№8 (97) / 20 •сентября• ‘10

Светлана Ладина, Иерусалим Паломничество

•В этой теме:•

Паломничество

Русские православные приходы Европы: Будапешт и Вена

Юлия Комлева, кандидат исторических наук

«…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное»
Мф. 18,3

Хватит! Хватит заинтриговывать читателей, пора все объяснить, а то и вправду кто-нибудь решит, что корреспонденты ПВ разъезжают по заграничным командировкам . Ну, в самом деле, в третьем номере подряд «Встречи на Святой Земле. Иерусалим. Светлана Ладина». Напрашивается вопрос: откуда у журнала, зарабатывающего на благотворительные проекты, средства на отправку своих журналистов в дорогостоящие турне?

Отвечаю: никто меня туда не отправлял. Просто у мужа был отпуск, и мы решили выбраться дня на три на Святую Землю. Такой недолгий срок выбрали по многим причинам. Причина первая: он-то был в отпуске, а я-то нет. Причина вторая: не хотелось надолго оставлять детей одних. Причина третья: чем дольше пробудешь на Святой Земле, тем больше святынь тебе предложат посмотреть. А душа-то маленькая. В нее бы вместилось посещение Храма Гроба Господня и Гробницы Божией Матери — уже хорошо.

Одним из результатов этой частной паломнической поездки стали три материала, объединенные в рубрику «Встречи на Святой Земле». Мы уже писали в одном из номеров ПВ, что корреспондент «Православного вестника» — это диагноз. Симптомы: каждая возможность для написания интересной статьи должна быть использована, а если такой возможности нет, ее надо создать.

Как уже поняли наши постоянные читатели, во время поездки нам очень повезло с гидом (см. ПВ №5), удалось пообщаться с начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандритом Исидором (Минаевым) (см. ПВ №4). А сегодня — рассказ еще об одном удивительном знакомстве.

Представьте себе: узкие улочки Старого Иерусалима, по обе стороны — тесно прижавшиеся друг к другу невысокие дома. Из окна на втором этаже торчит штырь с подвешенной на него корзиной и каким-то приспособлением для спуска-подъема этой корзины. Наш гид Рафаил поясняет: «Это здание Иерусалимской Патриархии. А это — окно кельи архимандрита Евсевия. В этой корзинке по праздникам он спускает подарки для детей». Корзина наводит на мысль о том, что батюшка, видимо, затворник. И пообщаться с ним не удастся. Эх.

На следующий день вечером в ресторанчике нашего отеля во время ужина (кстати говоря, ассортимент блюд позволял совершенно спокойно пережить Великий Пост и не вздыхать по мясу и колбасе, поскольку изобилие овощей и фруктов с лихвой все покрывало) — так вот, во время ужина в зал входят четверо ребятишек из нашей паломнической группы вместе с невысоким пожилым священником в греческом одеянии. Он говорит по-русски с приятным мягким акцентом — люди старшего поколения, смотревшие фильм «Цыган» с Михаем Волонтиром, могут вспомнить манеру говорить главного героя -очень похоже. Батюшка радостно здоровается и представляется: «Я — архимандрит Евсевий!». Так начинается наше знакомство.

Вместе с детьми он поет колядки, дарит детям и взрослым воздушные шарики, кипарисовые крестики и бумажные иконы, и с неподдельным интересом беседует с каждым, кто оказывается рядом. Это просто лучистый фейерверк доброты, детской открытости и дружелюбия. Честно говоря, первое время мы смотрим на него с интересом и долей настороженности — ну, не привыкли мы к таким архимандритам. Мы очень уж взрослые, а он, старше нас в два раза, совсем как ребенок. Замечательный ребенок! И, ясное дело, что невозможно не увязаться за ним с диктофоном в руках.

Отец Евсевий, почему все это: шарики, подарки, колядки? Вы похожи на Деда Мороза…

Я — архимандрит Евсевий для взрослых, а для детей я — Евсюша. Я не Дед Мороз, а старший помощник Деда Мороза по раздаче подарков, а младшая помощница — Снегурочка. Правильно?

Правильно.

Что еще сказать? Я член Братства греческой Иерусалимской Патриархии, Гроба Господня. Я грек родом, учился в Питере, у вас в России. Там познакомился с русским Дедом Морозом (забыл, в каком городе он живет). Я каждый год езжу в Россию посещать своих друзей, знакомых.

А где учились в Питере?

Где учился? В духовной академии, где еще можно учиться?

А как давно Вы живете в Иерусалиме?

С детства, я здесь уже 44 года. Родился я в Греции. Когда мне было 12 лет, я приезжал сюда впервые. Здесь окончил семинарию. В 1979 году, когда стал иеромонахом, Священный Синод послал меня в Россию, в духовную академию. Я учился при Брежневе, при коммунизме. И Питер тогда был Ленинградом, потому называлась ЛДА — Ленинградская Духовная Академия. Ваш нынешний Патриарх Кирилл был нашим ректором.

У вас удивительное взаимопонимание с детьми.

Послушайте, моя радость — помогать детям. Я на это трачу много денег из моей зарплаты, но я не жалею, с радостью делаю, потому что дети заслуживают любви, понимаете это? Когда я был ребенком и учился в школе, у нас были трудные времена — по всему миру были такие времена. Тогда не было такого изобилия подарков. То, чего мы лишились маленькими — не хочу, чтобы и современные дети лишились. Откуда эти подарки? От Деда Мороза через помощника его, отца Евсевия, Евсюши. И, когда даришь те же подарки, конечно, общаешься с детьми и молишься за них в храме. У меня и в келье все детское, и даже елка есть, потому что ко мне приходят дети-паломники — русские, греки, арабы.

А паломники из России как-то отличаются?

Это долгий разговор. Надо много чего говорить об Иерусалиме, о паломничестве. Какие трудности есть у паломников, какие отрицательные стороны паломников вообще православных, какие проблемы есть между паломниками русскими, греками. Вот я приеду в Россию — я часто там бываю — или вы приедете еще раз — и мы с вами поговорим.

* * *

«Эй!» — это отец Евсевий кричит уже трем молодым женщинам, выходящим из дверей небольшой лавочки. Они, увидев его, приветственно кричат что-то в ответ и присоединяются к нам. Они — гречанки, замечательно красивые, мы все почему-то друг другу рады, как старым друзьям. Отец Евсевий знакомит нас, мы общаемся, при этом батюшка выполняет роль переводчика. В какой-то момент он, обращаясь ко мне, говорит что-то по-гречески. И, пока я удивленно хлопаю глазами, отец Евсевий заговаривает с гречанками по-русски. Теперь и они недоумевают. Отец Евсевий, глядя на нас, посмеивается: «С вами по-гречески, с ними по-русски — смешение языков, Вавилонская башня! Там, наверное, так же было!» И мы смеемся вместе с ним.

Прощаемся с новыми знакомыми и провожаем батюшку до дверей Иерусалимской Патриархии. Уже стемнело. Ворота должны запереть, и отец Евсевий торопится, словно муравьишка из мультика (Помните? «Солнышко скроется, муравейник закроется!»). Мы договариваемся о том, что когда-нибудь встретимся. Когда? Не загадываем, но надеемся, что это устроит Господь. На прощание мы благословляемся у отца Евсевия и возвращаемся в отель совершенно счастливые. Вот оно — будьте как дети.

* * *

Сфотографировать отца Евсевия в полутемных переулочках как следует не получилось. В поисках фотографий для публикации я полезла в Интернет — а вдруг? Результаты превзошли все ожидания. Я нашла даже несколько статей о «старшем помощнике Деда Мороза»:

«С приветственным словом к участникам международного научного мероприятия обратился представитель Иерусалимского Патриарха архимандрит Евсевий, который отметил, что связи между Византией, Грецией и Иерусалимской Патриархией существуют с момента Крещения Руси через Византию, что сразу же положило начало традиции русского паломничества в Святую Землю. Также греческие Иерусалимские патриархи посещали Святую Русь и искали там помощь моральную, духовную и, в том числе, финансовую, поскольку святые места и Гроб Господень были в опасности. В коммунистический период связи между Грецией, Иерусалимом и Россией были прерваны, но после посещения Святой Земли Патриархом Алексием I между патриархиями возникла договоренность посылать со Святой Земли учиться в Россию священников». «Нам необходимо усилить связи между Греций, Иерусалимской Патриархией и Россией. Я хотел передать вам патриаршее благословение нашего Иерусалимского Патриарха Феофила, который поручил мне прийти сюда к вам. Вчера у Гроба Господня мы молились за Россию, пусть сегодняшнее заседание пройдет с успехом», — сказал архимандрит Евсевий». (сайт «BestPersons.ru»)

«18 июня 2009 года в храме св. Иоанна Богослова Леушинского подворья состоялась Божественная Литургия, которую возглавил архимандрит Евсевий, клирик Иерусалимской Патриархии, которой служит в храме Гроба Господня и патриаршем храме свв. Константина и Елены… Служба совершалась как на церковнославянском, так и на греческом языках. На службе употреблялись некоторые особенности служения Литургии в храме Гроба Господня». (сайт «Леушинское подворье»)

Слава Богу, подарившему нам эту удивительную встречу со старшим помощником Деда Мороза, представителем Иерусалимского Патриарха, выпускником духовной академии, клириком храма Гроба Господня, для взрослых — архимандритом Евсевием, для детей — Евсюшей. Господи, сделай так, чтобы мы когда-нибудь снова встретились!

•В других номерах:•

№8 (120) / 10 •февраля• ‘16

Паломничество

Ворота Старого города

Беседовала Светлана Ладина

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Паломничество

Скажи мне, Господи, путь. Записки русского паломника о болгарском монастыре

Материал подготовила Марина Буханова, прихожанка и добровольный помощник монастыря во имя святого Георгия в Помории (Болгария)

Категория: Жития изображенных в храме святых

Священномученик Филумен, в миру Софоклис Хасапис, родился на Кипре 15 октября 1913 года.

Когда ему было 14 лет, он вместе со своим братом Александром стал насельником кипрского монастыря Ставровуни, по преданию, основанного святой царицей Еленой. Прожив в монастыре несколько лет, братья переехали на Святую землю в Иерусалим и поступили в греческую Святогробскую школу в Иерусалиме.

Во Святом Городе киприоты приняли монашеский постриг с именами Филумен и Елпидиос. Однако вскоре их земные пути разошлись. Иеромонаха Елпидиуса пригласили в Александрйискую православную Церковь, а Филумен остался служить в юрисдикции Иерусалимского патриархата, и вся его оставшаяся жизнь была неразрывно связана со Святой Землей.

В 1939 году он окончил семинарию и нес различные послушания в Иерусалимской Патриархии. Началась Вторая мировая война. В это непростое для всего мира время Филумен вел обычную монашескую жизнь. Несколько лет подвизался в долине Кедрон в лавре святого Саввы — удивительной обители, в которой по сей день нет электричества.

В ноябре 1944 его рукоположили во иеромонаха. В течение более чем 30 лет он был настоятелем нескольких монастырей и храмов Святой Земли — в Яффе, Рамалле, иерусалиме. В том числе в монастыре Архангелов в Иересалиме , в котором в середине XIX века, при архимандрите Порфирии (Успенском) и иеромонахе Феофане (Говорове) располагалась первая Русская Миссия. Перед последним назначением архимандрит Филумен подвизался в монастыре на территории храма Гроба Господня в Иерусалиме, поэтому и был впоследствии назван Святогробцем.

В мае 1979 года архимандрит Филумен был назначен игуменом монастыря при колодце Иакова городе Сихем в Самарии, который находился вблизи мусульманских и иудейских поселений, также претендовавших на это место. Спустя 30 лет после этого назначения Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Феофил III вспоминал в Первосвтительском слове, что братия Святого Гроба Господня сразу же по назначении отца Филумена в Сихем называла его новомучеником, тем самым предсказав его страдальческую кончину.

В Самарии архимандрит Филумен прослужил всего несколько месяцев. В конце ноября в монастырь пришли несколько человек и потребовали убрать от колодца Иакова кресты и иконы, потому что символы христианства мешали им молиться в этом священном для них месте. Настоятель отказался, напомнив, что колодец Иакова — православная святыня уже многие сотни лет.

Фанатики ушли, пригрозив, что если настоятель не уберет христианские символы, то должен приготовиться к худшему.

Через неделю, 29 ноября 1979 года, архимандрит Филумен (Хасапис) был убит. Убийцы — фанатики -сионисты — ворвались в храм перед вечерней, топором нанесли в лицо две раны (от лба до подбородка и от уха до уха, как бы прочертив крест), по частям отрубили пальцы правой руки, которыми складывается крестное знамение, и выкололи глаза. Также фанатики разрубили храмовое распятие и осквернили священные сосуды.

Через шесть дней тело архимандрита Филумена было погребено на кладбище Братства Гроба Господня на горе Сион.Убийца архимандрита Филумена был признан психически невменяемым.

Четыре года спустя, 30 ноября 1983 г. Патриарх Иерусалимский Диодор в сопровождении греческих епископов, архимандритов, священников и монахов, совершил открытие мощей архимандрита Филумена. Останки были почти полностью нетленными. Их обмыли, обернули новым покровом и положили в Троицком храме греческой семинарии на Сионе, а спустя несколько месяцев в новом гробе снова похоронили на Сионе.

«Почитание его как мученика началось с самого начала, — рассказал «ТД» диакон Александр Занемонец, преподаватель Университета Хайфы. — В 1985 г. его мощи, по благословению патриарха Диодора, были перенесены в храм Святой Троицы патриаршей школы на Сионе и покоились там в стеклянной раке. Почитание распространялось и на родном для архимандрита Филумена Кипре: в 1999 году митрополит Морфийский Неофит благословил составление службы мученику и в 2000 — писание иконы. Иерусалимский патриарх Ириней, по решению синода, тогда же внес имя архимандрита Филумена в святцы».

Спустя время в монастыре у колодца Иакова, игуменом которого несколько месяцев был архимандрит Филумен, начали строить храм в честь святой Фотинии Самарянки (с которой у колодца беседовал Иисус Христос и прямо назвал себя Мессией). 29 августа 2008 г. накануне освящения храма, мощи архимандрита Филумена торжественно перенесли в монастырь.

Мощи священномученика пребывают в Троицком храме на Сионе.

Напомним, Иерусалимская Церковь причислила Филумена Святогробца к лику святых недавно — 11 сентября 2009 года.

По материалам открытых интернет-источников.

Просмотров: 1693

Реликвии или реликварии – это священные предметы, представляющие собой останки святых Христианской Церкви. Эти чудотворные предметы являются объектом религиозного почитания как в православной, так и в католической вере. В христианстве почитание реликвий уходит корнями вглубь веков и впервые упоминается в письменных свидетельствах, относящихся ко второму столетию. Однако догмат почитания католических реликвариев и их обязательное размещение в алтарях храмов был установлен только в 787 году на Седьмом Вселенском Соборе. С тех пор эти невероятно ценные артефакты получили широкое распространение, и сегодня любой желающий может купить христианские реликвии, которых великое множество по всему интернету. Одна из самых почитаемых святынь сегодня – это реликвия святой Филомены. Позвольте рассказать вам больше об этой святой.

Тринадцатилетняя мученица святая Филомена является примером чистоты и верности Спасителю. Она родилась 10 января 289 года в городе Никополе в Греции во время правления императора Диоклетиана и была замучена им до смерти в Риме.

Мощи святой Филомены были обнаружены в Катакомбах Присциллы в Италии в начале XIX века. На ее могиле были выгравированы символы ее мучений: пальмовая ветвь, хлыст, три стрелы (одна из которых словно охвачена пылающим огнем), якорь, и символ ее чистоты – цветок лилии. Реликвия святой Филомены также содержала ампулу с кровью юной мученицы, которая была собрана в момент ее смерти. Ее чудотворные мощи были перенесены в город Мирано, находящийся неподалеку от Неаполя. Спустя 35 лет, указом Папы Григория XVI, дева-мученица Филомена была официально названа одной из христианских святых.

Почитание святой Филомены не было широко распространено, и многие верующие обращались к ней только в личных молитвах. Она даже перестала упоминаться во время богослужения из-за отсутствия документальной информации о ее существовании и подтвержденных чудесных явлениях. Годы спустя Папа Иоанн Павел II восстановил публичный культ молодой мученицы благодаря свидетельствам последователей Живого Розария, полученных во время их аудиенции. После этого реликвия святой Филомены вновь стала пользовалась большим спросом среди верующих.

Еще одним фактором, способствовавшим распространению почитания святой Филомены, было то, что известный французский священник Святой Жан-Мари Вианней особенно чтил деву-мученицу. В своем храме он построил часовню в честь Филомены и считал ее покровительство причиной всех необычайных чудес, совершаемых в его церкви. Отец Вианней часто говорил о ней, искренне проповедуя, чтобы верующие возносили молитвы этой святой. Благодаря приходскому священнику Арса почитание юной мученицы распространилось по всей Франции, что в конечном итоге привело к тому, что реликвия святой Филомены в различных вариациях появилась в многочисленных магазинах реликвий.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *