✍  Ушинский Константин Дмитриевич (19 февраля (3 марта) 1823, в Туле — 22 декабря 1870 (3 января 1871), в Одессе) — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

    § Биография

Родился 19 февраля (3 марта) 1823 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского — отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича — Любовь Степановна (урождённая Капнист) умерла, когда сыну было 12 лет.

После назначения отца Константина Дмитриевича судьёй в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Всё детство и отрочество К. Д. Ушинского прошло в приобретённом отцом небольшом имении, расположенном в четырёх верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии, которую окончил в 1840 году.

После окончания гимназии он поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции таких известных преподавателей, как профессор истории Тимофей Николаевич Грановский и профессор философии государства и права Пётр Григорьевич Редкин.

После окончания университетского курса в 1844 году кандидатом юриспруденции, Ушинский был оставлен в Московском университете для подготовки к профессорскому званию. В круг интересов юного Ушинского помимо философии и юриспруденции входили и литература, и театр, а также все те вопросы, которые волновали представителей прогрессивных кругов русского общества того времени, в частности пути распространения грамотности и образованности среди простого народа.

В 1846 году он был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных наук на кафедру энциклопедии законоведения, государственного права и науки финансов в ярославском Демидовском лицее. С марта по май 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославские губернские ведомости». Поселился Ушинский на бульваре, в одном из флигелей усадьбы Вахромеева. Либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. Всё это привело к тому, что в 1849 году Ушинский оставил лицей. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а все его попытки устроиться снова на преподавательскую должность оказывались тщетными.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где устроился на достаточно мелкую чиновничью должность столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей Гатчинского сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству», а применяемые для этого методы славились своей строгостью. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Уже через год службы в Гатчинском сиротском институте он был повышен по службе и назначен инспектором классов.

В стенах этого учебного заведения К. Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института — Е. О. Гугеля, в котором он нашёл, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Найденные книги оказали огромное влияние на Ушинского. Впоследствии, под влиянием идей, полученных от прочтения этих книг, он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы». После огромного общественного успеха этой публикации, Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где он помещал статьи, в которых развивал свои взгляды на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Так, исходя из своего главного принципа демократизации народного образования и народности воспитания, ему удалось убрать существовавшее до этого разделения состава учащихся на «благородных» и «неблагородных» (то есть из мещанского сословия), он ввёл практику преподавания учебных предметов на русском языке и открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц. К. Д. Ушинский ввёл в практику педагогической работы совещания и конференции педагогов, а воспитанницы получили право проводить каникулы и праздники у родителей.

Одновременно с преподавательской работой Ушинский с 1860 года стал редактировать «Журнал Министерства народного просвещения», который благодаря ему превратился в прекрасный педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, которая обвинила Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института — он был направлен на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. За это время Ушинский посетил Швейцарию, Германию, Францию, Бельгию и Италию, в которых он посещал и изучал учебные заведения — женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои заметки, наблюдения и письма этого периода он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово», а также книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Более того, Ушинский написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» — «Руководство к преподаванию по „Родному слову“ для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное, широчайшее влияние на русскую народную школу. Свою значимость как пособие по методике преподавания родного языка оно не потеряло и по сей день. Достаточно сказать, что до 1917 года оно выдержало 146 изданий.

В середине 1860-х годов Ушинский с семьёй вернулся в Россию. Свой последний главный научный труд, названный Ушинским «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии», он начал печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершённым. В этой работе К. Д. Ушинский дал ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного — чувствование прекрасного — осознание; обосновал предмет педагогики, её основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель. Он писал статьи о воскресных школах, о школах для детей ремесленников, а также принял участие в учительском съезде в Крыму. Приехав в 1870 году в Симферополь, Ушинский побывал в нескольких учебных заведениях, в том числе женском училище; охотно встречался и с учителями, и с учащимися. Учитель Симферопольской казённой мужской гимназии И. П. Деркачев вспоминал:

«Дружественный тон, которым автор «Родного слова» говорил с учителями, мягкость обращения и простота быстро привлекали к нему всех. Он смотрел на каждого учителя, как на равного себе товарища, и скромно, терпеливо, с непритворным уважением слушал всякое замечание и возражение… Проэкзаменовал всех учениц, поступивших в первый класс. Учительницу поразило, с каким искусством великий педагог опрашивал детей. Он ставил вопросы просто, ясно и в то же время так, что по ответам можно было легко понять, насколько подготовлена и развита та или иная ученица.»

При казённой мужской гимназии был образцовый класс по способу наглядного обучения. Будучи одним из основателей этого способа, К. Д. Ушинский заинтересовался работой класса, присутствовал на уроках, которые проводил И. П. Деркачев. В здании казённой мужской гимназии состоялся II съезд учителей Таврической губернии, и К. Д. Ушинский принял участие в его работе. Обсуждался, в частности, вопрос о книгах для классного чтения в народных школах, о необходимости создания таких книг. К этому призывал учителей Константин Дмитриевич Ушинский. Предложение было принято, выработанная на съезде «азбука» в том же 1870 году издана в Симферополе.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Возвращаясь из Крыма к себе домой на хутор Богданка Глуховского уезда Черниговской губернии), он хотел заехать к своему коллеге и другу Н. А. Корфу в село Времевку Александровского уезда на Екатеринославщине, но по ряду причин не смог это сделать. В это же время дома в результате трагического случая на охоте погиб его старший сын Павел. После этого К. Д. Ушинский решает переехать жить с семьёй в Киев, для чего он купил в Киеве по ул.

Константин Дмитриевич Ушинский

Тарасовской дом, а сам с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

    § Семья

Жена (c 1851) — Надежда Семёновна Дорошенко, с которой он познакомился ещё в молодости в Новгород-Северском. Их дети:

  • Павел (1852—?)
  • Вера (1855—1922), в замужестве Пото; на свои средства открыла в Киеве мужское Городское училище им. К. Д. Ушинского.
  • Надежда (1856—1944) — в селе Богданка, где находился дом, принадлежащий Ушинскому, на средства, вырученные от продажи сочинений своего отца, открыла начальную школу.
  • Константин (1859—1919)
  • Владимир (1861—1918)
  • Ольга (1867—?), в замжестве Суковкина.

    § Основные педагогические идеи

Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

    § Влияние идей Ушинского

Составленная в 1882 году первым инспектором азербайджанского отделения Закавказской учительской семинарии А. О. Черняевским I часть «Вэтэн дили» («Родная речь»), предназначенная для учеников первого начального класса, а также II часть «Вэтэн дили», вышедшая в свет в 1888 году при составительстве А. О. Черняевского и его воспитанника Сафарали бека Велибекова, предназначенная для учеников второго-третьего начальных классов, были разработаны по плану Ушинского, был использован т. н. звуковой метод Ушинского, облегчающий учебный процесс. А. О. Черняевский и С. Г. Велибеков, предваряя издание, отмечают, что «Вэтэн дили» составлен на основе педагогических принципов.

    § Цитаты

«Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические и зоологические познания или даже ближайшее знакомство с глубокомысленными творениями Фохта и Молешотта могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убеждён, что, будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой. Переменится несколько его внешность, перестанет он подкатываться к людям с ловкостью почти военного человека, примет другие манеры, другой тон, замаскируется ещё больше, так что проведёт кого-нибудь и поумнее генерала Бедрищева, но останется всё тем же вредным членом общества, даже сделается ещё вреднее, ещё неуловимее».

«Лучше не говорить ребёнку той или другой высокой истины, которой не выносит окружающая его жизнь, чем приучать его видеть в этой истине фразу, годную только для урока».

"…ни политика, ни медицина, ни педагогика не могут быть названы науками в … строгом смысле, а только искусствами… Наука только изучает существующее или существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет…" "Педагогика не наука, а искусство — самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств. Искусство воспитания опирается на науку. Как искусство сложное и обширное, оно опирается на множество обширных и сложных наук; как искусство оно кроме знаний требует способности и наклонности, и как искусство же оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека".

ОБРАЗОВАНИЕ

Программа "Русская классическая школа"-Ушинский или Петерсон?

17:5805.05.2012 | ОБРАЗОВАНИЕ

У многих детей за последние двадцать лет к четвертому классу пропадает желание учиться. И виной тому, как выяснили ученые из Уральского государственного университета г. Екатеринбурга, учебники начальных классов.

Уральские педагоги разработали альтернативные учебные пособия, которые опираются на труды Ушинского, на весь дореволюционный опыт, лучший советский опыт, и в результате появился комплект учебно-методической литературы, который получил благословение от Святейшего Патриарха.

В конце февраля в Рязани при поддержке отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии уральские разработчики провели обучающий семинар для учителей начальных классов из Екатеринбурга, Тольятти, Ярославля.

Три рязанских образовательных учреждения: школа №7, лицей №4 и Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского также приняли активное участие в его работе.

Наш корреспондент задал несколько вопросов научному руководителю программы Надежде Григорьевне Храмовой и методисту Ирине Анатольевне Горячевой.

Чем ваша программа качественно отличается от стандартных образовательных программ? В чем ее преимущество?

В целом наша образовательная система называется «Русская классическая школа». Мы возрождаем те методики и те книги, которые ушли с горизонта нашего образования лет сто назад. Мы пришли к выводу, что за это время наше образование достаточно сильно деградировало, и нам остается только обратиться к титанам дореволюционной педагогики в области словесности и к титанам советской педагогики в области арифметики и математики. Школьная программа в области математики в советское время развивалась, а со словесностью дело обстояло гораздо хуже, всё было сведено к правописанию и грамматике. Нас заинтересовало наследие Ушинского с той точки зрения, что через слово, через содержание учебных книг мы можем ребенку представить всю полноту мира, научить его любить этот мир, научить его не просто извлекать информацию из прочитанного, а воспринимать слово и через слово приобщаться к тысячелетней культуре нашего народа, постигать всё его наследие. Сейчас у детей формируется мозаичное, фрагментарное мышление, а наша программа нацелена на целостность и осмысленность восприятия мира.

Что вас не устраивает в современных методиках обучения русскому языку?

Нет целостного восприятия языка, речи и литературы. Главенствует сухой идол грамматики и правописания.

Есть ли в этих методиках какие-то явные ошибки?

Да, например, введение транскрипции на ранних этапах обучения просто разрушает мышление. Это та же самая ошибка, что и в учебнике арифметики для начальных классов Петерсон, где вместо цифр вводятся буквы: A плюс В равно С, при этом на иллюстрациях изображены какие-то баночки с водой, и как эта мера выражается, непонятно.

С чем тогда вы связываете такое повальное увлечение учителей начальных классов именно этими программами?

У педагогов, к сожалению, сужен выбор. Главные причины – это административный диктат «сверху» и незнание истории русской педагогики.

Но по таким учебникам работают учителя и в православных школах…

К сожалению, это так. На Рождественских чтениях на секциях, посвященных православным школам, мы пытались об этом говорить. Там мы слышали от учителей православных гимназий доклады, связанные в основном с внеучебной работой школы. Детские ансамбли, батюшки, поющие с детьми, – всё это чудесно, но всё это соседствует с атеистическим по своей сути образованием, которое разрушает сознание изнутри. Существует большая опасность, что в православных школах останется лишь «сувенирное», «елейно-балалаечное» православие, чего мы боимся и чему мы сопротивляемся.

Просмотров: 8400

Версия для печати

Комментарии:

Мне очень понравилась статья,основные мысли.Где взять эту программу и литературу?

Константин Ушинский

nektarina21@yandex.ua

Мария, если б изучили труды Ушинского, так бы не написали, это от безграмотности родителей, что им даю, то и жуют)))) слепота и затуманенные ТВ мозги…Ирина, прямо в точку

Мария, "жить настоящим" это как? Наблюдать, как оболванивают наших детей, превращая их в послушных потребителей пива и наркотиков? Ну, живите так, если вам нравится. Только нам уж позвольте выбирать другое будущее.

не морочьте людям головы,ваша программа из прошлого,а нужно жить настоящим.

1. Краткий биографический очерк

2. Основные педагогические труды

1. Константин Дмитриевич Ушинский (1824 — 1870) родился в Туле, детство провел в Черниговской губернии, в небольшом имении родителей. В 1844 году блестяще окончил юридический факультет Московского университета и был назначен исполняющим обязанности профессора камеральных, административных и экономических наук в Ярославском юридическом лицее. В 1849 году освобожден от должности в связи с участием в беспорядках, организованных учащимися лицея. Служил в Министерстве внутренних дел, одновременно сотрудничая с такими журналами, как "Современник" и "Библиотека для чтения", где публиковались его переводы с английского языка, обзоры, рефераты статей.

В 1854 году назначен на должность учителя Гатчинского сиротского института, а в 1855 — 1859 гг. был его инспектором, т. е. заведующим учебной частью.

В 1859 — 1862 гг. был инспектором классов знаменитого Смольного института благородных девиц, будучи в 1860 — 1861 гг. одновременно редактором "Журнала Министерства народного просвещения". С 1862 года К.Д. Ушинский после того как был освобожден от работы и вплоть до самой смерти интенсивно занимался научной деятельностьюв области теории педагогики и методики начального обучения. 2,Уже в первой своей педагогической статье "О пользе педагогической литературы" (1857) К.Д. Ушинский показал, что разработка вопросов семейного и школьного воспитания способствует:

• соединению педагогической теории с практикой,

• превращению педагогики в основу воспитательного искусства, основанного не только на абстрактных теоретических схемах, но и на особенностях исторически сложившегося опыта народного воспитания.

В статье "О народности в общественном воспитании" (1857) К.Д. Ушинский на основе подробного анализа воспитательных традиций европейских стран сделал вывод о том, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет воспитательную силу, которой нет в самых лучших педагогических системах, построенных на абстрактных идеях.

Главную цель воспитанияК.Д. Ушинский видел в духовном развитии человека, а достигнуть ее невозможно без опоры на культурно-исторические традиции народа, на особенности его национального характера. Рассмотрению этой проблемы посвящены работы К.Д. Ушинского "Родное слово" (1861), "О необходимости сделать русские школы русскими" (1867), "Общий взгляд на возникновение наших народных школ" (1870). В статье "Труд в его психическом и воспитательном значении" (1860) Ушинский сделал попытку дать обоснование значимости труда как фактора правильного психического развития ребенка и его воспитания. В статье "Педагогические сочинения Н.И. Пирогова" (1862) Ушинский начал поиск пути решения одной из важнейших проблем педагогики — определения "основной идеи образования".

По мнению самого К.Д. Ушинского, предметом воспитанияявляется человек как таковой. Детальному рассмотрению этой проблемы и посвящена самая капитальная его работа "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", первый том которой вышел в Петербурге в 1868 году, второй — в 1869 году. Этот труд, в котором подводились итоги всем предшествующим исканиям К.Д. Ушинского, составил эпоху в истории русской педагогики. В полном объеме осуществить замысел начатой работы автору не удалось; завершены были две части —"Часть физиологическая" и "Часть психологическая", в которых Ушинский рассмотрел физиологические законы деятельности человеческого организма и психические явления, ими обусловленные, с целью отыскать резервы воспитания и расширить сферу его влияния.

Ушинский, Константин Дмитриевич

Третий том, посвященный собственно педагогическим проблемам, не был завершен. Безусловной заслугой Ушинского стала разработка им проблем начального обучения детей,чему посвящены такие его работы, как статья "О средствах распространения образования посредством грамотности" (1858), книга "Детский мир и Хрестоматия. Книга для классного чтения, приспособленная к постепенным умственным упражнениям и наглядному знакомству с предметами природы" (1861), статья "О первоначальном преподавании русского языка" (1864), учебная книга "Родное слово. Книга для учащих", советы родителям и наставникам о преподавании родного языка по учебнику "Родное слово" (1864) и др.

Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2524; Нарушение авторских прав?;

Читайте также:

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *