О Евангелии Иуды знали первые христианские богословы, но они вряд ли читали его

Евангелие Иуды (правильно именно так, без предлога, это винительный падеж) — гностический текст раннего христианства. Это Евангелие упоминают богословы первых веков.

Епифаний:

«Ему же (Иуде) приписывают они преизбыток ве́дения и даже выдают от его имени какое-то сочиненьице, которое называют Евангелием Иуды (…)

Одни говорят, что Христос предан Иудою за то, что был зол, хотел ниспровергнуть постановления Закона.

Эти похваляют, как сказал я, Каина и Иуду и говорят: «за то предал Его, что он хотел разрушить хорошие учения».

А другие из них не говорят сего, а, напротив, говорят, что хотя Христос и благ, но Иуда предал Его по небесному знанию».

Ириней Лионский, упоминает Евангелие Иуды, объясняя учение каиниан:

«Так как один Иуда знал истину, то и совершил тайну предательства, и чрез него, говорят они, разрешено всё земное и небесное.

Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя её «Евангелием Иуды».

Сам текст Евангелие долгие годы считали утраченным. Его могли не сберечь, либо специально уничтожить. Находка 1978 — вовсе не обязательно та самая рукопись.

Среди первых христиан ходило немало текстов с похожими названиями, например, два откровения Иоанна Богослова.

И не удивительно: ценность имели не имена, а идеи. Укажи апостола в качестве автора — вот и рекламный ход, и содержание сразу «прибавляет в весе».

Найденная рукопись Евангелие на коптском языке появилась на рубеже III и IV веков.

Останется придумать, что Иисус сказал, что одобрил. Это понятно. А вот Евангелие от Иуды, от предателя, о человека, которому никто не поверит, — зачем?

В первую очередь нельзя отрицать версию, что её автор — сам Иуда Искариот, как утверждается в тексте.

Она — не оригинал, а перевод с греческого. Греческий текст датируется 150 — 200 годами. Иисус и апостолы, конечно, говорили на арамейском. Но язык канонических евангелий — тоже греческий.

Каноническое изображение Христа и Иуды Искариота, которому приписывают авторство Евангелия Иуды

Написать или продиктовать текст-первоисточник, если таковой был, действительно мог Иуда. Но подтвердить или опровергнуть это способен лишь он сам.

В любом случае, многие апокрифы Нового Завета младше.

Мы не можем определить автора, не способны даже точно сказать, этот ли текст читали Ириней Лионский и Епифаний.

Диакон Василиск Владимир, утверждает что найденные рукописи Евангелие от Иуды и описания от Иринея Лионского не соответствуют друг другу.

«Если бы в найденном и опубликованном тексте «нового Евангелия» были найдены фрагменты, хотя бы приблизительно соответствующие приведенной выше цитате (см. выше: «»так как один Иуда знал истину…»), вопрос можно было бы считать решенным — да, это тот самый греческий текст, который был известен святителю Иринею, просто нам он достался поздно и в переводе.

Но в «Евангелии от Иуды» нет никакой генеалогии, не сказано ничего о «взятии» чего-либо Премудростью, не говорится о «тайне предания» Христа и, тем более, о «разрешении земного и небесного».

Конечно, можно сослаться на то, что до нас дошли лишь фрагменты текста, а все недостающее содержится в несохранившихся частях.

Но с таким же успехом можно говорить о том, что, поскольку мы не находим в античных городах телефонных проводов, древние римляне пользовались мобильными телефонами.

Владимир Василиск диакон

Ясность в эти противоречия вносит специалист по древним текстам, переводчик Дмитрий Алексеев в комментарии к Евангелию Иуды. Он обращает внимание, что Ириней не цитирует текст, а лишь рассказывает о нём.

Расхождения его описания с найдённой рукописью подталкивают к выводу: Ириней никогда не читал Евангелия Иуды, а знал о нём в пересказе.

Также Дмитрий Алексеев замечает, что раннее христианство поверхностно относилось к чужим учениям, не проверяло точности цитат, а секта каинитов — вовсе выдумка, собирательный образ.

Богослов II века Ириней Лионский упоминал Евангелие Иуды, но вряд ли читал его

Всё это позволяет со скепсисом относиться к ранним свидетельствам о содержании Евангелия Иуды. Вероятно, оно представляло собой то же самое, что представляет сегодня, — гностическое произведение, с нетипичным для Нового Завета сюжетом. Но в любом случае находка 1978 — это важное событие в истории богословия.

Евангелие Иуды — гностический текст о сотворении мира и о поручении Христа Искариоту предать Его

Евангелие Иуды — гностический текст. Но это размытая характеристика. Гностицизм — обобщенное название группы школ раннего христианства, подчас весьма разных.

Из объединяет мистическая направленность, призыв к саморазвитию. Человек, с точки зрения гностиков, способен вырваться из-под гнёта материи за счёт тайного знания. Так раскрывается в нём божественная природа.

По содержанию гностические тексты сложнее канонических евангелий. Они полны сложной терминологии, образности и смысловых уровней. А вот повествовательная часть в них либо условна, либо отсутствует.

Евангелие Иуды соответствует этому описанию. Более того — рукопись найдена в одном кодексе с ещё тремя текстами:

  1. Апокалипсис Иакова.
  2. Послание Петра Филиппу.
  3. Аллогенес («Инородный»).

Все они — именно гностические писания, уже известные по ранним находкам.

Полный текст Евангелия Иуды до нас не дошёл, об Иуде в нём повествуется от третьего лица.

Сразу ясно, что это не Иуда Фаддей сын Алфея, а Искариот:

«Тайный рассказ об откровении, которое произнес Иисус в беседе с Иудой Искариотом».

(33: 1–3)

Евангелие Иуды щедро на эпитеты.

Иисус смеётся над другими учениками, когда те совершают благодарственную молитву.

Их беседа открывает рукопись. Когда, ученики сказали о странном видении с жертвоприношением, Учитель объясняет, что это они сами, ученики, приносят в жертву толпу своими заблуждениями.

Иуда в Евангелии от Иуды — величайший и лучший из двенадцати учеников Христа.

Апостолы не могут понять Христа — понять, кто он. Правильный ответ звучит лишь из уст Иуды Искариота. Вот, что Иуда сказал Иисусу:

«Я знаю, кто ты и откуда пришел. Ты — из бессмертной области Барбело. И я недостоин произносить имя того, кто послал тебя».

(35:15–21)

Барбело — в гностицизме женский эон, мать всего живого, эманация Божества. Далее Христос общается с Иудой уже наедине и раскрывает тайны творения. Краткое содержание таково.

В бесконечности существовал незримый Дух. И по воле Духе возникло светящееся облако, откуда явился великий ангел, Саморожденный. Другая туманность родила четырёх подчинённых ему ангелов. Иисус говорит Иуде, что Саморожденный пополнил их число эонами света и мириадами ангелов.

Также Иисус говорит, что в начальном облаке был Адамас — первый Адам, Адам Света или просто Совершенный Человек. Адамас по воле Духа створяет поколения людей и семьдесят два светила в нетленном поколении.

С большим вниманием к цифрам Иисус дальше рассказывает о творении мира:

«Двенадцать эонов двенадцати светил, и во всяком эоне шесть небес, чтобы стало семьдесят два неба семидесяти двух светил. И в каждом твердей, триста шестьдесят .

Дана власть и великое воинство ангелов для прославления и служения же духидля прославления и всем эонам и небесам и твердям.

И это множество бессмертных называют миром — то есть тлением — Отец, и семьдесят два светила, которые с Ним, Саморожденный и Его семьдесят два эона, Тот, из Кого явился первый человек и его нетленные силы».

Итого мир содержит:

  • 72 неба;
  • 72 светила;
  • 360 небесный сводов (по 5 на каждое небо и светило);
  • 72 эона.

Изображение Божественной полноты на основе трудов гностика Валентина. Это мир эонов. Они играют важную роль в гностицизме, в том числе — и в Евангелии Иуды

Далее Иисус описывает, как появились двенадцать ангелов, чтобы разделить меж собой небеса.

После непродолжительного обсуждения этих сведений, Христос открывает Иуде его задачу. Любимый ученик должен предать Учителя, чтобы Тот мог завершить свою миссию.

Это великая жертва. Апостол отныне обречён стать отступником и злодеем в глазах человечества. Это тяжёло, но только Искариот способен выдержать такое бремя.

Он соглашается и за деньги выдаёт первосвященникам Иисуса.

Евангелие Иуды называют по-разному: апокрифом, ложью Иуды, его ошибкой, сочинением предателей Христа и правдой

Рукопись завершается надписью «Евангелие Иуды». В ней не описан последний день Христа или его Воскресение

Есть пять толкований Евангелия Иуды. Изложим их.

Толкование 1

Евангелие Иуды — гностический текст. Его цель – изречь устами Христа гностические истины.

Евангелие Иуды — гностический апокриф, а автор не Искариот.

Противоречия канонической истории нужны, чтобы проиллюстрировать конкретные идеи божественного в человеке, бренности тела и т.д.

Толкование 2

Иуда лжёт. Иуда в библии — человек неприятный. Сперва о нём пишут мало. Иисус призвал Искариота в ученики одним из последних.

Смотрите также статью 9 кругов ада по библии

В Евангелии от Иоанна, когда женщина льёт миро на голову Иисусу, Иуда рационально замечает:

«Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?»

(Ин. 12:1–5)

А ещё Иуда заведовал деньгами апостолов.

Также есть апокрифические тексты. Они щедро очерняют образ Иуды завистью к Христу, одержимостью и другими порочными чертами.

Церковь не признаёт апокрифические тексты, из которых состоит Еванглие от Иуды.

Больше всего сказано об Искариоте в связи с его предательством Христа. Этот мотив берёт корни в Ветхом Завете:

В «Деяниях апостолов» Пётр говорит:

«Братия, надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».

(Деян 1:16)

Речь о сороковом псалме: «Ядущий со мною хлеб поднял на меня пяту свою». С этим согласен и автор Евангелия от Иоанна:

«Я не говорю о всех вас. Тех, кого Я избрал, Я знаю, но слова Писания: «Тот, кто ест Мой хлеб, поднял свою пяту против Меня», – должны исполниться».

(Ин 13:18)

В книге пророка Захарии есть такие слова:

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников.

И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище,- высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника».

(Зах. 11:12–13)

Критики канонических Евангелий обвиняют их авторов в намеренном искажении истины для соответствия пророчествам.

Те же 30 сребреников упоминаются только в тексте Матфея. Другие евангелисты о них не знают. Да и откуда Матфею известна точная сумма?

Сумма в 30 шекелей (сребреников) упоминаются только в Евангелии от Матвея, а в Евангелии Иуды просто говорится, что он взял за предательство деньги

По словам канонических Евангелистов, Иуда предал Христа, но в мотивах они расходятся.

  • Автор Евангелия от Матфея утверждает, что Иуда просто захотел денег:

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников».

  • Автор Евангелия от Марка во главу всего ставит желание предать, а уже потом — сребролюбие:

«И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники».

Иуда здесь не только хочет заработать, но и обязательно предать.

  • Автор Евангелия от Луки разделяет вину между сероболюбивым Иудой и сатаной:

«Вошёл же сатана в Иуду <…> и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег».

  • Автор Евангелия от Иоанна винит во всём сатану, а о деньгах не упоминает:

«И после сего куска вошел в него сатана».

Иуда выдал Христа, но затем раскаялся.

По версиям евангелистов он либо сбросился в пропасть, либо удавился.

Если принять библейское повествование за безусловную истину и поставить под сомнение всё, что написано в Евангелии Иуды, то бывший апостол явно врёт в своём тексте.

Иисус сообщает ученикам о грядущем предательстве. Мы знаем цену преступления, его исполнителя, мотивы. В этом свете Евангелие Иуды — последняя попытка Искариота оправдать себя в глазах потомков.

Но тогда не ясна роль гностического учения в тексте. Оно выходит за рамки той задачи, которую мог бы поставить перед собой Иуда Искариот.

Также ясно, что ему понадобилось бы время, чтобы написать Евангелие. Он не просто «бросил сребреники в храме, вышел, пошёл и удавился», но ещё и между этим создал гностический текст.

Толкование 3

Христос испытывал Иуду, а тот не понял. Текст Евангелия Иуды можно понять иначе. Обтекаемые формулировки Христа позволяют сделать ещё одну интерпретацию.

Иисус испытывал Иуду, его верность.

Он знал, что Искариот горделив. Убедив ученика в его исключительности, Учитель дал ему свободу выбирать, как поступить. Иуда поддался пороку и избрал невероятное решение.

Толкование 4

Текст написали заговорщики против Христа. Это не популярная версия. Но редко озвучивается мнение, что Иисус стал проповедовать идеи, неугодные его приближённым.

Чтобы сохранить учение в нужном виде, Христа отправили на казнь, а для объяснения событий создали Евангелие Иуды.

Заговорщиком мог быть и сам Иуда Искариот.

Но тогда не ясно, зачем нужен был апокриф. Разве версии канонических Евангелий недостаточно? Видимо, нет. Текст Евангелия Иуды излагает другое учение, а его авторитет подкрепляется исключительностью Искариота.

Толкование 5

Апокриф правдив. Этой версии придерживается, например, журналист Илья Герол, автор книги «Последняя тайна Иуды». Он отмечает, что в библии нет противоречий апокрифу. Тот лишь углубляет библейскую историю.

По версии Иуды, никто из апостолов не знал о плане Христа. Нет ничего удивительного, что они по-своему интерпретируют события. О договорённости Иисуса с Искариотом косвенно свидетельствует автор Евангелия от Иоанна:

«Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».

(Ин 13:27)

Но нельзя утверждать, что фраза касается миссии Иуды, а не чего-то ещё.

Также любопытны следующие факты:

Иуда — мытарь, достаточно обеспеченный человек. Предавать Христа за столь малую сумму не имело смысла. 30 сребреников — оклад за 4 месяца работы на виноградниках.

Иуда распоряжался финансами апостолов.

Ему не было нужды рисковать ради разовой наживы, ибо он мог бы регулярно подворовывать из общей кассы.

Христос не мог быть столь непроницательным, чтобы держать рядом человека, способного на предательство.

Если преступление Иуды предопределено, то это лишает его свободы выбора. Если же свобода выбора есть, то миссия Христа могла бы не осуществиться.

Доверяя свидетельству Иуды, мы не отвергаем канонические Евангелия, но находим в них субъективную человеческую оценку. Кроме того, Лука, Марк и Матфей — не свидетели тех событий.

Только Иоанн — их участник. Но Евангелие от Иоанна — рукопись поздняя. Причём её автор, согласно текстологическим исследованиям, — не тот же человек, что написал «Откровение». Возможно, Евангелие Иуды — единственный письменный источник «из первых рук».

Каноническая библия от Иуды всячески открещивается.

Илья Герол видит в этом стремление христианства дистанцироваться от иудаизма. Иуда — еврей.

И этот факт впоследствии будет многократно подчёркнут в иконописи. Пока все апостолы и Иисус, вопреки логике, изображаются с европейскими лицами, Иуда символизирует собой отсталый иудейский мир, распявший Христа.

Он — козёл отпущения. По Иуде пройдутся не только богословы и иконописцы. У Данте — Иуда худший из грешников, глодаемый Люцифером в центре ада.

В «Божественной комедии» Данте Люцифер пожирает Иуду в центре 9-го круга ада

Илья Герол призывает обратить внимание на письма Павла, где нет упоминания о предательстве Иуды. Почему апостол игнорирует эту тему? Не потому ли, что его тексты подлинные и не подвергались правкам?

Быть может, в окружении Христа никто никогда не рассматривал Иуду как предателя? Что если это поздние интерпретации и клевета? Такие вопросы ставит пред читателем автор «Последней тайны Иуды».

Евангелие Иуды интересно науке и истории, но для христианских богословов — это обычный гностический апокриф

Евангелие Иуды потрясло мир. Резонанс этой находки огромен. В духе увлекательного фильма или романа оно выворачивает наизнанку библейскую историю. Но эта находка не столь важна для традиционных христианских конфессий.

Английский епископ Томас Райт так пишет о Евангелии Иуды:

«Евангелие Иуды — далеко не первый памятник подобного рода. Таких памятников, имеющих гностическое происхождение, сохранилось немало, и интерес они представляют разве что для исследователей распространения еретических течений в раннем христианстве.

Ни одно из этих произведений не сумело поколебать учение Церкви, хотя некоторые из них в свое время, на ранних этапах развития христианства, и послужили средством для совращения христиан в гностические секты».

Томас Райт епископ

Для богословов гностическая направленность текста и его позднее происхождение — показатель художественности его содержания.

Мало кто всерьёз полагает, что Евангелие написал сам Иуда.

Лидеры христианского мира утверждают, что Христос с Иудой никогда не говорили ни о чём подобном.

В первые века активно противостояли друг другу две христианские традиции: та, которую сегодня мы называем каноничной, и гностицизм.

В итоге гностические рукописи признали ересью. Таково отношение к ним и сегодня.

Евангелие Иуды не соответствует идеям католичества, протестантизма и православия. Оно — продукт другой, мистической и оккультной школы. Таких текстов немало.

У христианского мира нет причин изучать Евангелие Иуды или добавлять его в канон. Эта рукопись не только событийно, но идейно противоречит библии.

LiveInternetLiveInternet

«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИУДЫ
Тайный пересказ откровения, поведанного Иисусом в разговоре с Иудой Искариотом за три дня до празднования Пасхи.
Придя на землю, Иисус творил чудеса и дивные дела ради спасения человечества. А так как одни шли по праведному пути, а другие погрязли в грехах, то были призваны двенадцать учеников.
Он стал говорить с ними о тайнах, неведомых миру, и о том, что случится в конце. Часто он являлся ученикам не в собственном облике, а находился среди них как дитя.
Однажды он был со своими учениками в Иудее и нашел их собравшимися вместе и сидящими в благочестивом внимании. Когда он своим ученикам, собрались вместе, и сели, и возносили благодарственную молитву над хлебом, засмеялся.
Ученики сказали : «Учитель, почему ты смеешься над благодарственной молитвой? Мы сделали, как должно».
Он сказал им в ответ: «Не над вами смеюсь. Вы не по своей воле это делаете, но потому, что через это славится ваш бог».
Они сказали: «Учитель, ты сын бога нашего».
Иисус сказал им: «Откуда меня знаете? Истинно говорю вам, ни одно поколение людей, которые среди вас, не узнает меня».
Услышав это, ученики разгневались и стали поносить его в сердцах.
Когда Иисус заметил, что они им: «Почему смятение привело вас в гнев? Ваш бог, который внутри вас, и вызвал гнев душах ваших. любой из вас, кто среди людей, явит истинную человечность и встанет перед лицом моим».
Все сказали: «Мы сильны».
Но ни у кого из них не хватило духа встать перед , кроме Иуды Искариота. Он сумел встать перед ним, но не мог смотреть ему в глаза и отвернулся.
Иуда сказал ему: «Я знаю, кто ты и откуда пришел. Ты из бессмертной обители Барбело. А я недостоин произнести имя пославшего тебя».
Зная, что помыслы Иуды возвышенны, Иисус сказал ему: «Отойди от других, и я тебе поведаю тайны царства. Ты можешь их постичь, но будешь много скорбеть. Ибо другой тебя заменит, дабы могли двенадцать вновь примириться со своим богом».
Иуда сказал ему: «Когда поведаешь мне это, и настанет для поколения великий день света?»
Но когда он это сказал, Иисус его покинул.
На следующее утро после того, как это случилось, Иисус вновь своим ученикам.
Они сказали ему: «Учитель, куда ты уходил и что делал, когда нас покинул?»
Иисус сказал им: «Я уходил к другому великому и праведному поколению».
Его ученики сказали ему: «Господи, что это за великое поколение, лучше нас и праведнее нас, которое не пребывает ныне в этих пределах?»
Услышав это, Иисус засмеялся и сказал им: «Почему в сердцах ваших помыслы о сильном и праведном поколении? Истинно говорю вам, никто из рожденных в сей эон не увидит того , и ни один смертный не может связать себя с ним, ибо то поколение не происходит от что стало . Поколение людей среди от человеческого поколения сила, которая другие силы вы правите».
Когда ученики услышали это, каждый из них смутился духом. Они не могли вымолвить ни слова.
На другой день пришел к Иисус. Они сказали : «Учитель, ты явился нам в , ибо нам снились прекрасные ночью «.
: «Почему вы спрятались?»
Они прекрасный алтарем двенадцать человек – священников, как нам казалось – и имя; и толпа людей ждала у алтаря, священники приношения. мы продолжали ждать».
: «Как выглядят ?»
Они две недели; приносят в жертву своих детей, другие – своих жен, в похвале покорности друг другу; некоторые спят с мужчинами; иные промышляют ; некоторые совершают множество грехов и беззаконных деяний. А люди, стоящие алтарем, призывают твое , и во всех их делах недостойных приносятся жертвы до конца «.
Сказав это, они умолкли, ибо были встревожены.
Иисус сказал им: «Что вас тревожит? Истинно говорю вам, все священники, стоящие перед тем алтарем, призывают имя мое. Еще говорю вам, имя мое написано на этом поколений звезд сквозь человеческие поколения. сажали деревья бесплодные, во имя мое, постыдным образом».
Иисус сказал им: «Те из вас, кто видел принятие приношений у алтаря, таковы вы сами. Таков бог, которому служите, а сами вы те двенадцать человек, которых вы видели. Скот, приносимый в жертву, это многие люди, которых вы сбиваете с пути перед тем алтарем. встанет и так воспользуется именем моим, и поколения праведных останутся верны ему. После него встанет еще один человек из , и встанет другой из детоубийц, и еще один из тех, кто спит с мужчинами, и тех, кто воздерживается, и прочие люди скверны, беззакония и греха, и те, кто говорит: «Мы как ангелы»; они суть звезды, которые доведут всё до конца. Ибо сказано человеческим поколениям: «Вот, Бог принял вашу жертву из рук священника» – то есть, проповедника заблуждения. Но Господь, Господь вселенной, велит: «В последний день устыдятся они».
Иисус сказал : «Перестаньте жертв какие имеете над алтарем, ибо они над звездами вашими и ангелами вашими, и уже дошли там до конца. Да будут же они пред вами, и да уйдут поколения . Не может пекарь накормить всё творение под . И им и нам и .
Иисус сказал им: «Перестаньте бороться со мной. У каждого из вас своя звезда, и каждый в кто пришел для древа сего эона на время но он пришел орошать Божий рай, и , которое пребудет, ибо не осквернит того поколения, но для целой вечности».
Иуда сказал , какие плоды принесет это поколение?»
Иисус сказал: «Души всякого человеческого поколения умрут. Когда же эти люди завершат время царства и дух покинет их, тела их умрут, но души будут живы, и они вознесутся».
Иуда сказал: «А что будут делать остальные человеческие поколения?»
Иисус сказал: «Нельзя сеять семя на и пожинать его плоды. же и поколение и искажаемая София рука, которая создала смертных, дабы их души возносились вверх к вечным пределам. говорю тебе, ангел сила сумеет добиться, чтобы те, кому праведные поколения «.
Сказав это, Иисус удалился.
Иуда сказал: «Учитель, как ты выслушал их всех, выслушай теперь и меня. Ибо у меня было великое видение».
Услышав это, Иисус засмеялся и сказал ему: «Ты тринадцатый дух, зачем тебе так стараться? Но говори, я потерплю тебя».
Иуда сказал ему: «В том видении я видел самого себя, как двенадцать учеников бросали в меня камни и преследовали . И я тоже пришел в место, где за тобой. Я видел , и глаза мои не могли его размер. Его окружали великие люди, и дом тот имел крышу, покрытую зеленью, а посреди дома была , говоря: «Учитель, прими меня вместе с этими людьми».
в ответ сказал: «Иуда, твоя звезда сбила тебя с пути». Он продолжал: «Никто из смертных не достоин войти в дом, который ты видел, ибо то место отведено праведным. Над ним не властны ни солнце, ни луна, ни день, но праведные всегда пребудут там, в вечной обители со святыми ангелами. Вот, я объяснил тебе тайны царства и рассказал тебе о ложном пути звезд; и отправить в двенадцать эонов».
Иуда сказал: «Учитель, может ли так быть, что над моим семенем властны правители?»
Иисус сказал ему в ответ: «Приди, дабы я , но будешь много скорбеть, когда увидишь царство и всё его поколение».
Услышав это, Иуда сказал ему: «Какой в этом прок, чтобы я это принял? Ведь ты меня отобрал для того поколения».
Иисус отвечал: «Ты станешь тринадцатым, и будешь проклят другими поколениями – и придешь править ими. В последние дни проклянут они твое возвышение к праведному «.
Иисус сказал: «, дабы я мог научить тебя , которых не видел никто никогда. Ибо есть великая и бескрайняя обитель, протяженности которой не видело ни одно поколение ангелов, пребывает великий невидимый ,
которую никогда не видели глаза ангела, никогда не постигали помыслы сердца, и никогда ее не называли никаким именем.
И явилось светящееся облако. Сказал он: «Да будет ангел мне в спутники».
Возник из облака прекрасный ангел, просветленный божественный Аутоген. Затем возникли из другого облака еще четыре ангела и стали спутниками ангелу Аутогену. Сказал Аутоген: «Да будет «, и возник . И он первое светило, дабы царило над ним. Сказал он: «Да будут ангелы, дабы служить «, и возникли несметные мириады. Сказал он: » будет просветленный эон», и тот возник. Он создал второе светило, дабы царило над ним, вместе с несметными мириадами ангелов, дабы нести службу. Так создал он остальные просветленные эоны. Он повелел им царить над ними и создал им в помощь несметные мириады ангелов.
В первом светящемся облаке, которого никогда не видел никто из ангелов среди всех, кого называют «Богом», был Адамас. Он что образу и подобию ангела. Он сотворил нетленное Сета двенадцать двадцать четыре . Он сотворил семьдесят два светила в нетленном поколении, по воле Духа. Семьдесят два светила сами сотворили триста шестьдесят светил в нетленном поколении, по воле Духа, дабы число их было пять на каждое.
Двенадцать эонов двенадцати светил суть их отец, с шестью небесами на каждый эон, дабы всего было семьдесят два неба на семьдесят два светила, и на каждое сводов, триста шестьдесят . Им даны были власть и множество ангелов , во славу и поклонение, непорочные духи, во славу и всех эонов, и небес, и сводов их.
Множество тех бессмертных космосом – то есть, адом – называют Отец и семьдесят два светила, которые с Аутогеном и семьюдесятью двумя его эонами. В нем явился первый человек с его нетленными силами. А эон, наступивший с его поколением, эон, в котором облако познания и ангел, называется Эль. эон после того сказал: «Да будут двенадцать ангелов, править хаосом и «. И вот, из облака явился , чье лицо сверкало огнем, а облик запятнан был кровью. Имя его было Небро, что значит «мятежный»; другие звали его Ялдаваофом. Другой ангел, Саклас, тоже возник из облака. Так Небро создал шесть ангелов – как и Саклас – себе в помощники, и стало двенадцать ангелов на небесах, и каждый получил надел на небесах.
Двенадцать правителей говорили с двенадцатью ангелами: «Пусть каждый из вас и пусть их поколение ангелов»:
Первый ет, которого называют Христом.
Харматот, которого .
Галила.
Четвертый Иобель.
Пятый Адонайос.
Вот пятеро, кто правил преисподней, а прежде всего хаосом.
Затем Саклас сказал своим ангелам: «Да создадим человека по образу и подобию нашему». Они сотворили Адама и жену его Еву, которую в облаке зовут Зоей. Ибо под этим именем все поколения ищут мужчину, и каждое из них называет женщину этими именами. Теперь Саклас не повел кроме поко это . И сказал Адаму: «Ты будешь жить долго, со своими детьми».
Иуда сказал Иисусу: » срок отпущен человеку для жизни?»
Иисус сказал: «Зачем спрашиваешь об этом, что Адам со своим поколением прожил свою жизнь в месте, где он получил свое царство, долговечное, как его правитель?»
Иуда сказал Иисусу: «Умирает ли человеческий дух?»
Иисус сказал: «Вот почему Бог повелел Михаилу дать людям дух взаймы, дабы они могли нести службу, но Великий приказал Гавриилу подарить дух великому поколению без правителя над ним – то есть, дух и душу. Посему души .
» свет вокруг пусть дух внутри вас, пребудет в этой среди поколений ангелов. Но Бог повелел знание Адаму и тем, кто с ним, дабы цари хаоса и преисподней не могли им владеть без их ведома».
Иуда сказал Иисусу: «Что же будут делать эти поколения?»
Иисус сказал: «Истинно говорю тебе, за них всех звезды доведут дело до конца. Когда Саклас завершит отведенный ему срок, появится с поколениями их первая звезда, и они закончат то, что обещали сделать. Затем они будут прелюбодействовать во имя мое и убивать своих детей и будут и имя мое, и он твою звезду над надцатым эоном».
После этого Иисус .
: «Учитель, ?»
в ответ : «Я смеюсь не , а над ошибкой звезд, ибо эти шесть звезд странствуют с этими пятью воинами, и все они будут уничтожены вместе со своими созданиями».
Иуда сказал Иисусу: «Вот, а что будут делать те, кто крещен во имя твое?»
Иисус сказал: «Истинно говорю , это крещение имя мое мне. Истинно говорю тебе, Иуда, приносит жертвы Сакласу Бог всё, что есть зло».
«Но ты превзойдешь их всех. Ибо в жертву принесешь человека, в которого я облачен».
Уже поднят твой рог, распалился твой гнев, зажглась твоя звезда, и сердце твое .
«Истинно твой последний станет , скорбеть правитель, так как он будет уничтожен. А затем возвысится образ великого поколения Адама, ибо прежде неба, земли и ангелов существует то поколение, которое из вечных пределов. Вот, тебе сказано всё. Посмотри вверх, и увидишь облако, и свет в нем, и звезды вокруг него. Путеводная звезда и есть твоя звезда».
Иуда посмотрел вверх, и увидел светящееся облако, и вошел в него. Стоявшие на земле услышали голос, идущий из облака, говорящий великое поколение … образ .
Их первосвященники роптали, потому что ушел в гостевую комнату для молитвы. Но несколько книжников оставались начеку, дабы схватить его во время молитвы, ибо они боялись народа, так как все считали его пророком.
Они подошли к Иуде и сказали ему: «Что ты здесь делаешь? Ты ученик Иисуса». Иуда отвечал им, как они желали. И он принял деньги и предал его им.

Евангелие от Иуды: Давайте разберемся

В недавнем прошлом было объявлено о якобы открытом секретном откровении – Евангелии от Иуды. Сначала был Код Да Винчи, теперь Евангелие от Иуды. Почти сразу бросается в глаза неясность, как Апостол, который предал Иисуса Христа, да еще к тому же убил себя за день до распятия Христа, мог написать Евангелие? Когда была написана эта книга? И если мы верим «National Geographic», который анонсировал статью о переводе Евангелия от Иуды с коптского языка, то тогда это равноценное Евангелие о жизни и учении Иисуса Христа. Если это правда, тогда это радикально меняет концепцию отношений между Иисусом Христом и Его учениками.

В недавно открытом Евангелии Иуда представлен, как ближайший к Иисусу Апостол. Он единственный, кто получил специальные, глубокие знания о Царстве Бога от Иисуса Христа. Является ли манускрипт действительно древней копией Евангелия от Иуды? Каково основное послание этого Евангелия? Какое отношение это Евангелие имеет к христианству и принятому канону Писания? Дает ли это Евангелие новый взгляд на те, что уже существуют – канонические Евангелия?

Является ли Евангелие от Иуды действительно древним манускриптом?

Возможно, что некоторые из вас надеются, что оно окажется подделкой. Понравится вам это или нет, но Евангелие от Иуды очень реально, и манускрипт, найденный в Египте в 1970 году точно не является подделкой. После открытия этого 26 страничного манускрипта (на самом деле даже около 66 страниц, включая другие гностические произведения) из-за непонимания его значения, его части хранились более двух десятилетий непереведенными у различных торговцев древностями.

Кодекс сделан из очень хрупкого папируса и его состояние с момента открытия, за почти 30 лет хранения, значительно ухудшилось. Хотя первоначально Евангелие от Иуды было написано, почти наверняка, на греческом языке, этот манускрипт написан на коптском языке. Это был местный язык в Египте в ранние века нашей эры. Коптские тексты очень тесно связаны с греческой письменностью. Наконец, в 2000 году специалист по коптскому языку Родольф Кассер занялся этим папирусом. Он должно быть был шокирован, осознавая, что держит в руках считавшуюся давно утерянной и долго оскорбляемую копию Евангелия от Иуды.

Важно отметить, что о существовании этого Евангелия было известно ученым в течение многих веков. Тем не менее до сих пор не было найдено ни одного манускрипта. Отец ранней Церкви – Ириней, упоминал об этом Евангелии в своей книге еще в 180 году н.э. Он цитировал это Евангелие в своих трактатах против ересей. Ириней свирепо осуждал это Евангелие за лежащее в его основе гностическое учение, называя его фальшивой историей. Ссылаясь на Иринея, ученые предполагают, что это апокрифическое письмо было написано где-то около 150 года нашей эры. Оригинал был на греческом, но манускрипт, найденный в Египте является переводом. Подлинность была подтверждена двумя способами – по составу чернил и по методу углеродного анализа. После анализа папирус был датирован где-то между 220 годом и 340 годом нашей эры.

Какова суть послания этого письма?

Дебаты вокруг Евангелия от Иуды идут не только насчет его подлинности. Множество противоречий также вызывает и содержание самого послания. Мы должны помнить, тем не менее что хотя у нас много новой информации об этом Евангелии, все же основная часть этого письма нам уже была известна из трудов Иринея.

Давайте рассмотрим содержимое этого очень спорного манускрипта. Прежде всего, важно заметить, что это не совсем Евангелие, если мы принимаем четыре канонических Евангелия за основу. Это не биография жизни Иисуса Христа. Оно не включает в себя многие важные события, не рассказывает о том, как Иисус исцелял людей, не рассказывает о том, как Иисус Христос учил людей и проповедовал им. Оно ни в каком виде на дает хронологической картины о жизни и служении Иисуса Христа. Это письмо длиной всего в 3200 слов, которые равны примерно трем – четырем главам канонического Евангелия. Этот документ содержит несколько очень странных аллегорических и философских заявлений, которые скорее отражают взгляд гностиков (смотрите об их учении ниже), нежели жизнь Иисуса Христа.

Читатель должен помнить, что Евангелие от Иуды это просто одно из многочисленных известных гностических псевдо-евангелий. Есть еще Евангелие от Фомы, Евангелие от Марии, Секретная книга Иоанна, Евангелие от Филиппа и многие другие. Эти все работы из разряда «псевдоэпиграфической» литературы, что означает, что они имеют поддельное авторство, написаны другими людьми, но точно не теми, именами которых они названы. Никакие ученые не заявляют, что Мария написала Евангелие от Марии или что Фома написал Евангелие от Фомы. Тоже самое касается и Евангелия от Иуды. В нашем случае оно точно не было написано Иудой.

Спонсоры перевода от National Geographic считают (см. выпуск от мая 2006 года National Geographic), что историческая достоверность Евангелия от Матфея и Иоанна более менее наравне с этой книгой – Евангелием от Иуды.

Авторы National Geographic заявляют, что Эбиониты, Маркиониты, Гностики и основное течение Христианства — одно и тоже христианство. Вот их картина христианства в первые три века нашей эры – это одна из неясных религий, с неясным учением или историей Христа. Мы увидим, что эта точка зрения не выдерживает хорошего ученого анализа.

Давайте рассмотрим некоторые исторические события, описанные в этом документе. Когда мы сделаем это, мы вскоре увидим, что содержание Евангелия от Иуды это нечто неестественное и странное по сравнению с принятыми Евангелиями. Есть несколько отрывков в Евангелии от Иуды, которые нам кажутся смутно знакомыми. Иисус говорит своим последователям, чтобы они не сеяли семена на скале, ожидая потом урожая – напоминает Матфея 13:5. Оно также описывает место, где «ни один глаз не видел, и ухо не слышало» – напоминает 1 Коринфянам 2:9. Вот несколько выборочных знакомых мест из четырех Евангелий в Евангелии от Иуды.

В книге Иисус с невежеством относится к Апостолам. Он часто смеется над ними, если они не понимают глубоких истин. Ученики Иисуса говорят Иисусу о видении храма с двенадцатью священниками, стоящими перед алтарем, и принимающими дары. Священники приносят в жертву их жен и детей, принимающих участие в гомосексуальных актах и других ужасных грехах. Иисус говорит Апостолам, что священники в видении это символы самих Апостолов. Те, кто видел этих священников, принимающих жертвы у алтаря, ими же и являются. Это ваш Бог, которому вы служите (Евангелие от Иуды стр. 38)? Для тех, кто не знаком с учением гностиков, это может показаться странным. Тем не менее если мы понимаем, что гностики, включая авторов Евангелия от Иуды, утверждали, что Бог Ветхого Завета – злой Бог, тогда этот отрывок имеет смысл.

Другой отрывок в этом документе тоже подтверждает взгляд гностиков. «Скот, приносимый в жертву, это многие люди, которых вы сбиваете с пути перед тем алтарем».

Больше, чем половина письма Иуды – это запутанные трактаты гностического учения, вложенного в уста Иисуса Христа. «Приди, дабы я мог научить тебя тайнам, которых не видел никто никогда. Ибо есть великая и бескрайняя обитель, протяженности которой не видело ни одно поколение ангелов…» Секретная космология, где Иисус называет своим ближайшим апостолом Иуду, включает в себя семьдесят два светильника, возможно, это триста шестьдесят, возможно, это двенадцать. Это не ясно. Есть «Двенадцать эонов двенадцати светил суть их отец, с шестью небесами на каждый эон, дабы всего было семьдесят два неба на семьдесят два светила, и на каждое из них пять сводов, а всего триста шестьдесят сводов». Незнакомые герои в этой космологии (если только вы не знакомы с гностицизмом, конечно), включая Небро, Ялдаваоф, Саклас, Иобель, Адонайос.

Иисус также в этой работе известен, как Сет, и Он является одним из пяти правителей подземного мира.

Ключевая линия всего Евангелия находится в конце. «Истинно говорю тебе (имеется в виду Иуда), это крещение не самое главное. Но ты превзойдешь их всех. Ибо в жертву принесешь человека, в которого я облачен». Автор этой работы пишет, что Иисус возвысил Иуду и считал его величайшим из Апостолов. Почему? Потому что именно он предал его стражникам, чтобы исполнилось Писание. Верите вы или нет, но как мы увидим ниже, это заявление на самом деле имеет смысл, если следовать философии гностиков.

Из-за всего это странного содержания Евангелия от Иуды напрашивается вопрос: Следует ли верить, что всё это на самом деле говорил Иисус?

Кто такие гностики?

«Ибо в жертву принесешь человека, в которого я облачен». Писатель этого Евангелия очень ясно показывает свою философскую идею, когда вкладывает эти слова в уста Иисуса Христа. Это ясное и обычное утверждение гностиков. Невозможно понять основную идею послания Иуды, без того, чтобы сначала хоть немного не разобраться в учении гностиков в первые три века нашей эры. Давайте разберемся в природе Гностического Христианства.

Важно помнить, что гностики, которые называли себя христианами в ранние века нашей эры, имели широкий спектр убеждений. Учение ортодоксальной христианской церкви несколько менялось, но церковная доктрина и организация была достаточно последовательной. Но в случае с гностиками это точно было не так. Важно также признать, что источником учения гностиков не было христианство. От гностических писателей мы узнаем, что учение гностиков было основано на принципах мистической религии (такие как: культы Дионисиуса и Осириса), Ближневосточном Дуализме (Зороастризм и Митраизм) и на философии нео-Платонизма (учении Платона).

Рискнем упростить все это. Практика гностиков была основана на мистической религии, теология основана на дуалистической религии, философия основана на нео-Платонизме, и история основана на Христианстве. И когда ученые изучают писания гностиков, такие как Евангелие от Фомы, в частности, когда мы изучаем Евангелие от Иуды, то было бы справедливо их называть гностическими учениями, одетыми в какое-то подобие христианства. Как пример можно привести Наг Хамади, библиотеку писаний гностиков, найденную в Египте в 1940-х годах, содержащую две похожие книги. Одна из них – книга «Eugnostos the Blessed» – это греческие нео-Платонистские размышления. Другая, известная как «Sophia of Jesus Christ» — является практически идентичным материалом, исключая тот факт, что греческо-философские рассуждения первой книги «Eugnostos the Blessed» во второй книге вложены в уста Иисуса Христа. Ясно, что греческая философия была одета в одежды христианства.

Культовые практики, лежащие в основе гноститизма, уходят своими корнями в мистические религии, которые пронизывали Римскую Империю в то время. Греческой мистической религией был культ Дионисиуса. Похожим культом в Египте был культ Осириуса.

Мистическими были ритуальные и символические обряды, которые вели последователей ко всё более глубокому знанию Бога. Практикующие поклялись хранить в тайне эти обряды. Все последователи получали глубокие знания об этих мистических практиках. Это и есть источник слова «Гноститизм», что происходит от греческого «гносиз» или «знания». Мы не знаем многих вещей об этих секретных мистических культах, т.к. они были серьезно засекречены, но некоторые знания мы получаем от греческих писателей. Одни из них – знания о «Вакханалии» – главном фестивале культа Дионисиуса. Этот продолжительный праздник включал в себя сексуальные грехи, алкоголь и другие стимуляторы, которые давали экстатический религиозный опыт для всех последователей.

Влияние мистической религии на Евангелие от Иуды очевидно. Текст этого документа содержит слова Иисуса к Иуде: «Приди, дабы я мог научить тебя тайнам, которых не видел никто никогда. Ибо есть великая и бескрайняя обитель, протяженности которой не видело ни одно поколение ангелов…». В отношении Иуды Иисус является подобием духовного гуру, к которому сам Иуда самый блиский ученик. Иисус Христос сказал Иуде: «Отойди от других я расскажу тебе тайны царства». Вот вопрос который следует тут задать: Что более вероятно, что автор этого Евангелия находится под влиянием настоящих отношений Иисуса и Иуды, или же под влиянием мистических религий?

Теология Евангелия от Иуды частично объясняется влиянием множества дуалистических религий Ближнего Востока того времени. Современному читателю наиболее знакомой будет Зороастризм, потому что до сих пор существуют небольшие группы последователей этой религии, в основном в Индии. Религия уходит корнями в современный Иран. Зороастризм, Манихеизм и Митраизм – все они начинаются в Персии или Восточно-Римской Империи. Конечно эти группы имели разнообразные убеждения, но их суть сводится более или менее к тому, что мир находится в равной борьбе между добром и злом. Бог добра и Бог зла находятся в войне за каждую земную душу. Дуализм находит свое влияние в гностицизме и в Евангелии от Иуды.

Гностики верили, что Иегова, Бог Ветхого Завета был злым Богом, который принес разрушение божьим людям. Применительно к этому учению, Иисус является учителем Бога добра. Он духовный, в то время, как Иегова физический и земной. Как пример этой связи между дуализмом и гностицизмом, рассмотрим теологию одного из наиболее влиятельных учителей гностиков – Маркиона. Мы знаем из его писаний, что он отрицал весь Ветхий Завет, как и большую часть Нового Завета. Потому что Новый Завет тоже был слишком еврейский и потому что в нем прослеживалось много влияния от учения Иеговы. Маркион учил, что Иегова – враг настоящей духовности, потому что он мирской и злой Бог. Маркион основывал свои канонические принципы на письмах апостола Павла. Влияние дуализма на Евангелие от Иуды мы находим в части, которая уже упоминалась, где Иисус говорит Апостолам: «Скот, приносимый в жертву, это многие люди, которых вы сбиваете с пути перед тем алтарем». Евангелие от Иуды рисует картину жертв в храме, как кощунственно греховные.

И последнее, но быть может наиболее важное — работы гностиков, такие как Евангелие от Иуды, находились под влиянием греческой философии, особенно нео-Платонизма. Греческая философия времен Пифагора через Платона, и особенно для гностицизма, Плотинуса, создавало картину земли, как физического, поэтому очень злого места. Цель каждого человека была в том, чтобы покинуть физический мир через мистические религиозные практики или через философские рассуждения, в смысле движения к высшему, более духовному существованию. И диаметрально противоположную картину мы находим в Ветхом Завете, подтвержденную в Новом Завете – сотворенный мир был хорош (Бытие 1:31). Бог посмотрел на все созданное Им, и все было хорошо.

Не так как в нео-Платонизме. Физический мир в лице Иеговы или Адама – по сути есть зло. Цель – уйти от физического и испытать духовную квинтэссенцию. Это объяснение основного учения гностиков об Иисусе. По их словам, Иисус не был физическим существом вообще. Он не мог им быть. Человек, которого мы считаем Иисусом, на самом деле был иллюзией. Или, возможно, он был местом, которое временно занимал настоящий духовный Иисус. Поэтому мы находим обращение Иисуса к Иуде, упомянутое выше: «Ибо в жертву принесешь человека, в которого я облачен». В Евангелии от Иуды Иисус духовное существо, которое было помещено в физическое тело. Само тело – не Иисус. В этом случае Иисус не был распят на кресте. Поэтому Иуда сделал одолжение Иисусу, освободив Его от греховной и физической реальности человеческого тела.

Конечно, это диаметрально противоположно той теологии и всему тому, во что верят те, кто называют себя христианами сегодня. С самого начала церковь учила, что Иисус Христос был и Богом и человеком одновременно. Это устоявшаяся доктрина, которая была записана в письменной форме на Никейском Соборе в 325 году нашей эры. Это просто еретическое учение (что Иисус не был плотью), которому противостоит Иоанн в 1 послании Иоанна 1:1:

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, за чем наблюдали и что осязали руками, о Слове Жизни мы пишем вам».

В гностицизме и нео-Платонизме, истина в том, что духовный Бог очень сильно отделен от всего земного. Этому Богу точно не интересны личные отношения с человеческими существами. Это Бог Евангелия от Иуды. Настоящий Бог настолько отделен от человеческих существ, что он из своих мыслей создал низших существ, известных как «эоны». Эти нео-Платонистские эоны те же самые существа, о которых рассказывал Иисус Иуде в недавно опубликованном письме. Одно из таких существ – эонов это София, также известное как Барбело. Оба находятся в Евангелие от Иуды.

По мнению гностиков мысли Софии привели к созданию Бога зла Ялдаваофа (также известного как Небро), кто позднее создал Бога Бытия — Яхве, Иегову. Все эти нео-Платонистские герои находятся в Евангелии от Иуды. Этот неуклюжий Бог создал катастрофический мир, где маленькие искорки божественного находятся внутри греховного и злого тела. Из нео-Платонизма мы получаем гностическую философию и религию, из которой мы получаем Евангелие от Иуды. Эта связная нить абсолютна ясна.

В конечном счете гностическое христианство вообще не христианство, как и Евангелие от Иуды – не христианское. Это утверждение верно, если мы решаем, что учение таковым является, если оно основано на учении Христа. Гностическая вера основана на сплаве популярной философии и религии Восточного Средиземноморья, которое только имеет тонкий налет псевдо-христианского учения. Учителя гностиков назывались антиХристами во второй главе 1 Послания Иоанна, по причине того, что отвергающий Сына, не имеет и Отца.

«Кто же больший лжец, чем тот, кто говорит, что Иисус не Христос? Такой человек антихрист. Он отрицает и Отца и Сына. У того, кто отрицает Сына, нет и Отца, у того же, кто признаёт Сына, есть и Отец. Что же касается вас, то, о чём вы слышали с начала, должно оставаться при вас. Если то, о чём слышали вы с начала, остаётся при вас, то вы пребудете в Сыне и Отце». (1 Послание Иоанна 2:22-24)

Какое отношение это открытие имеет к нашему пониманию христианства?

Какое отношение имеет Евангелие от Иуды к христианству? Простой ответ – почти никакое, если вообще и имеет. Это открытие будет интересно для ученых, изучающих религии Ближнего Востока в Римской Империи во времена Римского мира (Pax Romana). Эти ученые уже имеют подобного рода документы, особенно из библиотеки Наг Хамади, но Евангелие от Иуды будет интересным приложением к сохранившейся гностической литературе. Исходя из этого мы ничему новому не можем научиться об Иисусе, Его жизни, Его учении или Его служении из гностического Евангелия от Иуды. Потому что оно просто не имеет никаких доказательств о жизни Христа. Если мы прочитаем статью National Geographic, представляющую завершенное восстановление и перевод Евангелия от Иуды, то мы получим совершенно другую картину. Редакторы статьи подразумевают, что были несколько конкурирующих версий христианства, как следствие несколько версий Евангелий во втором и третьем веках нашей эры.

Маркиониты, Эбиониты, Гностики, Карпократиане и что мы сейчас называем ортодоксальным христианством – все они имеют более или менее похожую интерпретацию учения Иисуса Христа. Если верить. В дополнение ко всему, по их мнению, гностические писания, включая Евангелие от Иуды, занимают похожее положение с каноническими Евангелиями – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Цитируя автора National Geographic: «На самом деле не ясно, были ли авторы, даже из знакомых четырех Евангелий, свидетелями событий, которые они описывали?»

Проблема этой точки зрения в том, что она полностью отвергается фактами, которые нам известны. Те, кто пытается мутить воду твердой, консервативной, старой христианской веры (через которую люди должны быть спасены) хотят создать ложное впечатление, что эти альтернативные Евангелия или другие апокрифические работы имеют одинаковый вес и авторитет с принятыми каноническими Новозаветными книгами. Давайте рассмотрим доказательства.

Сначала позвольте напомнить, что гностики – дети мистических религий. Практикующие мистические культы использовали мистические истории в аллегорическом значении, чтобы рассказать более глубокую историю. Для гностиков использование мифической или символической истории, не имеющей под собой никаких фактов, было привычной практикой. Когда кто-то читает Евангелие от Иуды, то всегда надо держать в голове, что автор не пытается убедить читателя в том, что это была реальная история.

В случае с авторами четырех канонических Евангелий это в точности наоборот. Например, в обоих своих работах – Евангелии и книге Деяний, Лука указывает места, имена правителей, направление путешествий из одного места в другое и специфичные названия правителей различных городов. Исторические и археологические факты доказывают и подтверждают сказанное Лукой. На сегодняшний день нет ни одной исторической детали, указанной Лукой, которую можно признать неверной (Евангелие от Луки 1:1-3). Все авторы Евангелий включали в свои работы детали событий, которые они описывали (тридцать Серебренников, точные расстояния, время дня и т.д.), создавая безошибочное чувство, что данные получены из первых рук. Создается такое впечатление, что авторы писали таким образом, что если кто-то сомневался, то можно было сказать: «Спросите тех, кто был там».

Авторы статьи о Евангелии от Иуды из National Geographic пытаются заставить сомневаться в том, что Евангелия являются надежным источником. Некоторые пытаются создать впечатление, что Евангелия не были написаны ранее второго века. Проблема в том, что доказательства, которые мы имеем, не позволяют придерживаться этой точки зрения. Поддержкой этого являются как минимум два источника. Первое это то, что мы имеем несколько настоящих манускриптов Нового Завета, написанных ранее второго века.

Самым ранним подтвержденным манускриптом является манускрипт «Rylands Papyrus», который был датирован разными способами 125 годом нашей эры. В дополнение существует большая часть писем, написанных Отцами ранней церкви, такими как Климент Римский, Поликарп, Иустин Мученик, Ириней и другими. Эти ранние христианские писатели позднего первого и раннего второго века широко и много цитировали из каждой части Нового Завета.

Письма, известные как «Послание Варнавы», Дидахе и Письма Климента Римского были датированы примерно 100 годом нашей эры. Эти авторы цитировали из Матфея, Марка, Луки, Деяний, Римлянам, 1 Коринфянам, Ефесянам, Титу, Евреям, 1 Петра и из других книг. Отец ранней церкви Игнатий был замучен в 115 году нашей эры. В его письмах, которые он писал на его пути в Рим, он цитировал почти из каждой книги Нового Завета. Можно продолжить, вспомнив много работ Иустина Мученика, работы которого датируются 150 годом нашей эры. И других – Иринея – конец второго века. Иустин называл Евангелия «воспоминаниями Апостолов». Эксперты заявляют, что, используя только цитаты ранних христианских авторов второго века, можно воссоздать почти весь текст Нового Завета. Почти все ученые согласны, что Евангелия от Матфея, Марка и Луки были написаны не позднее 70 года нашей эры. Евангелие от Иоанна почти наверняка написано до 90 года нашей эры, а возможно, что даже на 10 лет раньше.

Давайте сравним доказательства раннего авторства и точность истории канонических Евангелий с гностическими работами, такими, как Фома и Иуда. Нет никаких доказательств, что эти или какие другие письма гностиков имели авторитет в ранней церкви. Есть только один случай обращения ранних писателей церкви к подобным книгам, и то только тогда, когда они хотели показать, почему они являются еретическими. Интересно отметить, что лидер движения гностиков Маркион создал самый ранний лист вдохновленных книг. Из-за того, что он отвергал Бога Ветхого Завета, он включил в этот лист только Евангелие от Луки, но мы можем сказать (известно из его писем), что он знал о трех других. Что интересно отметить, что даже Маркион не включил никакое псевдоэпиграфическое гностическое письмо в свой канон.

Предполагается, что даже последователям гностицизма было известно о том, что их работы не имеют апостольского авторитета. Пожалуйста, не будьте смущены теми, чья цель не открыть правду, но спутать умы тех, кто основывает свою веру на Библии, как на вдохновленном Слове Бога. Нет никакого основания помещать Евангелие от Иуды в ту же категорию, что и четыре канонические Евангелия.

Вывод

Евангелие от Иуды — интересное открытие, особенно для ученых, которые изучают гностицизм, влияние греческой философии и ближнее-восточной религии в еретических христианских группах. Те, кто пытается представить эту книгу, как историю жизни Иисуса Христа, которую мы находим в серьезных традиционных Евангелиях, находятся на неверном пути. Странная история с тем, что Иуда является любимым учеником Иисуса, которому Иисус единственному доверил секрет, глубокие знания (гносиз) просто не заслуживает доверия. Эта история могла появиться в умах гностических писателей с целью вложить учение гностиков в уста Иисуса Христа. Четыре канонических Евангелия являются свидетельством реальной жизни Иисуса Христа, с Апостольским авторством.

Сравнивать Евангелие от Иуды с Евангелием от Матфея — совершать грубейшую логическую и научную ошибку.

Джон Окс

  • Подписаться на новости
  • Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.

  • Христианские тесты онлайн
  • Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
    Пройти тест

  • Задать вопрос
  • Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.

Христианские видео и ролики

» Назад 1 / 47 Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. Орландо 2020. Международный христианский саммит в США 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 47

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *