземелье можно с экскурсией, в сопровождении сотрудника скита или монаха. Система подземных помещений строится вокруг так называемой «средней пещеры», где, как и во времена Филиппа, находится церковь архангела Михаила. Вправо и влево от алтаря подземной церкви уходят узкие коридоры с кельями отшельников – небольшими пещерками не больше двух с половиной метров в ширину. Во времена Филиппа в скиту насчитывалось 14 пещерников, каждый из которых должен был сам рыть себе свою келью. Отопления в пещерах не было, а построенная позже печь могла согревать только пространство средней пещеры с храмом. В одной из пещер сегодня расположена часовня, где покоятся останки их основателя – схимонаха Филиппа. На сегодняшний день он не канонизирован церковью, но многие верующие молятся у его могилы, как святому. В конце своей жизни Филипп переселился из пещер в еще один скит – Боголюбовскую киновию, которая стала уже третьим по счету монастырем в округе. Кстати, отреставрированная церковь киновии хорошо видна со стороны часовни-купальни над святым источником.

Колодец с водой появился в скиту во времена Филиппа. В наше время воду из источника берут как внутри самих пещер, так и с внешней стороны монастыря на улице, где недавно был сделан отвод той же самой воды к деревянной часовне. В бревенчатом срубе у пруда можно взять воду из кранов или окунуться в специально оборудованных купальнях. Впрочем, слово «окунуться» в данном случае не вполне уместно, потому что купальни устроены так, что вода из пещерного колодца падает сверху. Под этот своеобразный «водопад» нужно становиться как под душ.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *