В феврале 1991 года из здания храма Всех Святых вынесли остатки мусора. Храм стоял совершенно пустой. Без алтарной преграды и без икон. В это время кто-то из будущих прихожан пожертвовал Казанскую икону Божией Матери (в честь Казанской иконы Божией Матери был когда-то освящён один из пределов храма Всех Святых, а сейчас освящен нижний храм). Но оказалось, что этой иконе нужна была серьёзная реставрация (икона была сильно повреждена, имелись большие утраты живописи). Так возникла иконная мастерская храма Всех Святых. После реставрации этот образ Божией Матери стал первой иконой на тогда ещё временной фанерной алтарной преграде возобновляемого храма.
С первых дней мастерскую возглавляет Виктор Капитанчук, более тридцати лет проработавший в области реставрации произведений искусства и имеющий научные публикации на эту тему. Начинал он работать один, мастерская ютилась в крошечной комнатке в пристройке к храму. Сейчас творческий коллектив мастерской состоит из восьми человек. Здесь пишут новые иконы и реставрируют старые.
У каждого из иконописцев свой неповторимый стиль. При этом все иконы пишутся строго по традиционной технологии и в соответствии с канонической традицией. Канон не только не скрывает творческие особенности каждого иконописца, но напротив, помогает раскрыться творческой личности во всей полноте. Канон отсекает всё случайное, лишнее, порождаемое страстным произволом художника. Тогда в этой иконописной тишине ярко выступают даже мельчайшие особенности творческого почерка иконописца. Здесь не нужно специальных зачастую вычурных усилий, направленных на самораскрытие художника, как это бывает в светской живописи. Напротив, иконописец стремится передать не своё индивидуальное, но красоту самого первообраза, и при этом естественно раскрывается его собственная личность. Икона пишется так, как она может быть написана только этим иконописцем и никем другим.
Двое наших иконописцев — Людмила Дорофеева и Наталья Таратуева являются членами иконописной секции Союза художников. Другие не вступали в Союз художников, но уровень их мастерства вполне соответствует необходимым для этого требованиям. Ими написаны не только иконы для большого иконостаса храма Всех Святых и иконостаса нижнего храма, посвященного Казанской иконе Божией Матери, но и для других храмов: Св. Алексия Человека Божия, храма св. царевича Алексия в богадельне, храма во имя Св. Троицы при детской больнице имени Св. князя Владимира, храма Св. Тихона Задонского в Сокольническом парке. Кроме того, пишутся аналойные иконы праздников, иконы для крестных ходов и другие.
Однажды в храме Всех святых была обнаружена использованная в качестве дверной доски икона св. апостола Павла. Фотографии позволили установить, что это – икона из прежнего иконостаса, единственная дошедшая для нас. После реставрации она заняла своё место в храме. Много и других икон, пожертвованных и специально приобретённых, нуждались в срочной реставрации. После укрепления и восстановления они разошлись по храмам, которые восстанавливает братство Святителя Филарета. Эта работа была отмечена Патриаршей наградой.
Есть у нас и мастер по работе с древесиной Алексей Худяков. Им разработана специальная методика реставрации и изготовления иконных киотов сложного фигурного профиля.
В настоящее время иконная мастерская продолжает свою деятельность. В дружной творческой атмосфере мастерской эта работа носит подлинно соборный характер. Взаимная помощь, советы и доброжелательная критика, в которой ощущают естественную потребность все наши сотрудники, позволяют им расти в творческом отношении и в совершенствовании профессионального мастерства.
Телефон: 8-499-264-48-30 (спарен с телефоном церковной лавки, так что, возможно, придется набрать дважды)

Сегодня я расскажу вам процесс изготовления басмы на конкретном примере большого и серьёзного заказа, который только что выполнил, но только первую его часть — как делается басма.

Берём слиток серебра

Ну и, разумеется, саму икону, которую мне предоставил сам заказчик. Видимо, это его старинная семейная икона. Размер 50х40 см.

Рубим толстый банковский слиток серебра, переплавляем его на более тонкие пластины.

Затем катаем до толщины 0,12 мм. Поверьте моему опыту, это наиболее оптимальная толщина для такого рода работы, уже всё перепробовано тысячу раз. Кстати, из меди тоже самое можно сделать, а вот с латунью сложней, она существенно жёстче. Но я и из неё делал, бывало… Только не катал её, так как вальцы жалко, брал готовую.

И вот тут начинается самое интересное. Берём готовую матрицу с рельефным орнаментом. Спросите где её взять? А тут есть несколько способов ее изготовления, но все они непростые и недешёвые. Кто реально будет заинтересован в такой технологии и решит сам этим заняться, пишите в личку, расскажу.

Затем берём обычный молоток, обёрнутый резиной, и настукиваем, получая на фольге тот же самый орнамент. Да, вид инструмента не презентабельный, зато великолепно работает! Тут ещё нужно подобраться определённую жёсткость резины, потому что обычная резиновая киянка не подходит.

Настукиваем несколько таких пластин, раскладываем их на икону, чтобы проверить всё ли хватает, чтобы с запасом.

Затем подрезаем по ширине, подгоняя стыки по орнаменту, фиксируя каждый стык, каждый уголок одним гвоздиком, чтобы елозило.

Потом вытаскиваем все гвозди, разбираем и оксидируем. Можно было, конечно, и позолотить, но это было желание заказчика.

Оксидирование я делаю не серной печенью, как все ювелиры, а так называемым «красным оксидом» на основе щёлочи, который покупаю непосредственно у производителя. Кому нужен будет, также пишите в личку, всё расскажу. Отличие серной печени от «красного оксида» состоит в том, что серная печень работает только в тёплом или горячем состоянии, а «красный оксид» в холодном. Правда, «красный оксид» проедает руки и с ним нужно быть осторожным.

Далее крацуем в мокром состоянии, чтобы придать блеск

Затем сушим всё и полностью монтируем на икону, забивая все гвозди, сколько нужно, чтобы басма не болталась. Гвозди использую только латунные и, в зависимости от задачи, посеребрённые или позолоченные

Уже после монтировки высветляю выступающий орнамент для лучшей его читаемости обычным канцелярским ластиком. Делать это нужно осторожно, чтобы не задеть саму икону.

На этом фото высветлена левая половина басмы. Не знаю насколько видна эта разница на самом фото, но вживую она разительна.

И вот конечный результат первого самого простого этапа.

Чуть не забыл! Хорошо, что ещё есть возможность редактирования. Нужно полученный результат намазать вот таким или подобным бесцветным мебельным воском, чтобы серебро не темнело

Думал всю остальную работу выложить во втором мастер-классе, но понял, что она будет раз в 5 больше даже в самом сокращённом варианте, так что тоже его, наверное, разобью на несколько частей. Впрочем, посмотрю как дело пойдёт по оформлению. Может, сокращу.

Скажем сразу – в большинстве случаев просто необходимо обращаться к профессионалам. Реставраторов икон можно найти при Храмах, в иконописных школах при Приходах или монастырях.

Почему: иконы, как правило, написаны в 17-19 веках, на деревянной доске, с использованием натуральных материалов и пигментов, возможно, выдержали уже не одну реставрацию, которую проводят в среднем 1 раз в 100 лет. Несоблюдение технологии старых мастеров, использование современных материалов, элементарное неумение использовать очистительные средства могут привести к потере красочного слоя – к потере иконы. Особо сложно снимать темный слой лака или олифы, чтобы ни в коем случае не задеть красочный слой. Если же на иконе есть кракелюры или отхождение слоя – проводятся специальные операции, которые подбираются индивидуально под каждый случай.

Плюс реставрация иконы требует благословения и трепетного отношения. В некоторых случаях реставраторы вынуждены каяться, потому что частично разрушают икону, образ, прежде чем восстановить ее.

Для общего понятия – вот какие материалы могут использоваться во время реставрации иконы:

  • Натуральный левкас – тертый мел и желатин, сваренный со специальными добавками,
  • Клей – кроличий, рыбий, мездровый,
  • Папиросная бумага,
  • Древесная пыль, опил, пакля,
  • Куча специальных растворителей
  • Средство от жучков,
  • Воск
  • Сусальное золото
  • Натуральные пигменты на яичном желтке и много другое, включая специальные инструменты.

Даже снимать оклад в домашних условиях мы не рекомендуем.

Поэтому, если вы хотите отреставрировать икону в домашних условиях – максимум, что вы можете сделать – почистить ее 5% мыльным растворов детского мыла без отдушек, промокая остатки и прочищая водой насухо. Делать это надо ватными палочками круговыми движениями на площади максимум 1 кв.см. Начинать чистить надо с левого нижнего угла, поднимаясь вверх. В самую последнюю очередь чистится нимб и лик. В некоторых случаях, бывает достаточно этих процедур, чтобы осветлить икону.

Именно поэтому, реставрация стоит дороже написания новой иконы – процесс реставрации занимает в 2-3 раза больше времени, чем написание заново. Но …. вы возращаете к молитвенной жизни наследие своей семьи, получаете поддержку поколений, в некоторых случаях икона получает чудесное превращение- под последним слоем открывается первоначальный чудесных образ. И, самое главное, вы делает благое дело! Поэтому, чистите свои старые иконы, отдавайте на реставрацию и молитесь. Бог вам в помощь!

Русская традиция написания религиозных икон восходит к 988 году, когда Киевская Русь была обращена в христианство. Однако эти самые первые старинные русские иконы были, по сути, византийскими иконами с той лишь разницей, что они были написаны монахами в Киеве. Русские иконографические центры появились только в XII веке, тем самым обозначив новую главу в развитии религиозного иконописного искусства.

Отличающиеся приглушенными и сдержанными цветами, экспрессионистским стилем написания и фигурами с длинными конечностями и большими глазами, русские иконы вскоре стали очень популярными, такими они остаются и сегодня. Более того, сейчас они являются не только лишь духовными инструментами, используемыми для поклонения Богу, но также и прекрасными произведениями искусства, которые коллекционируют многие люди. Отсюда возникает вопрос: как сохранить эти важные религиозные объекты и вернуть их прежнюю красоту? Вам нужны профессиональные услуги по реставрации старинных икон!

Прежде всего, важно отметить, что ваша попытка отреставрировать старинную икону самостоятельно может привести к катастрофе, поэтому даже не пытайтесь сделать это без посторонней помощи. Вместо этого обратитесь к профессиональному реставратору, который знаком с различными методами реставрации и может подобрать наиболее подходящий для вашего случая, в зависимости от состояния, возраста и структуры вашей иконы.

Основные методы реставрации икон, о которых вы должны знать

  • «Обновление» иконы

Так называемое «обновление» иконы – это самый щадящий метод реставрации, однако его можно применить только к старинной иконе с незначительными повреждениями. При использовании этого метода реставратор заменяет недостающие фрагменты грунта и реконструирует поверхность иконы поверх старого лака. Стоит также отметить, что в некоторых случаях реставратор может покрыть всю поверхность иконы новым слоем грунта и сверху нанести абсолютно другое изображение. Несмотря на то, что такой метод не рекомендуется использовать, он не является катастрофическим, поскольку этот новый слой позже может быть удален.

  • Полная реставрация

Если ваша старинная икона имеет слишком потемневшее лаковое покрытие или значительные потери красочного слоя, единственный способ вернуть ей красоту – это использовать метод полной реставрации. В таком случае реставратор удаляет лак, очищает окрашенную поверхность, добавляет новые фрагменты грунта и реконструирует изображение на иконе, используя свежие слои краски поверх старой окрашенной поверхности. Как вы уже могли догадаться, эта процедура может легко снизить ценность иконы, особенно если она выполняется неопытным реставратором.

Таким образом, если вы хотите отреставрировать свою старинную икону, при этом сохранив ее ценность, очень важно использовать только профессиональные услуги по реставрации. Обращайтесь к команде сайта Русской Иконы для получения любой информации, касательно этого сложного процесса!

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

28.02.2018 год.

Максим Бурмистров,

публицист, собиратель, эксперт, путешественник.

Если у вас есть старинная икона и вам кажется, что неплохо было бы ее отреставрировать, нужно понять, является ли это желание правильным, или можно никуда не спешить, более того – ничего с ней не делать.

Я часто сталкиваюсь с тем, что обычные люди, имеющие в своем доме старинные образы святых, доставшиеся им, как правило, по наследству, от бабушек и дедушек, или от родителей, в какой-то момент остро озабочиваются вопросом их сохранения и почему то им вдруг приходит в голову, что любая старинная икона непременно требует от них какого-то физического участия, вмешательства.

В ход подчас идут самые разные действия, часть из которых абсолютно бесполезны, но есть и такие чудаки, которые в своих изысканиях идут дальше и увы, наносят непоправимый урон ценным памятникам старины, причем, что самое обидное, в этих вмешательствах не нуждавшихся!

Этот материал я специально пишу для тех «горячих голов», кто как раз ощущает в себе необоримую энергию «реставратора-спасителя», дабы предотвратить очередную порчу старинных икон, которые, слава Богу, прожили более столетия без их участия и уж как-нибудь просуществуют еще какое-то время без «мастеров» с «умелыми ручками», не имеющих и малейшего представления о том, чего делать надо, а чего категорически не рекомендуется.

Попробую провести краткий ликбез для тех, кто интересуется вопросами сохранения предметов старины и хочет хоть немножко погрузиться в теорию процессов, в том числе и реставрационных. Давайте сначала поймем, что из себя представляет икона, ведь это предмет, создававшийся по определенной технологии, которая, безусловно, отличалась в разное время и в разных произведениях, но все же имеет очень схожую схематику.

Классическая религиозная живопись исполнялась на деревянной доске. Перед тем, как писать красками, доску подготавливали – грунтовали, покрывали левкасом – гипсовым грунтом. На более ранних памятниках применяли паволоку – в слой гипсового грунта помещали ткань, которая в дальнейшем должна была препятствовать растрескиванию, отслаиванию левкаса от доски, а в макрозадаче – помогала сохранять живописный слой, наносимый поверх грунта долгие и долгие годы, столетия.

Поскольку в большинстве своем нынешние обладатели старины имеют дело с произведениями, созданными в позднее время, в девятнадцатом и в начале прошлого столетия, «встреча» с паволокой им практически не грозит, ведь иконы тогда писали уже без паволоки, но иногда вместо нее проклеивали доску бумагой, даже… газетами.

Грунтованную иконную доску расписывали красками, причем либо темперными, либо масляными. В традициях иконописания позднего периода наблюдается устойчивая тенденция, согласно которой иконы темперного письма изготавливались всегда на левкасе, варьировалась лишь его толщина, а вот «маслушки» зачастую писали либо на тонюсеньком, практически неощутимом грунте, либо и вовсе – без такового, краски ложились прямо на доску.

Этот момент очень важно понять, поскольку и при разрушении старинного образа наблюдается разная картина, в зависимости от различий в технологии изготовления.

Теперь поговорим о причинах, которые могут вызывать повреждение старой иконы, они ведь также многочисленны и разнообразны.

Столетие, а то и два – огромный срок для любой вещи, даже «железной», что уж тогда говорить про деревянную расписную доску, чего только не было с ней, что она перенесла-выдержала, бедная, это, как говорится, целая история!

Даже в идеальных условиях хранения с любой иконой все равно происходят изменения, это неизбежный процесс. Пусть и при музейном хранении, когда драгоценные памятники держат в специальных киотах, где поддерживается особый температурно-влажностный режим, где регулярно опытные реставраторы проводят осмотры, иконы продолжают пусть очень медленно, но стареть, разрушаться. Мы бессильны предотвратить гибель любой вещи и можем лишь оттянуть, отдалить этот момент, в этом состоит и ваша задача, как хранителя семейной реликвии.

Доска иконы подвержена усыханию и короблению (изгибу), часто – растрескиванию. Это нормальный процесс, который при благоприятных условиях протекает медленно и может не вредить живописи.

Иконные доски в старину готовили старательно, столяр или даже сам иконописец, тщательно заготавливал древесину, сушил ее несколько лет в естественных условиях, и только затем делал из фрагмента ствола дерева заготовку для будущего произведения. Для хорошей иконы и доску делали особо, не всякий отрез ствола дерева подходил и из большой плахи выходила от силы, пара иконных досок, остальное отбраковывалось.

Конечно, такое тщание касалось производства основ под дорогую, качественную икону, а вот для массовой продукции использовали материал попроще, но ведь и эти предметы сохранились до нашего времени, и именно они составляют основную массу реликвий, хранящихся у вас в домах.

Иконная доска, усыхая, заставляла сжиматься и левкас и живописный слой, держащийся на грунте. И если доска деформировалась сильнее, чем мог себе позволить грунт, происходило его отслаивание и вспучивание, если владелец иконы не успевал вовремя это заметить и отреагировать, изображение теряло фрагменты, которые попросту выкрашивались, выпадали из него.

Надо помнить, что любая древесина всегда продолжает «дышать», а это значит, что под действием все тех же температурно-влажностных перепадов она то сжимается, то наоборот, увеличивается в своих линейных размерах, «расшатывая» грунтовый и красочный слои, не обладающие особой эластичностью. Если взглянуть на любую старинную икону в сильное увеличительное стекло, обязательно увидишь кракелюр – трещины в красочном слое, обусловленные как старением и высыханием краски, так и «дыханием» иконной доски.

Вторая причина отслаивания левкаса и разрушение красок – изгибание доски, подчас очень сильное. Если вы посмотрите на свою старинную икону сверху, с торца, то наверняка заметите, что доска у нее «гнутая» — середина выпучилась вперед, а края – отошли назад. Причина такого процесса весьма проста. Как я уже сказал, любая иконная доска с годами усыхает, но жесткий слой левкаса и слабо паропроницаемый слой живописи делает процесс усушки неравномерным, благодаря чему задняя поверхность доски сохнет и уменьшается в линейном поперечном размере (волокна в иконной доске практически всегда вертикальны) значительно быстрее, чем лицевая.

Скомпенсировать этот процесс были призваны врезаемые в задник доски, клинья, или, как их еще называют, шпонки, но и они подчас не могли помочь, столь сильно было «желание» доски выгнуться, деформироваться.

Остальные причины, вызывающие преждевременное старение иконы, довольно банальны, но именно они зачастую приводят памятники прошлого к плачевному виду. Перепады влажности, температуры, сквозняки, грибковое поражение доски и левкаса, поражение основы древоточцами – все в конечном итоге с той, или иной степенью приводит к разрушению и гибели старинных икон.

Наверное, главной трудностью для вас будет момент определения истинных причин ветшания семейной реликвии, и уже на основе правильных выводов, диагноза, можно назначать и лечение.

Нельзя забывать, что порой под разрушением иконы понимают исчезновение фрагментов красочного слоя, но произошло это отнюдь не по перечисленным причинам, а из-за излишнего усердия самих владельцев.

Все дело в том, что в дореволюционной России мало кто из владельцев живописных образов святых относился к ним как к ценным и высокохудожественным произведениям. Для людей это были лишь святые образы, вещественные объекты для совершения молитв, а потому и отношение к ним хоть и было благоговейное, бережное, оно отнюдь не способствовало их сохранению в веках, да и цели такой, как я уже сказал, не стояло.

Например, было принято к Церковному Празднику протереть иконку маслицем – на какое-то время живопись становилась более яркой, блестящей, что нравилось хозяевам и что в том числе тешило их благоговейное чувство, ведь в этом они видели и акт особого внимания к святому, изображенному на доске.

Протирание иконы маслом современные реставраторы уже давно и хором предали анафеме, как зловредное и губительное для живописи и левкаса, действие, но вы можете себе представить, сколько раз за столетие самая «молодая» имперская икона подвергалась такому «уходу»?!

Такие любимые и «ухоженные» образа видно сразу – зачастую на ликах святых частично или полностью отсутствуют высветления (тонкие белильные линии — оживки), а на одеждах – узоры, прически лишены тонко прописанных волос, бывает, что ретивые хозяева стирают и зрачки, глаза, брови, надписания на иконах, которые, увы, без помощи реставратора и правда, не воссоздать.

Практически всегда на старинных иконах обнаруживаются и другие неизбежные спутники вещей с длинной историей – царапины, сколы, потертости, вмятины, ожоги, которые портят внешний вид памятника, а зачастую и угрожают его будущему.

В своей практике я сталкивался с самыми различными видами повреждений икон, но при этом сделал для себя важный вывод: часто иконе все же не нужна наша помощь, и не стоит обращаться к реставратору.

В моем посыле максимально избегать современных вмешательств в древние памятники был такой смысл: каждое произведение искусства (будь то картина или икона) создавалось автором, который вложил в работу свою мысль, идею и талант. В ракурсе рассмотрения уникальности отдельного раритета для настоящего ценителя важна именно авторская живопись, а не фантазия современного реставратора, которая порой, увы, заходит слишком далеко и абсолютно искажает первоначальный замысел художника, обесценивая памятник и в эстетическом плане и даже в материальном.

Поэтому я сделал для себя главный вывод и следую ему свято: если икона имеет повреждения, но оставшееся изображение стабильно, не разрушается, а сам образ святого воспринимается цельно, реставрировать икону не надо.

Да, на иконе есть утраты, потертости, ну и что? Икона не обязана быть «вечно блестящей», «сверкающей», ведь она есть продукт своей эпохи и следы бытования на ней для меня также важны, они являют свидетельство ее долгой жизни, благоговейного отношения к ней со стороны прежних владельцев, они показывают и ту активность, с которой иконой пользовались в прошлые годы, а это очень важно.

Если лик и фигура святого сохранились и позволяют полноценно обращаться к образу с молитвой, то причин реставрировать произведение я лично не наблюдаю.

При этом достаточно часто встречаются и причины, по которым избежать реставрационных вмешательств уже не получится. Первая из них – признаки продолжающегося разрушения памятника – шелушение красочного слоя, выкрашивание или вспучивание левкаса, отслеживаемая динамика в растрескивании доски.

Вторая причина – утрата ключевых фрагментов изображения. Что это значит? Например, у меня есть икона Николая Чудотворца, на которой практически полностью утрачено нижнее поле и даже, фрагментарно – низ одежд святителя. Но при этом руки и лик святого сохранились без потерь, целы и изображения в миниатюрных клеймах с образами Спасителя и Богородицы в верхней части фона.

Вот такое повреждение левкаса и красочного слоя, при котором не теряется целостность в восприятии образа святого я и называю не критичным состоянием иконы и такую икону я не буду реставрировать, восполняя современными методами левкас и живопись.

Совсем другое дело – утрата ликов святых на иконах, когда и одежды целы, и фон и приписные святые и поля, а вот лик либо стерт, либо выкрошился «благодаря» усиленному «уходу». Если вы не созерцаете лика Небожителя, вы не можете сосредоточиться на молитве, вы не можете молиться, а значит, увы, реставрации не избежать.

Наблюдая за своей иконой, попробуйте самостоятельно определить, нуждается ли она в реставрации, необходимо ли ей оперативное вмешательство, или с ним можно повременить.

Если же вы затрудняетесь с выводами и вам нужна помощь, лучше всего, конечно, получить консультацию квалифицированного эксперта, но и тут, увы, есть проблема.

К величайшему сожалению, по-настоящему грамотных реставраторов, которые бы на совесть и с применением «родных» материалов и вековых технологий восстановили бы вашу икону, практически нет.

Это – еще одна моя причина всячески избегать реставрационных мастерских, ведь на смену тысячелетнему опыту написания икон (практически утраченному в период социализма) пришли совсем иные методы и технологии.

Сегодня при восстановлении старых икон активно используют синтетические материалы – клеи, грунты и краски, поскольку это и проще и быстрее, но это совершенно другие продукты, которых не было сто или двести лет назад!

Выбирая реставратора, необходимо обращать на это особое внимание, так как мне с ужасом приходилось встречаться с уже отреставрированными памятниками, которые, из-за особенности синтетических средств, примененных при их восстановлении, уже невозможно, даже при сильном желании, вернуть в первозданное состояние. Такая варварская реставрация необратима, а значит, «возрожденный» предмет, если он не нравится, уже останется таким навсегда.

Другая «засада» в «синтетике», активно применяемой сегодня, кроется в том, что все эти новомодные материалы еще не проверены временем, веками, а значит, с вашей, казалось бы, восстановленной иконой, может произойти все что угодно через год, два или через десять.

Именно поэтому я ратую лишь за консервационные мероприятия, которые практически всегда можно провести с применением простейших, а главное – тех самых традиционных методов и средств, которыми веками пользовались наши предки.

Кстати, консервация икон – достаточно простая процедура и в правильной реставрационной мастерской вам все сделают хорошо и быстро.

Не приукрасить, а сохранить, сберечь – вот задача «консервационной реставрации». Но вы можете двигаться в своем русле и ничего нет предосудительного в том, что вам все же захочется отреставрировать свою икону, придать ей свежести, сделать ее «как новую», здесь уж каждый думает сам.

Сегодня многие люди решают проблемы бытовой реставрации икон, точнее сказать, консервации памятников, самостоятельно, благо существуют печатные пособия и виртуальные площадки, где можно этому поучиться, освоив азы реставрационного дела.

Если вы чувствуете в себе силы и желание, вполне можно и самому сберечь свои шедевры, не полагаясь на других людей, так что я могу лишь выразить свою поддержку всем, кто хочет двигаться в этом направлении.

В завершении статьи я лишь еще раз советую не спешить с действиями и не предпринимать фантазийных и доморощенных методов реставрации, дабы не испортить окончательно то, что еще сохранилось, действуйте по принципу «семь раз отмерь и один раз намажь»! А к проблематике реставрации древней живописи мы вернемся в следующем материале.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *