Акция протеста против введения эвтаназии для детей в Бельгии, 11 февраля 2014 года Фото: Laurent Dubrule / Reuters / Scanpix / LETA

Правительство Нидерландов рассматривает законопроект, в соответствии с которым люди смогут прибегнуть к эвтаназии, даже если они не являются смертельно больными. В сентябре в Бельгии впервые в мире эвтаназия была применена к ребенку. Законодательство о добровольном уходе из жизни по медицинским показаниям смягчается одновременно в нескольких странах мира. «Медуза» отвечает на вопросы о том, какой бывает эвтаназия — и в каких случаях и странах она применяется.

Что такое эвтаназия?

Слово «эвтаназия» происходит от греческого еu — «хорошо» и thanatos — «смерть». В медицинском контексте это понятие впервые употребил английский ученый Фрэнсис Бэкон на рубеже XVI и XVII веков. Бэкон говорил, что цель врача — не только исцелять, но и избавлять пациента от страданий, которые причиняют ему болезни, когда уже никакой надежды на спасение нет. При этом в 1930–40-е годы нацисты называли «эвтаназией» свою программу умерщвления «Т-4», которая предусматривала казнь инвалидов, людей с психическими расстройствами и с наследственными заболеваниями.

В наши дни определение «эвтаназия» включает в себя ряд обязательных элементов. В Оксфордском справочнике по клинической медицине она описывается как «намеренное умерщвление неизлечимо больного человека с целью облегчения его страданий». Смерть человека считается эвтаназией, если она наступила в результате действия или бездействия (в случае отказа от лечения) другого человека — врача.

Подобному уходу из жизни должны предшествовать невыносимые страдания от неизлечимой болезни или нахождение в необратимой коме; главный и единственный мотив для доктора — прекращение страданий пациента. В этом контексте смерть больного становится единственным способом прекратить его мучения, а значит, является для умирающего единственным возможным благом. Врач должен выбрать для своего пациента самый безболезненный и гуманный способ расстаться с жизнью.

Какие виды эвтаназии существуют? Можно ли ее назвать убийством или самоубийством?

Выделяют активную и пассивную эвтаназию. В первом случае врач назначает или вводит пациенту смертельную дозу препарата. Первым врачом, который применил в своей практике активную эвтаназию, был американец Джек Кеворкян. Он получил прозвище «Доктор Смерть» за то, что создал так называемую «машину самоубийства» — мерситрон: аппарат, который сам подавал смертельную дозу анальгетиков и ядовитых веществ в кровь человека. В 1990 году мерситроном впервые воспользовался пациент с болезнью Альцгеймера.

В 1991-м Кеворкяна лишили лицензии врача, ему запретили заниматься медицинской практикой. Однако за восемь последующих лет с помощью мерситрона себя лишили жизни более 130 человек. В 1999-м врача приговорили к десяти годам лишения свободы по обвинению в убийстве.

В случае пассивной эвтаназии происходит сознательный отказ пациента от лечения или поддерживающей терапии. Выделяют также добровольную эвтаназию, когда она проводится с согласия больного, и недобровольную, когда за него решение принимают родственники (в случае если пациент находится без сознания).

В 2003 году Европейская ассоциация паллиативной помощи в своем докладе, принятом всеми международными организациями, уточнила определение эвтаназии: она может быть только активной и только добровольной.

В России эвтаназия запрещена?

Практика отказа от лечения применяется в российской медицине с начала ХХ века, в 2011 году она была закреплена Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Он предусматривает право пациента или его законного представителя (если человек находится в вегетативном состоянии) отказаться от медицинского вмешательства. Например, от искусственного поддержания жизни: сердечно-легочной реанимации, искусственной вентиляции легких, искусственного питания и гидратации, гемодиализа и даже кардиостимуляторов.

Джек Кеворкян представляет свою «машину самоубийства» — мерситрон, 6 февраля 1991 года Фото: AP / Scanpix / LETA

Значит, разрешена?

Нет. Отказ от медицинского вмешательства — это не эвтаназия. В России она запрещена статьей 45 закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»: «Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента».

Как в России живут неизлечимо больные на последней стадии?

Сторонники развития и улучшения качества паллиативной медицины считают, что человек может жить достойно и на финальных стадиях тяжелейших заболеваний: для этого нужен качественный уход. Также следует разграничить желание умирающего избавиться от боли и его желание смерти. При правильном подходе — в первую очередь хорошо подобранном обезболивании, доступности морфина в день обращения — человека покидают мысли о добровольном уходе из жизни. В феврале 2015-го специальный корреспондент «Медузы» Катерина Гордеева опубликовала репортаж о трудностях, с которыми сталкиваются онкобольные при получении обезболивающих. Только за февраль 2015-го в Москве покончили с собой 11 человек, страдавших от рака и не получивших необходимой медицинской помощи.

В каких странах неизлечимо больные люди имеют право на эвтаназию? Что написано у них в законодательстве?

В США эвтаназия легальна в пяти штатах: Орегон (с 1997 года), Вашингтон (с 2008-го), Монтана (с 2010-го), Вермонт (с 2013-го) и Калифорния (с 2015-го). Согласно орегонскому закону «О достойной смерти», врач может выписать неизлечимому больному смертельную дозу препарата, но ввести ее должен сам пациент. В этих штатах право на эвтаназию имеют пациенты, достигшие 18 лет, находящиеся в здравом уме, жить которым остается не больше полугода, — диагноз должны подтвердить два независимых специалиста, а свое желание умереть больной должен высказать трижды.

С 2002 года эвтаназия разрешена в Нидерландах и в Бельгии. Неизлечимо больные люди имеют право получать помощь в совершении эвтаназии — то есть врач не только может назначить смертельную дозу препарата, но и самостоятельно ее ввести. Право на смерть получают больные, которые испытывают невыносимые страдания от неизлечимого заболевания, победить которое нет ни единого шанса. Свое желание умереть пациент должен высказать несколько раз и при этом находиться в здравом уме. В Бельгии создана Федеральная комиссия по оценке и контролю, которая следит за тем, чтобы врачи не нарушали закон. В Нидерландах в 2015 году было зафиксировано 5,5 тысячи случаев применения эвтаназии.

В Швейцарии в 1942 году был принят закон, разрешающий «помогать совершать самоубийство», если у «помощника» (им в данном случае становится врач) нет корыстных мотивов. Речь идет не об эвтаназии в чистом виде: пациент имеет право принять смертельную дозу, но врач не может ее ввести. В отличие от Бельгии, в Швейцарии эвтаназия доступна для иностранцев.

C 2009-го эвтаназию и помощь в совершении самоубийства разрешили в Люксембурге, в 2015-м — в Колумбии и Канаде. В 2010-м в Швеции сделали законным отключение медицинских систем поддержания жизни — по просьбе больного.

Дети тоже могут подвергаться эвтаназии?

Применять эвтаназию в отношении несовершеннолетнего разрешено в Бельгии. Закон об облегчении предсмертных страданий неизлечимо больных детей был принят в 2014 году. 17 сентября 2016-го 17-летний бельгийский подросток на последней стадии неизлечимой болезни подвергся эвтаназии — это стало первым подобным случаем. По закону, чтобы получить такое право, несовершеннолетний должен быть в сознании, сам обратиться с просьбой об эвтаназии, а его родители должны дать на это согласие.

Голосование за легализацию детской эвтаназии в парламенте Бельгии, 3 февраля 2014 года Фото: Isopix / REX / Vida Press

Какие есть аргументы за и против эвтаназии? Кто ее главные противники?

Защитники эвтаназии называют ее «актом милосердия» и «избавлением от страданий». Они говорят о том, что жизнь не может считаться благом, когда она состоит из одних физических и душевных мучений — без надежды на облегчение; если существование человека поддерживается с помощью сложных технологий, жизнь перестает быть желанной целью. Среди доводов в пользу эвтаназии упоминается и экономический аспект: средства, которые тратятся на поддержание жизни безнадежно больных, можно тратить на лечение тех, у кого еще есть надежда на исцеление. И наконец, один из главных аргументов в пользу эвтаназии: человек имеет право самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Против эвтаназии высказываются представители всех мировых религий. Их главный аргумент: только бог дает человеку жизнь — и только он ее может забрать. Намеренное прекращение жизни религия считает убийством или самоубийством. Врач не должен брать на себя функцию бога.

Светские противники «права на смерть» говорят об абсолютной ценности человеческой жизни: она в любой своей форме лучше, чем отсутствие всякой жизни, она есть благо, даже если превращается в сплошное страдание, люди в вегетативном состоянии тоже имеют право жить. Те, кто выступает против эвтаназии, говорят также о возможных злоупотреблениях со стороны родственников и врачей: одни могут желать человеку смерти из-за наследства, другие таким образом могут экономить бюджет.

Противники эвтаназии отмечают, что прекращение человеческой жизни для врачей противоестественно. Если «право на смерть» будет легализовано, появится опасность того, что врачи потеряют стимул для поиска новых препаратов и способов лечения.

Эвтаназия противоречит клятве Гиппократа?

Гиппократ писал: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Древнегреческий целитель считал, что врачи должны делать все, чтобы сохранить жизнь человеку, и сформулировал принцип «не навреди». Одновременно с этим в своей книге «Об искусстве» он так описал цель медицины: «Она совершенно освобождает больных от болезней, притупляя силу болезней, но к тем, которые уже побеждены болезнью, она не протягивает своей руки».

Медицинская этика и медицина в целом со времен Гиппократа изменились. Сейчас большое внимание уделяется развитию паллиативной медицины: разрабатываются программы поддержания качества жизни неизлечимых больных, которые помогают им дожить до своего естественного конца, не испытывая страшных страданий.

Саша Сулим

Москва

  • Напишите нам

Каждый десятый человек испытал предсмертный опыт, считает группа европейских ученых. Медики из Дании, Норвегии и Германии подвели итоги исследования, в котором приняли участие более тысячи человек из 35 стран. По их данным, примерно 10% людей испытывают так называемые околосмертные переживания, или околосмертный опыт, сообщает сайт MedicalXpress.

Причем часть людей действительно находились на грани жизни и смерти во время сердечного приступа или после автоаварии, чуть не утонули или были тяжело ранены в бою. А часть пережили похожие ощущения, не пройдя такие испытания.

87% участников исследования говорили об искаженном восприятии времени — оно или замедлялось, или убыстрялось. 65% считали, что у них увеличилась скорость мышления, 63% сообщили о сильном обострении чувств. Еще 53% описали ощущения «выхода из тела». Причем душа, покидая тело, слышала пение ангелов и видела яркий свет в конце темного туннеля. Еще один популярный ответ — ощущение чьего-то присутствия перед сном и даже «демона, усевшегося на грудь», из-за чего испытуемые не могли пошевелиться.

При оценке состояния участников эксперимента использовалась так называемая Шкала предсмертного опыта Грейсона, которая описывает 16 конкретных симптомов. Более половины испытуемых полагали, что предсмертные ощущения действительно возникают только в минуту смертельной опасности. Исследователи отмечают, что большинство так называемых «предсмертных переживаний» человек ощущает во время быстрой фазы сна. Но этот момент еще требует более детального изучения.

Новое исследование «предсмертных переживаний» было проведено после того, как в 2006 году предыдущий эксперимент был подвергнут жесткой критике со стороны медицинского сообщества. Тогда на вопросы теста отвечали люди, действительно пережившие предсмертный опыт (после сердечного приступа и пр.). Нынешнее исследование, добровольных участников которого набирали через краудфандинговую платформу, устранило эти противоречия.

ЭВТАНАЗИЯ, эйтаназия, эутаназия (от греч. εὖ – благой, хороший и ϑάνατος – смерть) – легкая, спокойная, безболезненная смерть. Термин «эвтаназия» введен Ф.Бэконом, согласно которому «долг врача состоит не только в том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями… даже и в том случае, когда уже нет никакой надежды на спасение и можно лишь сделать самое смерть более легкой и спокойной, потому что эта евтанасия… уже сама по себе является немалым счастьем» (Бэкон Ф. Соч. в 2 т., т. 2. М., 1978, с. 269). В 1826 немецкий врач Карл Ф.Маркс использовал термин «эвтаназия» для обозначения науки, которая «сдерживает угнетающие черты болезни, освобождает от боли и делает верховный и неизбежный час самым мирным». Изначальному бэконовскому значению соответствует понятие «паллиативное лечение», реализуемое в практике современных хосписов.

Термин «эвтаназия» ныне употребляется в различных смыслах, среди которых можно выделить следующие: ускорение смерти тех, кто переживает тяжелые страдания; прекращение жизни «лишних» людей; забота об умирающих; предоставление человеку возможности умереть.

Для многих первобытных обществ умерщвлять стариков и больных или (для кочевых племен) не забирать их с собой при смене стоянки было обычной нормой. Практика эвтаназии была характерна и для Древней Греции, где поощрялось самоубийство людей, достигших 60 лет. Платон в «Государстве» писал, что медицина призвана заботиться лишь о здоровых душой и телом; не следует препятствовать смерти физически слабых, а скверные душой сами себя погубят. Сократ, Платон и стоики от Зенона до Сенеки оправдывали умерщвление очень слабых и тяжелобольных людей даже без их согласия. Кроме того, они считали, что, если человек ослаб и становится обузой для общества, покончить с собой – его моральный долг. Впрочем, Аристотель, а особенно пифагорейцы были противниками умерщвления тяжелобольных.

Христианство, воспринимающее жизнь человека как божий дар, с самого начала выступило против самоубийства, в т.ч. и вызванного страданиями. Так, Августин вслед за Аристотелем осудил самоубийство как проявление трусости, презренной слабости. Позиция бескомпромиссного отвержения самоубийства и эвтаназии никем не оспаривалась вплоть до эпохи Просвещения, когда некоторые медики вслед за Бэконом начинают говорить о необходимости облегчать страдания умирающих. Но лишь в кон. 19 в. в связи с секуляризацией получают распространение представления о добровольной эвтаназии, в т.ч. и осуществляемой с помощью врача. В России адвокат А.Ф.Кони считал эвтаназию допустимой при наличии сознательной и настойчивой просьбы больного, невозможности облегчить его страдания медикаментозными средствами, а также несомненных доказательств невозможности спасения жизни и при условии предварительного уведомления прокуратуры.

В 1930-е гг. эвтаназия осуществлялась в массовых масштабах в нацистской Германии по отношению к тем, кто признавался экономическим «бременем для общества», кто жил «жизнью, которая не стоит того, чтобы ее жить». В 1939 Гитлер издал указ о регистрации детей, страдающих монголоидностью, гидроцефалией, параличом и уродствами (5 тыс. из них были подвергнуты эвтаназии). Впоследствии, по другому указу, были подвергнуты принудительной эвтаназии десятки тысяч людей с умственными расстройствами.

После этого долгое время эвтаназия повсеместно считалась абсолютно недопустимой. Однако развитие новых биомедицинских технологий (прежде всего жизнеподдерживающего лечения) наряду с утверждением в медицинской практике ценности автономного выбора привело к тому, что тема эвтаназии во многих странах перестала быть табу. При этом эвтаназия понимается как ускорение смерти тяжело и неизлечимо больного, осуществляемое по его воле или по воле уполномоченных им близких.

Различают пассивную и активную эвтаназию. Пассивная эвтаназия – это отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не начинается. Пассивная эвтаназия (напр., выписка из больницы безнадежно больного пациента) довольно часто встречается в медицинской практике. С моральной точки зрения существует важное различие между ситуацией, когда принимается решение не начинать лечение, и ситуацией, когда прекращается уже начатое лечение. Моральное бремя, ложащееся на врача, во втором случае будет более тяжким. Однако если врач будет опасаться начать жизнеподдерживающее лечение, чтобы не попасть в ситуацию, когда его придется прекращать, то это может оказаться еще большим злом для пациента, которого такое лечение могло бы спасти.

Активная эвтаназия – это преднамеренное действие с целью прервать жизнь пациента, напр. путем инъекции средства, вызывающего смерть. Различают такие формы активной эвтаназии, как 1) убийство (умерщвление) из сострадания (когда жизнь, являющаяся мучением для больного, прерывается другим человеком, напр. врачом, даже без согласия пациента), 2) добровольная активная эвтаназия и 3) самоубийство при помощи врача. Во втором и третьем случаях определяющим является согласие (или даже требование) самого больного. Во втором случае сам врач по просьбе больного делает ему летальную инъекцию, в третьем же врач передает в руки больного средство, позволяющее последнему покончить с собой. Хотя в большинстве стран, включая Россию, активная эвтаназия запрещена законом, именно она вызывает наиболее острые медицинские и философские дискуссии.

Основным аргументом сторонников активной эвтаназии является право человека на самоопределение, вплоть до того, чтобы самому распорядиться собственной жизнью и отказаться от негуманного, унижающего его достоинство лечения (в этой связи иногда говорят о рациональном, т.е. тщательно обдуманном, самоубийстве, позволяющем прекратить бесполезные мучения). Против активной эвтаназии высказываются следующие аргументы: восходящий к теологии аргумент о святости человеческой жизни; возможность врачебной ошибки при констатации безнадежного диагноза; опасность злоупотреблений, если эвтаназия будет узаконена; аргумент «наклонной плоскости»: коль скоро эвтаназия будет узаконена, то даже при самых жестких требованиях к ее проведению в реальной жизни будут возникать ситуации «на грани» узаконенных требований, при этом незначительные отступления будут размывать строгость закона, так что в конечном счете эвтаназия будет осуществляться не из сострадания, а ради совсем других целей. См. статью Биоэтика и лит. к этой статье.

Б.Г.Юдин

Министр здравоохранения Вероника Скворцова считает, что россияне сами должны принять решение о том, вводить ли в стране эвтаназию — для этого необходимо провести референдум. Об этом чиновница заявила в эфире радио «Комсомольская правда».

«Я не буду прогнозировать, как вопрос об эвтаназии будет решаться конкретно в нашей стране. Само население должно будет решить, оно готово на это пойти или нет», — отметила Скворцова.

По словам министра, в некоторых других странах решение по эвтаназии также принимало население на референдуме.

Реклама

В Кремле нет никакой позиции по этой теме, прокомментировал инициативу главы Минздрава пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. «Мне не известно о каких-то сформулированных рекомендациях, которые поступали бы от правительства на этот счет, поэтому здесь нет каких-либо сформулированных позиций», — сообщил Песков.

К предложению Вероники Скворцовой скептически отнеслась председатель ЦИК Элла Памфилова. «Этот вопрос не решается на референдуме», — сказала она изданию «Подъем».

Эвтаназия — это не единственный способ избавить тяжелобольного человека от страданий, об этом также напомнила министр здравоохранения в эфире «Комсомольской правды». Действительно, 17 марта 2019 года президент России Владимир Путин подписал закон о паллиативной помощи. Согласно документу, каждый неизлечимо больной имеет право на обезболивание, в том числе при помощи сильнодействующих и наркотических препаратов.

Закон четко определил само понятие паллиативной помощи, которое включает не только медицинскую, но и психологическую, социальную, духовную поддержку пациента и его родных не только в специализированных отделениях и хосписах, но и дома.

Если Скворцова готова предоставить россиянам право выбора, то бывший главный санитарный врач РФ, депутат Госдумы Геннадий Онищенко в феврале 2019 года высказался категорически против эвтаназии в России. «Каждый врач давал клятву, в которой написано — действовать исключительно в интересах больного независимо от его пола, вероисповедания, служебного положения и тому подобного. Проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии. Это правильно», — заявлял он в разговоре с НСН.

По его мнению, предлагать человеку эвтаназию бесчеловечно и кощунственно.»В некоторых скандинавских странах наши коллеги этим занимаются. Но это уже не врачи. Это уже палачи. Не надо делать из врача палача», — заключил Онищенко.

В разговоре с радио «Комсомольская правда» Скворцова также упомянула, что в некоторых странах, где разрешена эвтаназия, есть случаи злоупотребления этим правом. В нашей стране эвтаназия запрещена на законодательном уровне. Статья 45 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» называется «Запрет эвтаназии».

Согласно тексту, любому медицинскому работнику запрещено осуществление эвтаназии — ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями или бездействием, в том числе прекратив искусственно поддерживать жизнь пациента. С точки зрения Уголовного кодекса Российской Федерации эвтаназия приравнивается к статье «Убийство».

Еще в 2007 году сообщалось, что Совете Федерации готовится законопроект, разрешающий в России эвтаназию — одним из инициаторов введения этого закона выступила тогдашний председатель комитета по социальной политике Валентина Петренко. «Эвтаназия ни в коем случае не будет носить массовый характер, это должен быть выход для особых больных, которые не имеют шансов на выздоровление, мучаются болями или имеют сильнейшие увечья и которые сами просят о том, чтобы их освободили от страданий», — говорила политик «Коммерсанту» в марте 2007-го.

По предложению Петренко, инициатива о проведении эвтаназии должна была исходить от самого больного: предполагалось, что он заявит о своем желании уйти из жизни сначала в устной форме лечащему врачу, а затем напишет на его имя заявление, заверенное нотариально — на рассмотрение его выделялось два месяца, чтобы врачи могли изучить историю болезни и понять, не повлиял ли кто-нибудь на решение больного.

Однако в тот же день, когда «Коммерсант» опубликовал статью о законопроекте с комментарием его инициатора Валентины Петренко, сенатор выступила с опровержением в «Ведомостях».

Она заявила, что закон не разрабатывается — «его текст не существует», — а только обсуждается, поскольку в комитет Совфеда по социальной политике поступают письма от «больных людей, которые говорят, что в ряде стран Европы разрешена эвтаназия и ее следует ввести в России».

По словам Петренко, комитет решил порассуждать на эту тему и поговорить о возможности разрешить эвтаназию в России.

Эвтаназия, или «право на смерть», разрешена в нескольких странах мира — в Швейцарии, Канаде, Люксембурге, Колумбии, в пяти штатах США и с 2019 года — в Австралии. В Бельгии и Нидерландах разрешено, с официального разрешения родителей, проводить эвтаназию детей. Пассивную эвтаназию (то есть намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) можно оформить в Индии, Германии, Испании, Албании и Израиле.

Первой в мире страной, где эвтаназию разрешили законодательно, стали Нидерланды. В 2001 году здесь был принят закон «Прекращение жизни по запросу и ассистируемый суицид», вступивший в силу в 2002-м.

По голландскому законодательству, для получения разрешения на эвтаназию существует ряд правил. Во-первых, пациент должен быть не младше 12 лет, при этом до 16 лет требуется согласие опекунов или родителей.

Во-вторых, пациент должен предоставить документ, подтверждающий его дееспособность и вменяемость. В-третьих, он должен получить все консультации, рекомендации и пакет разрешительных документов от лечащего врача и разрешение от комитета по этике. При этом к врачу предъявляется целый список требований, а для иностранцев в Нидерландах (в отличие, например, от Швейцарии) эвтаназия запрещена.

Россияне до сих пор не определились со своим отношением к праву добровольно уйти из жизни для тяжелобольного. В феврале 2019 года ВЦИОМ провел опрос с целью выяснить, допускают ли жители нашей страны случаи, когда эвтаназия возможна.

Выяснилось, что 37% граждан России не знают, что это за процедура. При этом число тех, кто имеет представление об эвтаназии — 51%. 81% респондентов высказались категорически против разрешения эвтаназии всем желающим после 60 лет, независимо от состояния здоровья. Однако половина опрошенных поддержала эвтаназию для смертельно больных пациентов, которым каждый день приносит боль.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *