Новая Скрижаль,

или Объяснение о Церкви, о Литургии

и о всех службах и утварях церковных

Трикирий и дикирий на архиерейской службе

О СЛУЖБАХ, ПОЛОЖЕННЫХ

В СВЯЩЕННИЧЕСКОМ СЛУЖЕБНИКЕ, И О ПОСТАХ

ОСЕНЕНИЕ ТРИКИРИЕМ НА ГОРНЕМ

МЕСТЕ, ТРОПАРЬ «ТРОИЦЫ ЯВЛЕНИЕ»

А когда при конце Трисвятого поется: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», тогда архиерей берет возженное трисвещие, означающее, что спокланяемый со Отцом и Духом Иисус открыл нам светлое таинство Святой Троицы. С трисвещием архиерей восходит на священное сопрестолие и благословляет народ, показуя, что Бог в трех Лицах есть Един по естеству, каким Он и явился на Иордане, при Христовом Крещении; согласно сему перед архиереем и читается тропарь «Троицы явление во Иордане бысть».

Святитель Симеон Солунский (в гл. 69, о храме) говорит: «Архиерей восходит на божественное сопрестолие, которое означает сидение Христа одесную Отца, и оттуда благословляет народ трисвещием – в ознаменование того, что Троицею мы осветились, и что Христос, восшед на Небеса, открыл нам сияние Троицы, знаменуемое светом, и подал благословение»; и (в гл. 98): «Архиерей знаменует крестообразно священное Евангелие двусвещием – в ознаменование двух естеств Христа, нераздельного ипостасию. И потом, когда поется: „Слава Отцу и Сыну и Святому Духу“ – трисвещием показывая, что Троица в трех Лицах есть Едина по естеству и что познание о Ней, как свет, воссияло в мире через двоестественного, воплощенного Одного из Лиц Ее. И потом он молится совершитися Евангелию, „яко лозе живущей, животворящей же и веселящейся, и свыше насажденной“».

В праздники Рождества Христова, Богоявления, в Лазареву субботу, в Великую Пасху и в Пятидесятницу вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Эта песнь поется потому, что в древности крестились в эти праздники оглашенные, которые, сделавшись новопросвещенными, сею песнию вместо Трисвятого приветствовались церковно. Об этом подробнее будет сказано в 4 ч., гл. 6, § 1.

После сего архиерей или иерей должен взойти на горнее место для сидения. Диакон же, предлагая это, говорит архиерею или иерею: «Повели, Владыко», т. е. из смирения просит, чтобы архиерей или иерей сам себе повелел сесть. Ибо греки, смиряясь перед высшими, и в других случаях не говорят прямо: «Сядь!» или «Кушай!», или, по-нашему: «Изволь сесть!», «Изволь кушать!»; но – «Повели себе сесть!», «Повели себе кушать!» Так точно и здесь диакон просит архиерея или иерея, чтобы он повелел себе сесть.

Подобно тому и касательно требования диаконом благословения от священника некто написал так: «Когда диакон просит благословения от священника, не того просит, чтобы священник благословил, но просит, чтобы он повелел себе благословить кого-нибудь». В этом смысле возглашается и при поставлении диакона и пресвитера первое «повели» – к Богу, второе «повелите» – к народу, третье «повели, Преосвященнейший Владыко» – к Преосвященному, который имеет совершить это поставление.

Христос, обещанный в начале через пророческие изречения в антифонах, потом предъявленный миру через торжественное изнесение и возвышение Евангелия и, наконец, в песни Трисвятого познанный Своими возлюбленными учениками, теперь словами: «Благословен грядый во имя Господне» – возвещается как Ходатай и Царь и грядет для обладания Своим Царством. Посему иерей, а особенно архиерей, носящий образ Самого Христа, дабы показать это обладание или сидение одесную Бога и Отца, отходят на горнее место.

Святой Герман поясняет: «Когда служащие сидят на горнем месте, тогда сидение их означает то, что Сын собственную плоть, которую носил, и знаменуемое омофором овча, которое поднял на рамена, восшедши превыше всякого начальства и власти, и силы, и господства вышних Сил, принес к Богу и Отцу». Святитель Симеон Солунский (в гл. 93) пишет: «Потом бывает восход на священное сопрестолие и сидение на оном: и это делается во образ восшедшего на Небеса Иисуса Христа и сидящего одесную Отца».

Сидящие же с иерархом на сопрестолии носят образ апостолов. Святитель Симеон Солунский (в гл. 63, о храме) пишет: «Иерарх, сидящий на сопрестолии, образуя Христа, соседателями имеет соепископов и иереев, образующих апостолов».

О горнем месте и сопрестолии подробнее см. в 1 ч., гл. 5. Горнее место в таинственном смысле означает тот пренебесный престол, или престол славы Христовой, о котором упоминается в следующей молитве так: «Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, седяй на херувимех». И хотя без сомнения этот таинственный престол можно бы назначить и в другой части видимого храма; но нет ни одной части в храме, где бы удобнее можно было видимым образом изобразить невидимый престол Христа и сидение Его одесную Отца, как превосходное то горнее место, куда отходят для сидения в церкви архиерей или иерей.

Отходя на горнее место, архиерей сначала снимает с себя омофор для означения, что Иисус Христос принес овча Свое, т. е. нас, человек, и предал оное Отцу Своему; ибо мы через Иисуса Христа имеем приведение ко Отцу.

Сверх сего архиерей не может иметь на себе тогда омофора и потому, что наступает благовестие слова Божия. Святитель Симеон (в гл. 69) говорит: «Во время чтения Евангелия архиерей слагает омофор, показывая свое рабство перед Господом: потому что в это время представляется Сам Господь, вещающий через Евангелие и присутствующий здесь в это время, и омофор, образ воплощения Его, архиерей не дерзает носить, но, сняв оный с плеч, отдает диакону, который и держит его согнутым в правой руке, стоя близ архиерея, а также предходя и на Великом Входе со Святыми Дарами».

Нижегородский и Арзамасский

о Литургии и о всех службах и утварях церковных.

Дорогие братья и сестры! Теперь нашу газету можно приобрести в центре Москвы, в магазине православного издательства «Благословение» по адресу: м. «Китай-город», ул. Маросейка, д. 4/2. Там же вниманию покупателей предлагается литература, аудио- и видеопродукция православно-патриотического содержания:

• КНИГИ по актуальным вопросам глобальных проблем современного мира и жизни русского народа: «Глобализм против Православия», «Под самым прекрасным флагом», «Беседы на Апокалипсис», «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского и др.;

• КНИГИ с практическими советами по выживанию и помощи человеку в критической ситуации, например, во время бедствий или войны, – как прокормиться дикорастущими растениями, чтобы выжить в условиях голода, как лечиться по методикам, не требующим приобретения лекарств, и проч.: «Пропитание на последние времена», «Когда наступит хаос», «Лекарственные растения при онкологии» и др.;

• ИЗДАНИЯ духовной тематики: «Духовные наставления и житие старца Паисия Величковского», «Кто нас корит, тот нам дарит», «Милосердие к ближнему», «Аскетика для мирян: перечень смертных грехов и страстей» и проч.;

• ФИЛЬМЫ К. Душенова «Россия на переломе», «Геополитика Апокалипсиса», фильм-беседа О. Четвериковой «Трансгуманизм и „новый мировой порядок“», сборник видеоматериалов «О подлинной истории Украины-Руси»;

• ВИДЕОЗАПИСИ, посвященные предсказаниям Святых Отцов и современных старцев о последних временах: «Пророчества православных старцев о будущем России, о Третьей мировой войне, о грядущем Царе», «Собор афонских старцев: призыв к покаянию», «Россия перед Вторым пришествием», «Пророчества Святых Отцов о последних временах и антихристе»;

• ФИЛЬМЫ из серии «Школа выживания»: «Травы Господни», «Полный цикл о лечении лекарственными растениями» (8 серий), «Беседы о лечении лекарственными растениями», «Лекарства под ногами» и др.

“Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся”

Общая исповедь от 10.11.83 г.

поем во время литургии, напоминая о том, что некогда Пасха была временем общего нашего крещения. В этот день все, готовившиеся к крещению, приходили в храмы, готовясь к таинству и принимая Христа-Спасителя в сердце и в жизнь свою. Поэтому эти слова напоминают всем нам о том, что мы, крестившись, «во Христа облеклись». Если мы крещеные люди, то значит, мы облечены во Христа. Вот здесь, дорогие мои, решение той трудной задачи, которая стоит перед нами: как нам победить свои грехи, как нам избавиться от них. Мы не можем этого сделать своими собственными силами, но во Христа облекаясь, мы это можем.

Что это значит? Это значит, что в ежедневной молитве мы должны всегда так Его призывать к себе, чтобы Дух Его входил в нас, ждать Его, как дорогого гостя. Между тем, наша молитва бывает формальной, холодной, равнодушной. Господи, прости нас, грешных.

Облекаться во Христа значит всматриваться в строки Святого Евангелия, вдумываться в то, как Господь ходил по земле, чему Он учил, что Он говорит мне сегодня, постоянно иметь Его перед собой. Постоянно. Но потом уже все остальное. Как говорит апостол: «. терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса» (Евр 12.1) Все время взирая, все время имея Его перед собой. Если мы не имеем, как мы можем во Христа облечься?

Господи, прости нас, грешных, что мы читаем Слово Божие от случая к случаю, не вдумываемся, не стараемся приложить эти святые слова к нашей жизни. Мы не стараемся приблизить их к себе, нам кажется: там сказано одно, а в жизни — другое, мы будем жить по-другому. Если мы так думаем, то мы не можем во Христа облекаться. Мы не можем получить от Него ни силу, ни прощение, ни дар Святого Духа. Тем самым мы как будто бы от Него отказываемся, отворачиваемся. Господи, прости нас, грешных.

Кто хочет облечься во Христа, принять Его в свое сердце, тот должен также систематически, по возможности достаточно часто приходить к святым тайнам. Потому что не только Слово Божие, но сам живой Христос-Спаситель присутствует за каждой обедней, за каждой литургией. Он приходит к нам, снова воплощаясь на алтаре святом, и в святых дарах отдавая Себя нам, так чтобы мы были рядом с Ним, Он в нас и мы в Нем.

Мы можем быстро, душевно, сердечно соединяться с человеком, которого мы любим, который нам дорог. Он страдает — и мы страдаем за него, он радуется — и мы радуемся за него, мы смотрим на мир его глазами, он как бы соединился с нами.

Вот так должен быть и Господь. Его крест и страдание за людей — великое страдание, потому что Он страдает за каждого, за каждого из миллионов людей, за грехи каждого из нас, — должны быть и нашим страданием. Сопереживать с Ним. Но вместо этого у нас вялость сердца, равнодушие, маловерие. Маловерие, которое сочетается с ропотом. Если мы хотим со Христом быть и облечься в Его силу, значит, мы берем крест. Берем крест, который Он возложил на нас. У каждого свой крест, у каждого свое терпение, для других людей которое он несет. Заботы ли по дому, труд ли для других людей, что бы то ни было, и иногда это бывает и горе, болезнь, испытание, но мы должны его принимать так, чтобы это был крест, запечатленный на нас. А мы, в общем, завидуем, постоянно недовольны своей судьбой. Господи, прости нас, грешных.

Если мы имеем перед собой лицо Христа, вот как живого, то тогда мы должны стараться подражать Ему. Я вам уже много раз напоминал слова апостола Павла: «Подражайте мне, как я — Христу» (1 Кор 4.16). Подражайте! Апостол говорил это без гордости — он стремился быть таким, как Господь, то есть служить людям. И сам Господь говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Кроток и смирен сердцем. «Научитесь» — это значит «подражайте». «Научитесь от Меня». Господи, мы не хотим от Тебя научиться. Ты был кроток, а мы злобны, раздражительны, мы постоянно восстаем на людей, на самых близких, нам трудно что-либо потерпеть. Господи, прости нас, грешных.

Кроток и смирен. Смирен — это тот, кто готов выслушать другого человека. Но мы не слышим, мы обычно слышим только себя, нам не хочется знать, что переживают и что думают другие люди. Смиренный сердцем готов принять волю Божию, когда она ясно нам выражена. А мы, как правило, хотим только свою волю осуществить. Как, я помню одну женщину, которая, желая узнать волю Божию (у нее не было решения), она пошла к одному священнику, думая: вот пусть Господь мне через него скажет.

Он ей сказал. Но ей это не понравилось. Тогда она пошла к другому. Другой ей сказал что-то другое. Это тоже ей не понравилось. Она пошла , и так она ходила и ходила, пока, наконец, не нашла такого, который сказал ей по ее желанию. Теперь спрашивается: что она искала? — воли Божией или своей? Она нашла свою волю, свое желание, и только как бы подкрепленное словом священника. Но это был обман самой себя и обман Бога и людей. Значит, смиренный сердцем — это тот, кто готов принять волю Божью, кто хочет ее принять, кто обуздывает свою волю. Господи, прости нас, грешных, за то, что мы к этому не готовы.

Когда мы общаемся с людьми, мы должны помнить, что Господь живет в нас. Вот вы причаститесь сегодня — Он в вас живет. Значит, может ли Он сказать какое-нибудь оскорбительное слово, может ли Он позавидовать или же причинить несправедливую обиду или горе? — Не может. Раз в нас Господь живет, мы должны охранять эту святыню. Вот когда в Великий Четверг мы несем свечки домой, это как знак такой, мы несем и ограждаем их от ветра, чтобы донести до дома этот огонек. То же самое — святыня, которую мы принимаем, ее надо ограждать; не дай Бог, грубое какое-то слово, дело может все разрушить. И все погаснет. И разлетится в дым. И Господь отойдет от нас. Господи, прости нас, грешных.

Великая и непобедимая сила в том человеке, который соединился с самим Господом. А мы с вами слабы, мы не можем себя понудить и заставить; мы настолько слабы, что нам кажется чрезмерным трудом помолиться несколько минут, чрезмерным трудом — сделать что-нибудь для ближнего. Все для нас невозможно и трудно. Расслабленные. Господи, прости нас, грешных.

Свет может придти только в дом, где есть окна. А окна — это чистота нашего сердца. Чистота сердца. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5.8). Даже если мы будем молиться, даже если мы будем призывать Христа к себе, чтобы Дух Его вошел в наше сердце, а сердце будет черным, грязным, темным, — то как это сердце может принять Господа. Как может оно принять, если в нем живет зависть! Подумайте, разве мог Господь завидовать кому-то? Как может сердце принять Его, если в нем есть темные, хульные помышления, блудные, искусительные, всякая нечистота, недоброжелательство, злопамятство, неумение простить человеку. Значит, если мы держим в себе вот эту ненависть, как-то ее даже лелеем, оберегаем обиду — она нам кажется какой-то ценностью, — можем ли мы представить Христа-Спасителя, чтобы Он всегда нес в сердце обиду? Он даже для Иуды, который Его предал, не нашел обидного слова. Он смог и его простить. Это не потому, что Он был Богочеловек, — Он нас этому учил, людей. Людей! Чтобы уметь нам прощать друг друга. Если бы Господь не прощал нас, то нам бы не было возможности иметь веру, иметь благодать. Потому что, если бы Он сейчас стал здесь среди нас и заглянул бы в сердце каждого из нас — а ведь Он так и делает, — то Он бы сказал: кто вы? разве вы Мои? разве вы Мне принадлежите? Мы бы сказали: Господи, каждое воскресенье мы приходим в Твой храм, мы крестимся, мы читаем молитвы утренние и вечерние, мы в какое-то время приходим на исповедь и говорим «грешен, грешен», а потом приходим к причастию — разве мы не Твои, Господи? На что Он скажет нам: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф 7.21). Значит, окажется, что все это мы делали зря, потому что не было у нас в сердце главного. И если мы хотим с вами, чтобы действительно в тайнике, в глубине нашего сердца вот совершилось это чудо: вошел туда Господь, и мы почувствовали бы силу, Его, Его любовь, Его прощение, Его благодать, невыразимую благодать, — то мы должны постараться очистить дом своей души.

Очистить в трех направлениях. Во-первых, не должно быть никаких мыслей и чувств, которые недостойны христианина; как только они появляются, стремиться гнать их. Не должно быть слов оскорбительных, злобных, которые недостойны христианина. И не должно быть поступков, которые лишали бы нас права называться христианами, языческих поступков, злых поступков. И вот если мы будем стараться, мы почувствуем, что Господь помогает. Тот, кто не старается, тому это и не приходит, но кто прилагает усилия, тому Бог дает Свою помощь. И вот после этого, действительно, в приготовленный дом души войдет Господь и будет с нами обитать.

Поэтому наше покаяние сейчас есть подготовка к встрече драгоценного гостя, приведение в порядок, красоту, убранство нашего дома души. И сегодня, получив разрешительную молитву, отойдя от креста, от Евангелия, стоя за литургией, пусть каждый из вас думает: сегодня я готовлюсь, Господи, Тебя принять; отгони от меня всякую нечистую мысль, прости мне всякое недостойное дело, сделай меня чадом Твоим. Господу помолимся.

Лазарева суббота. Святой и Праведный Лазарь Четверодневный.

Празднование Лазаревой субботы установлено с древних времён, она предваряет Вход Господень в Иерусалим. В субботу на 6-й неделе на Утрени и Литургии вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. Эта суббота называется Лазаревой Субботой или Субботой Святого и Праведного Лазаря. Праздник посвящен воспоминанию чуда воскрешения Иисусом Христом праведного Лазаря. Это чудо было совершено чтобы удостоверить в грядущем воскресении всех умерших.

1. Святой и Праведный Лазарь Святой и Праведный Лазарь Четверодневный.

2. Событие Праздника “Лазарева суббота” – Воскрешение Лазаря.

3. Богослужение в праздник “Лазарева суббота”.

3.1. Воскресные тропари по Непорочных.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша, и с собою Адама воздвигша, и от ада вся свободша.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете; блистаяйся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Зело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающыя, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите, воскресение же апостолом рцыте.

Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.

Мироносицы жены с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми живаго помышляете? Яко Бог бо, воскресе от гроба.

Поклонимся Отцу и Его Сынови и Святому Духу, Святей Троице во едином существе с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи.

И ныне и присн и вовеки веков. Аминь.

Жизнодавца рождши греха, Дево, Адама избавила еси, Радость же Еве в печали место подала еси. Падшия же от жизни к сей направи, из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.

Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).

3.2. Елицы во Христа крестистеся.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Во Христа облекостеся. Аллилуиа.

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.

3.3. Тропарь Празднику Вход Господень в Иерусалим, глас 1-й (Тропарь Лазаревой субботы).

3.4. Кондак Лазаревой субботы.

4. Жизнь Св. Лазаря Четырехдневного после Воскрешения.

После убиения св. архидиакона Стефана, когда настало гонение на иерусалимских христиан, св. Лазарь был изгнан из Иудеи и пущен в море на лодке без весел. По Божию Произволению лодка приплыла к о. Кипр, где в городе Кидонии св. Лазарь начал проповедовать Христа, как апостол, и был епископом в этом городе, рукоположенный в сей сан апостолом Варнавой.

Пресвятая Богородица прибыла на о. Кипр, где встретилась со св. Лазарем. Здесь Она поведала Ему о Своем пребывании на Афонской Горе и поднесла дары, нарочно для него собственноручно сделанные – омофор и нарукавницы. Недолго пробыв на Кипре, Матерь Божия возвратилась в Иерусалим.

После пребывания Пресвятой Богородицы св. Лазарь четверодневный пребывал епископом на Кипре около тридцати лет, проповедуя Христа и утверждая в вере обращенных им язычников, в чем ревностно помогали ему сестры Мария и Марфа. Св. четверодневный Лазарь скончался на острове Кипр.

При императоре Льве Философе (886–911 гг.) мощи св. Лазаря четверодневного были перенесены с Кипра в Царьград. Память св. Лазаря четверодневного празднуется Святой Церковью 17 октября, когда воспоминается перенесение его мощей с о. Кипр в Царьград.

Против обливательного Крещения

Окружное Послание Архиепископа Никифора (Феотокиса) Славенского и Херсонского

По делу звания моего я обязан наблюдать за всем, что относится к учению христианскому, дабы сие учение сохранялось здраво и неповрежденно. И, во-первых, обращаю внимание ваше на святое крещение, ко­торое есть дверь всех Таинств, начало спасенья нашего, отпущение грехов и примирение с Бо­гом. Оно есть дар усыновления, потому что в крещении мы становимся сынами Божиими и со­наследниками Христу, облекаясь во Христа Господа нашего, по слову св. Апостола Павла: «елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» – «все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3, 27). Без сего и спастись никто не может: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5).

Рассуждая о сем Таинстве святом, я должен сказать вам, что:

1. Самое слово или наименование его на первоначальном языке, на котором передали нам благовествование Богом просвещенные Еванге­листы, означает погружение, а не обливание или окропление (греческое слово «βάπτισμα» – окунаю, крещу водой).

2. Первый узаконитель крещения Господь и Спаситель наш Иисус Христос, вошедши в реку Иордан и, погружаясь, – крестился.

3. Так и апостол Филипп крестил евнуха: «и сошли оба в воду, Филипп и евнух, и крестил его» (Деян. 8, 38).

4. Православная Церковь по преданию апостольскому всегда крестила чрез погруже­ние. Это видно из 50-го правила святых Апос­толов: «Если кто, епископ или пресвитер, совер­шит не три погружения… да будет извержен…»; из 2-го тайноведственного поучения св. Кирилла Иерусалимского: «Вы исповедали спасительное исповедание и, погрузившись трижды в воде…»; из слов св. Василия Великого: «Тремя погруже­ниями и столькими же призываниями совершается великое Таинство Крещения».

5. Погружение в воду, и притом трое­кратное, и троекратное же восхождение от воды установлено не произвольно и не случайно, но во образ тайны тридневного Воскресения Христова. «Вода, – говорит св. Ва­силий Великий, – представляет знамение смерти, принимая тело как бы во гроб. Тела крещаемых в воде некоторым образом погребаются, таинственно изображает отложение плотских тел, по слову Апостола: «В Нем и вы обрезаны… совлечением греховного тела плоти, обреза­нием Христовым; быв погребены» (Кол.2:11–12).

6. Церковь Православная везде крещает чрез трехкратное погружение в воду и возведение от воды. Так крещает Церковь греческая, арабская, болгарская, сербская, волошская, дал­матская; так крестит и Церковь русская во всей Великороссии. Каждая из этих Церквей имеет сосуд, в котором трижды погружает крещаемых младенцев нагих с призыванием имен Пресвятой Троицы (как указано в 49-м правиле апостоль­ском: «Если кто, епископ или пресвитер, крес­тит не по Господню учреждению, во Отца и Сына и Святаго Духа…. да будет извержен»). А что и во всей Малороссии прежде таким же образом крестили младенцев, в том нет ника­кого сомнения. Святой Владимiр принял веру и все обряды церковные заимствовал у греков, которые и прежде и теперь крещают чрез по­гружение. Странным после этого кажется, что те, которые имели учителей-греков и которых крестили греки, крещаются теперь не чрез погружение.

Впрочем, думаю и не без основания, что крес­тить посредством обливания стали первоначаль­но в Киеве, а потом и по всей Малороссии. Такое отступление произошло с того времени, когда униаты завладели Киевскою митрополиею.

В Римской Церкви до XII века крестили посредством погружения, а потом начали крестить не только чрез обливание, но и чрез окропление. Из сего следует, что из всех право­славных одни только малороссы, отменив погру­жение, крещают посредством обливания. А это подало случай раскольникам обличать нас в том, что мы, пренебрегши предание святых апостолов, которое без перемены содержится во всей Православной Церкви, последовали обы­чаю папистов, которые в числе различных неправильных отменений дерзнули переменить и святое крещение. «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам» (1Кор. 11,2). «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2,15). Так писал божественный апостол Павел. А св. Василий Великий ясно говорит: «Беда бывает, когда кто-либо умрет без крещения или когда будет что-либо опущено из преданного при совершении крещения».

Для чего же мы делаем упущения в столь важ­ном деле? Почему мы не сохраняем сего святого апостольского предания, как сохраняет его вся Православная Церковь? Какую причину, какое извинение представим в том? Быть может, кто скажет, что опасно погружать младенцев в воду? Но это будет лукавством. Жизнь Его Им­ператорского Высочества, благоверного Госу­даря Цесаревича и Великого князя Павла Петро­вича и Его высоких чад весьма драгоценна, однако ж они без всякого опасения, по благости Божией, были крещены троекратным погруже­нием в довольно глубоком сосуде, который я сам видел в придворной церкви. Наконец, ес­ли бы кто сказал, что холодная вода в зимнее время может быть вредна для здоровья младен­цев, тот должен знать, что никакой закон не повелевает, чтобы вода, употребляемая в кре­щении, была холодная и замерзшая; можно брать воду, находящуюся в комнате.

Довольно, кажется, и того, что я сказал вам, возлюбленные во Христе чада и пречестные свя­щенники, довольно для того, чтобы вы больше не крестили чрез обливание, а крестили бы как положено, посредством погружения, чтобы вы прежде дру­гих в Малороссии показали пример сей святой и за служение и ревность о сохранении в Церк­ви древнейшего апостольского предания удос­тоились получить от Бога награду. Впрочем, да­бы кто-нибудь не пренебрег сего постановления нашего под тем предлогом, что от нас не было на то ясного повеления, то мы, по власти нашей пастырской, всем нашим духовным правлениям повелеваем:

1. Стараться, чтобы во всякой церкви был устроен сосуд серебряный или медный или из другого какого-либо приличного материала, который бы имел фигуру колокола или кадила, снизу уже, а кверху шире, глубиной не меньше аршина, а шириною соразмерен был бы глу­бине, так чтобы годен был к употреблению.

2. Велеть везде священникам, чтобы над вы­шеупомянутым сосудом с водою прочитаны были обыкновенные молитвы и в освященной воде крещали бы младенцев при троекратном погру­жении с призыванием на каждом из погружений одного из трех имен Пресвятой Троицы, как со­вершается на Востоке и в Великороссии.

3. Строго приказывать, чтобы священную воду по совершении крещения не выливали куда вон в нечистое место, но сохранно и с должным уважением выливали бы ее в умывальницу, то есть где священники руки омы­вают, а самый сосуд ни на какое другое дело не употреблять, но хранить его в церкви в чис­ле других священных сосудов.

Повинующимся и охотно имеющим исполнить сие наше повеление обещаем Божие благосло­вение, вечную славу и наше пастырское благословение.

1754 год.

О православной социальной сети «Елицы»

Православная социальная сеть «Елицы» — это современная площадка для укрепления связей между православными людьми во всем мире и развития приходской жизни вокруг храмов. Проект открыт как для православных, так и для тех, кто только ищет путь к Богу.

Соцсеть «Елицы» (в пер. с церк.-слав. – «те, которые, сколько их есть») начала свою работу в мае 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при попечении епископа Воскресенского Саввы. Основатели и руководители сети «Елицы» прихожане храма Воскресения Христова в Шереметьево.

Цель проекта – помочь человеку прийти к Богу, объединить православных людей, развить и укрепить приходскую жизнь.

Миссия проекта — показать людям, что православие дает полноту и радость жизни, а быть православным — интереснее и полезнее, чем «одиноким центром вселенной».

Сеть «Елицы» сотрудничает со многими Епархиями РПЦ, с синодальными отделами Московской Патриархии, принимает участие в общецерковных съездах, фестивалях, форумах, чтениях, большой интерес проявляет и Зарубежная Православная Церковь.

Кроме стандартного функционала, который существует в других светских соцсетях — общение, получение и обмен информацией — сеть «Елицы» имеет уникальные возможности, созданные для удовлетворения потребностей всего православного мира: прихожан, тех, кто только идет к Богу, священнослужителей, церковных специалистов и др.

ПРИХОЖАНЕ благодаря соцсети «Елицы» знают имена и род деятельности своих сообщинников, имеют возможность задавать накопившиеся и неразрешенные вопросы клирикам своего храма, сближаются, предлагая, организовывая и участвуя в полезных приходских мероприятиях. Приход с развитой приходской жизнью становится привлекательным и для новых прихожан.

НАСТОЯТЕЛИ храма имеют возможность использовать ленту общины храма для публикации важной информации для прихожан.

Настоятель может:

  • оповещать прихожан о нуждах прихода;
  • выявлять организационных лидеров;
  • организовывать сбор средств на конкретные нужды храма или на проведение мероприятий;
  • распределять задачи по организации мероприятий и контролировать их выполнение;
  • ближе узнавать своих прихожан.

ЦЕРКОВНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ по молодежному, миссионерскому, катехизаторскому и остальным служениям, имеют функциональную приходскую площадку на страничке общины, а также общецерковную площадку для межприходского обмена опытом по специализациям. Очень популярным стала возможность организации приходских и межприходских мероприятий. Для этого на сайте предусмотрен отдельный раздел. Также новое предложение для специалистов – это проведение вебинаров (онлайн-семинаров) на площадке сети.

РУКОВОДИТЕЛИ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ могут в разделе воскресной школы на странице храма публиковать расписания занятий, сообщения для родителей, обсуждать с ними насущные вопросы, организовывать подготовку и проведение собственных мероприятий, и, конечно иметь «обратную связь».

НЕВОЦЕРКОВЛЕННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ благодаря сети «Елицы» могут задавать вопросы известным священникам в сервисе «Вопросы батюшке», а также присматриваться к жизни приходов.

СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ, регистрирующиеся в сети, проходят модераторскую проверку, чтобы исключить попадания в сеть «ряженных», раскольников и сектантов. Ведь им предстоит отвечать на вопросы пользователей, а для кого-то это вообще станет первым общением с клириком.

ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ имеют благодаря сети возможность чувствовать себя полноправными и востребованными членами приходской общины.

ДЛЯ ПРИХОДСКИХ, ЕПАРХИАЛЬНЫХ И ДРУГИХ СМИ соцсеть «Елицы» – неисчерпаемый источник уникальных тем для публикаций.

В ближайшей перспективе функциональные возможности сети будут расширены большим набором новых сервисов и внутрисетевых проектов.

Отзывы о соцсети «Елицы»:

Первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии Преосвященнейший Савва, епископ Воскресенский:
«Данный электронный ресурс разработан таким образом, что потенциально может охватить православные приходы всего мира. Фактически, православная соцсеть «Елицы», созданная специально для православных общин, может стать удобной площадкой для обсуждения общих трудностей, обмена опытом для специалистов из разных областей церковной деятельности, формирования из совокупности разрозненных личностей реальной живой общины, где прихожане знают друг друга и общаются не только с духовенством, но и между собой».

А. И. Осипов, профессор Московской духовной академии, богослов:
«Елицы» — это хорошее начинание, и то, что мы к этому пришли – это естественный процесс. Если этот проект действительно позволит объединить прихожан вокруг приходов, сблизит их, даст важную информацию о приходе, позволит обсуждать духовные вопросы, то у него однозначно большие перспективы».

Иеромонах Макарий (Маркиш), церковный публицист, миссионер:
«Несмотря на то, что «Елицы» — молодой проект, который начал свою работу совсем недавно, сегодня уже достигнуты очень серьезные результаты. Я зарегистрирован в «Елицах» и наблюдаю, как сеть меняется с каждым днем — сайт становится более удобным, быстрыми темпами растет число пользователей сети, они становятся все более активными, появляется все больше интересной и полезной информации, много новых функций и сервисов».

Ф. В. Емельяненко, четырехкратный чемпион мира по смешанным единоборствам в тяжелом весе, советник министра спорта РФ:
«Я вижу большие перспективы у православной социальной сети «Елицы», которая позволяет объединиться православным людям по всему миру, общаться, делиться опытом и помогать друг с другу».

Наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, игумен Феофилакт (Безукладников):
«Читают книги сейчас все меньше, а больше находятся в социальных сетях, значит надо через них донести до пользователей добрую положительную информацию. Я вижу, что «Елицы» направлены именно на это. Апостолы в свое время сеяли доброе семя, так и сеть «Елицы» сегодня его сеет, а уж где оно прорастет, какую пользу и кому принесет — это уже в руках Господа. Поэтому смысл такой работы очень высок».

* в пер. с церк.-слав. – «те, которые, сколько их есть»

Публикации о сети «»:

  1. Новые православные медиа-проекты представят на Рождественских чтениях.
  2. Страница патриарха Кирилла появилась в православной социальной сети.
  3. Все больше епископов открывают свои страницы в соцсети «Елицы».
  4. Настоятели храмов смогут собирать пожертвования через православную соцсеть.
  5. Федор Емельяненко: Побеждать можно только с верой.
  6. В Рунете появится масштабная благотворительная площадка в помощь православным приходам.
  7. Православная соцсеть «Елицы» призывает священнослужителей активнее осваивать возможности сети.
  8. Социальная сеть для православных «Елицы» обрела мобильную версию.
  9. На Рождественских Чтениях обсудили развитие единой карты приходов.
  10. Православная социальная сеть: За и против. Беседа с директором соцсети “Елицы” Валерием Чепухалиным.

>Буклет

(pdf, 3.7 Мб)

(pdf, 14 Мб)

>Предложение для СМИ

(pdf, 2.1 Мб)

Слово на Крещение Господне

Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. (Гал. 3:27)

Аще кто не родится свыше — водою и Духом, не может внити в царствие Божие. (Ин. 3:3, 5)

Спасе нас банею пакибытия и обновления Духа Святаго. (Тит. 3:5)

Настал новый, пресветлый праздник, день Светов, день преславнаго, таинственнаго Крещения Господня, Которому мы все обязаны своим пакибытием или возрождением, просвещением, обновлением и усыновлением Отцу небесному, от Котораго отчуждено было скверною греха человечество несколько тысяч лет.

Снова порадуемся, дорогие братия и сестры, безмерной благости и премудрости Божией, чудно устроившей возрождение наше в водах Иордана, чрез погружение в них плотию Самого Господа славы, освятившаго воды, установившаго и подавшаго нам образ и способ таинственнаго обновления нашего. Глубоко и чудесно это таинство! Сколь чудесно и животворно таинство святого Причащения Тела и Крови Христовых, в коих Он весь почивает, чрез которыя и совершает державно очищение грехов наших, освящение и обожение, — столь же чудно и действенно ко спасению оскверненнаго и погибающаго грехом человеческаго рода таинство Божественнаго Крещения; и одно другому помогают, и то и другое необходимо ко спасению. О, несказанная премудрость и тайна Божия, которую только верою можно принимать и уразумевать, но не пытливым, близоруким и омраченным страстями умом человеческим.

Как сотворение наше Богом есть величайшая тайна благости, премудрости и всемогущества Божия, — так и тайна возрождения нашего в крещении есть таинство, пред которым должен в благоговении поникнуть разум человеческий. Только безконечный Разум Божий мог умыслить и предложить верное средство к очищению и возрождению растлевшаго грехом, до костей и мозгов, до самой глубины сердца рода человеческаго, и присвоению Богу совершенно отчужденнаго и погибавшаго человека. Никакой ум не только человеческий, но и ангельский не мог найти к тому средства.

Святая Церковь, богословствуя Духом Святым, о тайне Крещения Господа нашего, говорит, что Господь, крестившись в водах Иордана, потопил человеческий грех Своею безмерною праведностию, освятил воды и на все века дал им силу освящения, чтобы даровать нам баню пакибытия и обновления Духом Святым; отворить нам небо, заключенное грехопадением Адама и низвести на землю Духа Святаго, Который не имел на земле места, где голову приклонить, по причине крайняго развращения рода человеческаго; чтобы Адама очистить от скверны и возвести на небо оправданным после пятитысячелетняго наказания во аде.

«Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил еси даже и до рабия образа. Ныне же длани раба (Предтечи) подклоняеши главу рабски, мое наздание благоутробно очищая», — возглашает Церковь в службе на этот праздник. «Явльшуся Тебе телом, освятися земля, воды благословишася, Небо просветися, род же человеков горькаго мучительства вражия избавися. Нов Адам быв Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное, кроме сокрушения и горнил Крещением Богодетельным новотворя. Духом души новотвориши, водою же освящаеши тело сложеное, животна назидая человека».

Слава Господу Иисусу, крестившемуся во Иордане нашего ради спасения и даровавшему нам возрождение, пакибытие (вторичное бытие), усыновление Богу и живот вечный, разорившему прежнее средостение вражды и проклятия, и праведнаго отвержения нашего от Бога.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову — в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24).

Облеклись ли мы во Христа? Спросим себя и размыслим о сем искренно. А если не облеклись, то мы и не Христовы. Ибо Апостол говорит, что кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9).

Если кто не родится водою и духом, тот не может видеть царствия Божия. Аминь.

Полное собрание сочинений настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. Новыя слова, произнесенныя в 1902 году. — 1-е изд., под ред. авт. Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1903. С. 5-8.

Елицы

Смотреть что такое «Елицы» в других словарях:

  • Елицы — название населённых пунктов: Россия Елицы деревня в Старорусском районе Новгородской области. Елицы деревня в Порховском районе Псковской области … Википедия

  • елицы — которые … Cловарь архаизмов русского языка

  • ЕЛИЦЫ ВО ХРИСТА КРЕСТИСТЕСЯ — , стих из Галатам послания ап. Павла (Гал 3. 27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ), используемый в правосл. богослужении. «Е … Православная энциклопедия

  • Ектения — Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия

  • ВЕЛИКАЯ СУББОТА — , суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. События В. с. Вера … Православная энциклопедия

  • Погост (Ленинградская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Погост (значения). Деревня Погост Страна РоссияРоссия … Википедия

  • Литургия Иоанна Златоуста — Небесная литургия (икона Михаила Дамаскина, XVI век) Литургия Иоанна Златоуста (греч … Википедия

  • Оглашенные — (написание «оглашённые» здесь является неправильным), катехумены (греч. κατηχουμενος) в христианстве люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный» означает… … Википедия

  • Литургия Златоуста — Небесная литургия (икона Михаила Дамаскина, XVI век) Литургия Иоанна Златоуста (греч. Η Θεία Λειτουργία του Χρυσοστόμου) чин литургии византийского обряда, которая, согласно Уставу, совершается в большую часть дней богослужебного года в… … Википедия

  • Оглашение — Оглашенные (написание «оглашённые» здесь является неправильным), катехумены (греч. κατηχουμενος) в христианстве люди, не принявшие крещение, но уже наставляемые в основах веры (в церковнославянской филологии прилагательное «оглашенный»… … Википедия

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *