Фридрих Даниель Шлейермахер

Речи о религии к образованным людям её презирающим. Монологи

Перевод с немецкого С. Л. Франк

Санкт-Петербург: Алетейя, 1994.- 336 с.
Серия Памятники религиозно-философской мысли Нового Времени. Западная религиозная философия
Формат: DjVu 5 Мб
Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление
Язык: русский

Печатается по изданию: Ф. Шлейермахер. Речи о религии. Монологи., Москва, 1911 г. (приложение к журналу «Русская мысль»).
Личность и воззрения Шлейермахера мало известны у нас. Настоящая книга знакомит читателя с одной из крупнейших фигур того немецкого духовного движения конца XVIII и начала XIX века, которое зовется «романтической школой». И — что, быть может, самое замечательное — Фридрих Шлейермахер был, кажется единственным мыслителем этой эпохи, идеи которого непрерывно влияли и продолжают доселе влиять на немецкую мысль.

Личность и воззрения Шлейермахера. Вступительная статья переводчика 7

Предисловие переводчика 35
Указатель содержания «Речей о религии» 37
Указатель содержания «Монологов» 41
Речи о религии 43
Предисловие автора к третьему изданию 45
Первая речь. Самооправдание 48
Вторая речь. О сущности религии 66
Третья речь. О религиозном воспитании 132
Четвертая речь. Об общественном начале в религии, или о церкви и священстве 152
Пятая речь. О религиях 180
Послесловие 218
Пояснения к «Речам о религии» 223
Пояснения к первой речи 223
Пояснения ко второй речи 226
Пояснения к третьей речи 238
Пояснения к четвертой речи 241
Пояснения к пятой речи 263
Пояснения к послесловию 272
Монологи. Новогодний дар 275
Предисловие автора ко второму изданию 277
Предисловие автора к третьему изданию 278
Обращение 279
1. Размышление 280
2. Испытания 289
3. Миросозерцание 303
4. Горизонты 315
5. Юность и старость 326

Архив БРЭ

ШЛЕ́ЙЕРМАХЕР (Schleiermacher) Фрид­рих Да­ни­эль Эрнст (21.11.1768, Брес­лау – 12.2.1834, Бер­лин), нем. про­тес­тант­ский бо­го­слов и фи­ло­соф. Ро­дил­ся в се­мье ре­фор­мат­ско­го пас­то­ра. В 1785 окон­чил гим­на­зию брат­ской об­щи­ны герн­гу­те­ров (мо­рав­ских брать­ев). В 1787–90 учил­ся в Галль­ском ун-те, где ис­пы­тал вли­яние фи­ло­со­фии Пла­то­на, Б. Спи­но­зы и И. Кан­та. Был до­маш­ним учи­те­лем (1790–93), по­мощ­ни­ком про­по­вед­ни­ка в Ланд­с­бер­ге (1794–96). В 1796–1802 пас­тор в кли­ни­ке Ша­ри­те в Бер­ли­не, сбли­зил­ся с Ф. Шле­ге­лем и вхо­дил в кру­жок нем. ро­ман­ти­ков (см. Йен­ский ро­ман­тизм), на­чал пе­ре­вод диа­ло­гов Пла­то­на и опуб­ли­ко­вал ано­ним­но «Ре­чи о ре­ли­гии к об­ра­зо­ван­ным лю­дям, её пре­зи­ра­ю­щим» («Über die Religion. Re­den an die Gebildeten unter ihren Veräch­tern», 1799) и «Мо­но­ло­ги» (1800; оба со­чи­не­ния в рус. пер. С. Л. Фран­ка, 1911, но­вое изд. 1994). «Ре­чи о ре­ли­гии…», вы­звав­шие из­вест­ный ре­зо­нанс, в то же вре­мя под­верг­лись кри­ти­ке с раз­ных сто­рон. В 1802–04 про­по­вед­ник в г. Штольп. В 1804–07 проф. в Галль­ском ун-те, где чи­тал кур­сы эти­ки и гер­ме­нев­ти­ки, про­дол­жая их в Бер­лин­ском ун-те вплоть до 1833. В ра­бо­те «Со­чель­ник» (1806) хри­сти­ан­ст­во пред­ста­ёт ско­рее как ре­ли­гия се­мей­ная, чем го­су­дар­ст­вен­ная. С 1807 в Бер­ли­не, в пе­ри­од на­по­ле­о­нов­ской ок­ку­па­ции вме­сте с И. Г. Фих­те при­зы­вал к нац. воз­ро­ж­де­нию. С 1809 про­по­вед­ник ц. Св. Тро­и­цы и проф. от­кры­то­го при его уча­стии в 1810 Бер­лин­ско­го ун-та (в 1815 рек­тор). Член Прус. АН (1811, её сек­ре­тарь с 1814). Член Деп-та об­ра­зо­ва­ния (1808–14), один из ос­но­ва­те­лей совр. уни­вер­си­тет­ской сис­те­мы, со­вме­щаю­щей пре­по­да­ва­тель­скую дея­тель­ность с на­уч. ис­сле­до­ва­ния­ми. Уча­ст­во­вал в дви­же­нии к унии лю­те­ран­ских и ре­фор­мат­ских церк­вей в Прус­сии, от­вер­гая к.-л. гос. вме­ша­тель­ст­во в этот про­цесс. Дис­кус­си­он­ные ас­пек­ты это­го объ­е­ди­не­ния, свя­зан­ные с со­хра­не­ни­ем спе­ци­фи­ки дог­ма­ти­ки и бо­го­слу­же­ния разл. про­тес­тант­ских церк­вей под эги­дой «еван­ге­ли­че­ской церк­ви», на­шли от­ра­же­ние в ра­бо­те «Хри­сти­ан­ская ве­ра…» («Der christliche Glaube nach den Grundsätzen der evan­ge­lischen Kirche im Zusammenhang dar­ges­tellt», Bd 1–2, 1821–22). С 1819 чи­тал лек­ции по эс­те­ти­ке и хри­сто­ло­гии. Филос. воз­зре­ния из­ло­же­ны в его вы­шед­шей по­смерт­но «Диа­лек­ти­ке» (1839).

Показать изображение крупным планомЗакрыть Фридрих Шлейермахер, портрет ок. 1800 г.© picture-alliance / akg-images Чувственное созерцание мира

«Религия есть чувство и вкус к бесконечному» – для начала XVII века подобные мысли были если не сродни ереси, то уж точно провокационными. В период расцвета немецкого романтизма культ чувственности распространился на все сферы духовно-творческой жизни человека, затронув и религию. Впервые многовековой идее о Боге как о едином творце и высшем разуме противопоставляется концепция Бога внутри человека, находящего воплощение в чувственном созерцании мира.
Поистине революционными стали религиозно-философские воззрения немецкого теолога Фридриха Даниэля Эрнста Шлейермахера (Friedrich Daniel Ernst Schleiermacher). «Религиозное размышление есть лишь непосредственное сознание, что все конечное существует лишь в бесконечном и через него, все временное – в вечном и через него», – писал он.
Созерцание бесконечного и вечного, а также начало чувства в его противоположности познанию и действованию Шлейермахер считал основными элементами религии. «Искать и находить это вечное и бесконечное во всем, что живет и движется, во всяком росте и изменении, во всяком действии и страдании, и иметь и знать в непосредственном чувстве саму жизнь лишь как такое бытие в бесконечном и вечном, – вот что есть религия», – считал Шлейермахер.
По его мнению, различные религии отличает лишь набор специфических культурных историй и ритуалов, которые придают религиозным чувствам некий региональный оттенок. Подобные заявления и сейчас могут вызвать в некоторых государствах волну возмущения, а 250 лет назад Шлейермахер едва не прослыл безбожником.
Религия для скептиков
Интеллектуал Шлейермахер, переводивший на немецкий язык Платона, был вхож в лучшие берлинские салоны и прекрасно знал умонастроения немецкой знати.
«В его время в театрах было полно зрителей, в литературных салонах было не протолкнуться, а церкви наоборот пустовали. Была какая-то пустота. Тогда Шлейермахер решил: «Мы должны говорить о религии с теми, кто настроен к ней скептически», – говорит старший пастор Евангелической церкви Берлина-Бранденбурга-Силезской Верхней Лужицы (EKBO) Кристиан Штебляйн (Christian Stäblein).
Проповедник и со-основатель Берлинского университета
Опубликованный в 1799 году трактат «Речь о религии к образованным людям ее презирающим» прославил Шлейермахера далеко за пределами Берлина, где он работал профессором в только что созданном университете им. Гумбольдта, к основанию которого он приложил немало усилий. Он тесно дружил с философом Фридрихом Шлегелем, с которым они одно время даже вместе снимали небольшую квартиру в Берлине.
Помимо своей преподавательской деятельности, Шлейехмахер работал проповедником в берлинской клинике Шарите и в церкви святой Троицы (Dreifaltigkeitskirche), а также посещал на дому больных и нуждающихся, поскольку был убежден: «Каждый миг предоставляет человеку шанс сделать что-то хорошее и достойное человека. И если он этого не делает, значит он хочет чего-то другого. Или не хочет ничего».
Ирина Михайлина

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *