Вот статьи на тему «Удивительные методики Глена Домана.», котрые прислали в Жили-были участники конкурса:

Удивительные методики Глена Домана.

! Каждый ребенок в момент своего рождения обладает более высоким умственным потенциалом, чем тот, который когда-либо демонстрировал Леонардо да Винчи.
! Маленькие дети считают обучение важнейшим навыком, необходимым для выживания.
! Маленькие дети хотят научиться всему, что возможно, и сделать это прямо сейчас.
! Маленькие дети уверены, что лучше учебы ничего и быть не может.
Вы в этом сомневаетесь? Тогда прочтите книги Глена Домана и вам раскроются бесконечные возможности вашего малыша. А если вы начнете заниматься с ребенком по доманской системе, то сможете по новому взглянуть на это Чудо, которое называется ребенком.

ГЛЕН ДОМАН

В конце сороковых годов прошлого века Глен Доман (Glenn Doman) – выдающийся американский врач, ученый нейрофизиолог, основатель филадельфийского Институт развития человеческого потенциала (The Institutes for the Achievement of Human Potential) разработал систему лечения детей, страдающих различными нарушениями мозговой деятельности. Его методики не только способствовали восстановлению нарушенных функции головного мозга, но и позволяли больным детям, догнать и даже, каким бы невероятным это ни казалось, обогнать в развитии своих здоровых сверстников.
Систему, разработанную для больных, попробовали применить в работе со здоровыми детьми. Результаты были ошеломляющие.
Своими трудами Глен Доман показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух-трех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают, выполняют гимнастические упражнения.

ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ДОМАНА

После десятилетий работы с тысячами больных и здоровых детей Доман и его коллеги утверждают: наибольший эффект любых занятий наблюдается в период РОСТА МОЗГА, то есть до шести лет. После этого возраста возможность научить чему-либо человека резко падает. Отсюда вывод: чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспримет любую информацию в неограниченном количестве, тем проще ему будет овладеть любым умением.
• Раннее физическое развитие — вот первый краеугольный камень этой системы.
«Физический интеллект является первым и самым основным видом человеческого интеллекта» – считает Доман, и поэтому в первую очередь, надо предоставить ребенку возможность двигаться буквально с рождения. Физическое развитие стимулирует умственное и сильно влияет на развитие способностей малыша. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.
Как и зачем все это делать, подробно описано в книги Домана «Как сделать ребенка физически совершенным».
Из личного опыта. Книги Домана я приобрела, когда дочке уже исполнился год. Но ее физическим развитием мы с мужем занимались достаточно активно с рождения. Динамическая гимнастика, ползание и ходьба с первых дней, закаливание, плавание – все это было в нашей «программе». Исследования Домана, приведенные в книге просто явились дополнительным стимулом для наших занятий.
• Обучению чтению.
Обучение чтению в самом раннем возрасте (по Доману, чем раньше, тем лучше) дает сильнейший толчок всему развитию ребенка. «Маленькие дети могут и должны учиться читать слова, предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь». Об этом рассказывается в книге Домана «Как научить вашего ребенка читать».
Обучение чтению происходит при помощи карточек, на которых написаны слова. Ребенку показывается карточка и называется написанное на ней слово. За день делается 3 показа одного набора слов, в который входит 5-10 слов. В день используется 3-4 набора. Постепенно старые слова в наборах удаляются, а новые добавляются.
Несмотря на многочисленные показы, времени на занятия уходит немного, так как карточки показываются очень быстро (1 секунды вполне достаточно, чтобы назвать карточку и перейти к следующей).
Последовательность обучения чтению делится на несколько этапов и не зависит от того, с какого возраста вы начинаете учить малыша читать. Вот этапы, которые проходит ребенок при обучении:
1. Отдельные слова.
2. Словосочетания.
3. Простые предложения.
4. Распространенные предложения.
5. Книги.
Из личного опыта. Начинать обучение дочки чтению с рождения я не стала. При занятиях с маленьким ребенком мне хотелось яркого подтверждения результативности наших занятий, подтверждения правильности взятого курса. Поэтому эти занятия мы начали только в полтора года.
Карточки для чтения я писала тушью на картоне (у нас еще не было принтера, а в продаже еще не было замечательных комплектов для обучения по этой программе). Днем, пока Алиса спала, удавалось написать 20-30 слов, которых хватало на 1-2 недели занятий.
Как и советует Доман, первые слова, с которых начиналось обучение, были для дочки самыми знакомыми и любимыми. «Алиса», «мама», «папа», «дедушка», «бабушка»…
Фото 1. Слова из набора «Части тела».
В дальнейшем все, что вызывало интерес ребенка – записывалось на карточки. Так, например, в два года Алиса ежедневно просила нас читать любимую книжку «Буратино» (с рисунками Л.В.Владимирского). Все герои сказки вскоре появились на наших карточках. Когда мы начали изучать географию, появились карточки с названиями континентов, морей, рек, городов.
Достаточно быстро мы перешли от отдельных слов к словосочетаниям, а потом и к простым предложениям.
Прошло немного времени (около 8 месяцев) и Алиса читала. Надо заметить, что фанатично к этому вопросу я не относилась, так как параллельно училась по вечерам и работала дома на полставки.
• Обучение математике.
Зачем детям до 6 лет изучать математику?
Глен Доман на этот вопрос отвечает так: «Существуют две важные причины. Первая из них очевидна: математические вычисления – одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены.
Вторая причина еще важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом».
Сначала при изучении математике ребенка учат воспринимать реальное существующее количество, которое на письме принято обозначать с помощью цифр. Для этого используются картонные карточки, на каждой из которой в хаотичном порядке нанесено различное количество красных точек (от 1-ой до 100).
Второй этап обучения математике – решение уравнений на сложение начинается после того, как ребенок познакомился с карточками от 1 до 20. Параллельно продолжаются занятия на карточках с точками. Дальше вводятся уравнения на вычитание, умножение, деление.
Фото 2. Так выглядели наши карточки для занятий математикой.
Третий этап – решение задач. Его цель – предоставить ребенку возможность продемонстрировать свои знания.
На всех трех этапах занятия происходят на карточках с точками. И только освоив арифметические действия таким образом можно переходить к следующему четвертому этапу – освоение понятий «цифра» и их запоминание.
Ну а потом переходят к цифровым уравнениям.
Из личного опыта. Я подготовила карточки с кружочками от 1 до 50. Но эти занятия мне не очень нравились, возможно, поэтому и дочку они не сильно вдохновляли. Мы забросили математику и с удовольствием погрузились в мир энциклопедических знаний.
• Обучение энциклопедическим знаниям.
Это было для нас чрезвычайно интересно.
Хотя подготовка и систематизация материала требовала достаточно большого времени, я с удовольствием этим занималась.
Для обучения энциклопедическим знаниям в данной системе используются карточки «бит интеллекта», на каждой из которых наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография. Карточки объединяются в разделы, которые имеют между собой нечто общее. Например, раздел «Насекомые» может включать в себя карточки: медоносная пчела, шмель, богомол обыкновенный, божья коровка, муравей рыжий, жужелица, клоп постельный, слепень, бабочка капустница, златоглазка зеленая.
Каждый раздел должен состоять из десяти или более карточек. Расширять раздел можно настолько, насколько вам позволяют собственные знания и интерес ребенка.
Доман предлагает разделить все существующие области знаний на десять разделов: биология, география, история, музыка, искусство, математика, анатомия человека, общие знания, язык, литература.
Для начала родитель выбирает в каждом из этих разделов по одно категории. Например,
РАЗДЕЛ: Биология
КАТЕГОРИЯ: Насекомые
КАРТОЧКИ: Медоносная пчела, шмель, богомол обыкновенный, божья коровка, муравей рыжий, жужелица, клоп постельный, слепень, бабочка капустница, златоглазка зеленая и т.д.
РАЗДЕЛ: География
КАТЕГОРИЯ: Реки России (крупнейшие)
КАРТОЧКИ: Лена, Енисей, Обь, Волга, Амур, Урал, Колыма, Дон, Индигирка, Печора, Северная Двина и т.д.
Чем больше категорий малыш изучает, тем разностороннее становится. Кроме этого более разнообразное интеллектуальное «меню» в дальнейшем поможет малышу выбрать то, что ему больше нравится.
Из личного опыта. Глен Доман рекомендует делать карточки из картона размером 28х28 см. Даже при нынешнем изобилии на прилавках такой картон найти – не самая простая задача. Я решила не усложнять себе жизнь и использовала обыкновенный картон формата А4, продающийся в любом канцелярском магазине. Из одного листа выходило 2 карточки. Так как заниматься я начала не с грудным ребенком, а годовалым, то подобный размер (15х21 см) нам вполне подходил. Да и изображение на меньшую карточку легче подобрать.
Больше всего карточек у нас было по разделам: биология, география, искусство, анатомия человека, общие знания.
Раздел «язык», к сожалению, у нас отсутствовал вообще, так как мой английский далек от совершенства. Сейчас же, есть замечательные пособия («Вундеркинд с пеленок»), которые легко помогут исправить подобную ситуацию.
Примерно через полгода занятий у нас накопилось около 800 карточек. И мы приступили к созданию интеллектуальной программы. Эта программа позволяет углубить уровень знаний внутри каждой категории. Программа начинается с самой простой информации и заканчивается достаточно сложной.
Например:
РАЗДЕЛ: Биология
КАТЕГОРИЯ: Птицы
КАРТОЧКА: Козодой обыкновенный
1-й УРОВЕНЬ: Козодои ведут ночной образ жизни.
2-й УРОВЕНЬ: Козодои начинают охотиться только с наступлением сумерек, а днем они сидят, затаившись на земле или на ветке дерева.
3-й УРОВЕНЬ: Питается козодой обыкновенный насекомыми среднего и крупного размера (жуками и бабочками), которых он ловит в полете.
4-й УРОВЕНЬ: Полет у козодоев бесшумный и маневренный, а по земле они передвигаются очень плохо из-за слабых и коротких ног.
5-й УРОВЕНЬ: Козодой обыкновенный – один из 3-х обитающих в нашей стране видов .
6-й УРОВЕНЬ: Гнезда у козодоев обыкновенных нет. Яйца, обычно 2, откладываются просто на землю, иногда на голую почву, чаще же на опавшую хвою или листья. Небольшое гнездовое углубление на этом месте образуется лишь впоследствии по мере насиживания.
7-й УРОВЕНЬ: Козодой обыкновенный – перелетная птица. Зимовки его расположены в Африке южнее пустыни Сахары и на северо-западе Индии.
8-й УРОВЕНЬ: Рот козодоя – самая примечательная его особенность. Это настоящая пасть, распахивающаяся прямо-таки до ушей, что помогает ему ловить больших ночных бабочек.
9-й УРОВЕНЬ: Сидящая на гнезде самка пугает врага, с шипением разевая огромный рот. После этого не каждый хищник решится напасть на птицу, на самом деле беззащитную.
10-й УРОВЕНЬ: Название козодоев связано с его огромным ртом. Почти во всех европейских странах распространена легенда, что своим огромным ртом козодой выдаивает молоко у коз. Хотя ничего общего у этой легенды с действительностью нет.
11-й УРОВЕНЬ: Невзрачное оперение козодоев – яркий пример покровительственной окраски. Днем, неподвижно сидящая птица становится почти незаметной – настолько ее окраска напоминает древесную кору.
12-й УРОВЕНЬ: У обыкновенного козодоя есть удивительное свойство. При резких падениях температуры воздуха он впадает в кратковременное оцепенение. При этом температура тела птицы снижается до 18 градусов.
Таких уровней может быть и больше. Они ограничены только объемом современных знаний, которые у вас имеются.
Постепенно информация из разных категорий начинает пересекаться, т.е. между ними образуются определенные связи и отношения, которые ребенок с удовольствием находит и использует.
Сухие и скучные факты для интеллектуальной программы не подходят. Программа должна вызывать живейший интерес и у вас и у ребенка.
Безусловно, подготовка интеллектуальной программы требовала большого времени, но оно с лихвой окупалось нашим с дочкой интересом.

КОМПЛЕКТЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ПО СИСТЕМЕ ГЛЕНА ДОМАНА
Сегодня уже не надо делать карточки самому. В продаже имеется большое количество различных комплектов по методике Домана.
Чтение можно изучать по комплекту «Чтение с пеленок». Для обучения математике есть набор «Математика с пеленок». Для развития энциклопедических знаний – комплекты «Умничка с пеленок», «Интеллектуал с пеленок», «Гений с пеленок». Диски «Вундеркид с пеленок» есть не только на русском языке, но и на английском и французском. По ним детки легко и с удовольствием могут учить несколько языков.

ПРИНЦИПЫ и ПРАВИЛА РАННЕГО ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА.
Многие педагоги, психологи, врачи полагают, что раннее развитие приводит к стрессам, переутомлениям, нарушениям психики.
Безусловно, если вы насильно пичкаете своего малыша знаниями, заставляете учиться, тогда вместо любви к знаниям вы рискуете привить ему стойкое отвращение к учебе + подорвать его здоровье.
Но если ваше обучение больше напоминает игру, если малыш с интересом вас слушает, если он просит «ичо» и «ичо», когда ваш «урок» заканчивается, то такое развитие, несомненно, во благо.
Какую бы систему раннего обучения вы ни выбрали, положите в основу занятий с малышом принципы, о которых Доман постоянно напоминает в своих книгах. Вот они:
1. Учите с удовольствием.
2. Уважайте своего ребенка и доверяйте ему.
3. Учите лишь тогда, когда процесс обучения нравится вам обоим.
4. Создайте подходящую обстановку для обучения.
5. Останавливайтесь прежде, чем ребенок сам этого захочет.
6. Почаще вводите новый материал.
7. Будьте организованы и последовательны.
8. Не проверяйте знания своего ребенка.
9. Не забывайте о юморе – самом недооцениваемом элементе обучения.
10. Помните об основном законе:
«И РОДИТЕЛИ и ДЕТИ должны получать удовольствие в процессе обучения, как от самой увлекательной игры. Если вам или вашему ребенку неинтересно – прекратите занятия.
Родителям никогда не следует делать со своими детьми то, что им не нравится делать. Им следует руководствоваться собственными инстинктами и не делать того, чего не хочется, потому что это все равно не сработает! «
Ну, а если Вы решите начать заниматься с ребенком по системе Домана всегда помните, что «как бы плохо вы ни учили своего ребенка читать, считать и усваивать энциклопедические знания, это окажется более полезным, чем если вообще ничего не делать. То есть это – БЕСПРОИГРЫШНАЯ ИГРА, В КОТОРОЙ ВЫ ВСЕ РАВНО ВЫИГРАЕТЕ, как бы плохо ни играли».
Вот и мы с дочкой выиграли. От наших игр-занятий мы обе получали огромное удовольствие. Ну, а кроме эфемерных эмоций, есть и вещественный результат. Алисе сегодня уде 10 лет. Она любит учиться. Познание для нее навсегда осталось увлекательной игрой, а не работа; наградой, а не наказанием; удовольствием, а не рутинной работой.
Этого я искренне желаю и вашим детям.

С уважением, Ольга Кузьмина.

При подготовке статьи использовались книги Глена Домана «Как развить интеллект ребенка», «Как сделать ребенка физически совершенным» и личный опыт.

Развиваем мы детей наших любимых. Развиваем туда и сюда и во всех направлениях. И в футбол они у нас играют, и на вышивание ходят, и плавают как человек-амфибия, и танцуют. «Какие мы хорошие, заботливые родители», –думаем мы с изрядной скромностью.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Конечно, хорошие. Всё правильно: в детях много энергии, которую нужно куда-то перенаправлять, а иначе придётся хвататься за голову, когда наши чада начнут устраивать погром в квартире и «стоять на голове». Хотя иной раз это выражение можно употребить и в прямом его значении.

Всё здорово: дети заняты, родители довольны. Пожалуй, любой родитель хочет, чтобы развитие ребёнка было гармоничным. Вы вот хотите? Да наверняка. Всё-таки хочется думать, что любой не безразличный родитель желает, чтобы его дети были не только красивыми и любимыми, но и многогранно развитыми.

Давайте поразмышляем. Что вообще означает гармоничное развитие? Это слаженность целого, рождающаяся из сочетания противоположностей (примерно так гласит всезнающая «Википедия»). Соответственно, касаясь гармоничного развития ребёнка, мы имеем в виду совокупность в нём физического, умственного, эмоционального, нравственного развития.

Какие там ещё есть? В общем, все они вместе, но понемногу должны присутствовать. Как на поле с многообразием культур.

Ну если со спортом, танцами, кружками кройки и шитья всё понятно, то с развитием мышления вопрос. Как лично вы развиваете мышление своих детей? Давайте сейчас отметём школу. Вы ведь ребёнка на футбол всё равно поведёте, даже если и на физкультуре в него играют. Почему? Потому что в секции отдельно обучают именно игре в футбол. Так же и со всем остальным. В школе мы получаем какие-то общие знания, но никак не развиваем мышление.

Ну так где же тут гармония? Можно развить ребёнка в различных направлениях. Но где тут место развитию мышления? В каком из этих кружков детей учат думать в масштабном смысле этого слова? Получается, что один пазл из желаемой «гармоничности» выпадает. А ведь именно развитое мышление — это проводник в успешную жизнь.

Придя к выводу о том, что развитие мышления у ребёнка — одна из главных составляющих, перейдём к тому, в каком же возрасте лучше всего этим развитием заняться. Первый, второй, третий год жизни — ребёнок только-только начинает познавать окружающий мир. До трёх лет он формирует у себя в памяти образы всего, что вокруг него. Для малыша этой информации, хлещущей отовсюду, — неизмеримое множество. Но для развития мышления её пока слишком мало. В первые три года жизни с детьми проводят различные игры на моторику, разговаривают, чтобы они привыкали к речи, пытались самостоятельно выговаривать какие-то слова.

После трёх продолжаем развивать речь, возникают трудности с произношением, это возраст почемучек, которые научились говорить «почему» и шпарят его на каждом шагу. Это возраст, в котором дети получают азы общения с другими людьми. Пытаются всё потрогать, рассмотреть, ощутить. Ребёнок с неподдельным интересом впитывает в себя всё, что слышит и видит. Формирование отдельных функций мышления. Всё это происходит вплоть до школьного возраста.

После восьми лет они медленно, но верно начинают двигаться к подростковому периоду, здесь как раз начинается активное формирование мыслительной базы. Тут появляются: школа, бесконечные домашние задания, уйма параллельных развивающих кружков. И мы, родители, начинаем уже иначе относиться к своим детям. Мы воспринимаем их как более сознательных, подрастающих людей. Часто оставляем их наедине с вопросами. Может, конечно, возраст почемучек и прошёл, но много непонятного осталось. Частенько, делая выводы о том, что ребёнок должен быть самостоятельнее, мы отказываемся помогать ему в этом, отмахиваясь фразами «пойди подумай». «Подумай над своим поведением, подумай над своим вопросом, не можешь написать сочинение или решить задачу, ну так ты посиди подумай».

И тут у ребёнка возникает ступор. Он просто не знает, что вообще от него хотят, что ему делать в этот момент. Это порождает страхи, неуверенность в своих действиях и как макет переносится на все сферы его жизни и деятельности.

Это самое удачное время, когда надо не упустить момент формирования мышления. Не упустить шанс научить ребёнка думать, мыслить и дать ему чёткое понимание, как это делать. Поселить в нём уверенность, чтобы в будущем он был чётко ориентирован на то, какие действия предпринимать.

7 простых привычек, которые помогут ребёнку в обучении

«Успех и счастье определяются осознанием своих эмоций»

Почему отдохнуть от детей — плохая идея

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Кузнецова А.П. 1 Букина Л.Г. 1 Кулакова О.С. 1 1 ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова» В работе представлены результаты антропометрического обследования детей 11–12 лет г. Ярославля. Были измерены и оценены основные соматометрические показатели (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) и индексы физического развития (индекс Кетле, индекс Пинье). Среднегрупповые значения длины тела, массы тела и индекса Кетле достоверно не отличались в половых группах. Окружность грудной клетки достоверно выше в обеих возрастных группах мальчиков. Результаты исследования показали, что высока доля детей, имеющих значения соматометрических признаков, выходящих за пределы возрастной нормы; в группу риска попадают школьники с крайними значениями соматометрических признаков (составляют в разных группах от 2,7 % до 18,0 %). Менее половины обследованных детей (47,6 %) имеют гармоничное физическое развитие, 27,4 % – дисгармоничное физическое развитие (чаще наблюдается у девочек и, в большинстве случаев, связано с недостаточной массой тела), 25,0 % – резко дисгармоничное (преобладает у мальчиков и характеризуется выраженным избытком массы тела). 157 KB гармоничность физического развития окружность грудной клетки длина тела масса тела физическое развитие школьники 1. Бебякова Н.А., Экономова Т.П. Особенности физического развития и адаптационных возможностей детей и подростков, работающих на компьютере // Экология человека. – 2003. № 4. – С. 39–42. 2. Богомолова Е. С., Кузмичев Ю. Г., Бадеева Т. В., Ашина М. В., Косюга С. Ю., Киселева А. С. Физическое развитие современных школьников Нижнего Новгорода // Медицинский альманах. – 2012. – № 3. – С. 193–198. 3. Казин Э. М., Блинова Н. Г., Душенина Т. В., Галлеев А. Р. Комплексное лонгитудинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапе детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза // Физиология человека. – 2003. – № 1. – С. 70–76. 4. Кузнецова А.П., Тятенкова Н.Н. Сравнительная характеристика резервных возможностей кардиореспираторной системы у подростков в зависимости от гармоничности физического развития // Ярославский педагогический вестник. – 2013. — № 2. – Т. III (Естественные науки). – С. 109-113. 5. Литовченко О.Г. Тотальные размеры тела уроженцев Среднего Приобья в возрасте 7–20 лет // Экология человека. – 2007. – № 8. – С. 27-29. 6. Масюк В.С., Шабалина И.М. Физическое развитие детей и подростков республики Карелия // Экология человека. – 2006. – № 2. – С.28-33. 7. Нагаева Е.В. Рост как критерий здоровья ребенка // Педиатрия. – 2009. – Т. 87. – № 3. – С. 58-62. 8. Пермяков И. А. Особенности физического развития и адаптации у детей в условиях антропогенного загрязнения среды обитания тяжелыми металлами: Автореф. дис. … канд. биол. наук. – Пермь, 2012. – 24 с. 9. Федотова Т.К. О специфике формирования соматического статуса детей от 7 до 16 лет // Педиатрия. – 2005. – № 5. – С. 92-94. 10. Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка / В.В. Юрьев, А.С. Симаходский, Н.Н. Воронович, М.М. Хомич. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.

Введение

Физическое развитие детей и подростков является одним из информативных показателей для оценки состояния общественного здоровья и является чувствительным индикатором, который отражает физиологические процессы, происходящие в критические периоды онтогенеза. Чем более значительны отклонения в физическом развитии, тем выше вероятность возникновения заболевания. Простота и доступность антропометрических измерений среди детских контингентов, информативность получаемых данных придают физическому развитию, наряду с показателями заболеваемости и медико-демографическими данными, значение объективного критерия санитарно-гигиенического благополучия населения .

Физическое развитие детей и подростков находится под влиянием двух основных взаимодействующих факторов – наследственной программы и окружающей среды. В последнее время ухудшение экологической обстановки в крупных промышленных городах создает определенную угрозу здоровью и жизни населения. Наиболее чувствительным к неблагоприятному воздействию окружающей среды является организм детей и подростков. В научной литературе встречаются данные о том, что в последнее время наблюдаются негативные тенденции, приводящие к дисгармонизации физического развития школьников . Известно, что по мере усиления дисгармоничности физического развития ухудшаются адаптационные и резервные возможности кардиореспираторной системы . В связи с этим изучение особенностей физического развития детей и подростков, проживающих на урбанизированных территориях, представляется актуальным.

Цель исследования заключалась в оценке показателей физического развития у школьников 11–12 лет, проживающих на территории промышленного района г. Ярославля.

Материал и методы исследования

Исследование проведено на школьниках, проживающих с рождения в Дзержинском районе г. Ярославля, находящегося в зоне расположения ряда крупных промышленных предприятий. Всего обследовано 137 школьников (66 мальчиков и 71 девочка). Обследование проводилось в медицинском кабинете, в первой половине дня, в течение второй учебной четверти, после предварительного информированного согласия родителей, учитывая положения «Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека».

Физическое развитие детей изучалось путем измерения основных соматометрических показателей (длина тела, масса тела, окружность грудной клетки) с использованием унифицированных методик . Оценка соматометрических данных проводилась непараметрическим методом по таблицам центильного типа. К группе риска относили школьников, у которых оцениваемые признаки попадали в крайние зоны центильных таблиц. На основании полученных измерений производили расчет индекса Кетле, индекса Пинье. Гармоничность физического развития определяли по максимальной разности между номерами коридоров центильных таблиц после оценки показателей роста, массы тела и окружности грудной клетки. Если разность номеров между двумя из трех показателей не превышала 1, то физическое развитие считалось гармоничным; если разность составляла 2 – развитие оценивалось как дисгармоничное, при разнице в 3 и более – резко дисгармоничное.

Статистическую обработку полученных данных проводили при помощи пакета прикладных программ Microsoft Excel. Для оценки достоверности различий использовали парный t-критерий Стьюдента при уровне значимости р<0,05.

Результаты и их обсуждение

Длина тела относится к одному из наиболее чувствительных показателей, характеризующих здоровье ребенка, и является результатом взаимодействия генетических, гормональных, алиментарных, экологических факторов . Согласно проведенному исследованию, средние значения во всех возрастно-половых группах находились в пределах возрастной нормы. Длина тела достоверно не различалась в зависимости от половой принадлежности (табл. 1). У девочек 12 лет длина тела достоверно выше по сравнению с 11-летними школьницами (р<0,05), у мальчиков различия недостоверны.

Таблица 1

Показатели физического развития школьников (M±m)

Индивидуальная оценка с использованием центильных таблиц показала, что у 54,4 % девочек и 67,6 % мальчиков в обеих возрастных группах длина тела оценивалась как средняя. Очень низкие значения отмечены у 7,0 % девочек и 2,7 % мальчиков (рис. 1), эти школьники попадают в группу риска и требуют повышенного внимания со стороны специалистов, т.к. причины патологической низкорослости часто связаны с эндокринными и тяжелыми соматическими заболеваниями.

Масса тела – важная характеристика морфофункционального статуса человека, которая отражает индивидуальную реактивность на сумму экзогенных воздействий . Масса тела зависит от конституциональных особенностей, питания, обменных процессов, двигательной активности, климатогеографических условий . Средние значения массы тела в обследуемых группах соответствовали возрастной норме, между половыми и возрастными группами достоверные отличия не отмечены. Индивидуальная оценка выявила, что большинство детей 11–12 лет имели среднюю массу тела (рис. 1). В группу риска попадают школьники с дефицитом и избытком массы тела 2-й степени (9,7 % и 18,0 % соответственно).

Рис. 1. Распределение школьников в зависимости от степени развития соматометрических показателей (количество обследованных, %)

Окружность грудной клетки (ОГК) – объективный показатель физического развития, характеризующий объем тела, развитие дыхательных мышц и функциональное состояние органов грудной полости. Значения окружности груди достоверно выше у мальчиков в обеих возрастных группах (р<0,05). У 56,0 % девочек и 48,7 % мальчиков ОГК оценивалась как средняя. У девочек чаще встречались более низкие значения данного показателя. Очень высокие значения окружности груди, выходящие за пределы возрастной нормы, имели 13,5 % мальчиков.

Оценка крепости телосложения проводилась по методу М.В. Черноруцкого с расчетом индекса Пинье. Средние значения индекса достоверно ниже у мальчиков в обеих возрастных группах (р<0,05), что свидетельствует о более крепком телосложении. Сравнение данных по возрастам не выявило достоверных изменений в обеих половых группах. Индивидуальная оценка показала, что крепкое телосложение имели 4,4 % девочек и 10,5 % мальчиков. Хорошее и среднее телосложение отмечено у 14,3 % девочек и 14,5 % мальчиков. Наибольшая доля детей (от 75,0 % до 81,0 %) в обеих возрастно-половых группах имели слабое и очень слабое телосложение.

Плотность телосложения оценивали по индексу Кетле. Сопоставление результатов в возрастно-половых группах не выявило достоверных различий по изучаемому показателю. У большинства школьников отмечались средние значения плотности тела – у 44,0 % девочек и 51,3 % мальчиков. Очень низкая плотность тела отмечена у 2,0 % школьников, очень высокая – у 10 %, преимущественно у мальчиков.

Оценка гармоничности физического развития производилась с учетом степени развития массы тела, длины тела и окружности грудной клетки. Результаты представлены в таблице 2. Между школьниками разных возрастов нет существенных различий по степени гармоничности физического развития. Обращает внимание на себя тот факт, что менее половины школьников имели гармоничное развитие, при котором наблюдается соответствие степени развития соматометрических показателей. Дисгармоничное физическое развитие чаще наблюдалось у девочек (33,3 %), резко дисгармоничное – у мальчиков (32,4 %). Нарушение гармоничности у девочек чаще всего связано с дефицитом массы тела, у мальчиков – с избытком массы тела.

Сопоставление полученных результатов с данными других исследователей выявило, что основные антропометрические показатели ярославских школьниц достоверно ниже таковых у подростков, проживающих в других регионах России. В Дзержинском районе, на территории которого проживают и обучаются школьники, основными источниками загрязнения окружающей среды являются предприятия машиностроения и автотранспорта, а приоритетными загрязнителями – тяжелые металлы, в частности свинец. Последний оказывает угнетающее действие на физическое развитие детей, вызывая их децелерацию и грациализацию .

Таблица 2

Оценка гармоничности физического развития школьников 11–12 лет (количество обследованных, %)

Степень гармоничности развития

Девочки

Мальчики

Гармоничное

Нормальная масса тела

49,1

46,0

Дисгармоничное

Дефицит массы тела 1-й степени

22,8

8,1

Избыток массы тела 1-й степени

10,5

13,5

Резко дисгармоничное

Дефицит массы тела 2-й степени

12,3

10,8

Избыток массы тела 2-й степени

5,3

21,6

Заключение

Среднегрупповые значения длины тела, массы тела и окружности грудной клетки в возрастно-половых группах находятся в пределах возрастной нормы. Анализ индивидуальных значений выявил, что в группу риска попадают школьники с крайними значениями соматометрических признаков, выходящих за пределы возрастной нормы – очень низким ростом, дефицитом или избытком массы тела (составляют в разных группах от 2,7 % до 18,0 %). Менее половины обследованных детей (47,6 %) имеют гармоничное физическое развитие, 27,4 % – дисгармоничное физическое развитие (чаще наблюдается у девочек и в большинстве случаев связано с недостаточной массой тела), 25,0 % – резко дисгармоничное (преобладает у мальчиков и характеризуется выраженным избытком массы тела).

Работа выполнена при поддержке проекта № 544 в рамках базовой части государственного задания на НИР Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова.

Рецензенты:

Румянцева Т.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой нормальной анатомии Ярославской государственной медицинской академии, г. Ярославль.

Библиографическая ссылка

Кузнецова А.П., Букина Л.Г., Кулакова О.С. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ Г. ЯРОСЛАВЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12264 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Андриенко Н.К. 1 Терсакова А.А. 1 Плужникова Е.А. 1 Костенко А.А. 1 Третьяков А.Л. 2 1 ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» 2 ГОУ ВО МО «Московский государственный областной университет» В данной статье исследователи обращают внимание педагогической профессиональной общественности (теоретиков и практиков дошкольного образования) на проблему гармоничного развития детей дошкольного возраста в условиях инновационного развития современного общества. В работе рассматриваются условия полноценного гармоничного развития ребёнка. Большое внимание уделено положениям, на которых зиждется целостная система гармоничного развития дошкольников, представляющая собой базис для развития личности ребёнка от рождения до школы. Отражена профессиональная необходимость в обсуждении подобных вопросов и консолидации усилий различных субъектов образовательно-воспитательной деятельности на благо развития и выявления одарённости у детей дошкольного возраста. Кроме того, приведены цель данной статьи и методы, с помощью которых достигалась данная цель исследования. Большое внимание уделено теоретическо-методологическому осмыслению феномена детства в условиях цифровых реалий. Раскрыты сущностные черты детства, которые мы должны сохранить в условиях цифровизации общества и информатизации образования. Освещены авторские психолого-педагогические организационно-научные условия полноценного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Описаны реперные точки развития современного ребёнка в эпоху цифры и эру Интернета. Обозначена яркая необходимость в дальнейших психолого-педагогических исследованиях данного направления.

146 KB гармоничное развитие ребенок дошкольного возраста условия одаренность интеграция теоретико-методологическая проблема 1. Андриенко Н.К. Подготовка будущих педагогов дошкольного образования к работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья в условиях гетерогенного состава группы // Концепт. 2015. № S37. С. 91-95. 2. Боякова Е.В. Особенности развития современного ребёнка // Педагогика искусства. 2011. № 1. С. 1-8. 3. Зацепина М.Б., Комарова Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 160 с. 4. Качалова А.В., Костенко А.А., Терсакова А.А. Программа социально-психологического сопровождения развития жизненного ресурса личности в юношеском возрасте // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 3. С. 37-42. 5. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? // Дошкольное воспитание. 2005. № 2. С. 17-21. 6. Комарова Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада: пособие для педагогов дошкольных учреждений / М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 160 с. 7. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. 368 с. 8. Плужникова Е.А., Рослякова Н.И. Проектирование развивающей среды одарённых детей в системе «Школа-вуз» // Педагогика и психология XXI века: матер. Междунар. науч.-практ. конф. Армавир, 2016. С. 77-80. 9. Третьяков А.Л. Современный ребёнок в дошкольном образовании Российской Федерации: особенности развития и интеграции в обществе знаний // Ребёнок в образовании: тематич. сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. 2017 года. М., 2017. С.103-106. 10. Фельдштейн Д.И. Сущностные особенности современного Детства и задачи теоретико-методологического обеспечения процесса образования. М.: Изд-во МПСУ, 2009. 166 с.

Актуальность исследования

В настоящее время всеми общественными институтами большое внимание уделяется развитию человеческого капитала и строительства инновационной экономики в цифровых реалиях. Важно отметить, что именно XXI век характеризуется быстрой сменой парадигм и процессов. Важно подчеркнуть, что в третьем тысячелетии большое внимание уделяется трансформационным процессами и оперативному выстраиванию различных социально-экономических процессов. В различные времена развитие личности ребёнка проходило в условиях социума. В современных же условиях ребёнок поставлен в ситуацию выбора в условиях хаотичных информационных потоков без наличия некой структуры. Дети нового столетия весьма сильно отличаются от детей, которых характеризовали в своих научно-педагогических трудах учёные-педагоги И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и проч. Социальные преобразования общества привели к изменениям личности людей, в том числе и в психологическом плане. Данный аспект весьма важен в условиях выстраивания нового видения детства и развития человеческого капитала. По мнению ряда психологов и педагогов, современные дошкольники переживают различные кризисы. Данная позиция влечёт за собой пересмотр методологии современного дошкольного образования Российской Федерации .

Цель исследования

В современном мире дети растут и развиваются в условиях постиндустриального информационно-знаниевого общества. Родившись, дети начинают сталкиваться с достижениями человечества в области информационно-телекоммуникационных технологий, что и определяет своеобразный вектор развития современного дошкольного детства на переломе виртуальной реальности и обычного мира. Важно раскрыть сущностные характеристики содержания гармоничного развития детей дошкольного возраста в условиях перемен. Итак, в настоящее время рядом исследовательских коллективов предпринимаются попытки изучить современного дошкольника с различных полидисциплинарных позиций, принимая во внимание и мнения педагогов-практиков. В этой связи мы рассмотрим феномен детства как социокультурную детерминацию общества знаний.

Материал и методы исследования

Материалом для нашего исследования являются исследования в области педагогики и психологии, направленные на выявление и раскрытие феномена детства с теоретико-методологических позиций.

Методы исследования – анализ практической и теоретической деятельности в области дошкольного детства, синтез, методы дедукции и индукции, методы общефилософского характера и психолого-педагогической направленности.

В основе исследования – теоретико-практический опыт работы с детьми, проведения всероссийских и международных исследований в области оценки качества дошкольного образования, разработка инновационных методологий развития детства в условиях перемен.

Результаты исследования и их обсуждение

Н.А. Горлова, эксперт в сфере раннего развития детей, характеризует современных дошкольников следующими чертами:

  • доминирование системно-смыслового сознания;
  • повышение тонуса организма;
  • требовательность и чувствительность;
  • эмпатия и эмоциональность;
  • гиперактивность и тревожность;
  • агрессия и проч. .

Е.О. Смирнова отмечает, что свыше 93% современных детей от 3 до 5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю (данные ЮНЕСКО) . Общеизвестно, что частый просмотр телевизионных передач негативно влияет на психическое развитие детей, среди которых стоит выделить задержку речевого развития. «Речь, исходящая с экрана, остаётся малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами» .

Современных детей можно назвать цифровыми аборигенами – это все те, кто родился и вырос в окружении компьютеров, игровых приставок, mp3-плееров, видеокамер, сотовых телефонов и других цифровых инструментов .

Всестороннее воспитание детей, включающее умственное, нравственное, трудовое, художественное, физическое и прочее, основывается на явлениях окружающей жизни, произведениях искусства, народного творчества. Иными словами, воспитание детей основывается на всём приобретаемом ребёнком опыте, аккумулирует этот опыт и придаёт ему новое звучание. Благодаря специфике эстетического воспитания, которая заключается в средствах и опоре на разные виды искусства, в том числе в художественно-творческих деятельностях, в процессе которых передаются образы окружающей жизни, что позволяет детям доступными средствами создавать красоту вокруг себя. Эстетическое воспитание способно пронизывать всю жизнь ребёнка. Именно оно связано со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

Особое внимание стоит уделять восприятию, которое включает в себя движение рук, охватывающих предметы, сопровождающееся движением кистей рук, проводящих по направлению частей предметов. О необходимости познания формы и строения частей предметов посредством движения рук, сопровождаемых движением глаз, писал величайший педагог мира в XVII веке Ян Амос Коменский.

Важнейший путь к гуманизации и демократизации педагогического процесса, создающего эмоционально благополучную обстановку для каждого ребёнка и обеспечивающего его духовное развитие – усиление внимания к проявлению способностей у всех детей, эстетическому воспитанию и к формированию художественно-творческих способностей у детей, воспитывающихся в дошкольных образовательных организациях, посещающих художественные и театральные студии в условиях дополнительного образования.

Стоит сказать, что любая художественная деятельность, отражающая впечатления, полученные из окружающей жизни, аккумулирует всё содержание знаний, представлений, приобретённых детьми в процессе всей жизнедеятельности в семье, в детском саду на прогулке, в активной художественной деятельности в системе дополнительного образования, является необходимым сегментом становления личности ребёнка .

Применительно к содержанию художественно-творческих деятельностей все вышеназванные компоненты являются важными и необходимыми, и исключать из освоения ребёнком мира нельзя ни один компонент.

Однако в последние десятилетия всё большему сомнению, а то просто и отрицанию, подвергаются два компонента опыта: знания, науки и умения. Высказывается мнение, что технике изображения детей учить не надо, якобы они сами найдут необходимые способы изображения в соответствии с замыслом. Тезис «главное – развивать детское творчество» основан на исследованиях Э. Меймана, Б.Ф. Ломова, Е.А. Флёриной, Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой и других .

Не соглашаясь с подобной точной зрения, не разделяя мнения о том, что дети сами найдут нужные способы создания образа предмета и явления, мы в своей концепции формирования художественно-творческих способностей детей основываемся на позициях тех учёных, которые, выделяя в общественно-историческом опыте, подлежащем освоению в процессе обучения и развития детей, придают значение таким важным компонентам, как знания, умения и навыки. Усвоение знаний, умений и навыков оказывает огромное влияние на совершенствование образного сохранения действительности, развитие детского творчества. Без приобретения знаний не может развиваться мышление, а без постоянно развивающегося мышления невозможно формирование творчества. И.Я. Лернер подчёркивает, что творческая деятельность возможна только на базе знаний и умений. Она не пропорциональна знаниям и умениям, но проявление творчества в различных видах деятельности, его масштаб и области прямым образом зависят от знаний, умений и навыков .

Итак, определяющим фактором в развитии ребёнка является научно-технический прогресс, компьютеризация и электронизация мирового сообщества. Проблема подготовки подрастающего поколения к изменяющейся социально-экономической ситуации предъявляет целый ряд новых требований, предполагающих переориентацию всего учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях Российской Федерации. Это, прежде всего, связано с необходимостью более раннего самоопределения, критического неоднозначного восприятия поступающей информации, готовности проявить активность в изучении конкретной ситуации и принятии решения.

Глобальные перемены в сознании молодых людей, в частности детей дошкольного и младшего школьного возраста, влияют на их психику, мировоззрение. Тем не менее большое внимание в развитии и воспитании ребёнка уделяется органам чувств (Я.А. Коменский). По мнению великого чешского учёного и педагога, необходимо развивать восприятие детей, включая в процесс знакомства детей с тем или иным объектом и предметом исследования: обведение предмета движением кистей рук, пальцев по форме его основных частей и проч.

Развитие личности с точки зрения художественно-эстетического компонента является первостепенной. Это отмечали многие писатели, педагоги, деятели культуры. Особенно важно это делать в наиболее благоприятном возрасте – дошкольном детстве (3-7 лет). Именно в данном возрастном периоде закладываются все основы всего будущего развития человечества (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) .

Дошкольный возраст – это важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Формирование творческих интересов, художественного вкуса и эстетических качеств дошкольника осуществляется различными средствами, в том числе средствами изобразительного искусства.

Эстетическое развитие личности начинается в раннем детстве. Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эстетическое воспитание возможно с использованием новых форм и методов обучения, в том числе и с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). И это не только развитие, но и социализация, приобщение маленького человека к современным условиям информационного общества.

Нередко мы наблюдаем картину, когда ребёнок берет в руки планшет и через 10 минут общения умеет им управлять, а именно: находит игры, познавательные сайты, различные детские порталы и занимает себя поисковой работой. С большим удовольствием дети занимаются компьютерной графикой. Многие формы и методы обучения в дошкольной образовательной организации (ДОО) связаны с использованием ИКТ в области компьютерной графики. Особенно актуален в существующих реалиях в ДОО и начальной школе компьютерный дизайн.

Компьютерный дизайн – это метод художественного проектирования отдельных предметов и предметной среды в целом посредством различных компьютерных программ. Современный компьютерный дизайн позволяет проводить дизайнерские проекты на качественном новом этапе. При создании сложных конструктивных проектов трудно обойтись без программ – AutoCAD, 3D Studio Max, ArchiCAD, Architectural Desktop. Для механически сложных чертежей можно использовать следующие программы: Desctop, Inventor, Solidworcs.

Как показывают исследования и реальная образовательная практика авторов настоящей статьи, во многих ДОО и начальной школе Московской области обучающиеся занимаются издательской деятельностью. Это небольшие газеты, которые освещают жизнь детского сада, отдельной группы, начальной школы в целом или отдельно взятого класса. Печатное издание имеет свою редколлегию, состоящую из воспитателей, учителей начальных классов, родителей и представителей групп. Редколлегия обсуждает новости, которые освещаются в газете, предстоящие праздники, тематические мероприятия.

Итак, компьютерный дизайн формирует: перспективу; композицию; восприятие цвета и оттенка. Естественно, что для того чтобы применять компьютерный дизайн на практике, современный воспитатель и учитель начальных классов должен научиться пользоваться данными компьютерными программами, уметь организовать свой педагогический процесс так, чтобы воплотить задуманный дизайн-проект.

Выводы

Развитие художественно-эстетического вкуса у дошкольников предоставляет широкий спектр познания в старшем возрасте, приобщения к прошлому, видеть, понимать и ценить прекрасное, правдивое в национальном достоянии, которое выражено в художественных картинах русских мастеров живописи в контексте теоретико-методологических позиций.

В заключение хочется отметить, что именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. ДОО призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность. Развитие детского творчества дизайнерских способностей является актуальной проблемой современной психолого-педагогической науки и практики, ставит перед системой образования основную цель: воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве и в жизни ребёнка. В решении данной задачи нам активно могут помогать информационно-коммуникационные технологии, которые предоставляют громадные возможности в теоретическом обосновании и практическом преломлении обозначенных выше целей, стоящих перед образовательной системой Российской Федерации.

Андриенко Н.К., Терсакова А.А., Плужникова Е.А., Костенко А.А., Третьяков А.Л. ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 5.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28055 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *