16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.

Антропоцентризм — учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм — разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:

— Петрарка, который собирал древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;

— Боккаччо высмеивает в своем «Декамероне» развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;

— Эразм Роттердамский в сатире «Похвала Глупости» и Рабле в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи (его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти (в его полотне «Оплакивание Христа», в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе «Давид» утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Этапы развития гуманизма:

— светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;

— ценностно-моральный акцент философии и литературы.

Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.

Основные черты философии эпохи Возрождения:

— отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;

— использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);

— тесная связь с естествознанием;

— исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Никколо Макиавелли (1469–1527) — один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.

Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы — государства.

Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрение людей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.

Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:

— «Что лучше: внушать любовь или страх?»

— «Как государи должны держать слово?»

— «Каким образом избегать ненависти и презрения?»

— «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?»

— «Как избежать льстецов?» и др.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Другим направлением философского интереса к природе в ренессансной мысли стала натурфилософия, развивавшаяся в XVI в. все более интенсивно по мере того, как теряла авторитет аристотелевско-схоластическая интерпретация природы и возрастал интерес к другим, неаристотелевским ее истолкованиям. Для натурфилософии Ренессанса в целом характерны не столько методологические изыскания, сколько (онтологическая интуиция, преимущественное стремление к интерпретации бытия, к разработке всеобъемлющих картин природно-космической жизни. Отсюда и значительная зависимость ренессансной натурфилософии от учений и идей античной физики (хотя уже в позднем, римском стоицизме появился и синонимичный латинский термин philosophia naturalis, которому только с конца XVIII в. в связи с деятельностью Шеллинга стал соответствовать термин «натурфилософия»).

Можно подметить и общие черты, присущие всем натурфилософам Возрождения. Едва ли не важнейшую из них составляет пантеизм ренессансной философской мысли. Причем общая тенденция этого процесса вела тогдашних философов природы ко все более последовательному подчеркиванию натуралистических черт пантеизма. Не менее важной идеей ренессансной натурфилософии, вытекавшей из её пантеистической позиции и во многом порождавшей ее, была также идея тождества микрокосма и макрокосма. Общую черту ренессансной натурфилософии, сближавшую ее с подавляющим большинством учений античной физики, следует усматривать и в преобладании качественной интерпретации природы.

Примером пантеистического мировоззрения, в котором на базе фундаментальной идеи тождества микро- и макрокосма натуралистическое, природное начало брало верх над божественно сверхъестественным, могут служить воззрения и деятельность немецкого врача, естествоиспытателя и философа Теофраста Бомбаста фон Гогенхейма, более известного под псевдонимом Парацельс (1493-1541).

Учившийся в немецких, французских и итальянских университетах, бывший затем профессором медицины в Базеле и других городах, он работал также и в других странах Европы в качестве как учителя медицины, так и практикующего врача, завоевавшего большое доверие. Демократические симпатии Парацельса, приводившие его в эпоху Крестьянской войны в Германии и в последующие годы к конфликтам с властями, сочетались у него с глубоким интересом к приемам и средствам народной медицины, с изучением целебной силы трав и минералов. Характерно также, что свои произведения он писал преимущественно на немецком языке, на котором вел и свое преподавание. Собственно философских произведений Парацельс не создал, выражая свои мировоззренческие идеи в сочинениях на медицинские, фармацевтические, химико-алхимические, астрологические, социально-политические и теологические темы. В центре его философских интересов, как и у многих других гуманистов, находился человек в его отношении к Богу, природе и социальному миру.

Парацельса можно считать родоначальником немецкой натурфилософии, выдвигавшим, однако, на первый план медицину, которая опиралась на философию, астрологию, алхимию и теологию. Характерна и глубокая неудовлетворенность Парацельса состоянием современной ему медицины, ориентировавшейся на древние и средневековые авторитеты. В программе своих курсов по медицине, объявленной им в июне 1527 г. в Базельском университете, он писал, что большинство тогдашних врачей к величайшему вреду для их пациентов «слишком рабски прикованы к словам Гиппократа, Галена, Авиценны и других, как если бы они были оракулами, вещающими с треножника Аполлона… Таким путем можно достичь блестящих докторских степеней, но подлинным врачом никогда таким образом не станешь. Врачу потребны не титулы, не красноречие, не знание языков, не чтение многочисленных книг, но только глубочайшее знание вещей природы и ее тайн». Таким образом, подлинного врача создают как большая добросовестная опытность, так и углубленность в тайны природы. Они вполне могут быть открыты человеку, который «проводит свои дни с тайнами и как могущественный мастер земного света живет в Боге и в природе».

В контексте такого примитивного аналогизма и в интересах медицинской науки Парацельс, опираясь на многовековую практику алхимии, наряду с традиционными стихиями древней физики — землей, водой, воздухом и огнем — признавал наличие трех универсальных начал: ртути, соответствующей духу, соли — телу, и серы — душе. Нарушение нормального соотношения этих начал в человеческом организме приводит его к различным заболеваниям. Принцип соответствия человеческого микрокосма природному макрокосму закономерно приводил немецкого врача и философа к убеждению в том, что против любого заболевания можно найти лекарство в природе. Сколь ни примитивны такого рода представления, опираясь на них, Парацельс ввел в медицинскую практику новые эффективные медикаменты.

Его интерес к алхимии дополнялся и интересом к магии. В сущности, сама медицина представлялась ему натуральной магией. Одним из закономерных следствий фундаментальной идеи тождества макро- и микрокосма у Парацельса стало также его гилозоистическое убеждение во всеобщей одушевленности природы. В каждой ее частице пребывает некий архей («начальник»), распознание которого вручает ученому наиболее действенный ключ к явлениям природы, особенно эффективный при лечении заболеваний.

К середине и второй половине XVI в. среди гуманистической интеллигенции в Италии усиливались стремления к углубленному и достоверному познанию природы, противопоставленные умозрительным и практически бесперспективным построениям схоластики, опиравшейся на Аристотеля. Весьма ярким выражением таких стремлений стали деятельность и доктрина Бернардино Телезио (1509-1588). Получив хорошее классическое образование, обучавшийся в Падуанском университете медицине и философии, Телезио основал в своем родном городе Козенце (недалеко от Неаполя) ученое общество, своего рода академию, деятельность которой, в отличие от существовавшей некогда Флорентийской академии состояла не в изучении и культивировании платоновского учения или других философских доктрин античности, а в наблюдении и исследовании самой природы. Свою натурфилософскую доктрину Телезио изложил в сочинении, в самом названии которого сформулирована его философская программа: «О природе вещей согласно ее собственным началам» («De rerum natura juxta propria principia», Неаполь, 1565; 1586).

Когда Телезио перешел к осмыслению картины природы в целом — а в этом и состоит главная задача всякой натурфилософии, — то вынужден был обратиться к античным натурфилософским идеям, в которых качественная интерпретация природы резко преобладала над количественной. Многовековая традиция может оказаться сильнее всякой методологии, в особенности односторонней, которую очень трудно проводить последовательно. Но Телезио попал под влияние не платоновско-неоплатонической традиции (преобладавшей у ренессансных философов XV-XVI вв., отвергавших схоластизированный аристотелизм), а традиции стоицизма.

Антропология Телезио в принципе натуралистична- Жизненный дух (spiritus), присущий как животному, так и человеческому организму, соединяет их с мировым теплом (в котором можно видеть и одну из трансформаций стоической пневмы — теплого дыхания, пронизывающего весь мир). Правда, познавательная способность принадлежит собственно разумной душе (anima rationalis), но она в своих действиях всегда связана с телом, поскольку чувства Телезио рассматривает как главный, определяющий источник познавательной деятельности человека. Интересный ренессансный вариант этики стоицизма представляют собой и этические воззрения Телезио. Принцип самосохранения, которому подчинено поведение всех природных начал и вещей, распространяется и на человека (получая именно здесь свою наиболее убедительную конкретизацию). В человеческом мире данный принцип выражает уже сугубо индивидуалистическое начало социальной жизни. Однако кардинальное отличие человека от животного (не говоря уже о более низких организациях) выражается в поступках, присущих человеку как сугубо моральному существу (например, его способность отказаться от достижения собственных интересов и даже пожертвовать своей жизнью). Такая способность не может быть связана даже с разумной душой, ориентированной на чувственную деятельность. Для ее объяснения Козентинец допускает существование другой, «высшей» души, некоей «сверхдобавочной формы» (forma superaddita), непосредственно происходящей от Бога.

✔ Читать статью полностью… ✔

✔ Открыть новый сайт ✔

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Во многих европейских странах был осуществлен переход к протестантской вере Англия, древний рим горы Шотландия, Дания, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Швейцария, частично Германия, Чехия, Венгрия. Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. Космос материален, и ничего сверхъестественного нем нет, поэтому считается, что электрическом, магнитном, гравитационном, ядерном и любых иных физических полях или любых излучениях, или любом веществе. По сути, Северное Возрождение — это всё Возрождение за пределами Италии. Философская мысль эпохи Возрождения, охватывающая два с половиной столетия от раннего гуманизма. Основные направления философии эпохи возрождения.

Известны его слова во время прошения приговора Вы, может быть, с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю! Именно это представление было подорвано творчеством двух великих поэтовмыслителей Италии — Данте и Петрарки, ставших провозвестниками и инициаторами гуманистической мысли — одного из характернейших явлений данной эпохи. При этом, как было принято то время, Пикколомини при географических описаниях пользовался данными не только современной ему, но и античной географии. Мировоззренческие ориентации философии Возрождения. Выражение causa sui употреблялось Спинозой для характеристики… Выбрать правильный перевод этого термина? Кто из философов эпохи Возрождения какая идея объединяет всех философов просвещения считался отцом количественного эмпирического естествознания.

Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Самым крупным и оригинальным из них был итальянский мыслитель, историк и государственный деятель Никколо Макиавелли, автор известных трактатов «Государь” и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. К ним он относит поведение государя по отношению к подданным и союзникам, имея виду, что человек не может иметь одни только добродетели или неуклонно им следовать. Эпоха Возрождения характеризуется бурным развитием науки естествознания и значительным ростом ее авторитета. Оно образуется результате соглашения людей, объединившихся для определенных целей. Идеи утопистов Возрождения сыграли значительную роль в дальнейшем формировании социалистических идей.

Философия эпохи Возрождения — самое главное кратко.

Какое из перечисленных направлений считает, что человек проект самого себя. Источником духовного прозрения и нравственного просвещения становятся писания человеческие. Одной из наиболее важных тем стала проблема соотношения веры и разума данном случае за верой закреплялось приоритетное значение. Мор утверждает, что права граждан и законы их жизнедеятельности только тогда приобретают гармонию. И речь идет не только об идеях, легших много позже основу интегрального исчисления, идеях о строении Солнечной системы, идеях, вдохновлявших Лейбница, Спинозу и других философов Нового времени. Характерно, что гуманисты не имели отношения к университетам и не были связаны с интересами церкви. В ней Монтень раскрывает познавательную роль сомнения, призывает не брать ничего на веру, больше доверять опыту и разуму, чем заветам и постулатам.

Также отдельной целью является показать, как трудах конкретных мыслителей данной эпохи Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, пробив путь через мистические наслоения, донаучные, астрологические и магические представления, сможет возникнуть естественнонаучное объяснение мира. Она есть свободное, ничем не ограниченное рассуждение о человеке, о его месте мире. Философия Возрождения —характеризуется неприятием официальной католической. Философия эпохи Возрождения попытка объять необъятное. Сопротивление господствующих классов этой программе должно быть подавлено вооруженной силой народа. Однако ни одно из поистине выдающихся научных наблюдений и открытий не имело такого исключительно важного значения, как создание великим польским астрономом Николаем Коперником 14731543 гелиоцентрической системы мира. Одним из таких людей был родоначальник гуманизма поэт и философ Франческо Петрарка.

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. Философию Ренессанса также характеризует борьба новых идей и программ со схоластическими концепциями. Он писал, что Исидор Севильский, Бэда Достопочтенный, магистр схоластической истории Петр кто из философов возрождения возродил идею гелиоцентризма Коместор — средневековый комментатор Библии, а также архиепископ Милана Амвросий живший. С его помощью последовательно утверждалось научное материалистическое мировоззрение. Известно, что один экземпляр греческой рукописи Географии Птолемея принадлежал папе Урбану V 1373—1389. Внимание возрожденческих философов направлено по преимуществу на человека, именно.

Философия эпохи Возрождения, Основные понятия и термины.

Среди перечисленных философов укажите представителя направления философия жизни. Он видел суть мира постоянном поступательном движении по кругу, развитии и повторении. Термин возрождение дал название целой эпохе, прежде всего связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура. Эпоха Возрождения — это переворот первую очередь системе ценностей, оценке всего сущего и отношении к нему. Этапы развития и характерные черты философии Возрождения. Основная характеристика средневековой кто из философов возрождения возродил идею гелиоцентризма философии сопоставлении с античной. Позже Венеции был арестован инквизицией, заточен, а 17 февраля 1600 года Риме был сожжен. Согласно реляционной концепции пространства и времени они объявляются … самостоятельно существующими сущностями, полностью независимыми друг от друга.

Среди ученых того времени следует назвать Иоганна Экхарта которого называли Мейстером мастером, учителем, Дунса Скота, Жана Жандена, Уильяма Оккама и некоторых других. Чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, причем чувственной красоты, это, несомненно, новизна, которую принесла эпоха Возрождения, так подытожил один из исследователей ее эстетики. Отсюда и теоретическая функция зрения, едва ли не уравнивающая его с разумом 5 Такой ход мыслей Патрици интересен тем, что он раскрывает генезис и сущность столь сложного и до сих пор во многом загадочного гносеологического и психологического феномена, как интуиция. В общефилософских воззрениях Парацельс полагал, что природа состоит из трех начал ртути дух, соли тело, серы душа. Это генезис, надлом, разложение и … Укажите стадию, пропущенную списке рост. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Признанным родоначальником гуманизма Италии был поэт и философ Франческо Петрарка 13041374.

Начались годы скитаний молодого философа по городам Италии, затем Франции. Философская мысль Возрождения представляет эпоху. Создателем католической теологии и систематизатором схоластики считают Фому Аквинского 12251274. Развитие пантеизма дало толчок таким прогрессивным направлениям, как астрономия, химия противовес лженаучной алхимии и поиску философского камня, физика, медицина глубокое изучение строения человека, его органов, тканей. С точки зрения Леонардо созерцание непосредственно всегда выше, чем любые рациональные построения, поэтому живописное произведение является высшей реальностью, за которой ничего уже не стоит. Философ эпохи Возрождения, которого называют отцом гуманизма это Варианты ответов. Теоретические разработки и экспериментально – опытные исследования приводят к настоящей революции во взглядах на природу, подходах и методах её изучения.

Презентация на тему Философия эпохи Возрождения Урок.

Основная методологическая установка, используемая ими, предполагает, что опытные данные должны быть исходными понимании происходящих процессов. Реферат на тему Философия эпохи Возрождения готовая. Галилей путем ряда экспериментов создал важную отрасль механики – динамику Занимаясь различными вопросами механики равномерное движение тел, свободное движение тел, движение тел по наклонной плоскости, движение тела, брошенного под углом к горизонту и, Галилей открыл ряд фундаментальных законов механики одинаковость скорости падения тел различного веса безвоздушной среде, неуничтожимость прямолинейного равномерного движения, сообщенного какомулибо телу, до тех пор, пока какоелибо внешнее воздействие не прекратит его то, что впоследствии получило название закона инерции Философское значение законов механики, сформулированных Галилеем, состояло том, что эти законы, допускавшие математическую формулировку, относились ко всей природе и ставили понятие природы на строго научную почву.

Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры против варварства, знания против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания. Во временном процессе истории идет борьба добра со злом, что подготавливает пришествие Искупителя Христа. Поскольку Бог есть действительная причина души, постольку только Боге душа и находит отдохновение. Человек предназначен к блаженству вечной, посмертной жизни но не меньшую ценность представляет его реальная, земная жизнь. Хотя отдельные тела обладают конечной величиной, численность их бесконечна.

Причиной возникновения философии Возрождения послужили следующие факторы усиление светской власти на фоне укрепления и централизации европейских государств, снижение зависимости объединений государстве от Церкви, кризис схоластической философии, деградация ее знаний, научнотехнические открытия, которые, явно, разбивали прах систему христианских учений, великие географические открытия, кризис феодальной системы власти, повышения уровня образования, развитие торговли и ремесла. Философия эпохи Возрождения развивалась под влиянием общеевропейского увлечения. Как зарождалась философия эпохи Возрождения. Открытия Коперника, основные идеи Галилея, Ньютона, законы движения планет Кеплера. Укажите, что нового вносит Эпикур учение об атомах по сравнению с учением Демокрита. Гуманизм Ренессанса связан с представлением о безграничных творческих возможностях человека, что он выступает хозяином своей судьбы.

Наступит час, когда естественный крах этих идеи неминуемо приведет к духовному освобождению человечества и направит все его силы и ресурсы на разумное решение реальных мировых проблем и создание истинных общечеловеческих ценностей, основанных не на ложных идеях бога, первородного греха, божьего страха и загробной жизни, а на вере знания и разум человечества, возможность достижения гармонии и счастья здесь, на Земле, а также ее ближайшем космическом окружении. Постижение высшего знания освобождает и возрождает душу человека. Среди перечисленных философов укажите представителя направления именуемого Философия жизни.

Философия эпохи Возрождения, Учения человеке раннего.

В противовес христианскотеологическому религиозноаскетическому пониманию человека, как подобия божьего, рассуждениями церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты этого времени провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью прославляли свободно действующую, всесторонне развитую живую человеческую личность, сочетающую естественные и духовные начала, обладающую широкими творческими возможностями и способностью к безграничному прогрессу. Философия Возрождения, как элемент культуры гуманизма, была устремлена к человеку, а не к Богу. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми”. Эти же законы были применены Галилеем для доказательства физической реальности теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, незнакомых с законами механики.

В деле разработки принципов научного познания мира преуспели два мыслителя основатель эмпирической философии Френсис Бэкон и основатель рационализма Рене Декарт. Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы — это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов — крестьянской войны Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции. В принципе Флорентиец, так много делавший для родного государства, оставался сторонником республиканского государственного устройства. XVIII о том, что мудрый правитель государства обязан по возможности кто из философов возрождения возродил идею гелиоцентризма не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла. Демиург создатель, творец Логос слово, наука Антропос человек Хронос время, порядок Полис город Космос.

Одновременно шёл процесс формирования многих европейских национальных государств, велась борьба с феодальной реакцией, с безраздельным господством религии и диктатурой церкви. Укажите, что, согласно экзистенциализму, является первичным и определяющим. Этот труд прославил имя Коперника на все времена, ибо нем он бросил вызов представителям о геоцентрической картине мира, существовавшим более тысячи. Таким образом, радость это ощущение сохранения, а печаль чувство разрушения. Общая характеристика творческих периодов Философия Шеллинга не представляет собой вполне объединённого и законченного целого, а скорее несколько систем, последовательно развитых им течение жизни. Сила аргументов, опиравшихся на открытые Галилеем принципы механики и высказанных вышедшем. Однако силу недостаточности развития самой химии и находясь ещё под определённым влиянием средневековой схоластики, он итоге внедряет медицину не химию, а алхимию.

Тест Философия эпохи Возрождения и Нового времени ОРКСЭ.

По возвращении Польшу Коперник, числившийся на церковной службе, которая давала ему средства к существованию, посвятил жизнь многообразным научным занятиям и административной деятельности. Многие идеи установка на опытный характер знания, представление об автономности природы, о месте человека мире и его активной роли познании были ассимилированы всей философской и естественнонаучной традицией последующих веков. Реформационные процессы, приведя к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства протестантизма, проявились с разной степенью интенсивности во всех странах католической Европы. Нет пропасти между умственным и физическим трудом, всякая работа одинаково почетна. Поэтому твоих размышлениях тебе нужно искать тождества во множестве или же единства — одинаковости. Большое значение для эпохи Возрождения имело творчество титанической личности Галилео Галилея 1564—1642. Что имеет виду Монтескье, говоря о случайностях фортуны.

Весьма знаменательно и характерно, что социалистическая мысль уже у своих истоков была неразрывно связана с гуманизмом. Непрерывное духовное совершенствование личности должно быть сопряжено с ее активной гражданской деятельностью во благо общества. Неоплатонизм идеалистическое направление философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учений Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Эти и другие астрономические идеи Бруно кто из философов возрождения возродил идею гелиоцентризма представляют пример плодотворного влияния философии на астрономию. В его трактате подробно рассматриваются все виды наслаждений, и этим он обращает наше внимание на нашу телесную природу, которая, как правило, силу тех или иных причин, оттесняется нашем сознании на дальний план и напоминает о себе лишь тогда, когда тело обретает болезнь, или мы испытываем разочарование прежних ценностях и стараемся найти себя.

Назовите античного философа известного софиста, который доказывал, перечисленная за налоговый период что не существуют как бытие, так и небытие? Философия узком смысле – учение о видах знания и их соотношении, о методе органоне познания. Монтеня Мишель де Монтень Французский философ и писатель, автор книги Опыты. Бросается глаза превознесение производства сравнении с потреблением. Возникший интерес и возрождение классической древности давшее наименование всей эпохе определили решающую роль античного философского наследия формировании философских воззрений мыслителей XIV — XVI. Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философии, прежде всего та же обращенность к человеку. В эпоху Ренессанса человек постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Назовите имя героини греческой мифологии, дочери царя Трои Приама, получившей от Аполлона пророческий. Значительным толчком к формированию гуманизма стал переход западной Европы к городскому образу жизни, где социальные условия подняли значение отдельного человека, показали прямую зависимость качества окружающей жизни от его творческих усилий. Вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы, то время как философские доказательства, имеющие виду раскрытие истины относительно природы, адресованы не простому народу, а только мудрецам, которые способны понять наши рассуждения. Кардинал Аллиак писал Колумб это мнение также заимствовал у него, что Земном рае берут начало четыре главные реки Земли Писон Ганг, Тихон Тигр, Хиддакель Нил и Евфрат вспомним описание рая у Исидора Севильского. Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши.

Критикуя средневековый аскетизм, он противопоставляет ему светские добродетели добродетель не только перенесении бедности, но и том, чтобы созидать и накапливать богатство, а также разумно использовать его не только воздержании, но и браке, не только послушании, но и том, чтобы мудро управлять. Соловьева, через которое он пытался раскрывать и обосновать надмировую основу сущего. Творчество Августина Блаженного имело огромное значение для последующего развития философии и культуры. В понимании природы, так же как и трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику — природа трактуется пантеистически. Представители ее были не только философами, но трудились области естественных наук, как упомянутый выше Джордано Бруно, а также Галилео Галилей и Николай Коперник. К их числу, например, можно отнести склонность сохранять веру то, что привычно или легче для усвоения истолковывание новых идей духе уже устаревших приписывание природе злого или благого умысла.

Макиавелли, государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности. Вместо физики четырех элементов и концепции сущего как единства материи и формы, поддерживаемой перипатетиками. Как современная гносеология рассматривает объект познания? Однако большую эвристическую роль сыграло возникшее контексте той же натурфилософии понятие естественной магии, предвещавшее скорые успехи естествознания. Абсолютный максимум единствен, потому что он есть все, нем все есть, потому, что он высший предел. Во Флоренции родился и долгие годы жил Данте Алигьери 12651321, произведениях которого Божественная комедия, Пир, О монархии гуманисты видели источник своих настроений и идей. Особенности натурфилософии и естествознания эпохи Возрождения. Органистическая трактовка бытия сочеталась здесь также с механистическим его истолкованием идея машины мира уже у Николая Кузанского.

Натурфилософия эпохи Возрождения и новое естествознание.

Бесполезно преследовать благую политическую цель при помощи обреченных на неудачу методов. Онтология у них если и присутствовала, то была заимствована из античной философии. По мнению Альберти, человек способен одерживать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. Укажите, кто традиционно считается Первым итальянским гуманистом или отцом гуманизма Италии. Философия этой эпохи характеризуется новыми чертами, которых не было, или не могло быть философии средневековья. Период Возрождения наступает после средне­вековья и датируется XIVXVI. Похвала Глупости состоит из нескольких частей первой части Глупость представляет сама себя, утверждая неотъемлемую причастность природе человеческой. Таким образом, если суммировать кратко, философию политика просвещенного абсолютизма при александре i средневековья и эпохи Возрождения это разные явления.

Укажите, кто из перечисленных философов Нового времени пытался обосновать это положение. Положения бесконечности Вселенной во времени и пространстве Кто из нижеперечисленных мыслителей не относится к представителям немецкой классической философии.. Особое значение для формирования научных интересов юного Николая имела существовавшая там астрономическая и математическая школа. Энгельс указывал 5 основных форм движения материи механическую, физическую, химическую, биологическую и… социальную. Отвергая притязания на полное знание, 8 философия эпохи возрождения он не отказывается от познания мира. Ограниченность средневековой философии Гегель объяснял так … Греческая философия мыслила свободно, а схоластика несвободно, так как последняя брала.

В эпоху Возрождения размывается грань между наукой как постижением бытия, практическитехнической деятельностью или искусством и художественной фантазией. Эпоха Возрождения началась именно в Италии, где существовали такие городаполисы Философынеоплатоники предложили новую картину мира Отвергая геоцентризм, Коперник показал, что Земля не является центром Вселенной, а провозглашая гелиоцентризм, доказал. Культура Возрождения не только базируется на антропоцентризме, но и включает в себя множество проявлений, которые являются прямым отрицанием идеи человеческого самоутверждения. Кто из перечисленных философов основал этическую доктрину на понятии категорический императив. Гуманисты не вели спор с Церковью, но считали, что схоласты и демагоги исказили ее учение, а гуманистическая философия, напротив, поможет вернуться к истинной христианской вере. Отсюда ввысь стремлюсь я, полон веры, Кристалл небес мне не преграда боле.

Позже, как мы увидим, человек стал искать недостающую точку опоры самом себе, своем разуме, и это стало смыслом философских исканий Нового времени и эпохи просвещения ХVIIХVIII. Этим Николай Кузанский, по сути, закладывает основы философской гносеологии теории познания, которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия. Например, Томазо Кампанелла 1568—1639 изобразил его произведении Город солнца. В нем Кампанелла рисует идеальное общество, где чем торговала византия трудятся всœе, нет ʼʼпраздных негодяев и тунеядцевʼʼ. Галилей стал основоположником понимания природы как механической системы, которую можно изучить посредством математики, механики и разума.

В период образования первых зародышей капитализма, связанных с первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социальной дифференциацией. В своих поступках человек как свободное существо может опираться лишь на такие моральные нормы, которые независимы не только от давления обстоятельств или законов природы, но и от всякого субъективного представления о счастье, выведенного из опыта.

Джованни Пико делла Мирандола, обучаясь в Парижском университете в 1485-86 годах, ознакомился с многочисленными текстами греческих, арабских и еврейских философов…

Работа с этими текстами послужила отправной точкой для разработки им собственной философской системы.

В 1486 году 23-летний философ составил «900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения», рассчитывая защищать их на учёном диспуте в Риме, для участия в котором – по мысли автора – нужно было пригласить учёных со всей Европы…

«Специально созданная по распоряжению папы Иннокентия VIII комиссия теологов отнесла некоторые из тезисов Пико к еретическим, а после отказа автора признать правильность этих обвинений, вызвавшего резкое недовольство папы, еретическими были объявлены все тезисы. Пико вызвали в суд инквизиции, от суровых последствий которого его спасло только заступничество Лоренцо Медичи (Тогдашний правитель Флоренции – Прим. И.Л. Викентьева). Диспут не состоялся, но написанная для вступительного слова к нему «Речь о достоинстве человека» сделала имя Джованни Пико делла Мирандола широко известным в Италии и за её пределами. «Речь» Пико стала программной в гуманистическом движении конца XV — начала XVI в. Последние годы своей недолгой жизни Пико провёл во Флоренции в кругу гуманистов Платоновской академии, пользовавшихся покровительством Лоренцо.

В сочинении Пико дано философское обоснование достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании.

Опираясь на античные идеи — человек-микрокосм, человек — центр Вселенной — и связывая их с христианским учением о сотворении человека, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобию Бога) и приходит к заключению, что человек сам — свободный творец собственной природы, что является, по мысли философа, исключительной привилегией человека, предопределённой тем, что именно он должен оценить величие мироздания — божественного творения — и возвыситься благодаря этому над всеми прочими смертными существами.

Эту мысль Пико выразил следующими словами: «Но, закончив творение, пожелал мастер, чтобы был кто-то, кто оценил бы смысл такой большой работы, любил бы её красоту, восхищался её размахом». Создав человека и поставив его в центре мира, возгласил творец: «Не даём мы тебе, о, Адам, ни определённого места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стеснённый никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире».

Итак, согласно Пико, Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему самому творить свой образ. Центральное положение в мире обеспечило человеку близость и влияние всех прочих творений бога. Восприняв их важнейшие свойства, человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем самым возвысился над прочими творениями.

«О, высшее и восхитительное счастье человека, которому дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, чем хочет!» — восклицает Пико. Свободный выбор, не скованный божественным вмешательством, определяет высокое достоинство человека. Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору, побудил многих исследователей увидеть в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих творений, центральный момент учения Пико о достоинстве человека».

Брагина Л.М., Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков, М., «Высшая школа», 1977 г., с. 225-226.

«…чем более укреплялась цивилизация, тем чаще отдельным индивидам закрадывалось в голову подозрение, что творят они сами, с минимальной поддержкой таинственных сил извне или вовсе без подобной помощи. Но об этом лучше было молчать — культура не была готова спокойно отнестись к такой ереси. С торжеством монотеизма слово Создатель стало званием божества и писалось с большой буквы. Со времен Аристотеля то, что мы сейчас именуем творчеством, было принято называть «мимезис» — подражание. Ни Данте, ни Петрарка не смели, не умели назвать себя творцами. Нужно было стечение множества обстоятельств, чтобы в экзальтированной атмосфере ренессанской Флоренции Пико делла Мирандола мог решиться на то, чтобы — оставив за божеством акт творения мира и человека — от имени божества всё остальное передать самому человеку: «Сам определишь свою натуру в соответствии с твоей свободной волей».

Глазычев В.Л., Эволюция творчества в архитектуре, М., «Стройиздат», 1986 г., с. 5.

В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа:

1)гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.) – в этот период человеческий мир, его ценности противопоставляются средневековому теоцентризму. Не отвергая основных положений христианского вероучения, итальянские гуманисты стремятся возродить идеи и дух античной культуры (в этот период еще не появились развернутые философские учения, гуманистические идеи выражаются через литературное творчество Д.Алигьери, Ф.Петрарки, Д.Бокаччо);

2)неоплатонический (сер. XV – 1-я треть XVI вв.) – этап формирования новых онтологических и гносеологических представлений под влиянием неоплатонизма (Н. Кузанский);

Философия Н. Кузанского.

Основная тема творчества Н.Кузанского – тема Бога и его отношения к миру. Он впервые ставит проблему Бога как философскую проблему. Н.Кузанский исходил из принципа единства Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление, Бог пребывает во всем (пантеизм). Кузанский приходит к мысли о том, что Бог представляет собой единство противоположностей: абсолютного максимума (всего сущего) и минимума (конкретной вещи), причины и следствия (творящего и сотворенного), бесконечного и конечного. Природный мир является Божественным воплощением и представляет собой живой организм, все части которого находятся в общей взаимосвязи и существуют в постоянном движении, развитии.

Структуру мироздания Кузанский представлял следующим образом: Бог – это «максимальный мир»; природа – «большой мир», который является подобием максимального; человек – «малый мир», микрокосм, который является подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу. Человек тоже противоречив: он представляет собой единство телесного и духовного, конечного и бесконечного. .

Познание мира, по мнению Кузанского, осуществляется человеком с помощью чувств, рассудка и разума. Деятельность органов чувств и рассудка направлены на познания природы: чувственное познание накапливает эмпирический материал, а рассудок обладает способностью различать и упорядочивать. Наиболее достоверными в познании мира Кузанский считает математические методы.

Понимание природы как проявления бесконечного Бога приводит Кузанского к идее о бесконечности Вселенной. Он ставит под сомнение геоцентрическую картину мира, сложившуюся в античности, и представление о Земле как о центре космоса. В этом он предвосхитил выводы Н.Коперника и Дж.Бруно.

Джордано бруно (1548 – 1600 гг.). Философскими источниками учения Дж.Бруно были взгляды Демокрита и Эпикура и работы Н.Кузанского,Н.Коперника. В центре внимания Бруно – натурфилософские проблемы: он считал, что цель философии заключается в познании природы. Основная идея учения Бруно – идея о диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного.

Проблему соотношения природы и Бога Бруно решает с позиций пантеизма, он утверждает единство Бога и природы: «Природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, скрытая в самих вещах». По мнению Бруно, все происходит из природы путем постоянных взаимопревращений.

Он полагает, что производящим началом бытия является материя, живая, непрерывно изменяющаяся. В то же время он утверждает, что движущим началом всего мира, которое формирует материю изнутри, определяет целостность и целесообразность мира, является духовная субстанция – Мировая душа.

. Он утверждал, что природа и вселенная бесконечны и аргументировал это положение, во-первых, с позиций теологии (бесконечный Бог не может ограничиться созданием конечных вещей), а во-вторых, с научной точки зрения (опирается на новые открытия в области физики и астрономии, прежде всего учения Кузанского и Коперника). Идею о бесконечном множестве миров он дополняет предположением о их населенности различными формами чувственной и разумной жизни.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *