Содержание

САД | Симфония для Библии

Быт 13:10 …как сад Господень, как земля Египетская;..
Втор 11:10 …как масличный сад;..
3Цар 21:2 …из него будет у меня овощной сад,..
Есф 7:7 …и пошел в сад при дворце;..
Иов 8:16 …Зеленеет он пред солнцем, за сад простираются ветви его;..
Песн 4:12 …Запертый сад – сестра моя, невеста,..
Песн 4:13 …рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками,..
Песн 4:16 …повей на сад мой, – и польются ароматы его! –..
Песн 4:16 …Пусть придет возлюбленный мой в сад свой…
Песн 5:1 …Пришел я в сад мой, сестра моя, невеста;..
Песн 6:2 …Мой возлюбленный пошел в сад свой, в цветники ароматные,..
Песн 6:11 …Я сошла в ореховый сад посмотреть на зелень долины,..
Ис 1:30 …и как сад, в котором нет воды…
Ис 10:18 …и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит;..
Ис 29:17 …и Ливан не превратится ли в сад,..
Ис 29:17 …а сад не будут ли почитать, как лес?..
Ис 32:15 …а сад не будут считать лесом…
Ис 51:3 …и степь его, как сад Господа;..
Ис 58:11 …и ты будешь, как напоенный водою сад…
Ис 61:11 …и как сад произращает посеянное в нем,..
Иер 31:12 …и душа их будет как напоенный водою сад,..
Иер 39:4 …и ночью вышли из города через царский сад…
Иез 36:35 …тогда скажут: эта опустелая земля сделалась, как сад Едемский;..
Дан 13:4 …и был у него сад близ дома его;..
Дан 13:7 …Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки…
Иоиль 2:3 …перед ним земля как сад Едемский,..

Словарь библейских образов1

В Библии сад как орошаемый водой участок, отведенный для выращивания растений, служит образом как природы, так и святого места. В прямом физическом смысле сад – это хорошо удобренное и ухоженное пространство, доставляющее удовольствие его владельцам и жителям. Как в таковом, в нем выражаются образы обеспечения, красоты, изобилия и удовлетворения человеческих потребностей. С ним тесно связан образ человеческой мечты.

Учитывая ассоциативную связь сада с жизнью во всей ее полноте, не удивительно, что он выполняет роль одного из образов, как бы обрамляющих библейский рассказ в целом. В Быт. 2 Адам помещен в Едемский сад как в совершенное место для жизни и работы. В Отк. 21 новый Иерусалим представлен идеальным сочетанием сада и города. В граде Божьем, спустившемся с неба, течет река жизни, исходящая из-под Божьего престола наподобие Источника среди Едемского сада. Вдоль реки стоят деревья, приносящие плоды для употребления в пищу и покрытые листьями для исцеления народов.

Стоит с самого начала отметить разделение в Библии садов на определенные категории. Основное различие проводится между садом – Божьим садом в Едеме и садами – местами, несущими отличительные черты первоначального райского сада, но не имеющими его уникального статуса. Сад в Песни песней занимает почти такое же самостоятельное положение, как и Едемский, и его с полным основанием можно считать прототипом сада любви, служившего примером в человеческой истории, особенно в литературе. На более неземном уровне мы видим образ небесного рая. Наконец, есть два сада, связанные с крестными муками и воскресением Иисуса – Гефсиманский сад и сад с гробом Иисуса.

Божий сад. Для человека совершенство всегда представлялось в виде огороженного сада с пышной растительностью, в котором царит спокойствие. При раскрытии смысла образа рая важно помнить, что именно такой в Библии изображается предназначенная Богом для человека жизнь. Едемский сад – не просто место, это также выражение образа жизни и состояния души. Едемский сад Бог насадил Сам (Быт. 2:8), поэтому в образе изначального сада совершенства и последующих есть не только описательная сторона, но и предписывающая.

Название парадиз («рай») происходит от персидского слова, означающего обнесенный стеной сад. Хотя в еврейском тексте Быт. 2 это слово не употребляется (там говорится о «саде Едемском» и «Едеме», саде Божием), тем не менее там выражается библейское понимание рая. В Быт. 2 нет никаких упоминаний о стене вокруг этого совершенного сада, но он все равно производит впечатление огражденного места безопасной жизни, и это впечатление находит подтверждение в образе пламенного меча, заградившего вход после изгнания, – здесь подразумевается наличие ворот, ведущих в сад. Образы растений и животных в Быт. 2 отличаются от тех, которые мы видим в Быт. 1, – здесь имеются в виду растения и животные, выращиваемые и разводимые человеком, в отличие от вселенского размаха, показанного в Быт. 1. Основные характерные черты совершенного сада выражаются в самом образе ограждения – отличия от обыденной жизни. Простота жизни в саду отделяет его от условностей, присущих цивилизованному миру, – это отчасти можно увидеть на примере Адама и Евы, без всякого стыда ходивших по саду обнаженными. В образе огражденного места выражается четкое различие между изначальным совершенством – идеальным прошлым – и падшим положением. В нем может также подразумеваться ограниченность и конечность человеческой жизни даже в ее изначальном совершенстве.

В образе райского сада, изображенного в Быт. 2, можно выделить и другие темы. Одна из них – обеспечение насущных потребностей. Этот образ имеет непреходящее и всеобъемлющее значение, но, в то же время, нет сомнений, что он вызывал дополнительный интерес в аграрном обществе, жившем в засушливом регионе. Сады орошались, поэтому они были местами с буйной растительностью. Сад служил символом неиссякаемого источника изобилия и даров природы наподобие неувядающего дерева в Пс. 1. Само собой разумеется, что в этом зеленом мире выражалась также красота природы. В раю сочетаются утилитарный подход к деревьям как к «хорошим для пищи» и эстетический взгляд на них как на «приятные на вид» (Быт. 2:9). Идеал вечен, что делает рай (по словам К. С. Льюиса) сферой души, которая действительно существует и к которой надо часто обращаться.

Едемский сад был не только образом Божьего обеспечения, но и, как бы это ни казалось парадоксальным, местом человеческого труда. Ведь сады требуют ухода. В Быт. 2 сказано, что Бог взял сотворенного Адама и «поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Поэтому сад, помимо образов природы и отдыха на ее лоне, служит также образом человеческого прилежания, труда и стремления к достижению цели. Сад был местом, приготовленным для человечества, но также местом, требующим постоянной заботы. Наличие дерева жизни свидетельствует, что в саду были заложены основополагающие принципы жизни с избытком и обильного роста, и в такой обстановке естественным следствием идеального роста был идеальный труд. Работа Адама заключалась в самореализации и реализации возможностей окружающей среды. Здесь подразумевается необходимость выполнения определенных дел в нужное время, и мы впервые встречаемся с двумя важными темами библейского рассказа: Бог предоставляет место и обещает новые и более совершенные места, а человечество призывается к сотрудничеству в послушании для исполнения Божьих целей. Едем, Ханаан, небо: в этом последовательном ряду перечислены дары заботливого провидения, обусловленные, как это хорошо выражено в предании Второзакония, признанием и послушанием.

Одна из основных сторон образа рая – гармония. Адам и Ева изображаются живущими в гармонии с природой, как с растительным, так и с животным миром. Они жили также в гармонии друг с другом. Но эта гармония на природном и человеческом уровне затмевается прямым общением Адама и Евы с Богом. Сад, возможно, был огорожен, но он был открытым для Бога, Который посещал насажденный Им сад и «ходил в раю во время прохлады дня» (Быт. 3:8). Когда Адама и Еву изгнали (см. ИЗГНАНИЕ) из сада, они потеряли не только место – они потеряли также духовное положение, основывавшееся на свободном общении с Богом.

Можно отметить и другие мотивы, связанные с Едемским садом. В отличие от земных райских садов в преданиях античного мира, этот сад был не местом ничем не нарушаемого уединения, а местом непрестанного нравственного испытания, как о том свидетельствует присутствие в нем запретного дерева. С этим связан образ сада как места, побуждающего сделать решительный выбор. Более того, сад связывается с самым главным выбором, сделанным в истории мира. Самое сильное чувство, которое нас охватывает при чтении Быт. 2, выражается в осознании, что рай был потерян.

Обычные сады. Образ райского сада сохраняется и в других показанных в Библии садах. Эти менее значительные сады все еще выглядят идеальными местами, хотя и лишенными уникальности первоначального сада. Божий сад остается образцом бурного природного роста и, вследствие этого, человеческого благоденствия. Возведя очи на Иорданскую равнину, Лот сказал, что она хорошо орошается водой, «как сад Господень» (Быт. 13:10). В видении восстановленного Сиона Исаия обнаружил, что пустыня стала, «как сад Господа» (Ис. 51:3; ср. Иез. 31:9; 36:35).

Но даже когда нет прямых ссылок на Едемский сад, в библейских образах садов сохраняется их основная физическая характеристика хорошо орошаемых, зеленых и плодородных мест. В этих садах выражаются образы не только природы, но и земледелия. Помимо упоминаний об орошении, чаще всего отмечается, что сады насаждаются. Они не вырастают сами по себе. В пророческих видениях будущего восстановления неоднократно повторяется мысль о разведении садов и о питании людей их плодами как о проявлении трудолюбия и его вознаграждении (Иер. 29:5, 28; Ам. 9:14). Понимание сада как Божьего благословения подчеркивается в образах опустошения садов в пророчествах о суде (Иоил. 2:3; Ам. 4:9).

Едемский сад насадил Бог, а обычные сады служат выражением человеческих усилий и достижений, а также образов природы. Они, в частности, связываются с дворцовой жизнью. Перечисляя свои материальные свершения, венценосный автор Екклесиаста заявил: «Устроил себе сады и рощи, и насадил в них всякие плодовитые дерева» (Ек. 2:5). Можно между прочим отметить, что в Библии не проводится четкого различия между понятиями сад, роща и парк. В древности цари и другие высокопоставленные лица обладали привилегией проводить время в изысканных садах, что явствует из образов царской беседки и сада в Песни песней.

Сад любви. В литературе о райской жизни видное место занимает тема сада любви, и Библия не обманывает наших ожиданий в этом вопросе. Намек на эту тему есть уже в Едемском саду, поскольку Адам и Ева предстают там прототипами мужа и жены, а Бог установил институт брака и полового союза как одно из условий их жизни в саду (Быт. 2:24–25).

В Песни песней показан самый известный в мире сад любви. Мотивы райской жизни превращаются в нем в романтическую реальность. Красота возлюбленной дополняется красотой окружающей обстановки, и в удовольствии, которое влюбленная пара получает от нее, отражается наслаждение от взаимной любви. Изобилие и полнота сада служат метафорическим средством выражения богатства и достоинств, которые влюбленные находят друг в друге. Закрытость сада подчеркивает уединение, близость и безопасность, которые влюбленные находят в своей любви, а также в определенной мере способствует пониманию, что они чувствуют себя целым миром в самих себе. Обнесенный стеной сад служит также символом целомудрия невесты (Песн. 4:12). В гармонии влюбленной пары с окружающей обстановкой отражается их гармония друг с другом.

Небесный рай. В Библии рай показан также небесной реальностью. В трех стихах Нового Завета рай связывается с небесной жизнью (Лк. 23:43; 2Кор. 12:4; Отк. 2:7), хотя подробности не приводятся. Основной текст – видение Нового Иерусалима, представляющего собой окруженный стеной город, но, вместе с тем, отличающегося характерными чертами рая с рекой, по обоим берегам которой стоят деревья жизни, приносящие плоды для народов (Отк. 22:1–2). Тогда как первоначальный рай был достаточно уединенным местом с всего двумя жителями, небесный рай населен значительно больше и более открыт. Стены украшены двенадцатью великолепными жемчужными воротами, которые никогда не закрываются (Отк. 21:25). По всей видимости, между искупленной землей и этим городом-садом будет поддерживаться постоянная связь, и проходящие через ворота будут приносить «славу и честь народов» (Отк. 21:26). В этом образе открытой ограды мы видим святое место, представляющее собой единое законченное целое, но, в то же время, находящееся в постоянном изменении. Небесный рай и, в меньшей степени, первоначальный рай основываются на парадоксе: они закрыты и, вместе с тем, открыты.

Сады в жизни Иисуса. Два сада, в наибольшей мере связанные с Иисусом, до такой степени отличаются своими физическими характеристиками и происходившими в них событиями, что мы с трудом можем относиться к ним как к садам в общепринятом смысле райского сада. Тем не менее в Евангелиях они называются садами. Гефсиманский сад стал местом мучений, страданий, предательства, ареста и насилия. В свете обычных представлений о саде он выглядит почти антисадом – сюрреалистическим извращением привычного образа сада. Вместе с тем, у него есть одна важная общая черта с первоначальным раем: это святое место, в котором было принято поворотное решение, изменившее ход человеческой истории.

В образе сада воскресения синтез выражается еще ярче, а сам рассказ о воскресении приобретает дополнительный смысл, если учитывать некоторые связанные с садом детали событий, произошедших в воскресенье утром. Не может быть сомнений, что местом воскресения был сад: в Ин. 19:41 говорится, что гроб Иисуса находился в саду (неподалеку от места распятия), и Мария Магдалина приняла воскресшего Иисуса за садовника (Ин. 20:15). Сад выглядит вполне подходящим местом для совершения пасхального чуда, учитывая, что сады всегда отождествлялись с поддержанием жизни и роста. Первый сад принял первого Адама, пасхальный сад принял второго Адама. Павел заявил: «Если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати… будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Рим. 5:17). Воскресение открыло перед человечеством новые горизонты с преобразованием мира, в котором правит уже не смерть, а жизнь, с перспективой возрастания до нравственной полноты Христа. Все это проявится с избытком, если обычные характеристики сада – изобилие, удовлетворение человеческих устремлений, достижение гармонии – применить и к этому саду.

Заключение. Каков же все-таки смысл образа сада в Библии? Это образ идеала, повышающего значение любых совершаемых в нем дел. Он служит выражением природы в самом высоком смысле, романтической любви в самом высоком смысле, человеческого благополучия в самом высоком смысле, духовной реальности в самом высоком смысле. Сад блаженства – это нравственная и духовная норма, по которой оценивается падшее состояние и к которой стремится человеческий дух.

См. также: АДАМ, ВОДА, ДЕРЕВО, ДРЕВО ЖИЗНИ, ЕВА, ЖИВОТНЫЕ, ИЕРУСАЛИМ, ИЗБЫТОК, ИСТ0ЧНИК, ИСТОЧНИКИ ВОДЫ, КРАСОТА, ЛЮБОВНЫЕ ИСТ0РИИ, НЕБО, ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ, ПЛОД, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИРОДА, РАСТЕНИЯ, РОЩА, СВЯТОЕ МЕСТО, СИОН.

Где располагался Эдем и существовали ли Содом и Гоморра?

Археология (да и вообще наука как таковая) ответить на этот вопрос не может — просто по той причине, что он не относится к сфере ее компетенции.

Наука занимается вещами, доступными чувственному опыту, воспроизводимыми в эксперименте. Что же касается Эдема (по-древнееврейски «ган-эден» — сад, выбранное и огороженное место) — это созданное Богом место, соединявшее Царство Небесное и материальный мир. Господь пребывал там полнотой благодати. Что касается географической привязки, то опираться мы можем только на сказанное в Священном Писании (Быт 2) — там говорится о четырех реках, вытекающих из Эдема. Это Хиддекель, т. е. Тигр, Евфрат, Фисон и Гихон. И если первые две — это реально существующие до сих пор реки, то о двух других приходится только гадать. Есть предположение, что это текущие на Кавказе Кура и Арагва. Ясно только то, что согласно Библии, Эдем находился в районе современной Месопотамии. Но найти точное местоположение рая принципиально невозможно, и вот почему: когда рай был затворен от человека, он был затворен не в физическом смысле, а в духовном. Херувим с обращающимся мечом, поставленный Господом, запечатал человеку вход в Царство Небесное. Поэтому то место нашего тварного мира, где до грехопадения располагался Эдем, потеряло свой вид, Господь уже не присутствует там так, как присутствовал тогда, и оно перестало отличаться от остальной земли. Мы могли бы пройти по этому месту сейчас и ничего, например, кроме пустыни, не увидеть. Бесполезно искать рай на земле. Вход в него, как сказано в Евангелии, открывается только через сердце человека. Царство Божие внутрь вас есть (Лк 17:21).

Иллюстрация: Лукас Кранах Старший. Адам и Ева в саду Эдема. 1530 г.

Где находится могила Адама?

Но вот распространенная в церковной среде уверенность, что могила Адама находится непосредственно под Голгофой, мне представляется ничем не обоснованной. Голгофа — это скала. В глубине скалы никаких погребений нет. То, что сейчас в храме Гроба Господня находится часовня Адама, имеет скорее символическое, богословское значение. Само имя «Адам» восходит к слову «адама», означающему землю. Адам умер, и земля вернулась в землю, вновь превратилась в прах, а Господь Своею кровью с креста омыл эту землю, очистил, возродил. После изгнания из рая Адам странствовал по лицу земли. Священное Писание не говорит о том, где именно он был похоронен. Есть, впрочем, два предположения. Одно соответствует иудейскому преданию, другое — христианскому. Иудейское предание говорит о могиле Адама в Хевроне, там же, где и захоронения Авраама, Исаака и Иакова. Но предание это позднее, средневековое, основанное на талмудических представлениях. Христианское же предание говорит о том, что могила Адама находится где-то в районе Иерусалима, и основано оно на богословских умозаключениях. Если излагать их кратко, суть в том, что Иерусалим — особый город, которому отведена исключительная роль в плане Божественного домостроительства. В нем даны были обетования царю Давиду о рождении из его потомства Мессии, в нем пострадал и воскрес Господь Иисус Христос, смыв Своей кровью грех Адама. Отсюда и возникает мнение, что Адам тоже похоронен где-то близ этого города. Мне это предположение кажется вполне возможным.

Что же касается периодически возникающих в желтой прессе сенсаций: найдена могила Адама и проч., относиться к ним нужно крайне скептически. Археологи не просто на данный момент не нашли могилу Адама, но и никогда ее не найдут. Точнее сказать, в арсенале археологии нет методов, с помощью которых они непреложно установили бы, что вот в этой могиле захоронен именно Адам, а не кто-то другой. Даже будь там соответствующая надпись — это означало бы только то, что кто-то когда-то (и явно не во времена Адама) такую надпись сделал. Максимум, что могли бы тут сделать археологи — это датировать такую надпись. Но вопрос ее подлинности — вне компетенции науки.

Иллюстрация: Пьеро делла Франческа. Смерть Адама. 1452—1466.

Строительство Вавилонской башни — это реальное историческое событие или аллегория?

К сожалению, пока не удалось произвести более глубокие раскопки. Во-первых, это территория современного Ирака, политическая обстановка там не благоприятствует спокойным обстоятельным исследованиям. Во-вторых, это берег Евфрата, и чтобы копать, надо реку отвести в сторону, чтобы ушли грунтовые воды. Ведь даже раскопки на небольшой глубине сразу вызывают подъем грунтовых вод. А что значит отвести в сторону Евфрат? Затраты на это составили бы миллионы долларов.Если это и аллегория, то отталкивающаяся от реальной жизни древних народов Месопотамии. Для храмовой архитектуры этих народов (шумеров, аккадцев, т. е. вавилонян) были характерны зиккураты — башни, построенные уступами, где каждый последующий уровень занимает меньшую площадь, чем предыдущий. Еще в XIX веке археологи начали находить в Месопотамии множество остатков зиккуратов. В Вавилоне также нашли остатки башни, но башня эта относится к 6 веку до Р. Х., к временам Навуходоносора — того самого, который разрушил Иерусалим в 586 году до Р. Х. В те же годы он предпринял активную перестройку Вавилона. Это время активного роста империи и масштабных строительных работ. Действительно, построенная при Навуходоносоре башня была огромной (высотой почти 100 метров), она называлась Этеменанки — «храм основания неба и земли». Но понятно, что это не та башня, о которой повествует книга Бытия (Быт 11:4), а гораздо более позднее строение. Возможно, «башня неба и земли» была построена на месте более древнего зиккурата. Ведь Навуходоносор строил не в чистом поле, а перестраивал уже существующее.

В целом же мы можем сделать вывод, что с определенного момента у жителей Месопотамии была идея построения храма в виде башни-пирамиды. Причем эта идея действительно включала в себя чувство превозношения. Мы можем об этом судить по целому ряду шумерских и аккадских текстов. Возможно, замысел построить такую башню возник у людей вскоре после Потопа. Об этом, кстати, пишет Иосиф Флавий, отталкиваясь от иудейского предания — у строителей была идея избежать нового потопа. Так что даже если воды опять поднимутся, то вершины башни они не достигнут. То есть она предполагалась как своего рода убежище. В библейском тексте эта попытка описана иронично: люди хотят сделать башню высотою до неба, а Господь вынужден «сойти» с небес, чтобы разглядеть их постройку

Способы постройки башни вполне соответствовали тогдашней вавилонской технологии. Там нет камня, но есть много глины. Из глины делали кирпичи, обжигали их на солнце. От воды такие кирпичи размокают, но если их промазать асфальтовой смолой (а она у вавилонян была), то кирпичи станут водоустойчивыми и у башни будет надежное основание.

Так что вполне возможно, что описанная в книге Бытия Вавилонская башня — это одна из первых попыток построения зиккуратов.

Таковы реальные исторические корни этого библейского текста.

Иллюстрация: Circle of Tobias Verhaecht (1561-1631), The Tower Of Babel.

Существовали ли Содом и Гоморра? Где они находились? Как они погибли? Есть ли научные подтверждения описанной Библией гибели?

Разлом в земной коре — это граница двух континентальных плит, и там происходят разнообразные тектонические процессы. Для этих районов характерны как землетрясения, так и неожиданные выбросы магмы, такие локальные извержения. Вулканов при этом может и не быть, магма течет из трещин в земле. И этот рифтовый разлом находится как раз там, где были города Пятиградия. Так вот, несколько городов, которые вполне могут оказаться городами Пятиградия, найдены частично на берегу, а частично под южным мелководным заливом Мертвого моря. В одном из этих городов найдены характерные следы катастрофической гибели, очень похожей на гибель от вулканического извержения. Там найдены небольшие вулканические бомбы, следы пепла, серы, которая очень часто сопровождает вулканические извержения. Это позволяет понять слова из книги Бытия И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба (Быт 19:24) — на небо сера попала в результате извержения. Вообще, картина очень похожа на гибель Помпеи в результате извержения Везувия.Содом и Гоморра (точнее, это Пятиградие, пять городов) действительно существовали, и это вполне доказано. Располагались они на юге современного Мертвого моря. Есть научные подтверждения их гибели, описанной в книге Бытия. Катастрофические события, о которых говорится в Священном Писании, не являются для того района чем-то невозможным. По данным геологии, там проходит очень длинный рифтовый разлом. По этому разлому течет Иордан, в этом же разломе находится Мертвое море. Там огромная рифтовая долина, начинающаяся в Сирии и заканчивающаяся Красным морем, и далее уходящая в Индийский океан.

Мы, конечно, не можем стопроцентно утверждать, что этот город — именно Содом, потому что надписей там пока не обнаружено. Но, судя по всему, это именно он. Тем более что датировка гибели этих городов, сделанная археологическими методами, вполне соответствует времени, когда жил Авраам, то есть примерно 4000 лет назад. Историки называют этот период «Средняя бронза-2».

Иллюстрация: Джон Мартин. Уничтожение Содома и Гоморры. 1852 г.

Был ли всемирный потоп? Когда и где был потоп?

Кстати, по-гречески Потоп звучит как «катаклизмос» — дословно это очищение мира, очищение человеческих грехов. Очевидно, он мог затронуть только ареалы обитания человека. Во времена Потопа ни в Австралии, ни в Америке людей не было, а значит, не было необходимости их затапливать. Потоп имел конкретный ареал — это территория Ближнего Востока и Северной Африки, Южная Европа, Кавказ. Возможно, время потопа совпадает с концом крупного оледенения. Мы неоднократно обсуждали эту тему с моими друзьями-геологами и палеонтологами (кстати, по первому образованию я геолог). Тогда, в конце ледникового периода, мог быть достаточный уровень подъема вод.Потоп был, о чем свидетельствуют эпосы множества народов. Вопрос, был ли он вселенским? Иногда рисуется фантастическая картина, что Потоп покрывает всю землю. Возникает вопрос: куда же делась вода в таком количестве, если были покрыты вершины самых высоких гор (тот же Арарат — это пять с лишним километров над уровнем моря)? Представьте — пятикилометровая оболочка воды вокруг земного шара! Эта фантастическая картина характерна для объяснений протестантов-креационистов и для многочисленных книжечек о Потопе, которые американские фундаменталисты издают, а некоторые ревнители православия переписывают. Но это больше говорит о человеческой психологии, чем о правильном толковании Писания или науке. Например, когда в Америке Большой каньон объявляется следом от ухода воды после потопа — это восстание против очевидности и трезвого взгляда на мир. Нельзя все следы выветривания, так же как и осадочные породы земной коры, отнести к последствиям Потопа.

Интересный момент в Священном Писании — там говорится: разверзлись все источники великой бездны (Быт 7:11). Но по-еврейски бездна — это синоним моря. Под источниками великой бездны надо понимать нашествие больших волн в результате тектонических процессов. То есть это были цунами. Следами этой катастрофы являются вовсе не все осадочные породы земли, как пишут наивные креационисты, а только осадочные отложения четвертичного периода. Хотя, надо сказать, систематических исследований на эту тему никто из геологов не проводил. А вот если бы кто-то взялся сопоставить комплекс данных именно по четвертичной геологии, по регионам Ближнего Востока, Северной Африки и так далее, то картина стала бы более понятной.

Иллюстрация: И. Айвазовский. Всемирный потоп. 1864 г.

Найдены ли какие-нибудь записи, сделанные до Моисея, которые описывают события Библии?

В этом описании есть совсем уж мифические подробности — например, описание ковчега, у которого совершенно нереальные размеры. Для сравнения — размеры Ноева ковчега, приведенные в книге Бытия (Быт 6:15), примерно 105 х 25 х 15 метров (это приблизительно равно судну водоизмещением 15 000 тыс. тонн), вполне подходят для устойчивого судна, способного перемещаться без гребного винта и парусов, просто под влиянием волн. Даже математические модели были построены. А вот кубический ковчег, описанный в эпосе о Гильгамеше, просто кувыркался бы по волнам.Каких-либо древнейших текстов, которые бы один в один совпадали с текстом Библии, не найдено. Но есть ряд известных археологических находок, например, найденная еще в XIX веке О. Лэйярдом в развалинах древней Ниневии библиотека Ашшурбанипала, относящаяся к ассирийскому царству. Среди найденных там текстов есть таблички, на которых записан более древний, еще шумерский, эпос о Гильгамеше, в нем есть рассказ о Потопе. Там достаточно явные параллели с библейским повествованием. Говорится о Потопе, в котором выжил только один человек со своим семейством (зовут его Утнапиштим), причем спасся он в ковчеге. Богословский смысл этого рассказа, конечно, совсем иной. Писали его язычники, и согласно их версии, один из богов спас Утнапиштима с семейством только потому, что иначе некому стало бы приносить им жертвы. Жертвы, по языческим представлениям, — пища богов, без жертв боги не могут существовать.

Но не только у шумеров — эпосы всех древних народов содержат свидетельства о Потопе: будь это вавилоняне, будь это греки (миф о Девкалионовом потопе), африканские племена или индейцы Америки и прочие народы. Это говорит, конечно, не о том, что Потоп был в Америке, а о том, что человеческий род произошел от тех, кто помнил о Потопе: от Ноя и его семейства.

Теперь насчет древних семитских записей, сделанных до Моисея. Разумеется, до Моисея у семитов письменность была и у него была возможность записать тест Священного Писания. В Синае, на рудниках, где работали египетские рабы из семитов (не только евреи, но и финикийцы, хананеи), найдено множество надписей, сделанных так называемым протосинайским, или протохананейским, письмом. Это буквенный алфавит, от которого, кстати, произошли и наши буквы. Датировка этих надписей — примерно XV век до Р. Х., что вполне соответствует временам Моисея. Моисей вполне мог пользоваться этим алфавитом.

Иллюстрация: шумерская табличка.

Что произошло с Ковчегом Завета? Что в нем находилось? Куда он исчез? Может ли современная наука объяснить, где он сейчас?

Вавилон, в свою очередь, пал под ударами персов (об этом, кстати, рассказывается в книге пророка Даниила), и все его сокровища, в том числе награбленное в Иерусалимском храме, попали в персидскую казну. А вместе с ними — и Ковчег. В любом случае, дальнейшая его судьба неизвестна. Как выглядел Ковчег Завета и что в нем было, мы знаем из текста Священного Писания (Исх 25). Первоначально он находился в скинии, а потом — в храме, когда царь Соломон построил в Иерусалиме храм на горе Мориа. В ковчеге был один сосуд с манной, процветший жезл Аарона, указывавший на его избранничество, и скрижали Завета — две каменные доски с текстом Десяти заповедей. Ковчег находился там до гибели Иерусалима, разграбленного вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до Р. Х. Иерусалим был разорен, весь народ израильский угнан в плен в Вавилон, все храмовые сокровища разграблены — и Ковчег, по всей видимости, вместе с ними. В новом храме, построенном Зоровавелем после возвращения из плена, Ковчега уже не было, Святое Святых осталось пустым.

Время от времени возникали сенсационные сообщения о якобы найденном в Эфиопии Ковчеге Завета. В Эфиопии действительно была в свое время иудейская диаспора, и сложилось предание, что Ковчег Завета был спасен, вывезен туда. Там действительно есть некий ковчег, но это — модель того, древнего Ковчега, и модель эта, как определили археологи, относится ко времени Средневековья, никак не раньше.

Лично я считаю, что подлинный Ковчег Завета не будет найден никогда, и причина лежит в духовной плоскости. Иудеи в свое время были наказаны разрушением Иерусалима за свое нечестие, за отступление от Бога и идолопоклонство. Ковчег Славы был у них отнят, и то, что он не вернулся в храм, имело важное богословское значение. Потому что подлинным Ковчегом Завета, то есть вместилищем Божиим, является Пречистая Дева. Ковчег же был не более чем ее прообразом, прообразом Воплощения. В послании к Евреям апостол Павел поясняет богословское значение Ковчега. Он, как и прочие святыни, стал для иудеев поводом для идолопоклонства, стал непреодолимым соблазном. Они надеялись, что пока Ковчег с ними (как некий магический артефакт), Иерусалим никогда не будет взят. И Господь разрушил это ложное упование, промыслительно скрыв Ковчег.

Ну а с точки зрения археологии — допустим, когда-нибудь будет найден некий ковчег, совпадающий по своим параметрам с библейским описанием. Сможет ли археология однозначно утверждать, будто это тот самый Ковчег? Нет. Всегда остается возможность, что это копия, аналог.

Иллюстрация: Доменико Гарджуло. Перенесение ковчега завета царем Давидом в Иерусалим. Конец 1640-х гг.

Действительно ли Ноев ковчег находили ученые? Мог ли он сохраниться?

Понятно, почему возникла версия именно этой горы. Арарат — большая, одиночно стоящая гора, вулкан по происхождению, и потому исторически она привлекала к себе внимание. Туда было сделано несколько любительских экспедиций. Некоторые стали описывать чуть ли не следы стоянки Ноя. Это все уровень желтой прессы.Поиски Ноева Ковчега предпринимались в XX веке в районе горы Арарат. Но надо понимать, что еврейский текст Писания не говорит именно о горе Арарат. Слово, употребленное там — р`р`т — обозначает довольно большую территорию. От этого же корня происходит название древнего армянского царства Урарту. То есть это могла быть не гора Арарат, а та территория Закавказья, которую еще называют Большой Арменией (включая и часть современной Турции). Так что высадился ли Ной именно на горе Арарат — большой вопрос.

Но были и более серьезные экспедиции. Например, испанский путешественник Фернан Наварра предпринял в 50-60-х годах прошлого века несколько экспедиций туда. Рядом с вершиной Арарата есть большое ледниковое озеро, и давно уже возникло предположение, что Ноев Ковчег мог остановиться там и вмерзнуть в его лед. В ходе последней своей экспедиции Наварра, спустившись в трещину, нашел несколько кусков дерева. Дерево исследовали ботаники, это оказался дуб (род Quercus) . В Священном Писании дерево, из которого был сделан Ковчег, названо «гофер» (причем это название употребляется в Библии только один раз, сопоставить его с конкретной породой дерева нельзя). То, что нашел Наварра — довольно загадочно. Действительно ли эти куски дерева были частью Ковчега, или это остатки какой-то древней тамошней постройки? Ясно только одно — дерево туда занес человек. На высоте пяти километров дубы расти не могут, им там слишком холодно. Но доказать, что это все-таки остатки Ковчега, пока невозможно. По-хорошему, необходима новая экспедиция, которая исследовала бы льды этого озера.

Но организовать такую экспедицию очень трудно — в том числе и по политическим причинам. Это проблемная территория, район обитания курдских повстанцев, и турецкие власти очень неохотно пускают туда ученых.

Замечу, что в Армянской Апостольской Церкви хранятся реликвии, считающиеся обломками Ноева Ковчега. Думаю, что эти деревянные артефакты — того же происхождения, что и у Наварры. Доказать, что это именно остатки Ковчега, археология пока не может, опровергнуть тоже не может.

Иллюстрация: Ной. Мозаика из базилики Сан Марко, Венеция, XII-XIII в.

*Священник Александр Тимофеев:

Выпускник кафедры палеонтологии Санкт-Петербургского Государственного Университета. Закончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию, Московскую духовную академию. Кандидат богословия, заместитель заведующего кафедрой Библеистики Московской Духовной Академии. Участник 1-ой и 2-ой археологических экспедиций, направленных от Учебного комитета РПЦ МП на Святую Землю (февраль и октябрь 2007 г.).

Свящ

Био

Версии о местонахождении Эдема

Древнее Междуречье. Города Шумера и Аккада в 3-м тысячелетии до н. э. Указаны современные очертания русел рек Тигр и Евфрат.

По поводу отождествления рек Фисон и Гихон мнения исследователей расходятся. Среди возможных вариантов упоминаются такие реки, как Аракс, Ганг, Керхе, Карун (в Эламе), Дияла, Вади ар-Рума и даже Нил. Еврейская религиозная традиция отождествляет реку Гихон с одноимённым источником в Иерусалиме.

Поскольку Персидский залив в древности считался местом, куда впадали эти реки, то его иногда отождествляли с большой рекой, разделяющейся на четыре. Такое отождествление залива с рекой подкрепляет основанное на библейском тексте (Быт. 2:10-14) мнение, что Сад Эдемский был расположен к востоку от «Шинара» (возможно, Шумера). Этимология слова «Эдем» выводится сторонниками этой гипотезы от шумерского слова эдин (`равнина`) — географического термина, которым часто обозначается равнина между Тигром и Евфратом в южной Месопотамии. Другие исследователи полагают, что единая река-исток находилась на севере у начала Тигра и Евфрата; в этом случае, однако, возникает проблема идентификации рек Пишон и Гихон. О местонахождении Эдема и его рек до сих пор ведутся споры.

Профессор археологии Юрис Заринс помещает Эдем и райский сад на дно Персидского залива. Его исследование основывалось на многочисленных источниках, в том числе космических съёмках LANDSAT. Согласно этой теории, река Гихон могла соответствовать реке Карун в Иране, а река Фисон — высохшей реке Вади-Батин, ранее орошавшей плодородную центральную часть Аравии. Около шести тысячелетий назад обильная плодородная земля была затоплена, и её жителям пришлось бежать от стихии. В поддержку его гипотезы о реке Фисон высказался Джеймс А. Зауэр

Британский историк, бывший директор Института по изучению междисциплинарных наук Дэвид Рол утверждает, что установил местонахождение легендарного Эдемского сада в иранской провинции Азербайджан в окрестностях Тебриза, на основании которого базировалась традиция книги Бытия. Согласно Дэвиду Ролу, райский сад находился в длинной долине к северу от вулкана Сехенд, близ Тебриза. Он приводит несколько географических сходств и топонимов, которые, как он считает, соответствует библейскому описанию. Эти сходства включают близлежащие истоки четырёх рек Эдема: Тигр, Евфрат, Джейхун (евр. Гихон) и Фисон.

Эдем в литературе

Земной рай в «Божественной комедии» Данте

Земной рай у Данте находится на вершине горы Чистилища (гора Чистилища и Иерусалим у Данте расположены на противоположных концах земного диаметра).

Эдем в романе «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита»

В романе Чарльза Диккенса «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» Эдемом называлось американское поселение, в котором Мартин и его компаньон Марк Тэпли купили участок земли. По заверениям агента земельной компании мистера Скэддера, Эдем представлял собой цветущий город, в котором были банки, церкви, фабрики, гостиницы, биржа, редакция ежедневной газеты и т. д. В действительности в Эдеме оказалось несколько полуразрушенных домов, жители которых уехали либо умерли от лихорадки, а местность оказалось заболоченной и чрезвычайно нездоровой.

В романе Станислава Лема

В романе Станислава Лема «Эдем» 1959 года прекрасная издали планета названа космолётчиками Эдемом, но когда они терпят крушение — чрезмерно приблизившись к ней на облёте, чтобы получше её рассмотреть, и врезавшись в атмосферу по ошибке, — то находят на ней цивилизацию, поработившую собственное население с помощью тотального контроля над информационными потоками.

> Эдем в музыке

Фредерик Шопен — Сад Едема

В ТаНаХе

Согласно книге Бытия, сад располагался «в Эдеме на востоке» (Быт.2:8).

Из Эдема выходила река для орошения сада; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Пишон (Фисон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Прат (Евфрат)
(Быт.2:10-14)

Обитающие в нём люди, Адам и Ева, были, согласно традиционному представлению, бессмертны (в то же время Быт.3:22 указывает, что бессмертие было им доступно в виде Дерева жизни) и безгрешны, однако, соблазнённые змеем, они съели плод с запретного Древа познания добра и зла, совершив грехопадение, в результате чего утратили доступ к Дереву жизни и обрели страдание. Бог закрыл Рай для людей, изгнал их, поставив на страже Ангела — херувима с пламенным мечом (Быт.3:24).

Изображение Сада Эдемского в книге Иехезкеля (28:11–19; 31:8,9, 16–18), по всей видимости, восходит к эпической традиции, не сохранившейся в других источниках. Согласно этой традиции, «сад» находится «в Эдеме». Это — «сад Бога», где растут чудесные деревья. Существо, обитавшее в этом саду, не человек, а херувим, который согрешил и был изгнан оттуда. Этой традиции присущи древние языческие элементы, которые были переработаны в монотеистическом духе.

Несмотря на эту переработку Библия предпочла другую, антропоцентристскую концепцию, никак не связанную с языческими представлениями: «сад» был насажен Богом не для себя, а для человека, и именно человек, а не херувим, был изгнан из этого сада за совершенный им грех.

О географическом отождествлении Эдема и его рек имеются различные мнения.

  • Сад Эден. Комментарий Сончино. Примечания к книге Брейшит.
  • П.Полонский, Две истории сотворения мира

п·о·р История Адама и Евы

Персонажи

Адам | Ева | Змей | Лилит

События

Сотворение человека | Грехопадение

Основные понятия

Эдемский сад | Дерево познания Добра и Зла | Дерево Жизни

В разных источниках

Адам Ришон, Адам Кадмон

Дети Адама и Евы

Каин | Авель | Сиф

Это незавершённая статья по библеистике. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Сад Эдемский в ЭЕЭ

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

>Рай — Ган Эден

Какая награда ожидает человека в Раю?

Награда за исполнение заповедей — это духовное наслаждение: постижение Творца и присоединение («приклеивание») к Его мудрости. Все описания, приводимые мудрецами Талмуда (их слова о роскошных пирах и т. п.), являются лишь образными иносказаниями.

Максимально доступно представление иудаизма о награде изложил Рамбам в своем труде «Мишне Тора»:

«Сказали наши Мудрецы: “Нет в Будущем мире ни еды, ни питья, ни супружеских отношений, а только праведники сидят, венцы их — на головах их, и наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия”. “Праведники сидят” — это образное выражение, показывающее, что их души пребывают там, не утруждаясь и не испытывая усталости… А слова “наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия” означают, что они знают и постигают сущность Святого, благословен Он, так, как не могли бы постичь, находясь в теле, презренном и бренном».

И еще пишет Рамбам («Ильхот Тшува» 8:7): «Мудрецы древности уже дали нам понять, что человек (при жизни) неспособен ясно постичь благо Будущего мира и никто не ведает его величия и великолепия, кроме Святого, благословен Он».

Рай в Торе, в книгах Пророков и Писаний

В Танахе и в Тегилим (Псалмах) Раю дано множество разных названий

О существовании высшей награды после смерти мы знаем из книг Пророков и Устной Традиции. Мудрецы также указывают несколько стихов в Пятикнижии, содержащих намек на высшую награду после смерти. Один из этих стихов — «…чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои» (Дварим 22:7). Мудрецы обратили внимание на слова, кажущиеся «лишними»: ведь «хорошо» подразумевает и долголетие? Надо знать, что язык Торы краток и точен, там не может быть повторений просто «ради красоты стиля», не несущих специального смысла. Мудрецы истолковали эти «лишние» слова так: «“Чтобы было тебе хорошо” — в этом мире, “и продлились дни твои” — в будущем мире» (Кидушин 39 б).

В Танахе, и, в особенности, в Тэилим (Псалмах), Раю дано множество иносказательных названий, например: «Ар а-Шем» («Гора Б-га», см. Тэилим 24:3), «Мэком Кодшо» («Место святости Его», см. там же), «Дэрэх а-Кодэш» («Святой путь», см. Тэилим 77:14), «Хацерот а-Шем» («Дворы Б-га», см. Тэилим 84:3), «Оэль а-Шем» («Шатер Б-га», см. Тэилим 15:1), «Бейт а-Шем» («Дом Б-га»), «Шаар а-Шем» («Врата Б-га»), «Эрэц» («Земля», см. Йешая 60:21) и др. (см. Рамбам, «Ильхот Тшува» 8:4).

А еще он называется «Црор а-Хаим» («узел жизни», «связка жизни»), как сказано: «…да будет… душа господина моего завязана в узле жизни у Господа…» (Шмуэлъ I 25:29). (Поэтому на надгробиях пишут буквы ת.נ.צ.ב.ה — аббревиатуру слов «Да будет душа его/её завязана в узле жизни», т. е. пожелание, чтобы душа умершего оказалась в Раю). Рамбан поясняет, что «Црор а-Хаим» — наивысший духовный уровень, которого может достичь душа в Мире душ (см. также Рабейну Бахье к Берешит 1:14).

Что такое Ган-Эден?

Согласно мнению Рамбама, Ган-Эден — плодородное место на земле, изобилующее прекрасными водными источниками и растительностью. Где находится этот Сад, нам будет открыто после прихода Машиаха.

Рамбан же считает, что существует два Ган-Эдена, духовный и физический. Физический — это реальное место на Земле, о нем идет речь в главе Берешит (см. «Врата воздаяния. О Рае», п. 80). Кроме материальной красоты, земной Ган-Эден обладает особым духовным свойством: в нём возможно созерцать Б-жественные видения и постичь Творца в большей мере, чем в любой другой части мира.

Но есть и духовный Ган-Эден, который именуется также Миром душ. Душа попадает туда после смерти человека и пребывает там до наступления Грядущего мира — мира после прихода Машиаха.

На языке каббалистов физический, земной Ган-Эден называется «нижним», а духовный — «высшим».

Приводят слова Аризаля («Рав Поалим» 2, 1; см. также «Эц а-Хаим», «Шаар Циюр а-Оламот» 3) о том, что даже нижний Ган-Эден не является полностью физическим. Согласно Аризалю, нижний Ган-Эден сотворен из тонкой материи и «практически не касается земли». Праведники пребывают в нем, облаченные в идеальные тела из такой же тонкой материи.

Назначение нижнего Ган-Эдена

Согласно мнению Рамбана, земной Ган-Эден служит местом постижения Творца в первый год после смерти человека, поскольку в этот период душа еще склонна к земному восприятию и не достигает уровня, на котором можно полностью переключиться на духовное восприятие Творца. Так Рамбан объясняет высказывание мудрецов (Шабат 152 б): «До двенадцати месяцев (после смерти) тело продолжает существовать, а душа поднимается и опускается. Через двенадцать месяцев тело перестает существовать, а душа поднимается — и больше не опускается». Согласно Рамбану, «поднимается» означает «переходит к чисто духовному постижению Творца», а «опускается» — постигает Творца на уровне земного восприятия — как тогда, когда душа была облачена в тело. Через год душа окончательно отходит от связи с физическим миром и перемещается в духовный Ган-Эден.

Земной Ган-Эден также будет местом материальной наградой людям после воскрешения мертвых.

Назначение высшего Ган-Эдена

Как ясно из слов Рамбана, в высший Ган-Эден душа попадает через двенадцать месяцев после смерти человека и после очищения в Геиноме (Аду). Высший Ган-Эден — место предварительной награды, где душа пребывает до наступления Грядущего мира, который ознаменуется воскрешением мертвых и воссоединением души с новым, перерождённым телом.

Что такое Будущий мир? (Мнения Рамбама и Рамбана)

По Рамбану после смерти душа получает
«промежуточную» награду, место которой — Ган-Эден

Согласно всем мнениям, местом окончательной награды за исполнение заповедей станет Будущий мир, на языке мудрецов «Олам а-Ба». Однако мнения Рамбама и Рамбана о том, что представляет собой этот мир и на каком этапе душа туда попадает, расходятся.

По мнению Рамбама, Будущий мир является абсолютно духовным, он существует параллельно нашему физическому миру. В этот мир душа попадает сразу после смерти и получает награду только в духовном «облачении». В дни Машиаха, когда будут воскрешены мертвые, душа вновь соединится с телом и, прожив новую жизнь, вернется в духовный мир, где будет награждена и за заслуги второй жизни.

А по Рамбану, Будущий мир — это перерожденный физический мир, время которого наступит после воскрешения мертвых. В этом мире люди будут вечно наслаждаться постижением Создателя, но в телесном «облачении». Согласно Рамбану, вновь соединившись с телом, душа сможет достичь гораздо более высокого уровня постижения, чем в нематериальном состоянии. А после смерти душа получает «промежуточную» награду, место которой — Мир Душ или Ган-Эден. Там она пребывает, пока не наступит время абсолютной награды — после воскрешения мертвых в Будущем мире.

Каббалистическая традиция подтверждает мнение Рамбана (см., например: а-Шла а-Кадош, «Бейт Давид» 16:2; Рамхаль, «Дерех а-Шем» 1, 3:11).

Где находится Рай?

Из-за распространенных представлений часто возникает ошибочное впечатление, что Рай находится где-то «Наверху» или «на Небе». Так многие «автоматически» и ощущали: Рай — он где-то в облаках. И Ад автоматически представляли внизу, в недрах земли. На самом деле, познакомившись ближе с понятиями, которыми оперировали мудрецы и Писание, легко понять, что «Небеса» — образное иносказание, обозначающее высшую духовную сферу, недоступную человеческому постижению. Подобно этому, в Торе деяния Создателя описываются с помощью слов и образов, которые «применимы» только к человеку. Это необходимо для того, чтобы передать определенное трансцендентное содержание человеческим языком, дать нам представление о нем.

По сути, как ясно из труда Рамбана, высший Ган-Эден — это не место и не духовное пространство, куда «помещают» и откуда «изгоняют». Ган Эден — это определенные уровни постижения Творца, и такое постижение приносит душе наслаждение. Но чтобы облегчить нам восприятие, мудрецы говорили о нем как об определенном месте, придавая ему «физические характеристики».

Нижний Ган-Эден, как нам известно из главы Берешит, закрыт от нас, его местоположении никому неизвестно. От имени Аризаля приводят следующее («Рав Поалим» 2:1): «Нижний Ган-Эден — это центральная точка на экваторе, южнее Эрэц-Исраэль, и земля Ган-Эдена — не как наша земля, а очень тонкая материя. И он отделен от нашей земли, практически ее не касается…»

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *