Почему Бог создал Еву из ребра Адама, а не из того же «праха земного», что и Адама?

Согласно преданию, первой женой Адама была не Ева: сотворив Адама, Бог вылепил ему из глины жену и назвал ее Лилит. У Адама с Лилит сразу же возник спор: Лилит утверждала, что они равны, так как оба сделаны из глины. Не сумев убедить Адама, Лилит улетела. Представляется правомерным предположить, что Бог учел этот урок и для создания Евы использовал ребро Адама именно затем, чтобы она не могла претендовать на равенство с мужем (по крайней мере, на основе тех аргументов, которые использовала Лилит). Указанное предание косвенно подтверждается ветхозаветным текстом (Бытие 1:27): «Сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», а значительно ниже, в следующей главе, утверждается, что «для человека не нашлось помощника, подобного ему», а потому «навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребер его… И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку» (Бытие 2:20–22).

Существует и другое объяснение этой загадки, основанное на том, что древние евреи в своих легендах многое позаимствовали у народов Месопотамии. В шумерском мифе у бога Энки болело ребро. В шумерском языке слову «ребро» соответствует слово «ти». Богиня, которую позвали, чтобы она вылечила ребро бога Энки, зовется Нинти, то есть «женщина от ребра». Но «нинти» означает также «дать жизнь». Древнееврейские племена отождествили Нинти с Евой, поскольку Ева была для них легендарной праматерью человечества, то есть «женщиной, дающей жизнь». Однако второе значение Нинти («женщина от ребра») тоже сохранилось в памяти евреев. Благодаря этому и появилась версия, что Ева родилась из ребра Адама.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Женщина: сотворенная из ребра мужчины?

Широко распространенное мнение, что в Библии Бог сотворил женщину из ребра Адама, не совсем точно. Вернее, оно слишком узкое и не охватывает всех возможных смыслов этого повествования. Ведь если заглянуть непосредственно в древнееврейский оригинал второй главы книги Бытия, где говорится о сотворении человека, а потом и в ее древнегреческий перевод (знаменитая Септуагинта, датируемая еще в 3-2 веками до Р.Х.), то можно увидеть, что этот фрагмент можно читать по-разному. Смысл его на самом деле объемный и сложный. Итак, в Синодальном переводе этого места Священного Писания сказано следующее:

«И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие, 2, 21-24).

В еврейском оригинале на месте слова «ребро» стоит слово «цела», которое на русский переводится не только как ребро, но и как «грань» и «сторона». То же самое – в древнегреческом тексте. Там используется слово ἡ πλευρά (pleura), которое также переводится на русский не только как ребро, но и как сторона, бок, край или окраина чего-либо. В военной лексике этим словом обозначали, например, фланг войска.

Таким образом, мы видим, что женщина сотворена из такого «ребра» мужчины, которое является отдельной стороной человеческого существа, или даже его половиной. Напомним, кстати, что русское слово «пол» этимологически происходит от слова «половина».

Интересно еще и то, что в греческом тексте этого фрагмента сказано, что Бог навел на Адама буквально не глубокий сон, а «экстасис» – выход из себя, исступление, экстаз. Ведь греческое ἡ ἔκστᾰσις (ekstasis) значит именно это, дословно – выход, состояние или нахождение вне себя. И отрывок можно читать и так, что Адам уснул после «этого выхода из себя».

Получается, что именно в результате выхода вне себя из до того единого человека и была сотворена женщина. При этом человек в состоянии экстаза не видит, как происходит разделение полов. Мужчина и женщина в этом смысле навсегда останутся тайной друг для друга.

Также примечательно, что человек сам определяет, что «это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 23). Ведь раньше Адам дал раньше имена всем животным и птицам, словно определил им через наречение именем, какими им быть. А в следующей, третьей главе Бытия он дает имя и «своей жене: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20).

В целом тема женщины в церковном понимании – предмет, конечно, захватывающий и поистине неисчерпаемый, так много уже про это сказано. Можно порекомендовать здесь интересный и обстоятельный текст диакона Андрея Кураева «Мужчина и женщина в книге Бытия».

Здесь же мы, следуя нашему обычному в «Толковом словаре» методу (опора на значение и этимологию самих слов) отметим два принципиально важных момента. Во-первых, то, что еврейское слово «цела» и греческое ἡ πλευρά значат не только ребро, но и сторону или грань, показывает, что женщина, женская природа – это одна из неотъемлемых сторон человеческого существа. Вопреки известной и не слишком изящной шутке «женщина – друг человека» можно сказать, что женщина – друг недочеловека. В том смысле, что только с ней и мужчина становится мужчиной, человеком. С другой стороны, сотворенность женщины из мужчины говорит об их близости и единокровности. Это словно две отдельные половинки, проставленные друг напротив друга, чтобы учиться любви.

Во-вторых, значение этого слова и как ребра позволяет сближать женское начало с сердцем, ведь сердце расположено под ребрами, рядом с ними. То есть женское начало – это та половина, которая представляет по преимуществу чувственно-эмоциональную жизнь человека. В отличии от нее мужское начало олицетворяет по преимуществу рационально-волевую сторону человеческого существа.

Ева

У этого термина существуют и другие значения, см. Ева (значения).

Ева

ивр. ‏חַוָּה‏‎


«Ева»

Пол

Женский.

Период жизни

1 г. — после 234 г. от Сотворения мира

Толкование имени

однокоренное со словом חיות «жизнеспособность, живучесть, оживлённость»

Имя на других языках

греч. Εύα
лат. Eva

В иных культурах

араб. حواء‎

Местность

Эдем

Занятие

рождение детей

Происхождение

создана Богом из «ребра Адама»

Упоминания

Быт. 2:22 — 5:4

Отец

не было

Мать

не было

Супруг(а)

Адам

Дети

Каин, Авель, Сиф

Место погребения

Пещера Махпела или Могила Евы

Связанные понятия

Эдемский сад | Дерево познания Добра и Зла | Дерево Жизни | Запретный плод | Первородный грех

Связанные события

Сотворение человека | Грехопадение | Изгнание из рая

Характерные черты

второй человек, первая женщина

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

Ева (ивр. ‏חַוָּה‏‎, др.-евр. произн.: xawwͻ:h, совр. евр. произн.: Хава — букв. «дающая жизнь», греч. Εὔα, в мусульманской традиции — Хавва) — в авраамических религиях — праматерь всех людей, первая женщина, жена Адама, созданная из его ребра, мать Каина, Авеля и Сифа.

Библейский рассказ о сотворении Адама и Евы, грехопадении и изгнании их из рая породил обширную литературу апокрифического характера.

Согласно книге Зогар, Ева была второй женой Адама после Лилит. В каббале образ Евы соответствует сфире бина.

Место погребения Евы

В иудейской традиции

Пещера Махпела (ивр. ‏מְעָרַת הַמַּכְפֵּלָה‏‎, Ме‘ара́т а-махпэла́ — букв. «Двойная пещера»; араб. الحرم الإبراهيمي‎, Хара́м-ал-Ибраһи́ми) — склеп патриархов в древней части Хеврона. В еврейской традиции название в основном интерпретируется как указание на двойную пещеру или, как и название «Кирьят-Арба» (букв. город четырёх), соотносится с четырьмя парами, похороненными в пещере: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.

Могила Евы (ар.مقبرة أمنا حواء — Мукбарат уммина Хавва) — могила, почитаемая по мусульманской традиции, как захоронение праматери Евы. Находится в городе Джидде. По преданиям, после грехопадения, Ева оказалась в районе Джидды или Мекки. Арабские и западные историки описывают могилу, находящуюся за стенами города Джидда, как могилу Евы. По сообщению историка Хатун аль-Фасси, историк IX века Аль-Факихи, родом из Мекки, сообщал, что два друга пророка Мухаммеда, умершего в 632г, упоминали о могиле Евы. Путешественник и поэт XII века Ибн Жубаир, рождённый в Валенсии, писал о Джидде в записной книжке: «Внутри есть место, где высится купол, возможно, это дом Евы, матери человечества; Бог благословил ему быть по дороге в Мекку». Надписи у входа на кладбище Джидды указывают, что здесь, возможно, погребена Ева.

Вот как описывает Могилу Евы в 1895 году сотрудник российского консульства в Джидде Шакирзян Ишаев:

Особых достопримечательностей в городе нет, исключая могилы Евы, находящейся за городом, посреди большого кладбища. Могила праматери всех людей имеет в длину до 60 аршин, в голове поставлено что-то вроде мраморной плиты с арабскими надписями, и растет финиковая пальма, в ногах растут какие-то кустарники. Над срединой могилы построены два помещения под одной крышей: одно из них считается мечетью, а в другом имеется гробница, к которой приходят паломники и прикладываются. … Как сказано выше, могилу Евы окружает кладбище.

В мусульманской традиции

Основная статья: Адам и Хавва

Имя жены Адама в Коране не упоминается, она фигурирует лишь в качестве его «супруги». Её имя, Хава, можно найти лишь в хадисах (преданиях о поступках и изречениях пророка Мухаммеда). В Коране ничего не говорится о потомстве Адама и Евы, не сказано в Коране и сколько лет жил Адам.

Истории о Адаме и Еве являются довольно пространными и описывают их жизнь в мельчайших деталях. Судя по всему, за первоисточники были взяты хадисы и другие религиозные книги. Так к примеру татарский писатель и учёный Фарит Яхин в книге «История пророков» («Пэйгемберлер тарихы») Адаму и Еве посвятил целых 9 страниц, рассказав о том, как задумывался первочеловек, как они согрешили, куда были изгнаны (Адам — в Индию, Ева — на Аравийский полуостров), как снова встретились, обустроились, родили детей и как умерли.

Из хадисов также можно узнать историю сотворения Хавы, количество рождённых ею детей. Хадисы рассказывают, что Хава рожала детей 20 раз, при этом каждый раз, за исключением последнего, на свет появлялись близнецы. В последний раз она родила одного ребёнка — сына. Как легко можно посчитать, за всю свою жизнь Хава родила 39 детей. Промежуток между родами составлял два года.

Слово Хава означает «источник жизни». Существует в исламе также и версия, что это слово обозначает красновато-рыжий цвет тёмного оттенка. Вообще фигура Хаввы в Коране дала почву для дальнейшего толкования статуса женщины в мире. В одном из хадисов говорится, например, следующее: «Обращайтесь с женщинами хорошо, поскольку женщина создана из ребра, а самая изогнутая часть ребра — верхняя, поэтому, если вы попытаетесь выпрямить его, оно сломается; но если вы оставите его таким, как есть, оно так и будет изогнутым. Поэтому обращайтесь с женщинами хорошо».

> В оккультизме

В книге Папюса говорится о «Иеве», что означает цикл числа четыре, так же как четыре стороны небес.

Созданная из ребра и послушная

Этим положением утверждается не только единство партнеров в семейном союзе, но и подчиненное положение жены по отношению к мужу. Поскольку женщина не была сотворена по «образу и подобию Бога» из глины, что произошло с первым человеком, то она в какой-то мере является существом более низкого ранга. Жена должна подчиняться, почитать и бояться своего супруга (Послание Павла к Ефесянам, 5:33).

Почему Бог создал Еву именно из тела Адама, объясняет околоцерковная христианская и каббалистическая литература (Книга Зоар, Курманские свитки, Алфавит Бен—Сиры и пр.). До Евы была еще одна попытка подарить Адаму спутницу. Бог создал ее так же, как и мужчину, из глины. Но эта женщина — Лилит — возомнила себя равной мужу. Гордыня подтолкнула непокорное создание к бунту, за что оно и было наказано божественным проклятием.

Бог «сделал выводы» из сложившейся ситуации. Ева появилась уже из ребра будущего мужа, чтобы всегда помнить о своей подчиненной роли в супружеской паре. Но почему именно из ребра, а не из какой-либо другой части тела, об этом сама Библия умалчивает. Пытливый человеческий ум не мог обойти стороной эту тему. Со временем появилось множество толкований неразъясненного момента.

Не ребро, а приапова кость

Зайони Зевит, профессор Американского еврейского университета и известный исследователь Библии, предложил другую версию: праматерь была рождена совсем не из ребра, а из другой кости, приаповой. В биологии она называется «бакулюм». Этот элемент есть у самцов многих млекопитающих (грызунов, летучих мышей, обезьян). Располагается бакулюм в пенисе, что способствует более длительной эрекции и увеличивает шансы на зачатие именно от этого самца.

Приапова кость у многих обезьян — ближайших к нам, с точки зрения биологи, существ — очень маленькая. К примеру, у шимпанзе она равна каким-то 6 мм. У мужчин же ее нет вообще. Британский антрополог Матильда Бриндл предположила, что у предков человека бакулюм мог существовать, но на каком-то этапе эволюции он исчез.

Причина такой «утраты» не ясна. Это и подтолкнуло людей, пытающихся объяснить эволюционный процесс с точки зрения Библии, утверждать, что Адам лишился приаповой кости в процессе создания Господом Евы. Никаких доказательств этому ни в Ветхом Завете, ни в трудах подвижников церкви нет.

Особенности перевода

Пролить свет на события времен создания мира помогает первоисточник современного Ветхого Завета, написанный древними евреями. В оригинале упоминается слово ἡ πλευρά (pleura). На древнееврейском оно обозначало не только человеческое ребро, но и — в более широком смысле — сторону, часть тела, бок, а также край какого-то предмета, образования, местности. Древние стратеги называли «плеурой» фланг войска.

Вполне очевидно, что изначально в Писании указывалось, что Господь взял бок или половинку Адама и создал из нее Еву. Удивительно, сколько тысячелетий пережило метафорическое выражение «половинки друг друга», так и не утратив своего сакрального смысла!

А ведь в Септуагинте — переводе оригинала Ветхого завета с древнееврейского на древнегреческий — это значение было потеряно. Древним грекам было свойственно более приземленное понимание мира и любви. Для них единство душ заменяло неутолимое физическое влечение, желание обладать. Вероятно, переводчики просто не нашли в древнегреческом достойных аналогов слову «плеура» и подставили вместо этого «ребро», применив одно из его значений.

Так и родилась Ева из ребра Адама. В конце концов, не так уж и не правы были переводчики. Ребро — наиболее подходящая в теле человека кость. Если бы Создатель изъял у Адама челюсть, тазобедренный сустав, бедро или предплечье, он сделал бы первого мужчину убогим калекой, а это наверняка не совпадало с Божьим замыслом.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *