Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен?
С детства воспитывай его в наказании и учении Господни.
Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний
было для него делом излишним».

Вы всё возлагаете на нас <священников>,
тогда как только бы вам надлежало учиться у нас,
а женам вашим у вас, детям тоже у вас;
напротив, вы все оставляете нам.

Святитель Иоанн Златоуст

Евангелие входит в жизнь дома. Евангелие освящает эту жизнь и управляет ею. И тогда дом становится Церковью. Становится небом на земле. Тогда главой дома становится Сам Господь.

Были такие люди на свете, жили такие люди на свете, у которых это, и вправду, получилось. Иногда это кажется таким трудным, таким невозможным, что подвиги преподобных пустынников, мучеников и исповедников начинают представляться как что-то более приближенное к реальности, чем возможность сделать свою семью Церковью. Вот мои непослушные дети, готовые драться с родными братьями за возможность прокатиться на сломанном самокате, совершающие мелкие подлости, ябедничающие друг на друга, им в одно ухо влетает, а в другое вылетает… И этих детей под управлением родителей, раздраженных и усталых, с больными зубами и неоплаченным кредитом, можно привести к такой возвышенной, до слез умилительной, но какой-то нереальной жизни? Такое бывает только где-то там, у других. У святых.

А у нас? Не будем и пытаться? Что ж, если не пытаться, то, и вправду, ничего не может получиться.

Но вот если мы хотя бы задачу такую поставим – жить по Евангелию, жить всей семьей как малая Церковь – уже первый шаг будет сделан. Это искреннее намерение – уже начало строительства дома как Церкви. Если мы начнем делать что-нибудь, ну хоть что-нибудь для осуществления этого желания – то вот уже и второй шаг. Задача, действительно, не просто сложная, а почти нереализуемая. Разных людей, разного характера, разного возраста, грешных, со своей свободной и не всегда при этом доброй волей объединить ради Бога, во имя Бога – слишком много неизвестных в такой задаче.

Но ведь невозможное человеку возможно Богу, Который и из камней может сделать детей Авраама. Значит, и из нас сможет. Если мы Его будем просить об этом. Всегда призывать Бога на помощь и в начале строительства нашего дома-храма, и пока кладем каждый кирпичик, и когда эти кирпичики рассыпаются в руках, когда строительной смеси не хватает, когда конца-краю этой стройке не видно. Строить ради Него и во имя Его – и вот тогда Сам Христос станет нашим Домостроителем. А если так – то вот уже готовый фундамент нашего дома-храма. Монолитный. Даже не бетон – камень. А нам останется только не унывать, рук не покладать и всегда нашему Домовладыке помогать.

***

Евангелие входит в жизнь нашего дома… Чтобы это случилось, много всего понадобится. Верить. Жить жизнью Церкви – жизнью, построенной на евангельском учении. И еще – хотя бы представлять себе, чему же нас учит Евангелие. Слушать и слышать слово Божие.

Читать, изучать Евангелие. Всей семьей. Как главный «учебный предмет» в доме, который стремится стать малой Церковью.

В каждой христианской семье такие уроки устроены по-разному. Ведь эти уроки не серия лекций и экзаменов, а особенная форма жизни всего дома.

И здесь я попробую рассказать, как такие уроки мы пытаемся встраивать в жизнь нашей семьи.

Евангелие как история: организованное обучение

Я уже рассказывала о том, как мы изучаем Ветхий Завет, – по этой же схеме могут быть выстроены домашние уроки по Новому Завету. Это именно уроки, когда мы изучаем Евангелие в первую очередь как историю.

Выбираем определенный день недели, когда мы обязательно должны позаниматься с детьми

Выбираем определенный день недели, когда мы обязательно должны позаниматься с детьми. Вообще в такой день мы изучаем предметы круга Закона Божия. Закончили Ветхий Завет – изучаем Новый, затем устройство храма и так далее, по кругу. Сейчас, например, «проходим» Символ веры, по одному «члену» за занятие. Если такой день выделен, если есть «расписание занятий», то гораздо легче – по крайней мере, лично мне – сделать домашние занятия действительно регулярными.

Программа есть: это последовательность евангельских событий. Выбрав день, выбрав время – такое время, когда дети готовы хоть что-нибудь воспринимать, – родители пересказывают небольшой сюжет детям. Во время обеда, например. На одном занятии говорим о Благовещении, на другом – о встрече Богородицы с праведной Елисаветой, затем – Рождество Христово и так далее. Потом вместе с детьми мы разглядываем иконы и другие иллюстрации по теме. Их в Интернете предостаточно. Читаем сам евангельский текст в синодальном переводе, а через несколько дней – тот же текст по-церковнославянски. С малышами изготавливаем тематические поделки: прочитали о чуде превращения воды в вино – и сделали кувшинчики из пластилина, прочитали о чуде размножения хлебов – и испекли пять булочек. Таким образом постепенно закрепляем в памяти детей услышанное, и так «проходим» весь Новый Завет. Это занимает месяца три-четыре.

Ориентироваться можно и на учебники Закона Божия, и на готовые изложения евангельских событий для детей. Одно «поколение» детей подрастает – и через пару лет мы заново начинаем этот «курс».

Такое изучение новозаветных текстов в хронологической последовательности помогает понять и запомнить евангельские события как историю. А еще мы смотрим с детьми документальные фильмы – о раскопках на Святой Земле, об открытиях ученых, подтверждающих историчность евангельского рассказа. И таким образом изучаем еще и исторический контекст описанных в Евангелии сюжетов. Основная задача таких занятий – сформировать общее представление именно о событиях Нового Завета в их историчности и последовательности.

Евангелие как часть домашнего богослужения

Мы, родители, сами стараемся каждый день читать Евангелие и апостольские послания. Ведь освящая словом Божиим свой собственный день, мы освящаем и день всего своего дома. А значит, и день своих детей. Ведь начало образования детей – это самообразование родителей. Начало исправления детей – это самоисправление родителей. Формирование личности ребенка не во всем, но во многом зависит от личности его учителя, его воспитателя, от личности человека, который выстраивает образовательное пространство дома. Поэтому если мы сами прочитали Евангелие, если сохранили прочитанное – хотя бы на начало дня, – то и дети будут приобщены к слову Божию.

При первой возможности мы читаем евангельские тексты вместе с детьми. Это бывает проще всего, когда дети не загружены школой. Поэтому, если сегодня выходной, если каникулы, наш домашний день начинается, как и обычно, с утренней молитвы, и – это уже особенность именно выходного дня – после молитвы читаем Евангелие. Позже, за завтраком, мы можем обсудить услышанное, прочитать, может быть, небольшое толкование евангельского текста. Причем здесь совершенно не важно, все ли дети в семье уже «проходили» уроки по Новому Завету. Мы ведь уже не историю изучаем, а приходим услышать слово нашего Спасителя.

Ежедневное (в идеале ведь все-таки ежедневное) домашнее чтение Евангелия задает определенное направление всему дню. Это возможность не только обращаться к Богу, но и слышать Его слова, сказанные нам 2000 лет назад, но обращенные к нам именно сегодня. Такое чтение соединяет всех членов семьи в одно целое.

Чтение положенных «вседневных» евангельских отрывков соединяет наш дом со всей Церковью

И еще – соединяет наш дом со всей Церковью. Это происходит в том случае, если мы не просто читаем «подряд», но открываем положенные «вседневные» евангельские чтения, подобранные именно для этого дня нашей Церковью. И в таком случае мы освящаем день нашего дома теми самыми евангельскими словами, которые сегодня же читают в храмах, в своих домах другие православные люди.

Соединение домашнего и церковного обучения

Участие в этом «повседневном» церковном чтении слова Божия – уникальная возможность сделать домашнее обучение продолжением и закреплением обучения в Церкви. Возможность соединить наш дом-школу с нашим главным Училищем – с Церковью. Святитель Иоанн Златоуст призывал родителей разбирать дома с детьми сюжеты Священного Писания (во время вечерней трапезы и семейного досуга), а изучив соответствующий текст – приводить ребенка в храм: «В церковь веди его <ребенка>, взяв за руку, и стремись привести его туда в особенности тогда, когда читается этот самый рассказ <перед этим изученный дома>. И увидишь, как он веселится, прыгает и радуется, что знает то, чего не знают все остальные, что он предвосхищает, узнаёт наперед и получает великую пользу. И тогда дело это запечатлеется в памяти на будущее». Такую «программу обучения» Священному Писанию совсем не трудно реализовать в нашей жизни.

Вот наступила суббота, выходной. Утром мы читаем сегодняшнее, субботнее евангельское чтение. А после вечерней молитвы мы открываем тот евангельский текст, который будет читаться на воскресной Литургии. Читаем на русском языке. Можем обсудить, можем прочитать толкование святителя Феофана Затворника – как сложится.

Читает уже не папа, не мама, а священнослужитель. И это будет уже не домашнее, «личное» чтение – а Общее Дело, Литургия

А назавтра мы всей семьей идем на службу. И здесь, в храме, мы услышим, как диакон прочитает этот же самый отрывок на церковнославянском. Как и во время домашних занятий, чтение Евангелия в храме будет «повторением пройденного». Дети, услышавшие накануне чтение на русском языке, без труда узнают эти же слова в церковнославянском переводе. Но это уже будет не домашнее, кулуарное, «личное» чтение – это Общее Дело, Литургия. Читает уже не папа, не мама, а священнослужитель в священных одеждах. Весь народ преклоняет головы, свещеносцы держат свечи, раскатистый бас диакона гремит под сводами освещенного солнцем храма…

После Евангелия в храме обычно бывает проповедь. И это еще и еще раз углубляет полученные «знания», закрепляет их. Уже не на домашнем – на церковном, на вселенском уровне. Бывает (и нередко), что мы приходим на Литургию уже после Евангелия – и в таком случае попадаем на проповедь в конце богослужения, которая часто также посвящена сегодняшнему евангельскому чтению. И если даже мы не услышали Евангелие из уст диакона, мы можем услышать размышления священника именно на эту тему. И дети узнают евангельские слова, поймут, о чем говорит проповедник.

Вот так, пусть раз в неделю, мы соединим наши домашние уроки с церковными. Еще раз соединим жизнь нашего дома с жизнью Церкви.

Церковные праздники дома

Весь круг церковных праздников построен на Евангелии. И если мы действительно включаемся в жизнь Церкви, то в течение всего года, в течение каждого года мы снова и снова не просто «проходим», но становимся причастниками евангельских событий.

Чтобы Преображение не было для детей только Яблочным Спасом, Вход Господень во Иерусалим – только Вербным воскресеньем, мы заранее готовимся к каждому церковному празднику. И эта подготовка включает в себя и изучение соответствующего евангельского текста. Включаясь в круг церковных праздников, мы «погружаем» детей в этот «предмет», дети начинают жить внутри каждого вспоминаемого Церковью события.

Дня за два до праздника – или за столом, или на ночь – мы рассказываем детям, например, о Сретении Господнем. Иногда старшие сами начинают рассказывать младшим, а родители только уточняют что-то. Когда получится, смотрим картинки в Интернете, иконы, картины художников, посвященные Сретению, по возможности – и видеоматериалы.

Дети приходят в храм на богослужение – и оказывается, что события, о которых мы узнавали дома, из книжек, из компьютера, из рассказов, – «живут» здесь, в храме. Этому событию посвящены песнопения, молитвы, проповедь священника. Дети, даже двухлетние, узнают икону на аналое. Здесь, в храме, все выстраивается вокруг Встречи ученого двухсотлетнего старца Симеона с маленьким Христом.

Как и в случае подготовки к воскресной Литургии, вечером, во время общей молитвы, мы дома читаем на русском языке тот евангельский отрывок, который будет прочитываться завтра во время богослужения. И так же дети услышат это чтение в храме, из уст диакона, по-церковнославянски. Слушают проповеди, песнопения, и все это – снова посвящено празднику, которого они ждали, о котором уже знают что-то.

И дома мы всегда отмечаем церковные праздники – все они оказываются и нашими домашними праздниками. Вот так в течение всего года мы «проживаем» основные евангельские события.

Обсуждение Евангелия с детьми

Вообще чтение слова Божия само по себе дело самодостаточное. Евангелие может быть понятно детям так же, как и взрослым. Причем в неадаптированном для детей переводе. Даже по-церковнославянски. И одновременно – может быть совершенно непонятно детям, так же, как его не понимаем и мы, взрослые, начитавшиеся и наслушавшиеся всяких умных книжек. Если бы мы, и вправду, понимали, по-другому бы жили… Ведь Евангелие, как известно, может быть открыто неразумным и юродивым века сего и может быть закрыто для книжников и мудрецов.

Кажется неуместным пытаться все разжевывать для детей, переводить на какой-то «детский» язык, что-то опускать из Евангелия

Поэтому мне кажется неуместным пытаться все разжевывать для детей, переводить на какой-то «детский» язык, что-то опускать из Евангелия, прочитывая тот или иной отрывок… нет, не детям – а вслух при детях, для всей семьи. Мы, родители, поставлены Богом быть учителями детей, но здесь мы и их соученики. Эта ситуация хорошо прослеживается в соединении домашнего и церковного обучения: дома папа обращается к жене и детям как их учитель, а в Церкви мы все вместе оказываемся учениками – учителей-священников, епископов, учениками святых отцов нашей Церкви.

Но, тем не менее, мы всё же учителя наших детей, учителя первые и главные именно в обучении дарованных нам детей Закону Божию.

Разговор о прочитанном евангельском тексте можно было бы назвать скорее размышлением вслух, а не «поучением». Размышления над прочитанным евангельским текстом помогают нам представить, как слова Спасителя могут быть приложены к каждому дню, к сегодняшнему дню, к жизни именно нашей семьи. Обсуждение прочитанного текста может объединить нас – причем объединить именно вокруг учения Спасителя нашего.

В каждой семье, в каждый конкретный день, после прочтения конкретного евангельского текста это обсуждение будет особенным. Может быть глубоким и серьезным – а может не сложиться вообще. И не складывается чаще, чем оказывается глубоким.

В таком обсуждении то, что позволю себе в кавычках назвать «специальным образованием», имеет, конечно, какое-то значение, но вообще-то совсем небольшое. Понимать бесконечную недостижимость достаточного уровня знаний «по теме» и при этом постоянно стремиться к самообразованию в этой области – важнее, чем прослушать умный курс или проучиться пять лет в институте и при этом решить, что тебе уже все известно.

Я сама побывала на школьных и на семейных уроках по «Закону Божию» и в качестве маленькой девочки, и в качестве сомневающегося всезнайки-подростка, и в качестве учителя – поэтому я вполне представляю себе всю неуместность конкретных рекомендаций по поводу общения с детьми на «религиозные темы». И все, что я сама могу сказать по данному поводу, – всего лишь некоторые соображения, которые сложились вокруг этой темы.

Наши занятия с детьми – это создание такого пространства, в котором мы формируем представление о Евангелии. О том, что это – ценность. Что это имеет отношение к жизни каждого из нас, это бесконечно интересно и бесконечно важно. Наши занятия с детьми – это возможность для детей услышать, подумать, понять. Как служба в храме: Литургия идет своим чередом, кто-то заходит поставить свечку, кто-то участвует в богослужении. Так же и здесь. Мы будем сейчас читать Евангелие, кто хочет слушать – тот слушает, кто не хочет – того мы не неволим.

Чтобы привлечь детей к таким занятиям, мы сами должны считать это важным и интересным. Если сохраняется привязанность детей к родителям, то родителям будет легко «заразить» детей своим собственным вниманием к учению Христову.

Фото: Ю.Костыгов / Expo.Pravoslavie.Ru

А если ребенок не хочет слушать Евангелие и заявляет об этом? Важно понять, откуда взялось это нежелание

А если ребенок не хочет слушать Евангелие и заявляет об этом? А родители скажут: «Бесноватый ты, что ли? От слова Божия убегаешь! А ну иди, слушай вместе со всеми!»?..

Здесь важно понять, откуда взялось это нежелание слушать. Может быть, это говорит пятилетний малыш, у которого в детской комнате недостроенный город из кубиков, а тут пришли родители и заставляют его слушать некий текст в гостиной.

В таком случае вопрос, прежде всего, в организации: например, чтение, как и молитва, должно быть заранее заявлено в «расписании дня», и дети должны быть заранее готовы к такому событию. Либо такое чтение должно устраиваться, скажем, в начале дня, до завтрака, или перед сном – когда дети не могут быть заняты своими важными детскими делами.

А может быть, нежелание ребенка слушать Евангелие – это демонстрация собственной независимости от родителей. Может быть, это изощренная месть подростка, который знает, как именно расстроить или вывести из себя церковного родителя. И здесь копать надо глубже – выстраивать такие близкие, дружеские отношения, в которых дети будут разделять хотя бы в общем и целом родительские ценности, в которых и дети, и родители будут рады общению между собой. Легко сказать, конечно. Но в семье с разрушенными, извращенными отношениями между мужем и женой, между родителями и детьми об общем домашнем богослужении говорить рано. А совместные размышления о прочитанном окажутся в лучшем случае пародией.

Заставить малыша слушать Евангелие, когда он этого открыто не желает, – значит, представить ему чтение Священного Писания в качестве тягостной повинности, времени, которое «пропадает зря», которое не дает ему заниматься «важным делом». Что он в таком случае услышит? Чему научится? А заставить подростка – значит, продемонстрировать ему свою силу и власть. Раздражить его. Что услышит он? Будет ли он слушать, присутствуя при чтении? Или мы таким актом восстановим ребенка не только против себя, но и против самого чтения, против самих слов, которые мы читаем?

Фото: В.Ходаков / Expo.Pravoslavie.Ru

Если мы обсуждаем прочитанное, важно быть внимательным к своим детям, важно прислушиваться к ним. Если ребенок хочет высказаться – выслушать. Если в ответ на вопрос мнется, говорит, что не знает, – не настаивать, не требовать ответа. Научить детей с ходу и грамотно отвечать на все вопросы «религиозного» характера – проще простого. Дети усваивают «религиозную» лексику так же легко, как и любую другую. «Воцерковленный» шестилетка, не задумываясь, может озвучить услышанное, зазубренное: «Бог Слово воплотился от Девы нашего ради спасения» или «Денница спал с неба по своей гордыне». Можно восхищенно ахнуть и погладить голубоглазого ангела по головке. Но это ведь не более чем бессмысленный набор слов для этого маленького книжника. Я не раз наблюдала (в основном, когда сама была в позиции ребенка, а не учителя), как ученик отвечает преподавателю что-то вроде: «Человек, осуждающий ближнего своего, подобен…» – и при этом осторожно, под столом, отнимает у соседа игрушку, которую тот зажал в кулаке. Обиженный начинает щипать обидчика, тоже под столом. Все это – на фоне видимой дисциплины, когда нарушение строя урока повлечет за собой наказание для всех. И – на фоне продолжающейся беседы, в которой оба мальчика высказывают правильные «богословские» идеи.

Такая детка может в будущем по-настоящему прийти к Богу, отдать Ему свое сердце и всю жизнь свою. Может действительно поверить в учение нашей Святой Соборной и Апостольской Церкви. И однажды даже понять кое-что. А может вырасти уже не маленьким, а большим фарисеем, который знает все, который ничему не может научиться, но учит всех и который легко «делает карьеру» в «религиозной среде». Или может стать сознательным безбожником и богоборцем – какими становились русские православные люди, изучавшие Закон Божий в дореволюционных гимназиях и университетах, какими становились бывшие семинаристы и сыновья священников в годы большевистского лихолетья… И сейчас становятся…

Мне кажется, в разговорах с детьми о вере, об учении Церкви важно уходить от «заумных» и «возвышенных» слов, не хвалить за «правильный» ответ и тем более не корить за «неправильный». Только направлять разговор. Просто и коротко обозначить то, что мы сами четко представляем. Здесь важнее всего наше общее стремление найти возможность применить евангельские слова в своей собственной жизни.

Это страшная ошибка – попрекать детей Евангелием и вспоминать учение Христа в раздражении и тем более в брани

Еще одна ужасная вещь – попрекать детей Евангелием и вообще говорить об учении Христовом в раздражении и тем более в брани. «Это про тебя Господь сказал…» или «Только вчера ведь читали притчу… а ты…» А ведь такое нередко случается в церковных семьях. Для малыша это просто будет означать, что всё «церковное» на стороне родителей в возникшей конфликтной ситуации. А подросток устно или мысленно однажды начнет спорить с родительскими обвинениями. Нет, не должен я мыть эту посуду! А я не хочу жить по вашим правилам! А мне все равно… что сказал апостол… Родитель в ужасе назовет сына или дочь безбожником, обвинит школу и друзей, телевизор и Интернет в таком падении. А ребенок, пусть вызубривший даты Вселенских Соборов и с детства умилительно поющий в церковном хоре, просто представляет себе «все церковное» не как истинную веру, не как Церковь Бога Живого, а как часть родительской системы функционирования, системы управления им, этой непонятой и неоцененной свободной личностью. Но если именно так мы сами преподносили нашим детям «наставление и учение Господне» – как обвинение, как угрозы, как последний аргумент в спорах, как инструмент давления, как систему требований, – то чего же мы ждали? Как ему преподносили, так он и усвоил.

Это вовсе не значит, что церковная жизнь должна быть показана детям как сладкая конфетка в ярком фантике. Отнюдь. Жизнь по Евангелию вообще нельзя показывать – ею надо жить. Всем вместе. Всей полнотой церковной жизни.

Если мы хотим приобщить своих детей к Евангелию… Нет, вернее, если мы хотим этого для себя, для всего своего дома – то кроме собственно евангельских текстов мы должны, мне кажется, сами читать святых отцов, читать книги церковных авторов. Вся эта литература – осмысление Церковью евангельского учения. Это могут быть и прямые толкования на евангельские тексты. Это – и объяснение с позиции церковного учения самых разных новозаветных сюжетов. И просто мысли по теме – мысли святых людей, мысли тех, кто не только читал, но жил словами Евангелия. Найти время на такое чтение не всегда просто. В таком случае можно взять за правило каждый большой пост класть на тумбочку рядом с кроватью одну из подобных книг и читать ее каждый день на ночь. Вместе мужу и жене. Так мы постепенно «напитаемся» чистой водой церковного учения, еще больше соединимся и друг с другом, и с Церковью. И сможем по случаю кое-что зачитать и детям. Поделиться с ними тем, что узнали сами. Часто всего несколько слов, сказанных святителем Иоанном Златоустом, оказываются более уместными, чем самые пространные рассуждения. Тем более что этот великий вселенский учитель и святитель легко и иногда неожиданно применяет евангельские слова к повседневной жизни именно семейных людей, а не монахов.

Иногда прочитанный нами евангельский текст оказывается разрешением какой-то нашей семейной ситуации. И тогда мы просто скажем об этом. Без каких бы то ни было искусственных постановок, просто, искреннее скажем нашим родным детям, родному мужу, родной жене.

Лучше короче сказать, чем длиннее, и когда есть что сказать, чем болтать с утра до вечера о «духовном»

Иногда и сказать нечего – тогда и не будем пытаться произнести нечто «назидательное». И вообще любые беседы на «душеполезные» темы такая вещь, которую лучше принимать дозированно. Лучше один раз, да на всю жизнь, чем постоянно, к месту и не к месту, бездумно и невнимательно стараться «наставить детей на путь истинный». Лучше короче сказать, чем длиннее. Лучше раз в неделю сказать, если есть что сказать, если дети готовы слушать, чем болтать с утра до вечера, чтобы дети вообще перестали воспринимать такие разговоры. Мы уже услышали назидание, сказанное апостолами или Самим Христом, – и это чудо, что у нас есть такая возможность. Это уже – образование, по образу Божию. Обсуждение уместно и возможно, только если мы к этому сегодня готовы.

Если родители находятся в постоянном контакте со своими детьми, если родители всегда открыты к общению со своими детьми, готовы всем своим существом откликнуться, повернуться навстречу своему чаду любого возраста, если дети привязаны к родителям – то дети естественным образом оказываются учениками своих родителей. Учениками, которые стремятся слушать и слышать своих любящих учителей. Тогда и совместное чтение Евангелия может стать образованием дома.

Если общение, общность всех членов семьи по крайней мере иногда предполагает радость, мир, согласие – тогда и обращение этого дома к вере будет радостью для детей, той радостью, к которой они будут стремиться. Если в основании этого дома – единодушие мужа и жены, единодушие между двумя главными воспитателями детей, если в основании дома – согласие супругов услышать слово Божие, построить на евангельском учении свою собственную жизнь – то они действительно смогут устремить и всю семью свою к Богу. Сделать дом свой малой Церковью.

Детская Библия
Год выпуска: 2010
Жанр: Библия
Тип: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 24-192
Описание:
Библия для детей
001 Кто сотворил мир. 002 Первый грех. 003 Каин и Авель. 004 Сиф Дети Сифа и дети Каина. 005 Ной. 006 Ковчег. 007 Потоп. 008 Сим Хам Иафет. 009 Вавилонская Башня. 010 Авраам и Лот. 011 Бог обещает Аврааму сына Исаака. 012 Авраам принимает 3х странников. 013 Гибель Содома и Гоморры. 014 Жертвоприношение Исаака. 015 Женитьба Исаака. 016 Исаф и Иаков. 017 Исаак благославляет Иакова. 018 Бегство Иакова. 019 Женитьба Иакова. 020 Возвращение Иакова. 021 Свидание двух братьев. 022 Иосиф. 023 Что братья сделали с Иосифом. 024 Иосиф в доме Пантефрия. 025 Иосив в темнице. 026 Освобождение Иосифа. 027 Первое путешествие братьев в Египет. 028 Возвращение братьев. 029 Второе путешествие в Египет. 030 Признание. 031 Иакоф отправляется в Египет. 032 Иов. 033 Страдания Иова. 034 Награждение Иова. 035 Рабство израильтян. 036 Детство Моисея. 037 Бегство Моисея. 038 Призвание Моисея. 039 Наказание египтян. 040 Красное море. 041 Горькая вода. 042 Перепелы и манна. 043 Бог дает изральтянам воду. 044 Законодательство. 045 Золотой телец. 046 Заповеди Божии. 047 Скиния и ковчег завета. 048 Гробы прихоти. 049 Соглядатаи. 050 Моисей ударяет посохом по скале. 051 Медный змий. 052 Смерть Моисея. 053 Вход израильтян в Ханаан. 054 Переход через Иордан. 055 Взятие Иерихона. 056 Ахан вор. 057 Разделение земли обетованной между 12 коленами. 058 Судьи народа изральского. 059 Гедион. 060 Сампсон. 061 Руфь. 062 Бог награждает Руфь. 063 Рождение Самуила. 064 Сыновья Илия. 065 Смерть Илия. 066 Израильтяне просят царя. 067 Саул первый царь израильский. 068 Непослушание Саула. 069 Давид. 070 Давид играет перед Саулом на арфе. 071 Голиаф. 072 Борьба Давида с Голиафом. 073 Как Саул ненавидел Давида и как Давид женился. 074 Бегство Давида. 075 Саул попадает в руки Давида но Давид не убивает его. 076 Давид щадит Саула в лагере. 077 Колдунья аэндорская. 078 Смерть Саула. 079 Давид царь. 080 Грех Давида. 081 Пророк Нафан. 082 Авессалом. 083 Смерть Ависсалома. 084 Давид узнает о смерти Ависсалома. 085 Соломон. 086 Суд Соломонов. 087 Богатство Соломона и построение храма. 088 Грехи Соломона. 089 Смерть Соломона и разделение народа еврейского на два ца. 090 Царство иудейское. 091 Царство израильское. 092 Ахав царь израильский и жена его Иезавель. 093 Пророк Илия. 094 Илия угрожает Ахаву и его жене Иезавели наказанием Божим. 095 Наказание Ахава и Иезавели. 096 Илия взят живым на небо. 097 Пророк Елисей. 098 Исцеление Неемана. 099 Чудо Елисея после смерти. 100 Пророк Иона. 101 Конец царства израильского. 102 Товит. 103 Товит ослеп. 104 Жена Товита Анна и козочка. 105 Завещание Товита. 106 Путешествие Товии. 107 Большая рыба. 108 Женитьба Товии. 109 Возвращение Товии доиой К. 110 Чудесное исцеление. 111 Плен Вавилонский. 112 Даниил. 113 Даниил угадывает и объясняет сон Навуходаносора. 114 Анания Азария и Мисаил брошены в огонь. 115 Даниил брошен в яму на съедение львам. 116 Бог спасает Даниила. 117 Есфирь. 118 Аман. 119 Награда Мардохея. 120 Наказание Амана. 121 Возвращение иудеев из плена. 122 Семь мучеников Маккавеев. 123 Маттафея. 124 Ирод. Детская Библия скрытый текст 1-1-sotvorenie-mira. 1-2-adam-i-eva. 1-3-noy-i-velikiy-potop. 1-4-avraam-drug-boga. 1-5-isaak-i-revekka. 1-6-iakov-i-isav. 2-1-snovidez-iosif. 2-2-iosif-v-egipte. 2-3-prinzessa-i-ditya. 2-4-otpusti-narod-moy. 2-5-na-puti-v-zemlyu-obetovannuyu. 2-6-bitva-za-ierihon. 3-1-gedeon. 3-2-samson. 3-3-semya-rufi. 3-4-samuil. 3-5-zar-dlya-izrailya. 4-1-david-i-goliaf. 4-2-zar-david. 4-3-hram-solomona. 4-4-iliya-prosit-hleba. 4-5-iliya-i-proroki-vaala. 5-1-strashnaya-tayna-neemana. 5-2-v-okrujzenii-vragov. 5-3-ieremiya-i-velikoe-bedstvie. 5-4-zolotoy-istukan-zarya-navuhodonosora. 6-1-daniil-vo-rvu-lvinom. 6-2-zariza-esfir. 6-3-velikiy-den-neemii. 6-4-iona. 7-1-malchika-zvali-ioann. 7-2-pervoe-rojzdestvo. 7-3-detstvo-iisusa. 7-4-druzya-iisusa. 8-1-iisus-uchitel. 8-2-kak-iisus-nakormil-narod. 8-3-iisus-otkrivaet-tayni. 8-4-pritcha-o-dobrom-samaryanine. 9-1-pritcha-o-seyatele. 9-2-istoriya-o-dvuh-bratyah. 9-3-pritcha-o-zvanih-na-pir. 9-4-istoriya-o-poteryannoy-ovze. 9-5-soydi-vniz-zakhey. 10-1-mariya-marfa-i-lazar. 10-2-vstrechi-s-iisusom. 10-3-iisus-zar-izrailya. 10-4-osujzdenie-iisusa. 11-1-pervaya-pasha. 11-2-blagaya-vest-dlya-vseh. 11-3-savl-v-damaske. 11-4-pavel-i-ego-druzya. 11-5-pavel-v-zaklyuchenii. Священная история в пересказе для детей
Библия для детей-Новый Завет скрытый текст 01 Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. 02 Рождество Христово. Поклонение пастырей. Сретение Господне. Бегство в Египет. 03 Двенадцатилетний Отрок Иисус в храме. Иоанн Креститель. Крещение Господне. 04 Первые ученики Христовы. Первое чудо на браке. Изгнание торгующих из храма. 05 Исцеление сына царедворца. Проповедь Иисуса Христа в Назарете. 06 Избрание двенадцати апостолов. Нагорная проповедь Иисуса Христа. 07 Иисус Христос словом Своим укрощает бурю. Исцеление одержимого нечистыми духами. 08 Исцеление бесноватой дочери хананеянки. Исцеление глухонемого. 09 Чудесная находка монеты. Семьдесят учеников Христовых. 10 Притча о богатом и Лазаре. Притча о мытаре и фарисее. Исцеление десяти прокаженных. 11 Воскрешение Лазаря Мария помазывает ноги Иисусовы миром. 12 Притча о злых виноградарях. Притча о званных на брачный пир царского сына. 13 Четвертая Пасха. Умовение ног. Тайная вечеря. 14 Иисус Христос на суде у Пилата и Ирода. 15 Печать и стража у гроба Господня. Воскресение Христово. 16 Апостолы за проповедь о Христе подвергаются темничному заключению и побоям. Евангелие — изложение для детей
Евангельские чтения для детей скрытый текст 01 — Начало Библейской истории. 02 — Рождество св.прор. Иоанна Предтечи (ч1). 03 — Рождество Христово (ч1). 04 — Рождество св.прор. Иоанна Предтечи (ч2). 05 — Рождество Христово (ч2). 06 — О Сретении. 07 — Волхвы. 08 — Начало служения Иисуса Христа. 09 — Искушения в пустыне, призвание апостолов. 10 — Первое чудо — в Кане Галилейской. 11 — Другие ученики — Никодим, самарянка. 12 — Исцеление сына царедворца, посещение синагоги в Назарете. 13 — Исцеление бесноватого в синагоге, исцеление тещи Петра. 14 — Исцеление расслабленного, внесенного через крышу. 15 — Нагорная проповедь. 16 — Исцеление слуги сотника, воскрешение сына вдовы, ученики Иоанна и Иисуса. 17 — Блудница с мvром, шторм, Гадаринский бесноватый. 18 — Исцеление дочери Иаира, расслабленный у купели, наставление апостолам. 19 — Казнь св.прор. Иоанна Предтечи, насыщение 5 хлебами, хождение по водам. 20 — Исцеление дочери хананеи, насыщение 7 хлебами, исцеление слепого, слово Христа о грядущих страданиях. 21 — Преображение, исцеление бесноватого отрока. 22 — Исцеление слепого (брением), исцеление бесноватой женщины. 23 — »Скажи нам прямо, Ты ли Сын Божий…», исцеление в субботу, притча о званых на ужин. 24 — О кающихся грешниках, притчи о блудном сыне и о мытаре и фарисее. 25 — Сколько раз прощать, о израненном путнике, дань на храм, радость апостолов о своей силе. 26 — Притча о богаче и Лазаре, исцеление прокаженных, дети. 27 — Богатый юноша, исцеление слепого у дороги, Закхей мытарь. 28 — Воскрешение Лазаря. 29 — Решение умертвить Христа, Вход Господень в Иерусалим. 30 — Вход Господень в Иерусалим, просьба греков, смоковница. 31 — Притчи о двух сыновьях и о винограднике, вопросы о дани кесарю и о главной заповеди. 32 — Лепты вдовы, притча о девах и светильниках, притча о талантах, о Страшном суде. 33 — Предательство Иуды, подготовка к Пасхе. 34 — Тайная вечеря. 35 — Моление о Чаше, целование Иудино, начало суда. 36 — Суд у Первосвященника, отречение Петра. 37 — Осознание Иудой содеянного, суд у Пилата. 38 — Второй суд у Пилата, »Распни Его!…». 39 — Распятие. 40 — Воскресение. 41 — События после Воскресения. 42 — Последние явления Воскресшего Иисуса и схождение огненных языков на апостолов. Библейские ветхозаветные сюжеты для детей скрытый текст 01. Вместо предисловия. 02. Первая свеча. Ночная стража. 03. Вторая свеча. Небесный посланник. 04. Третья свеча. Громогласная труба. 05. Четвертая свеча. Капля росы. 06. Пятая свеча Проверенное войско. 07. Шестая свеча. В стане врага. 08. Седьмая свеча. Самая короткая битва. 09. Вместо послесловия. 10. Вместо предисловия. 11. Таинственное поручение. 12. Первая встреча. 13. Преступление. 14. Сладкие финики. 15. Вещие сны. 16. Любмец фараона. 17. Золотое поле. 18. Богатство. 19. Разоблачение. 20. Старший брат. 21. Божий промысел. 22. Вениамин. 23. Вместо послесловия. Библия для детей-Ветхий Завет скрытый текст 01 Кто сотворил мир. 02 Сиф. Дети Сифа и дети Каина. 03 Авраам принимает трех странников. 04 Бегство Иакова. 05 Освобождение Иосифа. 06 Страдания Иова. 07 Красное (Чермное) море. 08 Соглядатаи. 09 Гедеонъ. 10 Рождение Самуила. 11 Бегство Давида. 12 Смерть Авессалома. 13 Пророк Илия. 14 Чудо Елисея по смерти. 15 Плен Вавилонский. 16 Аманъ. Закон Божий для детей

П. Воздвиженский

ЕВАНГЕЛИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ

В изложении священника П. Воздвиженского.

Текст дается в современной орфографии.

РОЖДЕНИЕ И БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ

В городе Иерусалиме жили муж и жена, Иаким и Анна. Они были дальние, хотя и бедные потомки царя Давида, но были люди очень добрые и благочестивые.

У них не было детей, и они очень молились и просили, чтобы Господь послал им хоть одного ребенка, и обещали даже отдать этого ребенка на служение Богу при храме.

Господь услышал их молитву и исполнил усердную просьбу добрых людей. У них родилась девочка, которую они назвали Марией. Скоро, однако, Иаким и Анна умерли, и бедная малютка осталась круглой сиротой.

Грустно деткам жить на свете без папы и мамы. Обидеть их может всякий, а защитить некому. Потому-то добрый Господь всегда особенно заботится о таких детях. Сиротку Марию Он также не оставил без Своей помощи и покровительства.

Родители при жизни поместили ее на воспитание при храме, а добрые люди помогали ей.

Все свое детство провела Мария в этом месте. Усердная и кроткая, она всегда молилась Богу и была очень трудолюбива. Она не имела дорогих платьев и всегда была очень скромно одета. Но зато она была очень аккуратна и трудолюбива. Все любили кроткую девочку и удивлялись, что она такая скромная и умная.

У Когда Мария выросла, то священники той церкви, где она воспитывалась, отдали ее одному дальнему родственнику, богобоязненному старцу Иосифу, который по ремеслу был плотник. Мария поселилась в его доме. Но и там она вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Она не любила богато одеваться, не любила веселых и шумных гуляний. Любимыми ее занятиями были молитва, чтение священных книг и помощь бедным.

Господь увидел, что Мария и скромнее, и добрее всех девиц на свете; увидел, что она усерднее всех молится, а потому назначил ей быть матерью Господа Иисуса Христа.

И вот в одно время, когда Мария читала святую книгу, вся ее бедная комнатка озарилась каким-то необыкновенным светом, как будто в нее явилось само солнце. Мария взглянула и ужаснулась: перед ней на воздухе, с цветами в руках, стоял Божий ангел.

Он сказал ей:

– Радуйся, святая, добрая дева! Господь с тобой! Своей скромностью, своими усердными молитвами и любовью к Богу ты заслужила себе великую милость: на тебя сойдет Святой Дух, и у тебя родится сын, и ты должна назвать его Иисус. Он будет велик, потому что Он Сын Божий, Спаситель мира.

Кроткая дева Мария не ожидала такого счастья и такой высокой чести. Она боялась поверить словам ангела и думала: «Неужели я, такая бедная дева, достойна быть Матерью Бога Иисуса Христа?»

Но потом, подумав, она скромно отвечала ангелу:

– Я раба Господня, пусть будет со мною, как хочет Господь Бог.

Ангел Божий тогда отлетел от нее на небо.

С этой минуты юная дева Мария стала знать, что от нее родится Сын Божий Иисус Христос.

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Однажды праведный Иосиф и святая Мария из города Назарета, где они жили, отправились в город Вифлеем. Там в это время, по случаю народной переписи, собралось очень много людей, и все дома и даже самые маленькие хижинки уже были заняты.

Что тут делать? Иосиф и Мария шли пешком, утомились и хотели отдохнуть. Насилу смогли они упросить одного доброго человека, чтобы дозволил им переночевать в пещере, куда в дурную погоду загоняли скот для ночлега.

В той стране, где это происходило, зимы не бывает, а потому скот и пастухи свободно проводят ночи в поле. Эта же ночь была особенно светлая и теплая, а потому вырытая в горе пещера, или по-нашему сарай, была свободна.

Хозяин позволил Иосифу и Марии переночевать в ней. И вот здесь-то, в этой пещере, на соломе и родился маленький Иисус Христос.

Посмотрите, дети, Иисус, Сын Божий, Который царствует над всем миром, у Которого в руках все богатства, теперь выглядит беднее всех самых бедных детей. И в самом деле, у вас, например, есть и теплая комнатка, и красивая постелька, и мягкие одеяльца и много других вещей, а у бедного дитяти Иисуса ничего этого нет.

Он родился в скотном загоне, и Пречистая Его Матерь вынуждена была положить Его в яслях на соломе. Не правда ли, дети, вам жаль маленького Иисуса?

Если жаль, если вы хотели бы поделиться с Ним и вашими одеяльцами, и всем, чего у вас много, то всегда помните, что сказал Иисус Христос, когда он вырос. А Он говорил так:

– Кто одевает и кормит бедных, тот одевает и кормит Меня.

Вот почему, если вы хотите сделать что-либо приятное Иисусу Христу, то лучше всего помогайте бедным.

Иисус, Сын Божий, лежал в яслях, а пастухи ночевали в поле. Вдруг, как молния, к ним слетел с неба лучезарный, сияющий ангел.

Страшно испугались пастухи.

Но добрый ангел сказал им:

– Не бойтесь, я принес вам радостную весть: идите в свою пещеру, там вы увидите маленькое дитя, которое и есть Иисус, Сын Божий, Спаситель мира.

Едва скрылся этот ангел, как слышат пастухи – с неба полились чудные звуки, словно там заиграли на прелестном большом органе. Это целые хоры ангелов сошли с небес, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, Своего Царя и Создателя.

Все ангелы пели и радовались, что любящий Господь послал на землю Своего Сына, чтобы всех людей сделать добрыми и взять их потом в Свое Небесное Царство.

Когда ангелы улетели, пастухи отправились в пещеру и, увидев там Божественное Дитя, поклонились Ему до земли.

Над пещерой, где родился Иисус Христос, по повелению Божию, засияла необычайно красивая большая звезда. Ее видели многие люди, а один царь по имени Ирод созвал к себе ученых и послал их разузнать, что случилось. Эти ученые назывались волхвами. Они тоже пришли в пещеру, поклонились Младенцу и принесли Ему в дар золото и дорогие ароматные вещества.

ДЕТСТВО ИИСУСА ХРИСТА

На восьмой день Святая Мария вместе с малюткой Иисусом отправились в храм помолиться. В это время в церкви находился добродетельный старичок Симеон. Бог обещал этому доброму человеку, что он будет жить до тех пор, пока не увидит Иисуса Христа.

Как только Симеон увидел Младенца на руках Святой Матери, то сразу узнал, что это Дитя и есть Сын Божий Иисус. С радостью и со слезами Симеон взял на руки Малютку, поднял – очи к небу и сказал:

– Господи, теперь я спокойно могу умереть! Я дожил до такой радости, что удостоился своими очами видеть Иисуса Христа, Спасителя мира!

Вскоре после этого к праведному Иосифу явился ангел и сказал ему:

– Возьми Младенца Иисуса и Матерь Его и скорее беги в Египет, потому что злой царь Ирод хочет убить Младенца.

Иосиф немедля собрался в путь и с Младенцем и Святою Матерью Его удалился в Египет. Царь Ирод начал искать Иисуса по всему царству, но нигде не мог найти.

Он ужасно разозлился и приказал своим воинам убить всех маленьких мальчиков, думая, что в числе их они убьют и малютку Иисуса. Но скоро Господь покарал этого злодея, и он умер в страшных мучениях.

По смерти Ирода Иосиф, по повелению Божьему, опять возвратился с Младенцем и его Матерью в город Назарет.

Дитя Иисус вырастал и учился под руководством Своей Святой Матери. Он был очень усерден и внимателен, так что Матерь Его, любуясь Его успехами, невольно целовала Его за каждый урок.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *