Фитбол – гимнастика – это выполнение упражнений с большим ярким мячом из различных исходных положений: стоя, сидя, лежа на нем, на животе или спине с опорой о пол руками, ногами, лежа на полу, упражнения в движении и различные виды бросков.

При выполнении упражнений на фитболах происходит коррекция нарушений осанки, так как колебания мяча (вибрация) воздействует на позвоночник, межпозвоночные диски, ткани и суставы. При систематически нарастающей нагрузке укрепляется мышечный корсет и брюшной пресс, улучшается обмен веществ в межпозвоночных дисках, а также крово — и лимфообращение в области позвоночника.

Возникающая вибрация при выполнении упражнений сидя на мяче, по своему физиологическому воздействию аналогична верховой езде, которая в медицинской литературе описывается как метод лечения сколиоза, остеохондроза, неврастении, ишемической болезни сердца и т.д.

Рекомендации при выполнении упражнений на фитболах.

· Подберите мяч по росту ребенка.

· Начинайте выполнять упражнения с простых исходных положений постепенно подготавливая организм к физической нагрузке, примерно 5 минут. Затем, переходите к более сложным заданиям, тренируя различные мышечные группы примерно 15 минут. Заканчивайте занятие постепенным переходом от повышенной мышечной деятельности к спокойной — 5 минут.

· Упражнения не должны причинять боль и вызывать дискомфорт.

· Исключите упражнения на скручивание в шейном и поясничном отделах позвоночника, упражнения с интенсивным напряжением мышц шеи и спины, быстрые и резкие движения.

· Выполняя упражнения в положении лежа на спине или животе, голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию.

· При выполнении упражнений в положении лежа на животе с упором руками о пол, ладони располагаются параллельно на уровне плечевого сустава.

· Занимаясь с ребенком, соблюдайте страховку, следите за техникой выполнения упражнений.

· Очень важно создавать у ребенка положительный эмоциональный фон и бодрое настроение.

· Занятия проводить в хорошо проветренном помещении.

· Время для занятий утром до обеда или вечером до ужина.

· Продолжительность не более 25 минут.

Уважаемые родители!

Предлагаем вам примерный комплекс упражнений с использованием художественного слова для хорошего настроения. Стихи использовать, как рифмовку вместо счета раз – два, три – четыре.

Упражнение №1 » Я расту».

Упражнение №2 «Силачи».

Силачи, силачи,

Съели калачи.

Съели все калачи,

Вот такие силачи.

Упражнение №3 «Мельница».

И.П. Сидя на мяче, одна рука вверху, другая внизу, пальцы разведены. 1 -8 вращение прямыми руками вперед, 9 -16 вращение прямыми руками назад.

Дуйте, дуйте ветры в поле,

Чтобы мельницы мололи.

Чтобы завтра из муки,

Испекли нам пирожки.

Упражнение №4 «Колобок».

И.П. Стоя на коленях, мяч перед собой. 1 -2 прокатывать мяч пальцами вокруг себя вправо, влево, сесть на пятки, 3 -4 поменять за спиной руку, прокатывать мяч вперёд, встать на колени, поменять руку. Повтор: по 3-4 раза.

Упражнение №5 «Горка».

И.П. Сидя на полу, мяч за спиной держать за рожки. 1-3 приподнять туловище, опираясь на стопы, спина упирается в мяч, голову держать на одной линии с позвоночником. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор 5-6 раз.

Упражнение №6 «Прятки».

Раз, два, три, четыре пять,

Начинаем мы играть.

Раз, два, три, четыре пять,

Будем прятаться опять.

Упражнение №7 «Самолёт».

И.П. Лёжа животом на мяче, упор на стопы, руки ладонями упираются в пол. 1-3 руки в стороны, голову держать прямо, смотреть вниз. 2-4 вернуться в исходное положение. Повтор: 6 раз.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами,

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Упражнение №8 «Покатаемся».

Мы катились, мы катились.

А потом, мы воротились.

Покатились мы вперёд,

А потом, наоборот.

Упражнение №9 «Мостик».

В гости к солнышку придём.

По мосточку шли, шли,

В гости к солнышку пришли.

Упражнение №10 «Вверх – вниз».

По данным Областного центра лечебной физкультуры и спортивной медицины показатель выявленной патологии костно-мышечной системы, опорно-двигательного аппарата у детей Тюменской области составляет: 2012 г. – 82%, 2013 г. – 78%, 2014 г. – 81,7%.
Причинами могут быть врожденные деформации позвоночника, несбалансированное питание, слабость мышечной системы, снижение двигательной активности.
Чтобы мышцы могли правильно удерживать наше тело, они должны быть хорошо развиты. Ребенок обязательно должен вести активный образ жизни, заниматься спортом. С целью коррекции осанки у детей используются методы лечебной физкультуры, массажа, физиотерапии.
Фитбол-гимнастика оказывает положительное влияние на развитие у детей двигательных умений и навыков, заставляет работать пассивные мышцы, дает возможность задействовать в выполнении упражнений глубокие мышечные группы, не оказывая при этом чрезмерной осевой нагрузки на позвоночник.
Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Правильная посадка на фитболе предполагает оптимальное положение тела, обеспечивающее сохранение позы, поэтому даже если ребенок будет просто сидеть на мяче, это уже будет способствовать формированию навыка правильной осанки.
Занятия лучше проводить под музыкальное сопровождение, что создает у детей положительный психоэмоциональный настрой.
В процессе занятий инструктор по лечебной физкультуре должен:
· ознакомить детей с различными видами фитболов;
· научить правильно сидеть, покачиваться и подпрыгивать на фитболе;
· научить выполнять упражнения в различных исходных положениях: сидя на нем, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе и т.д.;
· формировать и закреплять навык правильной осанки;
· тренировать способность удерживать равновесие, развивать мелкую моторику.
Хорошо, если на занятиях присутствовуют родители ребенка, для того, чтобы продолжить занятия и закрепить достигнутый результат в домашних условиях.
Перед началом занятий необходимо:
· для каждого ребенка индивидуально подобрать фитбол. Диаметр мяча для детей 3-5 лет должен быть 45 см, для детей от 5 до 6 лет — 50 см, от 6 до 7 лет — 55 см;
· одежда должна быть удобной, обувь нескользящей;
· начинать занятия следует переходя от простых упражнений к сложным;
· недопустимо, чтобы упражнения причиняли боль или чувство дискомфорта;
· следует избегать быстрых и резких движений;
· физическая нагрузка должна соответствовать возрасту – достаточно проводить занятия 2-3 раза в неделю, по продолжительности от 15-20 минут для детей младшего школьного возраста и до 45 минут для детей старшего возраста;
· необходимо следить за техникой выполнения упражнений;
· учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Начальный этап фитбол гимнастики для детей:
Рекомендуемые упражнения:
· различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
· отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с различными видами ходьбы;
· передача фитбола друг другу, броски фитбола;
Обучение правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
· сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
· сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например: повороты головы вправо-влево, поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону, поднимание и опускание плеч, скольжение руками по поверхности фитбола, сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
Обучение базовым положениям при выполнении упражнений.
Рекомендуемые упражнения:
1. Исходное положение — сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая. Выполняем из положения стоя лицом к мячу: на счет 1-2 присели, 3-4 встали, руки в стороны.
2. Исходное положение – упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе; присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; вернуться в исходное положение.
3. Исходное положение – лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища.
4. Исходное положение – лежа на спине, на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола.
5. Исходное положение – лежа на спине, на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад.
6. Исходное положение – лежа на спине, на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. То же в положении сидя.
7. Исходное положение – лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям.
8. Исходное положение – лежа на спине, на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот.
Выполнять упражнения можно парами, расположившись зеркально. Занимающиеся дети с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга.
Обучение сохранению правильной осанки при выполнении упражнений.
Рекомендуемые упражнения:
1. Самостоятельно покачиваться на фитболе: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок и позвоночник фитбол как бы проходит «стержнем», выравнивающим корпус спины.
2. Выполнять движения руками в среднем темпе: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Подобные движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола.
3. Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения: ходьбу на месте, не отрывая носков, ходьбу, высоко поднимая колени, приставной шаг в сторону.
Обучение сохранению равновесия с различными положениями на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
1. Наклониться вперед, ноги врозь.
2. Наклониться вперед к выставленной ноге, вперед с различными положениями рук.
3. Наклониться в стороны поочередно, сидя на фитболе: ноги стоят на полу, руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;
4. Сохранить правильную осанку и удержать равновесие в разных положениях: руки в стороны, одна нога вперед, поднять руки вверх, согнуть в локтях, выполнить круговые движения руками.
5. Исходное положение – лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии.
6. Исходное положение – лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом» положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать.
7. Исходное положение – лежа на животе на фитболе, руки на полу, поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях.
8. Исходное положение – лежа на спине на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой.
Упражнения и занятия на фитболе должны приносить удовольствие Вашему ребенку. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма. Фитбол — гимнастика поможет Вашему ребенку правильно развиваться.
Предварительно, прежде чем самостоятельно заниматься с ребенком фитбол-гимнастикой, обратитесь к врачу по лечебной физкультуре, который проведет комплексный осмотр Вашего ребенка и в случае выявленной патологии костно-мышечной системы, опорно-двигательного аппарата разработает комплекс упражнений, который поможет справиться с первыми признаками нарушения осанки, а инструктор по лечебной физкультуре в процессе занятий научит, как правильно выполнять эти упражнения.
Будьте здоровы!

Уменьшение количества детей старшего дошкольного возраста с первой группой здоровья связано с минимизацией двигательной активности, увеличением занятий связанных с подготовкой детей к обучению в школе. Поиск педагогами современных здоровьесберегающих технологий на сохранение, поддержание и обогащение здоровья всех субъектов педагогического процесса и реализация данных технологий в условиях охраны и укрепления здоровья детей, обогащения двигательного опыта, последовательного овладения техникой основных движений формируют у детей, родителей, педагогов стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, стремление к физическому совершенствованию .

Современные исследования здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья и здорового образа жизни (Л.Н. Волошина, В.Г. Макаренко, Т.Ф. Орехова, С.Б. Шарманова и др.).

Одной из эффективных современных здоровьесберегающей технологий является фитбол-гимнастика, которая направлена на сохранение и стимулирование здоровья старших дошкольников. Фитбол – это новый вид спорта в российской практике, но уже получивший широкое распространение среди взрослых и детей. Включает в себя как танцевальное (фитбол-аэробика), так и силовое направления (фитбол-гимнастика), когда тренируются практически все мышцы. На первый взгляд, довольно простые физические упражнения, когда дети и взрослые прыгают на больших мячах. На самом деле требуется определённая ловкость и сила, чтобы удержаться на мяче и сохранять правильную осанку.

Фитбол в переводе с английского — «мяч для опоры», упражнения на котором тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов . Занятия на фитболах по своему физиологическому воздействию способствуют лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении, астеноневротического синдрома и др., проводятся в специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центрах.

Т.С. Овчинниковой и А. А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников» обозначены сенсорные особенности фитболов . Мяч имеет форму шара, большая поверхность соприкосновения с ладонью дает полноту ощущения. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мячей влияет на развитие физических качеств и познавательных способностей дошкольников.

Мячи разных размеров и цвета воздействуют на психическое состояние и физиологические функции ребёнка. Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием. Г. В. Каштанова, Е. Г. Мамаева, О. В. Сливина, Т. А. Чуманова в пособии «Лечебная физкультура и массаж . Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» раскрывают вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Авторы подчёркивают, что механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека; непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе; колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.

С дошкольного возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка). Занятия с детьми 5-7 лет на фитболах укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, но главное формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки, позволяют эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества детей.

Остановимся на особенностях организации и проведения занятий с детьми 5-7 лет на фитболах.

Мяч может использоваться на физкультурных занятиях (блок гимнастика), секционных занятиях (2 раза в неделю по 25-30 мин. во второй половине дня), лечебной физкультуре в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Дети могут не только выполнять предложенный педагогом комплекс упражнений на мяче, но и использовать его в качестве сиденья, игрушки, отягощения и т.п. Упражнения на фитболах выполняются из разных исходных положений: сидя на мяче, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а также упражнения в движении, различные виды бросков.

Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:

— для укрепления мышц рук и плечевого пояса;

— для укрепления мышц брюшного пресса;

— для укрепления мышц спины и таза;

— для укрепления мышц ног и свода стопы;

— для увеличения гибкости и подвижности в суставах;

— для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;

— для формирования осанки;

— для развития ловкости и координации движений;

— для развития координации и пластичности;

— для расслабления и релаксации, как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).

Комплексы упражнений могут выполняться под музыкальное сопровождение в зависимости от направления педагогических задач: для развития мышечной силы, гибкости, быстроты движений, выносливости, координационных способностей. При этом создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Необходимо следить, чтобы ребёнок дышал ровно, не выполнял упражнения, которые причиняют ему боль или дискомфорт.

На занятиях используют фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет — 45 см, для детей от 5 до 6 лет — 50 см, от 6 до 7 лет — 55 см. Если при посадке на мяч угол между бедром и голенью равен или чуть больше 90°, значит, мяч подобран правильно. Острый угол в коленных суставах создает дополнительную нагрузку на связки этих суставов и ухудшает отток венозной крови, особенно если упражнение выполняется сидя на мяче. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим. Если рост ребенка находится в указанном диапазоне (табл. 1), у него длинные ноги или избыточный вес, то можно использовать мяч большего размера, который в случае необходимости легко подогнать под конкретного человека незначительным сдуванием. Для родителей и педагогов используются мячи — 65-75 см. Мяч рекомендуется надувать при комнатной температуре с помощью ручного и ножного насосов, используя при этом специальный клапан-переходник. Важно чтобы диаметр не превышал размер, указанный на упаковке.

Таблица1

Выбор мяча от роста ребёнка

Рост

Размер мяча

От 100 до 120 см

45 см

От 120 до 150 см

55 см

От 151 до 170 см

65 см

От 171 до 190 см

75 см

В ходе нашего исследования, мы определили комплексы наиболее оптимальных упражнений, рекомендуемых на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста. В табл. 2. представлен один из комплексов упражнений с мячами.

Таблица 2

Комплекс упражнений с фитболами

В ходе исследования мы обозначили координацию движений как составляющую ловкости, которая проявляется в способности быстро, точно, целесообразно, экономно и находчиво решать двигательные задачи. Общее развитие моторики на 6-7 году жизни определяется овладением координационными возможностями, которые создаются в результате окончательного анатомического созревания двигательной сферы. Вступают в строй высшие кортикальные уровни, прогрессивно налаживаются точные и силовые движения (появляется точность в движениях на фитболах с изменяющимися условиями). Выделили группы способностей, относящихся к координации движений: способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений; способности поддерживать статическое позу и динамическое равновесие; способности выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности, скованности.

Определили особенности развития координации движений у старших дошкольников на занятиях фитбол-гимнастикой с учётом поставленных задач: улучшение способности согласовывать движения различными частями тела (преимущественно асимметричные и сходные с рабочими движениями в какой-либо деятельности); развитие координации движений не ведущей конечности; развитие способностей соразмерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Решение выделенных задач по развитию координационных способностей на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного школьного возраста приводит к тому, что:

— дети значительно быстрее овладевают различными двигательными действиями; успешно справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками; приобретают умения экономно расходовать свои энергетические ресурсы в процессе двигательной активности; испытывают чувства радости и удовлетворения от освоения в совершенных формах новых и разнообразных движений.

Далее экспериментально проверили эффективность развития координации движений у старших дошкольников на занятиях фитбол-гимнастикой. Выделили контрольные упражнения на определение уровня развития координации движений у детей старшего дошкольного возраста МДОУ ДОУ № 139 г. Магнитогорска. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей посещающих занятия фитбол-гимнастикой — экспериментальная группа; 20 детей — не посещающие данные занятия — контрольная группа. При выполнении каждого упражнения отслеживались пять критериев: время освоения; время перестройки двигательной деятельности; точность выполнения; сохранение устойчивости; стабильность выполнения. Констатирующий эксперимент показал незначительную разницу в показателях определяющих уровни развития координации движений детей экспериментальной группы и контрольной группы. Мы учитывали показатели физического развития детей данных групп (рост, вес, динамометрия, ЖЁЛ, группа здоровья).

Подобрали комплексы упражнений на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях фитбол-гимнастикой. Апробировали упражнения на развитие координации движений у детей старшего дошкольного возраста на занятиях фитбол-гимнастикой. Контрольный эксперимент показал значительную разницу в показателях определяющих уровни развития координации движений и физического развития детей экспериментальной группы и контрольной группы в пользу экспериментальной группы.

В итоге, фитбол-гимнастика представлена как современная здоровьесберегающая технология на сохранение и стимулирование здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Выделены, экспериментально проверены комплексы упражнений на занятиях фитбол-гимнастикой с детьми старшего дошкольного возраста, которые укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, моторных функций, формируют навык правильной осанки, влияют на развитие координационных способностей детей.

Список используемой литературы.

3. Ильина, Г. В. Здоровьесберегающие технологии в современном образовательном процессе/ Г. В. Ильина // Формирование ценностно-мотивационного отношения студентов к реализации здоровьесберегающих технологий в физкультурной деятельности дошкольников: монография / Г. В. Ильина и др. — Красноярск: ЦНИ «Монография», 2014. — С. 88-108.

5. Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – СПб. : РЕЧЬ, 2002.

Инна Кудрик
Исследовательская работа «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»

«Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»

Аннотация

к исследовательской работе

«Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики»

Кудрик Инна Михайловна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 11 «Белоснежка» города Тынды Амурской области

Россия, Амурская область, город Тында

Наблюдения за детьми во время физкультурных занятий и в свободной деятельности показали, что у многих воспитанников недостаточно развиты умения ориентироваться в пространстве, сохранять устойчивость позы в различных ситуациях, согласованно выполнять движения различными частями тела. У детей низкие результаты в челночном беге, прыжках на скакалке и мяче фитболе. А это именно те упражнения, в которых просматриваются координационные способности.

В этой связи актуальной становится проблема разработки методических рекомендаций для формирования координационных способностей детей дошкольного возраста в ДОУ.

Поэтому тема «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста посредством фитбол-гимнастики» так актуальна.

Цель работы заключалась в раскрытии эффективного влияния фитбол-гимнастики на формирование координационных способностей детей дошкольного возраста.

Объект исследования: координационные способности.

Предмет исследования: Фитбол- гимнастика, как средство развития координационных способностей детей дошкольгого возраста.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы использования фитбол-гимнастики в развитии координационных способностей детей дошкольного возраста;

2. Совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки с изменением темпа, ритма их выполнения чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удерживая равновесие.

3. Обосновать эффективность использования фитболов в развитии координационных способностей дошкольников.

Гипотеза: предполагается, если в образовательной деятельности по физической культуре использовать упражнения с фитбол мячами, то уровень развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста значительно возрастет.

Методы исследования:

• Словесные.

• Наглядные

• Практические.

• Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

• Методы математико-статистической обработки материалов.

Вывод:

Гипотеза подтвердилась: использование фитбол-мячей способствует развитию координации детей дошкольного возраста.

Именно акцент на использование фитболов поможет в дальнейшем качественно повысить уровень координационных способностей детей.

Фитболы позволяют максимально индивидуализировать физкультурно-оздоровительный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки, как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости (воображаемая вертикальная поверхность).

Дети, занимающиеся фитбол0гимнастикой способны:

• сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений;

• умеют точно воспроизводить заданный ритм;

• способны в нужный момент расслаблять и напрягать определенные мышцы;

• сохраняют пространственную ориентацию и функции равновесия;

• смелые, уверенные в своих силах и нацелены на успех.

Введение

Введение

Дошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным развитием координационных способностей, что обусловлено естественным ростом ребенка и соответствующим развитием систем и функций его организма. Наиболее активно формируются двигательные координационные навыки в возрасте 4-7 лет. Поэтому, работу по их формированию следует проводить именно в этот период. Как известно, работа по формированию координационных движений достаточно сложна по своему составу, как для детей, так и для педагога, так как требует особой сосредоточенности, концентрированности и внимательности. И зачастую дети выполняют их без особого интереса и желания, потому что движения влекут за собой большую затрату сил, труда и воли. Поэтому, на мой взгляд, для того, чтобы повысить уровень координационных способностей у детей, следует эту работу проводить в более занимательной и интересной форме.

Исходя из этого,определила педагогическую проблему: Как привлечь детей к дополнительной активности? Какие эффективные методы выбрать? Различные формы проведения занятий с использованием новых современных методик, нового оборудования — важнейшее условие оздоровительной работы с дошкольниками. Поэтому, данная проблема побудила меня к поиску новых инновационных технологий — внедрению в ДОУ фитбол-гимнастики.

Фитбол-гимнастика – это особая форма занятий, которая не только благотворно влияет на развитие всех систем организма, но и формирует желание заниматься физкультурой в целом. А усилия, которые затрачиваются на занятиях, компенсируются веселой, заводной и ритмичной музыкой. Дети занимаются с большим удовольствием и усердием и выполняют упражнения более качественно. Фитболы считаются нетрадиционным оборудованием в детском саду, но вместе с этим обеспечивают хороший оздоровительный –профилактический эффект.

Глава 1. Структура исследования

Объект исследования: координационные способности.

Предметом исследования – фитбол-гимнастика, как средство развития координационных способностей детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Использование фитбол мячей, качественно повысит уровень координационных способностей.

Цель исследования заключалась в раскрытии эффективного влияния фитбол-гимнастики на формирование координационных способностей детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы использования фитбол-гимнастики в развитии координационных способностей детей дошкольного возраста;

2. Совершенствовать основные движения дошкольников, двигательные умения и навыки с изменением темпа, ритма их выполнения, чередования, ориентации в пространстве, координации выполнения движений, удерживая равновесие.

3. Обосновать эффективность использования фитболов в развитии координационных способностей дошкольников.

Для решения поставленных задач использовала комплекс методов:

• Словесные — объяснения, указания, похвала, рассказ, беседа, литературные (разучивание, проговаривание стихов пропевание песен).

• Наглядные — показ, имитация, участие инструктора в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры.

• Практические — упражнения, конкретные задания, игровые приемы применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать и т. д.). Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объёма содействуют развитию умения распределять движения в пространстве.

• Теоретический анализ и обобщение литературных данных.

• Методы математико-статистической обработки материалов.

Работапо решению поставленных задач проводилась с учетом следующих принципов:

Принцип развивающего обучения – предлагаемые упражнения должны быть направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень качеств, а опережать его, требовать приложение усилий для овладения новыми движениями.

Принцип сознательности и активности детей – сознательное отношение детей к предлагаемым упражнениям, увеличивает прочность их усвоения, воспитывает самостоятельность, инициативу.

Принцип систематичности и последовательности (требует постоянного повторения изученного материала, с рассматриванием его с новых позиций, увязыванием со своим личным опытом, с личными наблюдениями);

Принцип индивидуального подхода (учитываются особенности каждого ребёнка, требует гибкости в подборе двигательных заданий);

Принцип доступности (заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития);

Принцип наглядности (выражает необходимость формирования у воспитанников представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений);

Принцип координации деятельности педагогов, специалистов и родителей («принцип комплексности»);

Здоровьесберегающий принцип (предполагает, что все происходящее в образовательном учреждении — от разработки планов, программ, до проверки их выполнения, включая проведение организованной-образовательной деятельности, работу с родителями и др. должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье воспитанников).

В своей деятельности опиралась на такие формы работы, как беседы, использование художественного слова, подвижные игры, просмотр презентаций, утреннюю гимнастику, физкультминутки, динамический час, закаливающие процедуры, занятия по физической культуре, занятия в бассейне, прогулки, игры, эстафеты, спортивные развлечения, физкультурные досуги, физкультурные праздники, и т. д.

Определила необходимость поиска эффективных средств организации занятий. Основным средством воспитания координационных способностей являлись физические упражнения с фитбол-мячами повышенной координационной сложности,которые содержали элементы новизны:

• Гимнастические упражнения с фитбол-мячами (строевые, общеразвивающие и др.);

• Танцевальные упражнения с мячом или вокруг него (элементы ритмики);

• Корригирующие упражнения с мячиками (упражнения направленные на профилактику плоскостопия, нарушения осанки);

• Подвижные игры и эстафеты с фитболами;

Практическая значимость Во время проведения исследования мною разрабатываются методические рекомендации «Развитие координационных способностей детей дошкольного возраста, посредством фитбол-гимнастики» которые могут быть использованы в практической деятельности воспитателями и инструкторами по физической культуре для повышения уровня физических качеств у дошкольников.

Ожидаемый результат: Повышение двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста за счет внедрения в процесс мяча фитбола. Улучшение ориентировки, координации в пространстве у дошкольников. Обогащение предметно-развивающей среды. Вовлечение родителей в совместную двигательную деятельность с детьми. Использование упражнений с фитболами в свободной деятельности.

Научная новизна исследования заключалась в определении целесообразного объёма специальных способов, упражнений, методов и приёмов, применяемых в развитии координационных способностей старших дошкольников.

Глава 2. Практическое исследование проблемы

Исследование проводилось на базе МДОБУ ДС №11 г. Тынды.

Для реализации данного исследования был разработан план мероприятий, который состоял из трёх этапов:

1 Организационный этап (сентябрь – октябрь 2016 года);

2 Основной этап (ноябрь2016 – декабрь 2018);

3 Заключительный этап (январь-февраль 2019 учебный год).

На первом этапе (организационном) был проведен отбор детей в кружок фитбол-гимнастики, определен уровень двигательных способностей детей на основе диагностических материалов для определения уровня физической подготовленности.

Диагностическое обследование 2016 год

Уровень Координация Ориентировка в пространстве Быстрота Выносливость Ловкость

высокий 3% 4% 6% 8% 12%

средний 47% 51% 70% 80% 73%

низкий 50% 45% 24% 12% 15%

Результаты проведенной диагностики подтвердили, что у многих детей низкий уровень двигательных способностей. Не все дети могут ориентироваться в пространстве, слабо развиты координация и равновесие Не все имеют хорошую быстроту, выносливость и ловкость.

В связи с этим, на первом (подготовительном) этапе была изучена

научно-педагогическая литература, таких авторов, как Е. Г. Сайкина, С. В. Кузьмина «Фитбол-гимнастика в детском саду», А. А. Потапчук «Двигательный игротренинг для дошкольников», Т. С. Яковлева «Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду», Т. А. Тарасова «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста».

Для исследования мною были взяты две группы детей. Одна группа являлась контрольной (13 человек) – это дети, которые не посещали дополнительные занятия по фитбол-гимнастике. Вторая группа – экспериментальная (12 человек). Данные дети (в рамках дополнительной услуги – кружок «Фитбол-гимнастика) занималась 2 раза в неделю, кроме основных занятий по физической культуре.

Составила рабочую программу «Фитбол-гимнастика».

На втором этапе – организационном, в рамках программы «Фитбол-гимнастика» начала проводить с детьми дополнительные занятия по кружку.

Определив, что основным средством развития координационных способностей являются физические упражнения, я разработала комплексы упражнений на мяче-фитболе.

Гимнастические упражнения с фитбол-мячами:

• строевые – ходьба и бег с фитболом в руках по различным разметкам и линиям. Ведение и отбивание мяча-фитбола, прокатывание в разных направлениях.

• общеразвивающие упражнения: Изменяю способы выполнения действий, меняю исходные положения,усложняю привычные действия добавочными движениями (ловля мяча с предварительным хлопком в ладоши,поворотом кругом сидя на мяче-фитболе. Комбинирую двигательные действия (полоса препятствия).

• Танцевальные упражнения с мячом или вокруг него, развивая чувство ритма я использую танцевальные шаги вокруг мяча-фитбола, с отбиванием по его поверхности ритмической мелодии,сидя на мяче-фитболе выполнять движения на развитие координации (руки вверх, в стороны, вперед и поочередно меняя положение).Выполнять повороты сидя на мяче с мячом в руках, прокатывать мячик вперед и вокруг фитбола, держа мячик за спиной,выполнять наклоны туловищем влево вправо, вперед,назад.

• Корригирующие упражнения, упражнения направленные на развитие координации и равновесия (отжимания на мяче-фитболе, прокатывание мяча в прямом направлени, лежа на животе, сидя на мяче выполняем круговые вращения туловищем, лежа на мяче фитболе с упором рук на пол,поднимание ног вверх, упражнение «стрела»)

• Подвижные игры и эстафеты с фитболами. Для развития координации и как следствие способность ориентироваться в пространстве я применяю подвижные игры на мячах фитболах: «Найди себе пару», «Быстро в круг», «Раз, два, три, четыре пять мы построились опять!», «Воевода», «Кавалеристы», «Пробеги по бревну», «Кто быстрее прокатит фитбол по скамейке», «Ловишка на мяче».

Результатом этой деятельности стали выступления детей на родительских собраниях. Было показано выступление детей на мячах-фитболах во время Управляющего совета для родителей, а также на общем собрании для родителей детского сада. Уже стало традицией выступление детей в конце учебного года.

В рамках данной исследовательской работыс педагогами провела: мастер-класс «Двигательный игротренинг для дошкольников с использованием мяча фитбола».

На городском Ресурсном центре «Дополнительное образование» заслушан опыт работы «Фитбол-мячи и их значение», на заседании методического объединения «Бодрость» была представлена программа «Фитбол-гимнастика». Участвовала в городском конкурсе для педагогов «ФГОС: форма, глубина, опыт созидание», заняла второе место.

Считаю, что положительного результата можно добиться с помощью родителей. Сделать их союзниками. Было проведено анкетирование по теме «Двигательная активность в вашей семье», которое показало, что дома дети проводят в статическом положении.

Для родителей мною был подготовлен и распространен по группам консультационный материал: «Гимнастика бывает разной», «Мой веселый и полезный мяч».

Изготовлены для родителей буклеты, памятки, папки-передвижки.

Также приняла участие в групповых родительских собраниях на тему «Развитие координации и равновесия вашего ребенка», был показан видео ролик «Фитбол-гимнастика, как средство оздоровления детей». После показа были бурные обсуждения, родители с удовольствием выполняли предложенные задания на мяче.В результате: родители приобрели в семью Фитбол-мяч.

Дети с родителями активно принимали участие в различных мероприятиях: «Папа-мама я дружная семья», «Форд-Боярд», «Наши мамы лучше всех», уже стало традицией — перед соревнованиями родители вместе с детьми выполняют упражнения на мячах-фитболах. В летний период очень зажигательно мы проводим флешмоб с родителями, тоже с мячом-фитболом.

В период исследования мною были разработаны:

• программа дополнительного образования по Фитбол-гимнастике;

• картотека подвижных игр с использованием мяча фитбола на развитие координации.

На третьем заключительном этапе были подведены итоги проделанной работы. Для оценки уровня развития координационных способностей я использовала наблюдение и диагностические тесты, предложенные М. А. Руновой.

Тесты для определения ловкости и координационных способностей:

1. Челночный бег 3 раза по 10 м. (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки)

2. Статическое равновесие (тест выявляет и тренирует координационные возможности детей)

3. Подбрасывание мяча и ловля мяча (тест на ловкость и координацию)

4. Отбивание мяча от пола (тестируется скорость реакции)

5. Прыжки через скакалку (тестируется выносливость)

Уровни координационных способностей

за 2016 — 2019 год

Полученные данные свидетельствуют о динамике развития детей:

Уровни 2016 — 2017 2017- 2018 2018 — 2019

Контрольная гр Экспериментальная гр Контрольная гр Экспериментальная гр Контрольная гр Экспериментальная гр

Высокий 8 % 33 % 16 % 50 % 31 % 69 %

Средний 61 % 50 % 61 % 50 % 69 % 31 %

Низкий 31 % 17 % 23 % 0 0 0

Сравнительные результаты исследования показали, что работа по формированию координационных способностей у детей, занимающихся фитбол -гимнастикой, значительно выше, чем у детей контрольной группы.

Диаграмма

уровня координационных способностей

детей контрольной группы за 2016-2019 год

Диаграмма

уровня координационных способностей

детей экспериментальной группы за 2016-2019 год

По данным диагностики, проводимой с 2016 – 2019 г. уровень координационных способностей детей постепенно растёт.

Гипотеза подтвердилась: использование фитбол-мячей способствует развитию координации детей дошкольного возраста.

Именно акцент на использование фитболов поможет в дальнейшем качественно повысить уровень координационных способностей детей. Фитболы позволяют максимально индивидуализировать физкультурно-оздоровительный процесс за счет широких возможностей коррекции осанки, как во фронтальной, так и в сагиттальной плоскости (воображаемая вертикальная плоскость).

Дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой способны:

• сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений;

• умеют точно воспроизводить заданный ритм;

• способны в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы;

• сохраняют пространственную ориентацию и функции равновесия;

• смелые, уверенные в своих силах и нацелены на успех.

В перспективе я планирую продолжить работу по своей системе, адаптировав её на детей с особенностями в развитиии. Так как эти дети в силу своих особенностей особо нуждаются в целенаправленной работе по развитию координационных способностей.

Список использованной литературы.

1. Верхозина Л. Г. Гимнастика для детей 5 – 7 лет. – Издательство Учитель, 2013,126с.

2. Кантан В. В. Раннее физическое развитие ребёнка. СПб.: КОРОНАпринт, 2001,272с.

3. Карпенко Л. А. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике. – Советский спорт, 2014, 264с.

4. Кудрявцев В. Т. Педагогика оздоровления. – Лика – Пресс, 2000, 296с.

5. Потапчук А. А. Двигательный игротренинг для дошкольников. М.: Сфера, 2009,176с.

6. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М.: ТЦ Сфера, 2005,167с.

7. Яковлева Т. С. Здоровый образ жизни. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду. М.: Школьная пресса,2007,136с.

8. Рунова М. А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.-96 с.

9. Программа «Здоровье». Под ред. В. Г. Ашшовская, 1993.

10. Яковлева Л. В., Юдина Р. А. Физическое развитие и здоровье детей. -М.: ВЛАДОС

Теория и практика использования фитбольных мячей в физкультурных занятиях с детьми. Материалы по применению фитболов в общеразвивающих упражнениях, в подвижных играх, в основных движениях гимнастики. Всё о грамотной организации двигательной активности детей на «швейцарских мячах».

Комплексы игровых упражнений и конспекты физкультурных занятий, консультации и мастер-классы по данной теме. Укрепляем мышцы спины и брюшного пресса, создаём хороший мышечный корсет, развиваем координацию движений и вестибулярный аппарат, формируем навык правильной осанки.

Впечатляющее разнообразие игр и упражнений с фитболами.

Содержится в разделах:

  • Физическое воспитание дошкольников. Спорт
  • Мяч. Игры с мячом, развлечения, поделки

По группам:

  • Подготовительная группа

Показаны публикации 1-10 из 278.
Все разделы | Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей

Новое

Конспект занятия на фитболах «Мама и малыш» Задачи: 1. Снятие гипертонуса мышц 2. Предотвращение колик и болей в животе 3. Укрепление вестибулярного аппарата 4. Активация работы внутренних органов 5. Укрепление иммунной системы 6. Повышение выносливости Ход работы Инструктор. Здравствуйте ребятки. Здравствуйте уважаемые…

Картотека игр на фитболе «Пятнашки сидя» Сидя на фитболе, играющие передвигаются по залу, водящий пятнает ближайшего игрока, который становится водящим. «Третий лишний» играющие, сидя на мячах, располагаются по кругу; на одном мяче сидят сразу два игрока. По команде преподавателя один из играющих без…

Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей — Статья «Влияние фитбол — гимнастики на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста»

Публикация «Статья «Влияние фитбол — гимнастики на развитие двигательных…» Влияние фитбол – гимнастики на развитие двигательных способностей детей дошкольного возраста Детский возраст — это время интенсивного формирования и роста тела, развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей становления личности. Вместе с тем это…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД по физическому развитию «Фитбол» Занятие по фитбол-гимнастике Подготовительная группа Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста основных видов движений через использование фитбол-мячей. Задачи: -Совершенствовать технику упражнений с фитболом. -Развивать и укреплять мышцы, формирующие и поддерживающие…

Проект «Фитбол-гимнастика как инновационное средство физического воспитания дошкольников» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Д/С №35″ Проект «Фитбол-гимнастика как инновационое средство физического воспитания дошкольников» Подготовила: Гусейн-Заде Г.М. Махачкала 2019 г Руководитель: Воспитатель старшей группы Гусейн-Заде Г.М Вид проекта:…

«Фитбол. Что, к чему и почему?» Упражнения Фитбол. Что, к чему и почему? Елена Баланюк. Цель — распространение опыта по применению фитболов. Задача — развивать практические умения педагогов по организации работы с фитболами. Фитбол образован от двух слов: fit – оздоровление, ball – мяч. Это специализированный мяч (чаще…

Фитбол. Занятия на фитболе, упражнения с мячом для детей — Физиоролл — аэробика с элементами фитбола

Статья «Физиоролл — аэробика с элементами…» Физиоролл – аэробика с элементами фитбола «Крепкий орешек» Физиоролл — представляет собой два соединенных между собой мяча, образующих устойчивый овальный ролл, по форме напоминающий «арахис». Эта форма и составляет его основное отличие, так как благодаря ей физиоролл является…

Конспект НОД с элементами фитбол-гимнастики в подготовительной группе «Королевство волшебных мячей» Конспект НОД с элементами фитбол-гимнастики в подготовительной группе «Королевство волшебных мячей» Программное содержание: 1.Образовательная область «Физическая культура»: — продолжать развивать физические качества: силу, выносливость, координацию, ориентировку в пространстве;…

Конспект занятия по фитбол-гимнастике «Космическое приключение» Возраст воспитанников: 5-6 лет Цель: Повышать уровень физической и двигательной подготовленности детей Задачи по областям: Физическое развитие 1. Повышать функциональную активность сенсорных систем 2. Закреплять динамические упражнения на фитболе, тренировать функцию равновесия…

Проект «Использование фитбол-мячей на занятиях по физической культуре» Проект «Использование фитбол – мячей на занятиях по физической культуре» Актуальность данной темы состоит в том, что за последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. 80% детей имеют аномалию осанки, деформацию стоп, увеличивается частота тяжких форм сколиоза….

Страницы: 2 3 4 … 28[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *