Ст. 15-17 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь

Когда Спаситель произнес Свой строгий суд на соблазнителей, то «дабы и соблазняемые не впали в безпечность, из ложной надежды, что им все должны служить», – говорит святитель Златоуст, – Он учит, как и сами они должны относиться к соблазнителям, ко всем тем, которые, называясь братьями, христианами, поступают не по братской любви.

Если обижает тебя неверный, то отрекись и от имения своего; если же согрешит против тебя брат твой, по вере имеющий с тобой одного Отца Небесного – Бога, и одну матерь – Церковь, если он станет соблазнять тебя неправым учением, неправыми мыслями, развращающими словами, погибельным примером, если он причинит тебе без вины обиду, нанесет оскорбление и тем свяжет свою душу грехом, то не оставляй его без братского о нем попечения, пожалей его, пойди к нему; оскорбивший, соблазнивший тебя от стыда неохотно пошел бы просить у тебя прощения; ты не жди, когда он придет к тебе, – сам пойди к нему; от гнева и стыда он находится как бы в болезненном усыплении; ты – здоровый, и пойди к нему, больному; И, чтобы врачевство твое скорее и удобнее могло быть принято, не обвиняй, не укоряй его, но только обличи его, напомни ему о грехе его, объясни ему то зло, какое может произойти из его поступка или из его ложного мудрования, обличи наедине между тобою и им одним, дабы обличение его в присутствии многих свидетелей не показалось ему тяжелым; обойдись с ним с любовью, осторожно, благоразумно и терпеливо. Дружеское обличение, «чистое и смиренное», согретое братской любовью, идущее от сердца того, против кого согрешил обличаемый, часто бывает действительнее всяких законных взысканий и лучше всяких наказаний исправляет его. Если ты, имеющий право требовать от него удовлетворения за обиду, являешься перед ним с заботой о спасении его, то и он скорее устыдится, когда увидит, что ты обличаешь его не с тем, чтобы отомстить, но чтобы исправить. Если послушает тебя, если сознается в своем грехе, если осудит себя и смирится, то ты уже сделал два дела: и себя оправдал в его глазах, и его с собою примирил, то приобрел ты брата твоего; сберег его для Бога, для себя и для Церкви и Царства Небесного, которого он из-за своего греха лишился бы. Как бы ни был он несправедлив к тебе, заботься больше о его спасении, чем о своем оправдании. Без сомнения, тебе придется пожертвовать своим самолюбием, может быть, выслушать и оскорбление. Зато разве не велика будет тебе награда, если спасешь погибшую овцу, о которой так нежно заботится добрый Пастырь? Если же не послушает брат твой, не сознается в своем грехе, будет упорствовать в своем заблуждении, во вражде против тебя, не оставляй его и в этом положении; ты был слаб, когда один увещевал его, будь сильнее при помощи других, возьми с собою еще одного или двух, но не больше, и обличи его перед этими свидетелями, чтобы они подкрепили твое слово, приняли участие в увещании обличаемого, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово, как заповедано в Писании (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

Ищи пользы не себе только, но и тому, кто оскорбляет или соблазняет тебя. Обижен собственно тот, кем овладела страсть: он и болен, и слаб, и немощен. Если же и при других он будет упорствовать в своих ложных мыслях, если же не послушает и их, тогда скажи церкви и ее предстоятелям, поставленным Мною пастырям Церкви. Если он не устыдился тебя и тех, которые были с тобой, то, может быть, все же устрашится суда церковного; а если и церкви не послушает, если не убедится увещанием, обличением, предостережениями предстоятелей Церкви, если не захочет подчиниться их суду, тогда он, как неизлечимый больной, как закоснелый в своем упорстве, – то да будет он тебе, пусть будет чужим тебе, как язычник, не имеющий никакого общения с тобой в вере, и мытарь, всеми презираемый, неисправимый корыстолюбец. Не считай более такого противника Церкви своим братом по вере, прекрати с ним христианское братское общение, чтобы как тебе, так и другим не заразиться его духовной болезнью. Отсеченный от Моей Церкви, он будет чужд и сущей с нею Моей благодати. Вот заповедь, вот учение Самого Господа об анафеме церковной (мысль Филарета, митр. Московского). Вот ее происхождение от Самого Христа, Который, однако же, говорит о Себе: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). «Следуя этому учению Христову, апостол Павел громко возглашал: «если бы (кто) стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). То же делали и прочие апостолы, когда среди верующих встречали людей, которые, по выражению апостолов, «вышли от нас, но не были наши» (1 Ин. 2:19), которые вводили «пагубные ереси… отвергаясь искупившего их Господа» (2 Пет. 2:1). Что было делать, как не отсечь зараженные и заражающие члены от здравого тела и сделать это так открыто, чтобы и зараженные злым учением наглядно могли увидеть свою погибель и прибегнуть к всецелебному врачевству покаяния, и здравые в вере несомненно знали, кого и чего должно им остерегаться, и насколько бдительно необходимо остерегаться? На этом основании Церковь не только может, но и должна отлучать от себя людей, не повинующихся не только ей, но и Самому Богу, в Священном Писании глаголющему» (Филарет, митр. Московский). Анафема есть суд Церкви, суд кроткий, но и грозный, как кроток, но и грозен Сам Христос, ее Учредитель. Анафема не значит проклятие. Проклятие есть призывание на главу проклинаемого всех зол и бедствий; анафема есть только отлучение, отсечение от Церкви, удаление от общения с нею того, кто сам не хочет слушаться Церкви (мысли Никанора, архиеп. Херсонского).

Церковь всем таковым объявляет устами своих предстоятелей: «вы не веруете, как Господь повелел нам веровать, вы пренебрегаете Его святыми заповедями, вы уничижаете святую Его благодать, вы издеваетесь над уставами Его Церкви, которую Он создал, которую так любит, которую обещал хранить до конца мира, в которую положил все сокровища Своих искупительных заслуг, вы вносите в эту Церковь свои разрушительные учения; для вас ничто в Церкви не свято, ничто не дорого, ничего вам не нужно, – оставьте нас. Мы готовы быть в мире с вами, как со всеми согражданами, не ведающими веры и закона Христова; мы можем быть и соседями вашими, и сотрудниками в делах общежития, но не можем быть в единомыслии веры, в общении молитв и Таинств, в союзе любви духовной; оставьте нас. Вы стали язычниками, отреклись от чистоты и полноты веры Христовой; по жизни для нас стали тем, чем были мытари для древних Евреев; мы так и понимаем вас, как Господь повелел нам вас разуметь: «да будет он тебе, как язычник, и мытарь». На это ваша свободная воля o быть тем, чем вы желаете быть, а наша обязанность смотреть на вас и относиться к вам так, как нам повелено от Господа Иисуса Христа, в Которого мы веруем и от Которого ожидаем вечного спасения» (Амвросий, архиеп. Харьковский). Это не значит, что мы должны презирать брата, или отказывать ему в обыкновенных человеческих услугах, как поступали Евреи относительно язычников и мытарей, мы должны все еще любить брата своего и стараться склонить его на правый путь даже до самого конца, как делает и Отец наш Небесный относительно людей неблагодарных и злых. Это значит только прекратить с ним всякое общение, как с единоверцем, считать его человеком, не принадлежащим к Святой Церкви Божией… Церковь изрекает анафему, в основном, только на прегрешения ума, а не воли, на грехи упорства, а не на грехопадения (мысли Никанора, архиеп. Херсонского): анафема не разбойникам, не ворам, не преступникам всякого рода, но анафема отвергающим бытие Божие, искупление, безсмертие, будущий Суд и другие истины веры. Грехи ума тяжелее, пагубнее, преступнее грехов воли. Все мы грешим ежечасно, но, повергаясь в прах пред милосердием Божиим, принося сердечное покаяние во грехах, можем получить прощение от Господа. Даже и заблуждения ума, если они не упорны, если люди, как дети, только колеблются ветром разных учений и готовы искренно сознаться в своих заблуждениях, Бог простит кающимся, ибо всякий может погрешать в своих мнениях. Но если кто сеет ложь упорно, как сам диавол, отец лжи, сеет для убийства душ; если кто восстает против утвержденной Христом, Его апостолами и всей Вселенской Церковью истины, такой творит грех против Духа Святаго.

И этот грех, если не очищается покаянием, не отпустится человеку ни в сей век, ни в будущий; такой грех подрывает самые основы Церкви Божией, и она, защищая саму себя, испускает вопль боли материнского сердца: анафема!.. Но пусть не думает кто-либо, что приговор анафемы незначителен: нет. Кто отлучен от Церкви, тот сам себе затворил и двери в Царство Небесное.

Троицкие листки. №801-1050.

Форвард «Зенита» и национальной сборной России – о переезде из Казани в Видное в 14 лет, учебе, молодых Валанчюнасе и Гобере, суперпрофессионалах-одноклубниках и смешном случае на мастер-классе.

– В прошлом году вы получили диплом об окончании казанской ПГАФКСиТ. Как удалось совместить учебу в академии с профессиональной карьерой?

– Благодарен ПГАФКСиТ за возможность получить высшее образование, не отлучаясь «от станка». За время учебы я играл в Москве, Владивостоке, Красноярске, Казани и Санкт-Петербурге.

В академии есть специальная программа для профессиональных спортсменов – возможность учиться по индивидуальному графику. Благо, что у меня всегда была возможность приехать в периоды зимней и летней сессий. Этот график позволял учиться дистанционно, выполнять задания за компьютером.

Важна непрерывность обучения – после школы я перешел в УОР в Видном, там получил среднее специальное образование, потом перешел в ПГАФКСиТ, где после бакалавриата поступил в магистратуру. Как говорится, куй железо, пока горячо!

– Дайте совет тем, кому, как и вам, в юном возрасте поступает предложение о переезде в другой город.

– Давать советы – дело неблагодарное. Я очень благодарен родителям за то, что они отпустили меня в 14 лет за 900 километров от дома.

В спортивном интернате я получил, прежде всего, школу жизни. Понятно, что там уже был мой переход на профессиональные рельсы.

В каждом случае все индивидуально. Нужно смотреть на этот процесс с точки зрения дальнейших перспектив. Какие там тренеры? Есть ли система? Если есть, то, конечно, нужно пробовать.

Еще Гретцки говорил, что «если ты не бросаешь, то промахиваешься в 100% случаев». Так и здесь. Если есть талант и возможности, если вас приглашают куда-то, то к такому предложению стоит серьезно отнестись.

– Ваше самое яркое воспоминание о периоде, проведенном в Видном.

– Наверное, это то тепло, которое ты ощущаешь при встрече с ребятами, с которыми был в интернате. Многие девчонки играют в российской Премьер-лиге, ребята – в Единой Лиге ВТБ. Это было крутое время! Всю полноту крутости того момента, к сожалению, понимаешь только со временем.

Прежде всего, это обалденный опыт в плане общения. Ты приезжаешь в спортивный интернат, в котором 25 мальчиков и 25 девочек, собранных со всей страны. Суперконкурентная среда, возможность оторваться от маминой юбки… Пришлось очень быстро взрослеть.

Мы в первый же год выиграли чемпионат России по своему возрасту. Дело даже не в самом чемпионстве, а в том чувстве, которое у всех было, когда мы приехали на финальный этап. Когда ты понимаешь, что наша команда – один из фаворитов турнира.

– Путь к Единой Лиге ВТБ у вас получился через Высшую лигу, Суперлигу… Нет ощущения, что в этих турнирах вы потеряли несколько лет своей карьеры?

– Не думаю, что я потерял в Высшей лиге или Суперлиге какое-то время, потому что, как показывает практика российского баскетбола, за последние 6-7 лет из супермолодых заиграл, наверное, только Никита Михайловский.

Ты играешь на юниорском чемпионате Европы и видишь, например, что кто-то из сборной Испании в этот же год играет уже в Liga ACB (высшем дивизионе чемпионата Испании – прим.). И он семимильными шагами убегает от тебя.

Обидно, что у нас нет такого количества команд и такого доверия к молодым. Если ты не вышел и каким-то чудом сразу не принес результат, то на тебе ставят такой легкий крест.

Наверное, выступления в низших лигах сыграли мне на руку в том плане, что я был на площадке. Да, это не уровень Единой Лиги ВТБ, но лучше играть, чем сидеть.

– В составе сборных российского резерва вам довелось играть против молодого Йонаса Валанчюнаса. Какое он тогда производил впечатление?

– Валанчюнас показывал запредельную статистику, демонстрировал очень хорошие способности. Мне кажется, что вся Литва работала на него. Если бы из него не получилось звезды, то я думаю, что это стало бы большим разочарованием для многих.

У нас, кстати, был литовский тренер Роландас Радвила, которому большое спасибо, благодаря ему мы много узнали и многому научились.

Валанчюнас же просто доминировал, показывал статистику на уровне «17+12». И это, мне кажется, я еще чуть-чуть ее занижаю.

Зная, как в Литве «подводят» игроков, как дают шансы молодым… Даже на примере «Жальгириса» в Евролиге сейчас это можно увидеть. Многое говорило за то, что Йонас станет звездой. И он молодец, что реализовал эти возможности.

– Кто еще из тех, с кем вы встречались на юниорских и молодежных турнирах, вам запомнился?

– На юниорском чемпионате Европы в Литве, где российская сборная завоевала серебро, в четвертьфинале мы встречались с французами, за которых играл Руди Гобер. В 18 лет он не производил такого впечатления, как тот же Валанчюнас. А сейчас он звезда, дважды получал награду лучшему игроку обороны NBA.

На чемпионате мира за американцев играли Джереми Лэмб, Мейерс Леонард, Тим Хардуэй-младший, сын знаменитого Тима Хардуэя…

– В 26 лет вы дебютировали в Евролиге за санкт-петербургский «Зенит». Ваши впечатления от этого сезона?

– Евролига – это отдельный мир. Простой пример: в Евролиге у нас 34 игры, в Единой Лиге ВТБ – 24. Плюс этот сумасшедший график, когда каждый третий день у тебя игра. Каждая игра серьезная, уровень соперников примерно одинаковый, он запредельный.

Это просто круто, когда каждую неделю ты имеешь возможность сыграть против лучших в Европе. Круто, когда тренер доверяет тебе выйти в «старте» в матче Евролиги. И ты стоишь на площадке и вспоминаешь, как в 3-м классе скачал себе на телефон мелодию «I Feel Devotion». Она и тогда вызывала мурашки, а сейчас ты стоишь на площадке, у тебя еще больше эмоций и адреналина. Это незабываемо!

– Собирательный образ идеального баскетболиста из ваших одноклубников. Как он выглядел бы?

– Женя Воронов, Антон Понкрашов, Стефан Ласме, Хоакин Колом… Это те ребята, которые своим примером показывают, как и что надо делать.

Антон Понкрашов и Евгений Воронов – суперпрофессионалы, которые работают до и после тренировки, изучают то, как можно быстрее и лучше восстанавливаться, быть более свежим к следующей игре. Это особенно важно в условиях Евролиги. Залезть в бочку со льдом, сделать компрессионные штаны…

Хоакин Колом – с одной стороны, это профессионал, с другой, он кайфует, когда играет, получает удовольствие от каждого момента.

Про идеального баскетболиста… Можно, наверное, сказать, что это голова Хвостова, потому что он реально играет в шахматы на площадке. Работоспособность и характер Воронова – это настоящий боец, который всегда бьется до конца. Напор Понитки. Можно вспомнить Женю Валиева, который доставал какие-то невероятные мячи, после чего команда получала дополнительные атаки и набирала очки.

– Вы посол проекта OneTeam. Что это такое?

– Проект OneTeam – социальный проект клубов Евролиги и Еврокубка для детей.

Это очень крутой проект, который нужно развивать. Общаясь с детьми, ты видишь, как у них начинают гореть глаза от, казалось бы, банальных вещей – эстафет, игр…

Все всегда на добровольной основе. Это же интересно, прикольно, подарить детям положительные эмоции. И ты сам заряжаешься этим позитивом.

– Можете вспомнить какой-то забавный эпизод с мероприятий, в которых участвовали за последнее время?

– Был забавный момент, когда мы приехали в детский дом в Санкт-Петербурге. Водим мяч, бегаем эстафеты, подходит маленький мальчик и говорит: «Ладно, все понятно, в футбол-то когда будем играть?»

Беседовал Антон Виноградов

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *