Экскурсии в Израиле: Где похоронены Адам и Ева?

Ничто, на наш взгляд, так не вредит библейской науке, как сама же религия. А точнее – те домыслы, которые существуют в религиях, и которые в христианстве принято называть «священными преданиями», а в иудаизме – «устной Торой».

Кто и когда придумал эти многочисленные легенды, облепившие, словно мухи, Слово Божие – сказать трудно. Но множество людей, которые в них верят, вряд ли смогут отказаться от своих заблуждений, даже если им будут предоставлены неопровержимые доказательства правоты библейских текстов.

Остановимся на вопросе о том, где жили Адам и Ева, и где они похоронены. Библия не дает никакого конкретного ответа, кроме указания на место, куда они были помещены Богом. Место это, по мнению ученых-библеистов, расположено в междуречье Евфрата и Тигра.

«И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Бытие 2:8,10 -15).

Хорошо известно, что Адам и Ева были изгнаны из райского сада, но неизвестно, куда именно они направились, одетые в «одежды кожаные», сшитые для них самим Создателем.

В иудейской традиции известно место захоронения патриархов Авраама, Исаака и Иакова и их жен. Находится оно в Хевроне – городе, расположенном в нескольких десятках километров южнее Иерусалима. Это пещера Махпела, которая упоминается в книге Бытия (49:30).

А вот что пишет об этой пещере израильский раввин Авраам Шмулевич, ссылаясь на весьма авторитетный источник – каббалистическую книгу «Зоар»:

«Согласно Агаде, Авраам стремился приобрести именно это место, поскольку там были похоронены Адам и Хава .

Книга Зоар (Зоар Хадаш, Ноах, 27а) в свою очередь утверждает, что Адам похоронен там, поскольку Меарат а-Махпела – это место наиболее «близкое» к саду Эден (Рай), что это «ворота в Рай», «вход в сад Эден».

Итак, согласно Агаде, книге «Зоар» и раввину Шмулевичу, «райский сад» находился в районе Хеврона, где ни древние, ни современные географы так и не обнаружили тех четырех рек, о которых прямо сказано в Библии.

А вот история, которую рассказывает нам Мидраш – раздел устной Торы, призванный восполнить «пробелы» в священном Писании. Оказывается, стоило только Аврааму войти в пещеру с телом Сарры, как навстречу ему поднялись два древних скелета, Адам и Ева и стали громко каяться в своем первородном грехе. Авраам успокоил своих грешных прародителей тем, что пообещал молиться за них Всевышнему. Успокоившись, Адам улегся в могилу, а вот Еву пришлось праотцу Аврааму перезахоронить. Очень уж не хотелось ей возвращаться в райский сад через врата пещеры Махпелы.

Христианская ортодоксальная традиция, естественно, не признает ни Мидраш, ни Агаду, ни «чернокнижников» -каббалистов. По христианским преданиям, могила Адама должна находиться в самом священном для христиан месте – под скалой Голгофы в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Поэтому на православных иконах, изображающих Распятие, под Крестом, согласно традиции, должен быть изображен череп Адама. О месте захоронения Евы христианская традиция умалчивает.

Протестантам, однако, такая концепция кажется вздорной. Поскольку Голгофа, по их представлениям, находится не в Храме, а совсем в другом месте, то и могила Адама должна находиться там же.

Что же говорится в Новом Завете об Адаме? Не более того, о чем повествует апостол Павел в «Первом послании к Коринфянам» (15:45): «Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий».

О том, в какой из библейских книг это «написано», святой апостол так и не поведал несведущим жителям Коринфа. Зато в Евангелии от Матфея (27:52,53) читаем, что когда Иисус на Кресте «испустил дух», то: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим».

Ну а кто же был первым в числе «усопших святых»? Конечно же Адам, «душа всех живущих», перевоплотившийся, согласно святому Павлу, в «дух животворящий». Только непонятно, почему же этот «животворящий дух» изображен на иконах в виде истлевшего человеческого черепа …

Исторические известия

По информации, опубликованной саудовской исследовательницей Хатун Аджвад аль-Фасси (род. 1964), персидский и арабский географ IX–X вв. Ибн аль-Факих аль-Хамадани сообщал, что два друга пророка Мухаммеда упоминали о могиле Хаввы.

Анжело Пэшэ (1864–1925), политик, путешественник и литератор, упоминает могилу Хаввы в своей книге о Джидде. Он приводит самое раннее документальное упоминание о гробнице:

…у Хамдани (10 век), который утверждает «Говорили, что Адам был в Мине, когда почувствовал желание увидеть Еву… что Ева пришла из Джидды, и что он познал её на Арафате». Первым, кто говорит о гробнице Евы, находящейся в Джидде, является Идриси (сер. 12 в.). Арабский странствующий поэт Ибн Джубайр (кон. XII в.), пишущий как очевидец (в отличие от Аль-Идриси, он отправился в Джидду для паломничества), утверждает, что в Джидде «есть место, имеющее древний и высокий купол, которое, как говорят, было пристанищем Евы… на её пути в Мекку»… Ибн аль-Мужавир (XIII век), а также Ибн Халликан (XIII век) проводят четкие указания на могилу Евы в Джидде. Ибн Баттута (XIV век) игнорирует вопрос в целом, а такие историки, как Табари, Масуди и др., утверждают, что, согласно традиции, Ева похоронена в Джидде, но опускают подробности о её могиле.

А вот как описывал могилу Хаввы в 1895 году сотрудник российского консульства в Джидде Шакирзян Ишаев:

Особых достопримечательностей в городе нет, исключая могилу Евы, находящуюся за городом, посреди большого кладбища. Могила праматери всех людей имеет в длину до 60 аршин, в голове поставлено что-то вроде мраморной плиты с арабскими надписями, и растет финиковая пальма, в ногах растут какие-то кустарники. Над срединой могилы построены два помещения под одной крышей: одно из них считается мечетью, а в другом имеется гробница, к которой приходят паломники и прикладываются. У выхода, снаружи, находится выдолбленный в большом камне резервуар, напоминающий собою колоду, из которой поят лошадей, в него наливают воду. Здесь живёт много шейхов, а ещё больше нищих женщин и детей; они собирают подаяние с являющихся на поклонение паломников. Как сказано выше, могилу Евы окружает кладбище…

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *