Вручение Марии Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг.
Вручение Марии Иосифу. Мозаика кафоликона мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле. Ок. 1316-1321 гг. ряд раннехрист. апокрифов, повествующих о Рождестве и об отрочестве Иисуса Христа. Е. д. представляют собой написанные из благочестивых или полемических соображений лит. продолжения соответствующих повествований в канонических Евангелиях (Мф 1-2; Лк 1-2).

Одно из древнейших Е. д. (появилось, вероятно, в кон. II в.), греч. «Протоевангелие Иакова» (BHG, N 1046), посвящено Рождению Пресв. Богородицы (оригинальное название — «Рождество Марии: Откровение Иакова»). В нем повествуется о том, как Бог услышал молитвы не имевших детей праведных Иоакима и Анны и даровал им ребенка — Деву Марию, Которую они обещали посвятить Господу. Пресв. Дева росла в комнате, окно к-рой было обращено в сторону храма, и по закону Моисееву не имела контакта ни с чем нечистым. В 3-летнем возрасте Деву Марию привели в храм, где Она росла под надзором священников и ангелы питали Ее. Когда Пресв. Деве исполнилось 12 лет, первосвященник Захария получил откровение поручить Ее заботам Иосифа. Она жила у него в доме и пряла завесу для храма. Далее в «Протоевангелии Иакова» рассказывается об обстоятельствах Благовещения Пресв. Богородицы, о том, как книжник Анна оклеветал прав. Иосифа, но тот был оправдан, и о том, как произошло Рождество Христово. Этот текст был известен уже Оригену (Orig. In Matth. 10. 17) и сохранился во множестве рукописей (ок. 140 греч. списков, древнейшие — Туринский папирус IV в. и P. Bodmer. V, IV в.) и в переводах на лат., сир., слав., груз., араб., саид. диалект копт. и эфиоп. языки. Это один из первых напечатанных апокрифов (изд. Гийомом Постелем в 1552 в Базеле). Лат. редакция известна с IX в. под названием «Евангелие о Рождестве Марии и детстве Спасителя» Псевдо-Матфея (BHL, N 5334-5342b). Оба текста послужили материалом для установления праздника Введения во храм Пресв. Богородицы.

На основании латинских переводов «Протоевангелия Иакова» возникла «Книга о Рождестве Святой Марии» (Libellus de nativitate sanctae Mariae — BHL, N 5343-5345). Возможно, текст был составлен Пасхазием Радбертом.

От этих 3 текстов в свою очередь зависит иное лат. Е. д.- Liber de infantia Salvatoris (Книга о детстве Спасителя) (BHL, N 5345 m, p) с элементами докетической христологии (James. 1927).

Рождество Богородицы. Икона. Нач. XVIII в. (ВОКМ)
Рождество Богородицы. Икона. Нач. XVIII в. (ВОКМ)

Другой текст, относимый к Е. д., но также посвященный Приснодевству Богородицы,- «О священстве Христа, или Обращение Феодосия Иудея» (BHG, N 810-812) — известен на греч., араб. (возможно, пер. с копт.), груз. и слав. языках. Хотя контекст повествования относится ко времени правления имп. св. Юстиниана I (527-565), история может быть более древнего происхождения (Gero. 1988). По сюжету Отрока Иисуса предлагают в священники Иерусалимского храма. Поскольку Иосиф уже умер, Сама Пресв. Богородица засвидетельствовала, что зачала от Св. Духа, оставшись Девой.

Из доисламской Персии происходит «Сказание Афродитиана» (BHG, N 802-806), сохранившееся помимо греч. на слав., румын. (пер. с греч.) и арм. (не изд.) языках. Рукопись датируется нач. V в. В этом евангелии рассказывается о путешествии волхвов к месту Рождения Иисуса и о написании 1-й иконы Богоматери с Младенцем, к-рая потом была перенесена в Персию.

«Фомы евангелие о детстве Спасителя» (Τὰ παιδικὰ τοῦ Κυρίου) (BHG, N 779p-pb) состоит из описания ряда чудес, совершенных Отроком Иисусом в период между бегством в Египет и посещением Иерусалимского храма в 12-летнем возрасте. Он проклинает неск. детей, к-рые тут же умирают, оживляет глиняные фигурки (история нашла отражение в Коране), воскрешает упавшего с крыши мальчика, исцеляет от укуса змеи брата Иакова, сына Иосифа, и т. д. Текст сохранился на греч., сир., груз., лат., араб., слав. языках. Его составление датируется временем до нач. V в., поскольку фрагмент лат. версии содержится в рукописи Vindob. 563, V в. С лат. версии был сделан перевод на кельт. и герм. языки. Известны иные редакции этого памятника на арм., араб., лат., сир. и эфиоп. языках. Это Е. д. было включено в ряд компиляций, в частности в состав араб. Е. д. (BHO, N 619), в к-ром также повествуется о бегстве в Египет и об экзорцизмах и исцелениях.

Кроме того, к Е. д. относятся арм. «Книга о детстве Спасителя» (BHO, N 617-618) и коптская «История Иосифа Плотника» (BHO, N 532-533), сохранившаяся на саидском и бохайрском диалектах, а также в переводе на арабский язык.

Изд.: Памятники древней христ. письменности в рус.пер. М., 1860. Т. 1: Апокрифич. сказания о жизни Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери; Tischendorf C. Evangelia Apocrypha. Lpz., 18762; Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях: По рукописям Соловецкой б-ки. СПб., 1890; James M. R. Latin Infancy Gospels: A New Text with Parallel Version from Irish. Camb., 1927; Свенцицкая И., Трофимова М. Апокрифы древних христиан: Исслед., тексты, коммент. М., 1989; Schneemelcher W., hrsg. Neutestamentliche Apokryphen in deutscher Übersetzung. Tüb., 19906. Bd. 1. Evangelien; Bovon F., Geoltrain P., ed. Écrits apocryphes chrétiens. P., 1997. Vol. 1; Апокрифические сказания об Иисусе, Св. Семействе и cвидетелях Христовых / Ред.: И. Свенцицкая, А. Скогорев. М., 1999.

Лит.: Bauer W. Das Leben Jesu im Zeitalter der neutestamentlichen Apokryphen. Tüb., 1909; Strycker É., de. La forme plus ancienne du Protévangile de Jacques. Brux., 1961; Masser A. Bibel, Apokryphen und Legenden: Geburt und Kindheit Jesu in der religiösen Epik des deutschen Mittelalters. B., 1969; Gero S. The Infancy Gospel of Thomas: A Study of the Textual and Literary Problems // NTIQ. 1971. Vol. 13. P. 48-80; idem. Apocryphal Gospels: A Survey of Textual and Literary Problems // ANRW. 1988. R. 2. Bd. 25. H. 5. S. 3969-3996.

А. А. Ткаченко

Бегство в Египет
(фреска Джотто в капелле Скровеньи)

Бегство в Египет — описанное в Евангелии от Матфея бегство семьи Иисуса Христа в Египет, чтобы избежать избиения младенцев, произведённого по указанию царя Ирода. Евангельский рассказ об этом событии чрезвычайно краткий, большинство подробностей содержится в апокрифических «Евангелиях детства». Бегство в Египет является популярной темой в изобразительном искусстве.

Евангельский рассказ

Рассказ о бегстве Святого семейства в Египет содержится только в Евангелии от Матфея. После того как волхвы, принеся свои дары младенцу Иисусу, не вернулись к царю Ироду, праведному Иосифу во сне явился ангел, повелевший: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). Иосиф выполнил это распоряжение и ночью с Девой Марией и младенцем Иисусом пошёл в Египет, где находился до смерти Ирода. Евангелист связывает (Мф. 2:15) бегство в Египет с пророчеством Осии: «Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» (Ос. 11:1).

О смерти Ирода Иосифу было возвещено ангелом и Святое семейство вернулось «в землю Израилеву», но, узнав что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, побоялось идти туда и поселилось в Назарете

Чтимые церковью места

Святое семейство отдыхает под деревом (икона, Палех, XIX век)

Евангелие не сообщает о местах, которые Святое семейство посетило на своём пути в Египте, они известны лишь из Священного Предания. Наиболее подробно этот вопрос рассмотрен в традиции коптов — египетских христиан. Классическим источником по этому вопросу являются сочинения папы Феофила, 23-го патриарха Александрийского (384—412 годы).

К числу почитаемых мест относятся:

  • Матарийя (Каир) (северная окраина современного Каира): почитается сикомора, в тени которой укрылось от жары Святое семейство, и колодец (кладка относится к римской эпохе), возведённый над источником, забившим по приказанию Иисуса. Копты почитают сикомору и от умирающего дерева берут росток, который сажают рядом. В настоящее время растёт дерево, посаженное в 1906 году (рядом находится его засохший предшественник, посаженный в 1672 году).
  • Эль-Минья (в 20 км от города на восточном берегу Нила расположен монастырь, в котором в 328 году императрицей Еленой был построен храм над пещерой, где по преданию нашло себе убежище Святое семейство во время бегства в Египет).
  • Церковь Святых Сергия и Вакха (Абу Серга) (англ.): построена на месте предполагаемого отдыха или временного проживания Святого семейства.
  • Монастырь Каламон (Иорданская долина): почитается пещера, в которой Святое семейство останавливалось на ночлег.
  • Церковь Святой Марии в Маади (южная окраина Каира) — построена в IV веке, в павильоне на территории храма находятся ступени, ведущие к воде — их почитают как место, где Святое семейство село в лодку, чтобы отправиться в путь в Верхний Египет.

Апокрифические истории

Апокрифические источники в отличие от канонических текстов содержат описание многочисленных подробностей и чудес связанных с бегством в Египет. При этом наиболее раннее из Евангелий детства — Протоевангелие Иакова (ок. 150 года) не упоминает об этой истории, а сообщает, что «Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребёнка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли». Подробное описание бегства содержится в Евангелии Псевдо-Матфея (IV век) и Арабском евангелии детства Спасителя (VI век).

Евангелие Псевдо-Матфея

Данный апокриф, как и канонический текст, сообщает, что Иосиф получил повеление отправится в Египет от явившегося ему ангела и далее рассказывает о чудесах, которые произошли по пути Святого семейства. Автор апокрифа сообщает, что Иосифа и Марию сопровождали трое отроков (предание считает их детьми Иосифа) и молодая девушка (предание считает её повитухой Саломеей). Для передвижения «у них было два вола и повозка, в которой везли необходимые вещи».

Святое семейство на привале
(Адам Эльсхаймер, ок. 1600 года)

  • Усмирение диких зверей

Когда путники решили сделать привал в одной из пещер, то из неё:

…вдруг вышло великое множество драконов, и, увидев их, отроки громко вскричали. Тогда Иисус, сойдя с рук Матери Своей, стал перед драконами; они поклонились Ему, и когда поклонились, они ушли. И исполнилось то, что сказал пророк: «Хвалите Господа вы, сущие на земле, драконы».

Изумлённым родителям Иисус сказал: «не смотрите на Меня только как на Младенца. Я совершенный муж, и надлежит всем диким зверям сделаться ручными предо Мною». Дальше в пути дорогу путникам указывали львы и леопарды, которые склоняли свои головы перед младенцем. Дикие звери не причиняли вреда овцам и баранам, которых Иосиф и Мария взяли из Иудеи. Автор апокрифа считает это исполнением пророчества Исаии: «волк будет жить вместе с ягнёнком, и барс будет лежать вместе с козлёнком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:6).

  • Чудо с пальмой

Чудо с пальмой (Великолепный часослов герцога Беррийского)

В дороге Мария присела отдохнуть под пальмой на вершине которой было множество плодов. Иосиф не смог достать их своей жене и тогда Иисус повелел пальме наклонится и Богородица смогла утолить голод. В ответ на замечание своей матери, что у них закончилась вода, Иисус повелел пальме: «пусть из-под корней твоих истечёт источник, который скрыт под землёю, и пусть даст нам воду утолить жажду нашу». На следующий день, отправляясь в путь, Иисус в благодарность пальме произнёс:

…говорю тебе, пальма, и приказываю, чтобы одна из твоих ветвей была отнесена ангелами Моими и посажена в раю Отца Моего, и Я дарую тебе в знак благословения, что всем, кто победит в битве за веру, будет сказано: вы удостоились пальмы победы.

Явившийся ангел «взял одну из ветвей, и он полетел в глубину неба, держа эту ветвь в руке. И присутствующие, видя это, были как мёртвые».

  • Сокрушение идолов

По просьбе своего отца Иисус чудом сократил тридцатидневный путь до Египта так, что они прошли его в один день и вошли в город Сотин.

И так как они не знали там никого, у кого могли бы попросить гостеприимства, то вошли в храм, который египтяне называли Капитолием. В этом храме стояли сто семьдесят пять идолов, и они каждый день служили этим божествам кощунственной службой. И случилось, что когда блаженная Мария со Своим Младенцем вошла в храм, все идолы упали на землю, на лица свои, и оказались разрушенными и разбитыми.

Пришедший в храм градоначальник Афродисий счёл, что «если бы этот Младенец не был Богом, наши боги бы не пали на лица свои при виде Его, и не простёрлись бы перед Ним. Это свидетельствует, что Он их Владыка». И чтобы избежать Божьего гнева, погубившего фараона при исходе евреев из Египта «народ этого города признал Иисуса Христа своим Господом».

Святое семейство оставалось в Сотине до тех пор пока ангел не возвестил Иосифу, что можно вернуться в Иудею так как умерли «искавшие жизни Младенца».

Арабское евангелие детства Спасителя

  • Сокрушение идола и исцеление сына жреца

Сокрушение идолов (книжная миниатюра, 1423 год)

Пройдя всего один день пути, Святое семейство достигло крупного египетского города, в котором был «идол, которому, клятвенно повинуясь, прочие идолы и божества египтян покорствовали». Когда они вошли в город, случилось землетрясение и горожане спросили у идола о его причине:

Отвечал им идол:
— Пришёл сюда тайный Бог, но воистину Бог Он. И не достоен кроме Него ни единый как Бог почитаться, ибо и впрямь Он Сын Божий. И едва распознав Его, вздрогнула эта земля, а от прихода Его — волновалась и трепетала. Да и сами мы пред величием силы Его трепещем.

После этого идол пал. Святое семейство остановилось в странноприимном доме, куда ворвался бесноватый сын жреца и, схватив одну из пелёнок Иисуса, возложил себе на голову: «…тут начали бесы, в змей и ворон обратившись, изо рта его стремглав выпрыгивать! И тотчас, волею Господа Христа исцелённый, стал этот мальчик Бога славить, а потом Господа, его исцелившего, благодарить принялся».

Видя такие чудеса, родители Иисуса испугались, решив, что если на родине, ища Иисуса, Ирод убил всех младенцев вифлеемских, то египтяне за поругание местного бога сожгут их. Иосиф и Мария приняли решение покинуть этот город.

История о сокрушении идола, вероятно, заимствованная из «Евангелия детства», встречается также в православной церковной гимнографии, например, в кондаке преподобного Романа Сладкопевца об избиении младенцев и бегстве во Египет. Она базируется на пророчестве Исаии: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет. И потрясутся от лица Его идолы Египетские» (Ис. 19:1). В Акафисте Пресвятой Богородице есть слова: «Возсиявый во Египте просвещение истины, отгнал еси лжи тьму: идоли бо его, Спасе, не терпяще Твоея крепости, падоша» (Икос 6).

  • Обращение в бегство разбойников

Бегство в Египет (Джентиле да Фабриано, 1423 год)

Идя по пустыне, Святое семейство проходило мимо логова разбойников, которые вернулись в него с награбленной добычей и пленниками. В этот момент они услышали «великий гул, который бывает, когда войско и конница великого царя с барабанным боем из города выступает. Бросили тут, испугавшись, разбойники всё награбленное, пленники же развязали путы друг другу, на ноги встали, разобрали скарб свой и разъехались».

  • Исцеление бесноватой

Войдя в один город, Мария увидела бесноватую — «невыносимы одежды ей были и терпеть она не могла покоев: голая, ремни и цепи, которыми связывали её, порвав, то и дело на пустыри убегала и, стоя на перекрёстках дорог, да на кладбищах, в людей камнями швыряла». Как только Мария пожалела женщину, то вышел из неё бес и её родные «с величайшим почётом приняли у себя Владычицу Марию с Иосифом».

  • Исцеление немой невесты

В одном селении была свадьба, но «из-за козней проклятого сатаны и усердия чародеев онемела тамошняя невеста и совсем бессловесной сделалась». Когда Святое семейство проезжало через селение, то «немая невеста к Господу длани свои и на руки Его подхватила и, крепко к себе прижав, целовала, баюкала и качала, над Ним склонившись. И разомкнулись тотчас уста её, и стали уши слышать».

  • Изгнание змея-насильника

В городе, через которые проходило Святое семейство, жила женщина, на которую во время купания в реке набросился «в змеином облике сатана» и стал регулярно посещать её и насиловать. Увидев младенца Иисуса, женщина попросила Марию разрешить ей взять его на руки: «И едва прикоснулся Он к ней, отпустил и стремглав покинул её сатана, и ни разу его с тех пор уж она не видела».

  • Исцеление прокажённых

» Anno Domini» (Святое семейство в Фивах, Эдвин Лонгсден Лонг, конец XIX века)

Избавленная от змея девушка взяла воды, которой умывали младенца Иисуса и омыла ей тело своей прокажённой подруги, которая от этого исцелилась и стала спутницей Святого семейства. Придя в другой город, новая спутница Иосифа и Марии узнала что у жены градоначальника родился сын, поражённый проказой. Она рассказала ей свою историю исцеления и тогда «жена властителя и позвала их, чтобы насладились они гостеприимством её, и приготовила Иосифу пир роскошный со множеством приглашенных. А потом, на заре, собрала она ароматную воду, в коей Господа Иисуса купала, и той водой облила сына своего, который с нею был. И немедля очищен был сын её от проказы». Мария и Иосиф, получив щедрые дары от правителя, отправились дальше в путь.

  • Чудо с мулом

Проезжая мимо кладбища, Святое семейство встретило рыдающих трёх женщин с мулом. Узнав, что мул это их брат, превращённый в животное в день его свадьбы, «подняла тут Владычица Мария Господа Иисуса и на спину мула того положила, и, сама вместе с женами зарыдав, Иисусу Христу сказала: «Внемли, Сыне! Исцели Ты мула этого великой силой Своей и сделай его человеком, разумом наделенным, каким он и прежде был». И едва отлетели слова эти от уст Марии, изменился в облике мул и человеком сделался, юношей чистым и непорочным».

  • Два разбойника

Пересекая пустыню, Святое семейство встретило двух разбойников — Тита и Думаха, которые были дозорными при своих спящих товарищах. Тит не хотел причинять вреда Иисусу и его родителям и уговорил Думаха их пропустить:

Увидав, что благое дело ради них совершил разбойник, молвила Владычица госпожа Мария ему:
— Господь Бог поддержит тебя Своею десницей и отпущением грехов одарит.
И сказал в ответ матери Своей Господь Иисус:
— Распнут, о мати, Меня через тридцать лет иудеи в Иерусалиме, а два разбойника эти со Мной на одном кресте повешены будут: Тит — одесную, и ошую — Думах. На другой же день внидет передо Мною Тит в Царствие Небесное.

Изобразительное искусство

Бегство в Египет
(Альбрехт Дюрер, 1494—1497 годы)

Иконография бегства в Египет основана в большинстве случаев исключительно на апокрифических источниках. Только начальная и конечная сцены (явления ангела Иосифу в Иудее и Египте) основаны на канонических текстах. Это объясняется тем, что «богатство фантастических подробностей, имеющихся в апокрифах, стоит в резкой противоположности с правдивою простотою евангельского повествования».

Основными персонажами выступают Дева Мария, едущая на осле, младенец, которого она держит на руках, и Иосиф, как правило, ведущий осла. Дополнительно изображаются фигуру женщин-служанок и детей Иосифа Обручника (чаще всего это апостол Иаков). Символически движение процессии в Египет обозначается направлением движения путников слева направо, а их возвращение — справа налево.

К наиболее ранним изображениям сцены бегства в Египет относится мозаика триумфальной арки базилики Санта Мария Маджоре (Рим), созданная в 432—440 годы. Изображённая сцена прибытия Святого семейства в город Сотин, заимствованная из апокрифов, противопоставлена сцене поклонения волхвов на противоположенной дуге арки. Художник этим соединяет два явления Христа язычникам.

В западной иконографии сюжет бегства в Египет появляется довольно поздно, ещё позднее (XIV век) появляются сцены отдыха Святого семейства (первым известным образцом является работа Мастера Бертрама на Грабовском алтаре (ок. 1379 года)). К концу XV века в живописи начинает доминировать Мария с младенцем, а Иосифу отводится второстепенная роль. Из работ этого периода примечательна работа Караваджо: художник изобразил ангела, играющего на скрипке по нотам, которые держит Иосиф.

Святое семейство на отдыхе
(Караваджо, 1596—1597 годы)

К числу наиболее поздних сюжетов относится переправа Святого семейства на лодке через реку. Этот мотив встречается в итальянской и французской живописи XVII—XVIII веков. Иногда перевозчиком выступает Харон (картины Пуссена и Буше), этим даётся намёк на будущую смерть Спасителя. Это иногда особо подчёркивается явлением в облаках ангела с крестом в руках.

В православной живописи сцена бегства в Египет является редким сюжетом и встречается чаще всего как клеймо на иконах Рождества Христова.

Наиболее популярные сюжеты:

  • Явление ангела Иосифу (изображается как перед бегством в Египет, так и перед возвращением из него);
  • Святое семейство по пути в Египет (изображается процессией с участием апокрифических персонажей);
  • Отдых Святого семейства (часто изображается пальма, чудесным образом склонившая свою крону, чтобы укрыть Деву Марию от зноя);
  • Сокрушение идолов (число идолов различно — от одного до четырёх, частным вариантом является прибытие Святого семейства в город Сотин).

  • Явление ангела Иосифу (фреска в атенском Сионе, 1080 год)

  • Бегство в Египет (Джотто, церковь Сан-Франческо в Ассизи)

  • Явление ангела Иосифу и бегство в Египет (Дуччо, Маэста)

  • Прибытие в Сотин (деталь иконы Рождество Христово, Синайский монастырь, XII век)

  • Бегство в Египет (Ханс Роттенхаммер, Ян Брейгель Старший)

  • Бегство в Египет (Рембрандт, 1627 год)

Примечания

  • Бегство Св. Семейства в Египет // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

Изображения на Викискладе

  • Е. Поселянин. Богоматерь на земле. (Глава 3. Рождество Христово. Сретение. Бегство в Египет)
  • Александр Майкапар. Новозаветные сюжеты в живописи (Бегство в Египет)

События

Персоналии

Связанные события

Места

Традиции празднования

Рождество по странам

|

Евангелие детства (Евангелие от Фомы)

I. Я, Фома израильтянин, рассказываю, чтобы вы узнали, братья среди язычников, все события детства Господа нашего Иисуса Христа и Его великие деяния, которые Он совершил после того как родился в нашей стране. Начало таково.

II. Когда мальчику Иисусу было пять лет, Он играл у брода через ручей, и собрал в лужицы протекавшую воду, и сделал ее чистой и управлял ею одним своим словом. И размягчил глину, и вылепил двенадцать воробьев. И была суббота, когда Он сделал это. И было много детей, которые играли с Ним. Но когда некий иудей увидел, что Иисус делает, играя в субботу, он пошел тотчас к Его отцу Иосифу и сказал: Смотри, твой ребенок у брода, и он взял глину и сделал птиц, и осквернил день субботний. И когда Иосиф пришел на то место и увидел, то он вскричал: для чего делаешь в субботу то, что не должно?! Но Иисус ударил в ладоши и закричал воробьям: Летите! и воробьи взлетели, щебеча. И иудеи дивились, увидев это, и ушли, и рассказали старейшинам, что они видели, как Иисус свершил сказанное.

III. Но сын Анны книжника стоял там рядом с Иосифом, и он взял лозу и разбрызгал ею воду, которую Иисус собрал. Когда увидел Иисус, что тот сделал, Он разгневался и сказал ему: Ты, негодный, безбожный глупец, какой вред причинили тебе лужицы и вода? Смотри, теперь ты высохнешь, как дерево, и не будет у тебя ни листьев, ни корней, ни плодов. И тотчас мальчик тот высох весь, а Иисус ушел и вошел в дом Иосифа. Но родители того мальчика, который высох, взяли его, оплакивая его юность, и принесли к Иосифу и стали упрекать того, что сын его совершает такое!

IV. После этого Он (Иисус) снова шел через поселение, и мальчик подбежал и толкнул Его в плечо. Иисус рассердился и сказал ему: ты никуда не пойдешь дальше, и ребенок тотчас упал и умер. А те, кто видел произошедшее, говорили: кто породил такого ребенка, что каждое слово Его вершится в деяние. И родители умершего ребенка пришли к Иосифу и корили его, говоря: Раз у тебя такой сын, ты не можешь жить с нами или научи Его благословлять, а не проклинать, ибо дети наши гибнут.

V. И Иосиф позвал мальчика и бранил Его, говоря, зачем Ты делаешь то, из-за чего люди страдают и возненавидят нас и будут преследовать нас? И Иисус сказал: Я знаю, ты говоришь не свои слова, но ради тебя Я буду молчать, но они должны понести наказание. И тотчас обвинявшие Его ослепли. А видевшие то были сильно испуганы и смущены и говорили о Нем: каждое слово, которое Он произносит, доброе или злое, есть деяние и становится чудом. И когда Иосиф увидел, что Иисус сделал, он встал, взял Его за ухо и потянул сильно. И мальчик рассердился и сказал: тебе достаточно искать и не найти, и ты поступаешь неразумно. Разве ты не знаешь, что Я принадлежу тебе? Не причиняй Мне боли.

VI. И вот некий учитель по имени Закхей, стоя неподалеку, услышал, как Иисус сказал это своему отцу, и дивился очень, что, будучи ребенком, тот говорит так. И через несколько дней он пришел к Иосифу и сказал ему: у тебя умный сын, который разумеет. Так приведи мне Его, чтобы Он выучил буквы, а вместе с буквами я научу Его всему знанию, и как надо приветствовать старших и почитать их как отцов и дедов, и любить тех, кто Ему ровесники. И он показал Ему ясно все буквы от альфы до омеги и много задавал вопросов. А (Иисус) посмотрел на учителя Закхея и спросил его: Как ты, который не знаешь, что такое альфа, можешь учить других, что такое бета. Лицемер! Сначала, если ты знаешь, научи, что такое альфа, и тогда мы поверим тебе о бете. И Он начал спрашивать учителя о первой букве, и тот не смог ответить Ему. И тогда в присутствии многих слышавших ребенок сказал Закхею: слушай, учитель, об устройстве первой буквы и обрати внимание, какие она имеет линии и в середине черту, проходящую через пару линий, которые, как ты видишь, сходятся и расходятся, поднимаются, поворачиваются, три знака того же самого свойства, зависимые и поддерживающие друг друга, одного размера. Вот таковы линии альфы.

VII. Когда учитель Закхей услышал, сколь много символов выражено в написании первой буквы, он пришел в замешательство таким ответом и тем, что мальчик обучен столь великому, и сказал тем, кто был при этом: Горе мне, я в недоумении, я, несчастный, я навлек позор на себя, приведя к себе этого ребенка. Посему возьми Его, я прошу тебя, брат Иосиф. Я не могу вынести суровость Его вида, я совсем не могу понять Его речи. Этот ребенок не земным рождением рожден, Он может приручить и огонь. Может быть, Он рожден еще до сотворения мира. Я не знаю, какое чрево Его носило, какая грудь питала. Горе мне, Он поражает меня, я не могу постичь Его мысли. Я обманулся, трижды несчастный, я хотел получить ученика, я получил учителя. Я думаю о своем позоре, о, друзья, что меня, старого человека, превзошел ребенок. Мне остается только отчаиваться и умереть из-за этого ребенка, ибо я не могу смотреть Ему в лицо. И когда все будут говорить, как маленький ребенок превзошел меня, что я скажу? И что могу я сказать о линиях первой буквы, о чем Он говорит мне?! Я не знаю, о друзья, ибо не ведаю ни начала, ни конца. Посему я прошу тебя, брат Иосиф, забери Его себе домой. Он, может быть, кто-то великий, Бог или ангел, или кто-то, кого не ведаю.

VIII. Когда иудеи утешали Закхея, дитя рассмеялось громко и сказало: «Теперь пусть то, что ваше, приносит плоды, и пусть слепые в сердце своем узрят. Я пришел сверху, чтобы проклясть их и призвать их к высшему, как повелел пославший Меня ради вас. И когда ребенок кончил говорить, тотчас, кто пострадал от его слов, излечились. И после того никто не осмеливался перечить ему, чтобы не быть проклятым и не получить увечье.

IX. Через несколько дней Иисус играл на крыше дома, и один из детей, игравших с Ним, упал сверху и умер. И когда другие дети увидели это, они убежали, и Иисус остался один. А родители того, кто умер, пришли и стали обвинять Его (Иисуса), что Он сбросил мальчика вниз. И Иисус ответил, Я не сбрасывал его. Но они продолжали поносить Его. Тогда

Иисус спустился с крыши, встал рядом с телом мальчика и закричал громким голосом — Зенон — ибо таково было его имя,- восстань и скажи, сбрасывал ли Я тебя? И тотчас он встал и сказал: нет, Господь, Ты не сбрасывал меня, но поднял. И когда они увидели, они были потрясены. И родители ребенка прославили случившееся чудо и поклонились Иисусу.

X. Через несколько дней юноша колол дрова по соседству, и топор упал и рассек ему стопу, и столько вытекло крови, что он совсем умирал. И когда раздались крики и собрался народ, Иисус также прибежал туда, и пробрался сквозь толпу, и коснулся раненой ноги, и тотчас исцелил ее. И Он сказал юноше: встань теперь, продолжай рубить и помни обо Мне. И когда толпа увидела, что произошло, они поклонились Иисусу, говоря: истинно, Дух божий обитает в этом ребенке.

XI. Когда Ему было шесть лет от роду, Его мать дала ему кувшин и послала Его за водой. Но в толпе Он споткнулся, и кувшин разбился. И Иисус развернул одежду, которая была на нем, наполнил ее водой и принес матери. И когда мать увидела, она поцеловала Его и сохранила в сердце своем чудо, которое, как она видела, Он совершил.

XII. И вот во время сева мальчик вместе с отцом пошел сеять пшеницу в их поле. И пока Его отец сеял, Иисус тоже посеял одно пшеничное зерно. И когда Он сжал и обмолотил его, оно принесло сто мер, и Он созвал всех бедняков поселения на гумно и роздал им пшеницу, а Иосиф взял остаток зерна. Было Ему восемь лет роду, когда он совершил это чудо.

XIII. Его отец был плотник и делал в это время орала и ярма. И богатый человек велел ему сделать для него ложе. Но когда одна перекладина оказалась короче другой и Иосиф не мог ничего сделать, мальчик Иисус сказал своему отцу Иосифу: Положи рядом два куска дерева и выровни их от середины до одного конца. И когда Иосиф сделал то, что ребенок сказал ему, Иисус встал у другого конца и взял короткую перекладину, и вытянул ее, и сделал равной другой. И Его отец Иосиф видел это и дивился, и он обнял и поцеловал ребенка, говоря: счастлив я, что такого Сына дал мне Бог.

XIV. И когда увидел Иосиф, сколь разумен мальчик и что Он растет и скоро достигнет зрелости, он снова решил, что Иисус должен научиться грамоте. И он взял Его и привел к другому учителю. И учитель сказал Иосифу: сначала я научу Его греческим буквам, потом еврейским. Ибо он знал о разумении мальчика и боялся Его. Все же учитель написал алфавит и долго спрашивал о нем. Но Он не давал ответа. И Иисус сказал учителю: если ты истинный учитель и хорошо знаешь буквы, скажи Мне, что такое альфа, и Я скажу тебе, что такое бета. И учитель рассердился и ударил Его по голове. И мальчик почувствовал боль и проклял его, и тот бездыханный упал на землю. А мальчик вернулся в дом Иосифа. И Иосиф был огорчен и сказал Его матери: не пускай Его за дверь, ибо каждый, кто вызывает Его гнев, умирает.

XV. И по прошествии некоторого времени другой учитель, друг Иосифа, сказал ему: приведи ребенка ко мне в школу. Может быть, я сумею убедить Его выучить буквы. И Иосиф сказал ему: если ты решишься, брат, возьми Его с собой. И тот взял Его со страхом и беспокойством, но ребенок пошел охотно. И Он спокойно вошел в дом, где была школа, и нашел книгу, которая лежала на подставке, и взял ее, но не стал читать буквы в ней. И раскрыл уста, и стал говорить от святого Духа, и учил тех, кто стоял вокруг. И большая толпа стояла вокруг, дивясь благодати Его поучения и мудрости Его слов, какие, будучи ребенком, Он изрекал. А когда Иосиф услышал о происходящем, он в испуге побежал к школе, боясь, что и этот учитель не может справиться с Иисусом. Но учитель сказал Иосифу: знай, брат, я взял этого ребенка как ученика, но Он полон великой благодатью и мудростью, и теперь я прошу тебя, брат, возьми Его в свой дом. И когда мальчик услышал эти слова, он тотчас засмеялся громко и сказал: раз ты говорил и свидетельствовал истинно, ради тебя тот, кто был поражен, исцелится. И тотчас другой учитель был исцелен. И Иосиф взял ребенка и отвел Его домой.

XVI. Случилось так, что Иосиф послал своего сына Иакова принести связку дров. И Иисус пошел вместе с ним. И когда Иаков собирал хворост, змея укусила его в руку. И когда он упал навзничь и был близок к смерти, Иисус подошел к нему и дыхание Его коснулось укуса, тотчас боль прошла, а тварь лопнула, и Иаков сразу же стал здоров и невредим.

XVII. После этого по соседству от Иосифа умер больной ребенок, и мать его горько рыдала. И Иисус услышал плач великий и смятение и прибежал быстро, и, увидев мертвое дитя, Он коснулся груди его и сказал: «Я говорю тебе: не умирай, но живи и будь с твоей матерью». И тотчас дитя открыло глаза и засмеялось. И Он сказал женщине: возьми и дай ему молока и помни обо Мне. И когда стоящие вокруг увидели происходящее, они говорили: Истинно это дитя или Бог, или ангел Божий, ибо каждое Его слово становится деянием. И Иисус ушел оттуда и стал играть с другими детьми.

XVIII. Спустя некоторое время строился дом, и произошел обвал, и Иисус встал и пошел туда и увидел человека, лежащего замертво, и взял его руку и сказал: Говорю тебе, человек, встань и делай свое дело. И тотчас человек встал и поклонился Ему. И люди были поражены и говорили: этот ребенок (пришел) с небес, ибо Он спас много душ от смерти и будет спасать их всю свою жизнь.

XIX. И когда Он был двенадцати лет, пришли Его родители по обычаю в Иерусалим на праздник пасхи вместе с другими. Когда же после праздника возвращались домой, Иисус пошел обратно в Иерусалим, родители же думали, что Он идет вместе со всеми. Прошедши дневной путь, стали искать Его среди родственников и близких. И, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, чтобы искать Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего среди учителей, слушающего Закон и спрашивающего их. И все со вниманием слушали Его и дивились, как Он, будучи ребенком, заставил умолкнуть старейшин и учителей народа, разъясняя Закон и речения пророков. И мать Его сказала Ему: Дитя! Что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне надлежит быть в том, что принадлежит Отцу моему. А книжники и фарисеи сказали: Ты — мать этому ребенку? И она сказала: да. И они сказали ей: благословенна ты между женами, ибо Господь благословил плод чрева твоего. Такой славы, такой доблести и такой мудрости мы никогда не видели и никогда о ней не слышали. И Иисус встал и пошел за своей матерью и был в повиновении у своих родителей. И мать Его сохранила все слова в сердце своем. Иисус же преуспевал в премудрости и в возрасте и в благодати. Слава Ему во веки веков. Аминь.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *