МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Л.А. АКСЕНОВА, с. Чечеры, Чаплыгинский р-н, Липецкая обл.

Дидактический материал по теме «Фразеологизмы»

5–6-е классы

Задание 1. Прочитайте фразеологизмы. Запишите их в тетрадь, определите значение. С одним-двумя составьте предложения. Определите синтаксическую роль фразеологизмов.

  • Определите особенности строения записанных несвободных сочетаний слов.

Задание 2. Прочитайте фразеологизмы. Запишите их в тетрадь, определите значение. По образцу каких синтаксических единиц они построены?

Задание 3. Выпишите сначала фразеологизмы, в состав которых входят слова-синонимы, затем фразеологизмы, в состав которых входят слова-антонимы.

Ни больше ни меньше; ни мало ни много; ни стать ни сесть; ни тпру ни ну; ни холодно ни жарко; ни шатко ни валко; рвать и метать; с пылу с жару; смотреть сверху вниз; суды да пересуды; ходить вокруг да около; черным по белому; цел и невредим.

  • Найдите фразеологизм, в состав которого входят однокоренные слова, выделите в них корень. Найдите синонимы, которые являются однокоренными словами.

Задание 4. Решите пропорции:

  • Определите значения фразеологизмов-синонимов (I) и фразеологизмов-антонимов (II).

Задание 5. Творческий диктант; запишите одним словом:

совать нос не в свое дело –
становиться на задние лапки –
на мякине не проведешь –
подать руку –
плясать под чью-нибудь дудку –
дать голову на отсечение –
дать осечку –
из рук валится –
ездить верхом –
лезть в бутылку –
не верить своим ушам –

  • Слова какой части речи вы записали? Объясните глагольные орфограммы.

Задание 6. Прочитайте фразеологизмы. Объясните их значения.

Огнем и мечом –
денно и нощно –
сбить с толку –
вкривь и вкось –
тепличное растение –
бить баклуши –
брать на карандаш –
пустить красного петуха –
чувство локтя –
вавилонское столпотворение –
болеть душой –
душа не на месте –
перемывать косточки –

С открытой душой –
шагу негде ступить –
родиться в сорочке –
пальчики оближешь –
работать не за страх, а за совесть –
золотые руки –
хуже горькой редьки –

  • Определите ведущий принцип правописания слов первой и второй группы. Выделите графически эти орфограммы, объясните правописание слов:

Задание 7. Запишите фразеологизмы, подберите к ним слова-синонимы. Какая орфограмма объединяет некоторые из записанных слов? Объясните правописание слов:

гусь лапчатый –
тише воды, ниже травы –
рукой подать –
без задних ног (спать) –
без сучка без задоринки –
воды не замутит –

Задание 8. Прочитайте фразеологизмы. Укажите их значение одним словом.

рыцарь без страха и упрека –
с открытой душой –
зимой снега не выпросишь –
звезда первой величины –
калиф на час –

искатель приключений –
своя рука – владыка –
найти общий язык –
потемкинские деревни –

  • Определите часть речи записанных слов, произведите их морфемный анализ. В чем особенность строения данных слов?

  • Вспомните и «проговорите» орфограмму «Соединительные гласные о и е»; объясните правописание записанных сложных слов, графически укажите опознавательные признаки данной орфограммы.

  • Составьте и запишите 2–3 предложения с фразеологизмами из I группы.

Задание 9. «Кто больше?» За установленное время (10 мин.) запишите как можно больше устойчивых сочетаний по одному из следующих признаков:

1) построенных по модели: сущ. + сущ. с предлогом;
2) построенных по модели: прил. + сущ.;
3) имеющих в составе имена числительные;
4) имеющих в составе старинные меры длины или веса; вспомните, чему равны эти величины в переводе на метрическую систему;
5) имеющих в составе местоимения.

Задание 10. Знаете ли вы устойчивые словосочетания (= готовые формы), которые встречаются в сказках? Допишите, правильно расставляя знаки препинания. Объясните значения записанных выражений. Назовите сказки, в которых они встречаются.

Задание 11. «Знаем ли мы басни И.А. Крылова?» Укажите, в каких баснях встретились эти устойчивые выражения? Что они обозначают?

Наделала синица славы, а моря не зажгла –
А ларчик просто открывался –
Свинья под дубом –
А воз и ныне там –
Услужливый дурак опаснее врага –
Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник –
Медвежья услуга –
Сильнее кошки зверя нет –
Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? –

Задание 12. Выпишите устойчивые словосочетания из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино», раскройте их смысл, объясните их роль.

Задание 13. Отгадайте, какие фразеологизмы «спрятаны» в рисунках. Запишите, дайте им толкование.

  • Попробуйте сами представить в рисунках несколько фразеологизмов.

Задание 14. Прочитайте предложения. Спишите, заменяя выделенные курсивом слова близкими по значению устойчивыми сочетаниями слов.

1) Мальчик бежал очень быстро. 2) В комнате очень тесно. 3) Отец всегда, сколько себя помню, поднимался очень рано. 4) В Древней Руси книги были рукописными и чрезвычайно высоко ценились.

Слова для справок: ценились на вес золота; сломя голову; яблоку негде упасть; ни свет ни заря.

  • Проследите, как изменяется эмоциональная и стилистическая окраска предложений.

Задание 15. Запишите предложения. Найдите фразеологизмы, подчеркните их как члены предложения. Объясните значение каждого устойчивого сочетания.

1) Пусть каждому сделается стыдно работать плохо, стыдно относиться к своему делу спустя рукава, и люди глазом не успеют моргнуть, как жизнь станет в сто раз лучше, чем она есть. (А.Маркуша) 2) Космический корабль, на котором он прилетел, действительно как две капли воды походил на большого игрушечного коня. (Д.Родари) 3) Целую неделю Оля ждала встречи с Фантиком, но он как сквозь землю провалился. (С.Михалков) 4) Эта мысль как гвоздь засела у него в голове. (Д.Родари) 5) А у мышонка в животе урчит, есть хочется. Два дня маковой росинки во рту не было. (В.Белов) 6) Горошек начал росточки пускать, а петух с курами тут как тут. (В.Белов) 7) Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. (Л.Толстой) 8) Вахнов скрепя сердце пошел за Иваном Ивановичем в коридор. (Н.Гарин-Михайловский) 9) Его (Тему) охватило жгучее, непреодолимое желание во что бы то ни стало, сейчас же, сию секунду снова быть прежним мягким, любящим Темой. (Н.Гарин-Михайловский) 10) Вдруг он потянулся и чмокнул тетю Салли прямо в губы, потом преспокойно сел опять на свое место, продолжая болтать как ни в чем не бывало. (М.Твен) 11) Вдруг откуда не возьмись является этот негр и предлагает помочь мне. (М.Твен) 12) Но Том был так счастлив и горд своим подвигом, что не мог удержаться от болтовни, а тетушка бранила нас на все корки – словом, оба тараторили без умолку. (М.Твен) 13) Тетя Полли высвободилась из объятий и стояла, глядя в упор на Тома поверх очков, – так глядела, что он, кажется, с радостью провалился бы сквозь землю. (М.Твен) 14) Вот и пришлось ей тащиться в путь самой, шутка ли сказать, за тысячу миль, потому что никто не отвечал на ее письма. (М.Твен) 15) В мгновение ока все были возле нее. (О.Уайльд) 16) – А манеры-то! – услышал он позади ворчливый голос. – За такие манеры гроша ломаного не дашь. (М.Эндэ) 17) Другие лезут из кожи вон, чтобы завовевать сердце какой-нибудь особы, которая ничего не хочет о них слышать. (М.Эндэ)

  • Приведите к данным фразеологизмам антонимичные и синонимичные устойчивые сочетания.

  • С помощью фразеологического словаря выясните, какими стилистическими пометами сопровождаются фразеологизмы, которые вы подчеркнули в предложениях.

  • Какие из данных фразеологизмов имеют в своем составе: а) устаревшее слово, б) устаревшую форму слова?

Задание 16. Прочитайте отрывок из рассказа В.Драгунского «Гусиное горло». В этом рассказе Дениска собирается на день рождения к своему лучшему другу Мишке.

Мы стали дальше обедать, и вдруг мама положила ложку и сказала ни с того ни с сего:
– Прямо не знаю: пускать его в гости или нет?
Вот тебе раз! Гром среди ясного неба! Я сказал:
– А почему?
– Он нас там опозорит, – сказала мама, – он совершенно не умеет есть. Стонет, хлебает… Кошмар!
– Ничего, – сказал я, – Мишка тоже не умеет.
– Это не оправдание, – нахмурился папа. – Нужно есть прилично. <…> Нужно знать правила…

  • Какие правила нужно знать, чтобы не опозорить в гостях свою фамилию?

  • Выпишите из текста фразеологизмы, объясните их значение. С помощью фразеологического словаря выясните, какими стилистическими пометами они сопровождаются.

Задание 17. Прочитайте предложения. Назовите авторов и произведения, из которых взяты строки. Спишите, подчеркните как члены предложения устойчивые сочетания слов, устно объясните их значение.

I. 1) Только что принялась она (Аня) рассуждать про себя, стоит ли встать, чтобы набрать ромашек и свить из них цепь, как вдруг откуда ни возьмись пробежал мимо нее Белый Кролик с розовыми глазами. 2) Я наверное знаю, что я не Ада, – рассуждала она. – У Ады волосы кончаются длинными кольчиками, а у меня кольчиков вовсе нет; я убеждена также, что я и не Ася, потому что я знаю всякую всячину, она же – ах, она так мало знает!

II. 1) Он (Бильбо) брел и брел куда глаза глядят. 2) Он (Гэндальф) подозвал Балина и сделал ему выговор, высказав все, что думает о дозорных, у которых посторонний может свалиться как снег на голову.

III. 1) Петьку хлебом не корми, дай только вволю по двору побегать. 2) А Петька диву дается, куда из сундука кочерыжки деваются, и нет-нет да и подложит.

(Для справок: Дж. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно; Л.Кэрролл. Аня в стране чудес (в переводе В.Набокова); А.Ремизов. Змей.)

Задание 18. Прочитайте отрывок из литературного произведения. Укажите автора, название произведения, жанр. Спишите, подчеркивая устойчивые выражения, устно объясните их значение.

Часто ли, редко ли, а попадаются еще на рынке города Гавирате разные пройдохи. Не моргнув глазом они всучат вам все, что хотите. Более ловких торговцев днем с огнем не сыскать.
Как-то в базарный день случился там пройдоха, торговавший самыми что ни на есть диковинными вещами: горой Монблан, Индийским океаном, лунными морями… Краснобай так ловко расписывал свой товар, что через час у него остался город Стокгольм.
Купил этот город один парикмахер, а за покупку заплатил тем, что постриг хитреца и сделал ему массаж. <…>
– В нем почти миллион жителей, и, ясное дело, все они – моя собственность, – хвастался он. <…>
Парикмахер от удовольствия потирал руки и думал: «Такой город – и за что? За стрижку и какой-то массаж! Можно сказать, ни за понюшку табаку!».
Радуется парикмахер, а самому и невдомек, что ничего он не выгадал. Наоборот – переплатил! Потому что стоит тебе вступить в этот мир – и он уже твой. Да, да, весь, целиком. И твой, и его, и всех ребят, что живут на земле. И тебе не нужно платить за него ни единого сольдо. Засучи только рукава, чтобы сподручнее было работать, протяни руки и бери его, бери себе на здоровье!

  • Охарактеризуйте пройдоху, который продавал Монблан, Индийский океан, Стокгольм. В каких строках звучит вывод автора из этой истории? Как вы понимаете эти слова?

  • Какова роль устойчивых сочетаний слов в этом тексте?

  • В прямом или в переносном значении употребляется выражение засучи рукава в последнем предложении?

Ответы

Задание 1. Тертый калач – опытный, много испытавший на своем веку человек, которого трудно провести;

медвежий угол – глухая, отдаленная провинция;

заколдованный круг – безвыходное положение; такое стечение обстоятельств, из которого трудно или невозможно найти выход;

толоконный лоб – глупый, бестолковый человек;

тихая пристань – спокойная, умиротворенная жизнь без тревог и забот;

большое сердце – о ком-либо, кто способен на сильное и искреннее чувство.

Особенности строения данных фразеологизмов: они построены по модели именного словосочетания «имя прилагательное + имя существительное», где главное слово – имя существительное, зависимое – имя прилагательное.

Задание 2. 1) Бабушка надвое сказала – неизвестно, произойдет что-либо или нет;

2) глаза на лоб лезут – 1) кто-то испытывает нестерпимую боль, крайне неприятное ощущение и т.п.; 2) кто-либо выражает крайнее удивление, смятение, сильный испуг;

3) волосы становятся дыбом – кому-либо становится невыносимо страшно, боязно;

5) звонит во все колокола – разглашает, распространяет повсюду (какие-либо известия, слухи и т.п.).

Это глагольно-именные фразеологизмы, образованные по модели предложения.

Задание 3. Фразеологизмы, в состав которых входят

слова-синонимы:

ни шатко ни валко,
рвать и метать,
с пылу с жару,
ходить вокруг да около,
цел и невредим.

слова-антонимы:

ни больше ни меньше, ни мало ни много,
ни стать ни сесть,
ни тпру ни ну,
ни холодно ни жарко, смотреть сверху вниз, черным по белому.

Однокоренные слова в составе фразеологизма: суды да пересуды.

Задание 4

а) делать из мухи слона;
б) тьма-тьмущая;
в) кот наплакал;
г) не тратя времени;
д) и швец, и жнец, и на дуде игрец.

а) ни свет ни заря;
б) жить своим умом, зарабатывать своим горбом;
в) непочатый край;
г) важная птица;
д) смотреть сверху вниз.

Задание 5.

Совать нос – вмешиваться (не в свое дело);
становиться на задние лапки – прислуживаться;
на мякине не проведешь – не обманешь, не проведешь;
подать руку – помочь;
плясать под чью-либо дудку – подчиняться;
дать голову на отсечение – поручиться;
дать осечку – ошибаться;
из рук валится – не ладится, не клеится, не работается;
ездить верхом – эксплуатировать;
лезть в бутылку – злиться, возмущаться (будучи неправым);
не верить своим ушам – удивляться.

Задание 6

огнем и мечом – безжалостно, бесчеловечно;
денно и нощно – беспрерывно;
сбить с толку – запутать;
вкривь и вкось – беспорядочно;
тепличное растение – избалованный(ая);
бить баклуши – бездельничать;
брать на карандаш – записывать;
пустить красного петуха – поджечь;
чувство локтя – чувство товарищества;
вавилонское столпотворение – беспорядок;
болеть душой – беспокоиться;
душа не на месте – тревожиться, беспокоиться, волноваться;
перемывать косточки – обсуждать, сплетничать.

с открытой душой – искренне;
шагу негде ступить – тесно;
родиться в сорочке – счастливый;
пальчики оближешь – вкусно;
работать не за страх, а за совесть – добросовестно, честно;
золотые руки – искусный мастер;
хуже горькой редьки – несносный, надоедливый.

Ведущий принцип правописания слов первой группы – гласные и согласные в приставках: в неизменяемых приставках, з – с в приставках; ведущий принцип правописания слов второй группы – непроизносимые согласные в корне слова.

Задание 7.

Гусь лапчатый – пройдоха, проходимец;
тише воды, ниже травы – робкий;
рукой подать – близко;
без задних ног (спать) – крепко (спать);
без сучка без задоринки – легко, гладко;
воды не замутит – кроткий.

Задание 8.

Рыцарь без страха и упрека – великодушный;
с открытой душой – чистосердечный;
зимой снега не выпросишь – корыстолюбивый, жадный;
звезда первой величины – широкоизвестный, прославившийся;
калиф на час – временщик.

Искатель приключений – путешественник;
своя рука – владыка – независимый, своевольный;
найти общий язык – (найти) взаимопонимание;
потемкинские деревни – очковтирательство;

Задание 9.

Задание 10.

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве – кто-либо находится очень далеко;
сказка – ложь, да в ней намек – говорится в ситуации, когда хотят подчеркнуть, что сказанное – выдумка, но из этого можно и нужно сделать вывод и по отношению к реально существующему;
встань передо мной, как лист перед травой – появись моментально, быстро;
ни в сказке сказать, ни пером описать – неизъяснимое, непередаваемое;
сказка про белого бычка – бесконечное, надоедливое повторение одного и того же;
скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается – когда дело идет не так быстро, как хотелось бы;
за горами, за долами – далеко;
долго ли, коротко ли – событие происходит независимо от времени;
пир на весь мир – широкое гулянье;
молочные реки, кисельные берега – привольная, обеспеченная жизнь;
вытянули репку! – завершили какое-либо трудное дело;
по щучьему велению, по моему хотению – что-то осуществилось как по волшебству, без особых усилий и труда, как бы само собой;
избушка на курьих ножках – ветхое, ненадежное.

Задание 11.

Наделала синица славы, а моря не зажгла – из басни «Синица»; говорится с иронией о людях, которые обещают что-то необыкновенное, а выполнить обещание не могут.

А ларчик просто открывался – из басни «Ларчик»; с шутливым или ироничным оттенком говорят в ситуации, когда находится очень простое объяснение происходящему.

А воз и ныне там – «Лебедь, Щука и Рак»; прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Услужливый дурак опаснее врага – «Пустынник и Медведь»; говорится в ситуации, когда неумный человек пытается помочь кому-нибудь, но от его помощи получается только вред.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник – «Лебедь, Щука и Рак»; говорят, когда человек занимается не своим делом.

Медвежья услуга – «Пустынник и Медведь»; с иронией говорят о человеке, который хотел помочь, но сделал это так неловко, неудачно, что причинил вред.

Сильнее кошки зверя нет – «Мышь и Крыса»; с ироничным оттенком говорят, когда кого-то в силу определенных обстоятельств или неосведомленности считают самым сильным, самым главным, авторитетным, хотя объективно он таким не является.

Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? – «Зеркало и Обезьяна»; когда кто-либо критикует недостатки других, а сам имеет еще большие недостатки.

Задание 13. В рисунках спрятаны фразеологизмы: кот в мешке (т.е. неизвестно что); накрутить хвост (сделать строгий выговор, подвергнуть резкой критике; разбранить); как кошка с собакой (недружно жить, в постоянной ссоре); стрелять из пушки по воробьям (тратить много сил по пустякам).

Задание 15. 1) Спустя рукава – кое-как что-то делать (синонимы: тяп-ляп; через пень-колоду; антоним – засучив рукава);

Глазом не успеют моргнуть – трансформированный фразеологизм; не моргнув глазом – мгновенно, долго не раздумывая (синоним – в мгновение ока).

2) Как две капли воды – очень сильно, точь-в-точь похож.

3) Как сквозь землю провалился – неожиданно пропал, исчез, скрылся так, что не найти (синоним – как в воду канул).

4) Как гвоздь засела (засесть гвоздем в голове) – неотступно преследует какая-либо мысль, идея.

5) Маковой росинки во рту не было – совсем ничего не ел.

6) Тут как тут – внезапно (и вовремя) оказаться на месте.

7) Лил как из ведра – сильно, целым потоком.

8) Скрепя сердце – неохотно, вопреки желанию (синоним – со скрежетом зубовным).

10) Как ни в чем не бывало – вовсе не замечая того, что произошло.

11) Откуда ни возьмись – совершенно неожиданно, внезапно; неизвестно откуда (синонимы: как гром среди ясного неба; как снег на голову).

12) На все корки бранить – очень сильно ругать.

14) Шутка ли сказать – вставная конструкция: совсем не простое дело (для подчеркивания важности, значительности чего-либо).

15) В мгновение ока – моментально, сразу же (синонимы: в два счета; в один миг).

16) Гроша ломаного не стоит – совсем ничего (не дашь).

17) Из кожи вон лезть – чрезмерно усердствовать.

Большинство данных фразеологизмов – разговорного характера; фразеологизмы во что бы то ни стало и в мгновение ока – нейтральные; фразеологизм на все корки бранить – просторечный.

Устаревшие слова имеются в составе фразеологизмов в мгновение ока и гроша ломаного не стоит: грош – старинная медная монета в полкопейки.

В составе фразеологизма скрепя сердце – старая форма краткого действительного причастия скрепя вместо современной формы деепричастия совершенного вида скрепив.

Шутка ли сказать – вместо современной конструкции сказать шутку (инфинитив + вин. п. имени сущ.) используется конструкция: им. п. имени сущ. на а + инфинитив от переходного глагола.

Задание 16.

Ни с того ни с сего – неожиданно, без видимых причин.

Вот те(бе) раз! – выражение удивления, разочарования и т.п. (синонимы: вот так клюква!; вот те(бе) на! ).

Как гром среди ясного неба – выражение удивления; неожиданно и неприятно.

Задание 17.

I. Л.Кэрролл. Алиса в стране чудес (в переводе В.Набокова):

Откуда ни возьмись; на каждом шагу; всякую всячину.

II. Дж. Толкин. Хоббит, или Туда и обратно.

Куда глаза глядят; как снег на голову.

III. А.Ремизов. Змей.

Хлебом не корми; диву дается.

Задание 18. Дж. Родари. Сказки по телефону: Человек, который купил Стокгольм.

Не моргнув глазом; днем с огнем не сыскать; что ни на есть; ясное дело (= разумеется); а самому и невдомек; ни за понюшку табаку.

Продолжение следует

Приве́т, друзья́.

Hello friends.

Вот уж бесполе́зное заня́тие, ска́жете вы… мыть ко́сти. Заче́м их мыть? И вообще́, о каки́х костя́х речь? Как во́дится, чем странне́е звучи́т фра́за, тем бо́льше вероя́тность, что её реа́льное употребле́ние ника́к не свя́зано со смы́слом слов, в неё входя́щих. Вот так и в на́шем сего́дняшнем слу́чае.

Мыть ко́сти, а та́кже помы́ть, перемыва́ть ко́сти и́ли ко́сточки – зна́чит «спле́тничать, злосло́вить, обсужда́ть кого́-то у него́ за спино́й”. Наприме́р:

«Мыть кости”, as well as «помыть, перемывать кости или косточки” means to gossip, talk bad, discuss someone behind the back. For example:

В отде́ле на́шем одни́ де́вушки рабо́тают, и це́лыми дня́ми то́лько и де́лают, что перемыва́ют ко́сти свои́м мужьям и знако́мым.

It’s only girls work in our department, so the whole day long they only washing of the bones of their husbands and friends.

За те 15 мину́т, пока́ её не́ было в ко́мнате, ей успе́ли перемы́ть все ко́сти.

For those 15 minutes that she was not in the room, they had time to wash all her bones.

The offline version of the podcast includes the episodes in MP3 and PDF formats. The PDF files are available in two versions: for desktop and mobile devices.

Говоря́т, что выраже́ние э́то пошло́ с дре́внего славя́нского обы́чая выта́скивать че́рез не́сколько лет по́сле похоро́н из земли́ ко́сти уме́рших и перемыва́ть их. Счита́лось, что таки́м о́бразом душа́ уме́ршего очища́ется от грехо́в. Ещё бы́ло пове́рье, что е́сли э́того не де́лать, то ду́ши не раска́явшихся гре́шников бу́дут выходи́ть из моги́л в ви́де вампи́ров и упыре́й – соса́ть людску́ю кровь. Выполня́я э́тот обря́д, вспомина́ли, каки́м был челове́к при жи́зни, обсужда́ли его́ хара́ктер и посту́пки.

Вот так и роди́лось э́то выраже́ние. Кста́ти, в настоя́щее вре́мя его́ испо́льзуют не то́лько как сино́ним сло́ва «спле́тничать”, но и в смы́сле «руга́ть”. Наприме́р:

На общефи́рменном собра́нии на́шему отде́лу перемы́ли все ко́сти за на́ши плохи́е результа́ты в про́шлом кварта́ле.

Есть где-то в Юго-Восточной Азии обычай по прошествии определенного срока выкапывать умерших, наряжать их в наряды, за стол усаживать. Желающие могут погуглить про праздник Манене, но фотографии таких мероприятий не для слабонервных. Интересно, что в чем-то подобный обычай существовал и в старушке Европе. Причем не в отдаленные языческие времена, когда чего только не было, а во вполне себе христианские, доходя до середины XX века. Что интересно, не где-нибудь на периферии, а почти в сердце Европы, не только у «еретиков-католиков», но и у православных. Речь о т.н. вторичных погребениях.
Мне было весьма интересно узнать о таком обычае. Мой интерес к танатологии обычно ограничивался либо сильно древними временами, либо сильно поздними. И если о европейских костницах более или менее всякому известно, то о вторичных погребениях не очень. По наивности я думал, что в средние века и позднее обряд был сильно стандартизирован. Однако…
«Термин «вторичное погребение» принадлежит исследователям-этнографам; народные названия: макед. раскоп, раскопување, откопување, раскопаљки, прекопавање и т. п.; болг. раскопаване, второ погребение, струване спомен; серб. двоструко (двојно) сахрањивање, поновно сахрањивање, састанак са покојником, виђење с покојником и т. п.; словен. prekopavanje, umivanje lobanje и т. п. Обычай распространен в нескольких достаточно обширных регионах южнославянской территории (см. карту в работе ), а именно в Македонии (преимущественно южной ее части), в восточной и северо-восточной Сербии , в некоторых районах Боснии и Герцеговины и Далмации (о. Брач), в северо-западной Словении ; имеются отдельные свидетельства о нем из Хорватии, северной Болгарии, юго-восточной Болгарии и некоторых других районов, а за пределами славянских земель он известен в греческой Македонии, у православных албанцев и в Румынии. Локальные версии обряда могут различаться весьма значительно: это касается как состава действий, сроков исполнения обряда, его участников и, так сказать, объектов, так и семантической стороны ритуала, т. е. его смысла и мотивировок. Общим для всех вариантов обряда можно считать, пожалуй, лишь эксгумацию и некоторые манипуляции над останками.
Одно из самых ранних и одновременно самых подробных описаний обычая вторичного погребения, соблюдавшегося в Македонии, в окрестностях Дебра, принадлежит сербскому этнографу М. Величу (опубликовано в 1902 г.):
Семья умершего разрывала могилу через три года после погребения. Это делалось в субботу после полудня. Мужчины раскапывали могилу, потом осторожно извлекали кости, начиная с черепа и двигаясь сверху вниз, а женщины, причитая, брали эти кости и затем в небольшом корытце обмывали их водой, а в другом корытце – вином. После обмывания кости помещали в полотняный мешочек, причем соблюдали обратный порядок, т. е. начинали с ног. Череп украшали базиликом и другими цветами и клали последним. Мешочек с костями относили в церковь и оставляли под амвоном, и после вечерней службы священник читал над ним краткую молитву. На следующий день совершалось отпевание – точно так же, как при настоящих похоронах, а затем члены семьи и все участники строгой процессией шли на кладбище, где священник сначала читал несколько молитв, а потом один из присутствующих опускал мешочек с костями в ту же могилу (гробницу). Затем священник поливал кости маслом, со всех сторон лопатой сбрасывал в могилу немного земли, после чего и остальные мужчины приступали к засыпанию могилы. Если при эксгумации находили неразложившийся труп, то объясняли это тем, что покойник при жизни совершил много грехов .
Подобный тип ритуала, когда разрывание могилы совершается в строго определенное время (через 3, 5, 7 лет, реже 9 и более) и в календарно фиксированные сроки (чаще всего в поминальную субботу перед Великим постом, иногда в субботу перед Троицей, реже – в Дмитровскую субботу, задушницу, как в отдельных районах Македонии, где в этот день раскапывают могилы всех покойников, захороненных три года тому назад), преобладает в Македонии, Болгарии, Боснии и Герцеговине. Региональные различия в этом типе касаются того, как поступают с выкопанными костями: относят ли их в церковь и как долго там держат (сутки, несколько дней, а иногда и целый год) и возвращают ли их после отпевания в могилу или относят в костницу (костурницу и т. п.).
Иногда делают различие между мужскими и женскими костями: в церкви мужские кости оставляют под образом Христа, а женские – под образом Богородицы; в болгарских и македонских традициях часто на череп мужчины надевают феску, а женский череп обвязывают платком и сверху надевают шапочку. Если находят в могиле неразложившееся тело, то либо могилу зарывают, либо пробивают тело итоговым (боярышниковым) колом. Иногда находят в могиле неразложившейся какую-нибудь часть тела – руку или голову, тогда считают, что именно с ней связан тяготеющий над покойником грех: например, верят, что не гниет рука, которой покойник ударил отца или мать.
У южных славян широко распространено верование, что душа погребенного «освобождается» только после полного распада тела, поэтому ритуал раскапывания могилы, при котором родственники удостоверяются в том, что душа освободилась от тела, становится естественным завершающим этапом похоронного обряда. Вторичным погребением часто завершается и траур по умершему .
Другой разновидностью ритуала этого типа можно считать вторичное погребение останков при захоронении нового покойника в старую могилу (обычно могилу родственника, предка). В этом случае эксгумацию и действия с останками уже нельзя считать компонентом первого погребального обряда; скорее это составной элемент второго обряда, хотя по содержанию и мотивировкам этот, можно сказать, окказиональный ритуал вторичного погребения часто не отличается от календарного. Здесь также соблюдаются определенные сроки вторичного захоронения в ту же могилу: не менее 5, 7, 9, 12, иногда даже 18 и более лет.
В восточной Сербии, в области Ресава, в северном Поморавье, у сербского и влашского населения бытовал обычай раскапывания могилы на сороковой день после смерти. При погребении было принято класть на живот покойнику небольшую свирель; когда могилу раскапывали, смотрели, не перевернулся ли покойник в гробу, что, по рассказам местного населения, случалось. Если все было в порядке, то могилу поливали вином. У влахов на сороковой день раскапывали могилу, вынимали труп и поливали его вином .
На острове Брач могилу раскапывали через шесть месяцев после смерти, «чтобы душа умершего отправилась на свое место в рай». Доску, на которой лежал покойник, слегка выдвигали вперед, священник читал молитву и поливал покойника (вероятно, вином) так же, как это делалось на похоронах, после чего могилу зарывали .
Иногда отмечаются особые мотивировки обычая раскапывания могилы. Прежде всего это страх перед покойником, который может стать вампиром, выходить из могилы и вредить живым, или подозрение, что покойник стал вампиром. В этом случае обычно раскапывают могилу и протыкают тело итоговым (боярышниковым) колом. По другим представлениям, раскапывание могилы совершается с целью еще раз увидеть умершего родственника, проститься с ним, воздать ему честь, любовь и память или, как говорят у сербов и мусульман Боснии, «дать еще раз солнцу согреть дорогого покойника».
Существует немало исторических свидетельств, подтверждающих этнографические данные. Одно из самых старых – это статья 20 Законника Стефана Душана (XIV в.), которая гласит: «Если люди с целью волхования станут вынимать из могил и сжигать их, то село, учинившее это, заплатит штраф: если же поп примет в этом участие, то будет лишен священного сана». Этот же закон запрещал пробивать трупы итоговым колом . В этом свидетельстве обращает на себя внимание отсутствующая в этнографических описаниях деталь, а именно – сжигание останков после эксгумации (возможно, речь идет о сжигании только неразложившихся трупов).
Еще более раннее историческое подтверждение – рассказ о том, что через три года после смерти сербского короля Милутина (1282–1321) монахи раскопали его могилу и уложили тело в специальный гроб, который они поставили в церкви перед иконой Христа. Этот обычай по отношению к знатным и родовитым особам сохранялся вплоть до XIX в. Так, в 1721 г. по решению церковно-народного собора через 15 лет после смерти патриарха Арсения III Черноевича его «святые кости» были извлечены из гробницы и омыты самим игуменом монастыря Крушедол. А в 1848 г. в том же монастыре, когда хоронили в церкви воеводу Стефана, извлекли кости Атанасия Рашковича и Джорджа II Бранковича (умерших в XVIII в.), омыли их вином, уложили в небольшой деревянный ящик и снова захоронили . На основании подобных исторических свидетельств, относящихся исключительно к знатным лицам, исследователи делают вывод, что и сам обычай эксгумации первоначально был не всеобщим, а княжеским. Однако если еще в 1730 г. православный собор в Воеводине выносит решение, запрещающее выкапывать мертвецов, то, безусловно, речь идет о народном обычае, широко распространенном. Подобные запреты издавались церковью и на протяжении XIX в., но они постоянно нарушались, а раскапывание могил и обмывание костей дожило до XX в. и кое-где фиксировалось даже в 50-е годы. Так, в Словении близкий к описанному ритуал совершался еще в 1954 г. .
Сараевский археолог Шефик Бешлагич, известный своими работами о средневековых некрополях Боснии и Герцеговины и специально о каменных надгробиях– стечках, опубликовал в 1974 г. подробное исследование об обычае вторичного погребения, где он обобщил все имевшиеся к тому времени этнографические свидетельства, исторические данные и некоторые археологические подтверждения . Изучив материал нескольких средневековых некрополей, где встречается большое число могил с двумя, тремя, четырьмя и даже пятью захоронениями, он пришел к выводу, что, во-первых, захоронение в старые могилы (прежде всего родственников) с давних времен и до наших дней практиковалось в Боснии и Герцеговине, а во-вторых, что кости прежних захоронений бережно собирались и складывались обычно у края могилы или в ногах нового гроба, тогда как череп регулярно помещался в изголовье.
Особое почитание черепа характерно для словенского варианта ритуала, о котором уже упоминалось и который лишь с некоторой натяжкой может быть отнесен к обряду вторичного погребения. В отличие от, условно говоря, македонского типа, словенский обряд совершался исключительно при захоронении в старую могилу, т. е. он не входил в рамки предыдущего погребального обряда. В Словении, как и в Боснии и Герцеговине, захоронения родственников в одной могиле были обычными, что часто объяснялось недостатком места для погребений, но, возможно, имело и какие-то ритуальные мотивировки.
Если македонский, сербский и болгарский обычай вторичного погребения изучен неполно, отрывочно, по отдельным, по существу, случайным описаниям, то соответствующий словенский обряд изучен достаточно систематически, благодаря инициативе люблянского этнографа и фольклориста Милки Матичетова, который еще в 1954 г. составил и разослал по селам специальную анкету, затем обработал ее и опубликовал ее результаты . Полученный материал показал, что в 85 селах из 224 обычай можно считать живым, исполняемым или исполнявшимся в недавнее время местными жителями или же во всяком случае известным им по рассказам старших, по фразеологии или фольклорным текстам.
В публикации М. Матичетова приводится карта распространения обряда, из которой видно, что он занимает территорию к северо-западу от Любляны, захватывая Верхнюю Краину, верховья Савы и Каринтию вплоть до Клагенфурта в Австрии, а на западе пересекает итальянскую границу. Локальные различия, обнаруживаемые у словенцев, касаются только деталей при общности главного, а именно: ритуал с останками совершался и совершается всегда при новом захоронении; в абсолютном большинстве случаев объектом действий оказывается только череп, который извлекается из могилы, обтирается и обмывается водой (простой, родниковой, теплой или освященной, с добавлением трав и т. п.), затем череп заворачивается в полотно (реже укладывается в сумку, в деревянный ящик и т. п.) и возвращается в могилу (до того, как в нее опустили новый гроб, или, чаще, после этого, поверх нового гроба). Поэтому Матичетов не называет обряд вторичным погребением, а говорит об обычае обмывания и заворачивания в полотно черепа; в народе он называется еще «умыть голову умершему, предку и т. п.» и понимается преимущественно как выражение почтения, любви и благодарности к предкам.
М. Матичетов приводит самое старое упоминание о словенском ритуале с черепом, относящееся к 1843 г.: в одной старинной рукописи сообщается, что при захоронении некоего жупника (приходского священника) в могиле нашли целый череп, даже со всеми зубами, от предыдущего захоронения 54-летней давности; череп обмыли и снова закопали. Автор свидетельства добавляет от себя, что в местности Олыиа есть «хороший обычай» выкопанную голову обмывать, заворачивать в белое полотно и снова закапывать при погребении следующего покойника; это делают родственники умершего.
Полнота и подробность словенских данных позволяет ответить на все главные вопросы, касающиеся структуры, содержания и мотивировок обряда. Хотя словенский обряд носит «окказиональный» характер, т. е. совершается по случаю смерти, он тоже подчинен временной регламентации – интервал между погребениями в одной могиле должен быть равен (в разных местностях по-разному) 6, 7, 8, 12, 14, 10–15, 20–25 или даже 30 и более годам, что зависит в том числе и от вида почвы.
По обычаю, младшие «умывают голову» старшим: сын отцу, дочь матери или обоим родителям. Ритуал с черепом совершают чаще, а кое-где и исключительно, женщины. Иногда в селах бывают женщины, которые добровольно исполняют этот ритуал для всех односельчан; им платят и их угощают. Как уже говорилось, в большинстве случаев объектом ритуала является череп, но иногда и другие кости, особенно крупные, например, кости рук. Все извлекаемые из могилы кости (или только череп) обмывают обычной или «благословенной» водой, моют и вытирают или только поливают, окропляют (особенно если это освященная вода), протирают мокрой тряпкой и т. п. Воду приносят в каком-нибудь сосуде или ведре, редко носят череп к источнику. Обмывают или обтирают череп рукой, чаще не голой, а через тряпку; при обмывании читают молитву (обычно «Отче наш»), иногда причитают.
После обмывания череп, иногда и другие кости, заворачивают в полотно, которое должно быть новым, белым, чистым, большим, домотканым и т. п. При заворачивании избегают узлов. Полотно с черепом (или также и другими костями) чаще всего опускают на дно разрытой могилы (справа, в изголовье), кладут на ком земли возле могилы, реже относят в костурницу до погребения, чтобы их не тронули звери. Во время погребения сверток с черепом сгребают в могилу; иногда это делают чуть раньше, чтобы череп «ждал» в могиле нового покойника. Часто череп опускают в могилу вместе с первыми комьями земли; иногда бросают, сталкивают лопатой и т. п. Череп обычно кладут в изголовье («голова к голове»), но иногда и посредине могилы просто куда попало. Как и при обмывании, читают молитвы.
Верования, связанные с данным ритуалом, трактуют его как «помощь, последнюю услугу» старшим, умершим предкам, поскольку он якобы освобождает покойника от грехов, освобождает душу от пут и помогает умершему окончательно перейти в иной мир. Если не исполнить обмывания черепа, душа будет сильно страдать или будет ходить и пугать; земля не примет нового покойника и т. п. С другой стороны, обмывание черепа – последняя почесть, оказываемая младшими старшим, знак любви и благодарности; без этого молодые не будут счастливы в жизни, а род умерших предков будет неполным. По словенской поговорке, «otrok šele takrat plača materi, kadar ob smrti glavo umije» (сын только тогда матери долг отдаст, когда после смерти умоет ей голову).
Из-за неполноты имеющегося южнославянского (балканского) материала проблема генезиса обычая вторичного погребения остается нерешенной. Старые сербские этнографы считали его реликтом античности, заимствованием у греков и римлян, а известный итальянский историк славянской культуры Эвель Гаспарини, наоборот, видел в нем праславянское наследие, воспринятое также соседними традициями (северногреческой, албанской и румынской), но утраченное восточными и западными славянами .»
Взято отсюда

«…По предположению В. В. Виноградова, со славянским обычаем вторичного погребения связано происхождения русского выражения перемывать косточки (встречающегося также в формах вымыть косточки, промыть косточки, перебрать косточки.
Корни этого обычая пытаются искать в дохристианских погребальных ритуалах славян. Вспоминают, например, летописное упоминание о посмертном крещении: «выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, окрестили кости их и положили их в церкви святой Богородицы» (1044 год). Но надо помнить, что вторичное погребение свойственно не исключительно славянам. Оно отмечалась в Румынии, у православных жителей Албании.
О наличии его в Греции рассказывает Е. Е. Голубинский в книге «История русской церкви»:
«У нас зарывают покойников в землю и в ней оставляют навсегда. В Греции не так: сначала зарывают покойников в землю, а потом через три года или через другой определенный, немного меньший, немного больший, срок кости их выкапывают из земли и кладут в особом помещении — кимитирии (koimētērion) или усыпальнице. Откапывание и положение костей в кимитирии составялет особый обряд, служащий как бы продолжением или довершением похорон: призывается священник и при пении им малой панихиды кости изъемлются из земли; быв вынуты, они обмываются водою и вином, слагаются в небольшой ящик и вносятся в церковь, где поется над ними заупокойная литургия и великая панихида; после этого относятся в кимитирий. Сей последний есть особый дом или домик или сарай при церкви, в котором имеются, во-первых, большая яма (по середине) или большой ларь для ссыпания костей людей бедных, во-вторых — шкалы с ящиками или полками для костей людей богатых, желающих хранить их особо (на черепах делаются надписи, кому они принадлежали и когда владельцы их умерли).
Когда обычай стал у греков более или менее общим обычаем, сказать не можем; но на Афоне он явился или начался когда-то до второй половины XI века… Если по прошествии трех лет разрывали могилу и находили тело не разложившимся и надутым, то это считалось признаком, что человек умер не разрешенным от клятвы: призывался архиерей или священник для разрешения, и тело снова зарывалось на некоторое время в землю.
У нас этот обычай вырывания останков умерших из могил принимаем был на более или менее продолжительное время в Печерском монастыре, к чему было также практическое побуждение в ограниченности его кладбищ, находившихся в его пещерах. Но чтобы он сколько-нибудь распространялся вообще в России, на это не имеем совершенно никаких указаний».
Костницы, или оссуарии, известны в целом ряде православных монастырей, в том числе в знаменитом монастыре святой Екатерины на Синае. Но теперь мы покинем мир православия и перенесемся к народам, исповедующим католицизм. У них мы тоже найдем интересующие нас примеры. Не станем даже подробно описывать массовые перезахоронения костей с кладбищ в парижских катакомбах, костницу в Седлице или капеллу костей в португальской Эворе. Расскажем о менее известной практике, которая называлась mos Teutonicus «тевтонский обычай».
Термин этот впервые употребил историк Бонкомпаньо (1165/1175 – после 1240), профессор Болонского и Падуанского университетов. Как сообщает этот автор, германские рыцари, участвовавшие во Втором крестовом походе, применяли этот способ, чтобы в случае смерти быть погребенными на родине, а не на чужбине. Он действительно был более популярен у немцев, тогда как французы и англичане предпочитали бальзамирование.
В чем состоял этот метод? Сначала тело умершего расчленяли. Затем погружали в котел с вином (вино предпочтительнее, но можно обойтись и водой, это дешевле и доступней). В котле части тела варились в течение нескольких часов, чтобы плоть отошла от костей. После кипячения остатки мышц отскребали от костей. Теперь кости были готовы к транспортировке на родину. Прочее можно было захоронить на месте или же засолить, как солили обычное мясо, и точно так же отправить в Европу.
Можно заподозрить некоторую непоследовательность в действиях крестоносцев. С одной стороны, они доставляли в Европу почву из Палестины, чтобы умершие на кладбищах покоились в святой земле. С другой, находясь непосредственно в Палестине, предпочитали быть похороненными в далекой Европе. Но надо помнить, что земля эта принадлежала тогда мусульманам, так что перспектива быть в ней похороненными многих пугала.
Известно, что обычай mos Teutonicus был использован, когда во время Восьмого крестового похода в Тунисе умер французский король Людовик Святой.
Смерть Людовика IX Святого
Другой выдающийся деятель, при погребении которого прибегли к такому способу, Бертран дю Геклен – коннетабль Франции, выдающийся полководец. Он погиб в 1380 году в Шатонеф-де-Рандон в Лангедоке, а похоронен был в аббатстве Сен-Дени. Сначала его тело было забальзамировано путем погружение в вино с пряностями. Внутренности извлекли и похоронили в церкви доминиканского монастыря в городе Ле-Пюи-ан-Веле. Но эта мера оказалась недостаточной, и через пару дней погребальный кортеж сопровождали многочисленные мухи, садившиеся на повозку с телом военачальника. Тогда и вспомнили о mos Teutonicus. Снятые с костей мышцы похоронили в монастыре города Монферран (ныне в черте города Клермон-Ферран). До Сен-Дени добрались только кости и сердце Бертрана.
Смерть Бертрана дю Геклена
В 1300 году папа Бонифаций VIII издал особую буллу De Sepulturis, где осудил и запретил mos Teutonicus. Но известно, что некоторые аристократы добивались права на такой способ погребения в порядке исключения (вспомним, что и Бертран дю Геклен умер на 80 лет позже этого запрета). Кстати, считается, что эта булла отрицательно повлияла на развитие науки в Европе, так как после нее врачам в университетах запрещали проводить вскрытия умерших, хотя папский запрет касался именно mos Teutonicus.
Если вторичное погребение на востоке Европы и «тевтонский обычай» на западе были вызваны заботой об умершем, как ее понимали его живые современники, то третий сюжет, о котором хотелось бы рассказать сегодня, связан с несколько утилитарным отношениям к останкам. Речь идет о так называемых «катакомбных святых». Катакомбы, откуда они происходят, римские, но самих святых следует искать в основном в Германии, Австрии и Швейцарии.
С возникновением протестантизма по германским землям прокатилась волна иконоборчества. Последователи Лютера не признавали поклонения изображениям святых, статуям, а также мощам святых. Когда часть земель вернулась в лоно католической церкви, оказалось, что в храмах не осталось реликвий, которым можно было бы поклоняться. Картины можно было написать новые, изваять новые статуи, но где взять мощи? Ответ на этот вопрос в Риме удалось найти. В городских катакомбах сохранились кости множества людей, которые наверняка были мучениками эпохи раннего христианства. Как раз в XVI веке эти катакомбы с тысячами скелетов были вновь обнаружены. Кости можно было оттуда извлечь и отправить в опустевшие храмы Германии в качестве святых для поклонения.
Святой Деодат, Райнау, Швейцария
Вспомним, что эпоха Контрреформации, это еще и время барокко. Поэтому скелеты, которые отправились выполнять столь важную миссию, были украшены с барочной роскошью. На них надеты золотые перстни, диадемы, расшитые золотом и украшенные драгоценными камнями облачения. В некоторых случаях процесс обмундирования нового святого занимал до трех лет. Иногда, правда, отсутствовал полный комплект костей, и скелеты получались сборными – из фрагментов, принадлежавших разным умершим.
Святой Бенедикт, Мури, Швейцария
Святым давали имена (естественно, никак не связанные с тем, как этих людей звали при жизни). Обычно это были «говорящие» имена: Феликс (Счастливый), Констанций (Постоянный), Бенедикт (Благословенный), Коронат (Увенчанный), встречается даже имя Инкогнитус (Неизвестный). Так что спустя много веков после смерти они обретали новую индивидуальность, почет и даже блистательные украшения, правда, им приходилось перебраться далеко на север от родного Рима. День их доставки на место назначения превращался в местный праздник.
Святые Грациан и Валентин, Вальдассен, Германия
Катакомбные святые занимали места не только в храмах. Состоятельные семьи, оплачивая транспортировку, могли приобрести реликвии для домашней часовни. Капитан швейцарской гвардии Иоганн Пфиффер отправил в XVII веке на родину из Рима 25 катакомбных святых.
Святой Фридрих, Мельк, Австрия
В XVIII и XIX веках, когда многие из таких реликвий были исследованы и объявлены подделкой, от них начали избавляться. Какие-то из катакомбных святых были захоронены. Избавиться от реликвий, происхождение которых сомнительно, прямо требовал указ короля Германии и императора Священной Римской империи Иосифа II. Некоторые скелеты были убраны со всеобщего обозрения в подсобные помещения. В подобном чулане в церкви швейцарского города Поррентрю, например, до сих пор хранятся останки, почитавшиеся под именем святого Фаустина.
Святой Феликс, Гарс-на-Инне, Германия
Но в некоторых храмах их можно увидеть и теперь. В 1803 году светские власти баварской деревни Роттенбух продали с аукциона скелеты, почитавшиеся как святые Примус и Фелициан. Однако местные жители спустя много лет собрали средства, выкупили их обратно и в 1977 году Примус и Фелициан торжественно заняли свои места в местном храме…
…Катакомбным святым посвятил книгу Heavenly Bodies: Cult Treasures and Spectacular Saints from the Catacombs (2013) американский писатель и фотограф Пол Кудунарис (Paul Koudounaris). Он потратил немало усилий, разыскивая эти скелеты в храмах Германии и Швейцарии, чтобы украсить свою книгу несколько пугающими фотографиями.»
Взято отсюда

P.S. В литературе встречаются упоминания, что обычай вторичного погребения на Балканах скорее праславянский, т.к. отмечен либо у славян, либо у смежных народов. Ау западных и восточных он исчез, но прослеживаются его отголоски в фольклорном материале. Но где в таком случае археологические соответствия? До христианизации господствовала кремация и вторичные погребения если и существовали, то в очень мизерном количестве. Как мне думается, тут возможны три варианта:
-Либо обычай все-таки неславянский, его восприняли славяне на Балканах. Или же это более древнее наследие, восходящее еще к эпохе бронзы, где такое часто случалось.
-Либо этот обычай — результат смешения языческого и христианского мышления. Может быть первоначально похороненного по христианского обряду предка полагалось выкопать и проводить в последний путь уже сообразно языческому мышлению. Или наоборот, как в случае с детьми Святослава. В дальнейшем смысл утерялся, а традиция осталась.
-Или же это отголосок посмертных манипуляций с кремированными останками, которые могли проделывать славяне до погребения еще в языческие времена. После христианизации из-за перехода к ингумациям делать это сразу не представлялось возможным, поэтому ждали пока труп скелетизируется. Ожидание было равно количеству сакральных чисел.
Как-то так

Русский

Тип и синтаксические свойства сочетания

пе-ре-мы-ва́ть ко́с-точ-ки (несов. вид, cоответствующее сочетание со значением совершенного вида — перемыть косточки).

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. кому.; сплетничать, злословить, судачить ◆ После длинного разговора о любви одна из девиц встаёт и уходит. Оставшиеся начинают перемывать косточки ушедшей. Все находят, что она глупа, несносна, безобразна, что у неё лопатка не на месте. А. П. Чехов, «Из записок вспыльчивого человека», 1887 г. (цитата из Фундаментальной электронной библиотеки)

Синонимы

  1. разг.: костить, костерить, мыть кости; разг., экспр.: кости мыть

Антонимы

  1. хвалить, славословить; разг.: нахваливать, петь дифирамбы; разг., экспр.: дифирамбы петь

Гиперонимы

  1. сплетничать, злословить, судачить

Гипонимы

  1. ?

Этимология

У некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения: кости человека изымались из земли, промывались водой и вином, укладывались обратно. Если же тело находили не истлевшим — считалось, что этот человек был грешником. Эта форма явилась основой для образования слова костить, костерить — «ругать». Сейчас же этот фразеологизм означает сплетничать, злословить, судачить.

Перевод

Список переводов

Библиография

    Статья нуждается в доработке.

    Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
    В частности, следует уточнить сведения о:

    • семантике

    (См. Общепринятые правила).

    Современная трактовка выражения «перемывать кости» означает сплетничать, злословить, судачить о ком-либо. Именно эта форма и явилась основой для образования слова костерить, то есть «ругать». Однако еще в XIX веке данная фраза носила совершенно другой смысл…

    У православных греков, а также некоторых славянских народов существовал обычай вторичного захоронения — кости покойника изымались, промывались водой и вином и укладывались обратно. Если же труп находили неистлевшим и вздутым, это означало, что при жизни данный человек был грешником и на нём лежит проклятье — выходить ночью из могилы в виде упыря, вампира, вурдалака и губить людей.

    Вот как в «Истории русской церкви» акад. Е. Е. Голубинского описывается обычай греческой церкви, относящийся к хранению останков людей умерших: «У нас зарывают покойников в землю и в ней оставляют навсегда. В Греции не так: сначала зарывают покойников в землю, а потом через три года или через другой определенный, немного меньший, немного больший, срок кости их выкапывают из земли и кладут в особом помещении — кимитирии (κοιμητήριον) или усыпальнице. Откапывание и положение костей в кимитирии составялет особый обряд, служащий как бы продолжением или довершением похорон: призывается священник и при пении им малой панихиды кости изъемлются из земли; быв вынуты, они обмываются водою и вином, слагаются в небольшой ящик и вносятся в церковь, где поется над ними заупокойная литургия и великая панихида; после этого относятся в кимитирий. Сей последний есть особый дом или домик или сарай при церкви, в котором имеются, во-первых, большая яма (по середине) или большой ларь для ссыпания костей людей бедных, во-вторых — шкалы с ящиками или полками для костей людей богатых, желающих хранить их особо (на черепах делаются надписи, кому они принадлежали и когда владельцы их умерли).

    Естественно, весь процесс перезахоронения сопровождался воспоминаниями о покойнике, оценкой его характера, поступков и дел. Это и явилось причиной появления выражения «перемывать кости», которое со временем приобрело негативный оттенок.

    [ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *