Чтобы было все, как задумал Константин Тон. В главном храме Ельца, Вознесенском соборе, продолжается масштабная реставрация. Сейчас бригады заняты восстановлением фасада. И может статься, что будет воплощен и изначальный архитектурный проект. Подробности у Елены Стегачёвой.

Знаменитое творение архитектора Константина Тона, визитная карточка региона и главный храм Ельца Вознесенский собор за последние годы уже заметно преобразился. Фасаду вернули исторический песочный цвет. А сейчас рабочие укрепляют белокаменную отмостку и кирпичную кладку.

«Материал — металл-окрытие, цинк-титан. Это дорогой металл, используется редко и не везде. По своим свойствам он похож на медь», — объяснил прораб Константин Синельников.

Работа с камнем требует особого мастерства, поэтому сюда пригласили реставраторов из Подмосковья. Ремонт идет и в подвалах храма. Осенью прошлого года внутри восстановили настенные росписи.

Известный русский зодчий Константин Тон более века назад хотел построить храм с колокольней высотой более 80 метров. Она должна была стать самым высоким сооружением в Ельце. Московские специалисты надеются завершить этот проект.

«Сейчас уже подан на экспертизу в Министерство культуры проект этой колокольни, которая должна пройти также техническую эуспертизу. То есть, должны решить, возможно ли ставить колокольню на таком фундаменте или же можно применять какие-то новые облегченные конструкции для этого», — отметил и. о. благочинного Вознесенского собора иерей Илья Пешков.

Если колокольню все же решать строить, то главный храм Елецкой епархии и самый знаменитый в Липецкой области собор не только приобретет вид, который задумывал Константин Тон, но и свой голос.

Новости культуры

общество, архитектура, реставрация, собор, Елец, Новости культуры

1) Прикосновение к истории города Ельца Липецкой области начнём с рассказа об основной городской доминанте, Собор Вознесения Господня, спроектированном зачинателем «русско-византийского стиля» Константином Тоном. В этой записи я расскажу Вам о самой личности архитектора, некоторых чертах псевдорусского стиля, второго названия вышеназванного направления в архитектуре середины XIX века, снискавшим расцвет во время правления Николая I.

2) Итак, Константин Андреевич Тон ( 1794 — 1881) — российский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец, Петропавловская церковь в моё родном городе Клинцы Брянской области, здания Московского и Ленинградского вокзалов-близнецов в Москве и Санкт-Петербурге.
Он родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира. Учился в школе при лютеранском приходе Святых Петра и Павла с 1801 по 1804 год.
В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина (автора Казанского Собора, здания Горного института). В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1 степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным на европейскую стажировку.
В Риме К. Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты воссоздания храма Фортуны в Пренесте, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, которые доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.

3) в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Эта задача была возложена на Тона с условием, чтобы новый храм имел старинный русский стиль. Императору Николаю I очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю дальнейшую жизнь последнего.
Одновременно с проектом московского храма, Тон руководил устройством гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.
К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полно и ярко выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество,чтобы впоследствии архитекторы всей империи обязательно придерживались их форм и стиля.
В 1847—1851 К. Тон руководит строительством Николаевского вокзала (нынешний Московский вокзал) в Петербурге, а в 1845—1852 Николаевский вокзал в Москве (в настоящее время, Ленинградский вокзал), 1839-1849 гг. возводится Большой Кремлевский дворец.
Типичными чертами Русско-Византийского стиля были следующие (имеются в виду черты, отличающие его от классицизма):
-исчезновение портиков и других классических форм с фасадов
-употребление характерных для византийского, а также русского зодчества допетровского времени архитектурных элементов (полуциркульные арки и арочные проемы, килевидные закомары, ступенчатые порталы входов, массивные колонны и пилястры и пр.)
-нарочитая массивность и весомость архитектурных форм;
-более измельченный характер обработки фасадов.

4) Теперь концентрированно расскажу Вам о Соборе Вознесения Господня в Ельце, который также принадлежит авторству Константина Тона.
25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794 — 1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он «повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение».
Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. В России этот Собор 4-й по величине: больше его Исаакиевский собор в Петербурге, Храм Христа Спасителя в Москве и Крестовоздвиженский собор в городе Верхотурье Свердловской области.
Строился собор 44 года, а пожертвования на него собирались прежде 75 лет, аж с 1815 года методом «снуровой книги», то есть прошнурованной, как тогда было заведено. Но собор так и остался неоконченным: колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроенной. Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковичную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов.

5) Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. Ученик К.А. Тона Каминский был главным строителем Елецкого собора.

6) В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти художников-передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.

7) На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. Летний с тремя пределами: главный — в честь Вознесения Господня, правый — в честь Казанской иконы Божией Матери, левый — в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя пределами: правый — в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый — в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами — центральный — в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый — в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый — в честь святителя Митрофана епископа Воронежского.

8) Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца.Убранство трапезной насчитывает 150 художественных произведений. Несомненно, разные по своим художественным достоинствам, по манере исполнения, стенные росписи и иконы собора являются уникальным историческим и художественным достоянием Ельца.
Вознесенский собор в Ельце является ярчайшим представителем официального русско-византийского стиля в архитектуре. По своему объемно-планировочному решению собор восходит к традициям, сложившимся на Руси к XVII веку. Такого рода обращения к истории существовали и прежде.

9)
10)

Вознесенский собор в Ельце (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вознесенский собор в Ельце

С какой бы стороны не подъезжать к Ельцу, издалека заметен большой золотой купол в окружении 4 синих глав на высоком светло-зеленом Вознесенском соборе, изукрашенном белым кружевом наличников, кокошников и пилястр. Архитектор Константин Тон получил за этот проект «высочайшее благоволение» императора Николая I, который подобными поощрениями не разбрасывался. Здание стало первым образцом русско-византийского стиля в церковном зодчестве.

Храм начали возводить в 1845 г., но освятили только спустя 44 года, да и то не достроив колокольню. Зато интерьер был богато украшен, резной деревянный иконостас сиял золотом, на полу лежала флорентийская мозаика. Ее размолотили грузовики, въезжавшие внутрь после того, как в 1934 г. собор превратили в зернохранилище. А иконы просто сожгли. В 1947 г. храм вернули церкви, хотя в подвале по-прежнему хранили овощи. Чудом его не разрушили при Хрущеве, а с 1990 г. началась новая эра. Полностью отреставрировали фасад и интерьеры, исправили крышу, позолотили купол и иконостас. В 2003 г. Вознесенский собор вернул себе статус кафедрального.

Что посмотреть

Вознесенский храм огромен. Его высота — 74 м, ширина — 34 м, длина — 94 м. Основное здание — традиционный четверик с 5 луковидными куполами и тремя апсидами в алтарной части. Главы высятся на восьмиугольных барабанах со стрельчатыми окнами. Трапезная используется в качестве зимней церкви, недостроенная колокольня служит приделом, где установлены огромные кованые ворота весом 8 т. Кирпичные фасады украшены аркатурным поясом, наличниками-«ромашками», тонкими полуколоннами и килевидными кокошниками из белого резного камня.

Интерьер Вознесенского собора сам по себе уже представляет огромную художественную ценность. В нем находятся около 220 икон и стенных росписей, которые сделали художники-передвижники К. В. Лебедев и А. И. Корзухин, автор проекта иконостаса — А. С. Каминский.

Внутреннее пространство разделено на три зала. В летнем находятся три предела, освященных во имя Вознесения Господня, святого князя Александра Невского и Казанской иконы Божией Матери. В зимнем зале размещены приделы святителя Димитрия Ростовского и Николая Мир Ликийского. Центральный придел нижнего зала освящен в честь Елецкой иконы Божией матери, боковые — во имя святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. Главные святыни храма — частицы Животворящего Креста Господня, мощей святых Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. С 1995 г. при соборе работает православная гимназия, дети и взрослые посещают воскресную школу.

Практическая информация

Адрес: Елец, Красная пл., 1. Веб-сайт.

Как добраться: из Москвы на автомобиле по трассе М4, расстояние 390 км, время в пути 4,5 часа. Поездом с Павелецкого или Курского вокзалов, в дороге 8 часов. В Ельце от ж/д вокзала до ост. «Красная площадь» на автобусе № 1.

В дни пасхальных торжеств нельзя не вспомнить об одном из самых замечательных Елецких храмов – соборной церкви Воскресения Христова, украшавшей город на протяжении нескольких столетий. Воскресенская соборная церковь, ровесница возобновленному после набегов из Дикого Поля городу, упоминается в документах конца XVI века, когда в Ельце уже шла активная работа по постройке новой крепости, по набору служилых людей для ее обороны. Без сомнения, имя церкви символично: главный храм города, не единожды восстававшего из пепла, – в честь Воскресения Христова! С нами Бог! Оплот и твердыня, надежда, упование на небесное заступничество и уверенность в защите и несокрушимости!

Деревянная церковь Воскресения на протяжении XVII века, разделяя судьбу города, неоднократно горела и снова возобновлялась, пока в 1703 году не был построен новый храм – низ каменный, верх деревянный (такие постройки станут типичны для города вплоть до XX века).
Елецкое предание бережно сохранило память о том, что в Ельце в самом начале XVIII века бывал Петр I проездом из Москвы на корабельное строительство в Воронеж. Царь не раз стоял обедню в Воскресенском соборе, читал во время службы Апостол – свою любимую книгу – и подпевал хору певчих.
В XVIII веке Воскресенская церковь полностью стала каменной. К началу XX века после многих перестроек Воскресенская соборная церковь представляла собой двухэтажный храм с трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем на постаменте, в основание которого были вмонтированы часы, расположенные по сторонам света. Снаружи храм был оштукатурен. В 1797 году Яков Ростовцев, елецкий купец, пожертвовал колокол в 187 пудов весом (без малого 3 тонны!) на новую колокольню. В соборе имелись древние иконы, Евангелие из дома святителя Митрофана Воронежского и Евангелие также конца XVII века, пожертвованное ельчанкой инокиней Домной и переданное в собор через внука – посадского человека Алексея Семеновича Расихина. Хочется думать, что Евангелие, побывавшее в руках Расихиных (сейчас оно находится в краеведческом музее Ельца), принимавших Петра I у себя в доме, хранит много тайн, которые еще только предстоит разгадать!
В 1889 году, в непосредственной близости от Воскресенского храма, начал служить вновь построенный Вознесенский собор, размеры которого более соответствовали нуждам разросшегося города. Однако Воскресенская соборная церковь, с тех пор с любовью называемая ельчанами «старым собором», не утеряла своего значения, сохранив прихожан – более тысячи человек, живших во всех районах города.
В XX веке Воскресенский собор разделил судьбу городских храмов. В 1922 году из него были изъяты церковные ценности, в 1929 храм был закрыт, а еще через три года разрушен. Летом 1996 года в ходе археологических раскопок на Красной площади (Соборной, как она называлась изначально) были обнаружены и законсервированы остатки фундамента старого собора, по которым и сегодня можно судить о величине и месторасположении здания.
Стоя на площади и глядя на музеефицированные останки, мысленно перенесемся в XIX век и увидим торжественную картину, которую писатель И.А. Бунин пронес в своей памяти через всю жизнь, чтобы спустя десятилетия описать свои гимназические впечатления, относящиеся к 80-ым годам XIX века, от посещения службы в елецком Воскресенском соборе, в романе «Жизнь Арсеньева»:
«Вот «табельный» день, торжественная обедня в соборе. Наш капитан, перед тем как вести нас, собравшихся во дворе гимназии, осматривает каждую нашу пуговицу. Учителя – в мундирах, в орденах, в треуголках. Идя по улицам, мы с удовольствием чувствуем, что прохожие смотрят на нас, как на что-то казённое, полувоенное, принимающее непосредственное участие во всём том параде, которым должен быть ознаменован этот день. К собору отовсюду сходятся и съезжаются другие «ведомства», то есть опять мундиры, ордена, треуголки, жирные эполеты. Чем ближе собор, тем звучнее, тяжелее, гуще и торжественнее гул соборного колокола. Но вот и паперть – «шапки долой!» – и, теснясь, расстраивая ряды, мы вступаем в прохладное величие широко раскрытого портала, и тысячепудовый звон ревёт и гудит уже глуше, над самой головой, широко и благостно-строго встречая, принимая и покрывая тебя. Какое многолюдство, какое грузное великолепие залитого сверху донизу золотом иконостаса, золотых риз причта, пылающих свечей, всякого чина, теснящегося возле ступеней амвона, устланного красным сукном! Для отроческого сердца было всё это нелегко: голова мутилась от длительности и пышности службы, от этих чтений, каждений, выходов и выносов, от зычного грома басов и сладких альтовых замираний на клиросе, изысканно щеголяющем то мощью, то нежностью…»

Дмитрий Перцев

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *