В славянских, балтийских и иранских языках слово «святой» (праслав. svent) происходит от индоевропейского «k’uen-to-» — возрастать, увеличиваться, цвести — в прямом и переносном смысле, плодоносить. (см. Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. Т.1. М.,1995, 441-442, 1995). В переводах с греческого в самых ранних старославянских текстах употребляется не калька, а свое слово; в целом же, калек в переводах богослужебных текстов с греческого на старославянский, а позже на древнерусский очень много. Это значит, как замечает там же В. Н. Топоров, что корень слова еще в дохристианскую эпоху был сакрально отмечен. «Язык сохранил слово и даже его общую семантическую идею, но существенно углубил и «спиритуализовал» по идее его содержание» (Топоров 1995: 489). В язычестве слово понималось в прямом смысле: оно означало любое возрастание, цветение, плодоношение, в Христианстве же образуется понятие «святости» как возрастания, цветения духовного. Возможно, земля свята уже потому, что она цветет и плодоносит. Люди, жители земли, становятся носителями этой святости, благодаря уже тому, что они на ней живут. Как и когда произошло переключение с языческого на христианское, с материального на духовное — неясно. Святость переносится с природы на человека, с материально-физического на идеально-духовное, с конкретного и зримого на отвлеченное и незримое, как пишет http://www.pravoslavie.ru/jurnal/330.htm

Слово «свет» в значениях «противоположность тьме, сияние, рассвет, утро» , а также «свет духовный» , «просвещение» широко употребляется с древнерусской эпохи (с XI в.) . Древнерусское слово восходит к общеславянской основе svetь и далее – к индоевропейскому корню kuei>kvei-t.

СВЯТОЙ Индоевропейское – k’uen-to- (святой, священный, праздничный) . Общеславянское – sve,tъjь (святой) . Старославянское – св (юс малый) тый. Древнерусское – святый. Слово «святой» известно с древнерусской эпохи (с XI в. ) вместе с однокоренными «свять» , «святый» , «святыни» , «святити» , с XV в. – «святость» и др. В древнерусском слово «святой» – из старославянского, где «св (юс малый) тый» восходит к общеславянскому svetъjь – «святой» . Первоисточник – индоевропейский корень k’uen > основа k’uen-to-, что значило «праздновать, святить, святой, священный» .

В современном значении «святой» – «религиозно почитаемый, божественный» .

«Кто светел, тот и свят»,-поет один современный исполнитель. Но что же в действительности означают такие слова как «святость», «святое», «святой человек»? Мы предлагаем вам совершить небольшой экскурс в историю библейского и богословского значения слова «святой».

В славянских языках корни «свят» и «свет» действительно весьма схожи, и, вероятно, взаимосвязаны. Святое, думается, и должно быть светлым.

Если же мы говорим о святом человеке, то прежде всего подразумеваем его нравственную чистоту или даже совершенство.

Но так святость понималась далеко не всегда и не везде. Истоки этого понятия значительно отличаются от его современного значения в европейских языках.

Термин «святость» имеет весьма древнее библейское происхождение. Еврейское слово «кадош»-«святой»-в буквальном переводе означает отделенность, избранность, обособленность.

Значит ли это, что, читая Библию, мы понимаем ее несколько иначе, чем должны были бы понимать?

Как понимали «святость» в ветхозаветной древности?

Мы уже говорили, что для древних иудеев «святое» значило «отделенное». Такое понимание святости отчасти сохранилось и у нас. «Это для меня святое»,-говорим мы. Что мы имеем в виду? Прежде всего то, что мы не решаемся к этому прикасаться. Когда мы говорим так в повседневной жизни, то, как правило, подразумеваем, что вообще-то мы могли бы, у нас есть силы и возможность это тронуть, но мы добровольно, свободно, сами положили между собой и этим «святым» границу, которую не осмеливаемся перейти. То, о чем мы говорим «святое», становится по нашей воле неподвластно нашему расчету и нашим обстоятельствам. Но впервые в таком смысле понятие «святого» было употреблено в первой книге Библии-Бытие. Суббота была названа Богом святым днем и днем покоя для человека. Бог выделил этот день недели из ряда прочих дней и тем самым освятил его.

Святым в Ветхом Завете считается также и то, что человек отделяет от себя и отдает Богу. Например, жертвоприношения. В другой книге Ветхого Завета, Второзаконии (14: 22-29), говорится, что десятина-это не просто то, что ты отдаешь Богу. Нет, оказывается, что десятина-это десятая часть произведений земли, которую ты должен отделить от своего имущества и съесть пред лицем Господним в веселии сердца, не забывая при этом ни сирот, ни левитов. Пасхального агнца нельзя оставлять до утра. Мясо жертв надо съесть в течение одного-двух дней, потому что сказано: это-великая святыня у Господа. Человек ест жертву в веселии сердца-ведь он свободен от своих обычных мыслей: «А может быть, оставить про запас, на черный день? А что я буду есть через неделю? А стоит ли делиться с кем-то?»-и т.п. Человек избавлен от страшного призрака-от призрака будущего. Поэтому и время субботы, время благодарственной жертвы, отданное Богу,-это время человека, свободное время свободного человека. Получается, что смысл благодарственной жертвы не только и не столько в том, что ты даришь что-то Богу,-скорее наоборот-ты получаешь что-то от Него в дар, в благой дар.

В книге Исход, повествующей о том, как Бог вывел народ израильский из Египта, мы встречаем впервые понятие святого места (Исх. 3,5): «Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая».

О святости человека в Библии впервые говорится в той же книге несколькими главами позже (Исх 13, 2). Речь там идет об отделении Богу перворожденных младенцев. Это значит, что они вступали с Богом в особые, только им разрешенные отношения. В этом же смысле святым был народ Израильский. Бог избрал этот народ себе из множества других народов.

И наконец, святость предметов значила, что они не могли быть использованы всегда и везде, а только для особых богослужебных целей.

Но несмотря на очевидную связь понятия святости со сферой вне- или надмирной, есть в Ветхом Завете и более доступное для человека ее понимание. По иудейским представлениям и человек мог приближаться к Источнику святости-Богу, исполняя Синайские заповеди. Эта мысль отражена также в талмудической традиции. В одном из благословений говориться: «Слава Тебе, Вечный, наш Бог, Царь мира, освятивший нас Своими заповедями…»

Таким образом, святость в Ветхом Завете является лишь уделом избранных.

А как бы вы отреагировали, если бы кто-то назвал вас святым? «Странный вопрос. Да с чего бы меня вдруг святым называть стали? Святые-это люди, избранные Богом и руководимые Им»,-скажете вы. Возразить на это непросто. На вашей стороне древнее библейское понимание святости. Но не удивляйтесь, сам апостол Павел всех христиан, в том числе и вас, называет святыми! (Рим. 11, 16)

К какой святости призывал Христос и его ученики?

В Новом Завете Христос освобождает каждого человека от суеты и зависимости от тленного. Для того, чтобы человек сам стал свободным от земных условий существования, т.е. стал подлинным хозяином самого себя, он должен принести свои желания Богу, доверить Ему Одному свою жизнь. Это доверие открывает смертным людям совершенно новые возможности и вообще делает их бессмертными. Когда однажды апостолы восхитились одним из чудес, которое совершил Христос, Он сказал им: «Если будете иметь веру и не усомнитесь, то если и горе этой скажете: «поднимись и ввергнись в море»,-будет» (Мф.21,21). Святой Нового Завета, святой христианской Церкви-это всегда чудотворец, т.е. человек, творящий чудеса, и эти чудеса не прекращаются и после его смерти, ведь он по сути и не умирает. Иисус Христос избавляет человека не только от страха смерти, но и от самой смерти: «Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин 11, 26). Святые христиане приносят свою жизнь в жертву Богу и этим они освобождаются от страха будущего, они становятся свободными и независимыми в полном и абсолютном смысле этих слов. Они не боятся смерти, но наоборот, ждут ее как начало новой жизни.

Тема святости христиан звучит особенно ясно в посланиях апостола Павла. Большинство своих писем он адресует «призванным святым», «всем святым», «святым во Христе Иисусе», «святым и верным братьям в Иисусе Христе». Для апостола святость есть одновременно начало христианской жизни и ее цель.

В послании к ефесским христианам важнейшей задачей пастырей Церкви апостол Павел называет «совершение святых» (Еф 4,12). Весьма примечательно, что греческий оригинал слова «совершение»-«катартисмос» обозначает приведение чего-либо в естественное состояние.

Действительно, для христиан святость-естественное состояние. Можно сказать, что святость-это естественное следствие человеческого решения быть со Христом. Однако святость-это еще и характеристика всей христианской Церкви, людей, выбравших жизнь со Христом, и, с другой стороны, каждый христианин должен действительно стать святым в течение всего своего жизненного пути. Не случайно на Литургии священник напоминает: «Святая-святым» («Святая»-двойственное число-архаичная форма славянского языка. Имеется в виду Тело и Кровь Христовы, которые вскоре после этого возгласа будут преподаны верующим). Христос Свят, а значит, ничто несвятое не может быть вместе с Ним, а значит те, кто приобщается Христу, т.е. христиане,-святы. Что же нужно, чтобы это стало реальностью и для нас?

Решимость,-отвечает преподобный Серафим Саровский. Да, именно те люди, которые решились быть со Христом, могут произносить эти слова: «Святая-святым».

Юрий Рой,
студент III курса МинДА и
Павел Бубнов,
МинДА

Просмотрено: 0 раз.

Святой. Индоевропейское — k’uen-to- (святой, священный, праздничный). Общеславянское — sve,tъjь (святой). Старославянское — св(юс малый)тый. Древнерусское — святый. Слово «святой» известно с древнерусской эпохи (с XI в.) вместе с однокоренными «свять», «святый», «святыни», «святити», с XV в. — «святость» и др. В древнерусском слово «святой» — из старославянского, где «св(юс малый)тый» восходит к общеславянскому svetъjь — «святой». Первоисточник — индоевропейский корень k’uen > основа k’uen-to-, что значило «праздновать, святить, святой, священный». В современном значении «святой» — «религиозно почитаемый, божественный», а также «глубокочтимый, дорогой». Родственными являются: Украинское — святий. Чешское — svaty (святой). Производные: святить, святость, святыня.

Происхождение слова святой в этимологическом онлайн-словаре Семёнова А. В.

Свято́й Нос — название нескольких мысов, напр. на берегу Баренцова моря; на севере Сибири (у моря Лаптевых); на озере Байкал. Табуистическое название, которое дается мысам, опасным во время морских бурь; мимо них проплывали только с молитвой (Эльи 895).

Происхождение слова Святой в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Свято́й. Общеслав. Суф. производное от той же основы, что др.-прус. swenta- «святой», латышск. svinu «праздную».

Происхождение слова святой в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова святой в толковых словарях.

» Назад

СВЕТ 10.05.2017 21:51

СВЕТ – от древнего корня*kwei- «сиять». К этому же корню, но с другим расширителем *kwei(n) имеет отношение «ветвенно» родственное слово святой. Другие однокоренные слова в русском языке цвет, просвещение. Имя существительное СВЕТ устойчиво сочетается с прилагательным белый, которое восходит к иному древнему корню *bʰēl- «теряющий свой цвет». Этот корнесловный образ гаснущего СВЕТА и увядающего ЦВЕТА сохранился в однокоренных русских словах бледный, блекнуть. Есть он и в, казалось бы, противоположном по смыслу слове блестеть. По-видимому, наши предки изначально различали два рода СВЕТА: невечерний немеркнущий свет, исходящий от источника (к примеру, Солнечный), и вечерний гаснущий, который отражается от поверхности вещей и блекнет, поскольку в нем нет силы источника. В этой логике белым является отраженный, сотворенный и временный СВЕТ звезд, или выцветающий со временем цвет материальных вещей. «И я взглянул, и вот, конь бледный (в древнегреческом текстеχλωρός /хлорос/, где хлой – это «желтый, зеленый, золотой», которому суффикс -ръ придает значение разделения. Буквально, «лишенный цвета», как в слове «хлорка») и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными. И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые (в греческом текстеλευκή /левке/, того же корня*lewk- «излучать, лить свет», что и левкас, луч) и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Апокалипсис, 6:8-11). В санскрите образованное от корня *kwei- и однокоренное со СВЕТ слово श्वेत /швета/ означает «белый, светлый, блестящий». В английском языке от этого же корня происходит слово white /уайт/ «белый». В славянских и в русском языке от корня *ḱwei – произошли слова *květъ /квят/ «цветок», ЦВЕТ и, главное, СВЯТОЙ. Здесь есть расхождение языковых представлений разных народов: одни принимают за истинный СВЕТ белый вещественный цвет, а другие называют СВЕТОМ в отличие от белого и любого другого цвета, невечерний СВЕТ святости Слова Божия, которым порождены все вещи, все цвета и цветы. От начала Творения СВЕТ Слова Божия вечно светит во тьме, горя и не сгорая: «Въ нача́лѣ бѣ́ сло́во, и сло́во бѣ́ къ Бо́гу {у Бо́га}, и Бо́гъ бѣ́ сло́во. Се́й бѣ́ искони́ къ Бо́гу {у Бо́га}: вся́ тѣ́мъ бы́ша, и безъ него́ ничто́же бы́сть, е́же бы́сть.Въ то́мъ живо́тъ бѣ́, и живо́тъ бѣ́ свѣ́тъ (φῶς /фос/) человѣ́комъ: и свѣ́тъ (φῶς/фос/) во тмѣ́ свѣ́тится, и тма́ его́ не объя́тъ. Бы́сть человѣ́къ по́сланъ от Бо́га, и́мя ему́ Иоа́ннъ: се́й прiи́де во свидѣ́телство, да свидѣ́телствуетъ о свѣ́тѣ (φωτός /фотос/) , да вси́ вѣ́ру и́мутъ ему́ {да вси́ увѣ́руютъ чрезъ него́}. Не бѣ́ то́й свѣ́тъ (φῶς /фос/), но да свидѣ́телствуетъ о свѣ́тѣ (φωτός /фотос/): бѣ́ свѣ́тъ (φῶς /фос/) и́стинный, и́же просвѣща́етъ (φωτίζει /фотизэ/) вся́каго человѣ́ка гряду́щаго въ мíръ: въ мíрѣ бѣ́, и мíръ тѣ́мъ бы́сть, и мíръ его́ не позна́» (От Иоанна, 1:4-10). В приведенном тексте начала Евангелия от Иоанна древнегречесий оригинал везде называет СВЕТ словом φῶς /фос/. Как и фосфор «несущий свет», фотография «светописание», слово ФОС восходит к древнему корню *bʰeh- «излучать свет, быть источником сияния». В древнегреческом языке однокоренными являются φαεινός /фаэйнос/ «сияющий, блистающий», φάω /фао/ «светить, сиять», φαίνω /файно/ «сиять, излучать блеск». СВЕТ Слова Божия светит, а сотворенный Словом Божиим белый свет – светится этим преломленным светом и всеми цветами радуги. Поразительно, но именно к этому же древнему корню слова ФОС *bʰeh- «излучать свет, быть источником сияния» современные этимологи также возводят, казалось бы, совсем иное и далекое по смыслу древнегреческое слово φημί /феми/ «говорить, сказать», а также русские БАЯТЬ, БАЙКА. В словах свидетельств Иоанна Предтечи, как и во всех словах человеческих высказываний тоже есть СВЕТ, но это уже иной, преломленный, белый или иной по цвету временный свет (краснобайство, к примеру), подобный СВЕТУ Слова Божия и обретающий силу для борьбы с тьмой только в устах святых. Подобно Богу, святой или исполненный благодати Божией человек может своими изречениями пролить СВЕТ на те или иные вещи, ПРОСВЕТИТЬ других во Славу Божию. От *bʰeh- также произошли такие слова, как санскритское भास् /бхас/ «светильник, сияние», латинское iubar /юбар/ «солнечный свет, сияние славы», русское баской «нарядно одетый, блестящий». Согласно Книге Бытия, Бог сотворил свет сразу же после сотворения Земли и неба, назвав его словом день: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет (φῶς). И стал свет (φῶς). И увидел Бог свет (φῶς), что он хорош, и отделил Бог свет (φωτὸς) от тьмы. И назвал Бог свет (φῶς) днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Бытие, 1:1-5). Слово день, именующее свет, по мнению ученых этимологов восходит к древнему корню *dei- «излучать свет, сиять, блестеть». К этому корню восходит санскритское слово दु (ду) «гореть». Свет горит и греет, даря жизнь, в противоположность холодной тьме, в которой жизнь угасает. В Евангелии Господь сравнивает своих учеников и последователей с горящими свечами, призывая их не прятать свой свет, чтобы просвещать своим светом всех людей во славу Божию. Тот, кто просвещает Словом Божиим, сам становится подобен Источнику истинного СВЕТА — светильнику: «Вы — свет (φῶς) мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу (в славянском тексте точнее: свѣти́лникъ, в греческомλύχνον /лухнон/ «лампу» — от корня *lewk- «излучать, лить свет», не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике (λυχνίαν /лухниан/), и светит (λάμπει /лампи/ «излучает свет», как в слове лампа, «ветвенное» родство со словами от корня*lewk-) всем в доме. Так да светит (λαμψάτω /лампсато/) свет (φῶς /фос/)ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (От Матфея, 5:14-16). Помимо изменчивого дневного света (цвета), который разгорается с утра, меркнет к вечеру и угасает ночью, в Священном Писании часто упоминается немеркнущий СВЕТ, исходящий от Бога: «Я́ко у Тебя истóчник животá, во свете Твоéм ýзрим свет» (Псалом Давида 35, 10). В Евангелии описывается невечерний СВЕТ Господня Преображения, произошедшего на горе Фавор. Когда Господь преобразился, Его лицо перестало быть зеркалом и светиться, отражая на себе дневной СВЕТ. Оно само стало источником, излучающим вечный нетварный СВЕТ Истины и Любви. То же произошло и со всем Его телом, и даже с одеждой: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просветилось (ἔλαμψεν /илампсен/ «стало излучать свет») лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми (в оригинале λευκὰ /левка/, корень *lewk- «излучающими»), как свет (φῶς /фос/)» (От Матфея, 17:1-2).

См. белый, гореть, тьма.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *