Как покаяться в совершении аборта

По-человечески говоря, сей грех простить невозможно. И лишь Господь, Которого мы пригвоздили ко Кресту нашими грехами, множественными и страшными, лишь Единый Господь, будучи не только человеком, но и Всемогущим Богом, силен Своею собственной живоносной кровью омыть этот страшный — пожалуй, самый страшный, — грех человеческий. Всякая женщина, которая начала каяться в том, что содеяла по молодости, по слабости своей, по неведению, по насилию сродников, по помрачению души, должна знать, как именно ей каяться в этом грехе, дабы Бог простил его и изгладил, дабы затянулась страшная рваная рана в душе, дабы исходатайствована была нами милость и для убиенных нами детей.

Прежде всего, восчувствовав всю дикость и безбожие содеянного, нужно в мыслях впредь отказаться от подобного греха, от возможности его совершения. Притом подобает осудить именно самое себя, а не обстоятельства, не приговор врачей, не соединенные усилия сродников, толкавших нас на убийство нашего ребенка. Во-вторых, должно полно, с глубоким сокрушением исповедовать содеянный грех, назвав священнику, сколько же нерожденных детей у нас на счету, и каяться даже в выкидышах — этих несчастиях супружеской жизни, которые бывают часто обусловлены либо предшествующими абортами, либо нежеланием сохранять ребенка во чреве. Ибо единый душевный импульс может повести к извержению плода из чрева матери. Покаявшись в этом грехе у креста и Евангелия в православном храме, мы должны получить у священника епитимью, покаянное правило, которое необходимо совершать со всею тщательностью, дабы душа, израненная беззакониями, обрела возможную цельность и чистоту.

И конечно же, каясь в этих смертных грехах, мы не должны допускать уныния и отчаяния до нашего сердца, потому что верен Бог, обещавший простить всякого искренне кающегося пред Ним человека. Нам оставлена надежда, что воскресший из мертвых Господь, победивший диавола и поправший смерть, силен помиловать душу, осуждающую себя здесь, и ввести ее в вечную жизнь. Силен не лишить милости Своей и тех, за кого мы молимся,чью жизнь не сберегли по жестокосердию и помрачению души.

Из проповеди протоиерея Артемия Владимирова
полный текст

Что же делать тем, кому совесть не дает покоя?

Как покаяться в совершении аборта

Как покаяться в грехе аборта?

Во-первых, если человека мучает совесть, значит она у него есть, это уже хорошо. Для покаяния существует исповедь, одно из семи важнейших церковных таинств. В первую очередь нужна исповедь и соответствующая епитимия, назначенная священником. Епитимия, (церковное наказание для исправления человека, даваемое священником) назначается в частном порядке, но полезно знать, что св. Церковь по древним канонам за аборт отлучает от причастия на 10 лет, наравне с убийцами. Конечно, сегодня это правило не применяется, но понимать, что аборт относится к одному из самых тяжких грехов, нужно. Епитимия носит не искупительный, а дисциплинарный характер и сообразуется с духовным и телесным состоянием кающегося, она строго индивидуальна. Епитимия, данная одному, не может быть автоматически перенесена на всех. Имеет значение, возраст, состояние здоровья, степень воцерковленности кающегося и многое другое, включая внешние обстоятельства.

Во-вторых, нужно помнить, что никакой "молитвы от аборта", автоматически снимающей грех, не существует. Даже чинопоследование из требника " Молитва жене, егда извержет младенца" относится только к тому случаю, когда выкидыш произошел невольно, по болезни, неосторожности (например, при поднятии тяжестей), но не к искусственному прерыванию беременности.

Но что еще возможно, кроме исповеди и епитимии, назначенной священником? Здравый смысл подсказывает, что те, кто избавлялись от детей, должны, принеся покаяние, их рожать: "жена (…) спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием" (1 Тим., 2, 14- 15). К сожалению, этот спасительный и наиболее верный путь для большинства кающихся уже невозможен по возрасту. Но у тех, кто раскаивается в грехе детоубийства, иногда есть взрослые дети, которые должны перестать делать аборты. Хоть поздно, пусть даже во втором поколении, но прервется эта цепочка преемственности греха. Пожилые матери должны использовать все свое влияние, чтобы их дети не убивали, а рожали.

Обычно жизнь людей, погубивших младенцев в утробе, омрачается различными скорбями — одиночество, бездетность, семейные проблемы, трудности с воспитанием детей, иногда их потеря, расстройство душевного и телесного здоровья, бедность и даже нищета. Часто человек не может избавиться от гнетущего чувства зря прожитой жизни. Все скорби могут рассматриваться как епитимия, очищающее наказание за грех, а через терпеливое перенесение этих необходимых скорбей, соединенное с покаянием и сокрушением сердца, приходит прощение.

Но есть еще один способ облегчить свою совесть. Ежедневно в России совершаются тысячи абортов, причем не где-то в отдаленном месте, а рядом с нами: на соседней улице, в соседнем доме, в ближнем подъезде. Многие из тех, кто идут в абортарий, делают это неосознанно. Кто по молодости, по глупости, по незнанию, кто под влиянием стечения сиюминутных обстоятельств, под внешним давлением или даже просто так, потому что посоветовала подружка или родственница. Часто в трудной ситуации рядом не оказывается человека, могущего сказать правду, объяснить в чем дело, оказать моральную, а может быть, и материальную поддержку. Таким человеком можете стать вы. Не надо думать, что нужно многое. Часто бывает достаточно проявить любовь, объяснить и рассказать о возможных необратимых поcледствиях аборта, о том, что это грех. Иногда бывает достаточно подарить человеку пачку пеленок, чтобы остановить от убийства своего ребенка. И дело не только в стоимости самих пеленок, а в живом участии. Представьте себе, как мало нужно, чтобы спасти человеческую жизнь, и не только жизнь этого несчастного ребенка, но всех его будущих детей и внуков. В послании св. апостола Иакова говорится: "обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (Иак. 5, 20). И еще: "Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?" (Притч., 24, 11). Очевидно, что тот, кто спасает ребенка от аборта, спасает человеческую жизнь, а значит покрывает и свои грехи. Те, кто в прошлом совершали аборты, вполне могли бы оказывать материальную помощь тем, кто собирается сделать аборт, чтобы остановить их. Причем не формально, а оказать конкретную, ощутимую помощь.

Господь, видя покаяние и плод, достойный покаяния, (Мф 3,8), дела милосердия, спасительное терпение скорбей, силен помиловать любого кающегося грешника.

Священник Максим Обухов

(греч. наказание по законам) — На языке церковных канонов Е. означает добровольное исполнение исповедавшимся, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия (продолжительная молитва, милостыня, усиленный пост, паломничество и т. п.). Е. не имеет значения наказания, меры карательной, лишения прав члена церкви; она является лишь "врачевством духовным". Учение православной церкви об E. существенно отличается от учения о том же церкви католической, по которому Е. есть не нравственно-исправительная мера, а именно наказание или возмездие за грех. От Е., налагаемой духовником при исповеди, отличается Е., назначаемая по суду гражданскому, на основании законов уголовных, за вероотступничество, ложную присягу, прелюбодеяние и др. Эта Е. имеет впо…

Епитимья`Толковый словарь Кузнецова`

Епитимья`Формы слов`

епитимья

епитимья́,

епитимьи́,

епитимьи́,

епитими́й,

епитимье́,

епитимья́м,

епитимью́,

епитимьи́,

епитимьёй,

епитимьёю,

епитимья́ми,

епитимье́,

епитимья́х

(Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)

епитимья`Русский орфографический словарь`

епитимья

епитимь\’я, -\’и и епитими\’я, -\’и, -м\’ий

Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М.: "Азбуковник". В.

Об абортах

В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др.. 1999.

Епитимья`Большой энциклопедический словарь`

ЕПИТИМЬЯ (эпитимия) (от греч. epitimion — наказание) — в христианстве — церковное наказание в виде поста, длительных молитв и т. п., налагается исповедующим священником.

Епитимья`Толковый словарь Ушакова`

епитимьи, р. мн. епитимий, ж. (греч. epitimia) (церк.). Церковное наказание (поклоны, пост, длительные молитвы и т. п.). Епитимью наложил на него старец за то, что вчера, в день постный, возжаждал и напился квасу. Л. Толстой.

Епитимья`Средневековый мир в терминах, именах и названиях`

Епитимья`Энциклопедия культурологии`

ЕпитимьяЕпитимья

(от греч. epitimion – наказание) – в христианстве церковное наказание в виде поста, длительных молитв и т.п., налагается исповедующим священником.

Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003.

епитимья

ЕПИТИМЬЯ́ -и́; ж. Церк. Церковное наказание, состоящее в строгом посте, длительных молитвах, поклонах и т.п. Наложить на кого-л. епитимью.Смиренно нести епитимью.

Епитими́йный, -ая, -ое.

Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: НоринтС. А. Кузнецов.1998Епитимья

(от греч.epitimion — наказание, возмездие) — церк. наказание, налагаемое на верующих за совершение греховных поступков. Е. появилась в христиан, церкви еще в эпоху античности. Публичное покаяние, помимо церк. наказания, влекло за собой публичный позор в среде христиан. В нач. Раннего Средневековья практика публичного покаяния пришла в упадок. Начиная с VII в. под влиянием ирл. миссионеров все большее распространение стала приобретать индивидуальная исповедь, что привело к подъему роли е. в церк. жизни. Е. налагалась священниками в соответствии с тяжестью проступка и с учетом личности согрешившего. Применялись такие виды наказаний, как принудительный пост (на хлебе и воде), продолжительные молитвы, многократные земные поклоны, да…

Епитимья`Малый академический словарь`

Епитимья`Исторический словарь`

— церковное наказание верующих за нарушение канонов, предписаний, указаний духовника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед иконой, крестом и т. п. Наказать верующего, значит наложить Е.

Епитимья`Православный энциклопедический словарь`

Епитимья`Словарь синонимов`

епитимья

-и́, ж. церк.

Род наказания, налагаемого церковью на нарушившего религиозные нормы (состоит в посте, длительных молитвах и т. п.).

Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССРЕвгеньева А. П.1957—1984Епитимья

врачевание духовное, назначаемое священником верующим. Может состоять в посте, усиленных молитвах, земных поклонах и т.п.

Православный энциклопедический словарь. — Москва.священник Ярослав Шипов, Compiled by EdwART1998епитимья

духовное взыскание, наказание; исправительная кара церковью кающегося грешника, особенно за проступки против уставов церкви (Даль)

См. наказание…

Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999

На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Епитимья

Епитимья

Автор:      Дата: 24.10.2011 в 17:40

— Здравствуйте, батюшка!
Помогите, пожалуйста, советом. На душе очень плохо, депрессия, нет никакого интереса, ничего не могу делать. Неделю назад я пошла на исповедь к священнику, у меня и тогда было плохо на душе, я хотела поддержки, доброго совета, понимания. Он меня выслушал и начал спрашивать меня о грехе, в котором я покаялась 2 года назад и больше не совершала (блуд) (спрашивал, было ли такое или нет). Спрашивал, насколько в интимном плане удовлетворял меня парень, в каких позах, и еще очень отвратительные вопросы, которые тут просто по цензуре нельзя написать. Я не понимала, зачем он меня это спрашивает, я ведь совсем с другой душевной болью пришла, хотелось заплакать и убежать. Такая тоска на меня обрушилась и отвращение ко всему и к себе. В общем он дал мне епитимью на полгода делать поклоны с покаянной молитвой и читать акафист. Я даже ничего не смогла сказать в ответ, забыла сказать, что у меня сосудистое заболевание и после второго поклона кружится голова.
Уныние полное, даже акафист читать в тяжесть, три дня уже не выполняю. Этот священник уехал, он из другого города, далеко от меня.
1. Батюшка, это считается нормальным задавать на исповеди подобные вопросы (может я чего-то не понимаю, просто как девушке мне неприятно до ужаса было слышать и отвечать на подобные вопросы)?
2. Почему священник наложил на меня епитимью за грех, в котором я давно раскаялась (тот батюшка, который принимал исповедь, ничего мне не назначал)?
3. Батюшка, что делать, если не имею возможность делать поклоны по состоянию здоровья? Обязательно читать акафист каждый день в течение полугода, что делать, если по усталости в какой-то день не прочитала? Насколько это плохо?
Вчера ходила на исповедь и причастие, не знаю что со мной, боюсь, что такое снова будет, какой-то барьер появился у меня по отношению к священникам, не то что я боюсь епитимью, боюсь непонимания, когда мне плохо я так хочу, чтобы кто-нибудь меня понял…
Батюшка, посоветуйте, пожалуйста. Спасибо Вам.

—1. Задавать вопросы нормально, но в блудных грехах таких уточнений не делают и ограничиваются общим названием. Имейте своего духовника и такого не будет, а чтобы он был, нужно регулярно исповедоваться, а не раз в два года, тогда сможете выбрать достойного и мудрого священника.
2.

О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт

Не могу сказать. Видимо, думает, что так сделает лучше.
3. Не делайте. Можете не исполнять его епитимию, и раз уже каялись, то зачем повторять, да еще в подробностях? Помоги и спаси Господь!

 → Просьба о молитве

 ← Неусыпаемая Псалтирь

Задать вопрос

Епитимья

наказание, исправительная кара для кающегося грешника, обычно продолжительная молитва, пост, земные поклоны и т.п.

Оцените определение:

Эпитим

   • ????????,

         назывался в Афинах тот, кто владея вполне своим гражданским правом, не подлежал никакой атимии. ср. ??????, ????????, Атимия.

Оцените определение:

Епитимья

от греч. epitimion – наказание) – в христианстве церковное наказание в виде поста, длительных молитв и т.п., налагается исповедующим священником.

Оцените определение:

ЕПИТИМЬЯ

церковное наказание верующих за нарушение канонов, предписаний, указаний духовника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед иконой, крестом и т. п. Наказать верующего, значит наложить Е.

Оцените определение:

Епитимья

от греч. epitimion — наказание, возмездие) — церк. наказание, налагаемое на верующих за совершение греховных поступков. Е. появилась в христиан, церкви еще в эпоху античности. Публичное покаяние, помимо церк. наказания, влекло за собой публичный позор в среде христиан. В нач. Раннего Средневековья практика публичного покаяния пришла в упадок. Начиная с VII в.

Епитимья за грех аборта.

под влиянием ирл. миссионеров все большее распространение стала приобретать индивидуальная исповедь, что привело к подъему роли е. в церк. жизни. Е. налагалась священниками в соответствии с тяжестью проступка и с учетом личности согрешившего. Применялись такие виды наказаний, как принудительный пост (на хлебе и воде), продолжительные молитвы, многократные земные поклоны, далекие паломничества, обязательство давать милостыню нищим, телесные наказания. При этом грех, вызвавший широкий резонанс в обществе, искупался публичным наказанием. Очень суровые епитимьи налагала на верующих инквизиция. В средние века в Зап. Европе были созданы специальные сборники для духовенства, в которых регламентировались виды е. в зависимости от тяжести греха каявшегося человека.

Оцените определение:

Надолго отлучать от причастия священник не может

На тему отлучения от причастия рассуждает протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник».

Бывает чисто техническое недопущение до причащения, если человек действительно не подготовился. То есть это одна ситуация, когда человеку в принципе не возбраняется причащаться по его духовному состоянию и по каким-то каноническим причинам, и священник может сказать: «Слушай, ты сейчас не готов и поэтому не причащайся».

А собственно недопущение до причастия, запрет на причастие – это уже ситуация, когда человек находится в состоянии греха или совершил какой-то серьезный грех, который возбраняет ему причащаться определенное время.

С точки зрения применения канонов, священнику не разрешается надолго, более чем на год, отлучать человека от причащения. Хотя канонические нормы предписывают иногда очень продолжительное отлучение от причастия.

Изменить ситуацию

Чаще всего в современной практике отлучать от причастия приходится либо за блуд или прелюбодеяние, либо за аборт.

Нужно различать: если человек продолжает пребывать в грехе, то речь не идет об отлучении от причастия на какой-то срок. Если, допустим, человек живет в блуде и понимает, что это неправильно, приходит на исповедь, кается в этом, но ситуации не меняет. То есть покаяния как изменения не только ума, но и ситуации, не происходит. Такого человека священник, как правило, до причастия не допускает. И это не отлучение от причастия на какой-то срок, а до совершения покаяния. И это может быть продолжительно – человек может в грехе пребывать годами.

Бывают и сложные ситуации, когда, например, люди живут не расписанными много лет, возможно, уже есть ребенок, и вот, допустим, жена пришла к вере, готова вступить в официальный брак, а супруг не желает. Понятно, что в целом ситуация ненормальная, не случайно же, согласно переписи, замужних женщин гораздо больше, чем мужчин.

Но как будет действовать священник в каждой конкретной такой ситуации, зависит от нюансов. А их очень много – нюансов чувств, отношений. Очень часто люди совершенно неправильно понимают и себя, и свои чувства, и ту ситуацию, в которой они сами находятся. По большому счету, задача священника – не отлучить их от причастия, а попытаться помочь людям выбраться из этих неправильных обстоятельств.

Но если не получается, мне кажется, что в большинстве случаев для стороны, которая готова и расписаться, и обвенчаться, отлучения от причастия не будет. Хотя всё возможно. Иногда и в этой ситуации возможно отлучение от причастия.

В целом же действующего блудника или прелюбодея отлучают от причастия не на какой-то срок, а до исправления. Хотя возможно назначить испытательный срок. Например, два месяца. Если человек не выдержал, то не выдержал, значит, не будет пока причащаться. Если он срывается регулярно, он не будет причащаться.

Если грех давний

Если немолодая женщина делает первые шаги в Церкви и кается, что когда-то в молодости сделала аборт, ее не будут отлучать от причастия. Мне даже сложно себе представить это. Если факт прихода в Церковь говорит сам по себе о понесенном раскаянии, не только в этих грехах, а вообще по жизни, то никто ее не будет отлучать от причастия.

Самая распространенная епитимья в этой ситуации – чтение Покаянного канона или поклоны с молитвой: «Боже, милостив буди мне, грешной». И поклонов – тоже не триста и не три тысячи, а пять или десять. То есть сейчас настолько щадящие епитимьи назначают… Но такого рода епитимья может быть пожизненной, а не на какой-то срок. Священник говорит: «Знаешь, матушка, поскольку ты сделала пять абортов, вот тебе на всю жизнь по три поклона в день».

Средство вразумления

Отлучение от причастия как епитимью священник часто выбирает в качестве меры не наказания, а именно прочувствования, вразумления, что человек совершил тяжелый грех.

Например, приходит женщина и говорит, что сделала аборт недавно.

Епитимья — это что? За какие грехи могут наложить епитимью?

К сожалению, часто женщины не понимают, что они совершили серьезный грех, и очень удивляются, когда их за это отлучают от причастия. Такое бывает. Чтобы человек это понял, прочувствовал, ему может быть предписано воздержание от причастия и что-то еще дополнительно. Например, чтение Покаянного канона или дополнительное пощение, или еще что-то, земные поклоны, может быть, дополнительные молитвы.

Никаких формальных «способов» отлучения от причастия нет. Человек исповедуется, на исповеди священник ему говорит: «Знаешь что, брат, я тебе запрещаю причащаться в течение ближайшего месяца». В некоторых ситуациях, если нет покаяния человека, то священник и не читает разрешительных молитв.

Чтобы запрещение было снято, человек должен снова прийти на исповедь и получить это разрешение к причастию. Чтобы снять запрещение, прочитывается специальная молитва.

Кто снимет епитимью?

Если человек на исповеди получил запрещение причащаться, никакой другой священник не имеет права этого человека до причастия допустить, пока епитимья не будет снята. Запрещение может снять только тот, кто его наложил. Или архиерей.

Иногда здесь возникают трудности другого рода. Например, человек поехал в паломническую поездку, исповедовался в другом городе, священник ему сказал: «Давай ты сейчас покайся, не причащайся, а через полгодика ко мне приезжай, я молитву прочитаю, снимающую запрещение на причастие». Через полгода человек приезжает, а этого священника там уже в помине нет. Тогда – или священника этого разыскивать, или к архиерею обращаться. Потому что просто так нельзя – один священник запретил, другой разрешил, – это вообще бред с точки зрения устроения нормальной духовной жизни.

Так что правильнее исповедоваться у одного священника. Даже если у человека нет каких-то серьезных грехов, духовник так или иначе помогает ему выстроить духовную жизнь определенным образом. И серьезное вмешательство другого священника, который будет предлагать другие пути, другие лекарства, другие методы, может осложнить духовную жизнь человека. Поэтому всегда говорю, что если ты не едешь специально посоветоваться со старцем, а просто отправляешься в паломническую поездку, то исповедоваться там нужно так: «Прости, Господи, согрешил делом, словом, помышлением». А на вопрос священника: «Какие у вас еще серьезные грехи?» – мягко и аккуратно, чтобы не обидеть вопрошающего, сказать: «Знаете, я всё своему духовнику уже давно рассказал».

А то, бывает, человек приезжает куда-то и получает по голове так, что потом не знает, как ему жить дальше. И дома духовнику стоит больших и серьезных трудов вернуть человека в нормальное духовное русло.

Посмотрим документ

Сейчас как раз идет работа над документом Межсоборного присутствия о духовничестве. По епархиям разослали соответствующий опросник, который должен зафиксировать существующую духовническую практику в этом вопросе. И потом определить в том числе и по поводу отлучения от причастия – что, как и когда, в каких ситуациях.

Тем более сейчас какие-то новые грехи появились, которых нет в традиционных опросниках. И как раз мне кажется, что там могут быть определены нюансы, связанные с «гражданским браком».

Про колдунов

Итак, от причастия могут отлучить такие грехи – убийство, блуд или прелюбодеяние, обращение к колдунам, экстрасенсам, колдовство, всякая ворожба и прочее. Человек, опять же, может не понять, насколько плохо то, что он был у «бабушки». Отлучение от причастия на какое-то время дает возможность почувствовать это.

За то, что мы называем страстями, вроде сребролюбия, чревоугодия и гордыни, – только в каких-то очень редких индивидуальных случаях пастырской практики, когда какой-нибудь многоопытный священник, хорошо знающий человека, может такую хирургическую меру какому-то своему пасомому, наверное, применить.

Подготовила Оксана Головко

14 ИЮЛЯ 2016

← Вернуться к списку

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *