Фото Ильи Иткина

Печальный день для евреев Европы, печальный день для религиозной свободы в Европе.

В начале сентября в бельгийской Валлонии вступил в силу закон о запрете религиозного забоя скота. В соседней Фландрии аналогичный закон был принят еще в январе этого года.

Несмотря на уверения европейских политиков и защитников прав животных в отсутствии политической подоплеки в этих запретах, позиция представителей еврейской и мусульманской общин здесь однозначна – новые законы носят исключительно антимиграционный характер и не имеют ничего общего с защитой прав животных. Они направлены в первую очередь против мусульман Бельгии. Мы, евреи, несем сопутствующий ущерб – но от этого совсем не легче.

Соблюдение кашрута – это фундаментальные предписания иудаизма, важнейшие заповеди Торы. Запрет шхиты делает производство халяльного и кошерного мяса незаконным, соответственно делает невозможным ведение полноценного религиозного образа жизни.

Европейские деятели, как и сторонники и инициаторы нового закона, говорят нам: здесь нет политики, исключительно защита прав животных и гуманное к ним отношение. Однако история циклична. Давайте вспомним, что в 1895 году в Швейцарии приняли закон, запретивший ритуальный забой животных, и причина была очень проста – остановить поток приезжающих религиозных евреев из Российской империи. Давайте вернемся в 1933 год, когда Гитлер пришел к власти в Германии, и один из первых законов против евреев, который принимается, – это запрет на ритуальный забой животных по еврейским обычаям. О «гуманизме» Гитлера рассуждать не будем. Этот закон был принят, чтобы «помочь» евреям уехать из Германии. В обоих упомянутых случаях законы носили антимиграционный характер и не имели отношения к защите прав животных.

Кстати, несмотря на активную пропаганду теории жестокого обращения с животными со стороны европейских защитников прав животных, большинство экспертов высказали бы противоположное мнение. Дело в том, что при тщательном изучении вопроса становится понятно: именно кошерный способ забоя скота уделяет особое внимание безболезненности процесса. При соблюдении всех правил шхиты после надреза животное моментально теряет сознание и ничего не чувствует. Более того, кошерный метод забоя гарантирует, что при гибели животного выполняется принцип «цаар баалей хаим» – запрет причинения страданий животным.

Что ж, действующее законодательство ЕС в самом деле предписывает оглушать животных перед забоем, однако для религиозных общин предоставлялись исключения. И это – существование этих исключений – доказывало силу европейской конвенции и того, что религиозная свобода является одним из фундаментальных признаков европейской демократии. Бельгийские же нововведения вызвали серьезные споры по поводу того, не нарушает ли запрет религиозного забоя скота и бельгийскую Конституцию, которая гарантирует «свободу вероисповедания» и «ее публичную практику».

Религиозные лидеры объединились в своем мнении: происходящее в Бельгии не кампания по защите животных, а укрепление правых националистов в политике страны и ограничительные шаги правительства против 900-тысячной мусульманской общины Бельгии, а также, как следствие, и против одной из самых старинных еврейских общин Европы, которая насчитывает около 30 тыс. человек. Критики закона говорят о том, что, прикрываясь правами животных, европейское правительство использует запрет шхиты для ведения антимиграционной политики против мусульман, не рискуя быть обвиненными в расизме и ксенофобии.

Волнуются не только в Бельгии – дело вызвало резонанс еврейских и мусульманских общин и за пределами страны. Религиозные меньшинства опасаются, что аналогичные законы могут быть приняты и в их странах, а также и того, что те же политические силы будут лоббировать и другие запреты традиций мусульман и евреев – например, ритуал обрезания мальчиков. Эти опасения вполне реальны и оправданны.

С большой грустью мы можем констатировать тот факт, что запрет на религиозный забой скота в Валлонии – это продолжение тенденций антирелигиозных настроений в Европе, которые усугубляются также и увеличением количества антисемитских нападений и тревожной риторикой, исходящей от политических сторон – крайней левой и крайней правой.

Европейские лидеры должны признать, что их действия говорят громче слов. Уверения в том, что евреям рады в Европе, и одновременно с этим ограничение нашей религиозной свободы вызывают серьезные вопросы о будущем европейского еврейства.

Несмотря на то что мы преуспели в оспаривании законодательных попыток ограничить нашу религиозную практику во многих европейских странах, мы до сих пор находимся в состоянии войны и призываем международное сообщество мобилизоваться – ни еврейская, ни мусульманская общины не намерены сдаваться. Более того, именно сейчас представители обеих религий видят особую необходимость совместной работы ради защиты своих прав и свобод.

Автомеханик с большим опытом работы отлично знает, чем отличается гидротрансформатор от гидромуфты. Различий несколько, но главным можно отметить способность автоматического изменения вращающего момента в определенных моментах в зависимости от приложенного сопротивления. За счет этой особенности гидротрансформаторы стали более популярными, нежели гидромуфта. Ими оснащают как трансмиссии, устанавливаемые на легковые автомобили, грузовики и спецтехнику.

Следует обратить внимание на то, какими наименованиями и рабочими колесами обладают гидротрансформаторы. Это турбина, реактор и насос. Количество колес может варьировать в зависимости от типа гидротрансформатора. Оно оказывает влияние на свойства узла.

Устройство, имеющее в составе три компонента, обладает простой конструкцией. Кроме этого, его обслуживание вряд ли вызовет трудности у специалиста.

Гидротрансформатор отличается от гидромуфты еще и конструкцией турбины. Назначение реактора заключается в трансформации вращающего момента. При отсутствии этого компонента гидротрансформатор автоматически становится гидромуфтой.

Акцентировать внимание следует на вентиляторе гидротрансформатора. У него лопасти изогнуты иначе, чем на вентиляторе гидромуфты. По этой причине рабочий поток воды имеет довольно-таки сложную траекторию движения. Движение по созданной линии становится причиной парообразования и газообразования (кавитации). Из-за такой траектории велика вероятность разрыва потока рабочей воды. Как нетрудно догадаться, такое положение дел отрицательным образом сказывается на функциональности гидротрансформатора.

Избавляются от вероятности разрыва потока посредством «давления подпитки». Оно может быть различным и зависит от режима работы, размеров устройства, скорости насоса гидротрансформатора и расхода тепла. Назначение реактора заключается в трансформации вращающего момента и в создании дополнительного вращающего момента, если в нем возникает потребность. К примеру, для приращения вращающего потока необходимо увеличить скорость потока воды.

Движение реактора будет происходить в иную сторону при торможении реактора и турбины. Автоматичность действий гидротрансформатора, как и в гидромуфте, зависит от расхода воды в круге циркуляции.

Можно прийти к выводу, принимая во внимание закон конфигурации, что момент турбины будет такими же, как и момент насоса, если момент реакции реактора будет приравнен к нулю. В такой ситуации работа гидротрансформатора будет напоминать уже работу гидромуфты. Такое свойство нашло применение при производстве узлов, функционирующих в режимах гидромуфт и на собственных режимах. Прямое влияние на величину вращающих моментов оказывает теплота рабочей жидкости.

Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что гидротрансформатор можно поставить на двигатель любой мощности, предварительно поменяв траекторию лопаток насоса. Конечно же, изменение возможно произвести только в том случае, если за это возьмутся опытные специалисты. Любой гидротрансформатор — это четко выверенный и сложный механизм. Его обслуживание и ремонт — это прерогатива опытных специалистов, имеющих в наличии специальное оборудование.

Alper BilgiliFollow Jul 4, 2018 · 9 min read

В последние дни 250 французских интеллектуалов опубликовали манифест в Le Parisien, выразив свою озабоченность по поводу усиления антисемитизма во Франции. Манифест привлек значительное внимание общественности. Частично это можно объяснить присутствием таких художников, как бывший президент Николя Саркози, бывший премьер-министр Мануэль Валлс и Жерар Депардье среди тех, кто подписывает манифест. Но основным фактором, который выдвинул манифест в повестку дня, было то, что в манифесте был зафиксирован Коран, ответственный за антисемитские нападения во Франции. Имена, выставляющие знак под манифестом, приглашали мусульман отвергать стихи в Коране, которые, по их мнению, являются причиной антисемитского нападения, и признать, что эти стихи недействительны.

Это, конечно, не первый текст, который пытается связать ислам с насилием. Новые атеисты, такие как Ричард Докинз и Сэм Харрис, уже давно связаны с террористическими атаками на Западе, которые преподавали Коран. Культурный антрополог Эмануэль де Кадт из Университета Утрехта также провел Коран, ответственный за растущий антисемитизм на Западе, в тексте, который он написал The Guardian в 2015 году. Вскоре после манифестационной недели британская журналистка Мелани Филлипс заявила, что подобное заявление было сделано в Times, обращая внимание на важность «мусульманского антисемитизма» и склонность мусульман к насилию, утверждая, что исламофобин — это иллюзия, концепция мусульман, созданная, чтобы избавиться от критики.

Этот манифест привлекал реакцию мусульман не только во Франции, но и во всем мире. Некоторые мусульмане вспоминали стихи в Библии французским интеллектуалам, которые подписали манифест. Однако подписавшиеся также критиковали антисемитские стихи, которые, по их утверждению, были в Библии. Несмотря на то, что он не отражает факты, манифест восхваляет Церковь за отказ от таких стихов в священных текстах. (Это утверждение не согласуется с фактами, потому что церковь является входом для борьбы с антисемитизмом в Втором Ватиканском Соборе был также отклонять любой стих из Библии.) Министр Турции Евросоюза Омер Челик также много имен французские интеллектуалы среди них, за их политические амбиции Корана стихи обвинил его в искажении. Ну, была ли эта реакция правильной? Коран направляет мусульман к антисемитизму? Что говорит Коран об евреях?

Прежде всего, следует подчеркнуть, что действия людей, которые определяют себя мусульманами, не всегда вдохновляются Кораном. Движения и дискурсы мусульман могут также иметь мотивацию вне религии. Например, Юсуф Фофана и его банда, которые напали на евреев во Франции в 2006 году, показали, что они совершили эти действия для выкупа. Более того, иногда действия мусульман могут противоречить Корану. Чарли Хебдос, например, в 2015 году, является типичным примером этого. В Коране Аллах хочет, чтобы мусульмане покинули страну в знак протеста, когда их издевались по их религии (4: 140). По словам Эйера, страшное наказание не следует применять против этих людей, которые высмеивают аудиторию. По словам Эйера, страшное наказание не следует применять против этих людей, которые высмеивают аудиторию. Террористы, совершившие нападение, думали, что они делают акт во имя религии, но они сокрушили это правило Корана, убив рабочих Чарли Хебдос. Фактически, более глубокое исследование показывает, что многие террористы, совершившие террористические акты от имени ислама, даже не перешли от Корана к самому основному исламскому знанию. Например, два британских террориста по имени Мохаммед Ахмед и Юсуф Сарвар не знали об Исламе, Прежде чем они переехали в Сирию, чтобы присоединиться к ISID, они заказали две книги из магазина Amazon, на турецкий, как «Ислам для начинающих» и «Коран для начинающих. Согласно докладу британской разведывательной организации MI5, опубликованной в The Guardian, эти два британских террориста не являются исключительными примерами этого. Интервью с британскими гражданами, участвующими в IŞID и аналогичными террористическими организациями, показали, что эти люди не знакомы с исламскими фундаментальными учениями и что они не регулярно проводят исламские ритуалы. Напротив, некоторые из этих людей употребляют наркотики и алкоголь, сосуществуют с проститутками и едят свинину. В докладе подчеркивается тот факт, что, в отличие от ожиданий многих людей, религиозность не приводит к радикализации и даже предотвращает радикализацию и терроризм. Можно дублировать такие экземпляры от нападавших 11 сентября до Омара Матейна, который организовал атаку ночного клуба Орландо в 2016 году. В результате, хотя некоторые антисемитские нападения во Франции были совершены мусульманами, это не означает, что они мотивированы Кораном.

Евреи в Коране

Хотя некоторые мусульмане критикуют манифест, они утверждают, что буквальное чтение Корана на основе проблемы. Я не согласен с этой точкой зрения; проблема, на мой взгляд, заключается не в чтении стихов буквальным или символическим, а в целостном чтении и хлопании. Например, незнание стихов евреев, прославленных в Коране, и тот факт, что только критические стихи снимаются с переднего плана, создают впечатление, что их критикуют в Коране за то, что они евреи из евреев. Однако оценка Корана как целостного и правильного чтения, учитывая контексты всех стихов, покажет, что Коран не является антисемитской книгой.

Коран — это книга, которая восхваляет или посвящает действия, а не нации или расы. Согласно Корану любой расы, национальности, пола не выше другого (49:13). Коран запрещает верующим недооценивать другие общины (49:11). Иудеев также хвалили или оставляли в Коране, рассматривая их действия. Так же, как мусульмане сплетничают (24:12) или критикуют, когда они покидают Коран в качестве проводника и уходят (25:30); евреев также критиковали в свете определенных действий, так же, как их критиковали, когда они страдали слепотой, которая пришла к Пророку Мухаммаду. Иудеи убили своих пророков (5:70); Они боги, кроме Аллаха (9: 30–31); (2:83), что они нарушили свой контракт с Аллахом; Небеса утверждают, что это только они (2:94); Они клевещут на Аллаха (4:50, 5:64); Потому что они издевались над мусульманами и исламом (5:57); Их критиковали за неблагодарность по отношению к Аллаху (45: 16–17). По аналогичным причинам евреев также критиковали в Ветхом Завете. В Иеремии (2:19, 26–28) евреи были подвергнуты критике за нарушение контрактов с Аллахом, несправедливое обращение с Аллахом, безбожие вне Бога и убийство их сыновей. В Римлянам (11: 3) Пророк Илияс также жалуется, что убил пророков евреев.

Следует подчеркнуть, что действия евреев в Коране иногда не подвергались критике. Когда Бог говорит о них в Коране, он ждут что бы мусульмане узнать о ошибках старых общин. В этом контексте не следует забывать, что критикуются не только евреи, но и многие народы. Еще один момент, который следует подчеркнуть в Коране относительно евреев, состоит в том, что всех евреев категорически не критикуют. Коран говорит о похвале от добродетельных евреев и христиан (3: 113–115, 3: 199, 7: 159, 7: 168). Опять же, Коран напоминает нам, что евреи благословляются, когда они соблюдают свой завет с Богом и что они превосходят сферы (2:47). Речь идет не только о прошлом, но пока евреи ведут себя правильно, они будут продолжать получать любовь и сострадание Аллаха. Коран напоминает нам в этом отношении:

(2:62) Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и поступали праведно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены.

Более того, в Коране (22:40) восхваляются синагоги, монастыри и церкви, которые упоминаются во имя Аллаха. Таким образом, эти стихи подтверждают тезис о том, что Коран критикует евреев за то, что они не евреи, а за проявление плохих поступков. В то время как евреи прокляты, тот же принцип передается, когда их выбирают и превосходят миры. Главное не то, что кто они, а то, что они делают.

Коран Запрещает Дружить с Евреями?

Что означают стихи в Сура аль-Маида о том, что вы не дружить с Eвреями и Xристианами? На данный момент, хотя термин «святые» предпочитают означать «друг», это не означает, что ни Eвреев, ни Xристиан не следует не выбирать в качестве друзей. Коран объясняет, что который Eвреи и Xристиане не должны дружить после 6 стихов в тот же период:

(5:51) О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.

(5:57–58) О те, которые уверовали! Не считайте тех, которым Писание было даровано до вас и которые глумятся над вашей религией и считают ее развлечением, и неверующих своими помощниками и друзьями. Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими. огда вы призываете на намаз, они насмехаются над ним и считают его развлечением. Это потому, что они — люди неразумные.

Более того, еще один стих в тот же период подтверждает тезис о том, что не все Eвреи и Xристиане должны выбираться в качестве друзей. Бог утверждает, что в Коране (5: 5) они может жениться на Eвреях и Xристианах. Все Xристиане и Eвреи были в категории не избранных дружелюбно, и в этом случае ожидалось, что Аллах не позволит Mусульманам жениться на Eвреях и Xристианах.

В другом стихе Аллах напоминает нам, что к нам следует относиться хорошо и быть справедливыми к немусульманам и объясняет которые не должны избираться в качестве друзей:

(60:8) Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных.

(60:9) Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками.

Должны Ли Eвреи Быть Mирское Наказаны За Cвои Oшибки?

Интеллигенция, подписавшая манифест во Франции, утверждает, что мусульмане, которые нападают на евреев в Европе, мотивированы Кораном. Я старался показывать, что Eвреев критиковали за их действия не только потому, что они были евреями, как в Ветхом и Новом Завете выше в Коране. Теперь, на мгновение, предположим, что все нападения на Eвреев Mусульманами имеют религиозные мотивы. Фактически, когда вы посмотрите на стихи Корана, будет видно, что такие атаки несовместимы с учением Корана. В то время как Коран критикует Eвреев за их ошибки, он не дает Mусульманам или кому-либо еще право наказать Eвреев. Напротив, в Коране, Гц. Мухаммеду предлагается приветствовать иx ошибки:

(5:13) За то, что они нарушили завет, Мы прокляли их и ожесточили их сердца. Они искажают слова, меняя их местами, и забыли долю из того, чему их научили. Ты всегда будешь обнаруживать их измену, за исключением некоторых из них. Прости же их и будь великодушен, ведь Аллах любит творящих добро.

Бог — единственная власть судить их и судить о действиях евреев.

(45:16–17) Мы уже даровали сынам Исраила (Израиля) Писание, власть и пророчество, наделили их благами и предпочли их мирам. Мы даровали им ясные знамения из повеления. Они же разошлись во мнениях лишь после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Воистину, твой Господь рассудит их в День воскресения в том, в чем они расходились во мнениях.

Единственное, что можно рассматривать как исключение для мирского наказания, это война. Однако здесь следует отметить, что Mусульманам предоставляется только военная оборона. Если Eвреи или группы других верований нападают на Mусульман, Mусульмане имеют право защищаться:

(22:39) Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им.

Этот стих имеет большое значение, когда Коран запрещается убивать людей как общий принцип. Если бы Mусульманам не было предоставлено право защищаться, и исключение из войны не было предоставлено, Mусульмане не смогли бы выжить, и они исчезли бы в первой войне против них. Мы видим, однако, что стихи, связанные с войной в Коране, в основном пинцетом, что они отрезаны от контекста текста, создавая таким образом впечатление, что Коран позволил войнам выйти за пределы войны обороны. Эта тенденция сегодня распространена не только среди некоторых Mусульман, но и среди некоторых атеистов. Однако не следует забывать, что Коран не может нести ответственность за ошибки, допущенные мусульманами.

В результате Mусульмане имеют право защищаться от Eвреев, которые вели войну с ними. Однако, как говорится в других стихах, Mусульмане не имеют права на мирское наказание для тех, кто не борется против самих себя.

Французская Политика И Mанифест

Французский политолог Оливье Рой указывает, что отношение французских политиков и государственных деятелей к исламу несовместимо с Французским секуляризмом, например, чтобы научить Mусульман стихам, которые они должны отвергать в Коране. В этом смысле этот манифест несовместим с границами, которые Французы пытаются привлечь между государством и религией. Более того, на мой взгляд, этот манифест угрожает не только Французскому секуляризму, но и внутреннему миру Франции. То есть; ни один Mусульманин не объявит ни одного стиха в Коране недействительным с этим призывом. Конечно, подписавшиеся также знают об этом. Однако истинной аудиторией манифеста являются не Mусульмане, а Французская общественность. В этом манифесте Французам дается сообщение о том, что Коран несет ответственность за будущие антисемитские атаки. Это будет стимулировать исламофобию, которая растет во Франции, помимо поддержки борьбы с антисемитизмом. Из-за своих убеждений Фусульмане будут исключены из общества и станут более маргинализированными. Самое худшее — это реакция тех террористических организаций, как желание IŞID. Во Франции, проживает около 6 миллионов мусульман, подавляющее большинство мусульман не участвовало в террористических атаках или антисемитских нападениях. Лидеры IŞİD заявили, что они хотят достичь этого большинства и включить их в свои объяснения. Увеличение исламофобии отправит мусульман живущих во Франции и Европе, в руки таких организаций, как младший IŞID, сообщив, что их не любят и приветствуют на Западе. В результате такие заявления и умы, которые они создают, будут питаться как исламофобией, терроризмом, так и антисемитизмом.

Наконец, следует напомнить, что бывший президент Франции Николя Саркози, бывший премьер-министр Мануэль Валлс и многие государственные деятели могли бы лучше, чем подписать это провокационное сообщение. Например, эти имена могли бы больше работать во Франции для реформирования политических и социальных условий, которые создали бы основу для антисемитизма и расизма в целом. Обширный опрос Лиги защиты против дискриминации в 2012 году достаточно, чтобы доказать, что антисемитские тенденции во Франции не видны только среди Mусульман. 45% Французского населения считают, что Французские Eвреи более лояльны к Израилю, чем к Франции. Опять 35% считают, что Eвреи слишком сильны в деловой жизни. Если считаться Mусульманином считается менее 9% Французского населения, антисемитизм будет рассматриваться как заболевание, распространяющееся по всему Французскому сообществу. Разумеется, было бы более эффективным разработать реалистичную политику для решения Израильско-Палестинской проблемы, уменьшить социальное неравенство во Французском обществе, особенно улучшить условия жизни в пригородах, реформировать Французские тюрьмы и предотвратить радикализацию в них, бороться с антисемитизмом и научить Mусульман стихам, которые они должны отвергать в Коране.

Английская версия текста была ранее опубликована на сайте patheos.com

Эта статья была переведена Eltun İsmayılov.

Примечание переводчика: Приносим извинения за ошибки в переводчике.

Денис Азимов -12 год назад Пользователь TheQuestion

«Мусульмане обязаны не только уважать еврейский ТАНАХ и христианские книги, но и верить всему, написанному в них. Человек не может считаться мусульманином, если он не верит, что эти книги написаны по велению Б-га. Мусульмане не ненавидят евреев. На самом деле, представители трех религий сотни лет жили вместе в мире, взаимном уважении и взаимном признании. Отклонения были только в период крестовых походов, которые олицетворяли захватническую политику Европы в большей степени, нежели войну между религиями. Мусульмане и евреи жили бок о бок 14 столетий в обстановке терпимости и плодотворного сотрудничества».

Положение изменилось, как утверждает Хасан Аль-Наджар, только тогда, когда европейские евреи «изобрели сионизм в форме колониального империалистического движения, нацеленного на изгнание арабов из Палестины». По мнению автора «Аль-Джазиры» именно европейские евреи сагитировали евреев мусульманских стран приехать в Палестину и принять участие в «сионистском проекте»: «Если бы израильтяне отнеслись бы к арабам, как к равноправным гражданам, не было бы конфликта, — считает Аль-Наджар. — Вместо этого они согнали палестинцев с насиженных мест в лагеря беженцев. Более того, в 1967 году они захватили оставшуюся часть Палестины, где продолжали отбирать у арабов землю».

В результате автор приходит к весьма спорному выводу, что, якобы, ближневосточный конфликт не носит религиозного характера, а является чисто политическим: «Конфликт касается не разного понимания Корана и ТАНАХа, он касается вопроса владения землей и агрессивной политики израильтян против палестинцев».

Вместе с тем, наряду с отрицанием «политического сионизма» и «шаронизма», пропагандист «Аль-Джазиры» выражает свою вполне предсказуемую симпатию к левым: «Никто не ненавидит Ури Авнери, Йоси Сарида, Йоси Беллина и Ноама Хомского1. Они все — евреи. Однако они — стойкие борцы за мир». Хасан Аль-Наджар заявил также, что «мир нуждается в большем количестве таких евреев».

Ключевые слова

· Введение

· Период Формирования

· Ранний период истории Мусульман

· Средний период

· Современный период

· Будущее
Введение

Отношения между мусульманами, иудеями и христианами сформировались не только на основе теологии и убеждений трех религий, но также, и часто более сильно, на основе исторических обстоятельств, в которых они находятся. В результате, история стала основой для религиозного понимания. В каждом историческом этапе мусульмане, иудеи, христиане или люди смещенного вероисповедания определялись иногда только с указанием религиозной принадлежности, но чаще с указанием социальной, экономической или политической группы, в которой они находились.

Хотя тенденция к определению места языка, религиозного самоопределения и культурного наследия находятся под одним чистым понятием и существует уже очень долгое время, наша современная эпоха с ее идеологией национализма особенно подвержена таким слияниям. Этническая самобытность иногда смешивается с религиозной самобытностью аутсайдеров и инсайдеров, усложняя задачу анализа межгрупповых и межобщинных отношений. Например, мусульмане часто отождествляют себя с арабами, выбрасывая со счета существования христианских и еврейских арабов (то есть представителей тех религий, чей язык является арабским и которые являются частью арабской культуры), игнорируя неарабских мусульман, которые составляют большинство мусульман мира. В некоторых случаях отношения между арабами и израильтянами понимаются как мусульманско-еврейские отношения, приписывая аспекты арабской культуры к религии ислама и израильской культуры к иудаизму. Это похоже на то, что происходило во времена Крестовых походов, в ходе которых арабы-христиане нередко обвинялись в сходстве с мусульманами, завоевавшими Европейцев. Культуры, в которых доминирует ислам, не обязательно делают резкие различия между религиозными и светскими аспектами жизни, такие различия делают задачу понимания характера отношений между мусульманами, иудеями и христианами проще и, следовательно, будут использоваться аналитическими инструментами в этой главе.

Еще одним важным инструментом для анализа мусульманских, еврейских и христианских отношений можно назвать размещение идей и поведений в конкретных временных и географических контекстах. Видения прошлого оказали сильное влияние на каждую из этих религий, особенно на ислам. Многие мусульмане осведомлены о событиях во времена Пророка, как о настоящем времени. Исповедующему ислам важно знать, что Пророк сделал для улучшения своих отношений с евреями и христианами в качестве средства формирования особого поведения по отношению друг к другу. Коран и сунна Пророка являются ключевыми источниками для мусульман в их отношениях с евреями и христианами, так как они охватывают все области поведения. Это же историческое сознание присутствует и среди евреев и христиан, поскольку каждая группа имеет притязания на должность и положение в исламском обществе. Важно помнить, что историческое взаимодействие мусульман, иудеев и христиан влияет на формацию каждого, преобразуя их так, что трудно представить себе как каждая религия будет существовать без присутствия и влияния других.

Период Формирования

С рождения Пророка Мухаммада в 570 г. Аравия была глубоко вовлечена в политические, религиозные, экономические распри и соперничество между византийской и персидско-сасанидской империями. Аравия была важным торговым маршрутом для караванов, прибывающих из стран Дальнего Востока и Африки, и имела стратегическое значение для обороны империи. Арабов набирали в армии обеих сторон, создавая конницы из лошадей и верблюдов и каждая империя держала арабские государства в качестве буферов и основ для эксплуатации. Пятьюдесятью годами ранее последнее еврейское царство в Южной Аравии заключило союз с персами и потерпело поражение и замены армии христианскими войнами из Абиссинии при союзе с Византией. По мнению мусульманских историков, эта армия во главе с генералом Абраха пыталась вторгнуться в Мекку в год рождения Мухаммеда, потому что языческие арабы осквернили одну из христианских церквей в Южной Аравии. Абраха и его войско, однако, потерпели поражение, потому что Абиссинские войны использовали слонов для вторжения. Многие думают, что это те слоны, которые были упомянуты в суре ал-Фил в Коране: 105.

Существовали многочисленные христианские поселения на всей территории южной и восточной части Аравии, кроме Хиджаза, места рождения Мухаммада, где их было мало. Хиджаз был многочисленным еврейским поселением, большинство из которых жили там со времен разрушения Второго Храма в 70 г. По мнению некоторых ученных, евреи присутствовали в Хиджазе со времен Набонида, около 550 г. Евреи в этих поселениях были купцами, крестьянами, виноделами, кузнецами, а в пустыне — членами Бедуинских племен. Важным еврейским поселением был город Ясриб, известный в дальнейшем как Медина, сыгравший важную роль в карьере Мухаммеда. Евреи Хиджаза, как представляется, в основном, независимы, но мы видим свидетельства их связяи с Византией и с персами. Некоторые утверждают, что являются «королями» Хиджаза, обозначая себя, скорее всего, сборщиками налогов для персов и, по целому ряду причин, большинство из них были лояльны к персидским правителям в сравнении с Византийской империей. Евреи и христиане были вовлечены в попытку внушить Аравийскому населению свои религиозные и политические интересы и часто достигали некоторых успехов. Лояльность евреев и христиан к одной или другой империи означало, что выбор иудаизма или христианства являлся также выбором объединения с сильной державой, заинтересованной в доминирование своих интересов в Аравии.

Арабские источники сообщают, что к моменту рождения Мухаммада некоторые Мекканцы отказались от арабского политеизма и выбрал монотеизм. По-арабски эти люди причисляются к Ханиф — к иудейской, христианской или другой форме религии. Из Корана и других источников становится ясно, что мекканцы были знакомы с общими принципами иудаизма и христианства и знали многие подробности об их культе, практике и убеждениях. В первые годы взрослой жизни Мухаммеда характер города его рождения Мекки был сильно космополитичным.

Когда Мухаммед получил свое первое откровение в 610 г., его жена Хадиджа обратилась за советом к своему двоюродному брату, Барака ибн Науфаль, Ханиф, знатоку иудейских и христианских священных Писаний. Мухаммад в конце концов заявил, что он является продолжением пророческой традиции иудаизма и христианства, утверждая о том, что о нем было предсказано в иудейских и христианских священных Текстах. Центральная доктрина ислама ставит Мухаммада в конце цепи пророков Бога, начиная с Адама, охватывая все основные пророческие личности в иудаизме и христианстве, в том числе Авраама, Моисея и Иисуса. Отказ от этой центральной доктрины евреями и христианами говорит об исчезновении данных в священных Писаниях случайным или умышленным образом. Это несоответствие перспектив подчеркивает в основном то, что мусульмане думают о своих еврейских и христианских предках, а также условно обозначают исламские триумфальные взгляды о действительности Ислама против частичного несоответствия двух других традиций.

Коран и Сира (традиционные биографии Пророка Мухаммада), имеющие амбивалентные отношения к евреям и христианам, отражают разнообразные отношения Мухаммеда и мусульман ранней общины с евреями и христианами Аравии. Христиане кажутся более близки к мусульманам в «любви» (Коран 5:82), однако мусульмане не принимают евреев и христиан, как «своих близких союзников или руководителей» (Коран 5:51). Коран часто делает различие между «детьми Израиля» (т. е. евреев, упомянутых в Библии) и членами иудейских племен в Аравии во времена Мухаммада. Это различие также имеет место в Сира и других историях. Некоторые евреи представлены как враги Мухаммада и его миссии, а другие стали его союзниками. Откровения Корана, которые Мухаммад получил в отношении христиан и иудеев, казалось, соответствуют степени признания того, что он был награжден этими двумя общинами. Сначала Мухаммед искал у них снисхождения, но, когда руководители христианских и еврейских общин повторно оклеветали его как лжепророка, он получил откровение, которое заповедало ему отделиться от них. В «Конституции Медины», которую Мухаммад доработал с Ансарами, Мухаджирунами и евреями Медины, последние были включены в Умма, в сообщество и получили свободу ассоциации и религии в обмен на выплату ежегодного налога. Это соглашение и последующие договоры, заключенные Мухаммедом с евреями Тайма и других городов Хиджаза, создавали прецедент символичного включения «Людей Писания» (Ахл ал-Китаб) в Умма». Когда армии завоевателей столкнулись с общинами евреев, христиан и зороастрийцев, модель доброжелательного поведения Мухаммада увеличила оригинальные понятия включения всех получателей этих откровений Бога, как Ахл ал-Зимма или Зимми охраняемых народов. Все же в Хиджазе было меньше христиан, чем евреев, и христиане занимали мало значимых мест в политической истории создания мусульманской общины. Тем не менее, Мухаммад часто общался с христианами из южных районов Наджрана и Эфиопии, проводя как с ними, так и с евреями дискуссии о вопросах религиозной веры и практики. Отправка мусульман в Эфиопию представляет собой правителя, который, по-видимому, не замечал особой разницы между исламом и христианством. Напоминания в Коране о жизни Иисуса и христианских убеждений показывают, что Мухаммад и первые мусульмане восточной части Средиземного моря понимали христианскую веру и практику, особенно если мы понимаем значение «младенчества» Евангелии в христианском мышлении того времения. Коран, однако, отрицает божественность Христа.

Смерть Мухаммада и последующая экспансия ислама вне Аравии привели к окончательному разрыву с еврейской и христианской общинами региона, и, таким образом, последующие отношения были построены при взаимодействиях мусульман с евреями и христианами, принимавшие миссию Пророка только как идеализированную историю. В первом веке появления Ислама, в период его наиболее быстрого распространения, социальные и религиозные структуры были такими слабыми, что трудно было все обобщить. Евреи и христиане теоретически были изгнаны из Аравии, или, по крайней мере, из Хиджаза, но потом практика показывает, что они оставались там на протяжении многих столетий. Например, еще в восемнадцатом веке еврейские бедуины кочевали по северо-западной Аравии, а арабы-христиане находились во многих районах Аравии.

Первые столетия мусульманской истории

Период первого халифа и последующая эпоха Омейядов — это время, в котором мусульмане, евреи и христиане построили новый механизм правления. Был разработана параметр статуса Дхимми, и оба налога (на человека и на землю) оплачивались мусульманским халифам их представителями. Для евреев Рэш Гелюта или Эксиларх принадлежали к числу раввинского иудаизма, что в последствии стал доминирующей формой и как правило, вытесняя другие группы. Кроме того что число новообращенных мусульман увеличивалось за счет большинства евреев, проживших в их владениях, раввинский иудаизм получил возможность развивать свои институты в рамках исламской Уммы. Молодое исламское государство при лояльности Эксилархов, и, следовательно евреев, получило законность правления над различными регионами с немусульманским населением. Взаимодействия между евреями и мусульманами, таким образом, серьезно начали влиять и на иудаизм, и на ислам.

Христиане работали врачами, архитекторами, секретарями, советниками при дворах первых халифов. Греческий и коптский языки были языками администрации в течение многих веков пока арабский не утвердился в регионе окончательно и стал общим языком социального дискурса. Даже случайные восстания против мусульманского владычества, как коптское в начале девятого века и еврейское против Омейядов век тому назад, были местными, более конкретные жалобами, а не антиисламскими восстаниями.На самом деле, еврейское восстание против Омейядов, движимое, по-видимому, мессианскими видениями, походит к раннее Шиитским взглядам и попыткам свержения последнего халифа Омейядов.

Первые два века ислама были временем переводов христианских и еврейских Писаний и комментарий, в частности из Библии на арабский язык. Коранический Тафсир (комментарии) стал репозиторией многих еврейских и христианских традиций таких деятелей, как Авраам, Моисей, Соломон, Иисус, и других. Начало исламского теологического размышления было стимулировано переводами эллинистического мышления из арамейского, коптского, греческого и сирийского. Одним из последствий этого направления заключалась в подготовке напряженности в отношениях между теми, кто был склонен к великому космополитизму интеллектуального и культурного наследия эллинизма и теми, кто считал, что исламское общество должно быть в центре только Корана и традиций Мухаммеда, споря о введении или исключении идей извне. В результате, баланс между религиозными и научными исследованиями стал такой частью исламского сообщества, что даже в периоды политической раздробленности евреи и христиане совместно с мусульманами вносили свой вклад в интеллектуальную и культурную жизнь исламских общин.

Средневековый период

В западной части владений Ислама — Пиренейском полуострове и в Северной Африке, евреи, христиане и мусульмане объединились в сообщество, которое часто описывается поздними историками прилагательным «золотое». Области поэзии, музыки, искусства, архитектуры, богословие, толкование, право, философии, медицины, фармакологии и мистики были распределены между всеми жителями исламских дворов и городов государства, но в то же время, мусульманская армия была оцеплена в войне с христианской армией Реконкистов. Подобные симбиотические общества можно найти в восточной части средиземноморья. Два университета — ал-Азхар в Каире и Кордова в Испании были основаны в десятом веке после университета Байт-ал-Хикма в Багдаде, которые стали местами совместного обучения для ученых трех традиций. Обе концепции этих типов учебных заведений, а также исследования, которые они проводили, имели огромное влияние на работу высших учебных заведений Европы и их научных учреждений. Внутри интеллектуального круга исламского мира евреи способствовали и принимали участие в развитии этой цивилизации посредством контактов с мусульманскими философами и богословами так же, как и мусульмане раньше в результате контактов с христианами. В области торговли, мировой торговля доминировала торговыми объединениями, мусульман, иудеев и христиан из исламских земель.

Две атаки на исламский мир в средние века крестоносцами с Запада и монголами с Востока изменили отношение мусульман к Дхимми, а также к евреям и христианам в исламских странах. Многие исламские области развивались в соответствии с уже существующими тенденциями организовывать общество по военной линии. Это становится особенно актуально в районах, где тюркских народ взял на себя правительственные и военные функции. Обращенные купцами суннитами и созданные военные братства, проникнутые духом военного джихада, Турки стали защитниками в исламских странах. В свое видение общества, влияние христиан, евреев и не — суннитских мусульман было более жестко ограничено, но не ликвидировано. Мусульманские религиозные ученые использовали изображения евреев и христиан в создании текстов как предостерегающих моделей для мусульман, но фактические общины евреев и христиан находились под строгим соблюдением правового прецедента. Дхимми, как и мусульмане, должны были носить отличительную одежду и повязки, указывающие на их положение в обществе как на часть общей «формы» одежды с указанием ранга и статуса. Некоторые профессии стали общими для евреев и христиан, такие как обжигание, которое считалось ритуально нечистым для мусульман, и в этот период реже можно было найти евреев и христиан на высших должностях в качестве советников правителей. Евреи и христиане обычно жили автономно в отдельных частях городов, и, так как они подчинялись мусульманам в общественной жизни, им запрещалось кататься на лошадях или блокировать улицы своими религиозными процессиями. Эта автономия, т.е. защита индивидов, должна была доказать, что имеет долговременные последствия. Некоторые христианские общины находились в центре конфликта во время крестовых походов и активно выражали свою преданность Риму и Константинополю, прибегая к крестоносцам как к защитникам своих интересов. Эти ассоциации начали процесс разделения некоторых из этих общин из матрицы государственного устройства мусульман, и они стали рассматриваться и мусульманами и ими же самими как иностранцы.

Когда евреи и мусульмане были изгнаны из Испании в 1492г., большинство евреев решили переселиться на исламские земли, особенно на земли османской империи. Иберийских евреев было очень много и они были такими образованными, что в итоге и их общество стало процветающим. Их культура начинает часто вытеснять старо-еврейские общины. Таким образом, Сефард становиться общим термином для евреев, живущих в исламских странах. Торговые и производственные навыки и капитал этих иммигрантов в составе Османской империи представили богатую казну для расширения империи. В Османской империи иудейские и христианские общины получили наивысшую степень самостоятельности. Каждая община отличается друг от друга и несет ответственность непосредственно перед султаном с помощью системы просо. Самые известные внедрения в общественную жизнь произошли при корпусе османского института Джанисари. Молодые христиане были призваны на военную подготовку в качестве солдат, потом были обращены в ислам и получали высокие посты в администрации Османской империи. Такой процесс иногда вызывал возмущение среди христиан, но некоторые семьи активно добивались того, чтобы члены их семьи были выбраны на такую программу, чтобы получить льготы после получения обязанностей.

Современный Период

Вторжение Наполеона в Египет в 1798, как правило, было принято как начало нового периода в истории ислама на Ближнем Востоке и колониализма большинства исламских земель в Азии и Африке со стороны Запада. В действительности, это означало ослабление политики мусульман против экономического и технологического роста Западной Европы. К 18 веку большинство мусульман проживали или были зависимыми от трех великих мусульманских империй: Османской, Монгольской или империи Сефевидов. Все три империи были аграрными и полагались на крестьянский труд ради богатства, военной мощи и торговли во всем мире. Западная Европа не только провела технологическое преобразование, которому обычно приписывают называние «промышленная революция» с сопутствующим ростом капитализма, но также и социальную и религиозную революцию, придающую большое значение индивидам, их усилиям и инициативам.Эта реорганизация создала общества освобожденная от семьи и клана ограничениями на распределение труда, наград и отношения с руководящими структурами так, что общество стало более эффективным в производстве и продаже товаров на мировом рынке.В мире конкуренции основными направлениями в исламском мире стали поставки сырья или частично промышленных товаров для индустриального Запада.Когда Запад начал поставлять промышленные товары, часто вытесняющие местные товары с рынка, он также принес с собой мусульманским потребителям идеальные реорганизационные процессы, процессы создания индустриального общества: индивидуальные права человека, демократию, секуляризм и светское право, понятия всеобщего образования, науки, национализма и придание религии большего идеологического статуса национального государства.Западные военные и экономические успехи стали привлекательными для многих представителей исламских государств, которые стремились принять западные методы и способы, как средство получения такого успеха.

Евреи и христиане в османской империи прибегали к британцам и французам, чтобы вести их дела и стать их агентами, в то время как турки, в свою очередь, были рады использовать Дхимми для этих целей. Многие евреи и христиане стремились добиться пользы от западного общества для себя и своих потомков, чтобы получить защиту, паспорта, а в некоторых случаях и гражданство.Дхимми часто подпадали под защиту иностранных держав.Увеличение различия между евреями и христианами с немусульманскими полномочиями служили только для изолирования этих немусульман от остального исламского общества.Даже в местах, где не было коренных еврейских или христианских населений, западноевропейские державы-колонизаторы прибывали с явно христианскими учреждениями, ожиданиями и идеологиями. Англичане были в состоянии отделить Египет от Османской империи и установить свой протекторат в 1882 году, так как они были в состоянии представить Индию под прямое правление Британии в 1857 году.Французы колонизировали Алжир в 1830 году и Тунис в 1881 году.Голландцы конкурировали с англичанами за юго-восточную Азию, так что к концу девятнадцатого века большинство мусульман оказались под политическим и правовым воздействием запада.Светская правовая система, разработанная на Западе начала вытеснять христианское и мусульманское светское и религиозное право, создавая серьезные проблемы категории Дхимми в этих странах.Часто в результате этих вытеснений евреи и христиане отделялись от мусульман в правовых вопросах.

Распад Османской империи в конце первой мировой войны привел к созданию ряда небольших национальных государств и к дальнейшему разделению мусульман с немусульманами. Идеология национализма сократила статус религии как одного из компонентов идеологии национального государства. Образование становится Западным, технологическим и светским, в дальнейшем сокращая позицию религии до периферийного уровня. Перед второй мировой войной большинство исламских стран подготовились к свержению колониализма и созданию национальных государств и после второй мировой войны, когда это все же случилось, были смоделированы конституции таких странах, как Швейцария, США и Франции, как правило, гарантирующие свободу религии, но не представляющие особых гарантий для выражения своих религиозных предпочтений. Другие религиозные и этнические группы тоже хотели создать свои национальные государства. Номинальные христианские государства были созданы на Балканах, а государство Израиль было создано на бывшей территории Британии в Палестине. Создание государства Израиль в 1948 году стало главной темой в мусульманско-еврейским отношениях, которые неуклонно ухудшалось после окончания первой мировой войны. Конфликты в Палестине увеличили еврейско-мусульманскую неприязнь в арабских государствах, где евреи рассматривались как иностранцы и инструменты западных колониальных держав.В течение двадцати лет после образования государства Израиль, большинство евреев, живших в арабских странах, эмигрировали туда, таким образом, превратив конфликт в Палестине в еврейско-мусульманскую неприязнь.Правители преимущественно в мусульманских странах не имели больше составную часть еврейского населения.Евреи были абстрагированы и враждебны, а иудаизм все больше начал отождествляется с сионизмом евреев и неевреев против мусульман в истории ислама.Последнее понятие уходит своими корням в основу текстов ислама и в настоящее время абстрагировано так как никогда в прошлом, а еврейско-мусульманские отношения начинают принимать новую форму.

Общий вопрос, затрагивающий внимание многих исламских интеллектуалов связан с ролью и направлением мусульман в пост-колониальном мире и ролью евреев в истории ислама.Как упоминалось выше, исторические обстоятельства сильного еврейского присутствия в Хиджазе во времена Мухаммада и оппозиция большинства еврейских племен против миссии Мухаммада придали почву анти-еврейским упоминаниям в ранней литературе. Для некоторых, стремившихся использовать историческое прошлое ислама для объяснения настоящего, отрицательные черты иудаизма и христианства стали абстрактными для того, чтобы объединить прошлое с настоящим арабо-израильским и восточно-западным конфликтами, например, библейские описанияевреев, восставшие против команды Бога.Оппозиция евреев Медины к формированию мусульманского государства и действия Израиля против палестинцев сочетались вместе, как вечный еврейский образ – видение, иногда представленное западной антисемитской литературой. Статья египетского интеллектуала Сейид Кутба «Наша борьба с евреями» является одним из примеров того, как такие мнения выражаются лидерами американской нацией ислама.

Другие мусульманские интеллектуалы читают те же оригинальные тексты с акцентом на особые отношения между Богом и людьми книги.Сожалея при этом о проблемах в Палестине, они разделяют арабо-израильский конфликт от дискуссий об иудеях и христианах.Некоторые в ал-Азхаре, Египте, приводя сунны из Корана для поддержки мирных соглашений между Израилем и палестинцами, и Варит Д. Мухаммад, сын Элиджа Мухаммеда, в Соединенных Штатах, противопоставили анти-еврейские эссенциалистские чтения прошлого с сообщениями основанные на Коране о взаимном сотрудничестве между мусульманами, иудеями и христианами.

Будущее

По мере распространения ислам, все больше и больше мусульман проживают в качестве меньшинств в немусульманских странах. Такая позиция тоже становится интеллектуальным вызовом.Некоторые мусульманские государства и организации попытались возродить понятие Дхимми в обратном направлении и стать защитниками прав мусульман в немусульманских странах как, например, Всемирная мусульманская лига и Общество исламского призыва. С этими идеями связанно понятие да’ва, или приглашение в ислам немусульман.Положение меньшинства мусульманских общин в Африке, Северной Америке и Азии, многие, из которых выражают ислам отличительно от других мусульманских стран и где ислам и культура коренных народов перемешаны, проявило форму межмусульманского экуменизма, параллельной готовности мусульман к участию в основных экуменических диалогах с евреями и христианами, с целью понимания их, но не обращения в свою веру.

Полемика о мусульманско-иудейских и христианских отношениях доминировала в первой половине века проблемами формирования новой группы идентичности после распада колониализма.Мусульманские, еврейские и христианские общины все страдают от конфликтов и неприязней одной группы к другой.Как и любой другой конфликт любого времени, этот период создал огромную полемику.Он также придал положительные отклики к взаимоуважению и сотрудничеству. Всемирный совет церквей призвал к позитивному диалогу с исламом, как к обязанности своего движения, чтобы выйти к людям всех религий, а на II Совете Ватиканского собора Римско-католическая церковь призвала своих членов поддержать мусульман.Среди синагог Америки есть группы, которые содействуют еврейско-мусульманским диалогам.После того, как мирные договоры будут подписаны, и конфликты сведены к минимуму, представители всех трех религий смогут быть в состоянии опираться на общие традиции наследия и общий опыт.

References

Armstrong, K. A History of God: the 4000 Year Quest of Judaism, Christianity and Islam. New York: A.A. Knopf, 1993.

Burrell, D. and B. McGinn ed. Creation in Judaism, Christianity and Islam. Notre Dame: University of Notre Dame Press, 1989.

Cohen, M.R. Under Crescent and Cross: the Jews in the Middle Ages. Princeton: Princeton University Press, 1994.

Cragg, Kenneth. The Call of the Minaret. New York: Oxford University Press, 1956.

Sandals at the Mosque. New York: Oxford University Press, 1959.

Ellis, Kail C. The Vatican, Islam, and the Middle East. Syracuse: Syracuse University Press, 1987.

Goitein, S.D. Jews and Arabs: Their Contacts Through the Ages. New York: Schoken Books, 1955.

Hourani, A.H. Europe and the Middle East. Berkeley: University of California Press, 1980.

King, N.Q. Christian and Muslim in Africa. New York: Harper and Row, 1971.

Lewis, Bernard. The Jews of Islam. Princeton: Princeton University Press, 1984.

Newby, G. History of the Jews of Arabia From Ancient Times. Columbia, S.C.: University of South Carolina Press, 1988.

The Making of the Last Prophet. Columbia, S.C.: University of South Carolina Press, 1989.

Parrinder G. Jesus in the Quran. New York: Oxford University Press, 1977.

Peters FE. Judaism, Christianity and Islam: the Classical Texts and Their Interpretation. Princeton: Princeton

University Press, 1990.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *