Не бьет — значит, любит

На вопрос читателя “Как управлять своим гневом” отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.

– Отец Игорь, я думаю, не только автор письма часто сдерживается исключительно силой воли, но и многие люди, которые считают себя христианами и стремятся научиться терпению. Получается, они идут не тем путем?

— Терпение — это, безусловно, великая добродетель. И мы знаем, сколько внимания уделял ей в Своих проповедях Сам Спаситель: терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21:19) и Его ученики: …утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны (Рим 12:12). И, как любая совершенная добродетель, терпение не приходит к человеку сразу: …прилагая к этому все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа (2 Петр 1:6). Терпение в человеке воспитывается. И даруется лишь тогда, когда он прилагает усилие.

Попытку управлять своими эмоциями сжатыми кулаками и стиснутыми зубами Святейший Патриарх не считает высшей добродетелью. Разумеется, ничего общего с настоящим терпением здесь нет, потому что сдерживаться силой воли можно не только из добрых побуждений, но и из трусости, подхалимства, подлости и так далее.

Самый простой пример: я не отреагировал на какие-то замечания своего начальника, но на точно такие же замечания своих домашних я взорвался. В случае с начальником это было самое настоящее подхалимство, это терпение, направленное на себя, на свой комфорт.
Но автор письма говорит немножко о другом. Когда задумываешься о своем духовном мире, когда понимаешь, что хочешь жить иначе, хочешь любить, уважать, прислушиваться, а не раздражаться на близких, не отвечать обидчикам на каждую реплику — разумеется, надо с чего-то начинать, надо встать на первую ступеньку. И попытка сдержать свои эмоции силой воли как раз и есть первая ступенька на пути к добродетели терпения. Эта стадия, скажем так, психологическая, не духовная. Это пока только научение: не продукт, не результат действия, а только дорога к действию. Но не пройдя этой стадии, мы не поймем, как двигаться дальше.

Так что молодой человек, который стискивает зубы, — на правильном пути. При этом надо иногда задать себе вопрос: а долго ли ты будешь держать себя в ежовых рукавицах, чтобы не взорваться? Если кастрюля плотно закрыта крышкой и неоткуда выйти пару, то ее просто разорвет от того давления, которое нарастает внутри. Точно так же и человек: он терпит, терпит, терпит, а потом взрывается.

Итог такой: да, безусловно, если ты хочешь быть похожим на христианина, нужно стискивать зубы. Хочу подчеркнуть здесь слово «похожим». Но, научившись не отвечать на зло, надо научиться еще и бороться с этим злом — не внешне, а внутри себя. И это уже другая ступень нашего пути к добродетели.

— А в чем принципиальная разница между терпением со стиснутыми зубами и терпением как христианской добродетелью?

— Принципиальная разница в том, что терпение как добродетель оправдывает другого человека в его поступках. Любящий человек всегда находит оправдание. И такое терпение видит в любых произошедших ситуациях пользу для ближнего, а не для себя.

Допустим, свекровь терпеливо относится к своей неумехе-невестке. Ни в лицо, ни за ее спиной не говорит о ней ничего плохого, наоборот, покрывает девушку своей любовью, оправдывает: «Ничего, ничего, она еще всему научится. И готовить, и рубашки гладить, и квартиру в порядке держать». Это и есть терпение другого человека с его привычками, характером, неопытностью. И такое отношение к людям обязательно принесет добрые плоды.

Когда человек терпит по-христиански, он не стискивает зубы, а понимает, что в любой неприятной ситуации — провоцируют ли его, подставляют ли, или клевещут — он получает по заслугам и через этот случай его научает любящий его Господь. И тогда человек со смирением, с радостью и благодарностью принимает эти обстоятельства.

Мне кажется, Святейший Патриарх имел в виду именно такое состояние души. И совершенно точно отметил, что, если бы Господь под терпением имел в виду сжатые кулаки, это было бы слишком плоско и примитивно.

Совсем не этого ждет от нас Бог. Он не жертвы хочет, а милосердия — то есть милого сердца, которое любит и оправдывает абсолютно всех. Ведь не терпеть обидчиков призывает Господь в Евангелии. Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27–28), — говорит Христос.

Добродетель терпения никак не связана со сдержанной в себе агрессией, злобой, ненавистью. Она — про любовь. Совершенное терпение не оставляет после себя шрамов, обид, непонимания происходящего. И оно возвеличивает униженного человека, возводит его на новую ступеньку духовной жизни.

— Давайте с самого начала. Человек пытается быть христианином и понимает: да, я раздражительный, я готов возмущаться на каждое обидное для меня слово, сказанное родными, близкими; я гневливый — но я хочу исправиться. Как это сделать? Какие есть ступеньки на пути к тому, чтобы научиться терпеть по-настоящему?

— Наверное, у каждого количество этих ступенек будет разным, и для меня, как духовника, как пастыря, важно понять причины этих негативных эмоций в человеке. Поэтому дать один совет на всех я не смогу и поделиться могу лишь собственным опытом.

В какой-то момент я поймал себя на том, что, каким бы я добрым и прекрасным ни казался со стороны, внутри себя и по отношению к самым близким я раздражителен, я обидчив, я гневлив и совсем не имею терпения.

Тогда я понял: вода кипит в чайнике до той поры, пока не выключишь огонь. И если ты ничего не сделаешь с огнем, то чайник просто сгорит. Точно так же и с гневом: он кипит внутри меня до той поры, пока я не возьмусь за причину этого кипения.

А иначе моя эмоциональная несдержанность может привести меня к полному упадку, к духовной смерти. Когда я это осознал, я ужаснулся. И тогда я начал пытаться решить эту проблему.

Как? Самое лучшее лекарство от гнева — это, конечно, молитва. Я начал пытаться горячо молиться Богу о том, чтобы Он помог мне справиться с тем негативом, который сидит внутри меня и время от времени выплескивается на близких. Я исповедовал эти грехи и в то же время пытался как раз-таки терпеть, стиснув зубы и сжав кулаки, — о чем говорил автор нашего письма.

Надо сказать, что никакого счастья и удовлетворения мне такое терпение не принесло. Но зато я хотя бы в малой степени понял, что моя попытка терпеть приносит мир в мои отношения с близкими и в мою собственную жизнь. Постепенно пришло понимание, что стискиваешь зубы ты не ради какой-то своей выгоды, а именно ради своего духовного состояния. И от этого мне стало очень легко на душе! Я помню, как у меня появилась потребность искать, что говорят о терпении Евангелие и святые отцы Церкви.

Потихонечку начал коряво, как могу, применять это в своей жизни. И вот на этом этапе понял, что уже не хочу останавливаться, а хочу идти и идти с жаждой научиться добродетели терпения и зафиксировать ее в своем сердце.

Конечно, на этом пути неизбежно случаются падения. Главное — вставать, каяться и идти дальше, пытаясь исправиться.

И, наверное, особые чувства испытываешь, когда в твоей жизни воплощается евангельская притча о блудном сыне. Когда Господь как бы попускает тебе, как блудному сыну, уйти «в страну далече», проявить свой гнев — и обнажить свою настоящую сущность, увидеть, что ты без Бога ничто. И тогда ты плачешь о своих согрешениях, каешься и всей душой стараешься измениться, вернуться к Отцу.

Иногда думаешь: только ли святые могут обладать настоящим христианским терпением или есть и в нашей земной жизни такие люди? И понимаешь, что, наверное, по-настоящему терпеливый — это тот человек, который всегда радостен. Он такой не потому, что у него нет проблем: возможно, у него их гораздо больше, чем у нас. А потому, что он умеет с ними жить. А это и есть терпение.

— То есть, на Ваш взгляд, со своим гневом возможно разобраться в одиночку?

— Конечно, возможно. И мы знаем, что иногда Господь дает нам просимое просто так, без всяких «если». Но иногда нужно и потрудиться. И если ты задаешься этой целью, начнешь искать, что говорят о гневе святые отцы, Священное Писание, то со временем у тебя выстроится четкая картина того греха, на который ты обратил внимание. Это и есть самостоятельное изучение проблемы. Оно всегда дольше, чем изучение, скажем, с опытным преподавателем. Поэтому духовничество, которое имеет многовековую историю, свидетельствует о том, что опыт, конечно, лучше перенимать от тех, кто сам прошел те или иные искушения и испытания. С духовником этот путь проходить легче.

И конечно, для христиан попытка справиться с недугом невозможна без Церкви: без молитвы, без исповеди, без Причастия. А для кого-то не лишней будет и помощь профессионального психолога. Но при этом важно, чтобы психолог был близкий по духу, по возможности — церковный человек. Тогда то, что вы будете обсуждать, не будет расходиться с тем, что вы услышите от духовного отца или прочтете в Писании. В психологии есть много направлений и школ, и некоторые мировоззренчески очень далеки от христианства. И поэтому очень важно найти такого психолога, общение с которым не пойдет во вред.

— А есть какая-то наиболее яркая фраза, связанная с терпением, из Священного Писания, из святых отцов, к которой Вы сами постоянно мысленно обращаетесь?

— Конечно. Претерпевший же до конца спасется (Мф 10:22). Спасение мы мыслим не как избавление от греха, а как нахождение со Христом. И для того чтобы быть действительно блаженным, радостным, счастливым — то есть быть со Христом — вполне можно многое потерпеть.

Беседовала Дарья Баринова

Фото Владимира Ештокина

Читайте также ответ психолога Александра Ткаченко “Терпеть тебя могу”

Бьёт — значит любит

Бьёт — значит любит?

К сожалению, проблема насилия в семье достигла практически своего апогея. Выражение «бьет, значит, любит» все чаще срывается с женских уст, что заставляет ужаснуться всей критичности ситуации. От этого рушатся семьи, женщины остаются инвалидами и все чаще сводят счеты с жизнью, дети, видя в семье насилия, получают психическую травму, которая будет преследовать их всю жизнь. Действительно ли любящий человек способен на насилие, и может ли человек изменится, являются вопросами, ответ на который помог бы многим избежать беды в своей семье.

Ключевым моментом в решение этого вопроса, является осознание всей проблематичности ситуации, и желание ее изменить. В данной ситуации все зависит только от вас. Ведь виновником конфликтной ситуации является как обидчик, так и жертва. Практически каждая женщина, которая была подвержена насилию, имеет массу психологических проблем, комплексов и страхов. У таких женщин, слабая нервная система, вспыльчивость и назойливость. Одной из причин жестокости мужчины, могут стать необдуманные поступки женщины унижение, откровенные пренебрежения, оскорбления и прочее.

Спутником жестоких мужчин часто является алкоголь, нередко женщины подвергаются первым побоям, забирая его или выливая в раковину, в такие моменты алкоголь — зависимые мужчины не контролируют своих действий, впадая в состояние аффекта. В этом состоянии у мужчины происходит помутнение сознания, и все его поступки больше похожи на дикого зверя, который способен растерзать свою жертву.

Непонимание своих чувств и нежелание говорить о своих проблемах, часто приводит женщин в замешательство, ведь намного проще ничего не предпринимать, постоянно боясь потерять квартиру, статус, остаться одной, быть материально зависимой и жертвой. Женщины, которые неоднократно подвергались насилию, в большинстве случаев являются бессознательными провокаторами, и жизнь в таких семьях чаще всего напоминает сериал напичканный страстями. В таких семьях женщина подсознательно страдает мазохизмом, делая из себя с начала жертву, а после испытывает чувство триумфа, когда мужчина ползает на коленях, умоляя о прощении. Такие женщины будут терпеть, и прощать, ведь по-другому они жить просто не умеют и не хотят.

С помощью исследований было установлено, что отношение к новорожденному ребенку, формирует его понимание любви, и именно ее он будет искать на протяжении жизни. В психологии есть понятие «феномен золушки» когда жена вынуждает мужа, поступать с ней как мать, которая ее совершенно не любила. Такое насилие присутствует как в обычных, так и в интеллигентных семьях, где люди более воспитанные и выдержанные. К сожалению, в таких ситуациях изменить практически ничего не возможно, без стремления изменений самой женщины.

Другой причиной насилия является неудовлетворенность мужчины, постоянным отказом от удовольствий, которая нарастает в виде агрессии, здесь мужчинам нужно научиться распределять свои эмоции и найти выход агрессии в спорте.

Сложностью проблемы насилия, является нежелание признания своих чувств, а посмотреть правде в глаза, порою бывает невозможным. Чувство униженности и страха, заставляет терпеть побои повторно, надеясь, что это больше не повториться. Нежелание увидеть проблему и предпринять соответствующие меры, приводит к необратимым последствиям, имеющим непосредственную угрозу для жизни.

Помните, что насилие является в определенной степени наркотиком, которое постоянно требует повышения дозы. Поэтому будьте уверены, что причинив вам боль однажды, оно станет систематическим, и тут уж говорить о любви совсем не приходится, а скорее о ненависти.

Откуда пошла фраза «бьёт- значит любит»?

Интересный вопрос. Добрый вечер!

Например, в словаре Даля можно прочесть пословицы близкие по значению данному выражению. К примеру: «Кто кого любит, тот того и бьет», «Кого люблю, того и бью», «Милый ударит — тела прибавит», «Милый побьет, только потешит», «Не любит, значит не бьет». В общем народное это, авторство как таковое отсутствует. Почему появилось? По тем временам это было нормально, били, чтобы подчинялась, чтобы боялись. Мужчина был главой и то, что жена слушается его — обязательное действие в семье. В наш век это странно и, наверное, трудно понять. Сейчас этого нет, осталось только само изречение. Муж был, как отец. Слово — закон. И бил для профилактики, как некоторые родители (знаем таких) . Права женщин вообще принижались. Насколько я помню, им и голосовать в каком-либо выборе нельзя было и право учиться им дали не сразу. Интересно, если бы в тот век существовал проект «Ответы», то туда бы пускали женщин?))) ) Хотя даже сейчас, в наш век можно встретить пару, где муж опускает руку на супругу. И однозначной причины, я думаю, нет. Чаще — нелады с психикой. Бить может и когда любит, и когда не любит. Люди разные. Но, в любом случае, Я ПРОТИВ ЭТОГО!

>История выражения “бьёт – значит любит” и современное объяснение в психологии

2 Почему мужчина поднимает руку?

Психологи утверждают, что причины, по которым муж поднимает на жену руку, скрываются глубоко в подсознании. Это обычный страх и неуверенность в себе. Только инфантильный и незрелый человек опустится до насилия в семье, считая себя лидером и хозяином. Так он повышает самооценку и получает удовлетворение от власти над человеком, а то, что любимая женщина запугана, его не смущает, а радует. Причины этого недостойного поведения следующие:

  1. 1. Жажда власти. Унижая жену, он чувствует ее страх и наслаждается болью.
  2. 2. Страх. Мужчина боится, что супруга уйдет от него, и запугивает ее, используя физическое насилие.
  3. 3. Осознание себя в качестве полного неудачника. У него неинтересная и малооплачиваемая работа, низкая самооценка и он неудовлетворен собой и собственной жизнью. Размахивая кулаками, муж наказывает жену, обвиняя ее в своих неудачах.
  4. 4. Жажда моральной агрессии. Такой человек унижает жену, оказывая на нее психологическое давление.
  5. 5. Ожидание провокаций. Накопившиеся обиды и сделанные ранее замечания в один момент вырываются наружу вместе с побоями, стоит только мужчине выпить лишнего. Затем приходит раскаяние, но за прощением наступает вседозволенность, и это повторяется не один раз.

Психология выражения»бьет — значит любит» близка мужчинам с подобными проблемами. Свою власть они показывают, запрещая встречаться с подругами, выходить на улицу по делам и ездить к родителям. Начинается все с критики. Мужу не нравится платье, которое жена надела, прическа, цвет волос, фильмы которые она смотрит, и книги, которые читает. Заканчивается такое супружество полной тиранией, уходом с работы и статусом домохозяйки. Оставаясь в полном подчинении и зависимости от мужа, несчастная и сама уже верит, что заслуживает такого отношения.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *