<strong>МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости, Антон Скрипунов.</strong> «Почетный патриарх» Филарет Денисенко больше не участвует в государственных мероприятиях, стоя рядом с президентом, и его «Киевский патриархат» ликвидируют по решению суда. А ведь еще год назад он был на пике могущества, сосредоточив в своих руках невиданную власть. Какие тайны отца украинского раскола хранит его бывшее окружение, почему он вдруг оказался никому не нужен на родине и чего ждать его соратникам и противникам в ближайшем будущем — в материале РИА Новости.Первый стал последнимИ протокол вроде тот же, и речи похожи — да только на панихиде в День памяти жертв голодомора в Киеве в этом ноябре впервые среди глав и представителей религиозных организаций Украины не было самого яркого и одиозного деятеля — Филарета Денисенко.По данным СМИ, его не пригласили, потому что чиновники Минкультуры не хотели, чтобы он светился рядом с президентом Зеленским. Светские власти это мотивировали так: Денисенко «будет претендовать на совершение молитвы, что вызовет недовольство и неминуемо спровоцирует конфликт среди присутствующих иерархов».Быть на первых ролях Филарет стремился всегда. Показателен устроенный в октябре прошлого года тогдашним президентом Петром Порошенко митинг «в поддержку создания единой и незалежной церкви». Глава государства убеждал население, что создание «новой церкви», которое он затеял шестью месяцами ранее, невозможно было бы без вмешательства властей. Об этом политик рассказывал где-то 15 минут, а после него на сцену на Софийской площади в Киеве вышел Филарет и принялся тянуть одеяло на себя.»Мы долго шли к автокефалии. Мы 25 лет добивались этого, вся деятельность «Киевского патриархата» и ее предстоятеля была посвящена этому», — лидер раскольников вещал уже дольше главы государства.Причем Филарет говорил о создании «новой церкви» как о своей личной заслуге и настолько уверенно, что почти никто не сомневался: он ее и возглавит. Однако на «объединительном соборе» 15 декабря 2018 года выбрали не его. Главой сформированной на базе двух раскольнических структур «Православной церкви в Украине» (ПЦУ) стал воспитанник Денисенко — 39-летний Епифаний Думенко.Позже Филарет заявил, что Порошенко вынудил его не выдвигать свою кандидатуру. Мол, за считанные минуты до начала «собора» он договорился с президентом, что фактически останется рулить украинскими раскольниками, а Епифаний Думенко — «для внешних связей».»Письменно мы не подписывали, потому что я доверял. И президенту доверял, и Епифанию доверял. А они обманули…. Если бы я знал то, что происходит, я бы его кандидатуру не выдвигал бы. Я доверял ему, что он будет идти прямой дорогой, а не пойдет кривыми дорогами. Этого я не предполагал, потому что я доверял ему на 100 процентов. Если бы я за него не боролся на Соборе, он бы предстоятелем не был», — жаловался Филарет журналистам. А все обернулось и вправду неожиданно. Едва возглавив ПЦУ, Думенко затеял подковерную борьбу со своим покровителем. Хотя Филарет по-прежнему контролировал все финансы раскольников.В итоге в мае Денисенко во всеуслышание объявил, что возрождает ликвидированный им же 15 декабря прошлого года «Киевский патриархат». Именно на его базе — а речь идет не только о казне, но и о четырех тысячах приходов — и была создана «незалежная церковь». Тогда же Филарет бравировал тем, что Зеленский перед президентскими выборами публично поддержал именно его, а не Думенко, который полностью был на стороне экс-президента Порошенко.Однако новой власти Филарет не нужен. Летом Министерство культуры Украины, в чьем ведении находятся религиозные организации, после долгих колебаний выбрало Думенко. Он добивался ликвидации «Киевского патриархата» и передачи всех его банковских счетов новосозданной ПЦУ. В итоге спор дошел до суда — и тот тоже выступил за молодого «митрополита».»КГБ не помог»»Еще летом стало ясно, что Филарета слили, хотя он полжизни боролся за поместную церковь. Но его время прошло. Что называется, «мавр сделал свое дело», — говорит корреспонденту РИА Новости один из служителей Харьковской епархии ПЦУ.Вряд ли подобные рассуждения можно было бы представить во времена могущества Денисенко. Он ведь был влиятельной фигурой не только среди украинских раскольников — некогда и в Русской православной церкви занимал высокое положение.Поступив в семинарию в 1946 году, Денисенко быстро сделал карьеру в системе церковного образования. В 1960 году 31-летний монах Филарет стал управляющим делами — то есть вторым человеком — Украинского экзархата. Спустя шесть лет он его возглавил, приобретя статус второго по значимости иерарха Русской церкви после Патриарха Московского и всея Руси. Однако уже тогда его репутация среди верующих была неоднозначной: ходили разговоры, что карьерой он обязан сотрудничеству с КГБ. Годы спустя Филарет это подтвердил.»Сотрудничество с КГБ — не грех… Если Господь эту советскую безбожную власть допустил, то надо жить в условиях этой безбожной власти», — заявил он украинским СМИ.Однако мало кто из священников и прихожан вспоминал об этом вслух: все знали, что Денисенко отличался деспотичным характером.»Впервые о жестокости и несправедливости патриаршего экзарха Украины я услышал от протодиакона киевского Владимирского собора Никиты Пасенко. Он рассказал мне о том, как все боятся и жестокого злопамятного Филарета, и его «сестру» — Евгению Петровну Родионову, проживающую в личной квартире Филарета на улице Пушкинской с тремя детьми, якобы взятыми из разных детских домов в России. Речь не только о простом духовенстве, но и об украинских архиереях, которые при встрече всегда целовали ей руку. Между собой архиереи называли Евгению Петровну «владычицей всея Украины», — объясняет РИА Новости митрополит Ионафан (Елецких), правящий архиерей Тульчинской епархии канонической Украинской православной церкви.В 1989 году его назначили заместителем Филарета — викарным епископом Киевской епархии. И было совершенно ясно, что Денисенко метит на патриарший престол. В 1990-м, после смерти патриарха Пимена, синод РПЦ утвердил Филарета на посту местоблюстителя, то есть временного управляющего, до избрания нового предстоятеля.Опыт предыдущих лет показывал, что эта должность практически гарантировала избрание патриархом. Однако на Поместном соборе 1990 года все получилось иначе.»Накануне выборов 7 июня Филарет пошел к (председателю Верховного Совета СССР. — Прим. ред.) Анатолию Ивановичу Лукьянову и говорит, что есть договоренность с ЦК, что именно он будет патриархом. На что Лукьянов ответил: «Михаил Антонович (мирское имя Филарета. — Прим. ред.), теперь мы вам не можем помочь: как решит Собор, так и будет», — вспоминал митрополит Харьковский Никодим (Руснак), один из очевидцев.После того как собор избрал патриархом митрополита Ленинградского Алексия, Денисенко принялся шантажировать архиереев, грозя отделиться всем Украинским экзархатом от Русской православной церкви. Архиерейский собор 1992 года убедил его не впадать в раскол, даровав Украинской православной церкви полную финансовую и административную независимость от Московского патриархата. Филарет согласился, на кресте и Евангелии поклявшись не допустить разделения в Церкви. Однако вернувшись в Киев, отрекся от клятвы.»Для него люди — быдло»»Из апологета советского строя он внезапно превратился в ярого украинского националиста, патриота. Хотя свободно так и не научился говорить на украинском языке, который когда-то обзывал «гибридом польского и жидовского», — отмечает митрополит Ионафан. Филарет, по его словам, опасался потерять должность Киевского митрополита из-за того, что его семейная тайна вскроется. А это «лишение власти и огромных денег».»На тот момент в казне УПЦ, по некоторым данным, было около трех миллиардов советских рублей. Выход Филарет нашел в уклонении в греховный раскол. Что он и сделал, нарушив свое архиерейское слово, данное священной полноте Архиерейского собора в Москве. В Киеве он признался во лжи, говоря, что «обвел всех в Москве вокруг пальца», — подчеркивает митрополит Ионафан.Владыка Ионафан был в числе тех, кто отказался выполнить требования Филарета уйти в раскол, — вместе, в том числе, и с будущим предстоятелем канонической Украинской церкви владыкой Онуфрием. За это Денисенко отстранил их от управления епархиями. Однако в мае 1992 года не желавшие раскола архиереи УПЦ, коих было подавляющее большинство, созвали собор и отстранили от управления Украинской церковью самого Филарета.В ответ он создал «Киевский патриархат», заручившись поддержкой первого президента Украины Леонида Кравчука, который передал ему казну украинской компартии. При поддержке властей и националистов Денисенко силой отнял у канонической Церкви сотни храмов. С мнением верующих, в большинстве своем не поддержавших его раскольнических устремлений, он не считался.»Еще когда Филарет был митрополитом Киевским, ему стало известно о моих попытках предать огласке его «семейную тайну». Он вызвал меня в кабинет и, воткнув в меня невидящий взгляд, лающим голосом бросил: «Вы проникли в такие сферы, в которых сгорите. Я вас с грязью смешаю, и вас не примет ни небо ни земля!» Совладав с собой, я ответил: «Владыко, не трогайте меня, за меня вас Бог накажет, и народ вас не поймет». А в ответ он медленно произнес: «Ну, Владыко, знаете, Бог — высоко, а народ — это быдло!» — вспоминает митрополит Ионафан.В 1997 году на Архиерейском соборе РПЦ Филарета предали анафеме, то есть вовсе изгнали из Церкви.»Матерый политик»Однако почти целых 30 лет он не переставал быть лидером раскольников и идейным вдохновителем украинских националистов. «Киевский патриархат» активно пользовался их услугами для решения своих задач, в том числе и насильственного захвата храмов канонической УПЦ.»Денисенко же — матерый кагэбэшник и поэтому активно сотрудничает с СБУ, которая, в свою очередь, курирует нацсилы. Особенно тесным сотрудничество было при Порошенко. Сейчас, с новым президентом, все стороны заняли выжидательную позицию», — сообщил корреспонденту РИА Новости источник в украинских националистических кругах.Однако в последнее время влияние Филарета, судя по всему, сильно ослабло. В начале ноября, когда Киевский окружной суд рассматривал вопрос о ликвидации «Киевского патриархата», Денисенко анонсировал массовые акции протеста своих сторонников. Митинг собрал меньше сотни человек — не было даже и самого «почетного патриарха».»Возможно, украинские политики сделали бы выбор в пользу Филарета, а не Думенко. Но Епифаний — молодой и может править 20-30 лет. А 90-летний Денисенко, понятно, стоит на пороге вечности. И власти решили сделать таким образом: дедушка доживет «почетным патриархом ПЦУ», а «молодым у нас везде дорога». Однако Филарет продолжит бороться за власть — он же матерый политик, а не священнослужитель, хоть и рясу носит», — отмечает в беседе с РИА Новости политолог Ростислав Ищенко.Поэтому, по его мнению, Денисенко еще будет «котироваться в качестве политической фигуры». Тем не менее очевидно, что отец украинского раскола утратил былое могущество. Из-за своих же «благодарных» воспитанников.

<strong>МОСКВА, 23 янв — РИА Новости, Антон Скрипунов.</strong> Отец украинского раскола Филарет Денисенко поразил соратников, заявив, что создание «новой церкви» на Украине лишь усилило многолетнее разделение. Поэтому он задумался о возвращении в Русскую православную церковь, которая более 20 лет назад предала его анафеме за создание неканонического «Киевского патриархата». Насколько серьезны намерения самозваного патриарха примириться и как их оценивают в православном мире, разбирался корреспондент РИА Новости.Ошибка ФиларетаВот уже несколько месяцев подряд на Украине то и дело «хоронят» 91-летнего Филарета: то заморозят банковские счета его «патриархата», то его самого запишут в проигравшие в ожесточенной борьбе за власть среди украинских раскольников. Об этом неоднократно говорил протеже Денисенко — Епифаний Думенко, возглавивший «Православную церковь Украины» (ПЦУ, она же «новая церковь»). Мол, Филарет для них лишь «почетный патриарх», не более того.Вот только сам родоначальник церковного сепаратизма в современной Украине думает иначе. Весной он вел подковерную борьбу со своим учеником Думенко за реальную власть в ПЦУ, но большинство «епископов» не пошли за ним. Тогда он решил восстановить ликвидированный в декабре 2018 года «Киевский патриархат», на базе которого и была создана «новая церковь». Это дало начало не только серии судебных разбирательств о законности такого решения, но и настоящей юридической чехарде. Украинское Министерство культуры, в чьем ведении этот вопрос, то подтверждает законность возрожденной Денисенко структуры, то отрицает.Теперь же Денисенко решил окончательно открыть карты. Он заявил, что «объединительный собор» декабря 2018 года, на котором раскольники («Киевский патриархат» и «Украинская автокефальная православная церковь») приняли решение объединиться в ПЦУ, прошел с нарушениями. Дескать, Константинополь обещал куда большую свободу новой структуре, а на деле вышла «полуавтономия». Собственно, Филарет озвучил очевидное: в зарубежных поездках деятели «новой церкви» ни шагу не ступают без ведома «курирующих» греков из Константинопольского патриархата.Филарет подтвердил опасения, которые неоднократно озвучивались в православном мире: раскол может породить только новый раскол. «Я думал, что томос объединит всех нас. А на деле Украина получила две структуры вместо одной: ПЦУ и «Киевский патриархат», — заявил Денисенко пару дней назад на пресс-конференции в Киеве.А во всем он винит Фанар (район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха), который решил в нарушение веками действующих канонов легализовать украинских раскольников и выдать их «новой церкви» томос. По данным источников РИА Новости в церковных кругах, одним из условий дарования автокефалии была ликвидация «Киевского патриархата».Но вот Филарет на днях отозвал подпись в документе о ликвидации своей структуры, который был принят за считанные минуты до «объединительного собора». А теперь и вовсе ошарашил стамбульский патриархат своим заявлением: он может вернуться в Русскую православную церковь.Кто «победит»Некогда Денисенко был одним из самых влиятельных архиереев Русской православной церкви. В 1966 году он стал экзархом Украинской православной церкви (УПЦ), то есть вторым по численности паствы архиереем после патриарха Московского и всея Руси. А в конце 80-х был, пожалуй, одним из наиболее очевидных преемников тогдашнего патриарха Пимена. И местоблюстителем патриаршего престола после его смерти.Но Поместный собор 1990 года, вопреки всем ожиданиям, избрал предстоятелем Русской церкви не его, а митрополита Алексия (Ридигера).Разочарованный результатами выборов Денисенко устроил демарш, потребовав автокефалию для Украинской церкви. В ответ выработали компромиссный вариант: УПЦ даруется беспрецедентная административная и финансовая свобода. При этом ее предстоятель остается членом высшего руководящего органа РПЦ — Синода, а значит, может влиять и на ее судьбу. Эта модель действует и по сей день.На Архиерейском соборе 1992 года Филарет согласился с таким статусом возглавляемой им Украинской церкви и поклялся не допустить раскола. Однако, вернувшись из Москвы в Киев, стал все отрицать. В итоге украинские архиереи отстранили его от управления УПЦ. И тогда он создал «Киевский патриархат», для которого украинские националисты при поддержке властей стали отнимать храмы канонической Церкви.В 1997 году на Архиерейском соборе РПЦ Филарета предали анафеме, то есть вовсе изгнали из Церкви.Теперь же он намекает на примирение. Правда, при одном условии.»Если Московский патриарх признает Украинскую православную церковь Московского патриархата как автокефальную церковь в статусе патриархата, то следующим шагом будет объединение Киевского патриархата и (УПЦ) Московского патриархата в единую украинскую православную церковь, но в статусе Киевского патриархата. Тогда этот патриархат и победит. В результате этого объединения начнется присоединение приходов, епископата и епархий (ПЦУ)», — заявил он. Попытка «примирения»В Украинской православной церкви в ответ подчеркнули, что Денисенко не вправе выдвигать какие-либо условия. Все дело в том, что он совершил тягчайший с точки зрения православного вероучения грех: учинил раскол. В таком случае ему необходимо сначала покаяться, то есть осознать свой проступок.»В Церковь же возвращаются не с заявлениями и ультиматумами. Если ты отступил и понимаешь, что отступил, и хочешь вернуться в Церковь Христову, — возвращайся, но с покаянием. Мы же не политическая организация», — заявил РИА Новости пресс-секретарь канонической Украинской православной церкви Василий Анисимов. Представители УПЦ неспроста проявили осторожность. В 2017 году Филарет уже пытался вернуться. Тогда он направил Архиерейскому собору РПЦ письмо, в котором просил отменить все решения, «в том числе о прещениях и отлучениях, &lt;…&gt; ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами».Русская церковь расценила обращение Денисенко как «шаг к преодолению многолетнего раскола» на Украине и создала специальную комиссию для обсуждения этого вопроса. Однако вскоре после обнародования письма Филарет отрекся от своих слов.»Никакого покаяния в том, что я выбрал путь автокефалии Украинской православной церкви не было, нет и не будет никогда», — заявил он в начале декабря 2017 года, на следующий же день после решения Архиерейского собора РПЦ о создании комиссии для запрошенного было «примирения».»Доверия ему нет»Вот и теперь на Украине ожидают, что раскольник вновь отречется от своих слов. С другой стороны, всем ясно, что в последние годы он стремительно теряет паству и влияние в стране. Большая часть его приходов расположена за пределами Украины: несколько десятков храмов в Западной Европе, около десятка — в Австралии и примерно столько же в США. Пара «филаретовских» приходов есть даже в России.»С церковной точки зрения любой человек, совершивший грех, может покаяться. И то, что Филарет в какой-то степени признает, что его уход из канонической Церкви и все последующие раскольнические деяния являются преступлением, — это очень хорошо. Думаю, Церковь примет его покаяние, если оно будет полноценным, то есть если он покажет на деле, что исправился», — рассуждает исследователь христианства политолог Аркадий Малер.С другой стороны, в православной среде, по его словам, прекрасно знают, что «Филарету доверять нельзя». Верующим он известен как человек, который «привык играть в политические игры», причем занимался этим еще в советские годы, будучи предстоятелем Украинской церкви.»Его слова о возможном возвращении в РПЦ направлены прежде всего против Епифания и патриарха Варфоломея, он же до этого постоянно говорил, что его обманули с томосом», — объясняет украинский политолог Ростислав Ищенко.Хотя большинство филаретовских «епископов», как он отмечает, в целом не против вернуться в РПЦ. Правда, при ряде условий.»Они хотели бы не просто покаяться и вернуться, а сохранить за собой генеральские эполеты, то есть остаться в сущем сане. А это невозможно, потому что на Украине и так много православных епископов. Поэтому я не думаю, что тот же Филарет покается и уйдет в монастырь простым монахом. Если переговоры о возвращении все же состоятся, он будет требовать возвращения на уровень самостоятельного влиятельного церковного деятеля. На это РПЦ ни при каких условиях не согласится», — подчеркивает политолог.Поэтому в попытках вернуть влияние в ПЦУ Денисенко прибегает к шантажу, угрожая грекам вернуться в Московский патриархат. Это лишь усугубляет многолетнюю рану церковного раскола на Украине.

Предстоятель Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополит Епифаний (Думенко) подписал указ, признающий недействительными все документы самопровозглашенного Киевского патриархата Украинской православной церкви, выданные после 30 января 2019 года. Об этом сообщает ФАН со ссылкой на сайт церковной структуры.

«Любые документы и распоряжения от имени религиозного объединения УПЦ КП, которое прекратило свою деятельность, изданные после 30 января 2019 года, являются недействительными и не подлежат исполнению в ПЦУ», — говорится в указе Епифания.

По его словам, документы «киевского патриархата» вносят смуту среди служителей ПЦУ. Священный синод ПЦУ решил, что патриарх Филарет (Денисенко) продолжит управление Киевской епархией в составе приходов и монастырей Киева. Однако управляющий епархией, подчеркивается в указе, не подал документы на регистрацию в составе ПЦУ.

Реклама

Кроме того, Епифаний приказал переподчинить религиозную общину храма Покрова Пресвятой Богородицы в Киеве митрополиту Киевскому.

На Украине назрел новый раскол — бывший глава неканонической УПЦ Киевского патриархата Филарет отказался подписать устав Православной церкви Украины. При этом документ все равно считается действительным.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в разговоре с НСН пояснил, что Филарет оказался в роли «патриарха на покое», в то время как всю жизнь мечтал стать действующим главой церкви.

«Ничего страшного у них не будет. Филарет не есть глава церкви. Филарет — патриарх в церкви, где нет патриарха. Вот парадокс. Потому что вначале был Киевский патриархат, который никто не признавал, потом они получили канонический статус от Константинополя, но Константинополь принял Филарета в сане «патриарха на покое».

Он не захотел видеть его главой церкви, поэтому главой стал Епифаний в сане митрополита. Филарет обижен, оскорблен, потому что он всю жизнь мечтал стать патриархом», — отметил эксперт. Макаркин также добавил, что Филарет ощущает «недоигранность своей игры», поскольку находился в паре шагов от патриаршества.

Конфликт между Епифанием и Филаретом разгорелся в середине весны. «Киевский патриархат все еще существует», — заявил Филарет. При этом КП был распущен перед созданием «коалиции» раскольнических церковных структур в виде ПЦУ.

Сам Епифаний отметил, что из-за конфликта с Филаретом они ни разу не проводили совместное богослужение, хотя экс-патриарх имеет сан «почетного патриарха» ПЦУ. Филарет в свою очередь заявил, что он созвал епископов «новой церкви», чтобы обсудить восстановление «Киевского патриархата». Однако Епифания на этот «саммит» не позвали.

Глава ПЦУ убежден, что даже говорить о возвращении в прошлое пагубно для церкви, поскольку такие речи ведут обратно в изоляцию. «Мы должны говорить о нашем будущем, о нашем единстве. Потому что в будущем мы должны еще много сделать для того, чтобы эта церковь была признана со стороны других поместных православных церквей. Если мы возвращаемся в прошлое — автоматически это путь в никуда, это путь в изоляцию», – заявил «митрополит Киевский и всея Украины».

Напомним, в начале февраля было принято решение о том, что экс-предстоятель раскольнического Киевского патриархата, который вошел в новую неканоническую Православную церковь Украины, Филарет продолжит руководить Киевской епархией.

23 января 2019 года Филарету исполнилось 90 лет. Президент Украины Петр Порошенко присудил «патриарху» звание героя Украины, а также вручил орден «Золотая звезда» и орден Украины. Вручение наград прошло в ходе мероприятия по случаю Дня соборности Украины и 100-летия провозглашения акта воссоединения Украинской народной республики и Западно-Украинской народной республики. «Подчеркиваю, что Ваша награда — абсолютно заслуженная», — заявил Порошенко.

В июне 1990 года Архиерейский собор избрал тогдашнего митрополита Киевского и Галицкого Филарета одним из кандидатов на Патриарший престол Русской православной церкви. Двумя другими были митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир.

Имя митрополита Филарета в середине 1980-х звучало не только в церковных беседах, но и разговорах интеллигенции, а его биографию включили в книгу «500 имен перестройки». В то же время в прессе тех лет появлялись заметки, что священник сотрудничал с Комитетом госбезопасности СССР и даже имел кодовое имя «Антонов».

«В советские времена никто не мог стать архиереем, если на это не давал согласие КГБ. Поэтому утверждать, что я не был связан с КГБ, было бы неправдой. Был связан, как и все», — заявил Филарет в одном из интервью.

В 1997 году в Свято-Даниловском монастыре в Москве Филарет был предан анафеме за то, что «продолжал в межсоборный период раскольническую деятельность».

Святитель Филарет (Амфитеатров Федор Григорьевич) архиепископ Казанский и Симбирский с 25 февраля 1827 года, Казанский и Свияжский с 10 февраля 1832 года по 19 сентября 1836 года.

Святитель Филарет (Амфитеатров) – один из известнейших деятелей Церкви XIX века. Величие его личности и подвижничества были понятны уже современникам. Вскоре после его кончины появилось много литературы, была опубликована его обширная переписка. Наиболее подробную биографию владыки Филарета в трех томах составил архимандрит Казанского Успенского Зилантова монастыря Сергий (Василевский), по желанию своего духовного отца и наставника владыки Антония (Амфитеатрова), племянника владыки Филарета. При этом выдающиеся качества будущий святитель начал проявлять еще в молодости. Не случайно он был канонизирован как местночтимый святой в Тобольской и Тюменской епархии, где был ректором духовной семинарии. Позже святитель Филарет был причислен и к лику святых, почитаемых Украинской Православной церковью.

Деятельность святителя Филарета была чрезвычайно многообразна. В данном очерке его биография будет представлена достаточно кратко, основное внимание будет обращено на деятельность святителя на Казанской кафедре.

Федор Амфитеатров родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Кромского уезда Орловской губернии в семье священника. В 10 лет он поступил сразу во второй класс Орловского духовного училища, а в 1795 году был переведен Севскую духовную семинарию, сразу в богословский класс. В 1797 году он закончил семинарию, благодаря блестящим успехам был оставлен в ней преподавателем. 7 ноября 1798 года епископ Орловский и Севский Аполлос рукоположил молодого преподавателя в монашество, 13 ноября 1799 года он же рукоположил своего постриженника во иеромонаха. В 1802 году указом Синода отец Филарет, которому было всего 23 года, был возведен в сан игумена и назначен ректором Севской семинарии, в 1804 году возведен в сан архимандрита. Но вскоре у него начались столкновения с духовным начальством, которые позже часто встречались в его жизни. Показательно, что при безупречности своей веры и поведения, блестящих преподавательских и проповеднических качествах, способностях администратора, скромности и умении вести себя и с высшими и с низшими, он слишком часто вызывал негативное отношение архиереев. Скорее всего, недовольство вызывала именно та любовь, которую испытывали к отцу Филарету его подчиненные и простые верующие люди, сравнение было не в пользу архиереев. Первым его недоброжелателем стал Орловский епископ Досифей (Ильин), который в 1804 году добился перевода отца Филарета в Уфу.

Из хорошей и благоустроенной семинарии, созданной Амвросием (Подобедовым), отец Филарет попал в школу, которая действовала всего три года. Ему пришлось выступить не только в качестве преподавателя и организатора учебного процесса, но и находить здание, набирать учеников, организовывать жилье и питание, комплектовать преподавательский состав. Первые два года пребывания отца Филарета в Уфе епархиальным архиереем был Амвросий (Келембет), который высоко ценил молодого ректора. Но занявший кафедру в 1806 году Августин (Сахаров) вскоре стал преследовать отца Филарета, постоянно посылая в Синод жалобы на ректора. Так как серьезных упущений в деятельности ректора не было, то владыка Августин придирался к мелочам – неправильно составленным документам, перерасходу средств по некоторым статьям и т. д. Дело доходило до полной конфискации имущества ректора в счет претензий епархиального архиерея. Раздражение против отца Филарета приняло у Августина навязчивый характер. Это, наверное, понимали и в Синоде, поэтому в 1810 году отец Филарет без взысканий был переведен в Тобольск. Августин продолжал преследовать его и позже, требуя взыскания с отца Филарета более 5 тысяч рублей, это дело тянулось еще несколько лет.

В Тобольске начальствующим над отцом Филаретом вновь стал владыка Амвросий (Келембет). За три года пребывания в столице Западной Сибири отец Филарет заслужил любовь и уважение семинаристов и верующих, благожелательное отношение преосвященного Амвросия, который в своих донесениях в Синод называл отца Филарета «не человеком, а ангелом во плоти». 2 декабря 1813 года Филарет был вызван на череду служения в Санкт-Петербург и одновременно назначен (номинально) настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. 15 февраля он стал инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Ректором же столичной академии в это время был будущий знаменитый святитель митрополит Московский Филарет (Дроздов). В должности инспектора отец Филарет пробыл всего полгода, но произвел очень хорошее впечатление на ректора.

Именно по инициативе своего начальника отец Филарет (Амфитеатров) был удостоен ученой степени доктора богословия (хотя прежде он не был и магистром) за заслуги в развитии духовного образования. Владыка Филарет (Дроздов) реко-мендовал своего инспектора на ту же должность в Московскую духовную академию. Формально это не было повышением, но на самом деле обя-занности отца Филарета были более ответственными, чем в Санкт-Петер-бурге. Дело в том, что Московская духовная академия в 1814 году только начинала создаваться довольно сложным путем. Существовавшая со времен царя Федора Алексеевича в Москве Славяно-греко-латинская академия упразднялась, в столице оставалась только семинария, а Московская академия создавалась на базе семинарии в Троице-Сергиевой Лавре. При этом существенно менялись программы и приходилось принимать множество кадровых решений. Первый год отец Филарет руководил Московской академией в должности инспектора (ректора в это время не было), а через год он стал ректором и еще четыре года руководил академией, блестяще вел курс догматического богословия. Ревизовавший академию святитель Филарет (Дроздов) подарил ректору свою панагию.

1 июня 1819 года отец Филарет в Успенском соборе Московского Кремля был рукоположен во епископа Калужского и Боровского. На Калужской кафедре он запомнился как «незабвенный святитель». Именно при владыке Филарете начался подъем будущей всероссийски известной Оптиной пустыни, в которой епископ часто подолгу жил. Именно владыка Филарет основал Иоанно-Предтеченский скит, в котором позже подвизались многие старцы. Разумеется, большое внимание владыка Филарет уделял Калужской духовной семинарии. 12 января 1825 года он был переведен на Рязанскую кафедру, на которой пробыл три года, причем больше года провел в Санкт-Петербурге в Синоде. 22 августа 1826 года он был возведен в сан архиепископа.

В феврале 1828 года уже второй раз архиепископ Филарет находился в Санкт-Петербурге по вызову Синода. Незадолго до этого Николай I высказывал свое неудовольствие деятельностью архиепископа Ионы (Павинского) в связи с массовой подачей прошений крещеными татарами о разрешении исповедовать ислам и сообщением о многолюдном языческом молении в Царевококшайском уезде. Как уже говорилось выше, представление столичных властей о ситуации в Казанской епархии было ложным. На самом деле подавшие прошение татары давно были мусульманами, а крещеные марийцы постоянно участвовали в языческих жертвоприношениях. Но Николай, получив известие о смерти архиепископа Ионы, решил принимать меры в пожарном порядке. Его выбор пал на святителя Филарета, о котором у императора сложилось положительное мнение. Поэтому 25 февраля 1828 года владыка Филарет был назначен архиепископом Казанским и Симбирским. Он был вызван к императору, который поручил владыке Филарету срочно начать борьбу с отпадениями крещеных инородцев и приказал срочно выезжать в Казанскую епархию, запретив даже заезжать в Рязань для прощания со своей паствой. Уже 25 марта владыка Филарет был в Казани.

Следует отметить, что владыка Филарет фактически проигнорировал указания Николая I. Он не прибегнул к полицейским мерам в борьбе с «отпадениями». Больше того, он предостерегал своего коллегу, вятского епископа Кирилла (Богословского-Платонова), от излишнего административного рвения. Вместо этого он в 1828-1829 гг. много ездил по епархии, посещая в основном инородческие деревни. Напомним, что епархия тогда была очень большой, она включала территорию не только Казанской, но и Симбирской губернии, в которую, в свою очередь, входила и Самара. Во время поездок владыка Филарет много беседовал с инородцами, в некоторых деревнях он заходил в каждый дом. В результате через полтора-два года святитель Филарет прекрасно представлял себе реальную ситуацию, а инородцы для него не были сплошной «темной» массой, как для столичных чиновников и многих архиереев. Владыка Филарет прекрасно представлял себе жизнь, быт, особенности национального характера чувашей, горных и луговых марийцев, мордвы, татар-кряшен, новокрещеных татар, в меньшей степени – удмуртов. Достаточно полное представление он имел и о татарах-мусульманах.

Результатом этих поездок стала достаточно цельная концепция мисссионерской деятельности. В ноябре 1829 года владыка Филарет обратился в Синод с несколькими предложениями. За 40 лет до Николая Ивановича Ильминского он, в сущности, предложил тот же путь. Огромное значение святитель Филарет придавал родному языку. Он считал необходимым перевести на все языки Катехизис, Жития святых и распространять эти издания бесплатно. Во время богослужений в инородческих приходах он считал необходимым читать Евангелие и Апостол, Символ веры, «Отче наш» на родных языках прихожан.

Святитель Филарет писал в Синод: «Озаботиться нужно воспитанием молодого поколения инородцев в истинах Православной веры. Для сего нужно поручить местным священникам с причтами учить детей на их языках, сначала в домах своих, а потом, когда возрастет число их, в школах при церквах».

Он считал, что огромное значение для успешного миссионерства будут иметь не только внутренние, но и «наружные» (выражение владыки Филарета) аспекты религиозной деятельности – торжественные и красивые службы. У язычествующих, склонных к вере в магию, они будут вытеснять языческие обряды. Святитель Филарет считал, что если инородцы совершают жертвоприношения и магические обряды, добиваясь хороших урожаев, дождя, теплой погоды, то и священники должны совершать молебны в этих же целях.

Владыка Филарет выработал целую программу специальной подготовки духовенства для инородческих приходов. В семинариях должны серьезно изучать местные языки, а Казанская семинария должна была стать специальным центром, сюда для подготовки по инородческим языкам должны были на два года присылать учащихся из других семинарий. Предполагалась подготовка национального духовенства, детей инородцев предлагалось принимать в духовные училища, а потом и в духовные семинарии.

Наконец, владыка Филарет предлагал создать специальные должности миссионеров, свободных от других обязанностей, постоянно разъезжающих по епархии и ведущих миссионерские беседы и богослужения.

Предложения святителя Филарета не были оторванными от реальной жизни духовенства и прихожан. По каждому пункту он предлагал конкретные денежные сметы, прекрасно понимая, что нельзя просто обязать причты учить инородческих детей – этот труд должен оплачиваться. Для привлечения в инородческие приходы лучших семинаристов предлагалось платить им повышенное жалованье. На должности миссионеров он предлагал назначать священников с академическим образованием, тоже с высоким жалованьем. При этом предлагаемые расходы были вполне посильны для бюджета Синода.

Но с предложениями высокопреосвященнейшего Филарета в столице произошло то же самое, что и со многими другими дельными проектами. Они в целом одобрялись, но не выполнялись или выполнялись формально: так, штатные миссионеры были назначены, но ими стали настоятели Седмиезерного, Раифского и Кизического монастырей, разумеется, не освобожденные от своих настоятельских обязанностей. Их миссионерская деятельность сводилась к редким, обычно один раз в год, поездкам по выделенным районам.

В Казанской семинарии было несколько увеличено количество часов по татарскому и чувашскому языкам, но выпускники все же не владели инородческими языками, кроме детей священников и причетников инородческих сел, знавших эти языки с детства. Программа обучения инородцев в духовных учебных заведениях не была выполнена совсем – ведь зачисление в духовные учебные заведения требовало вывода инородческих мальчиков из податных сословий государственных и удельных крестьян, что было совершенно невозможно при Николае I.

Национальные языки в богослужениях не применялись. Синод не отверг это предложение владыки Филарета, но и не одобрил. Под руководством владыки Филарета были осуществлены переводы Катехизиса на чувашский, горно-марийский и луговой марийский языки и изданы, чувашский тиражом 1200 экземпляров, а марийские – по 600. При этом переводы и издание осуществлялись на деньги архиерейского дома – средств от Синода владыка Филарет так и не добился. И дело здесь было не в недостаточной настойчивости казанского архиепископа. Во многих других случаях, о чем речь пойдет ниже, святитель Филарет добился выделения крупных сумм. Скорее всего, в столице просто не поняли важности проблемы. Разумеется, ни копейки не было выделено на обучение инородцев. Синод просто потребовал от священников и причетников инородческих приходов обучать прихожан основам вероучения и русскому языку, не выделив средств на оплату этого труда и не увеличив штаты инородческих приходов. В результате эти требования не выполнялись, впрочем, так же, как и требования об открытии церковно-приходских школ в русских приходах.

Но некоторые успехи все же были достигнуты. В те годы, когда святитель Филарет управлял Казанской епархией, были крещены более 250 мусульман и около двух с половиной тысяч язычников. Но это объяснялось деятельностью самого владыки Филарета, встречи с которым производили огромное впечатление на инородцев.

Казанская епархия к началу 1830-х гг. была весьма велика. По данным на 1829 год в Казанской губернии насчитывалось 411 приходских храмов, а в Симбирской – 605. При этом требовалось массовое открытие новых приходов, так как многие деревни находились очень далеко от церквей. Все это усложняло деятельность архиерея, создавало множест-во проблем. Так, Казанская епархия к этому времени оставалась одной из немногих, в которых лишь часть детей духовенства получала хотя бы минимальное духовное образование, а большинство священников рукополагалось «из необучавшихся». Уже в первый год своего назначения владыка Филарет стал добиваться создания новой Симбирской епархии. Вопрос решился далеко не сразу. Долгое время Синод предлагал вместо открытия новой епархии назначить викарного архиерея. Но владыка Филарет добился своего.

В начале 1832 года принципиальное решение об открытии новой епархии было принято, а 10 февраля 1832 года на Симбирскую кафедру был рукоположен епископ Анатолий (Максимович). Таким образом, епархия архиепископа Филарета уменьшилась более чем вдвое, ее составляла только Казанская губерния.

Очень много владыка Филарет сделал для развития духовного образования в Казанской епархии. К началу его управления епархией Казанская духовная семинария представляла собой очень большое учебное заведение, в ней по программе духовного училища в 1828 году учились 482 человека, а по программе семинарии – 852, и они составляли меньше половины всех детей духовенства соответствующего возраста. Для остальных просто не было места. Хотя семинария занимала большой комплекс зданий, в ней не хватало помещений. Один из классов находился в подвале без окон, другой занимался в столовой. Очень тесно было и в жилых комнатах, отдельные кровати, на которых спали учащиеся во времена «старой» академии, в спальнях старших были заменены сплошными нарами, младшие учащиеся спали на кроватях по двое. Но больше половины учащихся жили на квартирах, как правило, в ужасных условиях.

Уже через год после прибытия владыки Филарета в Казань начались серьезные изменения к лучшему. В 1829 году были открыты духовные училища в Свияжске, Чебоксарах и Чистополе. Хотя Симбирская епархия и открылась в 1832 году, но семинария в Симбирске появилась только через восемь лет. Но именно владыка Филарет, а не Симбирский епископ Анатолий, добился открытия в 1833 году духовных училищ в Сызрани и Самаре.

В 1832 году Синод выделил средства на приобретение дома для Казанского духовного училища, в этом же году был куплен дом, принадлежавший дворянской семье Геркен, недалеко от Казанского Богородицкого монастыря. В 1834 году Казанское духовное училище было переведено в это переоборудованное здание, рядом с которым владыка Филарет на собственные средства (2000 рублей) построил еще один двух-этажный кирпичный дом. Таким образом, в комплексе зданий на улице Воскресенской осталась только семинария, а все мальчики из семей духовенства получили возможность учиться. Общая сумма, выделения которой святитель Филарет добился от Синода на строительство и покупку здания для духовных училищ, была весьма велика – 360 тысяч рублей.

Успехи, достигнутые владыкой Филаретом в административных преобразованиях управления епархией, кадровой чистке консистории, реформе епархиальных духовных школ, выглядят особенно необычно на фоне того, что в целом происходило в эти годы в России. Бездушная бюрократическая машина, которая стала складываться в Российской империи в последнее десятилетие правления Александра I и окончательно утвердилась при Николае I, душила любую инициативу и не давала развернуться серьезным делам. Любая мелочь нуждалась в утверждении множества инстанций, вплоть до самого императора, и даже самые безобидные и вроде бы одобряемые властями действия в результате не разрешались, даже если никто не высказывался против. За все годы правления Николая I в стране не было открыто ни одного университета, появилось не более пяти новых гимназий. Десятилетиями не принимались окончательные решения по сравнительно несложным судебным делам. Очень часто обвиняемых в нетяжких преступлениях отпускали через два-три года без суда после того, как они уже отбыли максимальные сроки, к которым могли бы быть приговорены.

Все это в полной мере касалось и «Ведомства православного исповедания». При Николае в России не появилось ни одного нового монастыря. Три предыдущих казанских архиерея добивались от Синода средств на восстановление архиерейского дома в Кремле, но не добились из-за того, что еще в 1788 году Синод принял постановление о том, что архиерейские дома должны строиться и ремонтироваться «из штатных сумм». Теперь Синод из-за бюрократизации не мог отменить даже собственное постановление. Взяточники и казнокрады, сидевшие в Казанской консистории при архиепископе Павле (Зернове), продолжали сидеть и через 12 лет при Ионе (Павинском). Тем более невозможным выглядело то, чего добился владыка Филарет – создание новой епархии, открытие семи новых духовных училищ, чистка, сокращение кадров и изменение административной структуры консистории.

Владыка добился и выделения средств на кремлевский архиерейский дом, но деньги поступали медленно. Архиепископ, приезжая в Казань, жил в Спасо-Преображенском монастыре, но оставил своему преемнику Владимиру (Ужинскому) наполовину достроенный архиерейский дом.

В Казани проявлялись те же достоинства владыки, которые отмечались и во всех остальных местах его служения, – при всей своей доброте и внешней мягкости он мог быть весьма настойчивым и добиваться своего в самых высоких инстанциях.

Еще легче высочайший духовный авторитет святителя Филарета способствовал решению множества вопросов внутриепархиального масштаба. Он в личных беседах побуждал многих состоятельных дворян и купцов проявить заботу о конкретных храмах и монастырях. Так, «к дарованию средств на обновление» Успенского Зилантова монастыря Филарет расположил одного из богатейших помещиков Казанской губернии Евграфа Алексеевича Лебедева. Он же сумел освободить Успенский Зилантов монастырь от обременительной для него заботы о Храме-памятнике над могилой воинов, павших при взятии Казани. По его предложению попечение о памятнике взяла на себя Казанская купеческая управа (орган сословного самоуправления), а Зилантов монастырь теперь обеспечивал только богослужения.

Таким же образом решались и многие другие вопросы. По благословению святителя Филарета купец Сергей Евграфович Павлов на свои средства построил в Адмиралтейской слободе Екатерининскую (Боголюбскую) церковь, состоятельная вдова дворянина Надежда Ивановна Саврасова выделяла большие средства на обновление Макарьевской пустыни и поддержание в нормальном состоянии многочисленных храмов города Свияжска – в городе было много храмов и приходы были очень малолюдными.

27 июня 1836 года архиепископ Филарет был вызван для присутствия в Синоде. В указе императора Николая I не говорилось о том, что он больше не вернется в Казань, но дворянская и духовная общественность, очевидно, знала, какие намерения существовали в столице. Святителя Филарета провожали очень торжественно. Купец Прибытков 9 июля дал в своем доме обед на 500 человек. Точная дата отъезда владыки Филарета из Казани неизвестна, скорее всего, он покинул город 11 или 12 июля 1836 года. Предположения казанцев о том, что они не увидят своего любимого архипастыря, оправдались. 19 сентября 1836 года архиепископ Филарет был назначен на Ярославскую кафедру, а архиепископом Казанским и Свияжским стал Владимир (Ужинский).

Намерения императора Николая I вскоре изменились. Владыка Филарет так и не выехал в Ярославль. 18 апреля 1837 года он был назначен митрополитом Киевским и на этой должности пробыл 20 лет. Его деятельность в Киеве заслуживает отдельного описания. Сам святитель Филарет и его деятельность вызывали одобрение и уважение со стороны и архиереев, и светских начальников, и духовенства, и учащихся, и, самое главное, простых верующих. Многие истории из жизни Киевского митрополита Филарета, запомнившиеся на многие десятилетия, блестяще описал Николай Семенович Лесков в своих очерках «Владычный суд» и «Мелочи архиерейской жизни».

Будучи очень деятельным и умеющим добиваться своего руководителем, он запомнился необыкновенной добротой и молитвенным подвижничеством. 13 августа 1841 года он тайно принял схиму в Голосовской пустыни. Среди прочих забот владыка Филарет не забывал и своих родственников, причем заботился не только об их благополучии, но и достойном воспитании. Его двоюродный брат Яков Кузьмич стал профессором Киевской духовной академии, уважаемым не благодаря своему родству с правящим архиереем, а за свое прекрасное преподавание и духовное подвижничество. У владыки Филарета было пять племянников, двое из них стали профессорами духовных академий, а трое – архиереями, в том числе будущий архиепископ Казанский и Свияжский Антоний (Амфитеатров).

Святитель Филарет скончался 21 декабря 1857 года и был похоронен, по его воле, в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня. Его мощи были обретены в 1994 году и перезахоронены в Дальних пещерах.

Примечания

1. Архимандрит Сергий (Василевский). Высокопреосвященнейший Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), Митрополит Киевский и Галицкий, и его время. – Казань, 1888. – Т. 1-3. Эта книга в 2000 году была переиздана в издательстве Сретенского монастыря.

2. Во многих жизнеописаниях святителя Филарета при описании этого периода его деятельности содержатся недоразумения: его якобы отправляют в Оренбург и т. д. Дело в том, что губерния называлась Оренбургской, но ее центр находился в Уфе. Уфа же стала местом пребывания Оренбургского епархиального архиерея (епархия создана в 1799 году) и Оренбургской духовной семинарии (создана в 1804 году). Епархия разделилась на Оренбургскую и Уфимскую в 1859 году, вскоре после разделения губерний.

3. В Казанской губернии мордвы было немного, но в Симбирской губернии она составляла более 10% населения.

4. Как известно, святитель Филарет выступал категорически против переводов Священного Писания на русский язык, считая, что перевод будет неполноценным. Вместо этого он предлагал уделять больше внимания изучению славянского языка. Но, как видим, отношение святителя Филарета к инородческим переводам было иным. В этом Филарет тоже был предшественником Николая Ивановича Ильминского, который занимался как переводами Священного Писания на инородческие языки, так и составлением программ и учебников по славянскому языку для русских церковно-приходских школ.

5. Цит. по Сергий (Василевский). Указ. соч. – Т. 2. – С. 65.

6. Преобразования, совершенные владыкой в консистории, подробно описаны в книге архимандрита Сергия (Василевского). Они были эффективны, но крайне скучны в описании, и мы не сочли необходимым их изложение.

7. Рощектаев А. История Свято-Успенского Зилантова монастыря, что на Зилантовой горе города Казани. – Казань, 2004. – С. 175.

8. Почитание митрополита Филарета было настолько распространено в России, что двое его племянников, детей его сестер, приняли фамилию своего дяди, поэтому в разных Православных словарях и энциклопедиях называются шесть Амфитеатровых.

9. Яков Козьмич Амфитеатров (1802-1848), профессор Киевской духовной академии, Егор Васильевич Амфитеатров (1815-1888), профессор Московской духовной академии.

Глава раскольнической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет заявил, что его церковная структура продолжает существовать, несмотря на слова главы Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифания о её ликвидации.

Также по теме «Задействуются всевозможные мощности»: почему в США поддержали признание новой церкви Украины Посол США в Греции Джеффри Пайетт поблагодарил главу Элладской церкви архиепископа Иеронима за признание раскольнической Православной…

«Митрополит Епифаний и Священный синод заявили, что они завершили ликвидацию Киевской патриархии Украинской православной церкви Киевского патриархата. Это неправда! Церковь нельзя ликвидировать», — говорится в заявлении Филарета, размещённом на официальном сайте УПЦ КП.

Также Филарет с сарказмом отреагировал на решение оставить ему резиденцию в Киеве.

«Спасибо Предстоятелю Блаженнейшему митрополиту Епифанию и Священному синоду Православной церкви Украины, что на своём заседании 5 декабря 2019 проявили ко мне милость: не выкинули 90-летнего патриарха на улицу, как собирались это сделать, а оставили пожизненно проживать в помещении Киевской патриархии на ул. Пушкинской, 36, которое я построил в тяжёлые для церкви советские времена, и служить во Владимирском соборе. Ещё раз спасибо за то, что совесть не позволила совершить такое преступление», — заявил Филарет.

Он подчеркнул, что будет бороться «против рейдерского захвата имущества Киевской патриархии», и обвинил Синод ПЦУ в провоцировании религиозного конфликта на Украине.

«Синод ПЦУ своими решениями продемонстрировал зависимость от греческой традиции, внося изменения в Божественную литургию, и, как мне кажется, бессознательно готовит религиозную войну на Украине», — заключает Филарет в своём обращении.

Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в беседе с RT отметил, что сейчас патриарх Филарет старается всеми силами вернуть те позиции и ту власть, которых он лишился после создания ПЦУ.

«В эпоху до появления ПЦУ Филарет воспринимался определённой частью украинского общества как национальный православный деятель. Теперь же он утратил этот статус. Сейчас он хочет, чтобы о нём вспомнили», — пояснил эксперт.

При этом он отметил, что попытки восстановить так называемый Киевский патриархат вряд ли увенчаются успехом.

«Сейчас Филарет активизировался, потому что резко уменьшилось пространство, на котором он может существовать. У него осталась только Владимирская церковь в Киеве, далее его власть не распространяется. Трагизм ситуации заключается в том, что Киевский патриархат — это, по сути, сам патриарх Филарет. Пока он жив — будет существовать и этот патриархат», — рассказал Лункин.

  • Пётр Порошенко и глава ПЦУ Епифаний
  • Reuters
  • © Gleb Garanich

Собор раскольников

Так называемая Православная церковь Украины была образована путём слияния двух раскольнических структур: Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви.

Это было сделано с подачи и при активной поддержке тогдашнего президента Петра Порошенко. Он стремился создать на Украине новую поместную церковь, которая не была бы связана с Россией и Русской православной церковью Московского патриархата.

Также по теме «Работа с иллюзиями»: как Константинополь взаимодействует с раскольническими православными церквями Константинопольский патриарх Варфоломей пытается объединить под своим началом все раскольнические движения в мире. Такое предположение…

При этом Порошенко не удалось достичь главного — привлечь к этому проекту единственную каноническую, а заодно и наиболее многочисленную в стране Украинскую православную церковь Московского патриархата. Абсолютное большинство её епископов проигнорировали раскольнический «объединительный собор».

Результатом усилий Порошенко стал томос об автокефалии, который главе ПЦУ Епифанию вручил константинопольский патриарх Варфоломей 6 января 2019 года. Русская и Украинская православные церкви Московского патриархата в ответ на это разорвали евхаристическое общение с Константинополем.

Решение Варфоломея предоставить ПЦУ автокефалию не встретило понимания и в православном мире. Помимо Фанара, новые раскольнические церковные структуры поддержали лишь Александрийская и Элладская православные церкви. Остальные 12 православных поместных церквей не стали этого делать.

Филарет против

Впрочем, единство раскольников, достигнутое на «объединительном соборе», вскоре дало трещину. В мае 2019 года глава УПЦ КП Филарет заявил, что если бы он знал о содержании томоса до его вручения, то отказался бы его принимать, так как тот ставит новую украинскую церковную структуру в зависимое от Константинополя положение. В следующем месяце УПЦ КП заявила, что не признаёт себя упразднённой, а проведённый 15 декабря 2018 года «объединительный собор» считает не имеющим юридической силы.

«У нас был поместный собор УПЦ КП, который не признаёт решения собора 15 декабря о ликвидации Киевского патриархата… Считает меня митрополит Епифаний (глава ПЦУ. — RT) кем-то в своей церкви или не считает — для меня это не имеет значения», — приводит слова Филарета «Страна.ua».

  • Киево-Печерская Лавра в Киеве
  • РИА Новости

В конце июля 2019 года 90-летний Филарет обратился за помощью к президенту Украины Владимиру Зеленскому, попросив его вмешаться в ситуацию и не позволить ликвидировать УПЦ КП как юридическое лицо.

«Сообщаем вам, что ни руководство ПЦУ, ни созданная им ликвидационная комиссия не имеют к УПЦ КП никакого отношения. Прошу вашего непосредственного вмешательства и прекратить этот беспредел», — заявил тогда Филарет.

Также по теме «Вмешательство Константинополя привело к новой розни»: почему Киевский патриархат не признаёт своё упразднение Украинская православная церковь Киевского патриархата не признаёт свою ликвидацию. Об этом сообщила пресс-служба религиозной…

В этом заявлении он также назвал процедуру выдачи томоса «прямым обманом», который был осуществлён при «непосредственном антинародном участии Порошенко» и Варфоломея. Он также прямо заявил, что УПЦ КП не считает себя частью ПЦУ.

«Получив такую нежелательную зависимость, я и верные УПЦ КП немедленно начали борьбу против кабальной сделки, вышли из состава ПЦУ, проведя поместный собор УПЦ КП. Впрочем, сейчас начинается рейдерская атака на имущество УПЦ КП, и это рейдерство возглавляет лично митрополит Епифаний, предстоятель ПЦ», — заявлял Филарет.

Стоит отметить, что данные по количеству приходов УПЦ КП являются сильно устаревшими: достоверно установить, какое количество этих приходов перешло к ПЦУ после её образования, не представляется возможным. Сам Филарет в октябре 2019 года отмечал, что не может назвать точное количество приходов, которые сохранили верность УПЦ КП.

«На сегодняшний момент у нас пять архиереев, какое количество духовенства и приходов, я не могу сказать. Сейчас я не знаю, какие приходы в разных епархиях остались в составе УПЦ КП. Потому что по всей Украине есть приходы, которые не перерегистрировали свои уставы на ПЦУ», — приводит его слова «112 Украина».

«Зеленский не поможет»

Филарет не желает признавать своё поражение и будет до конца отстаивать свои интересы, считает член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ Роман Силантьев. При этом официальный Киев не будет вмешиваться в ситуацию, считает он.

«Украинские власти будут стараться дистанцироваться от конфликта, поскольку в данном случае Зеленскому невыгодно участвовать в этом противостоянии», — подчеркнул эксперт в интервью RT.

Схожей точки зрения придерживается и Роман Лункин.

«Зеленский с самого начала довольно чётко определил свою позицию в церковном вопросе, заявив о том, что в религиозные дела, особенно в отношения между разными церквями, вмешиваться не будет», — заключил эксперт.

Силантьев добавил, что сегодня можно наблюдать «признаки развала» проекта под названием ПЦУ, однако некоторое время он будет продолжать своё существование по инерции, поддерживаемый сторонниками и заинтересованными внешними силами.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *