УДК 291.5

Философские науки

Аминева Сюмбель Ураловна, студент 2 курса, Стерлитамакский

филиал БашГУ, г. Стерлитамак Баширов Тимур Анварбакович, к.ф.н., доцент кафедры всеобщей истории и философских дисциплин, Стерлитамакский филиал БашГУ, г.

Стерлитамак

Сиразетдинова Лиана Венеровна, студент 2 курса, Стерлитамакский филиал БашГУ, г. Стерлитамак

ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ СТОИКОВ

Аннотация. Данная статья посвящена изучению вопросов идеала человека в философии стоиков. Рассмотрены составляющие, по которым стоики определяют идеал человека, также рассмотрены основные направления стоицизма.

Ключевые слова: идеал человека, стоицизм, вселенная.

Key words: ideal of man, stoicism, universe.

История философии демонстрирует, что на протяжении веков человечество больше размышляет об онтологических и гносеологических вопросах, чем о природе самого человека. Мыслители, начиная с Сократа, стали периодически обращать внимание на него. И одним их первых выводов стало осознание того, что, не изучив все возможные грани человека, невозможно осмыслить его, то есть без глубокого изучения человека нет и метафизического охвата . Исторически сложилось что, понятие «идеальный человек»

люди понимают по-разному и для каждого данное понятие имеет свое определение. И каждый человек выделяет свои критерии для данного словосочетания, но с течением времени эти критерии меняются также, как и внешний мир. Следовательно, не может быть априори никакого точного абсолютного определения идеала человека. К тому же философия давно «перестала быть уделом одних только схоластов, медленно шлифующих дефиниции… Философия стала самой животворящей жизнью, уверенная в своем высоком предназначении» . Но до этих высот и традиций философствования потребовались века эволюции творческой мысли, прошедшей различные этапы в своем становлении. Одну из интересных позиций применительно к теме нашего исследования занимала философия стоиков.

Если рассматривать их учение в целом, то и у них не было одного общего мнения о понятии идеала человека, каждый мыслитель трактовал данное понятие по-своему и давал ему обоснование. Если же рассматривать данный вопрос с точки зрения обывателя, то люди чаще всего дают такие характеристики идеального человека, как богатый и красивый, здоровый и умный. То есть данные определения характеризуют внешние качества или если быть точнее, то поверхностные. Внутренние же качества мы чаще всего не берем за основу определения понятия идеального человека. И как можно заметить в последнее время интерес к внутренним качествам человека уменьшается.

Стоики же характеризуют идеального человека как сверхчеловека, внутреннее содержание которого подобно божественному, и объединяется с космосом. Если рассматривать понятие Бог с точки зрения стоиков, то Бог для стоиков — это творческий огонь космоса, из которого и порождается наш окружающий мир. И космос стоики рассматривают как одушевленное начало. Идеальный человек, это человек, который не переживает никаких эмоций, ни радости, ни страха, ни переживания, ни любви. Как правило у такого человека нет семьи и друзей, этот человек не имеет желаний и у него нет каких-либо

привязанностей. Лозунгом идеального человека с точки зрения стоиков является: «Ваше счастье — не нуждаться в счастье». Данные суждения стоиков заинтересовали греков и римлян, так как их философия основывается на своем Я, а это очень интересно для гордых людей, имеющим набор амбиций. Так если мы рассмотрим учения мыслителей двадцатого столетия, то идеи построения коммунизма как раз-таки и были взяты за основу у стоиков. Еще Зенон говорил, что союз должен представлять стадо, которое пасется на общем лугу, на общих законах. Отличительной особенностью стоиков является их должный уровень образованности и нравственности, что и присуще любому мыслителю-мудрецу.

Данное философское течение, стоицизм, в первую очередь рассматривает вопросы этики, такие как творение идеального мыслителя-мудреца, который имеет такие качества как, безразличие, гордость, невозмутимость, имеющем свою внутреннюю независимость. Внешняя окружающая среда человека разумна и точно устроена, так и человеческая душа разумна и точно устроена, и является составляющей общего космического Логоса. Жизнь характеризуется разумностью и добродетельностью, а также благоразумием.

Чтобы лучше понять древние философские традиции можно обратиться к произведению Марка Аврелия «К самому себе», которое является недавним из греко-романской культуры. Марк Аврелия был императором, и не относился к числу гениальных мыслителей, но имел схожесть с Сократом в следующем принципе: необходимо исключить все внешние раздражители, что полностью познать природу и сущность человека. Так как-то что не принадлежит человеку, не может и способствовать раскрытию его сущности. Внешние либо случайные черты не определяются природой человека, не может быть и его совершенством. Также, по его мнению, внешние и случайные черты не определяют и цель человека, что является благо. Если рассмотреть ситуацию что внешние и случайные черты все же определяют человека, то есть обратное суждение, то человек характеризовался бы чертами пренебрежения и тщеславия, если бы и было это благо, то есть данный человек не мог быть хорошим человеком. Но это лишь обратное суждение. По истине хороший

человек, характеризуется качествами противоположными от вышеперечисленных, то есть человек тем лучше, чем легче он переносит лишение всего перечисленного .

Возникает вечный вопрос человеческого существования — иметь или быть. Так, все что человек может получить из внешнего мира является ничтожным. Природа человека, его сущность характеризуется тем, что как именно человек оценивает себя, то есть не зависит от внешних и случайных обстоятельств. Безразличие же возникает и по отношению к богатству человека, его социального статуса, его интеллекта и даже здоровья, все это не важно при определении природы и сущности человека. А вот его внутреннее содержание, его душа, это и определяет его сущность. И данный принцип невозможно нарушить. Существует такое суждение, что все, что создает худшее в человеке, никаким образом не портит жизнь человека и не оказывает влияние на внутренние и внешние качества человека.

Вслед за суждениями Сократа стоики характеризуют самовопрошание человека как некую привилегию и даже его долгом. Отличительной особенностью понятия долга в стоицизме является то, что он определяется как моральной, так и метафизической составляющей. Существует вечный вопрос, как человек связан с частью его существа Разумом?

Есть такое правило, что человек, который живет в гармонии и в согласии с самим собой, также живет в гармонии и согласии с космосом. И это определяется взаимосвязью человека и космоса, присутствием некой божественной связи. Так сложилось что устройство, сущность человека и вселенной одинаковы, по причине наличия общего фундаментального правила. Так из всего что составляет мир проистекает есть единая сущность человека и Вселенной.

В своих суждениях Марк Аврелия, поясняет что человек способен мыслить критически, способен рассуждать и различать и движет всем этим как раз то самое Я. Это Я имеет внутреннюю форму, которая как правило не меняется с течением времени. Природу человека он сравнивает с шаром, то есть

как шар не может изменить свою форму, так и человек не меняет свою внутреннюю составляющую. Э. Кассирер говорит, что последнее слово философии и есть первое слово, то есть что его породило .

Различия всегда были и будут во всем, в Бытии, истине, добре и зле. Различия сопровождают жизнь, но есть ценность жизни, данная ценность вечна и ей не подвластны никакие различия и непостоянства. Данные устои невозможно понять под влиянием эмоций, их можно понять только мышлением людей. Так мышление человека имеет великую силу, является началом морали и истины. Мышление отличает человека тем что, он зависит только от себя, имеет свободу мышления и самодостаточность. Марк Аврелий говорил, что не нужно суеты в своих действиях, не нужно разбрасываться, а нужно быть свободным в мышлении и воспринимать все происходящее, как обычный человек. Неодушевленные вещи они не взаимодействуют с душой человека, и находятся в состоянии покоя. Все жалобы как правило и появляются только лишь в убеждениях внутреннего мира. Все осязаемое и ощущаемое вскоре исчезнет, и нужно не забывать все что происходило в течение всей жизни. Из этого следует что внешний мир состоит из изменений, а жизнь человека из убеждений.

Такое направление как стоицизм характеризуется благородностью и моралью в философии. Главное место в стоицизме занимает идеал мыслителя. Представление совершенных людей, не зависимых от мнения и суждений внешнего мира, является основной идеей. Стоицизм определяет идеал человека отрицательно, характеризующегося независимостью. Искушение подвластно каждому, но идеальный мыслитель должен найти в себе силы отказаться от искушения. Добродетель руководствует его жизнью и является его главным благом.

Итак, идеал человека стоиков — это мудрец, который не подвластен над суетой и раздражителями, не зависим от мнения окружающего мира, в силу просвещения, добродетели и самодостаточности. Идеал мудреца не подвластен страху смерти, так по этой причине стоики рассматривают философию как

науку умирать. И как уже говорили примером суждений стоиков являются суждения Сократа. И пример суждений заключается в том, что все основывается на знаниях. Отличительной особенностью суждений стоиков от суждений Сократа является то, что добродетели они рассматривают в виде безразличия к окружающему миру и в покое, а Сократ искал добродетели для счастья человека. Данное безразличие к окружающему миру стоики трактуют как бесстрастие, что в свою очередь и является идеалом.

Общего ответа на вопрос в чем заключается идеал человека не существует, философы направления стоицизма представляли каждый свой ответ на данный вопрос, и лучше это получалось и тех стоиков который с большим безразличием относился к внешнему миру и более пренебрегал собой. Идеал человека для стоиков — это его внутренняя составляющая, его душевность.

Итак, можно заключить что идеал человека прежде всего состоит из четырех составляющих добродетелей это доблесть в поступках, умеренность во всем, разумность в действиях и справедливость, а также необходимым условием идеального человека является понимание того что, человек и есть часть вселенной, и они взаимосвязаны между собой, то есть человек как вселенная, а вселенная как человек. И если рассматривать современного человека нашего столетия, то совсем не многие могут назвать себя идеалом человека, однако в то же время идеал он и должен быть одним или в меньшинстве. Но можно приблизиться к идеалу если проводить работу над собой, над своими желаниями и не быть подвластными искушениям современного мира.

Библиографический список:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Гусев, Д.А. Популярная философия: учебное пособие / Д.А. Гусев. -М.: Прометей, 2015 г. — 538 с.

Стоицизм – философская школа, которая появилась в эпоху зарождения древнегреческой цивилизации и просуществовавшая до самого конца периода античности. Название школы происходит от портика «живописная Стоя», где собирались ее родоначальники. Суть этого учения состоит в поиске источника добродетели, заложенном в каждом человеке. Все люди равны перед космосом, каких бы вершин они не достигли, космос вершит судьбы людей – он и есть главный закон. Все люди граждане этого космоса, а значит, у каждого есть равные возможности в познании себя, в поиске добродетели и жизни, согласно этой добродетели.

В истории развития стоицизма разделяют 3 периода: Древняя Стоя (3-2вв. до н. э.), этот период связан с родоначальником стоицизма Зеноном Китийским, Средняя Стоя (2-1 вв. до н.э.), представители которого принесли идеи стоицизма в Древний Рим и Поздняя Стоя (1-2 вв. н.э.) – самый интересный период, связанный с учениями римских ученых Сенеки и Марка Аврелия.

Главная идея стоической этики заключается в желании жить в согласии с природой и самим собой, ведь человек не в силах изменить законы космоса. Любое нравственное действие сохраняет и развивает его, напротив грех и зло разрушают и ведут к смерти. Человек, достигший согласия и есть благо для всех членов общества. По мнению стоиков, если все члены общества заняты поиском добродетели, то такое общество самое гармоничное и развитое.

Все вещи в мире делятся на добрые, злые и безразличные. Людям следует остерегаться крайностей, к каковым относятся: удовольствие, отвращение, страх и вожделение. Чтобы успешно избегать зла и крайностей стоики предлагали вести жизнь в аскетизме, довольствуясь только самым необходимым для нее.

Отрешенность от внешних страстей и удовольствий – это путь у внутренней свободе. Человек, таким образом, понимает самого себя и свои поступки. Поступки делятся на плохие, хорошие и средние (нейтральные). Совершать поступки люди должны исходя из собственной природы, согласуясь с внутренними желаниями.

Путь познания себя и поиск добродетели связан со знанием, которое человек должен получать в течение всей своей жизни. Согласно Сенеки – «знание, это добро, а незнание – зло». Знание законов природы, общественной жизни, изучение культурного опыта способствует развитию личности человека, приближает его к Богу и помогает поиску добродетели.

Смерть стоики не считали злом, напротив, она была выходом для людей, которые не могли жить достойно. В этом случае достойная смерть искупала все.

В самых трагических периодах жизни и в самых тяжелых ситуациях стоицизм позволял сохранить свою нравственность и достоинство, а также принимать мир таким, каким он есть. Долгое время стоицизм был основной религией древнего Рима.

Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.), Среднюю (II вв. до н.э.) и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.).
Стоицизм как философское учение сочетал в себе элементы материализма и идеализма, атеизма и теизма. С течением времени идеалистическая тенденция в стоицизме нарастала, а сам стоицизм превратился в чисто этическое учение. Школа получила свое название от знаменитой художественной галереи Stoa Picelis («Расписанная Стоя»), портика на холме в Афинах, расписанного знаменитым греческим художником Полигнетом. Ее основателем считается Зенон из Кития с острова Кипр (336 — 264 гг. до н.э.), который проводил свои занятия под сводами этой галереи.
Попав в Афины, Зенон в течение двадцати лет знакомился с разными школами и философскими течениями: киниками, академиками, перипатетиками. А около 300 г. до н.э. основал свою школу. В трактате «О человеческой природе» он первым провозгласил, что «жить согласно с Природой — это то же самое, что жить согласно с добродетелью» и что это — основная цель человека. Этим он ориентировал стоическую философию на этику. Выдвинутый идеал он реализовал в своей жизни. Зенону также принадлежит идея соединить три части философии (логику, физику и этику) в единую систему.
Его последователями были Клеанф (331-232 гг. до н.э.) и Хрисипп (280 — 207 гг. до н.э.).
Наиболее яркими представителями Средней Стои являются Панетий (Панеций) и Посидоний (Посейдоний).
Благодаря Панетию (ок. 185 — ок. 110 гг. до н.э.) учение стоиков перешло из Греции в Рим.
Наиболее видными представителями римского стоицизма (Новой Стои) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Они жили в разное время, различным было и их социальное положение. Но каждый последующий из них был знаком с трудами предшественника. Сенека (ок. 4 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — крупный римский сановник и богач, Эпиктет (50 — 138 гг. н.э.) — сперва раб, а потом нищий вольноотпущенник, Марк Аврелий (121 — 180 гг. н.э.) — римский император. Сенека известен как автор многих произведений, посвященных этическим проблемам: «Письма к Луцилию», «О стойкости философа»… Эпиктет сам ничего не писал, но его мысли зафиксировал ученик Арриан из Никомедии в трактатах «Рассуждения Эпиктета» и «Руководство Эпиктета». Марк Аврелий является автором знаменитых размышлений «К себе самому». Марк Аврелий — последний стоик античности, и, по сути, на нем стоицизм заканчивается. Стоическое учение во многом повлияло на формирование раннего христианства.
Каково же учение стоиков? Это была эклектическая школа, которая объединяла разные философские направления. Место и роль наук в учении стоиков определялись ими следующим сравнением: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — ее плоды. Главная задача философии — в этике; знание — лишь средство для приобретения мудрости, умения жить сообразно Природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье же состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа.
Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса.
Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.
Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали.
Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.
В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе.
Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.
Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.
Основными задачами стоической философии были:

  • Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.
  • Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.
  • Пробуждение в человеке голоса Совести.
  • Воспитание веротерпимости и любви к людям.
  • Воспитание чувства юмора.
  • Умение применять все это на практике.

Узнать о стоиках больше:

«Новый Акрополь» приглашает на курс лекций «Студия целостного человека»
Расписание курса лекций в других городах

16. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца

Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего — от политически-социальной сферы. Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев. К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (ок. 333 — ок. 262 до н. э.), Панетий Родосский (II в. до н. э.), Посидоний (конец II–I в. до н. э.) и другие. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.), его ученик Эпиктет (ок. 50 — ок. 140) и император Марк Аврелий (121–180).

Философия для стоиков — не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров.

Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей. Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие — вот их этический идеал. Настроение стоиков — пессимистическое; такое настроение хорошо передано А. С. Пушкиным:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия — значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека. Природа для стоика — это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему — вот одна из заповедей Сенеки.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Что хотели сказать стоики

Стоицизм появился в Афинах в начале III века до н. э. Основателем философии был Зенон Китийский, а впоследствии развивали ее Эпиктет, родившийся рабом, император Римской империи Марк Аврелий и Луций Сенека, советник императора Нерона. Стоики верили, что жизнь должна основываться на добродетели, а та должна проявляться не на словах, а в поступках.

Лучше знать, как практиковать добродетель, чем как ее описывать (Сенека)

Ученики стоической школы изучали логику, этику и физику, под которой понимали изучение самого устройства мира. Массимо Пильюччи, профессор философии в Нью-Йорке, в своей книге «Как быть стоиком: Античная философия и современная жизнь», отталкиваясь от этих дисциплин, составил диаграмму, где каждый раздел философской системы соотносится с тремя стоическими дисциплинами. Так, из физики проистекает дисциплина желания, которая рассказывает о том, что нам следует хотеть, из этики — действия, она основывается на справедливости, а из логики — согласия, оно помогает нам принимать или отвергать первоначальные реакции на происходящее.

Целью стоиков было не просто изложение теории и размышление о добродетели: философы всегда учили применять эти учения в жизни. Например, их идеи помогли Джеймсу Стокдейлу, американскому летчику.

В 1965 году он был сбит над Вьетнамом и провел более семи лет во вьетнамской тюрьме «Ханой Хилтон», в которой заключенные подвергались психологическим и физическим пыткам. Офицер утверждал, что стоицизм спас ему жизнь и помог справиться с «наплывом беспокойства, растущей индуцированной болью и постоянно усиливающейся клаустрофобией». Неудивительно, ведь в этом течении философии большое внимание уделяется выносливости, самоконтролю и силе воли.

Концепция стоицизма заключалась в том, что страдания и несчастья не могут контролироваться нами — это испытания, которые даются свыше

Однако в наших силах противостоять им, воспитывая в себе силу воли и меняя ход мыслей вне зависимости от обстоятельств. Впоследствии в 1993 году Стокдейл написал книгу «Отвага под огнем: тестирование доктрин Эпиктета в лаборатории человеческого поведения», в которой подробно рассказал о том, как философия Эпиктета помогла ему вынести заточение и пытки.

Именно стоики впервые заговорили об общности всего мира. Так, Эпиктет утверждал, что каждый из нас является гражданином мира — «членом великого города богов и людей». Кэри Андерсон, репортер The Wall Street Journal, говорит о стоицизме как о философии для лидеров:

«Стоицизм привлекателен для всех, кто сталкивается с неопределенностью, то есть для всех нас. Но лидеры особенно подвержены риску и переменам, поэтому неудивительно, что многие из них считают, что учение стоиков имеет значение для психического здоровья» , — пишет Кэри в своей статье.

Стоицизм учит нас отказываться от чрезмерных попыток контролировать самих себя, так как внешние обстоятельства далеко не всегда находятся в нашей власти. Наши попытки повлиять на мир могут обернуться как успехом, так и провалом, поэтому единственное, что нам реально дает уверенность в завтрашнем дне, — это вера в собственные убеждения.

Не переживать о том, что от нас не зависит

Из существующих вещей одни находятся в нашей власти, другие нет. В нашей власти мнение, стремление, желание, уклонение — одним словом, все, что является нашим. Вне пределов нашей власти — наше тело, имущество, доброе имя, государственная карьера, одним словом — все, что не наше.

«Краткое руководство к нравственной жизни», Эпиктет

Эпиктет разделяет явления на зависящие и не зависящие от нас, и на вторые, как полагает философ, направлять свою энергию и силы бессмысленно. Гораздо лучше сконцентрироваться на вещах, которые находятся в нашей власти, и сделать все возможное в этом направлении. Например, вы можете подготовиться к конкурсу, но даже если выступление на нем станет лучшим за всю вашу музыкальную карьеру, вы должны помнить, что на решение жюри обязательно повлияет еще несколько факторов. Осознавая, что не все зависит от вас, в случае проигрыша вы воспримите его как факт, а не как трагедию.

Эпиктет в целом утверждает, что от человека зависит очень мало вещей, гораздо меньше, чем мы привыкли думать. Мы не контролируем даже свое тело, имущество, то, что говорят или делают окружающие нас люди. Единственное, что действительно находится в нашей власти, — это наше отношение к происходящему, мысли и мнения.

Менять отношение к происходящему

Обижает не тот, кто бранится или бьет, но мнение об этих вещах, будто бы они причиняют обиду. Итак, всякий раз, когда кто-то станет раздражать тебя, знай, что тебя привело в раздражение твое мнение. Поэтому старайся не дать увлечь себя собственным представлениям.

«Энхиридион», Эпиктет

По мнению Эпиктета, не люди и не обстоятельства становятся причиной раздражения, а наше отношение к ним. Изменив его, мы начинаем частично контролировать ситуацию. Эмоции — это результат наших суждений, в то время как сами вещи нейтральны, именно мы присуждаем им ту или иную характеристику. Они становятся «плохими» или «хорошими» только после того, как мы о них подумали тем или иным образом.

Стоики советовали принимать любые оскорбления, будто вы являетесь камнем, или отвечать на них с юмором. Массимо Пильюччи советует анализировать первоначальные реакции и сдерживать себя от совершения необдуманных поступков. «Прежде всего следует остановиться и сделать глубокий вдох, прогуляться вокруг квартала и только потом бесстрастно обдумать произошедшее», — пишет американский профессор. По его мнению, это простое правило способно предотвратить множество конфликтов и позволяет человеку чувствовать себя увереннее.

Некоторые ученые признают в этих принципах общую форму и структуру когнитивно-поведенческой терапии (КПТ). Согласно ей, психические расстройства вызваны нецелесообразными мыслями человека. Альберт Эллис, американский психолог и когнитивный терапевт, в юности читал стоиков и в своих научных изысканиях опирался на изречение Сенеки о том, что нас беспокоят не сами вещи, а мысли о них. Что, по мнению психотерапевта Дональда Робертсона, и есть «когнитивная модель эмоций», которая включает в себя два компонента — физиологическое возбуждение и интерпретацию этого возбуждения.

Анализировать каждый свой день

Ее нужно каждый день призывать к ответу. Так делал Секстий: завершив дневные труды и удалившись на ночь ко сну, он вопрошал свой дух: «От какого недуга ты сегодня излечился? Против какого порока устоял? В чем стал лучше?»

«Философские трактаты», Луций Анней Сенека

Сенека рекомендовал подводить итоги в конце каждого дня, отмечая, что вы сегодня смогли преодолеть и какие ошибки совершили. Например, Марк Аврелий вел философский дневник, в котором записывал все происходящее с ним за день. Сенека советует не бояться ошибок: «Смотри, впредь не делай этого, сейчас я тебя прощаю». Анализируя свои действия, вы сможете понять, какие из них приводят к положительному результату, а какие — наоборот.

Позволять себе думать о плохом

Premeditatio Malorum означает «преднамеренность бед»: стоики считают, что нужно думать не только о хороших событиях, но и о плохих, потому что, продумав заранее негативные варианты развития ситуации, вы будете к ним готовы.

Американский педагог Букер Вашингтон руководил школой, в которой обучалось около 1500 учеников, он принимал на работу сотни людей, консультировал политиков, публично выступал по всему миру. Справляться с ответственностью Вашингтону помогало выполнение одного небольшого упражнения: «Когда я начинаю работу утром, я ожидаю, что у меня будет удачный и приятный день, но в то же время готовлюсь услышать, что одно из наших школьных зданий горит, или что произошел несчастный случай, или кто-то оскорбил меня в печатной статье за то, что я сделал или пропустил, или за то, что он услышал, что я сказал, — вероятно, то, о чем я никогда и не думал говорить».

Подобные мысли помогают нам подготовиться к неизбежным неудачам и позволят принять тот факт, что не все может пойти по плану. Осознание этого помогает не тратить силу и энергию на отвлекающие факторы и сконцентрироваться только на собственных действиях. Важно понять, что стоики не призывают мыслить негативно: наоборот, подобные суждения делают нас увереннее, мы готовы ко всему происходящему и знаем, как действовать практически в любой ситуации.

Помнить о бренности вещей

В каждом из предметов, очаровывающих душу, приносящих пользу и призывающих к себе любовь, помни говорить себе, каков он, начав с предметов незначительных. Я люблю горшок. Ведь если он разобьется, это не приведет тебя в смятение.л

«Энхиридион», Эпиктет

Стоики призывали напоминать себе о бренности вещей, а также о том, что люди смертны — это понимание помогает больше ценить то, что у нас есть. Массимо Пильюччи приводит следующий пример из собственной жизни: потеряв отца, он узнал о тяжелой болезни матери. «Мне не становилось легче. Стоицизм не волшебная палочка. Однако я старался присутствовать в моменте hic et nunc. Эпиктет призывает не к равнодушию, а, наоборот, к тому, чтобы заботиться о том, что дорого нам», — утверждает писатель.

Говорить по существу

По большей части храни молчание. В противном случае веди немногословную речь о необходимом. Изредка, когда требуют обстоятельства, говори, но не о случайных вещах — гладиаторах, атлетах, кушаниях. В особенности ничего не говори о людях с порицанием или похвалой и не сравнивай их.

«Энхиридион», Эпиктет

Стоики призывают не тратить свои силы на пустые разговоры и говорить только о важных вещах: так мы направляем энергию в нужное русло и помогаем себе отстраниться от пустых вещей, к которым относятся и обсуждения других людей. Массимо Пильюччи утверждал, что это нарушение стоической добродетели: «Мы роняем достоинство каждый раз, когда участвуем в этих разговорах». Стоики не принимали любое осуждение, так как, по мнению философов, у нас недостаточно знаний о человеке для того, чтобы делать о нем выводы. «Некто пьет много вина? Не утверждай, что он поступает плохо, можно только сказать, что он много пьет. Ведь, не разобравшись в этом, откуда ты можешь знать, действительно ли он поступает плохо», — писал Эпиктет в «Энхиридионе».

Окружать себя людьми, у которых можно чему-то научиться

Пиры с людьми посторонними и не причастными к мудрости отвергай. Знай, что если друг твой замаран, то, общаясь с ним, даже если сам был чист, неизбежно замараешься.

«Энхиридион», Эпиктет

Существует множество учений, которые доказывают воздействие на нас окружающих. В своей последней книге «Невидимое влияние: скрытые силы, которые формируют поведение» Йона Бергер, профессор в Школе Уортон Университета Пенсильвании, рассказывает о том, как наше поведение формируется другими. Кристин Шольц, профессор Амстердамского университета, также подтверждает это влияние: «Все, что делают наши друзья, воздействует на нас, даже если мы это не осознаем. Мы можем перенять их привычки не задумываясь». Людьми, которые «причастны к мудрости» и чьи привычки и взгляды нам будет полезно перенять, могут быть не ученые и академики, а те, кто стремится к саморазвитию и благополучию. Работайте над своими недостатками, окружая себя теми, кто таковых не имеет.

Превращать ограничения в возможности

Стоики призывали к практике добродетели в любой ситуации: по их мнению, любое ограничение или преграда могут стать новой возможностью. Например, находясь в пробке, вы развиваете в себе терпение, а плачущий в самолете ребенок поможет проявить сострадание как к нему, так и к его родителям. Недовольный пассажир в автобусе, которого вы случайно задели, может накричать на вас, но ваша задача не ответить ему тем же, а спокойно извиниться и пожелать хорошего дня. В каждом нашем действии может проявляться добродетель; используйте повседневную жизнь для ее развития и тренировки.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *