Церковь, выстроенная в 1374 г. в Великом Новгороде, на противоположном Детинцу берегу Волхова. Расписана Феофаном Греком в 1378 г.

Постройка храма

Первая Новгородская летопись содержит запись о создании храма, которая указывает дату каменной постройки – 1374 год. Практически такая же запись приводится и в Лицевом летописном своде.

Тогда на месте старой деревянной церкви на Ильиной улице появилась каменная, она олицетворяла архитектурный стиль Новгорода, знаменуя наряду с более ранней церковью Федора Стратилата завершение процесса формирования нового направления в местном зодчестве. Помимо привычного посводного перекрытия здесь применялись восьмискатная форма и трёхлопастное завершение. Каменная церковь Спаса на Ильине демонстрирует еще одну отличительную черту новгородской архитектуры XIV в. – обилие декоративных элементов во внутренней отделке.

Роспись Феофана Грека. Судьба фресок

Запись в Третьей Новгородской летописи за 1378 г. сообщает о том, что тогда же церковь Спаса на Ильине была расписана Феофаном Греком, – одним из величайших иконописцев, которого для этой цели пригласили жители Ильиной улицы во главе с боярином Василием Даниловичем.

Он родился в Византии около 1340 г. Сперва творил в Константинополе, затем в Халкидоне, Галате, Кафе и в 1370 г. оказался в Новгороде. Предположительно, прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном.

Из сохранившихся фрагментов росписи можно выделить фреску со Спасом Вседержителем в куполе. Кроме этого, иконописец расписал барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. Стоит отметить росписи апсиды с фрагментарным чином святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на одном из алтарных столбов, «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и стенах. Хорошая сохранность отличает фрески Троицкого придела.

Для манеры Грека характерен экспрессивный и короткий мазок. С его помощью мастер моделирует форму лица, рук и ног, которые имеют красно-коричневую базу. Феофан предпочитает обобщенную форму и не любит вдаваться в детали. Сочетание красно-коричневого и белого в палитре иконописца неслучайно. Использование серого или коричневого в сочетании с белым характерно для южной (византийской, балканской) иконописной традиции в тот период. К тому же, XIII – XIV вв. – время расцвета на Афоне, а вслед за тем и во всем православном мире исихазма, практики умно̒й молитвы. Контрастная красно-коричневая с пронизывающим форму белым палитра была призвана выразить эту традицию внутреннего созерцания.

Феофан Грек ощутимо повлиял на искусство Новгорода, что можно увидеть из росписей церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и Фёдора Стратилата на Ручью.

После постигавших город пожаров пострадавшие фрески промывали щёлочью, данная технология использовалась во многих русских церквах. В течение XVII-XVIII вв. фрески Спаса на Ильине были частично утрачены, а затем подверглись забелке, что также не было исключением из правил.

Уже в прошлом веке, точнее в 1913, 1918, 1920-1921, 1936 и 1968 гг. проводились реставрационные работы, которые позволили открыть сохранившиеся храмовые фрески. В 1960-е гг. реставраторы из Москвы установили, что часть росписей еще скрыта побелкой.

Летописные свидетельства о строительстве и украшении церкви Спаса Преображения на Ильине улице довольно скудны, но они сохранили для нас имя заказчика и — что гораздо важнее! — автора великолепной росписи, выполненной великим Феофаном Греком, учителем Андрея Рублёва. В эпоху расцвета новгородской культуры, уместившуюся в полтора века (ХIV — первая половина ХV века), Новгород делился на части, или концы. Ильина улица относилась к Славенскому концу, где селились зажиточные люди. Не случайно именно здесь мы обнаруживаем несколько самых значительных памятников новгородского зодчества. И среди них — каменный храм Спаса Преображения, возведённый в 1374 году. Как водится, каменный храм вырос на Ильине улице не на пустом месте, у него имелся знаменитый деревянный предшественник. В источниках Спасская церковь впервые упоминается под 1169 годом уже как «древняя» — и по очень примечательному поводу.

Зимой 1169-1170 годов Новгород осадили войска владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского. Надежд на спасение оставалось мало, но в самый трудный момент архиепископу Новгородскому Илии (Иоанну) был голос: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу и возьми икону Святой Богородицы и вынеси на острог против супостатов». Святитель выполнил указание, после чего на суздальцев напал великий ужас и они принялись избивать друг друга. Часть нападавших попала в плен, часть была убита, а остальные бежали. А чудотворная икона Божией Матери, получившая название «Знамение», с тех пор почиталась в Новгороде как величайшая святыня. В Спасском храме она хранилась ещё без малого двести лет — пока специально для неё не возвели поблизости Знаменскую церковь (1354), на месте которой сейчас возвышается Знаменский собор, построенный в конце ХVII века. Вместе с церковью Спаса Преображения чудотворная икона пережила несколько пожаров. Один из пожаров 1340 года был довольно пагубный для Новгорода, погибло множество церквей, в том числе и Спас на Ильине. О начале истории каменной церкви Спаса Преображения сохранилось летописное свидетельство: «В лето 6882 (1374) поставиша церковь камену святаго Спаса, на Ильине улице, и свяща ю архиепископ Новгородский Алексий с игумены и попы и с клиросом святыа Софиа». Кто строил храм, неизвестно, но совершенно очевидно, что строители ориентировались на возведённую тринадцатью годами раньше церковь Феодора Стратилата на Ручью. Последний храм — что называется, «классика жанра»; явившись символом нового этапа в новгородском зодчестве, он надолго стал классическим образцом, на который равнялись авторы новых новгородских церквей. Спасская церковь по своим плану и композиции повторяет Феодоровскую — с незначительными отличиями: так авторы Спасского храма вернулись к архаичному устройству полатей (в виде двух камер, соединённых деревянным переходом) и ведущей на них лестницы (в западной стене); кроме того, они отважились на богатейшее декорирование внешних стен, что, вообще говоря, не слишком характерно для строгой новгородской архитектуры. В камерах на хорах имелись два придела, освящённые во имя Троицы и святых Космы и Дамиана.

О первоначальном внешнем облике церкви Спаса на Ильине до позднейших переделок мы можем получить представление по иконам, посвящённым чуду от иконы Божией Матери «Знамение» во время осады Новгорода суздальцами в 1170 году. Что интересно, иконописец тут изобразил не деревянный Спасский храм ХII века, а именно его «каменную версию», появившуюся в 1374 году. Таким образом, можно реконструировать некоторые детали экстерьера: трёхлопастное завершение фасадов, наличие небольшого западного притвора и двухпролётной звонницы. Судя по всему, строители обошлись без обмазки внешних стен, так что структура кладки из грубого кирпича и камня тогда была хорошо видна. В 1374 году, по окончании строительства храма Спаса Преображения, его стены изнутри покрыли тонким слоем светлой обмазки, но в таком «скудном» виде церковь простояла недолго. Уже спустя четыре года она была расписана, и эта роспись (точнее, её сохранившиеся фрагменты) сегодня превратили храм в величайший памятник мировой культуры.

Об историческом бытии храма Спаса Преображения на Ильине улице достоверно известно не слишком много, причём какие-то «последовательные» подробности относятся уже к ХIХ столетию. Так, в книге священника П. Осиновского «Историческое описание Спасо-Преображенской церкви в г. Новгороде», изданной в 1893 году, среди них: «В 1718 году новгородец посадский человек Леонтий Сыренский, желая получить себе вечных благ, дал в церковь Преображения Господня, что на Ильине улице, а именно кадило и цепи и крышка и кольца серебряные весом сто сорок четыре золотника. В 1809 году на церкви Преображения Господня сделана глава железная купцом Пискулиным. В 1812 году церковь сия отбелена известью белою. 1818 года в августе похищен антиминс из тёплой церкви, кем неизвестно. В 1858 году раскрашена церковь холодная, сделана внешняя филенчатая дверь и зонтик».

Нужно сказать, что переделки и перестройки велись на протяжении всей истории храма. Так, не позже середины ХVI столетия первоначальное трёхлопастное завершение фасадов было заменено щипцовой кровлей. Западный притвор и двухпролётная звонница тоже в своё время исчезли. На рубеже ХVIII-ХIХ столетия на месте небольшого притвора построили низкую и широкую трапезную, в 1820-х годах перед ней выросла колокольня — по мнению искусствоведов, совершенно «никакая». В трапезной устроили два придела — в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в честь Смоленской иконы Божией Матери. Так образовалась тёплая церковь — основной же объём оставался холодным, в нём зимой не служили. Приделы в камерах на хорах были ликвидированы задолго до этого, в ХIХ веке в них находились кладовые. Несмотря на постоянные поновления и перестройки, Спасо-Преображенская церковь к 1880-м годам пришла в совершеннейшую ветхость: осыпалась штукатурка, на прихожан из арок падали кирпичи. В 1885 году её закрыли для богослужений. Речь шла даже о разборке церкви. К счастью, деньги на ремонт нашлись; храм согласно тогдашним отчётам, «благоукрасили» и в сентябре 1889 года заново освятили.

В советские годы богослужения в Спасской церкви разумеется прекратились, она подверглась музеефикации. В 1936 году — по плану возвращения ей первоначального облика — были снесены позднейшие трапезная (тёплая церковь) и колокольня. В годы Великой Отечественной войны храм чудом избежал гибели. Он находился на передовой и подвергался артиллерийским обстрелам. На фотографии 1944 года, сделанной после освобождения Новгорода от немцев, видно, что кровля церкви разрушена, стены покрыты трещинами, а юго-западный угол здания вообще почти отвалился от основного объма. В таком виде Спасская церковь вступила в свою новейшую историю. На восстановление Новгорода советское правительство выделило огромные средства, работы не прекращались ни днём, ни ночью. В 1946 году очередь дошла и до Спасо-Преображенского храма. Его реставрация осуществлялась в 1946-1948 и 1950-1951 годах под наблюдением известного архитектора-реставратора Любови Митрофановны Шуляк. По окончании реставрации храм вполне мог исполнять музейную функцию. Исследовательские работы в Спасском храме, в 1992 году включённом — в составе группы исторических памятников Новгорода и его окрестностей — в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, продолжаются по сей день. Вместе с тем церковь работает и как музей, в который с удовольствием и пользой для себя захаживают туристы.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №40, 2013 г.

Спасо-Преображенский собор ХII в. — древнейший храм Переславля-Залесского и самый ранний, из сохранившихся, архитектурный памятник Владимиро-Суздальской школы зодчества. Он принадлежит к числу первых каменных сооружений, возведенных в середине ХII столетия после длительного перерыва в строительстве, наступившего со смертью Владимира Мономаха.

Спасо-Преображенский собор принадлежит к крестовокупольному четырехстолпному типу храмов византийской традиции. Его архитектурный облик предельно прост и идеально отвечает суровому духу своего времени. Его могучая красота — это сочетание лаконичных форм, ясной конструктивной логики и величавой статичности масс.

С древнейших времен до сего дня собор остается одним из главных. градообразующих элементов Переславля-Залесского.

В древности он служил усыпальницей переславских удельных князей. Здесь находятся могилы сына Александра Невского, великого владимирского князя Дмитрия Александровича и внука великого полководца, переславского удельного князя Ивана Дмитриевича.

Издревле Спасо-Преображенский собор был настоящей сокровищницей древнерусской культуры. К сожалению, до нашего времени дошли лишь немногие памятники: Потир Юрия Долгорукого XII в. (Оружейная палата Московского Кремля), икона «Преображение» (ГТГ) и лицевое Евангелие дьякона Зиновия XIV в. (ОР РНБ), дающие представление о былом великолепии интерьера древнего храма.

Серьезный ущерб художественному оформлению интерьера собора был нанесен во время ремонта конца XIX в., предпринятого по инициативе ктиторов храма. Вместо деревянного иконостаса в нем установили мраморную алтарную преграду в псевдовизантийском стиле. Со стен собора сняли фрески византийских художников XII в., место которых заняли орнаментальные росписи маслом. Все эти разнородные элементы интерьера не образовывали стилистического единства, зато отвечали представлениям о «благолепии», сложившимся к концу прошлого века в русской православной церкви.

В течение послереволюционных десятилетий у переславцев и гостей города сложился устойчивый образ собора-музея, в котором можно ознакомиться с оригинальными приемами древнерусского зодчества, подышать воздухом древней истории России, прикоснуться к ее героическому прошлому.

В настоящее время Спасо-Преображенский собор как уникальнейший памятник истории и культуры домонгольской Руси нуждается в особом режиме охраны и эксплуатации, который может обеспечить только музей-заповедник с его возможностями и опытом подобной деятельности.

В июле 2014 г. в результате археологических исследований, проводимых Институтом археологии РАН в дьяконнике собора, была обнаружена печать константинопольского патриарха Афанасия I. Сегодня вы можете увидеть ее в экспозиции «Серебряная кладовая».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *