В редакцию «Комсомольской правды» обратился житель Владивостока Александр Эпов. Его мечту о семейной идиллии нарушила секта «Свидетели Иеговы» (признанная в России запрещенной организацией). Теперь приморец борется с ними за своего маленького сына.

Дорогой, я сектантка

Александр и Екатерина познакомились в 2013 году. Они были самой обычной парой; спустя два года – свадьба, зачатие долгожданного ребенка. Именно тогда и начались первые странности.

– Вообще, Катя с матерью, с сестрой своей даже часто говорили, спорили про религию, про бога. Я как-то не придавал этому значения – ну говорят и говорят, это все-таки такая, обсуждаемая тема. На восьмом месяце беременности супруга рассказала, что ходит к «Свидетелям Иеговы». Это стало полной неожиданностью, – рассказал Александр.

Александр и Екатерина были обычной парой. Фото: из личного архива А. Эпова

Как выяснилось, и сама Екатерина, и ее семья, и ее друзья являлись сектантами. От Александра это попросту скрывали. О свидетелях ошарашенный мужчина не знал практически ничего – так что первым дело он решил разобраться, что это за свидетели такие. Сделанные открытия Александра, мягко говоря, поразили.

Сразу оговоримся – ничем по-настоящему преступным секта, в общем-то, не занимается. Кровь младенцев не пьют, жертвы не приносят, людьми не торгуют. Однако мировоззрение и образ жизни «Свидетелей», мягко говоря, сильно отличаются от нормы. Кроме того, сильный прессинг со стороны проповедников и масса странных запретов чаще всего просто ломают жизнь сектантов. Собственно говоря, именно поэтому в некоторых странах секту запретили или серьезно ограничили в правах.

Во-первых, иеговисты каждый день ждут наступления конца света – Армагеддона и второго пришествия, когда все мертвые воскреснут и начнется Страшный суд. Подобное мировоззрение, характерное для раннего христианства, сейчас ушло в прошлое; современниками Книга Откровения воспринимается менее буквально. Однако «Свидетели Иеговы» на полном серьезе ждут конца света. Постоянная зацикленность на скорой кончине (и себя, и всего окружающего) становится причиной серьезных психологических проблем и даже самоубийств. Если не касаться теологической стороны вопроса, подобная вещь рушит нормальные отношения человека и социума.

Во-вторых, одним из правил секты является запрет на переливание крови. Ни при каких условиях. Неважно: кровопотеря в результате травмы, заболевание – мало ли, что в жизни случается. Понятное дело, что во многих случаях это сродни добровольному уходу из жизни. Запрет этот распространяется и на детей иеговистов.

В-третьих, жизнь иеговистов осложняется многочисленными запретами. Один из них (особенно актуальный для нашей истории) – запрет на отмечание праздников и подарки. Например, День рождения или Новый год. Дескать, Иисус ничего не праздновал – и мы тоже не будем. В общем, опять – нарушение нормального контакта с окружающим миром.

От семейных ссор до экстремизма

К персональной вере жены Александр отнесся спокойно: люди взрослые, каждый верит, во что хочет. Однако Екатерина прямо заявила, что ребенка она собирается растить сообразно со своими религиозными взглядами. Никаких праздников, вышеупомянутый запрет на переливание крови – и так далее. Растить ребенка в такой обстановке Александр Эпов не собирался. Он хотел для своего сына нормального детства – такого же, как у других ребят.

– Собрания у них проходили два раза в неделю. Они были для нее важнее всего, Катя могла туда уйти и оставить ребенка недокормленного. Она постоянно брала его с собой на эти собрания, даже спящего. А он едва из грудного возраста вышел! Я Михаила (имя изменено, — прим. ред.) запрещал брать туда, из-за этого мы ругались, – рассказывает Александр.

Примечательно, что в суде Екатерина Эпова настаивала, что сына на собрания она приводила всего несколько раз – и то с согласия мужа. Девушке просто не с кем было оставить ребенка. Кто здесь прав – кто знает?

От когда-то счастливой семьи не осталось ничего. Фото: из личного архива А. Эпова

Вскоре вероисповедание супруги стало постоянной темой для семейных конфликтов. Любой праздник превращался в скандал, так как Екатерина Эпова не собиралась их отмечать – по религиозным причинам. Из-за весьма своеобразного отношения к ребенку Екатерина всё время ругалась с супругом. В общем, нормальным детством тут и не пахло. Тогда Александр решил бороться за семейное счастье. Полтора года он пытался вернуть жену в реальный мир – безуспешно.

– Я тогда решил, что смена окружения поможет Кате как-то прийти в себя. Сначала мы перебрались в Китай. Через некоторое время жена заявила: она нашла общину Свидетелей Иеговы, и будет ходить туда. Тогда мы рванули в Таиланд. Ситуация повторилась. Я понял, что это просто бесполезно. Мы вернулись в Россию, – рассказывает «Комсомолке» приморец.

Последней каплей стал визит стражей порядка: в 2017 году в квартире семьи Эповых обнаружили экстремистскую литературу. Речь идет о литературе Свидетелей Иеговы, признанной в России незаконной. Александр подал на развод.

Борьба за сына

Нетрудно догадаться, что главным объектом делёжки супругов стало не имущество – а трехлетний сын. Каждый из родителей хотел оставить ребенка себе. С начала судебного разбирательства и до сегодняшнего дня Михаил живет с отцом в Китае (в Россию Эпов приезжает только на судебные заседания). Сделано это в соответствии с решением суда. Однако бывшая Александра жена заявляет, что Михаила вывезли за границу обманом. Сама Екатерина наотрез отказалась общаться с «Комсомолкой» – по ее словам, для спокойствия ее родственников.

«Согласие на выезд получено обманным путем. Александр сказал, что мы через неделю к ребенку прилетим. До этого с ребенком и бывшим мужем мы ездили в Китай и Таиланд. Я сначала не соглашалась, но он меня убедил. Когда ребенка отправили, он позвонил, сказал, что со мной разводится, и мне домой не приезжать», – рассказывала девушка на одном из судебных заседаний.

Сейчас Александр живет вместе с сыном. Фото: из личного архива А. Эпова

Как бы то ни было, Михаил регулярно общается с мамой – и по телефону, и через «Скайп». Так что право на общение с обеими родителями не нарушается.

Понятное дело, что Александр имел все шансы на победу. У него было достаточно свидетельств того, что супруга намерена растить из своего сына будущего сектанта – это подтверждалось аудиозаписями, видеороликами, показаниями знакомых семьи. Кроме того, вся родня Екатерины Эповой – тоже сектанты, и Михаил с детства оказался бы лишен нормального человеческого общества.

Судебное разбирательство закончилось в феврале этого года. Суд встал на сторону Александра и постановил: ребенок должен проживать с отцом.

Решение суда

Супругу, само собой, такой исход дела не устроил. Адвокат Екатерины подала апелляцию. Рассматривать ее начали в июне. Итоги апелляции огорошили всех.

– Апелляционная комиссия состояли из нескольких человек, но главную роль там играла судья Илона Бичукова. Она, так сказать, являлась докладчиком. С первого заседания она относилась ко мне предвзято, откровенно давила на меня и адвоката. На втором заседании Бичукова назначила повторную психологическую экспертизу, причем с новыми вопросами – их предложила адвокат жены, – рассказал Александр.

Это является серьезным процессуальным нарушением: повторная экспертиза может рассматривать только вопросы, затронутые в первоначальном исследовании. Ее смысл заключается в исследовании прежних вопросов новыми экспертами. Однако пока сделать с решением судьи никто ничего не может. Отец Михаила уже обратился с жалобами в самые разные инстанции, но никакой реакции на них пока нет.

В настоящее время в апелляционном заседании наступила пауза. Она продлится до завершения экспертизы. Каким будет исход заседания – пока неясно. Вполне вероятно, что приговор первой инстанции отменят, и дело вернут на повторное рассмотрение. Есть и другой вариант развития событий: Михаила отдадут матери. В общем, семейно-религиозный конфликт, в эпицентре которого оказался трехлетний мальчик, еще долго не кончится. «Комсомолка» будет следить за развитием событий.

Комментарий эксперта

Алексей Бердин , психолог:

Почему так опасно попадание в секту? Такими организациями, как правило, заправляют умелые манипуляторы сознанием. Они умеют находить подход к любому человеку, давить на нужные рычаги. Часто членов секты в водят в состояние измененного сознания – например, с помощью транса. Это нарушает восприятие реальности.

Попавшие в секту люди чаще всего порывают со всеми друзьями и родственниками, общаются только с другими, скажем так, братьями по вере. И, понятное дело, в скором времени расстаются со значительной частью своих сбережений. Большинство сект нацелены именно на это.

В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16:22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16:28).

Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников — Петра и братьев Заведеевых: Иакова и Иоанна — и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9:32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его в сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами — пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа Христа с Моисеем и Илией подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, — пишет преп. Ефрем Сирин, — тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». «Когда он еще говорил, — повествует св. евангелист, — се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5).

При этих словах апостолы в сильном страхе пали ниц. В это время слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Господь подошел к лежавшим на земле ученикам, говоря: «встаньте, не бойтесь» (Мф. 17:7) Подняв глаза, апостолы никого не увидели, кроме Господа Иисуса. Они стали спускаться с горы. Дорогою Господь заповедал им никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день. Апостолы выполнили просьбу Спасителя и умолчали до поры об увиденном.

Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. «Соединив в Себе Божество и человечество неслиянно. Ты показал нам на Фаворе угль Божества… и тем изумил Моисея с Илиею и верховных из апостолов» (2-й канон, песнь 5-я, тропарь 3-й). Поэтому-то, узрев «Божество во плоти, блистающее на Фаворе», Моисей и Илия познали в Нем Того, «Которого они в древности провозвестили истинным Богом» (1-й канон, песнь 5-я, тропарь 1-й), а ныне пришедшего «от Девы Отроковицы… человеком на избавление» (на стиховне стихира на малой вечерне). Ныне уразумели все, Кто такой Иисус, Сын Бога Живого. Он — Тот, Который некогда явился Моисею прикровенно «в огне и купине», а затем «на горе законодательства… в древности во мраке»; сейчас же открылся въяве, «в неприступном свете Божества» (2-й канон, песнь 1-я, тропарь 3-й).

Моисей и Илия приблизились на Фаворе к Преобразившемуся Христу. Это «закон и пророки» предстоят своему Владыке как рабы, исполнившие Его повеления. Совершив все то, что Он указывал на Синае и на Хориве, и на прочих местах Богоявления, они сейчас как бы слагали перед Владыкой свои полномочия. Они полны священного трепета: вот Господь идет в Иерусалим завершить их дела и принять крест ради спасения людей. Пророки удалились. Кончились древние преобразования, исполнились пророчества. Воссиял свет Фавора. На земле — Сын Возлюбленный, Совершитель закона и Домостроитель спасения людей.

Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. «Невещественный огнь, не попалявший вещества телеснаго, виден был, когда Моисею, апостолам и Илии явился Ты, Владыко, единый из двух естеств, в двух совершенных естествах» (2-й канон, песнь 4-я, тропарь 3-й), — так поет Св. Церковь об откровении воплотившегося Сына Божия на горе Фавор. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и св. апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека — во единой ипостаси два естества, «неслитно и нераздельно» соединенные. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.

Глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный», — свидетельствуя вновь, как и у Иордана, о Богосыновстве Иисуса Христа, открывал тайну Св. Троицы. Представшие же Господу Иисусу «с земли апостолы, как бы с неба — Илия Фесвитянин, а из мертвых — Моисей» (2-й канон, песнь 8-я, тропарь 3-й) — по словам творца канона на Преображение, прп. Иоанна Дамаскина, — указывали величие власти Его: Oн живыми и мертвыми обладает, являясь Владыкой неба, земли и преисподней.

Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения св. равноап. Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.

В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с поспеванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не полагалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.

В нашем Полотняном Заводе именно в этот день проводилась ярморка, которая по всей видимости начиналась с освящения плодов, после чего праздник продолжался.

Сергей Хоружий, профессор Института философии РАН, доктор наук

Все лекции цикла можно посмотреть

Исихазм поздневизантийский и поствизантийский. В отличие от этапа синайского исихазма, поздневизантийский исихазм XIV века – это напротив, самый событийный, даже бурный период. Начинаются истоки этого бурного периода в жизни традиции. Истоки его лежат на Афоне. Процветавший афонский очаг исихастской практики отличался тем, что подвижники на Афоне, выстраивая путь своего духовного восхождения, добрались уже и до высших его стадий. На этих высших стадиях начинались определенные духовные явления, прежде неизвестные в христианском опыте и вокруг этих новых духовных явлений и возникло самое оживленное, разнообразное развитие событий.

Во-первых, сами афонские подвижники дали определенное название тем явлениям, которые они встречали в своем опыте, они назвали это «созерцанием фаворского света». И это разумеется для христианского слуха было необычным, странным, дерзким. Что такое свет фаворский – это тот свет, который осиял учеников Христа, апостолов в событии Преображения Христа на Фаворе. Это сугубо евангельское событие, которое произошло в пору земной жизни Спасителя. И вот сейчас подвижники на Афоне утверждают, что они созерцают тот самый фаворский свет. Понятно, что это вызывало многочисленные вопросы, недоверие, сомнения и особенно таким активным выразителем этого недоверия к опыту афонских исихастов стал, как все сегодня знают, монах Варлаам Калабрийский, который был весьма ученым монахом, прибыл из Италии, из Калабрии в Византию, в Константинополь. Побывал и на Афоне, познакомился с этим опытом исихастских созерцаний и этот опыт у него вызвал активное неприятие и возмущение. На его взгляд, а он был монах ученый, много пишущий, активно говорящий, он начал говорить, что в опыте афонских подвижников происходит что-то ложное, фальшивое. О связи с событием Преображения Христа и речи не может быть, у них начинаются какие-то сугубо телесные световые, зрительные явления, как мы сегодня скажем: оптический обман у них какой-то, а они евангельское событие Преображения на Фаворе здесь дерзают поминать.

Эта деятельность Варлаама антиисихастская начала активно разворачиваться, это были 1330-е годы и с защитой исихастских позиций выступил святитель Григорий Палама, который сам был афонским подвижником, но был к тому же еще наделен огромным богословским даром. И уже развернулась полемика, которая сегодня называется «исихастские споры». Она заняла, условно говоря, лет 15 – с первых протестов Варлаама и до завершающего Поместного собора Византийской Церкви в 1351 году. Уже в начале этих споров святитель Григорий написал замечательное сочинение, которое стало классикой православной духовной литературы – это знаменитые «Триады в защиту священнобезмолствующих». Три триады, каждая из трех трактатов и там было дано богословское обоснование и оправдание опыта афонских исихастов по высшим стадиям исихастской практики. Святитель Григорий обосновывал, что на высших ступенях «Райской лествицы» — духовного восхождения – действительно совершается ни что иное, как уже преображающее воздействие Божественных энергий на все человеческое существо. Именно то, что с апостолами на Фаворе и случилось.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *