Краткое житие преподобного Феодосия Печерского.

празднование совершается 3/16 мая и 2/15 сентября

Преподобный Феодосий Печерский, основатель первого общежительного монастыря на Руси, родился в начале XI века в местечке Василеве (Василькове) близ Киева. В святом Крещении он был наречен Феодосием. Детские и отроческие годы будущего подвижника прошли в городе Курске, куда переселились его родители. Преподобный Феодосий с детства полюбил Церковь Божию и ежедневно ходил в храм. Он сторонился игр со сверстниками, предпочитая слушать Священное Писание. Отданный в обучение грамоте, он, к удивлению близких, очень быстро преуспел в учении. В 13-летнем возрасте отрок лишился отца и остался на попечении матери. С того времени он стал вместе со слугами исполнять различную тяжелую работу, одевался в простые, грубые одежды без каких-либо украшений, за что получал нарекания от матери.

Часто размышляя о спасении своей души, он решил совершить паломничество в Святую Землю и стал усердно молиться Богу об исполнении своего желания. В то время в Курск прибыли странники, которые держали путь в Иерусалим. Он просил их взять его с собой и тайно покинул дом матери. Однако она узнала, куда ушел сын, и вернула его домой. Разгневанная мать повелела подвергнуть Феодосия телесному наказанию, а затем заковать в цепи и посадить под замок. Через некоторое время, взяв с сына обещание не убегать из дома, мать вернула ему свободу. Преподобный Феодосий стал трудиться для пользы Церкви Христовой. Божественная Литургия порой не совершалась из-за отсутствия просфор. Святой Феодосий стал сам покупать пшеницу, своими руками молол ее и выпекал просфоры, которые относил в храм и раздавал нищим. Этому богоугодному делу святой юноша посвятил два года. Сверстники посмеивались над ним, но преподобный Феодосий терпеливо переносил насмешки.

Враг рода человеческого возбудил против благочестивого дела мать святого. Она стала запрещать ему выпекать просфоры и даже наказывала его. Тогда святой Феодосий ушел в другой город недалеко от Курска к знакомому пресвитеру и там продолжал свои труды. Мать разыскала сына и вновь силой вернула домой.

За смирение и кротость юного Феодосия полюбил правитель Курска. Он неоднократно одаривал его богатыми одеждами, но святой Феодосий каждый раз отдавал их нищим, а сам продолжал носить простое платье. Для духовной борьбы со страстями святой Феодосий стал носить на теле железный пояс. От него тело кровоточило под одеждой. Но святой Феодосий с терпением и радостью переносил эти страдания.

В родительском доме преподобный Феодосий прожил до двадцати трех лет. Затем он тайно оставил дом и отправился в Киев, чтобы там принять иночество. В то время в Киеве, в пещере, совершал иноческий подвиг преподобный Антоний (+1073; память 10 июля). Когда к святому Антонию пришел юноша Феодосий, он, провидя в нем великого подвижника, с радостью принял его. В 1032 году по благословению преподобного Антония, преподобный Никон (+1088; память 23 марта)—ученик и сподвижник аввы Антония постриг святого Феодосия в ангельский образ с тем же именем. Святой Феодосий с усердием начал исполнять монашеские подвиги под руководством преподобного Антония. Ночи он проводил в славословии Бога, днем неленостно занимался рукоделием. Воздержанием и постом святой подвижник смирял душу, бдением и трудом смирял тело.

Через четыре года преподобного Феодосия отыскала мать. Она пришла в Киев и стала уговаривать сына вернуться домой, обещая не запрещать ему жить, как он хочет. Преподобный Феодосий, напротив, стал просить ее остаться в Киеве и принять монашеский постриг в одном из женских монастырей. По его усердным молитвам Господь смягчил сердце матери, и она постриглась в Киевском Никольском монастыре, где и скончалась в мире по прошествии многих лет. В 1054 году преподобный Феодосии был рукоположен в сан иеромонаха. Он ежедневно совершал Божественную Литургию и был для братии примером кротости, благоговейного служения Богу и трудолюбия. Нередко преподобный Феодосий выполнял работы за других иноков. В храм он приходил первым и уходил последним, молился с большим вниманием. Иногда в жаркую погоду он выходил из пещеры и, обнажив тело до пояса, занимался рукоделием и пел псалмы, несмотря на укусы комаров и оводов.

В 1057 году, после отшествия в другой монастырь игумена обители преподобного Варлаама (+1065; память 19 ноября), преподобный Антоний по просьбе братии поставил игуменом преподобного Феодосия. Став игуменом, святой Феодосий оставался образцом кротости и смирения. Он первым начинал всякое дело и старался всем быть слугой. Со времени его игуменства число братии увеличилось от 12 до 100 человек, так что в пещерных келлиях не все могли поместиться. По благословению преподобного Антония, святой игумен испросил у князя Изяслава близлежащую гору и в скором времени там был поставлен большой деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и сооружены келлии. Братия переселились на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и Православия на Русской земле.

В Печерской обители впервые на Руси был введен Устав Студийского монастыря. Преподобный Феодосий специально посылал инока в Константинополь в Студийский монастырь, чтобы переписать текст Устава обители и изучить образ жизни ее иноков.

Заботясь о духовном возрастании вверенной ему паствы, святой игумен ночами обходил келлии братии и, если находил собравшихся для праздных бесед иноков, стуком в дверь возвещал о своем присутствии. Утром же не обличал их, но косвенным образом старался наставить и возбудить в них покаяние. Если же кто не каялся, на того преподобный налагал епитимию. Таким образом преподобный учил братию молиться и не быть праздными.

Святой Феодосий строго пресекал самовольство иноков, все в монастыре делалось по благословению старших. Святой игумен запрещал монахам иметь лишнюю одежду, обходил келлии и все лишнее, не положенное по уставу, распоряжался убрать, воспитывая у братии нестяжательность.

Преподобный Феодосий был очень милосерд. Если случалось, что ослабевший духом инок уходил из монастыря, он со слезами молился о нем Богу, пока тот не возвращался. Для нищих и больных преподобный построил близ монастыря дом с храмом во имя первомученика архидиакона Стефана. Все необходимое для них отпускалось из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырских доходов. Кроме того, преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах. По молитвам святого братия никогда не испытывали в чем-либо нужды. Монастырские запасы часто пополнялись чудесным образом.

Слава о богоугодном житии преподобного Феодосия распространилась по всей Руси. Многие стали приходить к нему за наставлениями. Особенно почитал святого Киевский князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Видя такую честь, преподобный старался еще более смирять себя трудом. Святой игумен сам работал в пекарне, носил воду, рубил дрова. Одежда преподобного была бедной, под ней он носил грубую власяницу.

Известен такой случай из жизни смиренного подвижника. Однажды, возвращаясь от князя Изяслава, святой ехал на колеснице. Возница, видя его убогое одеяние, подумал, что это простой монах, и велел ему сесть вместо себя и управлять колесницей. Когда же он узнал, кто был ехавший с ним монах, то очень испугался наказания. Но святой Феодосий накормил его в монастырской трапезной и отпустил с миром.

Ежегодно на время Великого поста преподобный Феодосий переселялся в пещеру (где позднее был погребен) и там находился в безмолвии до Недели Ваий. В пещере преподобного искушали злые духи, иногда они даже наносили ему раны, несколько дней подряд не давали заснуть. С помощью благодати Божией преподобный победил бесов, и они стали бояться даже приблизиться к нему.

Преподобный Феодосий тайно от братии ходил к жившим в Киеве евреям и мужественно проповедовал среди них Евангелие Христово.

Со временем число братии обители так возросло, что в Печерском монастыре стало тесно. По молитве преподобного Феодосия Господь открыл место построения нового храма на соседнем с монастырем холме. Новый каменный храм был заложен в 1073 году, еще при жизни преподобного Феодосия, а закончено строительство храма и монастыря преемниками святого: игуменом Стефаном (1074—1078), Никоном (1078—1088) и Иоанном (избран в игумены в 1088 или 1089 году).

Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании. Он благословил быть игуменом уставщика Стефана. Три дня святой был в сильном расслаблении. 3 мая 1074 года, в субботу, он мирно скончался на восходе солнца во время усердной молитвы к Богу.

Тело преподобного Феодосия было погребено в пещере, где он обычно молился. В 1091 году святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны. Во время монголо-татарского нашествия они были скрыты под спудом у западных дверей того же храма. На Церковном Соборе 1108 года, при Митрополите Киевском Никифоре (1104—1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых. С того времени начали повсеместно чтить день преставления святого (3 мая) и день перенесения его честных мощей (14 августа).

До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия: шесть поучений и два послания, а также молитва о всех христианах. В своих поучениях преподобный Феодосий писал о монашеских обетах и обязанностях; особенно подробно он останавливается на обете нестяжания. В поучениях для народа он решительно восставал против различных языческих обычаев, которые в то время еще бытовали на Руси. Особенно сильно преподобный Феодосий вооружался против порочного греха пьянства.

Первое житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем (+1114; память 27 октября), учеником святого. В Иконописном подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, начальник в Российской земле монашескаго общаго жития, подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конце повилась мало косматками маленькими тонкими на двое, ризы преподобнические, багряные, темные, испод вохряная, схима на плечах, в руках свиток, а в нем написано: «Се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожду от вас, но духом всегда буду с вами».

Благочестивые родители святого Феодосия жили в городе Васильеве. Когда у них родился сын, на восьмой день ему дали имя, на сороковой — окрестили. Потом родители блаженного переехали в город Курск.

Мальчик рос, каждый день ходил в церковь, избегал детских игр, а одежда его была ветхой и в заплатах. Феодосия, по его просьбе, отдали учителю. Отрок учился божественным книгам и достиг в этом больших успехов.

Феодосию было тринадцать лет, когда умер его отец. Отрок в это время стал ещё усерднее к труду и вместе со своими рабами трудился в поле. Матери такое поведение представлялось позором, и она нередко била сына. Мать хотела, чтобы Феодосий одевался почище и играл со сверстниками.

Продолжение после рекламы:

Услышав о святых местах, Феодосий молился Богу о том, чтобы посетить их. В его город пришли странники, направлявшиеся на Святую землю. Они пообещали взять юношу с собой. Ночью Феодосии тайком вышел из дому и пошёл вслед за странниками. Но Бог не хотел, чтобы Феодосии покинул свою страну.

Спустя три дня мать Феодосия узнала, что сын ушёл с паломниками. Она отправилась в погоню. Нагнав сына, мать избила его, связала, осыпала странников упрёками и повела юношу домой. Через два дня она развязала Феодосия, но велела носить оковы. Когда сын пообещал матери, что больше не убежит, она разрешила снять оковы.

Феодосий снова стал ежедневно ходить в церковь. Часто не было в церкви литургии, потому что никто не пёк просфор. Тогда юноша сам взялся за это дело. Сверстники смеялись над ним, а мать уговаривала прекратить печение просфор. Феодосий так разумно отвечал ей о важности этого дела, что мать на целый год оставила его в покое. А потом вновь стала убеждать сына, то ласкою, то побоями. В отчаянии юноша ушёл в другой город и поселился у священника. Мать же снова нашла его и с побоями привела домой.

Брифли существует благодаря рекламе:

Властелин города полюбил Феодосия и подарил ему светлую одежду. Но Феодосий отдал её нищим, а сам оделся в лохмотья. Властелин подарил другую одежду, а юноша снова её отдал, и так повторялось несколько раз.

Феодосий начал носить вериги — опоясал себя железной цепью. Когда он переодевался к празднику, чтобы среди других юношей прислуживать на пиру вельможам, мать заметила эту цепь. Она с гневом и побоями сорвала вериги. А отрок смиренно пошёл прислуживать на пиру.

Юноша стал помышлять о том, как бы постричься в монахи и скрыться от матери. Когда мать Феодосия уехала в село, он отправился в Киев. Той же дорогой шли купцы, и Феодосий тайком следовал за ними. Через три недели юноша прибыл в Киев. Он обошёл все монастыри, но нигде его не принимали, видя бедную одежду.

Тогда Феодосий услышал о блаженном Антонии, живущем в пещере, и поспешил к нему. Антоний, испытывая Феодосия, выразил сомнение в том, что юноша сможет вынести все лишения. Хотя сам Антоний прозорливо видел, что именно Феодосий в будущем устроит здесь славный монастырь. Феодосий обещал во всём повиноваться Антонию. Тот разрешил юноше остаться. Священник Никон, который тоже жил в этой пещере, постриг Феодосия и облёк его в монашескую одежду.

Продолжение после рекламы:

Посвятив себя Богу, Феодосий проводил дни в трудах, а ночи в молитвах. Антоний и Никон дивились его смирению и твёрдости духа. А мать тем временем искала Феодосия и в своём городе, и в соседних. Она объявила, что каждый, кто принесёт ей сведения о Феодосии, получит награду. Люди, видевшие Феодосия в Киеве, рассказали матери о том, как юноша искал монастырь. Женщина пошла в Киев и обошла все монастыри. Она пришла к пещере Антония. Когда старец Антоний вышел к женщине, она повела с ним пространную беседу, а в конце её упомянула о своём сыне. Антоний велел ей прийти на следующий день, чтобы повидаться с сыном. Но Феодосий, несмотря на уговоры Антония, не хотел видеть мать. Женщина же пришла и стала в гневе кричать на Антония: «Похитил ты сына моего…» Тогда наконец Феодосий вышел к матери. Она обняла сына, заплакала и стала уговаривать вернуться домой, ибо она не могла жить без него. А Феодосий убеждал мать постричься в женском монастыре: тогда он будет видеться с ней каждый день.

Мать сначала не хотела и слышать об этом, но в конце концов поддалась уговорам сына. Она постриглась в женском монастыре святого Николы, прожила много лет в покаянии и скончалась. Она сама рассказала одному из иноков о жизни Феодосия с детских лет до той поры, когда он пришёл в пещеру.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сначала в пещере было три инока: Антоний, Никон и Феодосий. К ним часто приходил знатный отрок, сын первого из княжеских бояр, Иоанна. Юноша хотел стать монахом и тоже поселиться в пещере. Однажды он надел богатую одежду, сел на коня и поехал к старцу Антонию. Перед пещерой он сложил одежду, поставил коня в богатом убранстве и отрёкся от богатства. Юноша умолял, чтобы Антоний постриг его. Старец же предупредил юношу об отцовском гневе. Но все же постриг его и назвал Варлаамом.

Потом с тою же просьбою пришёл к пещере скопец, любимый княжеский слуга. Его постригли и нарекли Ефремом. А князь Изяслав разгневался на то, что без его разрешения постригли в монахи скопца и юношу. Князь повелел, чтобы Никон убедил новых монахов идти по домам, угрожая в противном случае засыпать пещеру и заточить иноков.

Тогда черноризцы собрались уходить в другую землю. А жена Изяслава стала говорить мужу, что уход монахов грозит земле бедой. И князь простил иноков, разрешив им вернуться в пещеру.

Реклама:

Но боярин Иоанн, отец постригшегося отрока, пылая гневом, ворвался в пещеру, сорвал с сына монашескую одежду, одел в боярское платье. И поскольку юноша Варлаам сопротивлялся, отец велел связать ему руки и вести через город. Сын же по дороге сорвал с себя богатую одежду.

Дома Варлаам не желал вкушать еду. Жена пыталась прельстить его, но он лишь молился и неподвижно сидел на своём месте три дня. Тогда отец сжалился над сыном и разрешил ему вернуться к монашеской жизни.

С той поры многие приходили к святым отцам Антонию и Феодосию, многие становились чернецами. А Никон ушёл из пещеры и поселился на острове Тмутороканском. Ефрем-скопец стал жить в одном из монастырей Константинополя, а другой монах, в прошлом боярин, — на острове, который потом назвали Бояров.

Феодосий стал священником. В то время было уже пятнадцать человек братии, игуменом же был Варлаам. Антоний, любя уединение, выкопал пещеру на другом холме и жил в ней, никуда не выходя. Когда Варлаама перевели игуменом в монастырь св. Дмитрия, новым игуменом стал Феодосий. Число братии увеличивалось, им не хватало места в пещере. Тогда Феодосий недалеко от пещеры построил церковь во имя Богородицы, множество келий и обнёс это место стеной.

Реклама:

Феодосий послал одного инока в Константинополь, к Ефрему-скопцу. Тот переписал для него устав Студийского монастыря, и Феодосий в своём монастыре всё устроил по этому образцу.

Во время Великого поста Феодосий затворялся в своей пещере. Здесь много раз ему вредили бесы, но святой прогонял их молитвой. Ещё злые духи пакостили в доме, где братия пекла хлебы. Феодосий отправился в пекарню и в молитве провёл там целую ночь. После этого бесы не смели там появляться. По вечерам Феодосий обходил все монашеские кельи: не занят ли кто пустой беседой? А наутро наставлял провинившихся.

Князья и бояре часто приходили в монастырь, исповедовались святому. Они приносили богатые дары. Но особенно любил святого Феодосия князь Изяслав. Однажды князь приехал в монастырь в полуденные часы, когда было велено никого не пускать. Привратник не пустил князя, но пошёл доложить игумену. Изяслав же дожидался у ворот. Тогда вышел сам игумен и принял его.

Варлаам отправился в Иерусалим. На обратном пути он заболел и скончался. Тело его было погребено в монастыре Феодосия. А игуменом монастыря св. Дмитрия стал другой монах из обители Феодосия — Исайя. Никон же вернулся в монастырь к Феодосию. Игумен почитал его как отца.

Реклама:

Феодосий не гнушался никакой работой: сам помогал месить тесто, выпекать хлебы. Он носил воду и колол дрова. На работу и в церковь он приходил раньше других и уходил позже других. Спал он сидя и носил убогую власяницу.

Однажды Феодосий пришёл к князю Изяславу и задержался допоздна. Князь приказал отвезти Феодосия обратно в телеге, чтобы он по дороге поспал. Возница, глядя на одежду Феодосия, подумал, что это бедный монах. Он попросил Феодосия, чтобы тот сел на лошадь, а сам лёг в телегу и заснул. На рассвете игумен разбудил его. Возница, проснувшись, с ужасом увидел, что перед Феодосием все кланяются. Приехав в монастырь, игумен повелел накормить возницу. Об этом случае рассказал братии сам возница.

Феодосий учил всех монахов смирению и борьбе со злыми духами. Одному из иноков, Илариону, каждую ночь не давали покоя бесы. Он хотел перейти в другую келью, но святой Феодосий не разрешал. Когда Иларион изнемог, Феодосий перекрестил его и пообещал, что бесы больше не появятся. Так и случилось.

Реклама:

В один из вечеров к Феодосию вошёл эконом и сказал, что еды для братии купить не на что. Но Феодосий посоветовал ему не заботиться о завтрашнем дне. Эконом через некоторое время вновь зашёл и заговорил о том же, а игумен отвечал так же. Когда эконом вышел, перед святым Феодосием появился некий отрок и дал золота. Тогда игумен позвал эконома, велел ему купить всё нужное. А вратарь позднее говорил, что той ночью в обитель вообще никто не заходил.

Ночами Феодосий молился, но перед другими притворялся, что спит. В монастыре был монах Дамиан, который во всём подражал Феодосию и прославился святой жизнью. На смертном одре он молился, чтобы Бог и на том свете не разлучил его с Феодосием. Тогда ему явился ангел в образе игумена Феодосия и сказал, что просьба Дамиана услышана.

Братии стало больше, и святой Феодосий расширял монастырь. Когда во время строительства была сломана ограда, в обитель пришли разбойники. Они хотели ограбить церковь. Была тёмная ночь. Разбойники подошли к храму и услышали пение. Они думали, что ещё не кончилась служба, а на самом деле в церкви пели ангелы. На протяжении ночи разбойники подходили к церкви несколько раз, но всякий раз видели свет и слышали пение. Тогда злодеи решили напасть на братию во время утренних молитв, перебить всех монахов и захватить церковное богатство.

Реклама:

Но когда они подбежали, храм вознёсся в воздух со всеми бывшими в нём, которые даже ничего не почувствовали. Разбойники, увидев чудо, ужаснулись и вернулись домой. Потом атаман с тремя разбойниками приходили к Феодосию каяться.

Один из бояр князя Изяслава видел такое же чудо: вознёсшуюся церковь, которая у него на глазах опустилась на землю.

Другой боярин, готовясь к сражению, пообещал, что в случае победы он пожертвует в монастырь золото и оклад на икону Богородицы. Потом он забыл об этом обещании, но голос, раздавшийся от иконы Богородицы, напомнил ему. Он же принёс в дар монастырю святое Евангелие, и прозорливый Феодосий узнал об этом раньше, чем боярин показал Евангелие.

Князь Изяслав, обедая в монастыре, удивлялся: отчего монастырская еда гораздо вкуснее, чем дорогие блюда за княжеским столом? Феодосий объяснил, что в монастыре трапеза готовится с молитвой, с благословением, а княжеские слуги делают всё, «ссорясь и подсмеиваясь».

Если игумен находил в монастырских кельях что-либо не положенное по уставу, то бросал это в печь. Иные, не выдерживая строгости устава, уходили из монастыря. Феодосий скорбел и молился о них, пока они не возвращались обратно. Один монах, который часто уходил из монастыря, пришёл и положил перед Феодосием деньги, которые приобрёл своим трудом в миру. Игумен велел всё бросить в огонь. Монах так и сделал и остаток своих дней провёл в монастыре.

Реклама:

Когда были пойманы разбойники, грабившие одно из монастырских сёл, Феодосий приказал развязать и накормить их, а затем, наставив их, отпустил с миром. С тех пор эти злодеи больше не бесчинствовали.

Десятую часть от монастырского имущества Феодосий отдавал нищим. Однажды в обитель пришёл священник из города и попросил вина для литургии. Святой повелел пономарю отдать священнику всё вино, ничего себе не оставив. Тот повиновался не сразу, неохотно, но тем же вечером в монастырь пришли три воза, в которых были корчаги с вином.

Один раз игумен приказал подать к столу принесённые кем-то белые хлебцы. Келарь же отложил их на другой день. Узнав об этом, Феодосий приказал хлебцы бросить в воду, а на келаря наложить епитимью. Так он поступал, когда что-то делалось без благословения. Уже после смерти Феодосия, при игумене Никоне, случилось следующее. Келарь солгал, что у него нет муки для приготовления особых белых хлебцев с мёдом. На самом деле он отложил муку на потом. И когда собрался печь из неё хлеб, то, залив тесто водой, обнаружил осквернившую воду жабу. Пришлось тесто выбросить.

Реклама:

На праздник Успения в монастыре не хватило деревянного масла для лампад. Эконом предложил воспользоваться льняным маслом. Но в сосуде оказалась мёртвая мышь, и масло вылили. Феодосий возложил надежду на Бога, и в тот же день некий человек принёс в обитель корчагу деревянного масла.

Когда в обитель приехал князь Изяслав, игумен приказал готовить ужин для князя. Келарь же сказал, что мёду нет. Феодосий велел посмотреть ему ещё раз. Келарь послушался и нашёл сосуд с мёдом полным.

Однажды Феодосий изгнал бесов из хлева в соседнем селе, как прежде из пекарни. А потом произошло ещё одно чудо с мукою. Старший пекарь сказал, что не осталось муки, но по молитвам святого Феодосия нашёл сусек полным.

Одному человеку было в видении показано то место, куда впоследствии переселилась братия монастыря. Огненная дуга упёрлась одним концом в то место, а другим — в существовавший монастырь. Другие видели ночью крестный ход, шедший к месту будущего монастыря. На самом деле в крестном ходе шли не люди, а ангелы.

Реклама:

Феодосий часто спорил о Христе с евреями, желая обратить их в православие. Молитва игумена защищала монастырские владения от всякого вреда.

В то время два князя пошли войной на Изяслава и изгнали его. Киевским князем стал Святослав. Придя в город, он приглашал Феодосия на пир, но он отказался, а вместо того стал обличать князя в его неправедном поступке с братом, Изяславом. Феодосий написал Святославу обличительное письмо. Тот, прочитав, пришёл в ярость. Многие опасались, что князь заточит Феодосия, и умоляли святого прекратить обличения, но тот не соглашался. Однако князь, хотя и гневался, не посмел причинить зла игумену Феодосию. А тот, видя, что обличением ничего не достиг, оставил Святослава в покое. Узнав, что гнев Феодосия утих, князь приехал к нему в монастырь. Святой поучал князя о братолюбии. А тот возлагал всю вину на брата и не хотел мириться. Но Феодосия он слушалс вниманием. Игумен тоже стал навещать князя. Святослав из уважения к святому прекращал мирскую музыку при появлении Феодосия. Князь всякий раз радовался приходу игумена, но возвратить престол брату не хотел. А в монастыре братия молилась за Изяслава как за князя киевского.

Феодосий задумал переселиться на новое место и создать большую каменную церковь во имя Богородицы. Сам князь Святослав первым начал копать землю для постройки. Святой Феодосий не закончил этого дела при жизни, церковь была завершена при игумене Стефане.

Многие насмехались над ветхой одеждой Феодосия. Многие, увидя его, принимали не за игумена, а за повара. Сам Феодосий иногда смиренно скрывал от приходящих своё имя и в то же время всем помогал: один раз помог женщине, обиженной судьёй.

Святой Феодосий заранее узнал день своей кончины. Он созвал иноков, наставлял их, а потом отпустил и стал молиться. После трёх дней тяжкой болезни он вновь собрал братию и повелел ей избрать нового игумена. Монахи опечалились. Они избрали игуменом церковного регента Стефана, Феодосий благословил его и поставил игуменом. Он назвал день своей кончины — суббота.

Когда же настала суббота, преподобный Феодосий попрощался с плачущей братией. Он повелел, чтобы никто, кроме самих иноков, не хоронил его. Потом святой отпустил всех и с молитвой на устах скончался.

В это время князь Святослав увидел огненный столб над монастырём и догадался, что умер Феодосий. Но больше никто этого не видел. Однако множество людей пришли к монастырю, словно каким-то чудесным образом узнали о смерти святого. Братия за перла ворота и ждала, чтобы народ разошёлся. Пошёл дождь, люди разбежались, и тотчас засияло солнце. Монахи похоронили тело Феодосия в пещере.

Умер же Феодосий в 1074 г., 3 мая.

Преподобный Антоний Киево-Печерский родился в 983 году недалеко от Чернигова, в местечке Любече. В юности отправился странствовать, и принял постриг на Афоне. Вернувшись на Русь, Антоний начал обходить монастыри на Киевщине, но нигде не нашел такой строгой жизни, к которой он привык на Афоне.
На одном из холмов Киевских, на крутом берегу Днепра, напоминавшем ему любимый Афон, в лесу, близ села Берестово, он увидел пещеру, выкопанную священником Иларионом (впоследствии святой Митрополит Киевский). Он стал подвизаться там в молитве, посте, бдении и труде, вкушая через день немного пищи, иногда не ел по неделе. Люди начали приходить к подвижнику за благословением, советом, а иные решались навсегда остаться со святым.
В числе первых учеников преподобного Антония был святой Никон, который в 1032 г. постриг пришедшего в обитель преподобного Феодосия Печерского. Святая жизнь Преподобного Антония озарила всю Русскую землю красотой монашеского подвига. Святой Антоний стремившихся к иночеству принимал с любовью. После наставлений, как должно следовать за Христом, он повелевал блаженному Никону постригать желающих. Когда около Преподобного собралось 12 человек братии, общими усилиями была выкопана большая пещера и в ней устроена церковь и келлии для иноков. Святой Антоний, поставив над братией игуменом блаженного Варлаама, сам удалился из обители и, выкопав себе новую пещеру, затворился в ней. Но и там, около места его уединения, вскоре начали селиться иноки.
Так образовались Ближний и Дальний пещерные монастыри. Впоследствии над Дальней пещерой была выстроена иноками небольшая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери. Волею князя Изяслава игумен Варлаам удалился в Димитриевский монастырь. Благословением преподобного Антония и с общего согласия братии, на игуменство был избран кроткий и смиренный Феодосий. К тому времени число братии уже достигло ста человек.
Великий киевский князь Изяслав подарил инокам гору, на которой был выстроен большой храм и келлии, а вокруг поставлен частокол. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

АНТОНИЙ И ФЕОДОСИЙ ПЕЧЕРСКИЕ

(983-1073 гг.; около 1036-1074 гг.)

Основатели Киево-Печерской лавры, которой суждено было стать ведущим монастырем всех восточных славян, виднейшие церковные деятели Киевской Руси, святые Антоний и Феодосии, оставили неизгладимый след в духовном развитии нашего народа.

Преподобный Антоний родился в 983 г. в городе Любеч на Черниговщине, имел светское имя Антипа. С детских лет посвятил себя богоугодным делам. В то время монашеская жизнь на Руси была еще мало известна, поэтому юный Антипа отправился в греческую землю, славившуюся своими монастырями, и поселился на святой горе Афон. Праведная жизнь афонских монахов произвела на юношу огромное впечатление и вскоре он принял постриг под именем Антония. В 1013 г., по настоянию своего наставника, он вернулся па Русь, дабы содействовать развитию монашеской жизни. Прибыв в Киев, Антоний обошёл все монашеские обители в поисках пристанища. В столице к тому времени уже существовало несколько монастырей, основанных монахами-греками, но все они, по мнению Антония, были слишком комфортными. На Афоне он привык к другому. Не желая мириться с бесчинством и кровавой усобицей, наступившей после смерти князя Владимира, преподобный Антонин возвращается на Афон, но уже в начале 30-х годов XT в. снова приезжает в Киев. В это время великокняжеский стол занимал сын Владимира князь Ярослав Мудрый, чтивший церковный устав и заботившийся о развитии церковной жизни на Руси.

Поиски достойного обиталища привели Антония к загородной княжеской резиденции Берестово. Здесь, на живописной днепровской круче он нашёл оставленную Иларионом пещеру, в которой и поселился. В пещере Антоний проводил все время за молитвами и постом, довольствуясь черствым хлебом и водой. Вскоре слава о праведном и мудром монахе разошлась по Киевской земле, к нему стали приходить люди. Одни просили благословения, другие слушали наставления и жили по его примеру. Со временем у него появились последователи. Они начали расширять пещерный монастырь, выкопали несколько келий и соорудили под землёй небольшую церковь. Печерский монастырь, хотя и не имел официального статуса, превратился в значительный духовный центр Киевской Руси. Здесь жили также известные общественные и церковные деятели, в частности Никон, бывший митрополит Иларион. Авторитет Антония Печерского был настолько велика что сын Ярослава Изяслав, унаследовавший в 1054 г, киевский престол, прежде всего пришёл к нему за благословением. Он передал монахам Берестову гору, на которой со временем и раскинулся Киево-Печерский монастырь. В это время пришёл в монастырь и благочестивый Феодосии. Антоний вначале отказался принять его в братию, ссылаясь на тяжёлую, лишённую всех радостей бытия жизнь в монастыре, но Феодосии сумел убедить выдающегося подвижника в серьёзности своего выбора. Наставничество и постриг двадцатилетнего юноши, которому суждено было прославить Печерский монастырь, поручили блаженному Никону. За смиренную жизнь и высокую духовность Феодосии вскоре был посвящен в иеродиаконы, а затем и в иеромонахи и фактически стал правой рукой Антония.

Между тем, отношения монастыря с властью стали напряжёнными. Непримиримость к злу, непоколебимая принципиальность аскета часто ставили Антония в оппозицию к великокняжеской власти. Первый конфликт возник в связи с постригом близкого к Изяславу молодого боярина Варлаама, принятого в монастырь вопреки воле родителей. Конфликт с Изяславом усугублялся и прозападной политической ориентацией князя, состоящего в браке с дочерью польского князя Болеслава II Смелого, его благосклонностью к Ватикану. Временами споры доходили до прямых угроз и притеснений. Не раз киевский князь грозился наказать Антония и закрыть монастырь, но вынужден был считаться с его популярностью.

Преподобный Антоний, предпочитая уединённую аскетическую жизнь, в 1061 г. поставил над братией Варлаама, а для себя выкопал отдельную пещеру на соседней горе. Вскоре здесь появилось еще несколько пещер. Так возник новый пещерный лабиринт, впоследствии получивший название Ближних, или Антониевых, пещер — в отличие от старых, которые стали называться Дальними, или Феодосиевыми.

В 1062 г. Варлаам был переведён в княжеский Дмитриевский монастырь и Антоний поставил печерским игуменом Феодосия, при котором монашеская община возросла до 100 человек. Маленькая церквушка не могла уже вместить всей братии, и преподобный Антоний благословил возведение на горе над пещерами церкви Успения Пресвятой Богородицы, чтобы монахи, продолжая жить в своих подземных кельях, могли проводить там богослужения. По легенде, однажды, во время молитвы Антония, произошло чудо: они с Феодосием были перенесены в Константинополь и явлены Богородице. От неё получили золото, которое отдали мастерам-строителям, чтобы те, по велению Богоматери, отправились в Киев для строительства повой церкви. Когда же мастера, прибывшие в монастырь, стали расспрашивать Антония, где бы он хотел построить храм, святой три дня молился, чтобы Господь указал достойное место. В первую ночь Антоний просил, чтобы на землю упала роса, а на месте будущей церкви было сухо. Вторую ночь он просил у Господа сухой земли, а на месте церкви — росу. На третий день Антоний благословил избранное место и велел измерить его золотым поясом, взятым из иконы Спасителя Шимоном, сыном варяжского князя, когда тот оставлял родину. Тридцать поясов в длину, двадцать в ширину — таким было веление Господа. Успенский собор, основанный в 1073 г. (построен в 1078 г.), стал основой будущей Верхней лавры, главным храмом Печерского монастыря.

Преподобный Антоний, хотя и был суровым аскетом, страстным молитвенником и целителем, не стоял в стороне от политических событий, происходивших в государстве. Когда в 1068 г. вспыхнуло восстание против Изяслава, вынужденного спасаться бегством за границу, Антоний поддержал восставших. Через год, когда Изяслав с помощью польских войск вернулся в Киев, Антоний в знак протеста оставил столицу и ушёл в Чернигов, где был принят братом Изяслава Святославом. Он поселился в пещере на Болдиной горе близ Чернигова. Но вскоре вернулся в Киев. Летом 1073 г. Антоний скончался и был похоронен в своей лаврской пещере. Существует легенда о чудесном утаивании его мощей. С приближением смерти святой созвал братию и простился с нею, после чего земля обрушилась и оградила его от монахов. Те попытались» прокопаться к нему, но из земли вырвалось пламя, а когда повторили попытку, на них хлынула вода. Так монахи осознали, что это — воля Божья.

После преподобного Антония светочем русской церкви и подвижником Киево-Печерской лавры был преподобный Феодосии. Родился он около 1036 г. в городе Васильев (ныне Васильков) вблизи Киева, в боярской семье. Вскоре семья переехала в Курск на Черниговщине, где отец получил должность тиуна (управляющего). Здесь и прошли молодые годы Феодосия. Он получил хорошее образование, проявил незаурядные способности в учёбе и усвоении книжной мудрости. Много читал о подвижничестве адептов раннего христианства и решил перенимать их опыт. Ещё с ранних лет он сторонился сверстников, чуждался детских игр и развлечений. Всё свободное время проводил в молитве и посещал церковь, удивляя окружающих набожностью и благочестием. Когда ему исполнилось 13 лет, умер отец. Согласно социальному положению родителей, Феодосии должен был посвятить себя служебной карьере, но мечтал о монашеской жизни. Категорически отказался от дорогой одежды и ходил в лохмотьях, словно нищий. Покупал зерно и сам выпекал просвиры, которые затем приносил в дар церкви. Всё это, конечно, не нравилось матери — женщине волевой и решительной. Она считала, что своим образом жизни Феодосии компрометирует и позорит семью, и всячески ему препятствовала. Не найдя взаимопонимания с матерью, Феодосии несколько раз Пытался бежать из дома. Первый раз он присоединился к паломникам, от которых наслушался рассказов об Иерусалиме и прочих святых местах Востока, но мать разыскала сына и вернула домой. Неудачной оказалась и вторая попытка, когда он тайно ушёл в соседний город и поселился у священника. В третий раз юноша подался в Киев с твёрдым намерением стать монахом. Так он попал в Печерский монастырь, где в 1058 г. принял постриг. Со временем мать нашла его и там, долго и слёзно умоляла вернуться к светской жизни, но в итоге сама постриглась в монахини при монастыре Св. Николая в Киеве.

Став членом братии, Феодосии проявил незаурядное подвижничество во всех сферах монашеской жизни. Часто ночью он раздевался по пояс и отдавал своё тело на растерзание комаров, а днём занимался хозяйственными работами, требовавшими незаурядной физической силы и выносливости. Носил жёсткую, грубую власяницу. Спал сидя. Ел немного черствого хлеба и варёных овощей. Уже будучи игуменом, преподобный Феодосии не только не умерил свои подвижнические подвиги, но и приумножил их. Силы черпал в молитве.

В период игуменства Феодосия усилилась связь Печерского монастыря с Византией. По его инициативе, в монастыре был введён Студийский устав, со временем ставший нормой жизни для древнерусских монастырей. Этот чрезвычайно суровый устав регулировал повседневную жизнь монахов, определял строгий порядок церковных богослужений. С того времени жизнь в монастыре приобрела устоявшуюся организационную форму. Феодосии стремился осуществить главное требование этого устава: устранить личную собственность и сделать имущество всех монахов общим. При его игуменстве на поверхности земли были возведены кельи, куда переселились монахи, а в пещерах впоследствии стали хоронить умерших. Отныне «в затворах» оставались лишь схизматики.

Печерский монастырь постепенно превращался в значительный культурный центр, чему немало способствовала творческая деятельность самого игумена. Сохранилось одиннадцать его произведений: два послания к князю Изяславу Ярославичу, восемь поучений монахам и одна молитва. Феодосии Печерский выдвинул идею духовного контроля над светской властью. Считал, что спастись может не каждый христианин, а лишь аскет, подвижник или тот, за кого он заступится перед Богом своими молитвами; выдвигал положение, что игумен — духовный учитель князя, а князь — защитник и опекун монастыря. Он осуждал усобицы между братьями Ярославичами, происходившие в 60-70-е годы XI в. В отличие от Антония, поддерживавшего черниговского князя Святослава Ярославича, был решительным сторонником Изяслава Ярославича. Феодосии открыто осуждал Святослава, который 1073 г. лишил власти старшего брата и сам занял великокняжеский престол. Стараясь задобрить праведного игумена, Святослав посетил Печерский монастырь, внес богатые пожертвования на строительство Успенского собора и подарил монастырю землю из угодий княжеского села Берестово.

Феодосии умер через год после смерти Антония — в 1074 г. Согласно завещанию, его похоронили в пещере под старым монастырём, получившей название Феодосиевой. Церемония погребения, происходившая ночью, ярко описана непосредственным участником этого события Нестором Летописцем, который в 1080-х годах составил «Житие Феодосия Печерского». В 1091 г. мощи игумена были перенесены в Успенский собор Печерского монастыря, в 1108 г. состоялась канонизация святого.

Память о преподобных Антонии и Феодосии Печорских глубоко чтят Российская и Украинская православные церкви. Преподобного Антония почитают как основоположника монашества на Руси, а преподобного Феодосия — как подвижника, упорядочившего монашескую жизнь. Антоний стал основателем Печерского монастыря, а Феодосию удалось превратить его в центр древнерусской духовности.

Феодосий Печерский был третьим святым, торжественно канонизованным русской церковью, и первым ее преподобным. Преподобного Феодосия называют отцом русского монашества: он стал основателем первого общежительного монастыря на Руси по Студийскому уставу, именем Феодосия названы «дальние» (феодосиевые) пещеры Лавры и источник Феодосия на территории Лавры. Память преподобного Феодосия совершается несколько раз в году: 16 мая (3 мая ст. ст.) — преставление, 27 августа (14 августа ст. ст.) — перенесение мощей и 10 сентября (28 августа ст. ст.) — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в «дальних пещерах» почивающих.

Житие преподобного Феодосия Печерского

Житие преподобного Феодосия Печерского, написанное преподобным Нестором Летописцем, вошло в Киево-Печерский патерик и получило самое широкое распространение в древнерусской книжности. Древнейший список Жития находится в составе Успенского сборника XII—XIII веков и ныне хранится в собрании Государственного исторического музея.

Преподобный Феодосий родился ок. 1008 года в городе Василеве (ныне город Васильков под Киевом) и происходил из знатной семьи. Уже с самого юного возраста отличался от сверстников ревностью к благочестию, избегал детских забав, прилежал к церковной службе и чтению Божественных писаний. Когда преподобному исполнилось 13 лет, родители переселись в Курск, где вскоре скончался отец Феодосия. Юный Феодосий стал еще больше укрепляться в аскетических подвигах, но мать его всячески препятствовала в этом, стараясь то ласками, то побоями отклонить сына от избранного пути.

Так, например, когда Феодосий вознамерился тайком, с группой паломников, посетить Иерусалим, мать разыскала его в пути, жестоко наказала и даже надела оковы на ноги, чтобы он более не убегал из дома. Она запрещала сыну печь просфоры для божественной литургии и пришла в ужасную ярость, заметив однажды тугой железный пояс, который Феодосий носил под одеждой для умерщвления плотских вожделений. Но преподобный все переносил с благодарностью и терпением и молился за мать.

Однажды он с особенным вниманием прислушался к евангельскому чтению в церкви: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Тогда Феодосий решился уже окончательно порвать свои отношения с миром и тайно ушел из дома в город Киев. Здесь он услышал о строгой иноческой жизни в пещере преподобного Антония и, заинтересовавшись рассказами о нем, восхотел посетить преподобного старца. Придя в пещеру к Антонию, Феодосий пал на колени пред ним и со слезами начал упрашивать принять его к себе для иноческих подвигов. Преподобный Антоний с любовью принял его к себе и, благословив, отдал на попечение образованному священнику, блаженному Никону, который скоро и постриг юношу в иночество. Пострижение Феодосий принял в 23 года, вскоре же после смерти благоверного князя киевского Ярослава Владимировича.

Приняв святой иноческий чин, преподобный Феодосий всего себя отдал на служение Богу и усердно исполнял волю своего старца Антония. Он ревностно исполнял великие иноческие труды, как подвижник, восприявший иго Христово. Превозмогая дремоту, целые ночи он бодрствовал, славословя Бога; днем же, удручая плоть свою воздержанием и постом, исполнял разные тяжелые работы. Такое благонравие, смирение, бодрость и трудолюбие юноши вызывали удивление даже в преподобном Антонии и блаженном Никоне; видя праведную жизнь Феодосия, оба они прославляли за это Бога.

Мать преподобного, не переставая скорбеть о разлуке с любимым сыном, только по прошествии нескольких лет нашла его в Печерской обители и со слезами умоляла возвратиться обратно. Но, внявши затем богомудрым увещаниям Феодосия, сама решилась пойти по его стопам и, чтобы иметь иногда возможность встречаться с ним, постриглась в женском монастыре во имя свт. Николы-чудотворца. Прожив здесь несколько лет в подвигах благочестия, она в мире отошла ко Господу.

В 1057 году, после того как первый игумен печерский Варлаам был назначен князем Изяславом игуменом в монастырь св. влмч. Димитрия, по желанию и просьбе всех братий преподобный Антоний, призвав к себе святого Феодосия, благословил его на игуменство над двенадцатью братьями, находившимися тогда в Печерской обители. В период игуменства в 1060—1062 годах он организовал постройку деревянного здания монастыря, куда и перешли все его тогдашние насельники числом около ста. Тогда же был принят первый устав Печерского монастыря, составленный на основе студийского общежительного устава, список которого был прислан по просьбе Феодосия из Константинополя около 1068 года. При преподобном Феодосии было начато строительство главной монастырской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Преподобный игумен усердно поучал своих учеников, возбуждая их к истинному покаянию. Он имел обычай каждую ночь обходить кельи братии; таким путем он знакомился с образом жизни братии и узнавал степень усердия в подвигах каждого брата. Он радовался и славил Бога, когда, обходя кельи, слышал молитву инока; когда же приходилось ему услыхать после вечерней молитвы разговор двух или трех сошедшихся в келью для беседы иноков, то Феодосий, давая знать о своем присутствии, ударял рукой в двери и с сокрушенным сердцем отходил прочь. На следующий день он призывал к себе провинившихся и, не обличая прямо, притчами вызывал их на раскаяние. Кроткий сердцем брат тотчас, сознав свою вину, просил прощения, а ожесточенный, думая, что игумен говорит в притчах о постороннем лице, а не о нем самом, не сознавался в своем поступке до тех пор, пока преподобный, прямо не обличив его, не налагал на виновного епитимью. Так Феодосий учил братию прилежно молиться Богу, не разговаривать после вечерней молитвы и тем более не ходить из кельи в келью для беседы; во время его жизни иноки, казалось, были равны подвигами своими ангелам Божиим, а монастырь Печерский уподоблялся как бы обители небесной.

Сам преподобный являлся образцом и примером для братии, строго следил за своими поступками, раньше всех исполнял работы, причем мог сам рубить дрова и носить воду для братии, приходил раньше других в церковь на богослужение и позже всех уходил оттуда. Вкушал он обыкновенно только сухой хлеб и вареную зелень без масла. Ночи проводил без сна в молитве, что много раз замечала братия, хотя избранник Божий и старался скрыть свой подвиг от других. Никто не видел, чтобы преподобный Феодосий спал лежа, обычно он отдыхал сидя. Одеждою его была жесткая власяница, надетая прямо на тело, так что в этом нищем старце невозможно было узнать знаменитого игумена, которого почитали все знавшие его. Однако слава человеческая нисколько не прельщала святого, многие жизненные примеры свидетельствуют об удивительном смиренномудрии этого великого подвижника.

Так, однажды преподобный Феодосий отправился по какому-то делу к христолюбивому князю Изяславу, где ему пришлось промедлить до вечера. Когда он стал собираться домой, христолюбивый князь велел отвести его в монастырь на своей колеснице. Но слуга, видя на преподобном плохую одежду и думая, что это не игумен, а простой инок, сказал ему, чтобы он сел на коня, а сам уселся в колесницу. Так они ехали всю ночь, но на рассвете по пути им стали встречаться вельможи, ехавшие к князю. Последние, узнав преподобного, сходили с коней и низко кланялись ему. Увидев это, слуга сильно смутился и пересел на свое место. Когда они приехали таким образом к монастырю, навстречу преподобному вышли вся братия и приветствовали его земным поклоном. Возница пришел в еще больший ужас, недоумевая, кто же это, которому все поклоняются. Но преподобный, взяв его за руку, успокоил его, затем провел в трапезную, велел накормить и напоить и отпустил его с подарками. Этот случай стал всем известен от самого возницы, преподобный же никому об этом не рассказывал, так как всегда учил братию ни в чем никогда не возноситься, но всегда пребывать в смирении и ставить себя ниже всех.

Феодосий был также совершенно чужд всякого человекоугодия. По уставу монастыря было заведено строгое правило: в промежуток времени между обедней и вечерней не отворять ворот и никого не впускать в монастырь. Однажды в эти часы приехал верхом великий князь Изяслав в сопровождении отрока, но привратник не узнал его и не открыл ворота. Даже когда князь прямо сказал о себе, инок прежде пошел спроситься у игумена, а князь между тем не разгневался, но терпеливо дожидался преподобного перед закрытыми воротами.

Время игуменства Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Два брата по плоти — Святослав, князь Черниговский, и Всеволод Переяславский — подняли неправую войну на своего старшего брата, великого князя Изяслава Киевского, и прогнали его из стольного города Киева. Сев на его место в Киеве, они послали просить преподобного Феодосия зайти к ним на обед. Но преподобный с мужеством и решимостью отвечал на их приглашение: «мне не достойно идти на трапезу неправды, как на трапезу Иезавели». Когда же Всеволод удалился в свою Переяславскую область, а Святослав сел в Киев на место Изяслава, преподобный Феодосий начал беспрестанно обличать князя Святослава в том, что он не по праву сел на братний престол. Приходивших к нему княжеских послов преподобный просил передать князю, что он не одобряет его поступка. Однажды он послал ему большое обличительное письмо, в котором, между прочим, писал: «Голос крови единоутробного брата твоего вопиет на тебя к Богу, как кровь Авелева на Каина» (Быт. 4:10). По прошествии некоторого времени Феодосий, снисходя к просьбам братии и вельмож, примирился со Святославом и велел на церковных службах в своем монастыре поминать обоих великих князей, но все-таки Изяслава первым, а Святослава вторым.

Преподобный Феодосий был очень заботливым по отношению к бедным. Он построил близ монастыря двор с церковью во имя святого первомученика Стефана и там поселил нищих, слепых, хромых и прокаженных, а все необходимое для них отпускал из монастыря. На это употреблялась десятая часть монастырского дохода. Кроме этого преподобный каждую субботу посылал воз хлеба заключенным в темницах и тюрьмах. Святой был милостив даже к разбойникам, которых поймали на краже в одном из монастырей. Он сжалился над ними, приказал их развязать и накормить. А после наставления дал им денег и отпустил.

Каждый год преподобный переселялся на время Великого поста в пещеру (где впоследствии было положено честное тело его) и там затворялся до наступления недели ваий (цветоносной); в пятницу перед цветоносной неделей во время вечерни он возвращался к братии. Братия думали, что он безвыходно живет в известной им пещере, а на самом деле ночью тайно от всех он уходил в одно монастырское село и там в другой пещере, находящейся в скрытом месте, пребывал один, так что никто кроме Бога не знал о его действительном местопребывании. Оттуда перед пятницею на шестой неделе Великого поста он опять ночью уходил в первую пещеру, из которой в пятницу и выходил к братии, так что все думали, что он весь пост пребывал в известной им пещере.

Заранее предвидя свою кончину, преподобный Феодосий мирно отошел ко Господу 16 мая (3 мая ст. ст.) 1074 года. Он был погребен в выкопанной им пещере, в которой уединялся во время поста. В 1091 году мощи подвижника были обретены нетленными и перенесены в Успенский собор. В 1108 году преподобный Феодосий был причислен к лику святых Русской церкви.

Преставление преп. Феодосия Печерского. Строгановский иконописный лицевой подлинник. 3 мая (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году)

Преподобный известен также как основатель и руководитель одной из первых церковных библиотек на Руси — библиотеки Киево-Печерской лавры. Из литературного творчества преподобного Феодосия сохранились два послания к великому князю Изяславу и шесть или восемь поучений и одна молитва. Всего Феодосию приписывалось более двадцати различных произведений.

Чудеса преподобного Феодосия Печерского

Еще при жизни преподобный Феодосий прославился многими чудесами. Так, когда в монастыре происходило оскудение необходимых запасов, по молитвам преподобного являлись неизвестные благотворители и доставляли в обитель необходимое для братии. Много раз Сам Господь спасал обитель от нашествия разбойников: тогда грабители видели, как церковь поднимается к небу, и в страхе отходили прочь. Один благочестивый и богобоязненный человек шел раз темной ночью мимо ветхого Печерского монастыря и видел следующее. От монастыря исходил яркий свет, а преподобный Феодосий стоял перед церковью, воздев к небу руки и вознося к Богу молитву. Прохожий продолжал еще с удивлением смотреть на это, как вдруг видение изменилось, и он увидел другое чудо: над церковной крышей показалось очень большое пламя и, приняв вид дуги, перешло на другой холм, именно на тот, на котором преподобный Феодосий начал потом строить новую каменную церковь. И таким образом один край огненной дуги стоял над старой церковью, а другой над тем местом, где предполагалось построить новый храм.

В другой раз ночью окрестные жители были разбужены пением множества голосов, слышавшихся близ обители. Они встали и, выйдя из домов своих, пошли на возвышенное место посмотреть, откуда именно слышатся эти голоса. Тогда они увидели следующее. Ветхий Печерский монастырь был залит ярким светом; множество иноков, выходя из старой церкви, шли на новое место: одни несли икону Пресвятой Богородицы, а прочие с песнопениями сопутствовали первым, неся в руках зажженные свечи. Во главе всех шел отец и наставник иноков преподобный Феодосий. Дойдя до нового места, они сотворили на нем пение и молитву, а затем, возвратившись назад, с пением опять вошли в старую церковь. Множество свидетелей удостоверяло потом действительность этого чуда. А так как в вышеупомянутом шествии не участвовал ни один инок, то все поняли, что люди эти видели ангелов.

На ознаменованном Богом столь великими чудесами месте, таким образом, стала строиться каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы.

Прославление преподобного Феодосия Печерского. Тропарь, кондак и канон

В 1240 году, при угрозе нашествия хана Батыя, мощи преподобного Феодосия были вынесены из Успенского собора и захоронены в неизвестном месте. Существует два предположения о том, где могли быть скрыты его мощи: первое — что они были погребены под спудом Успенского собора, и второе — что они погребены в Дальних пещерах. В 1988 г. была сделана сенсационная археологическая находка — открыта, по Божией милости, келья преподобного Феодосия Печерского рядом с подземной церковью Рождества Христова в Дальних пещерах.

Келья прп. Феодосия в Дальних пещерах. Фотография 2013 г.

Тропарь, глас 8.

Православию наставниче, благочестию учителя и чистоте, вселенней светильниче, архиереом богодухновеное удобрение, Феодосие премудре. Учением бо твоим вся просветил еси, цевнице духовная. Моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 3.

Звезду русскую днесь почтем, от востока восиявшую, и на запад пришедшую. Всю бо страну сию чюдесы и добротою обогатившу вся ны, трудодетельством и благодатию, иноческаго устава, блаженнаго Феодосия.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Феодосию Печерскому →

Читать онлайн

Преподобный Феодосий Печерский. Иконы

Из Киево-Печерского патерика известно, что уже в XII веке существовали иконы преподобных Антония и Феодосия Печерских, которые игумен монастыря Никон показал прибывшим в монастырь из Константинополя мастерам-иконописцам: святые явились им в чудесном видении, как живые, и подрядили для росписи церкви в своем монастыре.

Преподобный Феодосий с житием. Русь, 17 век

Преподобный Феодосий, по традиции, изображается в полном монашеском облачении (подряснике, рясе, поясе, мантии, аналаве на груди, схиме на плечах) и сапожках, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.

Преп. Феодосий Печерский. Русь, начало 17 века, минеяПреподобный Феодосий Печерский. Подмосковье, 17 век

На большинстве икон преподобный Феодосий изображен средовеком (среднего возраста), хотя встречаются иконы, на которых он представлен старцем. Часто преподобный Феодосий изображается в числе избранных святых, как, например, на иконе-таблетке XV века из Софийского собора в Новгороде, в настоящее время икона в собрании Новгородского музея (НГОМЗ).

Свт. Петр Московский, Леонтий Ростовский и Феодосий Печерский. Великий Новгород, ХV век

Также преподобные Антоний и Феодосий Печерские изображаются вместе на парных иконах как основатели монашества на Руси, в Соборе Киево-Печерских святых и в иконографии Печерской Богоматери, где они предстоят на коленях перед сидящей на Престоле Богородицей. Древнейшее изображение преподобного Феодосия Печерского, предстоящего Богоматери, сохранилось на Печерской (Свенской) иконе Божией Матери из собрания Третьяковской галереи (около 1288 года).

Свенская (Печерская) икона Богородицы с преп. Антонием и Феодосием, около 1288 г.Преп. Феодосий. Фрагмент иконы Свенская (Печерская) икона Богородицы (около 1288 г., ГТГ)Прпп. Антоний и Феодосий Печерские. Икона. Украина, около 2000 года

Преподобный Феодосий Печерский. Храмы

Известны 13 церквей, которые были освящены в честь преподобного Феодосия Печерского. Самая древняя действующая церковь находится в Киеве (дата постройки 1698-1700 гг.). Старообрядческих храмов во имя преподобного Феодосия Печерского в настоящее время не существует.

Церковь преп. Феодосия Печерского. Киев

Киево-Печерская лавра

Киево-Печерская лавра — это самый крупный монастырь Восточной Европы, колыбель русского православия и один из древнейших мужских монастырей в Киевской Руси. Основанная преподобным Антонием и устроенная преподобным Феодосием Киево-Печерская обитель сделалась образцом для других монастырей и имела великое значение для развития Русской церкви. Из ее стен выходили знаменитые архипастыри, ревностные проповедники веры и замечательные писатели. Из святых, пострижеников Киево-Печерской обители, особенно известны святители Леонтий и Исаия (епископы Ростовские), Нифонт (епископ Новгородский), преподобный Кукша (просветитель вятичей), писатели преп. Нестор Летописец и Симон, иконописец Алимпий. Ближние и Дальние пещеры разделены между собой оврагом и хребтом горы. В Ближних почивают мощи 80 святых угодников, в Дальних — 45.

Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Современный вид

Главный Успенский Собор (великая церковь) был заложен в 1073 году, внутренняя отделка, которая включала мозаику и фресковую роспись, завершилась уже к 1090 году. По свидетельству «Киево-Печерскою патерика» строительством святой обители руководили мастера из Греции, которые прибыли в Киев по велению Самой Пресвятой Богородицы. В начале XII столетия монастырь имел вид масштабного архитектурного ансамбля с множеством каменных построек. В стенах Лавры находятся четверо ворот для входа, главный вход осуществляется через Святые врата. В них во все времена входили только пешком. Над вратами расположена церковь Святой Живоначальной Троицы. Она является самой древней из всех тех, что сохранились в Лавре, и не была разрушена во время монголо-татарского нашествия.

Надвратная церковь Святой Троицы в Киево-Печерской лавре

В 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев, Киево-Печерский монастырь был разорен. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря; в XIV в. он был уже возобновлен, и великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.

В 1615 году в Киево-Печерском монастыре была основана типография, в которой печатались книги для всего православного мира, в настоящее время здесь расположен музей книгопечатания Украины. С 1592 по 1688 год монастырь был ставропигией патриарха Константинопольского. В условиях экспансии униатства он стал одним из важнейших духовных оплотов православия в Юго-Западной Руси. В 1688 году монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

В 1930 году Киево-Печерская Лавра была закрыта богоборческой властью, в 1941 г., после оккупации немцами Киева, здесь было разрешено возобновить монашеское жительство, но тогда же, 3 ноября 1941 года, немецкими оккупантами был взорван древнейший Успенский собор, на что указывается в материалах Нюрнбергского процесса. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлен вывоз ценностей храма. Вторично монастырь был закрыт в 1961 г., в период хрущевских гонений. В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси постановлением Совета министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. В 2000 году, к 950-летию Лавры, была восстановлена и освящена Великая церковь. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская лавра — обитель, устроенная преподобным Феодосием

Поучения преподобного Феодосия

Послание к князю о вере латинской того же Феодосия к тому же Изяславу.

… Сказал мне отец: «Хранись, чадо мое, от кривоверных и от всех их затей, понеже наполнилась и наша земля людьми злой той веры. Да, спасая, спасет свою душу, кто в праведной вере живет. Нет другой такой веры лучше нашей единой чистой и честной святой православной веры. Сей верою живя — грехов избыть и вечной муки избегнуть, вечной жизни причастником стать и без конца со святыми радоваться. А сущему в иной вере, в латынской ли, в армейской или сарацинской — тому не увидеть вечной жизни, и со святыми части не получить.

Не подобает хвалить чужой веры. Если кто чужую веру хвалит, то становится он свою веру хулящим. Если же начнет непрестанно хвалить и свою и чужую, то окажется держащим двоеверие и недалеко от ереси. Ты, чадо, блюдись от таких деяний, не свыкайся с ними, но бегай от них, сколько можешь, и одну свою веру непрестанно хвали, подвизаяся в ней добрыми делами.

Милостыней же милуй всякого, не своей только веры, но и чужого. Когда видишь нагого или голодного, страждущего от зимней стужи или какой беды, будь он жидовин или сарацын, болгарин или еретик, латынин или язычник, — всякого, как можешь, помилуй и от беды избавь, и не останешься без Божьего воздаяния. Бог ведь и сам в этой жизни сохраняет и язычников, и христиан. Язычникам и иноверным в нынешнем веке дано попечение от Бога, в будущем же чужды они будут благого воздаяния. А мы, живущие в правой вере, и здесь пребываем Богом соблюдаемы, и в будущем веке будем спасаемы Господом нашим Исусом Христом».

Сказал мне отец: «Чадо, если придется тебе умирать за эту святую веру Господа ради, то не оставь правой сей веры, но с дерзновеньем умри за веру Христову. Ибо святые, — сказал он, — умерли за веру, а теперь вот живут во Христе. И ты, чадо, если узришь каких-нибудь иноверцев, стязающихся с православными о вере и стремящихся соблазном отвести от правой веры несведущих верных, то ты, многосведущий, не скрой в себе своего знания, а помоги правоверным против кривоверных. Если поможешь им, то как овец избавишь их от уст львиных. Если же промолчишь, это равносильно тому, как если бы, отняв у Христа, предал ты их сатане, ибо тот научил кривоверных кривой их вере».

И если скажет тебе спорящий с тобой: «Бог дал и ту, и другую веру», ты ему, чадо, скажи: «Ты, кажется, мнишь, кривоверный, что Бог двоеверен! Не слышал ли, окаянный, развращенный злой верою, как гласит Писание: «Един Бог, едина вера, едино крещение». И Господь сказал: «Так надлежит нам исполнить всю волю», и только когда он исполнил все, тогда вознесся, а учеников послал на проповедь. Ты, столько лет по апостольской проповеди державший православную веру, совратился в зловерие наущением сатаны. Не слышал разве Павла, глаголющего: «Если и ангел, придя с небес, благовестит вам иначе, чем мы благовестили, да будет проклят».

А вы, отринувши апостольские заповеди и предание святых отцов, приняли неправедное учение и веру развращенную, исполненную многой погибели. Потому и от нас отвержены. Потому и не подобает нам иметь с вами общения, ни к Божественным Тайнам сообща приступать, ни вам к нашей службе, ни нам к вашей, ибо на мертвом теле служите, будто мертвым Господа помышляюще. А мы совершаем службу телом живым, видя Самого Господа, живого и одесную Отца сидящего; и снова приидет судити живым и мертвым. Мертвые вы, о латыняне, мертвую жертву совершаете. Мы же, Богу принося жертву живую, чистую и непорочную, сподобимся обрести живот вечный. Так ведь и писано: «Воздается каждому по их делам о Христе».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *