• Авторы
  • Файлы

Черкесов Б.А. 133 KB

Религиозная секта в переводе в латыни означает образ мыслей, учение. Это один из типов религиозных объединений. Секты возникают как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для них характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей, установок. С этим связаны настроения избранничества, а нередко и тенденция к изоляционизму. Резко выражено стремление к духовному возрождению, признаком которого считается строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и ритуальных предписаний. Будучи авторитарной иерархической организацией, они для достижения своих целей используют такие методы как привлечение людей при помощи сознательного обмана, вербовки, механизма влияния, позволяющие контролировать психику и поведение человека без его добровольного и осознанного согласия.

Религиозные секты отрицают институт священства, лидерство считают харизматическим, право на него признают за лицом, которое получило якобы как милость божью особую способность к руководству. Подчеркивается равенство всех членов, провозглашается принцип добровольности объединения. Указанные черты характерны для религиозных объединения различных типов и возникают в ранние периоды формирования вероучений.

Так, например, секты раннего христианства возникают уже в 1-2 веках.

Христианство никогда не было единой религией. Одной из ранних христианских групп были иудеохристиане, т.е. христиане не порывавшие с иудаизмом. В борьбе с этой группой выделяется направление, которое затем станет господствующим (ортодоксальным). Ко второму веку получает распространение гностицизм, создается много разных не связанных между собой групп христиан-гностиков. Во второй половине 2 века появляется секта монитанистов. Они занимались пророчеством, ожидали скорого второго пришествия, проповедовали аскетизм, не признавали власти епископов. Между всеми этими сектами велась непрерывная борьба.

В XVIII — XIX веках возникают новые протестантские течения в христианстве: методисты, пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы.

В настоящее время в России действуют сотни тоталитарных сект численностью более миллиона человек.

По словам ведущего специалиста в области сектоведения А.Л. Дворкина конец XX и начало XXI века характеризовалось невероятным наплывом тоталитарных сект в нашей стране. Набрав побольше людей, они достигли потока своей численности и стараются укрепить свои позиции, обзаводясь недвижимостью, приобретая политическое лобби, инициируя судебные процессы против неугодных им лиц и конфессий. Чем дальше, тем больше появляется отечественных сект, в числе которых — неязыческие и оккультные группы, психокульты, действующие под видом психологических тренингов и курсов.

Попавший в секту подвергается регулярному насилию. Когда же он заболевает физических, начинает проявлять признаки душевного расстройства или когда ему нечего больше заплатить секте, отработанный человеческий материал попросту выбрасывают на улицу и заменяют новым. Чтобы оправиться от последствий пребывания в тоталитарной секте, человеку требуется от года до трех лет, однако целый ряд сект наносят такой непоправимый ущерб личности, что полностью восстановиться бывает невозможно.

И на фоне всего этого своей изощренностью выделяется одна из многочисленных сект, получившая довольно широкое распространение у нас в стране, и в частности, на Северном Кавказе — свидетели иеговы. Это религиозная организация, возникшая в США в начале 70х годов XIX века. Руководит организацией Бруклинский центр, имеющий 95 филиалов. Организация строго централизована: ее президент имеет практически неограниченную власть. Сверху вниз идут инструкции и литература, снизу вверх — отчеты и деньги. Свидетели Иеговы располагают своими печатными органами, в частности такими, как «Сторожевая башня», «Пробудитесь». Литература издается на 163 языках мира. Они ведут активную миссионерскую деятельность, их вероучение имеет некоторую специфику: они отрицают триединство Бога, объявив Христа и духа святого порождением Иеговы, признавая вместе с тем искупительную миссию Христа. История общества предоставляется бруклинским теологам полем противоборства божественных и сатанинских сил. Весь современный мир — олицетворение сатаны, борьба с которым священна. Они — непримиримые противники самой идеи преобразования мира людьми на основе равенства и справедливости.

Спекулируя на нерешенных проблемах, стоящих перед людьми, богословы свидетелей Иеговы заверяют, что «универсальное средство от всех человеческих бед можно найти только в распространяемой ими вести о царстве».

Свидетелей Иеговы побуждают ограничивать себя в самом необходимом: питании, одежде, жилище, рекомендуют не дорожить своей жизнью, поменьше заботиться о своих близких. Советуя верующим отдавать все «вплоть до последнего гроша», авторы «Башни стражи» № 1 за 1961 год внушают своим последователям, что они не могут рассчитывать на какую-либо материальную помощь от организации, а должны быть «полны решимости нести все личные расходы… отрешаться от всего эгоистического имущества».

Издания свидетелей Иеговы (например, журнал «Сторожевая башня» № 3-5 за 1975 год) постоянно призывают не думать о будущем, отказаться от забот о создании жизненных удобств, «каждый день жить так, как будто бы это был последний день жизни».

Антигуманный характер наставлений бруклинских пастырей проявляется и в том, что они внушают свидетелям Иеговы мысль о недопустимости переливания крови. Не так давно в российских СМИ появились сообщения о 13-летнем Антоне, умирающем от лимфосаркомы в Ростовской больнице. Ему срочно понадобилось переливание крови. Когда врачи сказали об этом родным, бабушка, фанатичная иеговистка, ответила резким отказом. Антон — один из множества жертв данной секты.

Иеговисты постоянно ссылаются на Библию, уверяя, что только они являются настоящими библейским христианами. Однако ее лидеры используют вырванные из контекста цитаты лишь для того, чтобы держать в беспрекословном повиновении своих последователей. Когда это выгодно, учение секты меняется коренным образом и находятся другие цитаты, доказывающие правильность новой позиции.

Свидетели Иеговы предсказывают конец света. Их руководители клялись и божились, что второе пришествие Христа и уничтожение всего «злого порядка вещей» произойдут в 1914 году, затем в 1915, 1918, 1920 и 1925 годах. Каждый раз секта готовила своих последователей к началу «нового мирового порядка», который так никогда и не наступал. Многие иеговисты продавали свои квартиры и дома в уверенности, что они им больше не понадобятся. Деньги были перечислены на счет секты. Последняя «точная» дата конца света была назначена на 1975 год, но, как видим, и это пророчество оказалось ложным.

Свидетели Иеговы лгут и богохульствуют. В материалах «для внутреннего использования» они провозглашают себя врагами всякой религии, но официально объявляют себя религиозной организацией — для того, чтобы пользоваться всеми соответствующими льготами.

Свидетели Иеговы отрекаются от Родины, отрицают все земные власти и признают только иеговистскую «Руководящую корпорацию» в Нью-Йорке. Сектанты отвергают историю, культуру, литературу, народные традиции своей страны, не отмечают никаких праздников, дней рождения, отказываются от гражданских прав и обязанностей — в том числе не считают нужным защищать Родину в минуты опасности.

Свидетели иеговы являются тоталитарной сектой. Это организация, использующая обман при вербовке, практикующая различные методы контролирования сознания своих членов, вплоть до гипноза и кодирования.

Ничего не подозревающий человек превращается в раба, при помощи всеобъемлющей системы запретов и предписаний вся его жизнь регламентируется до мельчайших деталей, между ним и остальным миром создается стена отчуждения. Он живет в полном подчинении лидерам организации, которые могут заставить его бросить работу и учебу, разорвать отношения с близкими и родными, отказаться от жены и детей, пожертвовать своей жизнью, совершить любое преступление.

Возникает вопрос: почему в нашей стране за последние 10-15 лет так резко активизировали свою деятельность секты различного толка? Почему они так легко прижились?

Россия последних 15 лет — это место для духовных кризисов, растерянных жизненных ценностей, испытывающая сложные времена. Это страна, в которой информация, дающая пищу для ума, длительное время была недоступна. А растерянность и тревога, одиночество и духовный вакуум, неустроенность в завтрашнем дне — желанная почва для дурманящих зерен, заботливо заготовленных сомнительными организациями разных мастей.

С одной стороны, информированность и настороженность людей к малоизвестным организациям, обещающим райскую жизнь, растет с каждым годом. Но, с другой стороны, становятся еще сильнее и изощреннее способы, при помощи которых эти организации пытаются взять под свой контроль человека.

Исходя из этого, нетрудно сделать вывод, в чем заключается секрет успеха сект.

На наш взгляд, сектанты просто активно используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих.

В современном обществе очень распространен вирус одиночества. Потребность в общности требует крепких связей и преданности между индивидумами и организациями. А религиозные культы, в первую очередь, предлагают одиноким людям безусловное принятие. Их окружают люди, которые предлагают им дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены сект часто предпочитают отказаться от контактов со своим семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются даже от супружеских отношений.

Секты продают и нечто значительно большее — структурирование окружающей действительности. Они налагают жесткие ограничения на поведение. Они требуют и создают дисциплину. Современное общество так богато альтернативами, и люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Часто они готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь.

И, наконец, секты используют такую потребность человека — как значимость, осмысленность существования. Каждый культ имеет свою собственную версию реальности — религиозную, политическую, культурную. Культовая секта всегда претендует на обладание окончательной истиной. Те, кто живет во «внешнем мире» и неспособны принять ценность этой истины, объявляются либо заблуждающимися, либо «слугами сатаны».

На основании Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года за № 125 — Ф 3 на территории России религиозные образования могут существовать в организационно-правовой форме религиозного объединения.

Вместе с тем, как показывает жизнь, необходимы поправки в действующий Закон. Государство рано или поздно должно прийти к идее законодательного ограничения тоталитарных сект. Об этом недавно заявил и глава думского комитета по связям с общественными объединениями и религиозными организациями С. Попов. В стране есть примеры акций противодействия наиболее значительным сектанским начинаниям. Например, в Саратове, когда мормоны пытались построить свой громадный офис в центре города, Епархиальное управление оказало этому начинанию активное противодействие. В результате решение о строительстве мормонского центра городскими властями было отозвано. То же самое произошло в Южно-Сахалинске, где иеговисты построили «Зал царств» прямо в центре города. Но под давлением общественности это здание они не получили. (В отличие от города Буденновска Ставропольского края, где иеговисты выкупили одно из лучших зданий города в ста метрах от Белого дома).

А Головинский суд Москвы 26 марта 2004 года принял решение о закрытии общины свидетели Иеговы, тем самым, удовлетворив ходатайство прокуратуры Северного округа столицы. Прокуратура обвиняет членов общины в экстремистской деятельности. В ходе многолетней проверки общины, прокуратура пришла к выводу, что деятельность «свидетелей» направлена на разжигание религиозной розни, разрушение семьи. Члены общины склоняли тяжело больных людей к отказу от медицинской помощи по религиозным мотивам. Прокуратура заявила о необходимости ликвидировать организацию на основании статьи 14 Закона о Свободе совести.

Не будет преувеличением сказать, что тоталитарные секты — это угроза национальной безопасности России. И их миссионерская деятельность, носящая характер неприкрытой экспансии, наносит непоправимьгвред как физическому, так и моральному здоровью людей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа представлена на III научную конференцию с международным участием «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 22-29 октября 2005г., Хургада (Египет). Поступила в редакцию 20.09.2005г.

Библиографическая ссылка

Черкесов Б.А. СЕКТАНТЫ. КТО ОНИ? // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 9.;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=6608 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

В словаре Даля

ж. франц. братство, принявшее свое, отдельное ученье о вере; согласие, толк, раскол или ересь. Сектатор, последователь секты. Сектор круга, в геометр. вырезка, треугольная часть его, меж двух лучей (радиусов его). Сектор шара, вырезка шара, в виде сахарной головы, с круглым основаньем, вершиною в остии шара.

В словаре Ожегова

В словаре Фасмера Макса

В словаре Д.Н. Ушакова

СЕ́КТА, секты, ·жен. (·лат. secta, ·букв. отрезанная, отделенная).
1. Религиозное сообщество, состоящее из людей, отколовшихся от господствующей церкви и принявших новое вероучение. Секта баптистов.
2. перен. Отгородившаяся от общения с другими, замкнувшаяся в себе группа лиц (·неод. ).

В словаре Синонимов

общество, разряд, сословие; толк, бабизм, джайна, хлыстовство, нанакизм, нанак-шахи, езиды, пятидесятник, упадишад

В словаре Энциклопедии

(от лат. secta — учение, направление, школа), религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле — группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

В словаре Синонимов 3

В словаре Синонимы 4

бабизм, джайна, езиды, нанакизм, нанак-шахи, пятидесятник, разряд, упадишад, хлыстовство

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня

се́кта,
се́кты,
се́кты,
се́кт,
се́кте,
се́ктам,
се́кту,
се́кты,
се́ктой,
се́ктою,
се́ктами,
се́кте,
се́ктах

В словаре Словарь иностранных слов

ы, ж.

1. Религиозная община, отколовшаяся от господствующей церкви. С. молокан. Старообрядческая с.

УДК 140+217

АРТЮХОВ Максим Николаевич, аспирант Донецкого национального университета

СЕКТА: НАУЧНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ИЛИ КОМПРОМЕТАЦИЯ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Среди религиоведов нет единого мнения относительно терминологии новых религиозных движений (НРД), ведь этот термин охватывает широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии, и заканчивая общинными организациями. Некоторые исследователи имеют представление о НРД как о сектах, которые применяют недопустимые методы для привлечения новых членов. Также объективному исследованию термина «секта» препятствует его негативное восприятие, как на обыденном уровне, так и в ряде публикаций. В данной статье автор, анализируя признаки «секты», показывает необъективность использования этого термина по отношению ко всем НРД, так как он не отражает их качественных особенностей. Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что каждый стал толковать эти понятия по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции. Однако то, что с конфессиональной точки зрения считается сектой, в мирском измерении не всегда ведет к дестабилизации общественной жизни, так как многие нетрадиционные религиозные объединения вносят огромный вклад в морально-нравственное состояние современного общества. Поэтому при изучении нетрадиционных верований автор предлагает использовать нейтральные термины: «нетрадиционные религии» или «новые религиозные организации»

Ключевые слова: религия, секта, духовное возрождение, новые религиозные движения, культовая практика.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-5/2-123-126

ARTYUHOV Maxim Nikolaevich, Post-graduate student of Donetsk National University

SECT: SCIENTIFIC TERMINOLOGY OR COMPROMISE OF NEW RELIGIOUS MOVEMENTS

Keywords: religion; sect; spiritual rebirth; new religious movements; cult practice.

Религия — столь многообразный феномен жизни, который не исчезает в процессе исторического развития, а только видоизменяется под воздействием социальных и индивидуальных потребностей. Однако, невзирая на это, дать полное определение религии практически невозможно, ведь получить ответы на основные вопросы эпистемологии религии можно только в форме гипотез, так как религия имеет множество интерпретаций в зависимости от мировоззренческой позиции автора, что затрудняет поиск единого мнения, а, тем более, понимания феномена веры. Например: для одних исследователей такие понятия, как Бог, Абсолют или сверхъестественное начало, имеют большое значение в жизни, а для других это всего лишь объект изучения. То же самое можно сказать о таком понятии, как «секта»: для одних это понятие вполне обоснованно для его использования в той же юриспруденции, а для других не является адекватным термином для обозначения религиозных образований (движения), отличающихся от традиционной веры.

Однако, так или иначе, человек религиозен по своей природе, ведь религия побуждает человека к преображению себя и своего окружения. Но религия имеет также и обратную сторону. Так как вера является одним из краеугольных камней духовности, есть опасность подчинения религиозным лидерам, даже если они ведут образ жизни, не соответствующий духовному сану. Иногда религиозные движения используют психологическое давление, которое подрывает способность принимать самостоятельные решения. Некоторые авторы, например А. Дворкин, С. Хассен, П. Сидоров, данное действие называют «контролем над сознанием», а такие религиозные движения — сектой . Однако стоит отметить, что термин «секта» весьма неоднозначен, а его негативное восприятие на обыденном уровне препятствует объективному исследованию. В данной статье мы остановимся на признаках «секты», по которым некоторые исследователи относят нетрадиционные верования к этому понятию.

С начала 90-х гг. новые религиозные движения (НРД) стали активно заполнять духовный вакуум постсоветского пространства и сначала были широко приняты не только верующими, но и православным духовенством. В то время под влиянием перестройки в обществе присутствовала идея духовного возрождения, согласно которой религиозное разнообразие являлось наглядным примером демократии. Однако Православная Церковь, обретя возможность

беспрепятственно проводить богослужения, открывать духовные учебные заведения и т.д., со временем, изменила свое отношение к новым религиозным движениям. Активная миссионерская деятельность нетрадиционных религий, на всем постсоветском пространстве, привела к пересмотру идеи духовного разнообразия. В дальнейшем благодаря православным апологетам (например, трудам А. Дворкина) в СМИ все чаще стали использовать термин «секта» по отношению ко всем НРД. Однако стоит обратить внимание, что среди исследователей нет единого мнения относительно терминологии новых религиозных объединений, ведь термин НРД охватывает широкий круг движений, начиная с тех, которые основаны на новых подходах к религии и духовности, и заканчивая общинными организациями. Отсутствие терминологического аппарата привело к тому, что каждый стал толковать эти понятия по собственному усмотрению, исходя из своей мировоззренческой позиции. Некоторые авторы имеют представление о НРД как о сектах, которые применяют недопустимые приемы для привлечения новых членов. На наш взгляд, подобное мнение существенно препятствует объективному исследованию этого феномена.

Первоначально понятие «секта» относилось к религиозным движениям, отделившимся от основного течения. В России к таковым могли быть отнесены старообрядческие объединения, отделившиеся от православия, но сохранявшие органическую преемственность религиозной традиции: духоборы, молокане, некоторые другие направления. Однако для новых религиозных движений характерен, прежде всего, религиозный синкретизм верований, в которых соединяются представления и традиции самых разных религиозных учений и систем. Например: у последователей Виссариона, членов Церкви Объединения (мунистов) и у многих других декларируется экуменический принцип по отношению ко всем остальным религиозным учениям и системам. При этом если в секте считается заведомо ложным любое другое религиозное учение, то большинство новых религиозных движений допускает одновременное вхождение в несколько разных религиозных традиций при ведущей роли собственной доктрины. Таким образом, первый признак «секты» — отделение от основного течения — с точки зрения научного подхода изучения данного феномена здесь отсутствует. Большинство новых религиозных движений возникает не путем выхода части верующих из какой-то традиционной системы, а путем объединения верующих, разделяющих определенные религиозные идеи. Безусловно, в большом многообразии религиозных организаций найдутся объединения, которые можно отнести к «секте». Например, если исходить из первоначального значения этого понятия, то религиозные группы, появившиеся внутри православной церкви как оппозиционные движения, можно отнести к секте. Однако их не следует смешивать с НРД с их качественными отличительными особенностями.

Вторым признаком «секты» считается малая численность последователей. Однако проблема в том, что трудно определить даже примерные цифры, относительно которых можно было бы определять, является ли группа «сектантской», или она уже достаточно велика, чтобы можно было говорить о перерастании данного объединения из рамок «секты». Например, к «секте» православные авторы относят Свидетелей Иеговы, но их численность в мире составляет около восьми миллионов последователей, что ставит под сомнение данный критерий «секты». Последователи Церкви Объединения во всем мире так же составляют несколько миллионов. Этот перечень можно было бы продолжить. Поэтому возникает весьма логичный вопрос: можно ли по этому признаку квалифицировать религиозную группу как секту? Очевидно, что при отсутствии четких критериев, определяющих верхнюю границу количества последователей того или иного религиозного объединения, вряд ли это может быть основанием для научного определения «сектантской» сущности религиозной группы.

Еще одним признаком определения «секты» религиоведы называют непременную агрессивность последователей определенной религии по отношению к другим верованиям, а также их изоляцию от внешнего мира. Несомненно, эти признаки можно обнаружить, например, у старообрядцев, которые стараются сохранить свою веру в чистоте, поэтому с подозрением относятся к иноверцам. Однако большинство новых религиозных движений проводят активную деятельность в разных странах с момента своего возникновения. Естественно, среди НРД существуют объединения, к которым ограничен доступ для большого количества желающих «постичь истину» и которые можно классифицировать как организации «закрытого типа». Однако, как правило, их культовая деятельность носит противоправный характер (например, использование наркотиков или жертвоприношения), но большинство нетрадиционных религиозных движений являются все же открытыми организациями. Иногда они имеют некие ограничения по ознакомлению с «внутренней» культовой практикой, доступной только верующим на определенной ступени их приобщения к данной религиозной системе. Например, для всех ин-

тересующихся открыт доступ к Церкви Объединения (Мун Сан Мен), Обществу сознание Кришны, движению Рерихов, последователей Шри Чинмоя и другим похожим религиозным группам.

Следующим признаком определения «секты» обычно называют наличие харизматического лидера, общинный способ существования, жесткий распорядок дня, строгая дисциплина и так далее. Однако не все религиозные объединения соответствуют этим признакам. Например: последователи Рериха, Саи Бабы, Шри Чинмоя, движение New Age и другие культы больше похожи на объединения по интересам. Другие религиозные движения, которые часто относят к сектам из-за вышеперечисленных признаков (распорядок, дисциплина, общинный образ жизни и т.д.), соответствуют описанию организации существующих монастырей во многих мировых религиях. Отличие можно обнаружить только в том, что в традиционных религиях личность харизматического лидера, который уже давно перешел в духовный мир, не оказывает непосредственного воздействия на верующего. Однако иногда по силе влияния и авторитету он может превосходить авторитет пророка или лидера так называемой «секты». К тому же стоит подчеркнуть, что любая религиозная система, по сути, является авторитарной, поэтому этот критерий можно отнести ко многим религиям .

НРД разные по своей природе и деятельности, но не все из них представляют угрозу обществу. То, что с конфессиональной точки зрения считается сектой, в мирском измерении не всегда ведет к дестабилизации общественной жизни. Многие нетрадиционные религиозные объединения проповедуют трезвость и целомудрие, тем самым внося огромный вклад в морально-нравственное состояние современного общества. Так, во многих африканских регионах работают миссионеры из разных религиозных объединений, которые в некоторых странах могут восприниматься как «секта». Они не только проповедуют, но занимаются еще и социальными вопросами. Поэтому можно согласиться с мнением А. Погасия, что «…борьба с «сектами»…напоминает пресловутую войну с воробьями времен китайской культурной революции. Последствия могут быть такими же» . Также следует иметь в виду, что обвинения в адрес НРД обычно в своей основе имеют домыслы, связанные с культурными различиями, которые могут быть адресованы любым традиционным конфессиям, так как стиль жизни верующего, который вовлечен в активную жизнь своей общины, кардинальным образом отличается от светского образа жизни.

Однако следует признать, что новые религиозные движения так и не превратились в заметный и влиятельный фактор духовно-религиозной жизни постсоветскокого пространства, а Православная Церковь по-прежнему рассматривает НРД как движения, наносящие вред духовному и психическому здоровью людей. Стоит отметить, что криминальный контекст упоминания НРД не соответствует реальной вовлеченности этих организаций в деятельность, вступающую в противоречие с законом. Безусловно, нельзя молчать, если под религией подразумевается деструктивный культ, который разрушает психику человека и ведет к другим негативным последствиям. Но также нужно быть толерантным в отношении людей, исповедующих другие взгляды.

В православной культуре, в связи с длительной традицией господства РПЦ, практически все нетрадиционные религиозные объединения назывались «сектами» . Исключение делалось только для исторических религий национальных меньшинств Российской империи (например, лютеранство). В этом контексте термин «секта» не претендовал на объективность, тем более научность, а заведомо выполнял функцию ярлыка для еретиков. В русском языке понятие «секта» изначально уже само по себе несло негативный эмоциональный оттенок, поэтому восприятие этого слова на личностном уровне и сегодня ассоциируется с чем-то антиобщественным. Тогда как изначально это понятие не несло в себе ничего негативного. В античной Греции «секта» первоначально означала философскую школу или учение, отделившееся от общепринятых правил или господствующего философского учения. Так, христиан многие римские авторы называли одной из иудейских сект. Впоследствии, с ростом христианства и появлением внутри него обособленных групп, слово «секта» уже для христиан стало обозначать ложное учение, отличающееся от кафолической церкви. Однако оно не несло в себе отрицательного значения, как это явно выражено в наше время.

Таким образом, анализ такого понятия, как «секта», показывает его научную необъективность по отношению ко всем НРД. Этот термин не отражает в действительности качественных особенностей новых нетрадиционных религий, а благодаря постоянному негативному освещению в печати и в антикультовой литературе многими воспринимается негативно. Поэтому можно предположить, что он имеет, скорее, другую цель — это компрометация альтернативных религиозных движений вне зависимости от их реального содержания. Когда речь идет о таком понятии, как «секта», необходимо проводить четкую грань между выражениями, отражающими, прежде всего, эмоциональное отношение к предмету, и научными определениями и терминами, которые должны соответствовать объективно установленным, доказанным и под-

крепленным фактами выводам. Ведь, например, религиозный экстремизм или фанатизм может иметь место как в новых, так и в традиционных религиозных системах, а преступная деятельность не зависит от времени происхождения и длительности существования религиозной группы. Научная терминология, прежде всего, имеет целью использование тех понятий и в таком контексте, которые наиболее адекватно и полно отражают суть определяемого явления. Поэтому, при изучении НРД лучше использовать нейтральные термины, например «нетрадиционные религии» или «новые религиозные организации». Однако даже они являются небезупречными и дискуссионными.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

2. Гоигорьева Л.И. К вопросу об использовании понятия «тоталитарная секта» по отношению к новым нетрадиционным религиозным движениям // Личность, творчество и современность. — Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 1999. — Вып. 2. — С. 206-210.

4. КислюкК.В. Религиоведение / К.В. Кислюк, О.Н. Кучер — Ростов н/Д: Феникс; Х.: Торсинг, 2004. — 512 с.

5. Хассен С. Противостояние сектам и контролю над сознанием / Стивен Хассен. — М.: АСТ, 2006. — 315 с.

6. Погасий А. К вопросу о понятии «секта» / А. Пагасий. . Режим доступа: http://www.bibliotheca/sekta1.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kislyk K.V. Religiovedenie . Rostov: Phoenix, 2004. 512 p.

5. Hassen S. Protivoctoynie sektam i kontroly nad soznaniem . Moscow: AST, 2006. 315 p.

Информация об авторе Information about the author

Артюхов Максим Николаевич, аспирант До- Artyuhov Maxim Nikolaevich, Postgraduate stu-

нецкого национального университета, Донецк, dent, Donetsk National University, Donetsk city,

Украина. Ukraine.

Эта статья о сектантстве как конфликте между группами. О сектантстве как характеристике сект см. Разд .

Сектантство — это форма предрассудков , дискриминации или ненависти, возникающая из-за привязки отношений неполноценности и превосходства к различиям между подразделениями внутри группы. Типичные примеры являются деноминации о в религии , этническая принадлежность , класс или регионе для граждан государства и фракций одного политического движения .

В идейной подоплеке отношений и поведения , помечен как сектант чрезвычайно разнообразны. Члены религиозной, национальной или политической группы могут полагать, что их собственное спасение или успех их конкретных целей требует агрессивного поиска новообращенных из других групп; Точно так же сторонники данной фракции могут полагать, что для достижения их собственных политических или религиозных целей требуется обращение или чистка диссидентов внутри их собственной секты.

Иногда группа, находящаяся под экономическим или политическим давлением, убивает или нападает на членов другой группы, которых она считает ответственными за свой собственный упадок. Он также может более жестко определить определение ортодоксальной веры в рамках своей конкретной группы или организации и изгнать или отлучить от церкви тех, кто не поддерживает это новообретенное уточненное определение политической или религиозной ортодоксии . В других случаях несогласные с этой ортодоксией отделяются от ортодоксальной организации и провозглашают себя практикующими реформированную систему верований или держателями предполагаемой прежней ортодоксии. В других случаях сектантство может быть выражением националистических или культурных амбиций группы или использоваться демагогами .

Фраза «межрелигиозный конфликт» обычно относится к насильственному конфликту по религиозному или политическому признаку, например, к конфликтам между националистами и юнионистами в Северной Ирландии (религиозные и классовые различия также могут играть важную роль). Это может также относиться к общему философскому, политическому несоответствию между различными школами мысли, например между мусульманами- шиитами и мусульманами- суннитами . Несектанты считают, что свободное объединение и терпимость к различным убеждениям являются краеугольным камнем успешного мирного человеческого взаимодействия. Они поддерживают политический и религиозный плюрализм .

В то время как сектантство часто называют «религиозным» и / или «политическим», реальность сектантской ситуации обычно намного сложнее. В своей основной форме сектантство было определено как « существование в пределах местности двух или более разделенных и активно конкурирующих общинных идентичностей, что приводит к сильному чувству дуализма, который неуклонно преодолевает общность и проявляется как культурно, так и физически. ‘

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *