Mитрополит Владимирский и Суздальский ЕвлогийСтраницаРусская Православная Церковь, Владимирская митрополия, Владимирская епархия

Mитрополит Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов Юрий Васильевич)

Статус: Действующий Дата рождения:13.01.1937День тезоименитства:Март 18Постриг совершен:15.03.1965Диаконская хиротония:21.03.1965в Богоявленском кафедральном соборе в Москве митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) (впоследствии — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен во иеродиакона.Архиерейская хиротония:11.11.199011 ноября — хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, архиепископы Рязанский и Касимовский Симон, Корсунский Валентин, Дюссельдорфский Лонгин, Орехово-Зуевский Николай, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор.Светское образованиесредняя школа в 1955Духовное образование1959 г. — Московская духовная семинария.

1966 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Места служения

с 2013-07-16 по текущий деньВладимирская митрополия, глава митрополиис 2013-07-16 по текущий деньАлександровская епархия, временный управляющий епархиейс 1990-11-11 по текущий деньВладимирская епархия, правящий архиерейс 1988-05-23 по 1990-11-10Свято-Введенская Оптина пустынь, наместникс 1983-05-23 по 1986-09-01Данилов монастырь, наместник

Награды

2011орден прп. Сергия Радонежского I ст.орден Святого Креста и Гроба Господня I-III ст. Иерусалимской Православной Церквиорден блгв. кн. Даниила Московского II ст.орден прп. Сергия Радонежского II-III ст.орден равноап. кн. Владимира II-III ст.орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия III ст. Православной Церкви Чешских земель и Словакииордена Украинской Православной Церкви и Белорусского экзархата, памятные медали и грамоты.

Биография

Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семеро сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).
По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г. С 1956 по 1960 годы иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I, продолжил это служение после 1963 года и по 1967 год.
Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии. Служил в г. Выборг 3 года и 5 месяцев.
15 марта 1965 г., в праздник Державной иконы Божией Матери, пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) с наречением имени Евлогий в честь мученика, в Палестине (память 18 марта).
21 марта 1965 г., в день празднования в честь чтимого образа Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная, рукоположен во иеродиакона митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым), впоследствии Святейшим Патриархом Московским, в храме Богоявления, что в Елохове, Патриаршем соборе.
В 1966 г. окончил Московскую духовную академию вторым со степенью кандидата богословия, защитив богословскую работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского». Оставлен при МДА профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. Исполнял различные послушания в Троице-Сергиевой лавре, преподавал церковно-канонические дисциплины в семинарии.
19 октября 1969 г. рукоположен во иеромонаха в Елоховском соборе Патриархом Московским Алексием I.
В 1967 г. назначен помощником, в 1969 г. — старшим помощником инспектора академии. 7 апреля 1970 г. возведен в сан игумена. С 1972 г. по 1983 г. исполнял послушание эконома объединённого хозяйства Лавры и Академии. 7 апреля 1973 г.

Евлогий, митрополит Владимирский и Суздальский (Смирнов Юрий Васильевич)

возведен в сан архимандрита. С 1973 г. преподавал в МДАиС литургику, сравнительное и пастырское богословие. В 1975 г. за чтение пробной лекции по Истории возведён в звание доцента Академии. В 1977 г. удостоен ученой степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру». В 1978 г. возглавил кафедру истории Балканских Церквей МДА с присуждением звания профессора церковной истории.
23 мая 1983 г. назначен наместником московского Данилова монастыря, где проходил служение до сентября 1986 г. Данилов монастырь стал первой в Москве обителью, возвращенной Церкви советской властью. Монастырь, закрытый в 30-е годы, был передан для восстановления и создания духовно-административного центра Русской Церкви в связи с подготовкой к проведению 1000-летия Крещения Руси.
С 1986 г. первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия.
13 августа 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 27 октября 1990 г. архимандриту Евлогию было определено стать епископом Владимирским и Суздальским. 10 ноября 1990 г., после Всенощного бдения в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Владимира состоялось его наречение во епископа Владимирского и Суздальского, а затем, 11-го числа, сама хиротония, которую совершили Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, архиепископы Рязанский и Касимовский Симон, Корсунский Валентин, Дюссельдорфский Лонгин, Орехово-Зуевский Николай, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор.
С 27 октября 1990 г. по 16 июля 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей.
По случаю 1000-летия града Владимира 25 февраля 1995 г. Святейший Патриарх Алексий II возвел управляющего Владимирской епархией в сан архиепископа.

Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).

По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г.

В 1956-1960 гг. и в 1963-1967 гг.

ЕВЛОГИЙ (СМИРНОВ)

иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I.

Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии.

15 марта 1965 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество с наречением имени Евлогий в честь мученика, иже в Палестине.

21 марта 1965 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) (впоследствии — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен во иеродиакона.

В 1966 г. окончил Московскую духовную академию вторым со степенью кандидата богословия, защитив работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского». Оставлен при МДА профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. Исполнял различные послушания в Троице-Сергиевой лавре, преподавал церковно-канонические дисциплины в МДС.

19 октября 1969 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен во иеромонаха.

В 1967 г. назначен помощником, в 1969 г. — старшим помощником инспектора МДА.

7 апреля 1970 г. возведен в сан игумена. В 1972-1983 гг. исполнял послушание эконома объединенного хозяйства Троице-Сергиевой лавры и МДА.

7 апреля 1973 г. возведен в сан архимандрита.

С 1973 г. преподавал в Московских духовных школах литургику, сравнительное и пастырское богословие. В 1975 г. за чтение пробной лекции по истории возведен в звание доцента МДА. В 1977 г. удостоен ученой степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру». В 1978 г. возглавил кафедру истории Балканских Церквей МДА с присуждением звания профессора церковной истории.

23 мая 1983 г. назначен наместником московского Данилова монастыря, где проходил служение до сентября 1986 г. Данилов монастырь стал первой в Москве обителью, возвращенной Церкви советской властью. Монастырь, закрытый в 30-е годы XX века, был передан для восстановления и создания духовно-административного центра Русской Церкви в связи с подготовкой к проведению 1000-летия Крещения Руси.

С 1986 г. — первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия.

13 августа 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.

В качестве паломника, а также члена официальных делегаций и участника научных конференций посещал Грецию, Болгарию, Швейцарию, Италию, Францию, Израиль.

Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 27 октября 1990 г. определен епископом Владимирским и Суздальским.

10 ноября 1990 г. в Успенском кафедральном соборе г. Владимира наречен, а 11 ноября — хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, архиепископы Рязанский и Касимовский Симон, Корсунский Валентин, Дюссельдорфский Лонгин, Орехово-Зуевский Николай, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор.

С 27 октября 1990 г. по 16 июля 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей.

25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 16 июля 2013 г. (журнал № 75) назначен главой новообразованной Владимирской митрополии.

С июля 2013 г. по май 2014 г. — временный управляющий Александровской епархией.

18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

В 2008-2017 гг. — членВысшего общецерковного суда. На Архиерейском Соборе 2017 г. назначен советником Высшего общецерковного суда.

Почетные граждане города

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий

Митрополит Евлогий — в миру Юрий Васильевич Смирнов.

Родился 13 января 1937 г. в Кемерово в семье рабочих. В семье воспитывалось семь сыновей и три дочери (мать была награждена орденом «Мать-героиня»).

По окончании неполной средней школы в 1955 г. поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1959 г.

В 1956-1960 гг. и в 1963-1967 гг. иподиаконствовал у Святейшего Патриарха Алексия I.

Весной 1960 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, а осенью призван в ряды Советской Армии.

15 марта 1965 г. наместником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Платоном (Лобанковым) пострижен в монашество с наречением имени Евлогий в честь мученика, иже в Палестине.

21 марта 1965 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве митрополитом Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым) (впоследствии — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) рукоположен во иеродиакона.

В 1966 г. окончил Московскую духовную академию вторым со степенью кандидата богословия, защитив работу по кафедре патрологии на тему «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского». Оставлен при МДА профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. Исполнял различные послушания в Троице-Сергиевой лавре, преподавал церковно-канонические дисциплины в МДС.

19 октября 1969 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейшим Патриархом Алексием I рукоположен во иеромонаха.

В 1967 г. назначен помощником, в 1969 г. — старшим помощником инспектора МДА.

7 апреля 1970 г. возведен в сан игумена. В 1972-1983 гг. исполнял послушание эконома объединенного хозяйства Троице-Сергиевой лавры и МДА.

7 апреля 1973 г.

Состав храмов

возведен в сан архимандрита.

С 1973 г. преподавал в Московских духовных школах литургику, сравнительное и пастырское богословие. В 1975 г. за чтение пробной лекции по истории возведен в звание доцента МДА. В 1977 г. удостоен ученой степени магистра богословия за труд «Православное монашество в служении Церкви и миру». В 1978 г. возглавил кафедру истории Балканских Церквей МДА с присуждением звания профессора церковной истории.

23 мая 1983 г. назначен наместником московского Свято-Данилова монастыря, где проходил служение до сентября 1986 г. Данилов монастырь стал первой в Москве обителью, возвращенной Церкви советской властью. Монастырь, закрытый в 30-е годы XX века, был передан для восстановления и создания духовно-административного центра Русской Церкви в связи с подготовкой к проведению 1000-летия Крещения Руси.

С 1986 г. — первый проректор МДАиС, профессор кафедры пастырского богословия.

13 августа 1988 г. назначен наместником Введенской Оптиной пустыни.

В качестве паломника, а также члена официальных делегаций и участника научных конференций посещал Грецию, Болгарию, Швейцарию, Италию, Францию, Израиль.

Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 27 октября 1990 г. определен епископом Владимирским и Суздальским.

10 ноября 1990 г. в Успенском кафедральном соборе г. Владимира наречен, а 11 ноября — хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, архиепископы Рязанский и Касимовский Симон, Корсунский Валентин, Дюссельдорфский Лонгин, Орехово-Зуевский Николай, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор.

С 27 октября 1990 г. по 16 июля 1995 г. возглавлял Синодальную комиссию по делам монастырей.

25 февраля 1995 г. возведен в сан архиепископа.

22 декабря 2006 года депутаты Владимирского горсовета приняли решение о присвоении Архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию звания «Почётный гражданин города» «за активную созидательную деятельность по восстановлению памятников истории и архитектуры, возрождению исторических традиций Владимирской земли, большой личный вклад в воспитание молодёжи в духе общечеловеческих, нравственных ценностей, оказание помощи социально незащищённым жителям».

В июне 2008 года решением Архиерейского Собора избран членом Общецерковного суда Русской православной церкви.

В 2012 году в связи с достижением 75-летнего возраста архиерей подал на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Священный синод просил архиепископа Евлогия продолжить управление Владимирской епархией, выразив ему благодарность за труды по окормлению православной паствы Владимирской области.

16 июля 2013 года назначен главой новообразованной Владимирской митрополии и временным управляющим Александровской епархией, в связи с чем 18 июля того же года в Троице-Сергиевой лавре Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведён в сан митрополита.

Образование:

  • 1959 г. — Московская духовная семинария.
  • 1966 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия:

Владимирская и Суздальская епархия

(Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

  • Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского (кандидатская диссертация).
  • Православное монашество в служении Церкви и миру (магистерская диссертация).
  • Более 15-ти научных статей, очерков и проповедей церковно-исторического и нравственного характера, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии» в 1970-1998 гг.
  • По благословению Святейшего Патриарха Алексия II изданы труды: «Это было чудо Божие» (о возрождении Данилова монастыря) (М., 1998) и «Премирное служение» (магистерская работа) (Владимир, 2000).

Награды:

Церковные:

  • 2011 г. — орден прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • орден равноап. кн. Владимира II-III ст.;
  • орден прп. Сергия Радонежского II-III ст.;
  • орден блгв. кн. Даниила Московского II ст.;
  • орден прп. Серафима Саровского II ст.;
  • орден Святого Креста и Гроба Господня I-III ст. Иерусалимской Православной Церкви;
  • орден свв. равноапп. Кирилла и Мефодия III ст. Православной Церкви Чешских земель и Словакии;
  • ордена Украинской Православной Церкви и Белорусского экзархата, памятные медали и грамоты.

Краткая биография

Епископ Русской православной церкви; с 11 ноября 1990 года епископ (с 25 февраля 1995 — архиепископ) Владимирский и Суздальский.

Архиепи́скоп Евло́гий (в миру Ю́рий Васи́льевич Смирно́в; род. 13 января 1937, Кемерово) — епископ Русской православной церкви; с 11 ноября 1990 года епископ (с 25 февраля 1995 — архиепископ) Владимирский и Суздальский.

Родился в рабочей семье, отец — водопроводчик, мать — кулинар.

Страница архиерея

В семье было семь сыновей и трое дочерей.

Окончил среднюю школу, Московскую духовную семинарию (1959), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1966; тема кандидатской работы: «Домостроительство Божие по учению св. Иринея Лионского»). Был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре гомилетики. Магистр богословия (1977; тема диссертации: «Православное монашество в служении Церкви и миру», издана в 2000 под названием «Премирное служение»).

В 1956—1960 и в 1963—1967 — иподиакон Патриарха Алексия I.

В 1960—1963 служил в Советской армии.

15 марта 1965 был пострижен в монашество.

С 21 марта 1965 — иеродиакон.

С 1967 — преподаватель Московской духовной семинарии и помощник инспектора Московских духовных школ.

С 18 октября 1967 — иеромонах.

С 1969 — старший помощник инспектора Московской духовной академии.

С 4 июля 1969 — игумен.

В 1972—1983 — эконом Троице-Сергиевой лавры.

С 1973 — преподаватель литургики, сравнительного и пастырского богословия в Московских духовных школах.

С 4 июля 1973 — архимандрит.

С 1975 — доцент Московской духовной академии, читал лекции по истории Балканских церквей.

С 1978 — профессор, руководитель кафедры истории Балканских церквей.

В 1983—1986 — первый, по возобновлении монастыря, наместник московского Данилова монастыря; руководил реставрационными работами. В 1998 опубликовал книгу «Это было чудо Божие» о возрождении этой обители.

В 1986—1988 — профессор кафедры пастырского богословия и первый проректор Московской духовной академии. Занимался ликвидацией последствий пожара в Московских духовных школах, случившегося в 1986 (во время этого бедствия погибли пять семинаристов, сгорела часть зданий, был повреждён академический храм). К 1988 восстановительные работы были в целом завершены).

В 1988—1990 — наместник Введенской Оптиной пустыни, возвращённой государством церкви. Сыграл значительную роль в возрождении в обителей монастырской жизни. К концу 1990 в монастыре насчитывалось уже более 45 человек братии. Вслед за Оптиной пастынью была открыта Казанская женская обитель в Шамордино, основанная преподобным Амвросием Оптинским.

11 ноября 1990 был хиротонисан в Успенском соборе Владимира во епископа Владимирского и Суздальского; хиротонию возглавил Патриарх Алексий II.

В 1990—1995 — председатель Синодальной комиссии по делам монастырей Русской православной церкви.

С 25 февраля 1995 — архиепископ.

По словам игумена Кирилла (Сахарова), ставшего монахом Свято-Данилова монастыря в период, когда архимандрит Евлогий был наместником этой обители,

архимандрит Евлогий (ныне архиепископ Владимирский и Суздальский) произвёл на меня одно из самых сильных впечатлений в жизни: человек глубокого благочестия, колоссальной работоспособности, теплый проповедник, выдающийся организатор и строитель. Это был пример органичного сочетания усердного монашеского делания и неутомимой хозяйственной деятельности. Все были глубоко потрясены и опечалены его освобождением от должности наместника, говорили, что это было сделано под давлением властей, обеспокоенных размахом монашеской жизни в центре Москвы. Возникло также недопонимание по поводу продолжительных уставных служб.

Почётный гражданин города Владимира (2006). Во время его управления епархией, по данным агентства Regnum (2007),

была восстановлена система духовного образования — воскресных школ, училищ и Владимирской семинарии, создано десятки мужских и женских монастырей, возобновлена церковная периодическая печать, более чем в три раза увеличилось число приходов. Реализуется программа социального служения Церкви, создаётся сеть приютов для детей и социально-незащищенных граждан, ведётся духовное окормление лиц, находящихся в местах лишения свободы и больницах. Налажен диалог с другими конфессиями, представителями разных уровней и ветвей власти, средствами массовой информации.

Впервые я услышал о мощах прп. Саввы в 1983 году, в то время я был экономом Троице-Сергиевой Лавры. Один подмосковный священник, отец Владимир Ганин, рассказал мне, что честные мощи преподобного Саввы уцелели и хранятся у профессора-историка Михаила Михайловича Успенского, который получил святыню от сотрудников особого отдела Рассказ записан в июне 2008 года..

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов)

– Сейчас Михаил Михайлович – старый больной человек и страшится за святыню, – сказал отец Владимир. – Кому бы вы могли посоветовать их отдать?

Поскольку тогда я нес послушание в Лавре, то естественно решил, что надо их в Лавру везти. Отец Владимир передал мои слова Успенскому. Тот сказал: я не знаю в Лавре никого, вы мне назовите лицо, кому бы я мог передать мощи. Тогда отец Владимир сказал, что есть архимандрит Евлогий, и если вы ему передадите святыню, то можно быть спокойным за ее судьбу. Это было за полгода до его кончины.

Наместник Данилова монастыря архимандрит Евлогий (Смирнов), ныне архиепископ Владимирский и Суздальский. 1984 г.

Через некоторое время после этого разговора меня переводят в Москву в открывшийся Свято-Данилов монастырь (спустя год после открытия обители). Несмотря на заботы по восстановлению Свято-Длнилова монастыря, я помнил о мощах, беспокоился, не пропала ли святыня. В один из дней памяти преподобного Саввы, в 1984 году, я собрался съездить в Звенигород, в обитель преподобного Саввы. К Рождеству Христову один из священников нашего монастыря подарил мне в конверте какую-то иконочку. Почему-то я долго не раскрывал этот конверт. И вот перед самой поездкой, перед тем как сесть в машину, я беру со стола этот конверт, по дороге открываю его и глазам не верю – это икона преподобного Саввы. Как будто сам Преподобный благословляет меня на эту поездку. Я побывал в монастыре – тогда обитель еще не была передана Церкви, все ее строения занимал звенигородский музей. Но был открыт расположенный поблизости храм Успения на Городке, в котором я тоже побывал, служил в нем отец Иероним, и он подтвердил мне историю спасения мощей преподобного Саввы Благочестивая прихожанка Успенского собора на Городке Евгения Васильевна Тихонова об этом событии вспоминает так: «Как раз служба у нас кончилась, все ушли. А я-то не уйду ведь, пока не уберу храм. Храм убрали, я выхожу, запираю уже последняя, и подходят трое в длинных одеждах – монахи. Говорят: «Уже что, закрыли?» Я говорю: «Да. Закрыли. Сейчас все кончилось». «А как нам настоятеля увидеть, чтоб в храм попасть?» Я пошла отцу Иерониму сказала… И тогда они там разговаривали. Конечно, я не вступала в их разговор, в сторонке стояла… Но присутствовала в храме, когда они были. А мощи потом в икону преподобного Саввы вставили». (Рассказ о Евгении Васильевне Тихоновой. М., 2002, с. 163.). И я загорелся: надо искать мощи. Прежде всего я разыскал о. Владимира Ганина и попытался узнать у него, где в настоящее время находятся мощи. Он сказал, что не знает. Но прошло совсем немного времени после этого разговора, и вот звонит мне через некоторое время один священник, отец Евгений (Зенкин). Говорит, я должен вам привезти мощи преподобного Саввы. Я прошу у вас прощения, я давно должен был передать вам эту святыню.

И отец Евгений приезжает к нам в Данилов монастырь и просто приносит нам эту святыню. Это было, кажется, в январе. Я его очень благодарил и даже в награду передал ему частицу мощей преподобного Саввы.

Конечно, в тот же день на общей братской трапезе я объявил всем об этом событии. И добавил, что по этому случаю мы сегодня служим всенощное бдение и читаем акафист преподобному Савве. Сказал и думаю: а ведь такого акафиста у нас, наверное, нет. И тут вдруг встает отец Рафаил, сейчас он схимник, и говорит: у меня есть акафист преподобному Савве. Оказалось, что книжечка с акафистом долго лежала у него дома, и когда он собирался уходить в монастырь, то держал ее в руках и думал: брать или не брать с собой. И вот она понадобилась.

И в тот же день, как нам были переданы мощи, мы совершили службу Преподобному, как положено, с акафистом. Мы поместили святыню в Покровском храме в нижнем приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов в алтаре.

Храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря

С того дня, как нам были переданы мощи, мы служили перед ними…

В то время у нас должно было быть освящение престола, но оно откладывалось. Невозможно было начать службы. Монастырь открыт, но службы в нем не совершались. Трудно, негде молиться. Храм был готов полностью, все приделы сделаны, а разрешения на освящение не было. Я еще до обретения мощей преподобного Саввы обращался к Патриарху Пимену, но он отказывал.

И вот когда мы обрели мощи, я решил вновь попытаться. Перед отданием Троицы в 1985 году я вместе с отцом Рафаилом, взяв ковчег с мощами, попросился на прием к Патриарху Святейший Патриарх Пимен управлял Русской Православной Церковью с 1971 по 1990 г.. Был поздний вечер. Секретарь, отец протопресвитер, сказал: нельзя, поздно. Прошу: скажите Святейшему, что у нас чрезвычайное событие, что очень нужно. Разрешили. Входим в кабинет Святейшего. С мощами. Он сразу спросил: что вы несете? Я говорю: сокровище. Положил на стол, раскрыл и сказал: это преподобный Савва. И рассказал всю историю обретения мощей, все, что знал. Начиная с того, как Успенского вызвали в особый отдел, как передали на блюде мощи. И он поместил их вначале в доме на своей даче. Затем закопал в саду. Рассказал о том, как сгорела дача, а мощи уцелели, и Успенский перевез их в Москву, в свою квартиру, где они пребывали всю войну. Однажды он поделился тайной со своим верующим коллегой по работе в Государственном историческом музее Павлом Александровичем Голубцовым (будущим архиепископом Казанским и Марийским Сергием). Голубцов посоветовал Успенскому подождать до тех пор, пока полностью не прекратятся гонения на Церковь. «Вы храните, пусть они будут у вас. А там пусть Воля Божия». И он хранил до самой своей смерти.

Выслушав, Патриарх перекрестился, поцеловал святыню и сказал, что из всех обителей чаще всего посещал Саввинскую, что очень почитает Преподобного и счастлив, что мощи его уцелели. Тогда я говорю: «Ваше Святейшество, благословите освятить Покровский придел – у нас все готово». И Патриарх тут же дал благословение. И говорит: «Вам антиминс надо». Вызывает он архимандрита Трифона, ризничего – принеси антиминс. «Вы же знаете, у нас нет свободного антиминса», – ответил отец Трифон. «Идите ищите», – сказал Патриарх. Через некоторое время архимандрит возвращается с антиминсом и говорит: «Есть только этот, но его надо отослать в Вену». «Туда отошлем в другой раз». И сам Святейший подписал нам антиминс.

Первое посещение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом Данилова монастыря. 1983 г.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1971-1990 гг.)

Я спросил: «А кто будет освящать придел?» «Вы же и освятите», – ответил Святейший.

Это было в пятницу. Вернулся я в монастырь и сказал: Святейший благословил освящать. А часов в 10 вечера в этот же день звонят из отдела внешних церковных сношений – завтра к вам в обитель приедет митрополит Дамаскин Женевский.

Так представительно, в присутствие митрополита, совершилось освящение. После службы митрополит Дамаскин поклонился мощам преподобного Саввы, что произвело на него очень большое впечатление. Сразу после службы почетного гостя принимал у себя Святейший Патриарх, и главной темой разговора был наш монастырь.

Иконостас Покровского храма, придела храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов

Когда Святейший служил в Даниловом, то всегда подходил к мощам преподобного Саввы, прикладывался. Мощи стояли тогда в алтаре Покровского придела на горнем месте. Вскоре была написана икона преподобного Саввы. В праздники мы выносили мощи для поклонения народа. В Даниловом монастыре никогда не пропускали дней памяти преподобного Саввы Сторожевского. Мы рассказывали прихожанам о преподобном Савве, житие читали. Многие узнали об этом святом.

Нашего первого постриженика мы назвали Саввой в честь Преподобного. Постриг совершался в приделе, где были мощи. Я постригал.

Митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий

Сейчас он стал епископом Красногорским. К слову, много иноков с именем Савва было в Троице-Сергиевой Лавре.

В 1998 году, когда я уже нес послушание в другом месте, мощи были торжественно перенесены в Саввино-Сторожевскую обитель.

Всенощное бдение в день памяти прп. Саввы Сторожевского 1 февраля 1998 г.


Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *