Содержание

Самое главное украшение Фороса — церковь Воскресения Христова на Красной скале. Кто же построил этот храм, да и еще в таком месте, у самого обрыва? Существует несколько легенд о происхождении Форосской церкви. Но церковь была построена в 1892 году по проекту академика архитектуры П.М. Чагина по заказу А.Г. Кузнецова. Поводом для строительства послужило спасение царской семьи в железнодорожной катастрофе под Харьковом у станции Борки 17 октября 1888 г.

Вечерний Форос. Храм
Вид на Форосскую церковь
Церковь Воскресения Христова в Форосе
Форосская церковь

На строительство церкви Кузнецов потратил пятьдесят тысяч золотых рублей: столько же ежегодно уходило на ее содержание. Форосский храм на Красной скале стал рекламной маркой кузнецовского продукта: изображение Форосской красавицы печатали на жестяных банках с чаем.

В начале XX века Форосская церковь отмечалась на морских картах как надежный, заметный с большого расстояния ориентир.

Купола Форосского Храма
Форосская церковь внутри
Форос
Форосская церковь

Если глядеть снизу, храм словно парит над долиной; впечатление усиливается, когда с моря поднимается туман. В здании, форосской церкыи как во всем маленьком Крыму, можно разглядеть символ единения лежащих по обе стороны цивилизаций — древнего Востока, юга Европы и России. Особая византийская кладка стен, яркая, солнечная раскраска, а куполов много (девять), как в русских деревянных храмах… Внутренние мозаичные работы выполнены итальянскими мастерами школы Антонио Сальвиати, а стены разрисовали знаменитые русские художники К. К. Маковский и А. И. Корзухин. Скала с обрывом, лес, внизу море с катерами — все для восхищенного взора туристов, все для осознания красоты и величия Божьего мира.

Форосская церковь на скале Красная
Внутри Форосского Храма
Воскресенская церковь. Форос
Церковь в Форосе

С 1924 по 1990 год Форосскую церковь пытались приспособить то под склад, то под ресторан; поруганный храм долго пребывал в запустении – без куполов, с покосившейся крышей колокольни. И все равно люди останавливались там, прогуливались по площадке, глядели вниз, фотографировались. Но разные люди. Одни входили с благоговением и душевной мукой, другие просто досадовали, что памятник архитектуры пришел в запустение, а находились и такие, кто останавливался на ночлег и разжигал костер в опустевшем храме, прямо на знаменитой мозаике.

Теперь Форосская церковь обновлена и восстановлена. Даже новый мозаичный пол выложен поверху, вторым слоем.

Дополнительно о форосской церкви:

  • Форос
  • Фото церкови Воскресения Христова на Красной скале
  • Экскурсия Новая крымская швейцария идеальный вариант посещения
  • Экскурсия Чудеса байдарской долины
  • Вечерний форос

Форос — Церковь Воскресения Христова
Форос — Церковь
Храм в Форосе
Служба в Форосском храме

  • Царская тропа

Статьи — ПАЛОМНИЧЕСТВО

Святыни Крыма: от первых веков христианства до исповедников советского времени

Все достопримечательности Крыма не объедешь и за месяц. И среди них — множество православных святынь. Христианство в Крыму было уже в первом веке, здесь проповедовал апостол Андрей Первозванный, сюда, на задворки Византийской империи, ссылали первых христиан. И отсюда, крестившись на крымских берегах, принес на Русь Православие князь Владимир.

К святому врачу

Крым для большинства приезжающих начинается с города Симферополя. Все обычно стараются поскорее проскочить эти «ворота Крыма», душную вокзальную площадь с толпами людей, и уехать в какой-нибудь курортный город типа Ялты, Судака или Алупки. Однако есть в Симферополе место, ради которого стоит сдать на время вещи в вокзальную камеру хранения и отложить на пару часов встречу с морем. Место это — симферопольский Свято-Троицкий собор.

Свято-Троицкий женский монастырь, где находятся мощи святителя Луки (Войно-Ясенецкого)

Здесь покоятся мощи одного из наших современников, уникального человека — святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Он умер сравнительно недавно, в 1961 году, и известен как архиепископ, хирург, исповедник. В сталинское время его трижды арестовывали, в ссылках он провел годы, а вместе с тем за свой научный труд «Очерки гнойной хирургии», который актуален и в наши дни, ему была вручена Сталинская премия I степени. В его предоперационной висели иконы, в советское время он читал студентам-медикам лекции в рясе с панагией, автор нескольких богословских трудов. Известна такая история: на публичном допросе на вопрос обвинителя «Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы его видели?» святитель Лука ответил: «Бога я действительно не видел, но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Несмотря на пытки и издевательства во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны, находясь в ссылке, по просьбе властей занял должность главного хирурга красноярского эвакуационного госпиталя. С 1946 года архиепископ Лука возглавлял Крымскую кафедру в Симферополе, не оставляя медицинскую практику, был консультантом, а в тяжелых случаях сам оперировал. В своем доме (ул. Курчатова, д. 1) архиепископ бесплатно принимал больных. Некоторые из них до сих пор его помнят. День памяти Крымского святителя — 11 июня. Известно множество случаев исцеления у его мощей.

Архиепископ Лука был прославлен в 2000 году. Его мощи хранятся в Свято-Троицком соборе Симферополя в серебряной раке, подаренной греческими священниками

Адрес собора: ул. Одесская, д. 12. От железнодорожного вокзала ехать 10-15 минут до остановки «Площадь Ленина», далее спросить, как пройти к собору — местные жители знают его как «главный собор». С 2003 года Свято-Троицкий собор стал монастырским: теперь здесь Свято-Троицкая женская обитель. Собор открыт ежедневно с 6.30 до 18.00. Паломников в обители на ночь не размещают. Из других святынь монастыря можно отметить очень почитаемую в Крыму икону Божией Матери «Скорбящая». В монастыре есть Музей святителя Луки — он работает с 10.00 до 16.00, выходные — понедельник и вторник.

В Херсонес — в начало времен

Многие на отдыхе готовы добавить к пляжу, морю, солнцу и другие впечатления. Им можно предложить посетить единственный в своем роде город — герой двух войн, дважды разрушенный и дважды возрожденный из руин город-порт Севастополь (который морем и солнцем тоже совсем не обделен).

Развалины Херсонеса

Православному человеку Севастополь интересен прежде всего тем, что на его окраине, на берегу одной из бухт располагаются руины древнегреческого города-государства Херсонес. Именно здесь, как гласит «Повесть временных лет», в 988 году случилось великое для всей истории событие: «Епископ же корсунский, огласив, крестил киевского князя Владимира».

Корсунью называли Херсонес. Херсонес был основан греками в V веке до нашей эры и просуществовал до XIV века. Еще в I столетии в Херсонесе проповедовал Андрей Первозванный. В первые века нашей эры христианство местным языческим населением воспринималось с трудом, как пишет летописец тех времен: «Херсаки же народ коварный и до нынешнего дня туги на веру». Для утверждения здесь христианства в начале IV века один за другим в Херсонес были присланы миссионеры-епископы: Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафор, Еферий и Капитон. Пятеро из семи были зверски убиты местными язычниками. Память всех семи епископов херсонесских празднуется в один день, 7 марта. На территории современного Херсонеса есть посвященный им храм, в котором совершаются службы.

Кровь мучеников пролилась на этой земле не напрасно — с конца IV века христианство становится здесь государственной религией, христианам уже не надо прятаться в тайные пещерные храмы, возводятся прекрасные базилики. Херсонес становится духовным центром Крыма. К настоящему моменту раскопано около 40 процентов площади города, и на этой территории найдено около 70 христианских храмов и часовен.

XIII-XIV века оказались очень трудными для Херсонеса — город неоднократно подвергался нападениям монголо-татар, литовцев и др. После пожара 1399 года город окончательно опустел. В начале XIX века на месте Херсонеса начались археологические раскопки. Результаты были ошеломляющие. Были раскопаны целые кварталы, дома с утварью, монетами, украшениями, храмы с прекрасно сохранившейся мозаикой.

В середине XIX века в Херсонесе был устроен мужской монастырь. На одном из предполагаемых мест крещения князя Владимира возвели огромный собор в византийском стиле — для христиан это место всегда оставалось священным. Раскопки показали, что в районе выстроенного собора находятся еще семь христианских храмов. Чуть поодаль была обнаружена базилика, названная по фамилии человека, руководившего раскопками, Уваровской, а рядом с ней — баптистерий. По мнению некоторых специалистов, князь Владимир крестился именно здесь. На этом месте была установлена памятная беседка.

Владимирский собор, в советское время закрытый и пришедший в печальное состояние, в 1998-2002 годах был восстановлен. Сейчас здесь ежедневно совершаются богослужения.

Владимирский собор в Херсонесе

В Севастополе есть два Владимирских собора – один в Херсонесе, на предполагаемом месте крещения князя Владимира (на фото), другой находится в центре города (ул. Суворова, д. 3) и является храмом – усыпальницей адмиралов Лазарева, Корнилова, Нахимова, Истомина. Здесь же находится икона и частица мощей новомученика, священноисповедника Романа Медведя, служившего в этом храме (расстрелян в 1937 году). От проспекта Нахимова к собору ведет длинная Синопская лестница. Собор открыт ежедневно, службы в субботу в 16.00, в воскресенье в 7.00. В усыпальницу можно попасть только с экскурсией от музея. Музей работает с 9.00 до 16.00, выходные – понедельник и четверг.

Свято-Владимирский собор (усыпальница адмиралов)

Херсонес сегодня — национальный историко-археологический музей-заповедник, занимающий большую территорию — около 500 гектаров. Удивительное ощущение появляется, когда бродишь по раскопкам города с историей в две тысячи лет, между остатками базилик и подземных храмов, где, возможно, когда-то молились первые христиане. Постройки разных веков — первого, шестого, десятого, девятнадцатого — здесь сосуществуют совсем рядом. История здесь как будто замерла. Особенно прекрасен Херсонес в мае — древние руины утопают в море цветущих маков.

Адрес Херсонесского музея-заповедника: г. Севастополь, ул. Древняя, д. 1.
Автобус 22 от железнодорожного вокзала или центра идет непосредственно до заповедника, но ходит редко, можно на автобусах 6, 10, 16 доехать до остановки «Улица Дмитрия Ульянова», далее 10-15 минут пешком.
Вход на территорию заповедника стоит 20 гривен (с экскурсией — 30 гривен), но тех, кто идет на службу, пускают бесплатно. Начало богослужения в храме в 7.30 по будням, в 6.30 и 8.30 в воскресенье и в 17.00 ежедневно.

К православному святому — папе Римскому

В первые века христианства языческая Римская империя ссылала в Крым, в окрестности Херсонеса слишком активных христиан. Так в окрестности современного Севастополя в конце I века попал бывший в то время епископом Рима папа Климент. Он был сослан на каторжные работы — вручную в каменоломнях добывать известняк, которым так богаты территории близ Севастополя. Работа была тяжелейшая, но епископ Климент находил силы, чтобы обратить и крестить местных язычников, к тому же здесь было уже около двух тысяч сосланных христиан, которые объединились вокруг Климента. Сейчас на месте, которое называется Инкерман (административно это район Севастополя), где, по преданию, трудился епископ Климент (и как горнодобытчик, и как миссионер, и как пастырь), существует мужской монастырь. Монастырь известен здесь примерно с VII-IX века.

Инкерман, план-схема древней крепости КАЛАМИТА и пещерного монастыря

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный монастырь

Инкерман — один из самых древних христианских монастырей на территории Крыма

Есть в монастыре в скале пещерный храм — его считают одним из древнейших. Предание утверждает, что сам Климент вырубил его в скале в конце I века. В нем молились первые христиане. Можно в этом храме помолиться сегодня и нам. Монастырь, после перерыва в годы советской власти, снова действующий, в нем около десяти монахов, несколько послушников. Монастырь зажат между скалами и железной дорогой, которая проходит прямо под стенами обители — если ехать на поезде до Севастополя, в окошке вдруг неожиданно проплывают зеленые монастырские балкончики, прикрепившиеся прямо на скалы. Главная святыня монастыря — часть мощей священномученика Климента, папы Римского. О его святой кончине рассказывают следующее: языческим правителям Херсонеса не нравилась деятельность сосланного епископа-каторжника, поэтому в 101 году ему привязали тяжелый якорь и бросили в море в расположенной неподалеку Казачьей бухте. Но каждый год в этом месте происходило чудо: в день смерти святого море отступало, образуя остров — люди могли прийти и поклониться святым останкам. В 861 году святые Кирилл и Мефодий, бывшие в то время в Крыму, обрели мощи священномученика Климента и часть их перевезли в Рим, где они до сих пор хранятся, а часть оставили в Херсонесе, откуда равноапостольный князь Владимир перевез главу и часть мощей в Киев. Сегодня часть мощей святого вернулась в Инкерманский Свято-Климентовский монастырь.

Островок в Казачьей бухте существует до сих пор (сейчас это территория воинской части). Ученые подтверждают здесь наличие остатков древнего храма. Есть мнение некоторых исследователей, что в районе современного Инкермана когда-то была монашеская республика наподобие современного Афона — здесь найдено большое количество пещерных храмов. На горе над монастырем возвышаются остатки древней крепости Каламита.

Святого Климента папу Римского очень почитали на Руси еще со времен князя Владимира. Кстати, один из самых больших в Москве храмов посвящен именно ему — даже переулок назван Климентовским (рядом с м. «Третьяковская»).

Добраться из Севастополя до Инкермана можно несколькими способами.
От автостанции «5-й километр» на автобусе 103 (ходит каждые 10 минут с 6.00 до 21.00) до остановки «Втормет» (р. Черная), далее 5-10 минут пешком.
От Графской пристани Севастополя четыре раза в день ходит паром до Инкермана (от причала в Инкермане идти 20-25 минут пешком, можно подъехать на автобусе 103).
От железнодорожного и центрального автовокзалов Севастополя, соответственно, на электричке или автобусе «Севастополь—Бахчисарай», остановка «Инкерман».
Монастырь открыт ежедневно с 9.00 до 19.00, Божественная литургия в субботу и воскресенье в 7.00.

В монастырь над скалой Явления

В окрестностях Севастополя, на мысе Фиолент находится обитель Святого Георгия Победоносца. Одно из преданий гласит, что она основана греками, попавшими у берегов Тавриды в страшный шторм. Гибель была неизбежна, греки взмолились — и неожиданно из кромешной темноты на скале в море недалеко от берега им явился святой Георгий, весь в сиянии. По его молитве буря стихла. Спасенные греки забрались на скалу — и нашли там икону святого Георгия. На берегу они основали монастырь.

Балаклавский монастырь святого Георгия Победоносца

Вообще мыс Фиолент и его окрестности овеяны разными легендами и преданиями. Утверждают, что именно здесь в древности находился храм богини Артемиды, где жрецы сбрасывали с отвесных скал приносимых в жертву людей. Где-то здесь жил упоминавшийся выше один из семи херсонесских епископов святой Василий, изгнанный в 310 году из Херсонеса. Во время строительства в XIX веке на территории обители было обнаружено два пещерных, к тому времени засыпанных, храма. Еще один пещерный храм был найден неподалеку, на мысе Виноградный.

После присоединения Крыма к России было решено сделать Георгиевский монастырь базовым для флотских иеромонахов. Во время Крымской войны они несли свою службу на кораблях.

Монастырь стоит прямо над обрывом. Вот как описал посещение монастыря в середине XIX века писатель-путешественник Евгений Марков: «Я подошел к решетке монастырского двора… Подо мной была бездна… вот истинное место для молитвы и созерцания Бога, тут, действительно, поклонишься Ему со страхом и трепетом…»

В советское время обитель разделила участь монастырей и храмов всей страны. Храм Святого Георгия бульдозерами сбросили в море, на его месте построили танцплощадку для отдыхающих. Но в 1993 году в обители снова зазвучали слова службы.

От монастыря к морю ведут устроенные в XIX веке монахами 800 ступеней. А в море возвышается скала Явления — та, где явился мореплавателям святой Георгий. Сейчас на ней установлен большой крест.

Крест на скале Святого Георгия у мыса Фиолент (Балаклава)

Спустившись по ступеням, вы попадаете на прекрасный пляж, называемый Яшмовым. Вода в этом районе удивительно чистая и необычного для Черного моря бирюзового цвета. Так что паломничество в обитель Святого Георгия можно совместить с отдыхом на море. А чтобы не подниматься 800 ступеней обратно вверх, к автобусу, можно сесть на катер, который раз в два часа приплывает на пляж Фиолента, и добраться на нем до Балаклавы, где тоже, кстати, есть что посмотреть, например развалины генуэзской крепости Чембало, а также посетить действующий храм во имя Двенадцати Апостолов. От Балаклавы регулярно ходят автобусы до Севастополя.

Руины крепости Чембало с видом на море

Развалины генуэзской крепости Чембало

Самый древний православный храм Крыма – храм Двенадцати апостолов в Балаклаве

Как добраться до Георгиевского монастыря на Фиоленте: от автостанции Севастополя «5-й километр» ходит автобус 3 с интервалом примерно 20-30 минут. Далее идти 15 минут по указателям. Храм открыт в богослужебные дни с 7.30 до 19.00, в будни — с 9.00 до 18.00. Службы в субботу в 15.00, в воскресенье в 8.00.
В самом монастыре, как правило, паломников не селят, хотя по особому благословению наместника могут сделать исключение. Рядом есть несколько частных мини-пансионатов, по отзывам, очень неплохих.

В пещерный монастырь в Крымском ханстве

Ущелье Марьям-Дере

В нескольких километрах от Бахчисарая располагается ущелье Марьям-Дере, что означает ущелье Марии. Здесь много веков назад появился Успенский монастырь. По одной из версий, он основан в VIII-IX веках монахами, бежавшими из Византии, когда там господствовала ересь иконоборчества. Ущелье чем-то похоже на Афон и, возможно, напомнило монахам родные края. Есть предание, что монастырь появился на этом месте, потому что именно здесь пастухами была обретена икона Божией Матери, которая стала называться Бахчисарайской. В скале на месте обретения был вырублен пещерный храм. Во время различных вторжений в Крым и монголо-татар, и турок Успенский монастырь чудесным образом избегал разгромов. Во времена Крымского ханства и после захвата Крыма турками в очень трудное для христиан время монастырь оставался центром Православия в Крыму.

Свято-Успенский монастырь

В конце XVIII века произошло массовое переселение христианского населения Крыма в Приазовье, где был основан город Мариуполь, туда же была перенесена Бахчисарайская икона Божией Матери, но монастырская жизнь окончательно не угасла в Успенском монастыре и в это время. Возрождение Успенского монастыря началось в 1850 году благодаря стараниям святителя Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), стремившегося восстановить в Крыму древние обители. После революции монастырь был в упадке, в монастырских корпусах располагался психоневрологический интернат.

Сегодня Успенский монастырь восстанавливается, он один из самых посещаемых в Крыму, но мимо монастыря проходит маршрут экскурсионных групп, которые, зайдя ненадолго в монастырь, следуют дальше, в расположенный выше пещерный город Чуфут-Кале. Поэтому в монастыре в дневное время всегда суета.

Вход в пещерный город Чуфут-Кале

Пещерный город Чуфут-Кале

В храм, расположенный в пещере в скале, нужно подниматься по длинной лестнице. Справа от алтаря в отдельной маленькой пещерке находится чудотворная Бахчисарайская икона Божией Матери — точная копия с когда-то явившейся на этом месте много веков назад (и позже утраченной) иконы.

Монастырь размещает паломников, как мужчин, так и женщин, при монастыре есть гостиницы. Проживание бесплатное, возможно, за работу на монастырских послушаниях.

Как проехать
От автостанции или железнодорожного вокзала в Бахчисарае — маршруткой № 2 (до старого города) до конечной остановки, далее до монастыря 20 минут пешком — подъем в горку. Службы: в будни — в 6.30 , в субботу и воскресенье — в 7.30. В субботу всенощная в 15.00. Храм открыт до 19.00.

В столицу древнего христианского царства

Руины цитадели на плато Мангуп Кале — средневекового ‘пещерного города’

В Крыму кроме моря и солнца есть поросшие лесом горы. И пусть они не очень высокие, но хранят в себе немало интересного. Например, остатки множества древних пещерных монастырей и развалины горных средневековых городов. Самый большой и величественный из них — Мангуп-Кале, столица древнего христианского княжества Феодоро.

Мангуп — гора-останец, поднимающаяся над уровнем моря почти на 600 метров. С трех сторон плоское и ровное Мангупское плато заканчивается скалистыми обрывами.

Мангуп-Кале

С VI века на плато жили готы, они были христианами, с VIII века известна Готская епархия, на Мангупе строятся дворцы, крепости, храмы и монастыри. Каждый холм в окрестностях Мангупа хранит развалины феодального замка или остатки пещерного монастыря. По преданию, в окрестных горах жили монахи-исихасты. В XII-XIII веках происходит становление православного княжества Феодоро. В 1475 году после полугодовой осады Мангуп был взят и разграблен турками. К XVIII веку город опустел окончательно. Сегодня трудно представить, что на этом заросшем деревьями и травой плато был большой город с храмами, садами и дворцами.

Однако христиане не забывали, что здесь когда-то молились их братья по вере. Нынешний крымский владыка Лазарь одной из своих задач видит восстановление горных крымских монастырей. Сейчас, несмотря на то что в советское время многие пещерные храмы были осквернены (на Мангупе очень любила тусоваться разная неформальная молодежь), на этой земле вновь регулярно совершается Божественная литургия — вот уже несколько лет на Мангупе действует мужской монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Его настоятель и единственный постоянный насельник — игумен Иакинф.

Мужской монастырь на Мангупе

Монастырь — храм и кельи — располагается на южном склоне горы, в отвесной стене. Найти его можно по указателям — их два: один на плато, на развилке дорог, другой непосредственно перед спуском к монастырю. Спуск не слишком простой — нужно лезть по деревянной лестнице, дальше идти по узкой тропинке над обрывом, поэтому ехать сюда надо обязательно в спортивной обуви.

Отец Иакинф очень не любит любопытных и «духовных туристов», поэтому если приходят просто «поглазеть» — он может и не принять таких «паломников». Нашего корреспондента, например, прежде чем разговаривать, он попросил прочесть наизусть Символ веры. При этом настоящим паломникам, которые приехали помолиться в святом месте, отец Иакинф очень рад. Например, каждый год сюда приезжают группы детей из православного лагеря, причащаются здесь за Литургией. На Благовещение — престольный праздник, собирается до 300 паломников. Служба из маленького пещерного храма (в алтаре которого, кстати, остались фрагменты древней уникальной фрески) переносится на площадку рядом. Вид на горы отсюда просто потрясает… «Когда молишься там, где молились древние христиане, — говорит отец Иакинф, — ощущаешь всю мощь Православия». «Как же вы здесь зимой живете?» — спрашиваю отца Иакинфа. «Хорошо, — отвечает он, — снегом занесет — никто не беспокоит».

Как проехать
Мангуп находится в 20 км от Бахчисарая. От Бахчисарая несколько раз в день ходят маршрутки (расписание можно узнать на автовокзале Бахчисарая) до сел Залесное, Родное или Терновка. Они останавливаются у озера и села Хаджи-Сала (в котором можно снять приличное жилье) у подножия Мангупа. Территория Мангуп-Кале — заповедник, вход платный, 15 гривен, еще за 10 гривен можно приобрести подробный план древнего города — тогда точно не заблудитесь! Подъем на гору трудный, занимает около часа по круто поднимающейся вверх лесной тропе.

Что почитать перед дорогой
1. На официальном сайте Симферопольской и Крымской епархии много полезной информации: http://www.crimea.orthodoxy.su
2. Литвинова Е. М. Крым. Православные святыни. Путеводитель. Симферополь, 2007
3. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Я полюбил страдание. Автобиография.

Марина НЕФЕДОВА

История Форосской церкви

Форосская церковь была возведена на средства чаепромышленника А. Г. Кузнецова, владельца имения Форос, в память о «чудесном» спасении императора Александра III и его семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года на станции Борки Курско-Харьковской железной дороги.

К работе по созданию храма А. Г. Кузнецов привлек лучших специалистов. Проект был разработан русским архитектором академиком Н. М. Чагиным в 1888 году. Для церкви архитектор выбрал самое живописное и удобное место: в двух километрах от Байдарских ворот, у самой дороги, на отвесной скале красного цвета, высотой 400 метров, благодаря чему церковь прекрасно видна со всех сторон.

Построена она в русском стиле в два яруса, по бокам и в центре — девять куполов разной величины. При строительстве храма применялась особая техника кладки плоского кирпича — плинфы, стены облицованы белым инкерманским камнем. Украшает храм узорчатое крыльцо с устремленной ввысь колокольней, позолоченные кресты ярко сияют на солнце. Колонны с резными капителями, панели и подоконники были выполнены из каррарского мрамора. Пол украшала мозаика работы знаменитого итальянского мастера Антонио Сальвиати. Во внутреннем оформлении церкви привлекал внимание резной дубовый иконостас с позолоченными Царскими вратами. Иконы для храма писали известные русские живописцы: А. Корзухин, академик Е. Сверчков, икона «Рождества Христова» принадлежала кисти К. Маковского. Стены храма расписали византийским орнаментом.

Церковь Воскресения Христова в п. Форос

В собственность церкви А. Г. Кузнецов передал 2,5 десятины земли, на которых построили дома для настоятеля и причта.

Спустя четыре года после закладки первого камня строительство церкви завершили. 4 октября 1892 года церковь была освящена епископом Таврическим Мартинианом во славу Воскресения Христова. На службе присутствовал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев. А через шесть лет в десятую годовщину чудесного избавления Царя Александра III от смерти церковь посетили Государь Император Николай II с Государыней Александрой Федоровной.

Храм Воскресения Христова стал местом паломничества верующих, здесь крестились, венчались… Изображения храма печатались на банках с чаем, которые выпускались фирмой Кузнецова и продавались не только в России, но и за рубежом. Затем появились многочисленные открытки, запечатлевшие разные виды Форосской церкви, и вскоре она стала символом Южного берега Крыма.

После революции 1917 года, во время борьбы с религией, в Форосской церкви, стоящей в отдалении от больших городов, еще несколько лет совершались службы. Но очередь дошла и до нее. В 1924 году был репрессирован и сослан в Сибирь священник Павел Ундольский. Храм закрыли и постарались придать ему «гражданский» вид: сорвали кресты, сняли колокола с колокольни. По решению комиссии изъяли церковные ценности, а иконы работы известных мастеров пропали бесследно.

Форосская церковь. Иконостас

В Форосской церкви устроили склад, а затем до 1969 года здесь была закусочная для приезжающих туристов. В зале поставили столы, а на месте алтаря устроили буфетную стойку. После постройки нового шоссе соединяющее Ялту и Севастополь церковь вообще оказалась заброшенной. Правда, туристы продолжали приходить и, чтобы сохранить надолго память о своем посещении, отбивали на память кусочки мрамора от подоконников, панелей, колонн. Не забывали они оставлять свои автографы на стенах, подробно сообщая, кто и когда побывал здесь. От разведенного внутри здания костра погибли фрески, иконы и орнамент, написанные на стенах.

Во время Великой Отечественной войны Форосская церковь оказалась в центре жестоких боев. Гитлеровцы рвались к Севастополю, но на перевале Байдарские ворота их задержал отряд командира погранзаставы А. С. Терлецкого. Форосская церковь стала для бойцов наблюдательным пунктом и оборонительным сооружением. Никто не уцелел в этих боях, погибли все бойцы отряда, но не отступили. Мученическую смерть принял командир: враги распяли его на дереве. Церковь принимала на себя удары врага, защищая солдат, укрывшихся в ней, — следы от вражеских пуль надолго остались ранами на ее стенах.

В 1980 году жители Фороса встали на защиту храма я спасли его от полного разрушения. Ведь по решению облисполкома и Ялтинского горисполкома церковь и окрестная земля передавались для строительства пансионата КБ Днепропетровского «Южмашзавода», которым управлял в то время Л. Д. Кучма. Храм был объявлен памятником архитектуры XIX века. Однако чтобы вернуть ему былое величие понадобилось семь лет активных действий. В 1987 году деньги нашлись только на внешнюю реставрацию. А ведь надо было восстановить внутренний интерьер храма, благоустроить территорию. В 1990 году Воскресенская церковь была передана Русской Православной Церкви Московской Патриархии. Возглавил ее молодой иеромонах отец Петр (в миру Виталий Леонидович Посаднев). Пришли на помощь и местные жители: они вычистили ее от мусора, вымыли пол; 3 июня 1990 года в канун праздника Святой Троицы отслужили первый за многие годы молебен с водосвятием и освятили храм.

Церковь Воскресения Христова

В 1992 году Форосской церкви исполнилось 100 лет, к тому времени бригада реставраторов поставила новые медные купола, засияли золоченые кресты, закончили внутреннюю роспись алтаря и купола храма, в окна вставили цветные витражи. Храм Воскресения Христова вновь обрел медные колокола, поставленные бригадой реставраторов на звонницу. Среди них оказался колокол 1862 года весом в 200 пудов. Он сохранялся на маяке мыса Сарыч и был подарен церкви Черноморским флотом. Спустя 70 лет вновь зазвучал церковный благовест, разлился чистым звоном над лесами, долетел до побережья, люди в окрестных поселках слушали, поднимая головы к нёбу. Колокольный звон созвал прихожан на праздничное Богослужение в честь столетия Форосской церкви, которое провел архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь.

Для Форосской церкви у черкасских мастеров заказали новый иконостас. Величественный, украшенный удивительной резьбой, он выполнен из дуба по старинным образцам. Новый иконостас, аккуратно упакованный в ящики, прибыл в Форосский храм 18 августа 1997 года.

А в ночь на 20 августа произошло ужасное злодеяние: двое грабителей, надеявшихся разбогатеть, присвоив деньги, собранные на иконостас, убили архимандрита Петра.

В 2002 году была восстановлена под ктиторством президента Украины Леонида Кучмы. Последняя реставрация была в 2004 году. Было воссоздано живописное убранство внутри храма, реставрированы сохранившиеся снаружи росписи, создана мозаика на фасаде.

В последние несколько лет в Форос потянулись люди верующие, желающие помолиться, приклонить голову или же просто оценить красоту архитектурного шедевра – храма Воскресения Христова, или Форосской церкви. Более живописного места для скромной, но удивительно прекрасной церкви было не сыскать.

Храм Воскресения Христова расположился на Красной скале, волею природы, отделенной от основного горного массива. Окружает форосскую церковь гутой зеленый лес, внизу вьется серая лента дороги, а дальше – бескрайняя гладь Черного моря, сливающаяся с небом на далеком горизонте.

В 1848 году вдоль берега пролегла дорога из Ялты в Севастополь. Понятно, что окрестные участки стали раскупаться, как горячие пирожки. Обеспеченные люди желали иметь свой клочок земли в этом благодатном месте. Первые имения на западной окраине современного Фороса появились еще в 20-х годах 19 века. А конкретно – имение Тессели, пожалованное Российским Императором герою Отечественной войны 1812 года генералу Раевскому. Благодаря его стараниям Форос обзавелся парком – памятником садово-парковой архитектуры. Позднее имение перешло в руки известного московского купца первой гильдии и чаепромышленника Александра Григорьевича Кузнецова. Он выстроил особняк в русском классическом стиле, который превратился в настоящий храм творчества и искусства. В гостях у помещика собирались художники, писатели и музыканты. В просторной светлой гостиной стоял рояль, из недр которого потрясающие звуки извлекал Сергей Рахманинов, стены зала слышали голос Федора Шаляпина, в комнатах писали свои повести и рассказы Антон Чехов и Максим Горький. Радует, что современные посетители имения Кузнецова могут осмотреть неплохо сохранившийся интерьер: камины, итальянский паркет, старинный музыкальный инструмент и настоящую драгоценность – шестнадцать замечательных настенных панно, которые написал известный художник Юлий Клевер.

Храм Воскресения Христова (Форосская церковь) на фото

Храм Воскресения Христова

Храм Воскресения Христова в Форосе

Как раз на средства промышленника А. Г. Кузнецова Форосская церковь и была возведена. Если поглядеть на нее снизу, то создается ощущение, будто храм парит над живописной долиной. Это впечатление еще более усиливается, когда от воды начинает подниматься туман.

С появлением форосской церкви на Красной скале связывают несколько легенд. В одной из них говорится о юной дочери купца Кузнецова (в другой версии – это была его возлюбленная). Каталась она в горах на лошадях, вдруг испугавшийся экипаж ринулся в сторону глубокой пропасти. Казалось, что ничто не сможет сдержать бешенный лошадиный бег, и гибель неминуема, но на самом краю бездны кони странным образом остановились, словно наткнулись на невидимую преграду. Поэтому, в честь чудного спасения Кузнецов и решил построить на этом месте церковь.

Это только легенда. В архивных документах можно обнаружить другую версию возникновения храма Воскресения Христова, но и она не обошлась без чудес. 17 октября 1888 года на перегоне у станции Борки Харьковской железной дороги произошло крушение поезда. Все бы ничего, но поезд оказался Царским. На нем семья Императора возвращалась в Санкт-Петербург после летнего отдыха в Ялте. Все члены Царской фамилии остались невредимы. В ознаменование этого чудесного спасения Александр Третий велел возвести храм Воскресения Христова.

Все проблемы, связанные со строительством, легли на плечи А. Г. Кузнецова. На стройплощадке трудились лучшие специалисты. Проект в 1888 году разработал русский архитектор академик Н. М. Чагин. Для будущей церкви архитектором была выбрана живописная и удобная площадка. В двух километрах Байдарские ворота, рядом дорога, а на 400-метровой отвесной Красной скале церковь будет видна с любой стороны.

Форосская церковь построена в русском классическом стиле

Храм Воскресения Христова состоит из двух ярусов, а в центре и по бокам расположены разновеликие купола. В ходе строительства форосской церкви плинфа – плоский кирпич – клался с применением особой техники. Для облицовки стен был использован инкерманский камень. Узорчатое крыльцо является украшением храма Воскресения Христова. На нем расположена устремленная ввысь колокольня с ярко сияющими на солнце крестами. Колоны украшены резными капителями, а подоконники и панели выпилены из каррарского мрамора. Пол церкви украшен мозаикой, над которой потрудился знаменитый итальянский мастер Антонио Сальвиати. Внутреннее убранство церкви тоже великолепно. Особое внимание прихожан приковано к резному дубовому иконостасу с позолоченными Царскими воротами. Иконы для Форосской церкви писали многие известные живописцы: академик Е. Сверчков, А. Корзухин, а икону «Рождества Христова» написал К. Маковский. Стены форосской церкви расписаны под византийский орнамент.

А. Г. Кузнецов отписал в церковную собственность 2,5 десятин Крымской земли, на которой были построены дом настоятеля и причта. На строительство храма Воскресения Христова Кузнецов пожертвовал 50000 золотых рублей. Примерно столько же каждый год уходило на содержание форосской церкви.

Строительство храма Воскресения Христова завершилось спустя 4 года после того, как в землю был заложен первый камень. 4 октября 1892 года епископ Таврический Мартиниан освятил новый храм во славу Воскресения Христова. В год празднования 10-летия аварии Царского поезда и чудесного спасения Александра Третьего и его семьи, церковь посетил Государь Император Николай Второй с супругой Александрой Федоровной.

Храм Воскресения Христова в Форосе быстро превратился в место паломничества верующих. В форосскую церковь приходили не только молиться, здесь принимали крещение, венчались, спешили исповедаться и причаститься. Сюда приходили несколько поколений окрестных жителей. Чайная компания Кузнецова печатала изображения храма на упаковках с чаем, которые потом продавались в России и шли на экспорт. Позже стали появляться многочисленные открытки и фотографии, на которых Форосская церковь красовалась в различных ракурсах. А вскоре храм Воскресения Христова стал символом Южного Берега Крыма. В начале 20 века на морских картах Форосская церковь указывалась как надежный и весьма заметный с большого расстояния береговой ориентир.

Но, в первую очередь, Форосская церковь превратилась в центр духовности. В этом большая заслуга принадлежит первому настоятелю отцу Павлу Ундольскому. Среди жителей окрестных поселений он вел просветительскую работу. Он приложил немало усилий, чтобы при храме открыть церковно-приходскую школу, а в соседнем поселке Мухалатка – школу грамотности. Для бродяг, нищих и убогих в Байдарах была создана ночлежка. Таких людей, волей судьбы оказавшихся на обочине жизни, настоятель отец Павел не оставлял без внимания. В ночлежном приюте была открыта библиотека, ставшая для них источником культуры и просвещения. По вечерам собравшимся беднягам выдавались книжки и периодические издания. Этой же библиотекой пользовались обитатели Байдар. Учредителем библиотеки стал Ялтинский комитет попечительства о народной трезвости. А содержалась библиотека на средства комитета и благодаря добровольным пожертвованиям – книгами и деньгами. Заведовал библиотекой отец Павел вместе с учителями церковно-приходской школы Константином Соловьевым и Иваном Концевичем. Кроме этого, отцу Павлу удалось организовать народные чтения в Мухалатке и Байдарах.

Живший неподалеку писатель Антон Павлович Чехов частенько наведывался к своему другу отцу Павлу, даже помогал строить церковно-приходскую школу в Мухалатке.

После Октябрьской революции для большинства русских церквей настали трудные времена. Советская власть начала усиленно бороться с религией. На много лет двери храмов и церквей были закрыты. Поскольку Форосская церковь располагалась вдали от крупных населенных пунктов, службы в ней велись еще несколько лет, а церковная жизнь шла, как ей и подобало. Это был небольшой островок духовности, мира и спокойствия в бурном море новой жизни. Но и до форосской церкви на Красной скале дошла очередь. В 1924 году священника Павла Ундольского репрессировали и сослали. Храм Воскресения Христова был закрыт, а власти попытались придать ему вид гражданской постройки, сорвав кресты и сняв с колокольни колокола. Специальная комиссия приняла решение об изъятии всех церковных ценностей. Судьба пропавших сосудов для Богослужения, золоченых подсвечников, дарохранительницы, паникадила, драгоценных риз с иконами и самих икон работ известных мастеров так и осталась невыясненной.

Вместо церкви в Форосе появился новый склад. Бежали годы. В Мухалатке, Мелассе, и самом Форосе начали интенсивно строиться санатории и пансионаты для высокопоставленных государственных лиц. Изящная, симпатичная, расположенная на красивой горе Форосская церковь привлекла внимание руководителей Коммунистической партии. В помещении храма открылся ресторан, в котором подавались блюда татарской кухни: чебуреки и шашлыки. В зале, в котором всего пару лет назад жители возносили молитву Богу, установили столы, а вместо алтаря появилась буфетная стойка. Хотя этого делать было нельзя, поскольку официально Форосская церковь являлась филиалом краеведческого музея.

В 1927 году Крым пережил сильнейшее землетрясение

В результате разрушенными оказались многие дома на Южном Берегу. Пострадали дворцы, усадьбы, а также Ласточкино гнездо. Но не Форосская церковь, хотя она и стоит на краю крутой скалы. Сохранила природа и дом Кузнецова, словно отблагодарила эти постройки за красоту и добро для людей.

В годы Великой Отечественной войны вокруг Форосской церкви велись ожесточенные бои. Гитлеровцы пытались прорваться к Севастополю, но на Байдарском перевале их остановили пограничники под командованием А. С. Терлецкого. пришлось бойцам использовать храм под свой наблюдательный пункт и под оборонительное сооружение. Все пограничники погибли в неравном бою, но позиций не оставили. Фашисты от злости распяли командира на ближайшем дереве. Форосская церковь выдержала все вражеские удары, защитив укрывшихся в ее стенах солдат. Следы от пуль долгое время напоминали о страшном военном времени.

В годы оккупации жители Крыма приходили в опустевшую и полуразрушенную форосскую церковь, дабы помолиться и попросить Господа о даровании скорой победы.

Что может быть хуже для церкви, чем тяжелые годы войны. Оказалось, что мирное время для Форосской церкви не лучше. После Победы здание слегка приукрасили и снова открыли ресторан, в котором гости могли отведать вкусные блюда и выпить Крымского вина.

В 60-х годах 20 века в Крыму появилась новая удобная дорога для проезда из Ялты в Севастополь. Форосская церковь оказалась вдалеке от магистрали, и посетителей тут поубавилось. Храм Воскресения Христова понемногу ветшал, пока не был окончательно закрыт и оставлен для окончательного разрушения. Но туристы все же наведывались на Красную скалу, дабы оставить на стене надпись о своем пребывании, и в память о посещении храма, захватить с собой кусочек мраморного подоконника, панели или колонны. Кто-то додумался развести внутри церкви костер. В огне погибли иконы, фрески и орнаменты на стенах. Создавалось впечатление, что людям нет дела до гибнущей церкви, что люди утратили связь с Господом, поэтому оскверняют Святое место.

Хотя много лет в сознание советского человека вдалбливался атеизм, он не смог пересилить вечное стремление к вере и нравственному осмыслению собственной жизни. А ведь символ веры – это церковь – Дом Божий. Вероятно, по этой причине в 1980 году форосцы решили защищать свой храм и спасти его от окончательного разрушения. Дело в том, что Ялтинский горисполком и облисполком приняли решение передать церковь и окрестную землю под строительство пансионата для Днепропетровского «Южмаша», которым тогда управлял Л. Д. Кучма. Благодаря неравнодушию и заботе о будушем, жителям удалось добиться объявления Форосской церкви памятником архитектуры 19 века. Но люди этим не ограничились и потребовали отреставрировать храм, дабы вернуть тому былое величие. Семь лет продолжались активные действия: жители Фороса стучали во все возможные начальственные двери, писали в газеты, требовали у государства выделить необходимые средства на реконструкцию храма. В конце концов, партийные чиновники сдались, и в 1987 году началась реставрация внешней части церкви. Восстановление внутреннего интерьера храма Воскресения Христова и благоустройство территории стало следующим этапом к возвращению Бога в лоно Форосской церкви.

Жители Мухалатки, Орлиного и Фороса провели сход, на котором решили вернуть церковь верующим. В 1990 году Воскресенскую церковь передали Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Во главе ее поставили молодого иеромонаха отца Петра (в миру Виталия Леонидовича Посаднева).

Будущий отец Петр родился в Крыму с селе Красногвардейское 5 марта 1966 года. В 1969 году он вместе с родителями переехал в Севастополь. Еще в молодые годы понял Виталий, что должен посвятить свою жизнь служению Господу. Неоднократно он приезжал к стенам заброшенного Форосского храма, который был ему очень люб. Отслужив в армии, отправился он во Владимирскую епархию, где принял постриг. Под именем Петра он в 1990 году возвратился в Крым, где и возглавил фороссую церковь Воскресения Христа.

Кроме голых ободранных стен и трудно различимых под самым куполом фрагментов фресок, в опустевшем храме ничего не было. Крыша зияла дырами, окна были заложены кирпичами. Но возрождение уже начало происходить. Он началось не в церкви, а в душах людских. Жители окрестных поселков незамедлительно пришли на помощь отцу Петру. Мусор вымели, пол помыли, и уже 3 июня 1990 года перед праздником Святой Троицы состоялся первый за долгие годы молебен с повторным освящением храма.

В 1992 году Форосская церковь праздновала столетие. За год успели многое. Группа реставраторов потрудилась на славу. Они поставили новые медные купола с золочеными крестами, расписали внутри алтарь и храмовые купола, в оконные проемы вмонтировали цветные витражи. На звонницу были установлены медные колокола. Одним из них был 200-пудовый колокол, который отлили в 1862 году. Все эти годы он хранился на маяке мыса Сарыч, а храму Воскресения Христова его вернул Черноморский флот. Через 70 лет церковный благовест вновь зазвучал по всему Южному Берегу Крыма. Чистый звон разлился над лесами, над горами, долетев до самых дальних поселков. Повсюду люди слышали звон колокола и со словами благодарности поднимали лица к небу. Этот звон был знаком для прихожан, которые вереницей потянулись в Форос на праздничное Богослужение в ознаменование столетия Воскресенской церкви. Провел службу архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь.

Но на этом проблемы Форосской церкви не были окончены

Храм Воскресения Христова нуждался в паровом отоплении и водопроводе, а художники-реставраторы под руководством В. И. Потравнова неустанно трудились над восстановлением внутренней росписи храма: писали иконы, воссоздавали утраченный стенной орнамент, изготавливали резные киоты и иконостас. Внутренние работы планировалось завершить к 105-й годовщине постройки храма – в 1997 году.

Специально у мастеров из Черкасс был заказан новый иконостас. По старинным эскизам его сделали из дуба и украсили удивительно красивой резьбой. Величественный иконостас бережно упаковали в ящики и отправили в Фросский храм, куда он прибыл 18 августа 1997 года.

А ночью 20 августа двое грабителей вторглись в храм, убили архимандрита Петра, дабы присвоить деньги, приготовленные для оплаты иконостаса.

Но и после такого страшного злодеяния Форосская церковь смогла возродиться, став одним из Крымских чудес. Внутреннее убранство не уступает наружной отделке. Станы поражают растительным орнаментом, через витражные окна струится мягкий свет, а тот черкасский иконостас стал настоящим церковным украшением. Слева изображение Божьей Матери – удивленной или испуганной, справа – скорбящий Христос, над Царскими вратами изображена Тайная вечеря. Возле иконостаса прикреплена табличка, на которой можно прочесть слова благодарности за подвижнические труды настоятеля Форосской церкви архимандрита Петра и в память о нем, злодейски убитом в августе 1997 года.

Сегодня Форосская церковь радует свои Божественным светом и красотой не только прихожан и богомольцев, но и всех гостей Крымского полуострова.

Природа и рукотворные чудеса Крыма необычным и чудесным образом дополняют друг друга. Природная красота только выигрывает от мастерства и безупречного вкуса строителей и архитекторов. А людям природа тоже помогает представить свое мастерство с лучшей стороны. Вот Форосская церковь – она интересна не только архитектурой, но и местом своего расположения.

Где находится Форосская церковь на карте Крыма

Храм Воскресения Христова располагается в городском округе Ялта, немного севернее Фороса. К нему подводит Старое Севастопольское шоссе. Рядом, чуть южнее, также можно обнаружить Южнобережное шоссе. А вот к западу расположилась другая интересная достопримечательность – перевал Байдарские ворота.

История с чудесами

Впрочем, даже история у этого строения необычная. Она связана с большим количеством чудес – выдуманных и реальных. А еще в ней есть много удачно вложенных денег – что тоже чудо в своем роде.

Чайный король

До середины XIX века Форос был крошечной деревушкой в несколько дворов. Толчок к его развитию стало строительство рядом дороги на Севастополь. Но по-настоящему дело изменилось, когда в 1887 году имение рядом с деревенькой купил московский богач – купец А.Г. Кузнецов.

Это был очень денежный человек – Кузнецов владел крупнейшей в стране фирмой по торговле чаем. Богатство не дало ему крепкого здоровья – в Крым купец переехал не по капризу, а по настоятельному совету докторов. Однако устраиваться «в санатории» он решил с комфортом – заложил новые виноградники, выстроил богатый особняк (именуемый из-за роскоши дворцом), разбил парк (знаменитый ныне Форосский парк).

Надо отметить, что после этого у купца еще оставались свободными как деньги, так и земли в его крымских владениях. И тут вокруг него начали происходить чудеса.

Чудеса в Форосе

Поклонники форосских легенд никак не сойдутся во мнениях, кто именно из близких купцу Кузнецову людей решил однажды прокатиться по окрестностям Фороса на коляске. Претендентов трое: он сам, его дочь или некая не названная по имени пассия. Но далее сюжет всеми излагается одинаково.

Запряженные в коляску лошади понесли, что на горной дороге было особенно опасно. Коляска уже приближалась к высокому обрыву над морем, когда лошади внезапно встали, как вкопанные. Все участники приключения остались живы. А благодарный судьбе купец решил выстроить церковь на том самом месте, где остановились понесшие кони.

Однако сам А.Г. Кузнецов объяснял свое благочестивое решение иначе. Он тоже апеллировал к чуду, но к другому.

Чудо в Борках

17 октября 1888 г. Российская империя была потрясена известием о железнодорожной катастрофе. У станции Борки (ныне Змиевский район Харьковской области Украины) сошел с рельсов и свалился под откос «царский поезд» – специальный железнодорожный состав, в котором семья царя Александра III возвращалась из Крыма.

В катастрофе погиб 21 человек, было несколько десятков раненых, но императорское семейство отделалось синяками, царапинами и нелегким испугом. В «чудесном спасении» тут же увидели руку провидения.

На деле царскому семейству следовало бы благодарить за спасение своего главу. Александр III был рослым, крупным мужчиной значительной физической силы. Был он и хорошим семьянином. Царь на собственной спине несколько минут держал тяжелую крышу вагона, пока из него выбирались его жена и дети. Благодаря этому никого не задавило.

Следовало бы сказать спасибо и инженеру-путейцу С.Ю. Витте, неоднократно предупреждавшему о том, что царский поезд комплектуется с нарушением правил, а дорога под Борками опасна. Его не забыли – вскоре скромный инженер стал премьер-министром огромной империи. Но и высшие силы благодарить считали необходимым.

Стараниями императорской семьи и двора был устроен монастырь и церковь на месте катастрофы, установлены и другие памятные знаки. Но некоторые верные подданные Александра III увидели в «чудесном спасении» возможность продемонстрировать свою верность государю-императору. К их числу принадлежал и купец Кузнецов.

Храм во спасение

Местные жители и ранее просили своего денежного «соседа» помочь со строительством в Форосе церкви. После происшествия в Борках купец обратился с официальной просьбой к царю: разрешить посвятить новую церковь «чудесному спасению». Понятно, что никто этого не запретил.

Впрочем, существует и «прагматичная» версия строительства. Торговля чаем по закону представляла государственную монополию; на нее требовалось разрешение. Поэтому есть предположение, что Кузнецов таким способом благодарил царское семейство за льготы, предоставленные его бизнесу.

К делу подошли обстоятельно – Кузнецов пригласил лучших мастеров. И инженер Баженов предложил необычное место для строительства. По его мнению, новый храм следовало строить на небольшой площадке рядом с Форосом. Она возвышалась более чем на 400 м над уровнем моря. Место было более чем необычное. Но инженер объяснял свое предложение красотой открывающихся оттуда видов. Вероятно, тогда же появилась и легенда об остановившихся лошадях – скала действительно была почти вертикальной.

Предложение нашло понимание у академика архитектуры Н.М. Чагина, которому Кузнецов заказал проект своего храма. И церковь стали строить на небольшой площадке над обрывом, с видом на море. Примечательно, что в качестве строительного материала использовался не нормальный по представлениям того времени кирпич (вполне похожий на современный), а плинфа.

Такой специфический кирпич (он плоский, по форме напоминает скорей книгу средней толщины) использовали древнерусские строители храмов. В Форосе применили плинфу двух цветов – желтую и красную, слоями. Однако этой «полосатости» никому не видно, так как стены затем были облицованы инкерманским камнем.

Верноподданнический жест недешево обошелся чайному королю. По имеющимся сведениям, сам храм оценивался в 50 тыс. рублей. Кроме того, купец выделил 2,5 десятин земли для строительства жилья для служителей будущей церкви и внес в казну Синода еще 50 тыс. руб. – уже на ее содержание.

В строительстве приняли участие мастера мозаики из Италии, внутреннюю роспись и иконы выполняли известные в стране иконописцы. Строительство заняло 3 года. Освящение храма (как церкви Воскресения) состоялось в 1892 году.

Не пропустите: ТОП-5 пляжей в Форосе

Сложная биография

Александр III так и не побывал в церкви, посвященной его спасению. Зато в 1898 году ее посетил его сын, к тому времени сам уже император, Николай II, с семейством. Заезжал сюда и А.П. Чехов, после переезда в Ялту – у него установились хорошие отношения с настоятелем. При церкви действовала небольшая школа – судя по документам, писатель оказывал ей кое-какую помощь.

Вскоре после установления в Крыму Советской власти церковь закрыли, а дорогую утварь (обильно украшенную золотом и камнями) употребили на операцию «бриллианты для диктатуры пролетариата» – реквизировали для пополнения золотого запаса. Само же здание вскоре приобрел санаторий «Форос» – для устройства ресторана. Вопреки своему рисковому расположению, церковь не пострадала во время разрушительного землетрясения 1927 года.

Во время Великой Отечественной войны выяснилось, насколько качественно работали рабочие Н.М. Чагина – здание церкви послужило неплохим фортом для пограничников из знаменитой группы лейтенанта Терлецкого. Они успешно держали в нем оборону под сильным обстрелом; после войны на стене церкви была обнаружена надпись «Партизаны, бейте фашистов!». Гитлеровцы устроили в церкви конюшню (в результате был поврежден мозаичный пол) и вывезли подоконники из редкого сорта мрамора.

Далее история церкви обретает снова легендарные черты. Якобы после войны к ней была сделана пристройка, в ней снова открыли ресторан. Но пристройку снесли после того, как в ресторане отказался обедать высокий гость – шах Ирана, наносивший визит Н.С. Хрущеву.

Затем некоторое время строение использовалось как склад, пока в 1969 году там не случился пожар. Лишенное куполов, окон, дверей здание долго стояло бесхозным. В 1981 году его обследовали реставраторы, но далее обследования дело не пошло. Однако заглохла идея строительства на этом месте пансионата. Утверждается, что против планов строительства выступили местные жители, но убедительных доказательств тому нет. Во всяком случае, после обследования специалистами церковь была признана памятником архитектуры.

Следующий этап истории церкви связан со строительством знаменитой форосской дачи М.С. Горбачева. Здесь творцы легенд опять не приходят к единому мнению. То ли ради дачи Генсека храм снова собирались снести (чтобы не привлекал к Форосу лишнего внимания), то ли наоборот – знаменитая мадам Горбачева высказала пожелание, чтобы строение было реставрировано.

Во всяком случае, реализовалась вторая идея – в 1987 году были начаты реставрационные работы. Впрочем, во времена Горбачева как раз и появилась в СССР мода на возвращение верующим культовых строений. Так случилось и с Форосской церковью – ее передали местной религиозной общине еще до завершения реставрационных работ.

Читайте: Дача Горбачева в Форосе

Нет, благолепия после этого не наступило. В 1997 году жертвой убийства стал новый настоятель храма. Впрочем, никакой идеологической составляющей тут не было – его просто решили ограбить два бандита. В 2004 г. церковью заинтересовался действующий тогда Президент Украины Л.Д. Кучма. Он своими распоряжениями обеспечил проведение дополнительных восстановительных работ – с укладкой мозаики, выполнением живописных работ и золочения.

После этого церковь обрела если не изначальный вид, то изначальную роскошь. Кучма ставил это себе в заслугу и заявлял, что Форосская церковь должна быть и стала одной из самых роскошных и богатых в Украине. Он лично подарил восстановленному храму икону – «в ознаменование».

Правила посещения

Из-за особенностей расположения Форосской церкви целенаправленно именно ее обычно посещают только верующие, причем с определенной целью религиозного характера. Однако интересное здание привлекает внимание и людей неверующих, либо не принадлежащих к православию. Но они чаще осматривают заодно и другие достопримечательности – Форосское имение Кузнецова, Байдарские ворота. Посещение Воскресенской церкви включают в программу многие обзорные экскурсии по Южному берегу.

Отправляющиеся на осмотр самостоятельно должны учитывать, что дорога к церкви (асфальтированная, содержащаяся в приличном состоянии) все же довольно сложна из-за крутых поворотов – ехать следует осторожно. Необходимо учесть, что стоянка для машин возле самой церкви есть, но маленькая.

В дни религиозных праздников и иных событий (к примеру, если происходит венчание или крестины) она бывает плотно забита, и машину приходится оставлять на значительном расстоянии от нее и далее идти пешком. Однако посетить церковь можно и в этих случаях – никто ее не закрывает и доступ не ограничивает.

И самое главное – церковь является действующей. Соответственно, там предъявляют требования к одежде потенциальных визитеров. Тем туристам, что желают непременно зайти вовнутрь, рекомендуется учитывать это. Однако многие идут другим путем – ограничиваются наружным осмотром и открывающимися видами. По объективным историческим причинам теряют они на этом не так уж и много. Входной платы нет, как и экскурсионного обслуживания на месте – разве только уже приехать с гидом.

Что до сроков посещения достопримечательности – лучше избегать зимы, когда подъездной «серпантин» может быть опасным. В остальном ограничений нет. Церковь работает круглый год, и красива всегда.

Архитектура Форосской Воскресенской церкви

Архитектура Форосской церкви вполне соответствует вкусам рубежа XIX-ХХ веков. Александр III ввел моду на русскую старину – иногда даже чрезмерную. Соответственно, подобные веяния стали проявляться и в оформлении зданий.

Форосский храм в основе своей имеет византийский стиль, которому свойственна так называемая крестово-купольная конструкция. Суть ее в том, что основные помещения представляют в плане крест, а над центральной частью возвышается купол, символизирующий небо.

Для византийской архитектуры свойственна особая купольная конструкция – с использованием колонн и барабанов (то есть купол устанавливается на них, а не на стены). В результате помещение изнутри лучше освещается естественным светом, а сама конструкция зрительно становится более легкой.

Однако Форосской церкви свойственны не только византийские черты. Некоторые ее особенности следует отнести к русскому стилю – в частности, наличие красивого крытого входа-крыльца и нескольких «маковок». Но противоречий между этими стилями нет, поэтому в целом сооружение смотрится весьма гармонично.

Наконец, храму свойственны и некоторые отклонения от канонов православия. Так, он ориентирован не на восток, как полагается по правилам, а на юг, к морю. Вызвана эта особенность ограниченностью площади скалы, на которой стоит собор, ее формой. В результате «переориентации» церковь стала более заметной с моря.

По этой причине у нее появилась «дополнительная обязанность» – служить ориентиром проходящим мимо кораблям. Церковь даже обозначили на всех морских картах. Так объясняется появление легенды о планах сноса строения при строительстве горбачевской дачи – церковь реально могла служить целеуказателем «потенциальному противнику».

И византийский, и русский стили подразумевают богатое украшение церкви изнутри. Так было (и есть) и в Форосском храме. Купол и стены традиционно украшала роспись. В качестве дополнительного декора использовались мозаичные полы и элементы резьбы по камню. Но судьба этих украшений сложилась хуже, чем храма в целом, поэтому сейчас прихожане наблюдают в основном работу мастеров-декораторов начала XXI века.

Воскресенский храм сегодня

Сегодня церковь не только сама приведена в порядок – окружающая ее территория тоже является туристической зоной. Места там немного, но для осмотра самого здания и окружающих пейзажей хватает.

Довольно значительное количество туристов вообще предпочитает любоваться храмом от Байдарских ворот (видимость там отличная) или во время прогулки по морю (тоже красиво). Фото церкви, используемые в рекламных целях, чаще всего делают со смотровой площадки этого перевала.

Само храмовое строение тоже окружает смотровая площадка. Для безопасности она обнесена оградой, но забор невысок и видимости не ограничивает. Это небольшая зона отдыха и фотографирования. Но снимают с нее не церковь, а морские виды и горы, так как небольшие размеры территории не позволяют как следует «захватить» объективом здание.

Для съемок церкви фотографы отходят немного назад по подъездной дороге или карабкаются по близлежащим скалам (это нужно учитывать и обуваться соответственно). На площадке есть лавочки для отдыха и платный смотровой бинокль. Недостаток один – тени не хватает. На этой же площадке установлен памятный знак А.Г. Кузнецову, как «спонсору» создания церкви. Знак имеет вид небольшой каменной доски с надписью и барельефом.

Сама церковь снаружи оформлена в бело-серо-зеленых тонах с незначительным количеством позолоты – это сразу отличает ее от строений в стиле барокко. Зато в качестве украшающего элемента широко использована мозаика.

В этой технике выполнены изображения святых в особых медальонах, а также украшение сводов крыльца. В храме имеются витражи, украшающие окна – их можно видеть и снаружи. Рельефный декор очень скромен, в основном имеет вид ровных карнизов и бордюров. У входа имеется табличка, оповещающая всех о роли в реставрации храма Л.Д. Кучмы.

Внутреннее убранство церкви весьма богато. Имеются тут и позолота, и настенная роспись, и элементы резьбы по камню, и мозаичные полы. Дневной свет, проходя сквозь витражи, дополняет картину. Мозаичный узор полов стилизован под античные образцы. Элементы росписи изображают четырех евангелистов и нескольких почитаемых святых.

Однако всем, кто интересуется стариной, необходимо помнить сказанное выше и понимать: почти все художественное оформление храма – образец живописи начала века. Основными авторами были художница А.И. Петрова и студенты-старшекурсники и выпускники художественного училища им. Самокиша.

Их работа имеет эстетическую, но не историческую ценность. Изначальная же живопись уничтожена – во время обстрелов, гитлеровцами, а также при пожаре 1969 года. Часть икон была вывезена – если они и сохранились, то место их нахождения неизвестно. То же относится и к мозаикам – они полностью новые, так как изначальные погибли.

На этот раз и здесь трудились отечественные мастера, а не итальянцы. Ценный камень колонн и подоконников заменен, но он тоже отличается от изначального (так как каррарский мрамор ныне раздобыть проблематично).

Внутреннее обустройство церкви соответствует общим православным канонам за одним (вполне понятным) исключением – алтарь располагается не в восточном, а в южном приделе. Однако на ЮБК есть и другие православные церкви с такой особенностью.

Как добраться (доехать) до храма

Ближайшая к храму остановка – «Форос». Доехать сюда можно на севастопольском автобусе или на маршрутке №128.

Но остановка находится в 2,5 км от храма, поэтому многие туристы отправляются сюда на машине, вот маршрут к достопримечательности от Ялты:

Вот как вы сможете добраться сюда от Фороса:

А таким образом сюда проехать несложно от Севастополя:

Контакты. Расписание служб. Видео

Отзывы о посещении Форосской церкви туристы оставляют довольно часто – это популярный экскурсионный объект. Часто можно видеть ее снимки и на рекламных проспектах – красивое здание привлекает внимание. И действительно: история подтверждает, что строение это имеют право считать «своим» не только православные крымчане. В конце концов, в его строительстве участвовали итальянцы, в нем использованы греческие архитектурные традиции, и оно служило и продолжает служить ориентиром морякам без различия веры и национальности. В заключение предлагаем видео в тему, приятного просмотра!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *