Потерянные миры

Библия — выдающаяся книга. Более трех миллиардов человек считают ее священной. Ее называют бестселлером всех времен: полностью или частично напечатано около 6 000 000 000 экземпляров Библии более чем на 2 400 языках.

ХОТЯ Библия — самая распространенная книга, бытует множество мнений о том, когда она была написана.

Особенно много споров вызывает время появления Еврейских Писаний, или Ветхого Завета. Возможно, вы читали о некоторых теориях в книгах и журналах или же видели выступления ученых на эту тему по телевизору. Вот лишь несколько утверждений.

▪ «Бо́льшая часть библейских книг была написана в VIII—VI веках до н. э., то есть во времена пророков Исаии и Иеремии».

▪ «На протяжении последних двух столетий библеисты придерживаются мнения, что еврейская Библия была написана и приобрела окончательный вид в основном в персидский и эллинистический периоды (V—II века до н. э.)».

▪ «Все книги еврейской Библии в том виде, в каком мы знаем ее сегодня, были составлены в эллинистическую эпоху (приблизительно во II—I веках )».

Как христианам, которые верят, что «все Писание вдохновлено Богом», следует относиться к таким противоречивым утверждениям? (2 Тимофею 3:16). Чтобы ответить на этот вопрос, давайте рассмотрим две точки зрения.

Библейская хронология

В Еврейских Писаниях указывается время многих событий. Благодаря этому можно установить, что самые первые книги Библии были написаны во времена Моисея и Иисуса Навина, примерно 3 500 лет назад*. Следующие книги были написаны Самуилом, Давидом, Соломоном и другими в XI веке до н. э. Затем появились исторические, поэтические и пророческие книги, датируемые IX—V веками до н. э.

Копии этих библейских книг, за исключением книги Эсфирь, и их фрагменты былинайдены среди свитков Мертвого моря. Радиоуглеродный анализ (датирование радиоактивным углеродом) и палеографический анализ (изучение древних рукописей с точки зрения способа написания букв и их форм) свидетельствуют, что древнейшие из этих свитков относятся к 200—100 годам до н. э.

Точка зрения критиков

Критики оспаривают библейскую хронологию главным образом потому, что не согласны с утверждением о боговдохновенности Священного Писания. Например, профессор Уолтер Кайзер в своей книге «Ветхозаветные документы» приводит распространенное мнение: » текст не заслуживает доверия, потому что претендует на божественное происхождение, говорит о чудесах и о Боге» (The Old Testament Documents). Ученые, которые не верят в Бога, утверждают, что к Библии следует применять те же методы критического анализа, что и к любой другой книге.

Какое-то время, основываясь на эволюционной теории Дарвина, ученые утверждали, что религии развивались от простых к сложным: от анимизма к политеизму и в завершение к монотеизму. Поскольку в первых книгах Библии говорится о монотеистическом поклонении, некоторые пришли к выводу, что эти книги, скорее всего, были написаны значительно позднее, чем следует из них самих.

С тех пор Библия подвергалась самым разным методам критического анализа, например исторической, литературной, внутренней и текстуальной критике.

Хотя мнения ученых о времени написания библейских книг разнятся, многие поддерживают теорию, выдвинутую профессором Ричардом Фридманом. Он пишет: «В течение многих столетий древние писатели создавали поэтические и прозаические произведения, а также записывали законы. Позднее эти документы были собраны другими писателями, которые, опираясь на них, составили Библию».

В книге «Вера, традиция и история» обсуждаются различные теории библейских критиков. Однако в ней отмечается: «Хотя ученых объединяет недоверие к Писанию и абсолютная уверенность в правоте своих теорий, они крайне критичны к взглядам друг друга» (Faith, Tradition, and History).

В защиту библейской хронологии

Первые книги Библии были написаны на недолговечных материалах. Поэтому неразумно ожидать, что когда-либо будут найдены оригиналы рукописей или их ранние копии времен Моисея, Иисуса Навина, Самуила или Давида. Однако возможно исследовать косвенные исторические доказательства, подтверждающие, что библейская хронология достойна доверия,— именно такой подход применяют многие уважаемые библеисты и археологи. Давайте узнаем, как такие доказательства помогают ответить на некоторые спорные вопросы.

▪ Существовала ли письменность на Ближнем Востоке 3 500 лет назад, когда, согласно Библии, жили Моисей и Иисус Навин? В древности в Месопотамии и Египте составлялись исторические, религиозные, правовые и литературные тексты. А что можно сказать о текстах, написанных Моисеем и другими израильтянами? В одном справочном издании отмечается: «Нет оснований сомневаться в том, что в конце бронзового века в Ханаане действительно существовала письменность» (Dictionary of the Old Testament: Pentateuch). Далее в нем говорится: «Если принимать во внимание наши знания о древней письменности, то нет никаких оснований сомневаться в авторстве Моисея и других писателей » (Исход 17:14; 24:4; 34:27, 28; Числа 33:2; Второзаконие 31:24).

▪ Пользовались ли люди, писавшие Библию, более древними источниками?Да, некоторые из них ссылались на «книги» — возможно, на официальные документы, родословные списки, исторические труды, а также документы, принадлежавшие отдельным племенам и семьям (Числа 21:14; Иисус Навин 10:13; 2 Самуила 1:18; 1 Царей 11:41; 2 Летопись 32:32).

▪ Почему не было найдено копий библейских книг, более древних, чем свитки Мертвого моря? В журнале «Библейское археологическое обозрение» объясняется: «В Палестине папирусные и пергаментные документы сохранились только в засушливых районах, таких, как район Мертвого моря. Во влажной почве эти материалы гниют. Но то, что такие документы не были найдены, не означает, что их не было» (Biblical Archaeology Review). Из-за пожаров и сырости папирусные и пергаментные документы не дошли до наших дней, однако были обнаружены сотни глиняных печатей, которыми они скреплялись. Эти печати датируются IX—V веками до н. э.

▪ Как сохранились библейские тексты? Вот что говорится в книге «Библия, какой она была»: «Истории, псалмы, законы и пророчества, дошедшие до наших дней как часть Библии, должно быть, переписывались очень много раз даже в библейские времена. То, что в библейские времена эти тексты постоянно переписывали, говорит о том, что ими пользовались, они играли важную роль в повседневной жизни. Никто не стал бы заниматься нелегким трудом, переписывая тексты без надобности» (The Bible as It Was) (Второзаконие 17:18;Притчи 25:1).

Это значит, что к I веку н. э. ранние библейские книги переписывались на протяжении почти 1 500 лет. В книге «О достоверности Ветхого Завета» сказано, что скрупулезное переписывание свитков включало в себя «замену устаревших грамматических и орфографических форм, что было обычным явлением на Ближнем Востоке в древности» (On the Reliability of the Old Testament)*. Это ставит под вопрос правомерность выводов, основанных на критическом анализе формы и стиля написанных текстов.

Когда была написана Библия?

Доказывает ли отсутствие рукописей времен Моисея, Иисуса Навина, Самуила и других, что библейские книги были написаны позже, чем это следует из них самих? По мнению многих ученых, отсутствие рукописей само по себе не доказывает, что рукописей не было. Действительно, сколько документов, написанных на недолговечных материалах, могло сохраниться? Например, по словам египтолога Кеннета Китчена, были утрачены почти все египетские папирусы, написанные до греко-римского периода.

Те, кто с уважением относится к Библии, могут спросить себя: «Как к Еврейским Писаниям относился Иисус Христос?» Он, подобно иудеям, жившим в его дни, никогда не оспаривал библейскую хронологию. Кому он приписывал авторство ранних книг Библии?

Иисус несколько раз обращался к писаниям Моисея. Однажды он упомянул о «книге Моисея» (Марка 12:26; Иоанна 5:46). К тому же Иисус ссылался на книги Бытие (Матфея 19:4, 5; 24:37—39), Исход (Луки 20:37), Левит (Матфея 8:4), Числа (Матфея 12:5) и Второзаконие (Матфея 18:16). Он сказал: «Все написанное обо мне в законе Моисея, в Пророках и в Псалмах должно исполниться» (Луки 24:44). Если Иисус признавал авторство Моисея и других писателей, то он, несомненно, доверял и хронологическим сведениям, содержащимся в Еврейских Писаниях.

Итак, когда же была написана Библия? Можно ли доверять библейской хронологии? Мы рассмотрели разные теории, выдвинутые критиками, а также сведения из самой Библии, косвенные исторические доказательства и точку зрения Иисуса Христа. Ваши ответы на вышеупомянутые вопросы покажут, разделяете ли вы уверенность Иисуса, который сказал в молитве к своему Отцу, Иегове Богу: «Твое слово есть истина» (Иоанна 17:17).

Когда написана Библия?

Недавно были опубликованы статьи зарубежных ученых, посвященные исследованию глиняных черепков с надписями на иврите, сделанными еще до вавилонского пленения евреев. Может ли такое исследование серьезно повлиять на современную библеистику и разрешит ли оно споры о датировке библейских текстов, «Фоме» рассказал лингвист и библеист, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Михаил Георгиевич Селезнев.

В Израиле, прежде всего в древних городах Лахише и Араде, найдены остраконы, т. е. черепки глиняных сосудов, использовавшиеся в древнем мире как материал для различных записок и писем. Для науки остраконы ценны тем, что сохраняются даже тогда, когда разрушается город или когда их просто выкидывают, и они заносятся землею. Поэтому на остраконах до нас дошли тексты тех эпох, от которых не сохранилось то, что считалось более важным с точки зрения писцов, и потому писалось на коже или пергаменте — например, юридические или священные тексты.

В опубликованной недавно статье нескольких израильских археологов речь идет об арадских остраконах. Арад — это крепость на самом юге Иудеи, которая должна была охранять Иудею от племен, живших южнее. Прежде всего от эдомитян —близкородственного древним евреям народа, жившего на юго-восток от Иудеи. Арад был относительно небольшим фортом, существовавшим несколько столетий, примерно с X-IX веков до н. э. и до завоевания Иудеи вавилонянами в начале VI веке до н. э.

До нас дошли остраконы разных эпох существования этого форта. Самая большая коллекция остраконов относится к последнему периоду, видимо, когда уже шла война с вавилонянами. Из Библии мы знаем, что одновременно с нашествием вавилонян с севера, с юга на Иудею напали эдомитяне. Ученые предполагают, что в черепках последнего периода существования Арада упоминаются враждебные действия со стороны Эдома.

18 черепков относятся к так называемому архиву Эльяшива. По-видимому, так звали коменданта Арада в последний период его существования. Большинство этих писем написаны от его начальника, что легко распознать по форме обращения: «Эльяшиву», а дальше — непосредственно текст письма. Некоторые письма начинаются по-другому: «Брат твой (имя) приветствует тебя, Эльяшив, и твою семью. Благословляю тебя Господом…». Эти письма уже от сослуживцев, офицеров. Третьи письма начинаются: «Господину моему, Эльяшиву» — эти, соответственно, от подчиненных. Письма эти были опубликованы еще в 1975 году израильским археологом Ахарони.

Материал по теме

Дошел ли до нас оригинал Библии?

Часто можно услышать, что христианское Писание испорчено: оригинал, мол, до нас не дошел, Иисус в свое время проповедовал одно, а его ученики (прежде всего Павел) добавили к его проповеди нечто свое, иное. Да и пресса периодически сообщает о находке какого-нибудь очередного “сенсационного” документа

Что же нового сделала американо-израильская команда ученых сейчас, о чем пишут израильские и американские журналы? Благодаря современной технике удалось не просто прочесть остатки букв, но более-менее подробно восстановить их очертания и с помощью компьютера проанализировать саму графику письма. Выяснилось, что даже в этой переписке между не очень высокопоставленными начальниками южноиудейского фронта было задействовано как минимум шесть писцов. Это свидетельствует о том, что среди этих иудеев была в общем распространена грамотность.

В чем же значимость этого открытия? До сих пор идут споры о том, насколько была велика грамотность в Иудее до вавилонского пленения. В частности, представители радикальных направлений в науке утверждают, что в Иудее до вавилонского плена грамотность была невысока. Тот факт, что в переписке небольшого иудейского гарнизона на южной границе участвовало относительно много грамотных людей, говорит против недооценки грамотности в допленной Иудее.

Что это означает для библеистики? Даже если бы мы и выяснили, что все население Иудеи VII века до н. э. было поголовно грамотным, это не могло бы быть решающим аргументом в споре о времени написания Библии. Тот факт, что иудеи допленного времени умели читать и писать, и даже то, что у них, скорее всего, была развитая литература, не означает, что в тот период уже существовали ветхозаветные книги в том виде, в котором мы знаем их сейчас. Были ли в Иудее этого времени тексты Ветхого Завета, какими мы их знаем сейчас, или только их «предшественники» — в этом споре арадские остраконы вряд ли могут кого-то в чем-то убедить или разубедить.

В целом, мне кажется, что для православия авторство и датировка текстов Ветхого Завета намного менее существенны, чем, например, для консервативного протестантизма. Для протестанта, придерживающегося тезиса «Sola Scriptura» (лат. «только Писанием»), чрезвычайно важно: те или иные слова были сказаны Моисеем или нет, в таком-то веке или позже. Для православного же подхода к священному тексту противопоставление Писания и Предания отнюдь не превращается в какую-то непреодолимую пропасть. Православной традиции несвойственно считать датировку единственным критерием значимости текста. Мы, например, знаем, что важнейший для нас текст — Символ веры — был написан не Моисеем и не Христом, а гораздо позднее. Тем не менее это нисколько не подрывает авторитет Символа веры для православной традиции. Аналогичным образом и датировка библейских текстов для православной традиции менее значима, чем для консервативного или фундаменталистского протестантизма.

Весомым аргументом в пользу более раннего происхождения текстов Ветхого Завета, могла бы стать разве что находка допленных рукописей типа знаменитых кумранских свитков. В свое время (1947 год) они полностью перевернули представления и об истории библейского канона, и о древнем иудаизме, и о контексте раннехристианской проповеди. Если сейчас взять любую книжку по данной теме, выпущенную до кумранских находок, то понятно, что она совершенно устарела. Все гипотезы, высказанные до 1940-х годов, оказались несостоятельными. Реальность оказалась и не такой, как думали либеральные ученые того времени, и не такой, как предполагали консервативные ученые. Она оказалась абсолютно ни на что не похожей.

После кумранских находок израильские археологи облазили, кажется, все пещеры на территории Израиля. Однако теоретически все же можно представить себе, что где-нибудь, в каких-нибудь новых пещерах, будет найдено что-нибудь столь же потрясающее, что изменит наши представления о ходе истории в этом регионе и о создании библейской литературы.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *