Гл. 2. Где была похоронена Дева Мария?

Андрей Пустогаров

Книга 4. Исход или Реформация

гл. 2

1. Где была похоронена Дева Мария? 2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?

1. Где была похоронена Дева Мария?

— От исторических писаний должна быть какая-то польза, — может сказать мне читатель. — Вот Вы все пишете, пишете, а какая,  к богу, разница, откуда Моисей вывел евреев — из Испании али из Шарм-эль-Шейха? Один вред только туризму  в государство Израиль.
Да, действительно, — задумался я. Развенчивая одни  святыни,  мы должны предлагать народу другие,  настоящие, иначе можно нанести непоправимый вред туристической индустрии, тем более в разгар мирового экономического кризиса.
Я уже предположил, что колодец, у которого Христос разговаривал с самаритянкой, находится внутри храма Айя-София в Константинополе. 
(Читатель, пусть тебя не вводит в заблуждение иронический тон в начале: я все пишу серьезно и свои слова обосновываю).
Но Айя-София — и так намоленное туристическое место.

А вот где похоронена Дева Мария?

Да, мы не спорим — Дева Мария была вознесена на небо. Но до этого она умерла и была похоронена.
Церковное предание говорит, что это произошло в Гефсимании близ Иерусалима, поскольку  она стояла у креста, на котором был распят ее сын, следовательно, могла затем остаться в Иерусалиме, либо, уйдя,  опять в него вернуться.

О нахождении Матери Божьей у креста  прямо говорит евангелист Иоанн: "Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой" (Ин., 19,25).

Но вот остальные  трое  евангелистов отчего-то выражаются туманно и  обиняками: "… женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были …  Мария, мать Иакова и Иосии" (Мф., 27,55-56), "Мария, мать Иакова меньшего и Иосии… Которые  и тогда, как он был в Галилее, следовали  за Ним и служили Ему"(Мк.,15, 40-41), А Лука и вовсе не упоминает Марию среди стоящих у креста "женщин, следовавших за Ним из Галилеи"  (Лк., 23,49).. И только  при рассказе о Воскресении говорит о  "Марии Иаковой" (Лк., 24,10).
Зачем же эти три евангелиста  вынуждают   читателя  листать Евангелие, чтобы отыскать: "не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?"(Мф, 13, 55) и сопоставить с перечнем женщин, стоявших у креста?  Не слишком ли эта сложная задача  для, вполне вероятно, неграмотного христианина?  Почему прямо  не сказать, что у креста стояла Дева Мария? Разве это малозначимая деталь?    Да и почему из списка сыновей выпали Симон и Иуда? И отчего мы до этого не читали, что Мать следовала за Иисусом и служила Ему?

Исследователи, подходящие к Евангелиям как  к историческому документу, сказали бы, что тексты трех  евангелистов-синоптиков (то есть излагающих сходные в основном сведения о жизни Христа) редактировались   с целью согласовать их с евангелием от Иоанна. А ведь считается, что синоптики  более достоверны в деталях земной жизни Иисуса, чем Иоанн.

—  Опять Вы ударились в критику, — скажешь ты, читатель, — А что Вы можете предложить взамен?

  Взамен я могу предложить вот это место из книги Чисел, повествующей  об Исходе:
"И пришли сыны Израилевы, все сообщество, в пустыню Син, в первый   месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там" (Числа, 20, 1).
Как известно, Кадеш на иврите означает "священный".

— Позвольте, — скажешь ты,  читатель, — да ведь это не та Мария!  Когда  был Исход, а когда Распятие?!

Вот именно — когда? Библия не дает нам никаких дат. Да, Христос в Евангелиях упоминает о Моисее, поэтому логично предположить, что Страсти происходили после начала Исхода. Но вот через сколько?
И кто расположил историю Давида и Соломона после Исхода, а не до него? И на каком основании?

Итак, что же это за Мариам?
"И взяла Мариам пророчица, сестра Аарона (брата Моисея) , в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела  Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его (фараоново войско) ввергнул в море" (Исход, 15, 20-21).
Возможно, Мариам  была та самая безымянная сестра, которая способствовала усыновлению Моисея дочерью фараона (Исход, 2, 1-10). Но вот почему она названа пророчицей? Тому в Торе нет никаких оснований.
Правда, еще к ней являлся сам Господь: "И упрекали Мириам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку… И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мириам, и они вышли… И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот Мариам покрылась проказой" (Числа, 12, 1-10). По просьбе Моисея Господь исцелил Мариам через семь дней: "И сказал Господь Моисею…. пусть будет она .в заключении семь дней вне стана , а после опять возвратится.

Богородица

И пробыла Мариам . в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам " (12, 14-15).

Мы уже говорили, что, по нашему мнению, самые древние религиозные тексты содержит в себе Коран.Обратимся к его 19 суре "Марйам": "Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе перед ними завесу (Ср. с "в заключении" из книги Чисел) …Мы (Аллах) отправили к ней нашего духа…  Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек…" … И понесла она его (Ису) и удалилась с ним в далекое место…  И пришла она к своему народу… Они сказали: "О Марйам… сестра Харуна…".

Итак, Марйам сестра Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона) согласно Корану является непорочной матерью Исы (Иисуса), то есть Девой Марией..
У нас есть свидетельство, что христианская традиция поначалу с этим не спорила. Вот "Пространное житие Кирилла", датируемое XV веком:

(В Житии , кстати, рассказывается о том как Константин (он же Кирилл) Философ отправляется к хазарскому кагану, который незадолго до этого осаждал христианский Херсон и состязается там в споре о вере. После этого хазары заявили "если кто из нас будет кланяться на Запад, либо свершать еврейские молитвы, или держаться сарацинской веры, тот примет от нас скорую смерть… крестилось же тогда около двухсот человек". Читатель может сопоставить это с "каганом нашим Владимиром" из "Слова о законе и благодати митрополита Иллариона"  (см. 3.2.5 http://proza.ru/2013/02/21/1832)  и историей из Повести временных лет   как каган Владимир, он же Владимир равноапостольный,  осаждал Херсонес, устраивал спор о вере, а затем принял христианство. Воистину, читатель, сюжеты ходят из истории в историю, и, как нам кажется, есть смысл  разобраться, где они происходили на самом деле. Что мы в меру сил и пытаемся сделать в этой и других своих книгах).

Итак, в Житиии  оппонент в споре о вере обращается к Кириллу: "Один же из них, зело сведущий в сарацинской злобе, вопросил Философа: "Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? В своих книгах он восхвалял Христа., говоря: великий пророк родился от девы, сестры Моисея…" (Родник златоструйный, Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 119). Кирилл опровергает далее то, что Магомет — пророк, но ни словом не спорит с тем, что Христос родился от сестры Моисея.

Что же выходит, если принять нашу версию, что изгнание евреев из Испании в конце 15 века — это и есть библейский Исход? http://proza.ru/2013/10/19/1486

 Выходит, что Иисус после смерти своей матери Мариам покинул Испанию вместе со своими дядьями и остальными евреями. Возможно, что и  морским путем.

Заметим, что, на наш взгляд, образ Моисея из Торы скорее всего синтетический, объединяющий нескольких персонажей, в том числе дона Абраванеля и Педро де Херрера (см. главу 1). А само имя Моисей было нередким среди тогдашних испанских евреев. К примеру,  мудрец "врач из Малаги Моисей ибн Самуил ибн Йегуда"  или "ученый раввин Моисей д’Аррагель , который в начале XV века перевел Библию с еврейского на кастильский язык" ( как известно,библейскому Моисею приписывается авторство Торы) ( Л.Поляков, История антисемитизма,  Москва: Лехаим;Иерусалим: Гешарим, 1997, кн.1, гл.Мусульманская Испания  и Еврейский народ Испании).
Можно вспомнить еще и талмудистов Моше(Моисея)бен Нахмана и Моше бен Ханоха. Или автора книги "Зогар" Моше бен Шема тов де Леона
Эти персоны также могли стать прототипами библейского Моисея.

Отметим и то, что рассказ об Исходе начинается с истории об избиении младенцев "Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в воду" (Исход, 1,22). История об изгнании евреев из Испании также изобилует всевозможными погромами, которые перекочевали и в жизнеописание  Иисуса. (К примеру, уже упомянутый нами в 1 главе португальский король Мануэль насильно отбирал детей у евреев и отдавал их на воспитание в христианские семьи). 

Вместе с изгнанниками из Испании Иисус и добрался до Константинополя-Иерусалима.
(Возможно, побывав до этого во Франции-Галлии-Галилее).
Об этом мы поговорим в следующих главах, как и о том, когда и почему вся библейская история была "пересажена" на новые места.

Но сейчас перейдем непосредственно к ответу на начальный вопрос: где могила Девы Марии. Собственно, мы уже его получили черным по белому: в Кадесе, то есть в испанском Кадисе или Кадиксе, считающимся древнейшим испанским городом. Но скорее всего даже не в самом Кадисе, а в находящемся от него  на расстоянии 10 км, тоже на побережье, городе El Puerto de Santa Mar;a — Порте  Святой Марии. Пинято объяснять это название тем, что именно из гавани этого города отправилась в путь в Новый свет каравелла Колумба "Санта Мария". Однако согласитесь  — это странное  дело — называть город по имени корабля. Обычно именно корабль получает свое название по "порту приписки". Тем более, что   El Puerto de Santa Mar;a известен связанными со Святой Девой чудесами. В частности, Альфонсо X, якобы отвоевавший город у мавров получил зхдесь  в соборе Святой Марии исцеление для своих распухших ног, о чем поведано в "Cantigas de Santa Maria"  (Гимны Святой Марии)(№367). Про собор же Святой Марии сообщается, что он был открыт … да, читатель, именно в 1493 году. (Конечно, не будем столь наивными, чтобы считать, что в 1493 году открылся построенный собор. Однако, откуда-то же эта дата взялась — она могла быть  связана с первым упоминанием этого места , как святого).
В 17 веке собор пострадал от землетрясения и был, как сообщается, частично перестроен.

Под церковью находятся заброшенные катакомбы,  в двух перпендикулярных коридорах которых, длиной около 12 метров,  в стенах —  погребальные ниши. Из церкви вниз в катакомбы ведет лестница.

Вот в этих катакомбах в 1493 году и могла быть похоронена сестра Моисея и мать  Иисуса  Мариам-Марйам-Мария.
еще фото http://stogarov.livejournal.com/783782.html

2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?

Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. В наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света", — написано в туристическом путеводителе.

А все почему? Потому что здесь в соборе святого Иакова находятся мощи Иакова Зеведеева, то есть одного из двенадцати апостолов.

Однако мы тут же сталкиваемся с рядом странностей. Во-первых, странна история появления мощей в Испании. Конечно, в христианстве много фантастических историй, но все же: пытаясь как-то связать концы с концами легенда говорит, что святой Иаков после смерти Христа проповедовал в Испании, затем вернулся в Иерусалим, где принял мученическую смерть и был похоронен. На том месте стоит собор святого Иакова в Иерусалиме. Однако два ученика Иакова отчего-то решили, что Иерусалим не подходит для погребения, и погрузили тело Иакова в лодку, которая приплыла в Испанию. Здесь Иакове был похоронен в гробнице, следы которой затерялись и которая вновь была обнаружена только в 9 веке. На месте обнаружения останков святого Иакова был построен собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Причем мощи снова пропали в конце 16 века и было вновь обнаружены только в веке 19-м. Напрашивается вывод, что поклонение в Сантьяго-де-Компостела слабо привязано к наличию мощей святого, а скорее к самому месту.

Но еще более, чем история с мощами, удивительны следующие обстоятельства.
"В 997 году мавры во главе с Альмансором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Армия христиан была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альмансору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову — столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно, почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы в целости сохранилась до наших дней".

В Коране присутствует слово "хавари", которое принято переводить как апостол. Однако означает оно просто последователь, приверженец. Вот типичное место из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса, сын Марьям, сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаха» ( Сура 61:14). Здесь все уверовавшие призываются стать помощниками Аллаха. Так называемые в переводе апостолы (приверженцы) ничем не выделены из остальных уверовавших. Никаких сведений о "ближнем круге" пророка Исы, а тем более об именах хавари в Коране нет. Более того, как мы не раз еще подчеркнем, для мусульманина оскорбительна сама история о распятии великого пророка Исы. Христианский апостол Иаков неразрывно связан именно с этой историей. Поэтому удивительно, что Альмансор не только не разорил могилу, но отстроил ограду и выставил вооруженную охрану.

А вот еще одно странное обстоятельство, касающееся собора в Сантяго-де-Компостела. В нем существует специальная боковая дверь для входа в храм евреев. Но позвольте, ведь именно евреи, согласно христианской доктрине, распяли Христа. Обвинение это было снято католической церковью лишь в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. Зачем же допускать евреев к могиле апостола? Более того, с точки зрения правоверного еврея евангельский Иисус никакой не мессия, а мошенник. Зачем же евреям поклоняться мощам его апостола?

Странности развеются, если принять, что в Сантьяго-де-Компостела изначально поклонялись могиле не евангельского, а библейского Иакова. Того, кто и привел евреев в Мицраим-Испанию. Отца Иосифа и родоначальника 12 колен Израилевых. Он почитаем в христианстве, иудаизме и исламе. В последнем известен как пророк Якуб, заповедавший своим сыновьям быть мусульманами (покорными Аллаху). Истории Якуба и его сына Юсуфа (Иосифа) посвящена вся 12 сура Корана "Йусуф". Поэтому с таким почетом отнесся к его могиле Алмансор. Поэтому приходили в собор поклониться своему патриарху евреи. Поэтому Иаков считается покровителем паломников и часто изображается с посохом и сумой путника.

Напомним, что сведения о пребывании апостол Иакова в Испании — поздняя легенда, пытающаяся связать концы с концами, а вот путешествие библейского Иакова в Мицраим описано в священных книгах всех трех религий. Он и изображается часто именно в виде путника с тем же посохом в руках.

Логично, что Иаков, приведший в Испанию евреев (они же мавры — см. 4.1. 11-12), которым и принадлежала заслуга создания испанской культуры, стал в Испании объектом поклонения.

Не менее, чем сама могила Иакова, известен Путь Святого Иакова — маршрут паломников, идущих на поклонение его мощам. Путь этот проходит вовсе не по морю, по которому в Испанию де приплыли мощи апостола Иакова, а по земле. И начинается он вовсе не в палестинском Иерусалиме, а во Франции. Именно оттуда в библейский Мицраим, то есть в "страну ущелий" Испанию, и мог прийти по суше со своими сыновьями библейский Иаков.

В истории христианства часты случаи замены языческого культа на культ христианский. В этом же ряду может стоять и замена культа патриарха Иакова на култ Иакова-апостола.
Но почему в Испании произошла эта замена? Развернутый ответ на этот вопрос дадут следующие главы нашей книги (см. главы 9, 10, 11 ). Сейчас вкратце скажем следующее. После изгнания евреев (они же мавры) из Испании в 1492 году, в Европе развернулось вооруженное противостояния между нашедшими убежище в Константинополе изгнанниками-сефардами и Габсбургами. В ходе этого противоборства, по всей видимости, в Константинополе, была написано Пятикнижие, основное содержание которого состоит в описании побед сынов Израилевых над идолопоклонниками, они же католики. Противоборствующая сторона ответила созданием Евангелия, в котором описывалось кощунственное убийство великого пророка Исы евреями в Иерусалиме-Константинополе. Примирение этих двух антагонистические книг — Ветхого и Нового Заветов — состоялось, по всей видимости, только на Тридентском соборе (1545-1563). До этого пророк Иаков-Якуб, как религиозный герой евреев, являлся в изгнавшей евреев Испании "персоной нон-грата". Поэтому его культ, полностью ликвидировать который было, очевидно, невозможно, трансформировали в культ одноименного евангельского апостола.

Возможно, читатель, ты не совсем веришь мне, потому что привык доверять так называемой традиционной хронологии. В биографии святого Иакова есть, однако, обстоятельства, которые хорошо показывают, чего стоит эта хронология.

Оказывается, у апостола Иакова была еще одна ипостась. А именно Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), который сплотил христиан и вдохновил их на победу над маврами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем испанской Реконкисты.

"В 844 г. в битве при Клавихо, когда испанцы под предводительством Дона Рамиро I терпели поражение от сарацин, перед ними появился всадник на белом коне со знаменем — белым полотнищем с красным крестом, и сарацины (мавры) обратились в бегство". Деревянная статуя Матамавроса Иакова с поверенными маврами в ногах коня стоит в компостельском соборе. Рубящий мавров Иаков изображен и на многочисленных иконах.

Не надо думать, что Матамороса считали лишь чудесным видением. До поры до времени участие современника Иисуса в испанской Реконкисте ни у кого не вызывало недоумения. Ведь современная хронология еще не была придумана и пророк Иса считался племянником Моисея и Аарона, как об этом сообщает Коран.

Однако, как считается, в 1583 году появляется "Исправление времен" Скалигера, то есть создается новая, а ныне общепризнанная, хронология. И сразу же герой Реконкисты апостол Иаков становится анахронизмом. "Скептики … отвергали реальность битвы при Клавихо и абсурдное мнение, что святой Иаков принимал личное участие в избиении мусульман" (T. D. Kendrick, St. James in Spain, London, 1960, p. 185). Согласитесь, что если бы речь шла об участии святого в битве в виде видения, вряд ли кому-либо это могло бы показаться абсурдным. Значит, речь шла об апостоле Иакове во плоти и крови.

Более того, "в XVIII столетии папа Бенедикт XIV дал отповедь сомневающимся … и подтвердил участие и главенство святого Иакова … в войне испанских христиан с мусульманами" (там же).

Видимо, несмотря на новую хронологию Скалигера, папе Бенедикту было не с руки пересматривать уже устоявшиеся представления. Да и, если Иисус был племянником Моисея, выведшего в 1492 году евреев из Испании, то последователь Иисуса Иаков вполне мог участвовать в сотрясавших Испанию на протяжении всего 16 века столкновениях с морисками (т.е. буквально мавришками). Папе Бенедикту, видимо, все это казалось вполне естественным.

© Copyright: Андрей Пустогаров, 2013
Свидетельство о публикации №213102701828

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Андрей Пустогаров

Рецензии

Написать рецензию

Закон гласит: "не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем" Мк.6.4. Это значит, что не только «братья Его не веровали в Него» (Ин.7.5), но обречена была не верить и Его мать, Мария.
Проповедуя оставление всего земного,* Иисус, подавая пример ученикам, первым оставил Свою мать при следующих обстоятельствах: "И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя (сошёл с ума). И пришли матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь" Мк.3.21-35.
Грешницу Марию, богородицей, божьей матерью, девой Марией и прочими эпитетами, назвал не Господь, а лукавый, дабы ввести христиан в заблуждение.
Где была погребёна храмина Марии, для чад Божьих не имеет никакого значения.

* — В каждом Евангелие по несколько раз повторяется наставление Христа: "всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" Мф.19.29.

Максим Соловский   18.10.2014 20:19   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо за отклик,Максим!
Тезис, что учение Иисуса Христа было направлено на отрицание еврейского Закона, обсуждается в параграфе 5 главы 9: http://www.proza.ru/2014/03/10/96
С уважением

Андрей Пустогаров   23.10.2014 20:09   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Андрей Пустогаров

13.05.2013

Гефсимания. Гробница Богородицы

Гробница Пресвятой Богородицы — место, где согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Восточном Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга.

Могила Богородицы на Масличной горе

От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Церковь имеет 9  престолов.

1–2. При спуске по лестнице справа находится придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Придел принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь Св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св. Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом). Рядом с эти приделом погребена королева Мелисанда (1161 г.), о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.

3. Далее при спуске с левой стороны находится придел в честь Иосифа Обручника. По преданию, он похоронен под престолом в этом приделе. С 1814 г. придел принадлежит Армянской апостольской церкви.

4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви.

5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви — в северной части храма.

6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.

7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.

8. Престол Сирийской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии.

9. Придел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви.

В начале XII в. паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании

Каменное ложе Богородицы в Кувуклии
http://guide-israel.ru

Подземная церковь 

Придел св.прав.Иоакима и Анны
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b4/Mary’s_tomb%2CMelisende_IMG_0251c.jpg

Возврат к списку

Гробница Девы Марии

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *