В истории дома крестьянки Татьяны Павловны Ивановой есть некоторые интригующие моменты, которые прояснить не удалось. Электронный каталог Архивного комитета показывает, что чертежи по этому участку отложились в архиве Городской управы начиная с 1849 года.

Начальный год:1849. Конечный год:1910.
Напомню, что в перечне владельцев в подобных делах присутствуют только те из них, при ком производились строительные работы на участке. В одном из дел другого рода встречается и фамилия Иванова (к сожалению, без инициалов), возможно, мужа Т. П. Ивановой.

ЦГИА. Фонд 573. Опись 1. Дело 3360
Дом Иванова, Можайская улица дом 10

Начальный год:1880. Конечный год:1902

Адресная книга Яблонского на 1892 показывает владелицей участка уже Т. П. Иванову. В алфавите жителей о ней не сообщается ничего, кроме адреса — Можайская, 10.

Начиная с выпуска на 1896, адресные книги показывают проживающего в доме гражданского инженера Ивана Николаевича Иванова. В 1895 он имел чин губернского секретаря, в 1900-е был уже надворным советником, служил в должности техника в СПб. губернской управе, а также помощником контролера местного Гос. контроля СПб.-Варшавской железной дороги, дослужился до чина коллежского советника. Приходился ли он родственником хозяйке дома неясно. В последний раз этот адрес показывает у него ВПб на 1905, .то есть до того, как дом был им построен (перестроен?). В последующие годы приводятся его адреса поблизости: на Серпуховской, на Верейской.

Но вот удивительная история о его жизни параллельно в Гатчине, в собственном доме на Багговутовской, 3, и, главное, о происхождении его деда, который, как пишут, был сыном П. И. Пестеля ( ). Как пишут в этой публикации, владельцем дома в Гатчине И. Н. Иванов стал в 1906, а до того дом принадлежал купцу А. В. Красавину, для которого И. Н. Иванов строил в Петербурге яркие дома ( http://www.citywalls.ru/house5121.html , http://www.citywalls.ru/house5146.html ) и необыкновенную церковь на родине Красавина ( ВИКИПЕДИЯ: церковь Николая Чудотворца в Филисове).

В ВПб на 1910 Т. П. Иванова еще показана владелицей дома, ВПб на 1911 посмотреть не могу, в ВПб на 1912 ее уже нет, а владельцем дома показан потомственный почетный гражданин Виктор Александрович Папмель (так, как ни странно). Он же ппоказан владельцем и в ВПг на 1917. Но он, вероятно, успел в последний момент продать дом какому-то наивному человеку, и в описании архивного дела следом за Папмелем (фамилия которого приведена с ошибкой) указан еще один владелец.

ЦГИА. Фонд 515. Опись 1. Дело 8491
О залоге имущества Т.П.Ивановой; В.А.Пампелем; Ф.Гендриксом по Можайской ул.,10

Начальный год:1908. Конечный год:1917

ЦЕРКОВЬ ВВЕДЕНИЯ. КОМПЛЕКС, 19 в. Комплекс церковных построек расположен при въезде в крупное торговое село со стороны Вичуги. На противоположном конце села уцелели три типовых одноэтажных корпуса больницы нач. 20 в., а в центре хорошо сохранилась периметральная обстройка площади жилыми домами и лавками этого же времени. В 19 в. комплекс включал две церкви. Более ранняя Троицкая, выстроенная в 1766 г. владельцем соседней усадьбы графом И.И. Воронцовым, не сохранилась. Она располагалась к югу от линии современной ограды (старая ограда разрушена). В центре нынешнего участка стоит церковь Введения, возведенная в 1807 г.; боковые притворы относятся к сер. 19 в., а западный притвор трапезной пристроен во 2-й пол. столетия. К юго-западу от храма расположена колокольня 1-й пол. 19 в. Северо-западный угол участка занимает дом причта с примыкающей к нему палаткой (оба кон. 19 в.). К западу от колокольни, за церковной оградой стоит здание церковноприходской школы того же времени.

Все сооружения кирпичные. Характерный для центральной части области церковный комплекс, включающий храм, выстроенный в запоздалых формах барокко, и колокольню в стиле классицизма. Своеобразие комплекса определяется контрастным сопоставлением небольшого храма и высокой колокольни, играющей роль вертикальной доминанты. Церковь Введения — бесстолпный, пятиглавый, двухапсидный храм, причем северная апсида немного больше южной. Основной четверик завершен высокой четырехскатной кровлей с широко расставленным декоративным пятиглавием. Его луковичные чешуйчатые главки поставлены на тонкие четырехгранные барабаны (центральный восьмигранный барабан обшит железом). Небольшая квадратная трапезная чуть уже четверика. Апсиды покрыты общей скатной кровлей с маковичной главкой в завершении. Плоскостное наружное убранство выполнено в стиле барокко. Боковые фасады храма расчленены на три прясла лопатками, несущими развитый антаблемент. Углы четверика и трапезной рустованы и раскрепованы. На уровне верха апсиды и трапезной по всему зданию проходит профилированный карниз, отделяющий первый ярус от второго. Ложные арочные окна второго яруса с накладными досками и рельефными кругами над ними также образуют своеобразное членение верхней части стены. Окна нижнего яруса (одинаковые на всех частях храма) имеют лучковые перемычки и заключены в сложные фигурные наличники с ушами. Портики более поздних боковых притворов имеют иной облик — характерный для архитектуры позднего классицизма: они состоят из двух пар колонн тосканского ордера, несущих треугольные фронтоны, проемы здесь арочные.

Внутреннее пространство четверика перекрыто низким сомкнутым сводом с распалубками и открывается в алтарь и трапезную широкими арочными проемами (перекрытие трапезной аналогично четверику). Масляная роспись исполнена между 1947 и 1950 гг. В церкви четыре иконостаса: два из них в двухпрестольном храме, два в трапезной. Все иконостасы сборные, их конструктивные элементы и иконы перенесены из утраченной Троицкой церкви с. Филисово и из церкви Успения с. Бортницы Родниковского р-на. Поэтому структурно композиции иконостасов выдержаны недостаточно четко. Их украшает накладная резьба сер. 19 в. в духе классицизма. Большинство икон относится к 18-19 вв. Из приносных икон следует выделить небольшую «Аарон, Самой и Авив» (в южном приделе), относящуюся к 17 в. Колокольня представляет собой стройное четырехъярусное с двумя полуярусами сооружение: три четверика и восьмерик (все три верхних яруса — с арочными проемами). Колокольню в стиле классицизма с элементами барокко (креповка углов и карнизов, характер обработки люкарн, барабана и главки) венчает кровля гуськового профиля с люкарнами и тонкий барабанчик с фигурной главкой-вазой. В оформлении ярусов применены сдвоенные пилястры и полуколонны тосканского ордера, поддерживающие антаблементы и треугольные фронтончики (в двух средних ярусах). Нижний полуярус прорезан сегментными окнами, верхний служит основанием для восьмерикового яруса, диагональные грани которого также декорированы полуколоннами.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *