Русский

Тип и синтаксические свойства сочетания

Фо-ма́ не-ве́-ру·ю-щий

Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве именной группы.

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. крайне недоверчивый человек ◆ Новый берет с райскою птичкою (мне подарил его вчера муж мой) очень шёл ко мне, и если б я не верила зеркалам, то одобрительный около меня ропот мужчин мог бы убедить самого Фому неверующего, что твоя кузина очень недурна. А. А. Бестужев-Марлинский, «Фрегат «Надежда»», 1833 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. Фома неверный

Антонимы

    Гиперонимы

      Гипонимы

        Этимология

        В Библии один из двенадцати Апостолов, не поверивший в воскресение Христа. Сказал: «Пока не увижу, не поверю». Христос пришел к нему, он увидел и поверил. Словосочетание используется как аргумент (или как диагноз) для тех, кого нельзя уговорить, кто говорит, что не верит тому, что ему рассказывают, в то время как многие, в том числе и рассказывающий, верят.

        Перевод

        Список переводов

  • Английскийen: doubting Thomas
  • Немецкийde: ein ungläubiger Thomas
  • Польскийpl: niewierny Tomasz
  • Хорватскийhr: Nevjerni Toma
  • Шведскийsv: Tomas tvivlaren

Библиография

Статья нуждается в доработке.

Это незаконченная статья. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
В частности, следует уточнить сведения о:

  • семантике

(См. Общепринятые правила).

«Фома неверующий», — иронично говорим мы про человека крайне недоверчивого, не желающего поверить без доказательств, скептического. Имя, упоминаемое во фразеологизме, стало нарицательным, а само выражение в лингвистике называют «связанным», ведь Фома обязательно неверующий, а неверующий во что бы то ни стало Фома. Задумываемся ли мы о том, откуда в современный русский язык пришло это выражение и чье собственное имя упоминается в нем?

Фома — ученик Иисуса Христа, один из двенадцати апостолов, его имя вспоминается в первое воскресенье после Пасхи, которое называется Фоминым воскресеньем, а вся последующая неделя — Фоминою.
Фразеологизм сформировался на основе эпизода из Евангелия от Иоанна. В тексте Священного Писания говорится о том, что Фома отсутствовал при первом явлении воскресшего Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю (Ин. 20, 25).
Спустя восемь дней Христос вновь является к ученикам и предлагает Фоме прикоснуться к ранам на Своем теле. Не будь неверующим, но верующим (Ин. 20, 27), — сказал ему при этом Спаситель. Фома уверовал и произнес: Господь мой и Бог мой! (Ин. 20. 28). И тогда Христос сказал ему: Ты поверил, потому что увидел Меня. Блаженны те, которые не видели и уверовали (Ин. 20, 29).
Когда мы испытываем сомнения в вере, нужно вспомнить святого апостола. Фома служит прекрасным примером человека, который испытывает сомнения, вступает с ними в борьбу и побеждает. Несмотря на нашу иронию по поводу «неверующего Фомы», в Евангелии апостол вовсе не отрицательный персонаж. Он был одним из самых преданных учеников Господа, готов был идти с ним даже в моменты опасности. Неверие Фомы было добрым — оно рождалось не из неприятия Христа, не из цинизма, а из боязни трагической ошибки. За неверием Фомы скрывалась глубокая любовь к распятому Учителю.
В современном же русском языке фразеологизм «Фома неверующий» мы употребляем в широком смысле, называя так в шутку или с иронией всех недоверчивых людей. Несмотря на такие синонимы, как маловер, недоверчивый, скептик, предпочитаем образное выражение.
Фразеологизм прочно вошел в сокровищницу языка, закрепился, в том числе, и благодаря работам художников, которых не мог не волновать Евангельский сюжет с глубоким вероучительным смыслом. В истории изобразительного искусства данный эпизод называется «Неверие апостола Фомы» или «Уверение Фомы». Эта тема стала популярной, начиная с XIII века, когда появляется много изображений апостола Фомы и сцен из его жития. На тот же сюжет созданы полотна Рембрандта и Караваджо.

Ирина Рокицкая

Сколько раз нам в жизни приходилось слышать выражение «эх, ты Фома неверующий», и эта фраза настолько нам стала привычна, что мы даже не обращаем на эту фразу никакого внимания, когда слышим её или сами произносим. А кто — ни будь, задумывался, откуда она взялась, и кто такой сам Фома. В мифологии есть определение, что Фома был одним из двенадцати апостолов, которых выбрал себе Христос. И он выделялся среди всех тем, что был практически недоверчив ко всем, и ко всему. Есть две первоначальные версии такого выражения. Первая версия произошла в Древнем Иерусалиме задолго до того, как Христос выбрал Фому своим апостолом.

Версии происхождения выражения «Фома неверующий»

У Фомы был брат, которого звали Андрей. Однажды Андрей увидел, как Христос шёл по воде и рассказал об этом Фоме. Как нормальный, здравомыслящий человек, Фома, естественно не поверил Андрею, на что тот ответил, что давай пойдём вместе и попросим Христа, чтобы тот прошёлся по воде. Братья пошли к Христу и тот прошёл по воде. Фоме ничего не оставалось делать, как признать свою неправоту. С тех пор так он и стал Фомой неверующим. «Пока не увижу своими глазами, не поверю» – это было любимой фразой Фомы.

Вторая версия более значимая. В библии написано, что после распятия Христа, и его воскрешении, Фомы не было в тот момент, когда воскресший Иисус Христос явился к своим апостолам. Встретив Фому, апостолы рассказали об этом Фоме, тогда он не поверил и сказал им, что пока сам не увидит раны на руках Христа от гвоздей, и пока сам не сунет палец в его раны, и в рёбра его, не поверю. Во второй раз, когда Христос предстал перед апостолами, в присутствии Фомы, он предложил Фоме сделать это. После этого Фома уверовал в воскрешение Иисуса Христа.

Конечно, библия, это хорошо, но и в наше время встречаются очень многие, которым подходит такое определение. Чтобы не говорили, не объясняли, пока человек сам не увидит и не почувствует, хоть тресни, бесполезно ему что-либо говорить. Такие люди обычно недоверчивы и осторожны в своих действиях. Так что, от мифологии нам досталась такое крылатое выражение «Фома неверующий», правда немного переделанное на современный лад, «Фома не верящий», но, тем не менее, это любимое наше выражение.

Что означает?

1. Выражение «Иерихонская труба»?

Размещено на http://www.allbest.ru/

АНАЛИЗ КАРТИНЫ МИКЕЛАНДЖЕЛО КАРАВАДЖО

«НЕВЕРИЕ АПОСТОЛА ФОМЫ»

Ключников Василиса,

Студент группы ХЗК-31

1. СИНТЕКСИС

На картине прекрасно видно четыре фигуры, изображающие сцену святого писания. Стоит только расставить акценты в изображениях, обусловленные контропостной игрой светотени: светлым цветом выделяются белые одежды Христа, его фосфорицирующее тело, так же головы и два плеча наблюдателей. Остальные неприметные предметы прикрыты тенью. Сразу бросается в глаза схожесть положения двух изогнутых фигур апостола Фомы и стоящего за ним человека. Обратим внимание, что стоящая позади неверующего фигура практически полностью повторяет его позу. Образуется некое движение одной фигуры. Далее наш взгляд переводится на четыре головы, очень тесно взаимодействующие, в купе образующие собой круг. Другие искусствоведы увидели ряд других фигур: крест, ромб и т.д. Мне кажется, что совершенно не важно, какую фигуру имел в виду автор, важен лишь только тот факт, что головы явно между собой взаимодействуют. Интересно также то, что подобный ромб образует и общее построение фигур на картине. Немало значительным выделяется и тот факт, что фигура, стоящая напротив Иисуса является его зеркальным отражением. Даже рана Иисуса отображена в надрыве одежд святого Фомы.

2. СЕМАНТИКА

караваджо картина апостол символ

Так как основные символы изображения понятны (Христос — вера, Неверующие — скептицизм) стоит обратить внимание на символику других деталей. Белый цвет одежд в данном случае ассоциируется с чистой, непоколебимой верой Христа. На фигуре Иисуса практически нет теней, она самая светлая в композиции, более того, кажется, что она является источником света и освещает остальные фигуры. Но светлая она за одним только исключением — той самой раны, в которой и усомнился святой Фома. Так чем же является здесь ее изображение — Неверием Фомы или остережением Христа. Остережением в любопытстве людей, чтобы они слишком не «ковырялись» в вере, ища в ней подвохи. А, возможно, это предостережение состоит как раз в том, чтобы не проникать в веру глубже положенного, ибо она может и не являться такой чистой, если раскрыть ее темную сторону (к напримеру то обилие жестокости и насилия, которые наличествует в ее истоках). Не стоит исключать данной оппозиционной версии, ибо мы знаем, кем был автор данного произведения. Эксцентричную натуру художника тяжело назвать глубоко-христианской, так как в картинах Караваджо не раз было замечена высокая степень богохульства (приравнивание девы Марии к простой земной женщине, недостойные позы для святых, крупные изображения задов, выбор в модели для изображения святых известных проституток), не говоря уже о прижизненных преступлениях автора. Возможно, такое разделение на Веру и Неверу отображало противоречивую натуру художника и вечный спор внутри него — между бандитским поведением и стремлением к изображению святых. Хотя, пока нужда, бедность, отсутствие заказов не заставили художника идти на поводу у заказчика, он исполнял в картинах вполне обыденный люд, далеко не самые приличные профессии. Что же значит тогда красный цвет? Без исключения — любопытство. Возможно и агрессию, кровь, смертность. Стоит отметить, что красный цвет как и белый ярко выделяется на черном фоне, опять же заставляя эти два цвета полемизировать. При смазке цветов различаются четыре ярких цветовых пятна.

Издалека напоминает одну большую фигуру с одной головой, с пустотой посередине, или же две фигуры опять-таки с одной головой.

3. ПРАГМАТИКА

Из предыдущих предположений довольно нетрудно выявить взаимодействия фигур и их значений. Проведем сравнение деталей картины между фигурами:

отличия

Иисус

Последняя фигура справа

Средняя фигура справа

Фома

Цвет

Одежд

белый

никакой

+

красный

+

оранжевый

Цвет

Голы

темная

+

светлая

темная

+

светлая

Поворот

головы

право

неполный анфас

+

влево

+

влево

Руки

+

показаны

Не показаны

Не показаны

+

показаны

Наличие

отверстия

+

ранение

нет

нет

+

заплатка

Проведенный анализ показал полное взаимодействие всех фигур, иногда ярко между собой контрастирующих. Это еще раз подтверждает теорию о том, что скорее всего картина изображает сомнение одной и той же личности. Ясно эта идея видна и в медленном развороте головы всех бородатых лиц, начиная от Иисуса и разворачивающегося до поворота головы Фомы. Интересно также проследить изменение лиц: от спокойного до напрягшегося, от заинтересованного до полного удивления. Хорошо показана перемена этого состояния напряжением глаз и лбов.

Остается еще одна малозначительная деталь. Это левая кисть Иисуса Христа. У меня не вызывает никаких сомнений, что изображая сына Божьего или общую сущность сомнения, Караваджо имел в виду себя. Так, почему же мне не дала спокойствия кисть руки . При первом просмотре кажется, что Христос останавливает руку апостола, но при внимательном изучении закрадывается некое сомнение. Кто следил за игрой скрипача, понимает, что движение руки при ведении смычка вниз и вверх резко отличаются. Сказать, что Иисус отводит руку Фомы, мы не можем, ибо кисть не изогнута книзу. Заявлять о том, что кисть движет руку апостола вперед или является абсолютно статичной тоже трудно. Скорее всего, здесь неточность передает саму суть — то есть движение. Иисус возможно сам затаскивает и вынимает руку неверующего из и во внутрь своей раны. На картине общая многофигурность может отображать одну лишь личность (автора), и он же является совершающим движение с самим собой. Либо вообще неясно, чья рука на картине. Но если все четыре фигуры являются градациями одной, то их можно обозначить как пограничные состояния одной личности, колеблющейся от светлой фигуры Христа (человека верующего) до темной фигуры Фомы (неверующего).

ВЫВОД

Состоит в том, что в картине с помощью нескольких схожих фигур, или их передвижением, изображены сомнения самого автора, которые может испытать в себе любой христианин. Через ромб, который образуют четыре головы, мы также видим крест, являющий собой суть веры, отражение к ее причастности. С какой бы стороны вы не были, вы должны помнить, что являетесь простым смертным христианином, вера в Бога которого не статична, но всегда имеющая возможность свестись к верному решению. И данная фигура превосходно отображает суть мысль на панно, реализованном Караваджо.

Размещено на Allbest.ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *